Министерство сельского хозяйства Российской Федерации
Департамент научно-технологической политики и образования
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«КРАСНОЯРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АГРАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
ХАКАССКИЙ ФИЛИАЛ
|
Кафедра экономики и управления
УПРАВЛЕНИЕ РАЗРАБОТКОЙ И РЕАЛИЗАЦИИ НОВОГО ПРОДУКТА
|
Типовая рабочая программа
|
Направление подготовки бакалавра 080200.62 «Менеджмент» Профиль Производственный менеджмент (АПК)
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТОРГОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ (РГТЭУ) Кафедра маркетинга и рекламы Одобрено учебно-методическим советом
факультета коммерции и маркетинга
УПРАВЛЕНИЕ РАЗРАБОТКОЙ И РЕАЛИЗАЦИЕЙ ТОВАРА Учебно-методический комплекс
Специальность: 080111 Маркетинг Москва 2009
Автор-составитель:
Малых Татьяна Викторовна,
Ст. преподаватель
Учебно-методический комплекс «Управление разработкой и реализацией товаров» составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования второго поколения и примерной программой по дисциплине по специальности 080111 «Маркетинг»
Дисциплина входит в федеральный компонент дисциплин специализации и является обязательной для изучения.
© Российский государственный торгово-экономический университет, 2009
С О Д Е Р Ж А Н И Е
Инновационные методы в преподавании дисциплины
Деловая игра – метод имитации принятия решений специалистами в различных искусственно созданных ситуациях, осуществляемый по заданным правилам группой людей в диалоговом режиме (по теме «Управление распределением товара»).
Дискуссия – форма учебной работы, в рамках которой студенты высказывают свое мнение по проблеме, заданной преподавателем. Проведение дискуссий по проблемным вопросам подразумевает написание студентами эссе или тезисов (по теме «Управление качеством и конкурентоспособностью товаров»).
Круглый стол – один из наиболее эффективных способов для обсуждения острых, сложных и актуальных на текущий момент вопросов в любой профессиональной сфере, обмена опытом и творческих инициатив. Такая форма позволяет лучше усвоить материал, найти необходимые решения в процессе эффективного диалога (по теме «Понятие бренда и брендинга).
Тестирование – контроль знаний студентов по вопросам (по всем темам курса).
Цель, задачи и предмет дисциплины
В условиях конкурентной борьбы фирма не может добиться успеха, опираясь лишь на знание рынка и потребителя. При формировании товарного ассортимента необходимо определить стратегическое направление инноваций и конкретные характеристики товаров. Результаты аналитической функции маркетинга являются основой для разработки рекомендаций о товаре и услугах его сопровождающих с целью организации выпуска конкурентоспособной продукции для конкретного сегмента рынка
Для обеспечения эффективной реализации товара необходимо знать особенности каналов распределения и сложившуюся практику работы в них, управлять связями между несколькими каналами.
Задачами курса является приобретение студентами знаний, навыков и умений в области разработки товарного ассортимента фирмы и подбора инструментов маркетинга, системы распределения, способствующего лучшему продвижению на рынок товаров и услуг.
Цель курса – научить студентов управлять маркетинговой информацией и использовать ее для принятия решений в деятельности предприятия по управлению товаром.
Требования к уровню освоения дисциплины
В результате изучения дисциплины «Управление разработкой и реализацией товаров» специалист по маркетингу должен:
иметь представление: об управлении, разработке и реализации товаров на предприятии
знать: особенности товарной политики предприятия, особенности разработки товара, основные принципы управления товаром на предприятии
уметь: применять теоретические навыки на практике, выявлять потребности в товарах, оценивать рыночную ситуацию, адаптировать возможности предприятия к требованиям рынка в отношении товарной политики
приобрести навыки: исследовательской работы с литературой, усвоения дисциплин специализации
Объем дисциплины
Объем дисциплины и виды учебной работы
Форма обучения дневная Вид учебной работы
| Количество часов по форме обучения
| Очная
| Очная сокр
| Очно-заочная
| Заочная
| Заочная сокр.
| Аудиторные занятия:
| 45
| 38
| 34
| 10
| 10
| Лекции
| 26
| 26
| 18
| 8
| 6
| практические и семинарские занятия
| 19
| 12
| 16
| 2
| 4
| Самостоятельная работа
| 55
| 62
| 66
| 90
| 90
| Всего часов на дисциплину
| 100
| 100
| 100
| 100
| 100
| Текущий контроль
|
|
|
|
|
| Виды итогового контроля
| Зачет
6 сем.
| Зачет
4 сем.
| Зачет
7 сем.
| Зачет
7 сем. и контрольная работа
| Зачет
4 сем.и контрольная работа
| 4.2. Распределение часов по темам и видам учебной работы
Форма обучения очная Названия разделов и тем
| Всего часов по учебному плану
| Виды учебных занятий
| Аудиторные занятия, из них
| Самостоятельная работа
| лекции
| Практ. занятия, семинары
| 1. Маркетинговое понимание товара. Классификация
| 9
| 2
| 2
| 5
| 2. Управление товаром и его жизненным циклом
| 11
| 4
| 2
| 5
| 3. Разработка и внедрение на рынок новых товаров
| 11
| 4
| 2
| 5
| 4. Управление качеством и конкурентоспособностью товаров
| 9
| 2
| 2
| 5
| 5. Решения о рыночной атрибутике товаров
| 9
| 2
| 2
| 5
| 6. Понятие бренда и брендинга
| 10
| 2
| 2
| 6
| 7. Реклама как элемент обеспечения конкурентоспособности товара
| 10
| 2
| 2
| 6
| 8. Управление распределением товара
| 10
| 2
| 2
| 6
| 9. Управление ценообразованием как элемент управления товаром
| 11
| 3
| 2
| 6
| 10. Услуги, связанные со сбытом и эксплуатацией товаров
| 10
| 3
| 1
| 6
| ИТОГО:
| 100
| 26
| 19
| 55
|
Содержание курса
Раздел 1. Маркетинговое понимание товара, классификация.
Раздел 2. Управление товаром и его жизненным циклом.
Раздел 3. Разработка и внедрение на рынок новых товаров.
Раздел 4. Управление качеством и конкурентоспособностью товара.
Раздел 5. Рыночная атрибутика товара.
Раздел 6. Понятие бренда и брендинга.
Раздел 7. Реклама как элемент обеспечения конкурентоспособности товара.
Раздел 8. Управление распределением товара.
Раздел 9. Управление ценообразованием как элемент управления товаром
Раздел 10. Услуги, связанные со сбытом и эксплуатацией товаров. Темы и их краткое содержание
Раздел 1. Маркетинговое понимание товара, классификация.
Маркетинговое понимание товара. Значение работы с товаром для экономического роста и безопасности предприятия. Ценность товара. «Воспринимаемая ценность» товара для покупателя. Типы потребительских товаров в маркетинге: товары повседневного спроса, товары предварительного выбора, товары особого спроса, товары пассивного спроса, универсальные. Типология товаров в зависимости от степени их техничности и степени их эмоционального воздействия. Товары – заменители. Особенности маркетинговой стратегии по продвижению на рынок разных типов товаров. Раздел 2. Управление товаром и его жизненным циклом.
Задачи разработки товарной стратегии фирмы: оптимизация структуры предлагаемых товаров (его глубина, широта, полезность); разработка и внедрение новых товаров; обеспечение качества и конкурентоспособности товаров; управление товаром. Реализация товарной стратегии и организация маркетинговой деятельности на разных этапах жизненного цикла товара. Матрица БКГ. Раздел 3. Разработка и внедрение на рынок новых товаров.
Создание новых товаров, как центральный элемент товарной политики фирмы. Понятие нового товара, причины его коммерческих неудач. Стратегические подходы к созданию товара: модификационный, пионерный, имитационный, совместный с конкурентами, случайный. Товары, вызываемые рынком и вталкивание технологией.
Роль службы маркетинга в процессе создания нового товара. Технологи создания товара. Источники идей и их отбор. Разработка концепций нового товара. Оценка перспектив производства и сбыта новых товаров. Разработка концепций нового товара. Оценка перспектив производства и сбыта новых товаров. Разработка товара и его испытание в рыночных условиях. Производственное и коммерческое освоение нового товара. Раздел 4. Управление качеством и конкурентоспособностью товара.
Обобщенная характеристика моделей обеспечения качества. Конкурентоспособность товара и факторы ее обеспечения. Расчет интегрального показателя конкурентоспособности товара. Моделирование показателей уровня конкурентоспособности товара. Содержание процесса управления конкурентоспособностью.
Инструменты маркетинга (товарная реклама, сбыт, политика цен, услуги, связи с общественностью) как факторы поддержания конкурентоспособности товара. Раздел 5. Рыночная атрибутика товара.
Товарно-знаковая символика: фирменное имя, фирменный знак, товарный знак.
Функции товарного знака: гарантия качества, индивидуализирующая, рекламная, охранная. Реклама торговых знаков и марок. Упаковка товара и ее значение в стимулировании сбыта. Требования к упаковке. Разработка упаковки товара как неотъемлемая часть общей товарной стратегии в системе маркетинга. Ярлыки и этикетки как проверка ориентации потребителя.
Эксплуатационно-сопроводительная документация о товаре. Штриховое кодирование как фактор конкурентоспособности товара.
Продолжительность жизни торговой марки, ее влияние в канале распределения. Раздел 6. Понятие бренда и брендинга.
Понятие бренда и брендинга. Брендинг как наука и искусство создания долгосрочного покупательского предпочтения к данной товарной марке. Воздействие бренда на покупателя. Взаимосвязь брендинга с товарными знаками, упаковкой, фирменным стилем. Типология брендов. Оценка стоимости брендов. Слоган как дополнительное средство формирования бренда. Особенности брендинга в России. Стратегии расширения бренда. Раздел 7. Реклама как элемент обеспечения конкурентоспособности товара.
Реклама ее цели и средства. Основные принципы эффективной рекламы. Разновидность рекламы. Классификация основных средств рекламы. Требования к рекламе в соответствии с законом РФ “О рекламе”. Роль рекламы в формировании спроса и стимулирования сбыта товаров. Выбор СМИ. Программирование СМИ, управление информацией о товаре. Прямой маркетинг. Раздел 8. Управление распределением товара.
Культура канала и сложившаяся практика распределения. Понятие и функции каналов сбыта. Цели, критерии оптимизации выбора каналов сбыта товаров. Каналы сбыта услуг. Традиционные каналы сбыта их структура. Роль посреднических структур в распределении товаров и услуг. Основные виды посредников, критерии их выбора. Распространение многоканальных маркетинговых систем. Формы работы с посредниками: экстенсивный сбыт, исключительный сбыт, выборочный сбыт. Выбор схемы взаимоотношений внутри канала.
Современные формы продвижения товаров к конечному потребителю: личные продажи, сетевой маркетинг, телемаркетинг, другие формы.
Коммуникационные стратегии в канале сбыта: стратегия вталкивания и стратегия втягивания. Управление персональными продажами. Раздел 9. Управление ценообразованием как элемент управления товаром
Цели ценообразования и принятия решений. Стадии процесса ценообразования. Понятие ценовой политики и ее основные виды. Решения по цене и качеству товара; рыночный подход к ценообразованию. Реакция фирмы на повышение и понижение цены конкурента. Ценообразование при внедрении на рынок. Установление цены на гамму товаров. Анализ рентабельности гаммы товаров, цены на взаимодополняющие товары. Раздел 10. Услуги, связанные со сбытом и эксплуатацией товаров.
Роль услуг в современной экономике. Типы услуг: производственные, распределительные, профессиональные, потребительские (массовые), общественные. Характеристики услуг в сфере нематериального производства, отличающие услуги от товара: неуловимость, неосязаемость услуг; неразрывность производства и потребления услуги; неоднородность или изменчивость качества; неспособность услуги к хранению.
Классификация услуг. Сегментация услуг в зависимости от степени участия в обслуживании клиентов и агентов предприятия. Покупательские риски.
Три уровня товара. Понятие товара как совокупности материального продукта и сервисного обслуживания. Сервисное обслуживание как важное средство борьбы за потенциальных покупателей. Классификация сервисных услуг: предпродажные и послепродажные услуги. Организация сервиса. 6. Темы практических и/или семинарских занятий Цель практических занятий – помочь студентам в усвоении наиболее важных и сложных тем учебного курса, способствовать выработке умения ориентироваться в вопросах рекламы, маркетинга и психологии.
Планы семинарских и практических занятий составлены в соответствии с программой курса.
К каждому семинару преподаватель предварительно распределяет вопросы между студентами. Студент при подготовке полученной темы пользуется основными и дополнительными источниками литературы, указанными в общем списке и подобранной самостоятельно.
При подготовке теоретических вопросов необходимо приводить практические примеры из практики работы конкретных предприятий, действующих на российском рынке и за рубежом.
При проведении занятий предусмотрено решение ситуационных задач и кейсов. По курсу предусмотрен тестовый контроль.
|