Скачать 0.85 Mb.
|
1. Становление дипломатической модели нового времени. Первые элементы дипломатической модели зарождаются в Италии в 14в. большое внимание уделяется ритуалу. Появляются первые теоретические работы. В 16в. идея равновесия становится общеевропейской, это было связано с усилением Испании. Европа разделилась на католиков и протестантов. Испания претендовала на гегемонию в Европе, ей противостояли протестантские страны. Один из лидеров французских гугенотов высказал идею о балансе сил и предсказал появление анти-Испанского союза. Союз требовал дипломатического представительства. Практика дипломатических миссий становится необходимой. Термины «равновесие сил» и «система сдержек и противовесов» становятся распространенными. К середине 17в. равновесие становится целью дипломатии, иногда самоцелью. Наиболее четко она реализовывалась британской дипломатией. Утверждается концепция государственного суверенитета и равенства государств. Утверждается примат светской власти. Требовалось постоянное дип наблюдение. Появляется итальянская модель дипломатии. Черты: 1) создание государственной внешнеполитической канцелярии. 2) формирование класса чиновников, которые профессионально занимаются внешнеполитической деятельностью и оплачиваются из казны. 3) распространяется система взаимных дипломатических представительств. 4) появляются дип корреспонденция и дипломатических архивы особого типа. Из дипломатических государств первой по этому пути пошла Франция. Представители ее появляются еще в 16в. Ришелье во главу угла ставил государственные интересы. Он считал, что отношения должны строиться на доверительной основе и честном подходе к партнеру. Во 2 пол. 17вю французское внешнеполитическое ведомство освобождается от ведения внутриполитических дел. Был создан политический департамент, который собирал и анализировал информацию. Возникает делопроизводство, дипломатический архив, формируется шифровальный департамент, финансовый департамент. Во Франции появляется консульская служба. В 1673г. был разработан торговый кодекс, в котором прописывались права консулов. В 1712 во Франции была открыта дип академия. К началу буржуазной революции Франция имела за рубежом большой персонал – 35 тыс. постоянных представительств разного уровня. Они были снабжены штабом. Латынь вытесняется французским языком из дипломатии. Вестфальский конгресс закрепил институт постоянных представительств, иммунитеты и привилегии дипломатических агентов. 8. Особенности современной дипломатической службы КНР, Индии, Японии. На дипломатическую службу стран востока накладывает отпечаток исторический фон. Существуют незначительные отличия. Каждая из стран обладает собственным культурным богатством, определенную роль играет религиозный фактор. Дипломатические службы складываются либо при колониальном господстве, либо в условиях изоляции. Перед некоторыми странами стояла определенная задача: добиться независимости и вписаться в западную дипломатию. Для дипломатии стран востока характерен торг, затягивание переговоров. Японские дипломаты после 2 МВ отказались от силовой дипломатии, и перешли к экономической. Японцы привлекают к практической работе людей бизнеса. Тщательно подготавливают кадры. В Японии МИД активно участвует в выработке общей стратегии государства. Для японского стиля переговоров характерно то, что дипломаты практически не реагируют на угрозы против противоположной стороны, хотя в отношении с более слабыми странами используют экономические угрозы. Японские дипломаты говорят не все на официальных встречах. Большое значение придают неофициальным контактам и пунктуальности. Дипломаты восточных стран отличаются высоким профессиональным уровнем. Обычно они получают образование за границей. Дипломатия Китая обладает своими специфическими чертами. В начале XX в. Китай представлял собой страну сильно зависимую от Запада. Когда коммунисты пришли к власти, то поддержку им оказывал только СССР. У китайских дипломатов своеобразный стиль переговоров, характеризующийся жесткой неуступчивостью. Но китайцы могут быть и гибкими, когда им это выгодно. В составе китайской делегации бывает много специалистов по отдельным проблемам. Китайцы заинтересованы в решении экономических проблем. Индийская дипломатическая служба копирует британские образцы. Индийские дипломаты часто получали образование в Великобритании. В XX веке индийским дипломатам приходилось лавировать между 2 державами. Отстаивая свои интересы, они все равно ориентировались на метрополии. Индия была одним из лидеров движения неприсоединения. Индия поддерживала хорошие отношения и с Западным и с Восточным блоками. Дипломаты Индии ловко играли на противоречиях между великими державами, постоянно получая помощь от страна Запада и оружие от СССР. Существуют пограничные споры с Пакистаном, конфликт с КНР из-за Тибета. 3. Посольский приказ в России: главы ведомств, функции, развитие в XVI-XVII вв. Появление посольского приказа относят к 1549г., т.к. в этом году Иван Грозный «приказал посольское дело Ивану Михайловичу Висковатому». Висковатый был дьяконом. Он становится одним из самых близких к царю людей. Ему было поручено хранение большой царской печати. Службу в посольском приказе несли дьяки и подьячие. Посольские дьяки пользовались самыми широкими полномочиями: принимали привезенные послами грамоты, вели предварительные переговоры, присутствовали на приемах иностранных дипломатов, проверяли содержание ответных грамот, составляли наказы послам и приставам, первыми знакомились с отчетами отечественных послов, могли возглавить посольство. Постоянных представительств при иностранных государствах не было, существовали только посольства. В качестве экспертов на переговоры приглашались представители других приказов. Жалование дипломатам выплачивалось из казны, а также выделялись земли для сбора налогов. Выделялись также и дополнительные средства. В 16в. в России появились все виды дипломатической документации, что и в Европе: 1) верительные грамоты; 2) «опасные» грамоты (свободный въезд и выезд посольства); 3) ответные грамоты; 4) инструкции послам. На послов возлагалась и разведывательная работа. По окончанию посольства, послы должны были составить статейные списки – очень подробные отчеты. Развивается архивное дело. Система хранения документов была достаточно сложной. Документы хранились в свитках, делалась их опись (краткая аннотация), с каждого документа снимали копию, которую хранили от него отдельно. Документы систематизировались по годам, странам и регионам. Содержание наиболее важных документов переписывались в тетради по направлениям. В 16в. усложняется система ранжирования: великие послы, легкие послы, посланники, посланцы, посланные, гонцы. Усложняется структура посольского приказа. Появляются территориальные отделы, возглавляемые старшими подьячими (повытья). Повытий было 5: 3- занимались Европейским направлением, 2- азиатским. Посольский приказ ведал иностранными купцами, занимался выкупом пленных, управлял некоторыми территориями, собирал таможенные пошлины. При приказе существовал отдел переводов. Устные переводы делали толмачи, письменные – переводчики. Часто их набирали из натурализованных иностранцев. К концу 17в. в штате посольского приказа состояло 15 переводчиков, 50 толмачей. Распространяется практика отправки боярских детей в другие страны для изучения иностранного языка. Россия оказалась первой страной, где была хорошо развита подготовка дипломатов. Посольский приказ служил центром культурной жизни государства. В начале 17в. при М.Ф. Романове стали выпускать «Куранты» - ежемесячную сводку европейских известий. В 70-е гг. 17в. в приказе было составлено пособие по дипломатической переписке: «Титулярник». В нем были образцы грамот, документов и т.д. Была предпринята попытка издания официальной истории России. Для этого был создан записной приказ, главой которого был дьяк Грибоедов. Первым руководителем посольского приказа был дьяк Висковатый. При нем происходит становление первоначальной структуры этого ведомства. Во время правления Федора Иоанновича дьяком посольского приказа был назначен Щелкалов. В последствии он был сослан. В 17в. главой приказа становится Ордин-Нащекин. Он был рядовым дворянином. Знал шведский, латынь, польский; умел вести переговоры, участвовал в 1-ой смоленской войне. Был возведен в дворянство. Он вел переговоры в Ондрусово, за что был возведен в великие бояре. А.С. Матвеев. По мимо посольского приказа возглавлял еще 6. По взглядам был умеренным западником. По его инициативе стали посылать детей бояр в Европу для изучения языков. Инициировал реформы в военной области. Через посольский приказ при нем осуществлялась вербовка иностранных военных специалистов. Был не боярского происхождения, сделал быструю головокружительную карьеру. Стал великим боярином. После смерти царя его сослали. Вернувшись из ссылки, погиб во время первого стрелецкого бунта. Голицын В.В. ввел в посольскую службу одежду европейского образца. В конце 17в. Россия установила постоянное представительство в Польше и Швеции. При Петре I у дипломатов появилась возможность карьерного роста. При Петре канцлером был Головкин, вице-канцлером – Шафиров, который и осуществлял все дела. При Петре меняется идеологическая концепция, уменьшается роль церковных институтов. Главной целью становится обеспечение государственных интересов, прагматизм во внешней политике. Устанавливаются постоянные дипломатические связи, сеть дипломатических представительств становится очень широкой. 4. Структура и функции МИД России в XIX- начале XX в. Внешнеполитический аппарат российской империи конца XIX — начала XX в. отражал особенности перехода от неограниченной монархии к парламентской. Царская дипломатия стремилась приспособить механизм принятия государственных решений к вызовам международной политики с учетом роста напряженности между двумя блоками — Антантой и Тройственным союзом. Роль главного исполнительно-распорядительного органа в области внешних сношений играло Министерство иностранных дел. Наряду с ним и такие ведомства как военное, морское, финансовое, внутренних дел имели свои задачи за рубежом и держали там своих постоянных представителей. Императорская Главная квартира обеспечивала сношения царя с монархами других стран, Комитет финансов регулировал заграничные займы, Синод осуществлял надзор за положением различных конфессий. Право заключения договоров с соседними государствами не только по пограничным, торговым, но и политическим вопросам получили царские наместники и генерал-губернаторы. При наместниках и генерал-губернаторах присутствовали дипломатические агенты. В их функции входило наблюдение за соответствием действий местных правителей общему внешнеполитическому курсу империи. Первая российская революция 1905—1907 гг. внесла изменения в государственное устройство страны. Постепенно сформировался и новый центр управления внешней политикой, в котором ведущую роль стал играть Совет министров. Его председатель обладал правом включать в повестку дня заседаний правительства те внешнеполитические вопросы, в которых затрагивались интересы других ведомств, а также созывать совещания министров и других высших чинов империи для обсуждения актуальных вопросов внешней политики. Наличие Думы вело к неизбежной политизации и «парламентаризации» дипломатии. Дума могла оказать влияние на международные акции правительства путем вотирования бюджета. Но император по-прежнему лично, хотя и в гораздо более сложной управленческой системе, сохранял за собой все прерогативы определения внешнеполитического курса. Ему принадлежало право окончательного решения по вопросам объявления войны и заключения мира, а также подписания договоров с иностранными державами и ратификация международных договоров. Само же Министерство иностранных дел было мало затронуто либеральными нововведениями. Вся работа министерства строилась на началах жесткой централизации и строгой бюрократической иерархии под руководством министра, его товарища и директоров департаментов. Министр иностранных дел был наделен широкой исполнительной властью и подчинен только царю. Первая мировая война изменила характер деятельности Министерства иностранных дел. Его главной задачей стало обеспечение внешнеполитической обстановки, благоприятной для успешного ведения войны, а также подготовка условий будущего мирного договора. При Ставке верховного главнокомандующего была образована Дипломатическая канцелярия, в задачу которой входило осведомление Верховного Главнокомандующего по всем вопросам внешней политики, а также поддержание постоянной связи между главковерхом и министром иностранных дел. Очередная перестройка центрального аппарата министерства на основе закона об «Учреждении МИД» пришлась на военные годы. Особое внимание в новом законе было уделено следующим задачам Министерства иностранных дел: защита русских экономических интересов за рубежом; развитие торгово-промышленных сношений России; укрепление русского влияния на почве церковных интересов; всестороннее наблюдение за явлениями политической и общественной жизни в иностранных государствах, поскольку они затрагивают внешние политические и иные интересы России. Новый закон четко определил национальные интересы России и повысил требования к российским представителям за рубежом. Центральный аппарат МИДа был поделен на два самостоятельных подразделения, возглавляемых товарищами министра. Главной задачей реформы явилось создание большого Политического отдела для координации действий в выработке, принятии и осуществлении внешнеполитических решений. В 1915 г. был создан Осведомительный (информационный) отдел. В рамках императорского МИД имелся также секретный «черный кабинет», расшифровывавший иностранные дипломатические депеши. Февральская революция 1917 г. создала новую систему власти. Высшим законодательным органом после отречения императора и до созыва Учредительного собрания стало Временное правительство. Оно сохранило за небольшими исключениями структуру и личный состав МИДа. В министерстве были созданы Консульский и Экономический департаменты, а Юрисконсультская часть преобразована в Правовой отдел. Позже по инициативе сотрудников МИДа было учреждено Общество служащих МИД, которое должно было войти в федеративную связь с чиновничьими союзами и делегировать в Городскую думу своих представителей. 5. НКИД РСФСР в 1918 1989 гг. Главы ведомства, изменения в его функциях. С самого начала советская дипломатия носила ярко выраженный идеологический характер. Большевики считали, что с течением времени внешняя политика благодаря общности социалистических интересов пролетарских классов будет терять свое прежнее значение. Подхваченная В.И. Лениным идея мировой революции предполагала отмирание дипломатии как буржуазного института. В октябре 1917г. первым комиссаром по иностранным делам был назначен Л.Д. Троцкий. По его мнению, деятельность внешнеполитического ведомства следовало ограничить опубликованием секретных договоров, а «после этого я прикрою эту лавочку», — заявил Троцкий. Практически весь дипломатический состав Министерства иностранных дел царской России отказался сотрудничать с большевистским правительством и был почти полностью сменен. В связи с отменой всех титулов, званий и рангов Российской империи в Советской России были упразднены и общепринятые дипломатические ранги. Декретом от 4 июня 1918г. предписывалось именовать послов полномочными представителями — полпредами. В связи с провозглашением монополии внешней торговли учреждалась должность торгового представителя — торгпреда. Главами зарубежных представительств в странах Востока становились постоянные представители — постпреды, что соответствовало классу министра-резидента. С целью избежать протокольной путаницы при назначении полпредов в страны Европы в их верительных грамотах указывался общепринятый класс — посла или посланника. Советская дипломатия имела двойственный характер. Свидетельством этому стали достаточно отношения между НКИД и Коминтерном в качестве объединения коммунистических партий всего мира. Радикальные позиции Коминтерна, нацеленные на подрыв существовавших на Западе государственных институтов и на мировую социалистическую революцию, противоречили гибкой и прагматичной политики, проводившейся В.И. Лениным и Г.В. Чичериным. Написанная В.И. Лениным работа «Детская болезнь левизны в коммунизме» преследовала цель приспособить коммунистическое движение к интересам советской внешней политики. Курс на мирное сосуществование с капиталистическими странами позволил вывести Советскую Россию из дипломатической изоляции. Московская партийная организация считала дипломатов бездельниками и упорно пыталась привлечь их к активной партийной работе. Г.В. Чичерин имел незначительный вес в партийных структурах. Неугодных партии оппозиционно настроенных членов руководства еще при Ленине стали направлять за границу на дипломатическую работу. Таким дипломатом стала член рабочей оппозиции А.М. Коллонтай. При Сталине контроль над дипломатической службой был ужесточен. В 30-х годах НКИД неоднократно подвергался чисткам, многие видные дипломаты были репрессированы. Сталинская дипломатия, основывающаяся на постулате победы социализма в одной стране, очень быстро утратила черты радикально-революционного характера. Конгрессы Коминтерна становятся все более редкими. 6. МИД СССР: основные этапы становления, главы дипломатического ведомства, развитие структуры в 1945-1989гг. В ходе Отечественной войны центр тяжести идеологической работы был перенесен на защиту национальных ценностей. В качестве одной из великих держав антигитлеровской коалиции, СССР испытывал необходимость в более традиционных дипломатических институтах. Указом Президиума Верховного Совета СССР были восстановлены общепринятые дипломатические ранги. В 1944 г. началась подготовительная работа к реорганизации Наркомата иностранных дел. Был принят закон о праве союзных республик вступать в непосредственные отношения с иностранными государствами и создавать свои внешнеполитические ведомства. В 1946г. НКИД обрел традиционное название Министерства иностранных дел. Это не означало деидеологизации внешней политики и дипломатии. Марксистско-ленинская идеология продолжала оказывать определенное влияние на советскую дипломатию и в дальнейшем. После войны в 1947г. было принято решение о создании Коммунистического информационного бюро, объединяющего компартии европейских стран. В годы десталинизации, начавшейся на волне XX съезда КПСС в 1956г. на смену Информбюро пришел институт совещаний коммунистических и рабочих партий, разрабатывающих идейные установки международной политики. Ни одно важное решение Министерства иностранных дел не могло быть принято без санкции международного отдела ЦК или Политбюро. Идеологизированность советской дипломатии особенно заметно проявлялась на примере посольств, работавших в странах социалистического лагеря. Послы в этих странах в обязательном порядке были членами ЦК КПСС. Практически все дипломаты были обязаны состоять в рядах КПСС и участвовать в работе партийной организации министерства. В посольствах также действовали партийные организации, однако в целях придания им за рубежом нейтрального имиджа они именовались «профсоюзными». При посольствах вплоть до ликвидации СССР существовала должность советника по связям с «братскими» партиями. В последние свои десятилетия советская дипломатия во многом напоминала стиль русской классической дипломатии XIX века. Общественное мнение не имело возможности свободно обсуждать внешнеполитические решения, принятые на заседаниях Политбюро и Совета министров. Работу МИД отличал высочайший уровень секретности. Бюрократизация аппарата дипломатической службы подавляла инициативу, препятствовала объективной аналитической работе и т.д. Наряду с этим иностранные политики и дипломаты неизменно отмечали весьма высокий уровень профессионализма советской дипломатии. В период с 1945 по 1989гг. главами дипломатической службы являлись Молотов (1939-1949, 1953-1956); Вышинский (1949-1953); Шепилов (1956-1957); Громыко (1957-1985), Шеварднадзе (1985-1990). 7. Особенности современной дипломатической службы США, Великобритании, Франции. Внешнеполитическое ведомство США — Государственный департамент сталкивается в своей деятельности с мощными национальными соперниками. Прежде всего, речь идет об администрации Белого дома, Министерстве обороны, Национальном совете безопасности, Центральном разведывательном управлении и Конгрессе. Все они являются чрезвычайно активными игроками в выработке внешнеполитического курса. Госдепартамент является «пигмеем среди гигантов». Ситуация усугубилась наметившейся в последние годы тенденцией проявляемой Белым домом замыкать принятие властных решений по наиболее важным вопросам внешней политики в своем непосредственном окружении. Значительную роль играет министерство финансов, конгресс, агентство по атомной энергетике. В США более тесная связь внешней политики с интеллектуальной элитой страны. М. Тэтчер пыталась понизить роль министерства иностранных дел и вывести ряд вопросов из ведомства этого подразделения. Сопротивление дипломатического ведомства не позволило осуществить эти проекты. Многие ведомства учредили свои собственные международные отделы. Теперь координация внешней политики осуществляется на уровне Кабинета премьер-министра, в рамках которого работают различные комитеты, разрабатывающие направления внешней и оборонной политики, разведывательной деятельности и европейского курса. Во Франции Министерство иностранных дел включено в процесс координации внешнеполитической деятельности, которая осуществляется рядом структур. К этим структурам относятся Бюро генерального секретаря по вопросам обороны, где представлены все министры, имеющие дело с проблемами обороны и безопасности, Межминистерский комитет по экспорту военного снаряжения, Межминистерский комитет по европейскому экономическому сотрудничеству, Межминистерская комиссия по европейскому сотрудничеству. Французское правительство жестко контролирует финансовый аспект внешнеполитической активности. Существенные изменения в традиционной дипломатической системе связаны также и с гораздо более прозаическим фактором — хронической нехваткой бюджетных финансовых средств. После Второй мировой войны произошел колоссальный рост бюрократического дипломатического аппарата. Это объяснялось и возникновением многочисленных новых независимых государств, и логикой холодной войны. В настоящее время сотрудники посольств являются представителями самых разнообразных ведомств — военных, разведывательных, коммерческих, информационных, агропромышленных и т.д. К началу нового XXI столетия в американском посольстве в Лондоне насчитывалось не более 20% работников, принадлежащих к внешнеполитическому ведомству как таковому. В 70-е годы в средней по величине стране американское посольство приближалось к 1000 человек, из которых лишь около 15% принадлежали к Госдепартаменту. Самое крупное по численности (около 1000 человек) посольство США находится в Саудовской Аравии. Размывание сфер компетенции в области внешних сношений между целым рядом акторов и разбухший бюрократический аппарат внешнеполитического ведомства во многих странах поставили на повестку дня вопрос о разумном сокращении финансирования дипломатической службы. Вопросы финансового порядка стали серьезной проблемой для современной американской дипломатической службы. Растущие бюджетные ассигнования на оборону и разведку и сокращающийся бюджет дипломатического ведомства ставят профессиональных дипломатов в сложное положение. В Великобритании встал вопрос о реформах и сокращении. В конце 70-х годов специальная правительственная группа подготовила доклад по реформированию системы управления внешней политикой. Шла речь о создании чего-то нового. Чиновники ФО сами стали самостоятельно проводить реформирование собственных структур или же в доходчивой форме аргументировать необходимость сохранения прежних устоев, препятствуя попыткам реформировать ведомство извне. Во Франции также существует дефицит дипломатических кадров. Официально Париж объясняет это сокращением числа французских граждан в бывших колониях, а также изменениями, произошедшими с странах ЕС в результате интеграционных процессов. Это связано с небольшим желанием граждан идти на дипломатическую службу и сокращением финансирования. 10. Формы установления и поддержания дипломатических отношений. Под дипломатическими отношениями понимаются официальные отношения, добровольно устанавливаемые между двумя государствами во всех сферах деятельности (политической, экономической, культурной) и дающие право обмена дипломатическими представителями и представительствами. Первым шагом к установлению дипломатических отношений является признание того или иного государства и его правительства со стороны другого государства. В соответствии с международным правом существуют две формы признания нового государства: де-факто и де-юре. Признание де-факто носит неполный характер. Будучи не в состоянии отрицать факт существования государства, правительство страны не устанавливает с ним дипломатических отношений, но вступает в деловые контакты, развивает торговые связи. Иногда такую форму называют отношениями «ad hoc». В современной международной практике признание де-факто применяется сравнительно редко. Признание де-юре, или полное дипломатическое признание, предполагает установление документально оформленных официальных дипломатических отношений, учреждение взаимной договоренности дипломатических представительств, развитие взаимовыгодных торговых, экономических, культурных и иных связей. Специально оговоренного где-либо единого порядка установления дипломатических отношений между государствами не существует, но страны предпочитают закреплять договоренности о дипломатическом признании и учреждении дипломатических представительств письменно: путем обмена личными нотами; оформлением специального соглашения; опубликованием обеими сторонами соответствующего коммюнике; путем обмена письмами или телеграммами по этому вопросу на высоком уровне. Восстановление дипломатических отношений происходит так же, путем переговоров и обмена соответствующими документами. Вслед за оформлением акта об установлении дипломатических отношений обычно следует обмен дипломатическими представительствами, которые, как правило, учреждаются в столицах соответствующих государств. В современной практике межгосударственных отношений известны два основных класса постоянных дипломатических представительств — посольства и миссии. Посольство или миссия представляет собой государственное учреждение, находящееся на территории иностранного государства и действующее в полном соответствии с директивными указаниями своего правительства. При этом, осуществляя защиту интересов своего государства, его юридических и физических лиц, посольство (или миссия) не должно нарушать порядок и правила, установленные властями страны пребывания в отношении официальных иностранных представительств. Посольство (или миссия) имеет гербовую печать, гербовые бланки для официальной переписки, пользуется правом поднимать над зданием посольства (или миссии) государственный флаг своей страны. Оно располагает валютными средствами, может открывать текущие счета в банках, владеет движимым и недвижимым имуществом и другими ценностями, необходимыми для осуществления представительством общепризнанных в международном праве официальных функций. 11. Классы глав дипломатических представительств; порядок и формы назначения глав представительств. |
Учебно-методический комплекс по дисциплине 5 История стран Востока... Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Московский государственный... | Учебно-методический комплекс по дисциплине 7 История стран Востока... Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Московский государственный... | ||
Учебно-методический комплекс по модулю 3 «История стран Востока в... Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Московский государственный... | Учебно-методический комплекс по модулю 5 «История стран Востока в... Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Московский государственный... | ||
Учебно-методический комплекс по дисциплине 7 История стран Востока... Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Московский государственный... | Учебно-методический комплекс по дисциплине 7 История стран Востока... Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Московский государственный... | ||
Учебно-методический комплекс по дисципине 5 История стран Востока... Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Московский государственный... | Учебно-методический комплекс по дисциплине 7 История стран Востока... Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Московский государственный... | ||
Учебно-методический комплекс по дисципине 5 История стран Востока... Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Московский государственный... | Учебно-методический комплекс по дисциплине 7 История стран Востока... Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Московский государственный... | ||
Учебно-методический комплекс по модулю 5 «История стран Востока в... Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Московский государственный... | Промышленные и гражданские сооружения очень чувствительны к осадкам,... Наличие торфа, т е заболоченность территорий накладывает свой отпечаток на самые разнообразные виды строительства: транспортное,... | ||
Программа дисциплины дпп. 02. 1 Новая история стран востока цели... Цель дисциплины «Новая история стран Азии и Африки» ознакомить бакалавров с особенностями и основными тенденциями развития стран... | Б 11 Новая и новейшая история стран Востока Цели освоения дисциплины. Дисциплина «новая и новейшая история стран Востока» является составной частью ооп бакалавриата по профильному... | ||
Программа учебной дисциплины «Новая и новейшая история стран Востока» Страны Востока к началу нового времени: географическая, этническая, конфессиональная и политическая карты | История государства и права зарубежных стран тематика контрольных работ для слушателей Древневосточная деспотия как форма рабовладельческих государств стран Древнего Востока |