Методическое пособие для студентов уголовно-правового направления всех форм обучения специальности 030501 «Юриспруденция»





НазваниеМетодическое пособие для студентов уголовно-правового направления всех форм обучения специальности 030501 «Юриспруденция»
страница1/11
Дата публикации29.12.2014
Размер1.56 Mb.
ТипМетодическое пособие
100-bal.ru > Право > Методическое пособие
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
НОВОСИБИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ЭКОНОМИКИ И УПРАВЛЕНИЯ
ИНСТИТУТ МЕЖДУНАРОДНЫХ ОТНОШЕНИЙ И ПРАВА
КАФЕДРА УГОЛОВНОГО ПРАВА, УГОЛОВНОГО ПРОЦЕССА И КРИМИНАЛИСТИКИ

А.В. ГОДОВАННЫЙ


ТРИ УРОВНЯ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТА-ЮРИСТА

К АТТЕСТАЦИИ
Методическое пособие

для студентов уголовно-правового направления всех форм обучения

специальности 030501 «Юриспруденция»

Новосибирск

2009
УДК 34+378.146.9(075) ББК 4-215.7

Три уровня подготовки студента-юриста к аттестации. Автор-составитель кандидат юридических наук, доцент А.В. Годованный. Методическое пособие по подготовке, выполнению и защите студентами письменных самостоятельных работ: реферативных, контрольных, курсовых, а также выпускных квалификационных (дипломных) работ для студентов уголовно-правового направления специальности 030501.65 «Юриспруденция» Института международных отношений и права Новосибирского государственного университета экономики и управления. Содержит основные требования, предъявляемые к выбору темы, подбору литературы, написанию и оформлению текста, использованию различных методов написания и обработки теоретического и эмпирического материала, предзащите и защите выпускных ква­лификационных (дипломных) работ уголовно-правового направления по специальности 030501.65 «Юриспруденция».

Рекомендовано для студентов всех форм обучения.

Рецензент – заведующий кафедрой уголовного права и процесса Сибирской академии государственной службы, кандидат юридических наук, доцент А.А. Меджевский


Методическое пособие «Три уровня подготовки студента-юриста к аттестации» предназначено для подготовки, выполнению и защите студентами письменных самостоятельных работ: реферативных и контрольных, курсовых и выпускных квалификационных (дипломных) работ, которое разработано в соответствии с внутренним стандартом НГУЭУ на методическое пособие по написанию и защите выпускных квалификационных (дипломных) работ.

«УТВЕРЖДАЮ»

Проректор по учебной работе НГУЭУ Начальник НМО НГУЭУ
________________ С.А.Смирнов _______________ Е.А..Романовская

«___»___________2009 года «___»___________2009 года

Автор-составитель:

Годованный Александр Васильевич,

профессор кафедры уголовного права,

уголовного процесса и криминалистики,

кандидат юридических наук, доцент.

ОГЛАВЛЕНИЕ

Стр.
Введение …………………………………………………………………………………… 5

Глава 1. Первый уровень: начальные формы письменной самостоятельной работы студентов-юристов.

1.1. Самостоятельная работа студентов и ее формы……………………………… 6

1.2. Контрольные работы и рефераты по специальности «Юриспруденция»….. 7

1.3. Работа с учебником и научной литературой…………………………….…... 13

1.4. Изучение нормативных материалов и исторических источников…………. 15

1.5. Работа над конспектами лекций……………………………………………… 16

Глава 2. Второй уровень: учебно-исследовательская деятельность студента-юриста.

2.1. Курсовая работа как форма организации учебно-исследовательской деятельности студентов............................................................................................ 18

2.2. Подбор нормативно-правовых актов, литературы и работа с ними……….. 22

2.3. Сбор, анализ, изложение и обобщение эмпирического материала………… 28

2.4. Подготовка и редактирование курсовой работы………………...………….. 33

2.5. Критерии качества учебного исследования…………………………………. 41

Глава 3. Третий уровень: выполнение и защита выпускных квалификационных (дипломных) работ.

3.1. Последовательность и продолжительность написания отдельных частей дипломной работы………………………………………………………………….. 43

3.2. Взаимодействие научного руководителя и выпускника-исполнителя дипломной работы………………………………………………………………….. 45

3.3. Методология дипломного исследования…………………………………….. 49

3.4. Структура выпускной квалификационной (дипломной) работы…………... 59

3.5. Дополнительные требования к оформлению дипломной работы………….. 67

Глава 4. Аттестационные требования к студентам, обучающимся специальности «Юриспруденция»

4.1. Требования к итоговой государственной аттестации юриста……………… 70

4.2. Требования к выпускной квалифицированной работе (ВКР) юриста…….. 70

4.3. Примерные критерии оценки выпускной квалификационной работы……. 71

4.4. Особенности выполнения курсовых и дипломных работ по учебным дисциплинам кафедры уголовного права, уголовного процесса и криминалистики……………………………………………………………………. 72
Нормативно-правовые акты и литература…………………………………………… 76

Приложения

А. Пример оформления титульного листа реферата (контрольной работы)…………. 78

Б. Пример оформления содержания СРС…………………………………………… 79

В. Образец заявления о теме ВКР. …………………………………………………80

Г. Образец задания на ВКР………………………………………………………….81

Д. Образец плана-графика выполнения и оформления дипломной работы……..83

Ж. Образец титульного листа ВКР…………………………………………………84


ВВЕДЕНИЕ

Настоящее методическое пособие разработано с целью повышения качества подготовки специалистов с высшим образованием и предназначено для использования студентами, обучающимися в Институте международных отношений и права Новосибирского государственного университета экономики и управления (НГУЭУ) по специальности «Юриспруденция». Организация самостоятельной работы студентов (СPC) играет определяющую роль в достижении указанной цели. Кто владеет материалом, технологией и методом, тот не будет обращаться к готовым «затертым» рефератам по сети Интернет, а тем более покупать стандартную, не всегда качественную разработку.

Не секрет, организационные навыки самостоятельной работы студент приобретает чаще всего стихийно, бессистемно, что приводит к нерациональным затратам времени и сил, потере интереса, творческого потенциала и, как следствие, интеллектуальная база специалиста формируется «серой» и безынициативной. Условно самостоятельную работу студентов можно разделяют на обязательную и контролируемую. Методическое пособие послужит руководством для студентов-юристов по подготовке, выполнению и защите письменных самостоятельных работ: от простых - реферативных и контрольных и работ, до сложных - курсовых, а также выпускных квалификационных (дипломных) работ.

Пособие начинается с аттестационных требований по специальности «Юриспруденция», чтобы с самого начала своего обучения студент ощущал себя будущим юристом и представлял, в каком направлении необходимо совершенствоваться, добиваясь успеха в обучении профессии.

Достоинством предлагаемого методического пособия является то, что, работая с данным пособием, внимательный студент постепенно приобретет необходимые навыки культуры исследовательской деятельности (КИД).

Глава 1 будет особенно полезна студентам первого, второго курсов, поскольку в ней описаны первичные формы письменной самостоятельной работы студентов-юристов и даны основы культуры исследовательской деятельности.

Основные аспекты КИД отражены в главе 2, которая посвящена собственно учебно-исследовательской деятельности студентов.

В главе 3 подробно описаны особенности выполнения и защиты выпускной квалифика­ционной работы (ВКР).

Настоящее методическое пособие содержит весь перечень, установленных государственными стандартами требований к процессу написания, оформления, защиты дипломной работы уголовно-правового направления по выпускающей кафедре уголовного права, уголовного процесса и криминалистики Института международных отношений и права (ИМОП) НГУЭиУ.

В данном пособии содержатся установленные действующим законодательством гарантии, предоставляемые обучаемым при написании ВКР, а также изложение сбора и обработки, методов обработки информации.

Необходимым условием успешного написания и защиты дипломной работы является соблюдение студентом требований настоящего пособия, которое, несомненно, должно послужить настольной книгой в процессе обучения в НГУЭиУ.
гЛАВА 1. ПЕРВЫЙ УРОВЕНЬ: Первичные формы письменной самостоятельной работы студентов-юристов

1.1 Самостоятельная работа студентов и ее формы

Самостоятельная работа студентов (СРС) - способ активного, целенаправленного приобретения студентом новых для него знаний и умений без непосредственного участия в этом процессе преподавателей. Повышение внимания к самостоятельной работе студентов обусловлено изменениями в организации учебного процесса в вузах, которые предполагают достижение главной цели - повышения качества подготовки специалистов. В настоящее время организация СРС рассматривается в рамках всей системы управления качеством обучения студентов вследствие очевидных причин: внедрение в процесс обучения теорий развивающих творчество и инициативу личности на основе самостоятельной деятельности; изменение форм и методов обучения; внедрение информационных технологий.

Цель самостоятельной работы студентов заключается в глубоком, полном усвоении учебного материала и в развитии навыков самообразования. СРС является необходимым компонентом получения полноценного высшего образования. Организационные мероприятия, обеспечивающие нормальное функционирование самостоятельной работы студента, основываются на следующих предпосылках:

- самостоятельная работа должна быть конкретной по своей предметной направленности;

- самостоятельная работа должна сопровождаться эффективным, непрерывным контролем и оценкой ее результатов.

Предметно и содержательно самостоятельная работа студентов определяется образовательным стандартом, рабочими программами учебных дисциплин, содержанием учебников, учебных пособий и методических руководств. В учебных планах всех дисциплин на нее отводится не менее половины учебного времени. СРС включает все виды ее, предусматривающие:

— подготовку к текущим занятиям;

— изучение учебного материала, вынесенного на самостоятельную проработку;

— выполнение расчетно-графических работ и заданий, рефератов, домашних заданий, выполнение индивидуально полученных заданий или предложенных по личной инициативе студента, докладов в группе, на студенческих конференциях;

— участие в олимпиадах, конкурсах и другие работы, выполняемые не в обязательном порядке под руководством преподавателя или без его руководства.

Основные формы организации СРС:

Аудиторная СРС под руководством и контролем преподавателя:

- на лекции;

- на практических занятиях;

- на лабораторных занятиях;

- на семинарских занятиях;

- на консультациях.

Внеаудиторная СРС под руководством и контролем преподавателя:

- дополнительные занятия;

- текущие консультации по дисциплинам;

- консультации по курсовым проектам и работам;

- консультации по выпускным квалификационным работам;

- учебно-исследовательская работа.

Внеаудиторная СРС без преподавателя:

- подготовка к аудиторным занятиям;

- изучение теоретического материала;

- выполнение контрольных, курсовых и дипломных работ;

- просмотр учебных кинофильмов, видеозаписей;

- работа на ЭВМ;

- подготовка к докладу;

- подготовка к олимпиаде;

- подготовка к конкурсу;

- написание реферата;

- другие виды.

Трудоемкость самостоятельной работы студентов в часах по всем дисци­плинам указывается в рабочих учебных планах подготовки специалистов с высшим образованием по юридическим специальностям.

СРС является основой полноценного образования: только упорный собственный труд и желание приобрести знания могут стать гарантией превращения студента в высококлассного специалиста.

Контроль самостоятельной работы и оценка ее результатов организуется как единство двух форм:

- самоконтроль и самооценка студента;

- контроль и оценка со стороны преподавателей, государственных экзаменационных и аттестационных комиссий, государственных инспекций и др.

Оцениваться письменные самостоятельные работы могут по пятибалльной системе или в форме зачета и учитываются как показатели текущей успеваемости студентов и выставляются в графах на странице журнала учебных занятий группы соответствующей дисциплины.

В целом разумное сочетание самостоятельной работы с иными видами учебной деятельности позволяет реализовать три основных компонента университетского образования:

- познавательный, который заключается в усвоении студентами необходимой суммы знаний по избранной специальности, а также способности самостоятельно их пополнять;

- развивающий, то есть выработка навыков аналитического и логического мышления, способности профессионально оценить ситуацию и найти правильное решение;

- воспитывающий - формирование профессионального правового сознания, мировоззренческих установок, связанных не только с выбранной ими специальностью, но и с общим уровнем развития личности.
1.2 Контрольные работы и рефераты по специальности «Юриспруденция»

Контролируемая самостоятельная работа направлена на углубление и закрепление знаний студента, развитие аналитических навыков по проблематике учебной дисциплины. Подведение итогов и оценка результатов таких форм самостоятельной работы осуществляется во время контактных часов с преподавателем.

Целью контрольной самостоятельной работы является формирование у студентов:

- не просто знания методов учебно-познавательной деятельности и эффективного учения, но и совершенное владение ими;

- не только умения воспроизводить уже известные решения, ранее найденные вместе с преподавателем, но и самостоятельно порождать новые решения в нестандартных учебно-познавательных ситуациях;

- навыков аналитической и исследовательской деятельности в области юриспруденции.

Реферат (от лат. refero - докладываю, сообщаю) - краткое изложение в письменном виде или в форме публичного выступления содержания книги, научной работы, результатов изучения научной проблемы; доклад на определённую тему, включающий обзор соответствующих литературных и других источников.

Как правило, реферат имеет научно-информационное назначение, это лишь краткое изложение чужих научных выводов. Этим реферат отличается от контрольной работы (КР) по дисциплине, предполагающей проверку наличия и качества определенных знаний, умений и навыков студента, и курсовой, дипломной работ, которые представляют собой собственное научное исследование студента.

Среди многих форм контроля, применяемых преподавателями (устный опрос, доклад, самостоятельное исследование, коллоквиум, тест и др.), мы рассмотрим наиболее распространенные - реферат и контрольная работа.

Каждый преподаватель по своей дисциплине предлагает студентам список тем в пределах курса для свободного выбора, причем в пределах потока темы работ не повторяются. Как правило, темы контрольных работ указаны в рабочих программах учебной дисциплины. В случае выбора темы контрольной работы, не указанной в перечне тем контрольных работ в рабочей программе, студент обязан согласовать данную тему с преподавателем.

Объем контрольной работы и реферата должен составлять более 25 страниц печатного текста без учета списка источников и приложений.

Контрольная работа и реферат сдается на проверку преподавателю не менее чем за неделю до даты сдачи экзамена (зачета). Результаты выполнения контрольной работы оцениваются отметками «зачтено» или «не зачтено».

Контрольная работа, выполненная небрежно, не по заданной теме, без соблюдения правил, предъявляемых к ее оформлению, с нарушением установленных требований, возвращается на доработку (переработку) с указанием причин. В этом случае контрольная работа выполняется повторно.

Контрольная работа, выполненная несамостоятельно (или сканированная) не зачитывается. В этом случае студенту предлагается выполнить новый вариант работы.

Вновь выполненная контрольная работа или реферат представляется на проверку (рецензирование) вместе с рецензией и текстом ранее не зачтенной работы.

В случае незачета работы студент к сессии не допускается, как не выполнивший требования учебного плана.

Введение таких видов СРС как реферат и контрольная работа предполагает:

  • оптимизацию методов обучения, активное использование информационных технологий, позволяющих студенту в удобное для него время осваивать учебный материал;

  • совершенствование методики проведения практик и научно-исследовательской работы студентов, поскольку именно эти виды учебной работы, студентов в первую очередь готовят их к самостоятельному выполнению профессиональных задач;

  • модернизацию системы обучения, которая должна повышать роль студента в подборе материала, поиске путей решения задач.

Задачами СРС по выполнению контрольной работы (реферата) являются:

  • систематизация и закрепление полученных теоретических знаний и практических умений студентов;

  • углубление и расширение теоретических знаний;

  • формирование умений использовать нормативную, правовую, справочную документацию и специальную литературу;

  • развитие познавательных способностей и активности студентов: творческой инициативы, самостоятельности, ответственности и организованности;

  • формирование самостоятельности мышления, способностей к саморазвитию, самосовершенствованию и самореализации;

  • развитие исследовательских умений.

Содержание внеаудиторной контрольной работы и реферата определяется в соответствии со следующими рекомендуемыми видами СРС:

- овладение знаниями:

чтение текста (учебника, первоисточника, дополнительной литературы); составление плана текста; графическое изображение структуры текста; конспектирование текста; выписки из текста; работа со словарями и справочниками: ознакомление с нормативными документами; учебно-исследовательская работа; использование аудио- и видеозаписей, компьютерной техники и Интернета и др.;

- закрепление и систематизация знаний:

работа с конспектом лекции; работа над учебным материалом (учебника, первоисточника, дополнительной литературы, аудио- и видеозаписей); составление плана и тезисов ответа; составление таблиц для систематизации учебного материала; изучение нормативных материалов; ответы на контрольные вопросы; аналитическая обработка текста (аннотирование, рецензирование, реферирование и др.); подготовка тезисов сообщений к выступлению на семинаре, конференции; подготовка рефератов, докладов: составление библиографии, тематических кроссвордов и др.;

- формирование умений:

решение задач и упражнений по образцу; решение вариативных задач и упражнений; выполнение схем; выполнение расчетно-графических работ; решение ситуационных профессиональных задач; подготовка к деловым играм; проектирование и моделирование разных видов и компонентов профессиональной деятельности; экспериментально-конструкторская работа; опытно-экспериментальная работа.

Критерии оценки результатов контрольной работы или реферата студента определяются:

  • уровнем освоения учебного материала,

  • умением использовать теоретические знания при выполнении практических задач,

  • полнотой представления знаний и умений по изучаемой теме, к которой относится данная самостоятельная работа,

  • обоснованностью и четкостью изложения ответа на поставленный вопрос по теме работы,

  • оформлением отчетного материала в соответствии с известными или заданными преподавателем требованиями, предъявляемыми к подобного рода материалам.

КР и реферат более просты в исполнении, нежели курсовая или дипломная работы, и в этом смысле их можно назвать первичными формами СРС.

Текст реферата (КР) должен иметь связное, цельное построение. Громоздкие предложения, затрудняющие понимание, лучше расчленить на более простые. Общие требования к языку: краткость, точность, ясность, доступность.

Кроме целевых различий, о которых упоминалось выше, они имеют много общего на стадии исполнения и оформления.

Смысловым стержнем каждой работы является составление основной части, что предполагает примерные действия автора, изложенные в таблице 1.

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Методическое пособие для студентов уголовно-правового направления всех форм обучения специальности 030501 «Юриспруденция» iconУчебно-методическое пособие для самостоятельной работы и практических...
Учебно-методическое пособие предназначено для подготовки студентов всех форм обучения, обучающихся в Юридическом институте Сибирского...
Методическое пособие для студентов уголовно-правового направления всех форм обучения специальности 030501 «Юриспруденция» iconДля всех форм обучения Красноярск сфу 2012
Учебно-методическое пособие предназначено для подготовки студентов всех форм обучения, обучающихся в Юридическом институте Сибирского...
Методическое пособие для студентов уголовно-правового направления всех форм обучения специальности 030501 «Юриспруденция» iconУчебно-методическое пособие для семинарских занятий и самостоятельной...
Учебно-методическое пособие предназначено для подготовки студентов всех форм обучения, обучающихся в Юридическом институте Сибирского...
Методическое пособие для студентов уголовно-правового направления всех форм обучения специальности 030501 «Юриспруденция» iconУчебно-методическое пособие для самостоятельной работы по дисциплине...
Учебно-методическое пособие предназначено для подготовки студентов всех форм обучения, обучающихся в Юридическом институте Сибирского...
Методическое пособие для студентов уголовно-правового направления всех форм обучения специальности 030501 «Юриспруденция» iconУчебно-методическое пособие для семинарских занятий и самостоятельной...
Учебно-методическое пособие предназначено для подготовки студентов всех форм обучения, обучающихся в Юридическом институте Сибирского...
Методическое пособие для студентов уголовно-правового направления всех форм обучения специальности 030501 «Юриспруденция» iconУчебно-методическое пособие для самостоятельной работы студентов Красноярск
Учебно-методическое пособие предназначено для подготовки студентов, обучающихся в Юридическом институте Сибирского федерального университета...
Методическое пособие для студентов уголовно-правового направления всех форм обучения специальности 030501 «Юриспруденция» iconМетодические рекомендации по подготовке к практическим занятиям и...
«Юриспруденция» магистерской программы 521408 «Уголовный процесс, криминалистика и судебная экспертиза, теория оперативно-розыскной...
Методическое пособие для студентов уголовно-правового направления всех форм обучения специальности 030501 «Юриспруденция» iconПособие по аннотированию и реферированию для студентов II курса специальности...
Данное пособие издается в соответствии с учебным планом для студентов II курса специальности 080507 всех форм обучения
Методическое пособие для студентов уголовно-правового направления всех форм обучения специальности 030501 «Юриспруденция» iconУчебно-методический комплекс для студентов очной и заочной формы...
Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по специальности 030501. 65 Юриспруденция и предназначен...
Методическое пособие для студентов уголовно-правового направления всех форм обучения специальности 030501 «Юриспруденция» iconУчебно-методический комплекс по дисциплине «Уголовно-исполнительное...
Уголовно-исполнительное право. Учебно-методический комплекс. Киров: Кировский филиал Академии фсин россии, 2009 г. – 107 с
Методическое пособие для студентов уголовно-правового направления всех форм обучения специальности 030501 «Юриспруденция» iconУчебно-методический комплекс по дисциплине уголовно-процессуальное...
...
Методическое пособие для студентов уголовно-правового направления всех форм обучения специальности 030501 «Юриспруденция» iconУчебно-методическое пособие для студентов очной, очно-заочной и заочной...
Ч 44 Чепукова А. Б. История экономических учений. Учебно-методическое пособие для студентов очной, очно-заочной и заочной форм обучения...
Методическое пособие для студентов уголовно-правового направления всех форм обучения специальности 030501 «Юриспруденция» iconКак форма самостоятельной
Методическое пособие предназначено для студентов экономического факультета всех форм обучения и разработано в помощь студенту в процессе...
Методическое пособие для студентов уголовно-правового направления всех форм обучения специальности 030501 «Юриспруденция» iconУчебно-методическое пособие для студентов всех форм обучения и для всех специализаций
Федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образвоания
Методическое пособие для студентов уголовно-правового направления всех форм обучения специальности 030501 «Юриспруденция» iconУчебно-методическое пособие для студентов очной, очно-заочной и заочной...
Ч 44 Чепукова А. Б история экономики. Учебно-методическое пособие для студентов очной, очно-заочной и заочной форм обучения направления...
Методическое пособие для студентов уголовно-правового направления всех форм обучения специальности 030501 «Юриспруденция» iconУчебно-методический комплекс для студентов очной и заочной форм обучения...
Мазур Е. С. кандидат медицинских наук, доцент кафедры уголовно-правовых дисциплин Западно-Сибирского филиала Российской академии...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск