Скачать 443.04 Kb.
|
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «Ставропольская государственная медицинская академия» Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации Кафедра общей хирургии «Утверждаю» проректор по учебной работе профессор А.Б. Ходжаян « » _____________ 2012 РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА по дисциплине «Уход за больными хирургического профиля» для специальности 060101 – лечебное дело Курсы: I-й ЗЕТ - 3 Всего часов 108 из них: Практические занятия - 72ч. Самостоятельная работа- 36 ч. Отчетность – зачет – 1 семестр г. Ставрополь, 2012 Рабочая учебная программа разработана в соответствии с - ФГОС ВПО 3-го поколения для специальности 060101.65 Лечебное дело, утвержденным приказом Минобрнауки России от 8.11.2010 № 1122; -рабочим учебным планом по направлению подготовки специальности 060101.65 Лечебное дело, утвержденным Ученым советом академии от 31 августа 2011 г. протокол № 1; - типовой (примерной) учебной программой по дисциплине «Уход за больными хирургического профиля» (от 2010 г.). Рабочая учебная программа обсуждена и одобрена на заседании кафедры общей хирургии« » января 2012 года, Протокол № Зав. кафедрой общей хирургии, д.м.н., профессор (П.М. Лаврешин) Одобрена Цикловой методической комиссией хирургических дисциплин « » 2012 года Председатель ЦМК д.м.н., профессор И.В. Суздальцев Согласована: Декан лечебного факультета д.м.н., профессор Е.Н. Щетинин « » 2012 года Начальник УМУ Н.П. Вышковский « » 2012 года Руководитель ЦУКО профессор (Ю.В. Первушин) « » 2012 года Рецензенты: ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Курс «Уход за больными хирургического профиля» выделен в самостоятельную дисциплину и представляет собой систему мероприятий, включающие в себя правильное и своевременное выполнение различных лечебных врачебных назначений, проведение некоторых диагностических манипуляций (сбор мочи, мокроты, кала для анализа, желудочное и дуоденальное зондирование и др.), подготовку к определенным исследованиям (рентгенологическим, эндоскопическим, УЗИ), наблюдение за состоянием больного, оказание больному первой доврачебной помощи (при обмороке, рвоте, кашле, удушье, кровотечении и др.), ведение необходимой медицинской документации. Дисциплина изучается в объёме 108 часов с практическими занятиями (72 часов) и самостоятельных занятий в центре практических навыков под руководством ассистента (36 часов). Практические занятия проводятся в специализированных кабинетах и аудиториях кафедры. Занятия обеспечиваются необходимым наглядным материалом, количество студентов в клинической группе составляет 10-12 человек. В ходе учебного занятия студенты проходят входное тестирование (собеседование), самостоятельно и при участии преподавателя решают поставленные перед ними задачи по овладению знаниями и приобретению необходимых навыков, отчитываются за проделанную на занятии учебную работу. Учебный предмет «Уход за больными хирургического профиля» является одной из базовых дисциплин, которая закладывает основы изучения хирургической деятельности, необходимые любому врачу-клиницисту, независимо от его дальнейшей специализации. Полноценная подготовка по общей хирургии будущего врача предполагает преподавание дисциплины на основе современных, постоянно обновляемых научно-практических данных. Следует принять во внимание и те новые возможности для преподавателей и студентов, которые открывают компьютерные системы и телекоммуникационные сети. Однако эти системы не позволяют решить проблему качественной подготовки врача без самообразования и выработки у студента потребности и навыка непрерывного обновления профессиональных знаний. В современных условиях в связи с изменениями законодательства значительно повышаются требования к умению правильного общения врача с пациентами и их родственниками, к качеству ведения медицинской документации. Общий уход за больными является медицинской деятельностью по обеспечению оптимальных условий для выздоровления, а потому требует такого же серьезного изучения, как и все другие элементы лечебной деятельности. Качество общего ухода во многом определяет "лицо" клиники, ее место в иерархии медицинских учреждений и пользуется большим спросом в современных условиях. Пренебрежение им способно свести "на нет" результаты самых блестящих и безукоризненно выполненных операций. В организации ухода за больными активно участвуют все медицинские работники. Главные вопросы, связанные с обеспечением необходимого ухода, решают врачи, наблюдающие больного, они определяют вопросы о способе питания и характере диеты, режиме, потребности в физической активности больного, врачи постоянно контролируют правильность и своевременность выполнения необходимых лечебных и диагностических назначений средним и младшим медицинским персоналом. Этим определяется необходимость изучения основ ухода за больными в подготовке врача. Решающая роль в обосновании правильного ухода за больными отводится среднему и младшему медицинскому персоналу. Функции и задачи медицинских сестер существенно различаются в зависимости от типа лечебно-профилактических учреждений (стационар, поликлиника, диспансер) профиля работы отделения (терапевтическое, хирургическое, реанимационное), должности мед. сестры (палатная, процедурная, старшая медицинская сестра), что учитывается в преподавании этого предмета. Инъекции, инфузии, зондирование полых органов через естественные отверстия - то, что называется "уход за больными", целесообразно изучать в рамках общей хирургии, где они получают необходимое анатомическое, клиническое и техническое обоснование. Эти элементы, будучи по сути своей инвазивными вмешательствами, приобрели особое значение именно в хирургии, хотя широко применяются и в других клинических дисциплинах. Неоправданно поверхностное их изучение в отрыве от других элементов хирургической деятельности ведет в медицинской практике к ятрогенным осложнениям. Выполнение врачебных назначений (инъекции, постановка горчичников, клизм, раздача лекарств), диагностических манипуляций (измерение температуры тела, желудочное и дуоденальное зондирование) проводит мед. сестра, которая должна уметь подсчитать частоту дыхания и пульса, измерить артериальное давление, суточный диурез, правильно собрать выделения больного для последующих анализов и направить их в лабораторию. В неотложных случаях мед. сестры обязаны уметь оказать первую доврачебную помощь (искусственное дыхание, непрямой массаж сердца, наложение кровоостанавливающего жгута, а также первую помощь при отравлениях, травмах, ожогах и т. д.). Медицинские сестры обеспечивают транспортировку больных, принимают вновь поступивших пациентов, знакомят их с режимом пребывания в стационаре, организуют выписку больных. Медицинские сестры осуществляют контроль за санитарным состоянием отделений и соблюдением больными правил внутреннего распорядка, проверяют выполнение больными правил личной гигиены, обеспечивают уход за кожными покровами, глазами, ушами, полостью рта, смену постельного и нательного белья. Студентов обучают ведению медицинской документации, заполнению температурного листа и листа врачебных назначений, ведут журнал приема и сдачи дежурств, выписывают требования на медикаменты, составляют порционник. В организации правильного ухода за больными важно соблюдение деонтологии и медицинской этики, чему студенты обучаются на протяжении всего периода пребывания на кафедре. По окончании I курса под руководством сотрудников кафедры студенты проходят производственную практику (санитарскую) на клинических базах, где обрабатываются навыки и умения общего ухода за больными, а затем сдают экзамен, включающий: 1) теоретические знания, 2) практические навыки ухода за больными.
1.1. Цель преподавания курса "Уход за больными хирургического профиля" Цель - приобретение студентами знаний и навыков младшего и среднего медицинского персонала для проведения квалифицированной лечебно-профилакти-ческой работы в хирургическом стационаре и в амбулаторных условиях. 1.2. Задачи изучения дисциплины:
Третья часть каждого практического занятия проводится в учебных комнатах специально оборудованных и оснащенных фантомами, специальным оборудованием, предметами ухода за больным, инструментарием, образцами медицинской документации. Технику проведения процедур и манипуляций на фантомах или друг на друге, занятие проводится в учебной комнате и в центре практических навыков. Студенты овладевают навыками оказания срочной до врачебной помощи при внезапно развивающихся критических состояниях - остановка дыхания и сердца, кровотечение, острая задержка мочеиспускания, удушье и пр., закрепляются эти знания и умения на производственной практике.
Дисциплина относится к циклу профессиональных дисциплин федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального медицинского образования по специальности 0601091.65 Лечебное дело и изучается в первом семестре в цикле учебная практика. Основные знания, необходимые для изучения дисциплины формируются: - в цикле гуманитарных дисциплин (философия, биоэтика, педагогика, психология, правоведение, история медицины, экономика, латинский язык, иностранный язык); - в цикле математических, естественно-научных, медико-биологических дисциплин (математика, физика, химия, биохимия, биология, медицинская информатика, анатомия, гистология); - Освоение дисциплины «Уход за больными хирургического профиля» необходимо как предшествующее при изучении таких дисциплин, как «Общая хирургия», «Факультетская хирургия, урология», «Акушерство и гинекология», «Детская хирургия», «Оториноларингология», «Офтальмология», , «Травматология, ортопедия». 3. ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ Процесс изучения дисциплины направлен на формирование у выпускника следующих компетенций: способен и готов анализировать социально-значимые проблемы и процессы, использовать на практике методы гуманитарных, естественнонаучных, медико-биологических и клинических наук в различных видах профессиональной и социальной деятельности (ОК-1); способен и готов реализовать этические и деонтологические аспекты врачебной деятельности в общении с коллегами, медицинскими сестрами и младшим персоналом, родственниками пациента (ПК -1); способен и готов применять методы асептики и антисептики, использовать медицинский инструментарий, проводить санитарную обработку лечебных и диагностических помещений лечебно-профилактических учреждений, владеть техникой ухода за больными (ПК- 7); В результате изучения дисциплины общий уход за хирургическими больными студент должен: Знать:
Уметь: 1. Проводить санитарную обработку лечебных и диагностических помещений лечебных учреждений;
Владеть / быть в состоянии продемонстрировать:
4. ОБЪЕМ ДИСЦИПЛИНЫ И ВИДЫ УЧЕБНОЙ РАБОТЫ Общая трудоемкость дисциплины составляет: 6 зачетных единиц (ЗЕТ), 216 часов
5. СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ 5.1. Содержание разделов дисциплины. ВВЕДЕНИЕ Краткие исторические сведения. Предмет и задачи дисциплины, порядок ее изучения. Рекомендуемая литература. Современное состояние хирургии. Современная хирургия – научно обоснованная область медицинского знания. Современные медицинские специальности хирургического профиля. Понятие об уходе за больными в хирургии. Современная хирургическая литература. Использование элементов хирургии в других медицинских специальностях. РАЗДЕЛ I Организационные и юридические основы хирургической деятельности. Этика и деонтология в хирургии. |
При разработке рабочей программы учебной практики в основу положены:... Примерная программа учебной практики «Общий уход за больными терапевтического профиля», «Общий уход за больными хирургического профиля... | Курс терапевтический модуль медицинский факультет гбоу впо петргу... Фгос 03). Согласно учебному плану учебная практика «Уход за больными терапевтического профиля» проводится в рамках учебной практики... | ||
Учебная программа дисциплины: Учебная практика. Общий уход за больными... ... | Учебная практика по направлению подготовки Цель учебной практики уход за больными терапевтического и хирургического профиля | ||
Рабочая программа учебной практики «общий уход за больными взрослыми... Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования | Аннотированное содержание программы учебной практики «Уход за больными... Общая трудоемкость изучения раздела дисциплины составляет 3 зачетных единиц (2 недели) | ||
Рабочая программа УчебНой практики уход за больными терапевтического... Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Оренбургская государственная медицинская... | Методические указания по организации учебной практики Для специальности 060101 Лечебное дело У89 Уход за больными терапевтического и хирургического профиля [Текст] : методические указания по организации учебной практики /... | ||
Темы рефератов (Уход за больными терапевтического профиля) Особенности общения, сбора информации и выполнения этапов сестринского процесса у лиц пожилого и старческого возраста | План занятий по дисциплине «Уход за больными терапевтического профиля» Организация работы лпу. Поведение медицинского персонала в лечебном учреждении – требования этики, деонтологии, санэпид режима | ||
Аннотированное содержание программы учебной практики «Уход за больными... Общая трудоемкость изучение дисциплины составляет 3 зачетные единицы, 108 часов, 3 семестр | Областное государственное образовательное бюджетное учреждение среднего... Мдк 02. 01. 02. Сестринский уход при различных заболеваниях и состояниях пациентов хирургического профиля | ||
Программа учебной практики кафедра факультетской педиатрии Общий... Лпу, с родителями здорового и больного ребенка и непосредственно с детьми разного возраста | Тесты контроля знаний по общей хирургии 2-3 курс Ставрополь 2011... Программа дисциплины «Пространственная экономика и территориальное развитие» для направления 080100. 68 «Экономика» для магистерской... | ||
Обучение студентов по специальности 060103-педиатрия квалифицированному... ... | Тесты для обучения по теме «общий уход за хирургическими больными» Выберите оптимальное соотношение ответов: 1-А,Б,В; 2-А,Б,Г; 3-Б,В,Г; 4-А,В,Г; 5-Д |