УТВЕРЖДЕНА
приказом директора
№____ от ___.___.___
Основная образовательная программа основного общего образования МОУ СОШ №2
г.Ярославль
Директор школы: заслуженный учитель РФ Семенова Лидия Павловна
Адрес: 150055, г.Ярославль, пр-т Авиаторов, 84
Телефон/факс: (4852) 74-03-04; 24-03-13 Составители: администрация школы, педагогический коллектив, представители родительской общественности.
1. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ
Пояснительная записка
Настоящая основная образовательная программа основного общего образования является основным нормативным документом, который определяет приоритетные ценности и цели, особенности содержания, организации, учебно-методического обеспечения образовательного процесса в муниципальном образовательном учреждении средняя общеобразовательная школа №2 г. Ярославля.
Основная образовательная программа школы разработана в соответствии с нормативными документами:
Законом РФ от 21.12.2012г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования, утвержденным приказом Министерством образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010г. № 1897;
Конвенций о правах ребёнка;
Типовым положением об общеобразовательном учреждении, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 19.03.2001.№ 196;
Санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях», утверждёнными Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29.12.2010 № 189,
Примерной основной образовательной программой образовательного учреждения (основная школа);
Уставом МОУ СОШ № 2 города Ярославля.
Правилами внутреннего трудового распорядка МОУ СОШ №2;
Положением о нормах профессиональной этики педагогических работников от 18.11.2013 № 01-02/428.
Основная образовательная программа МОУ СОШ №2 соответствует основным принципам государственной политики РФ в области образования, изложенным в Законе Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации».
Цель реализации основной образовательной программы основного общего образования – обеспечение выполнения требований Стандарта через
создание наиболее благоприятных условий развития для всех учащихся, с учётом различий их склонностей и способностей,
использование возможностей образовательного пространства школы,
организацию мониторинга мотивации обучения в школе;
совершенствование форм и методов обучения;
введение для наиболее одаренных детей индивидуально-ориентированных учебных планов и программ;
использование в учебном процессе современных информационных технологий.
развитие дополнительного образования,
привлечение социальных партнеров,
Достижение поставленной цели при разработке и реализации образовательным учреждением основной образовательной программы основного общего образования предусматривает решение следующих основных задач:
формирование общей культуры, духовно-нравственное, гражданское, социальное, личностное и интеллектуальное развитие, самосовершенствование обучающихся, обеспечивающие их социальную успешность, развитие творческих способностей, сохранение и укрепление здоровья;
обеспечение планируемых результатов по достижению выпускником целевых установок, знаний, умений, навыков, компетенций и компетентностей, определяемых личностными, семейными, общественными, государственными потребностями и возможностями обучающегося среднего школьного возраста, индивидуальными особенностями его развития и состояния здоровья;
становление и развитие личности в её индивидуальности, самобытности, уникальности и неповторимости;
обеспечение преемственности начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования;
обеспечение доступности получения качественного основного общего образования, достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования всеми обучающимися, в том числе детьми-инвалидами и детьми с ограниченными возможностями здоровья;
установление требований к воспитанию и социализации обучающихся как части образовательной программы и соответствующему усилению воспитательного потенциала школы, обеспечению индивидуализированного психолого-педагогического сопровождения каждого обучающегося, формированию образовательного базиса, основанного не только на знаниях, но и на соответствующем культурном уровне развития личности, созданию необходимых условий для её самореализации;
обеспечение эффективного сочетания урочных и внеурочных форм организации образовательного процесса, взаимодействия всех его участников;
взаимодействие образовательного учреждения при реализации основной образовательной программы с социальными партнёрами;
выявление и развитие способностей обучающихся, в том числе одарённых детей, детей с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов, их профессиональных склонностей через систему клубов, секций, студий и кружков, организацию общественно полезной деятельности, в том числе социальной практики, с использованием возможностей образовательных учреждений дополнительного образования детей;
организация интеллектуальных и творческих соревнований, научно-технического творчества, проектной и учебно-исследовательской деятельности;
участие обучающихся, их родителей (законных представителей), педагогических работников и общественности в проектировании и развитии внутришкольной социальной среды, школьного уклада;
включение обучающихся в процессы познания и преобразования внешкольной социальной среды (населённого пункта, района, города) для приобретения опыта реального управления и действия;
социальное и учебно-исследовательское проектирование, профессиональная ориентация обучающихся при поддержке педагогов, психологов, социальных педагогов, сотрудничестве с базовыми предприятиями, учреждениями профессионального образования, центрами профессиональной работы;
сохранение и укрепление физического, психологического и социального здоровья обучающихся, обеспечение их безопасности.
В основе реализации основной образовательной программы лежит системно-деятельностный подход, который предполагает:
— воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества, инновационной экономики, задачам построения российского гражданского общества на основе принципов толерантности, диалога культур и уважения его многонационального, поликультурного и поликонфессионального состава;
— формирование соответствующей целям общего образования социальной среды развития обучающихся в системе образования, переход к стратегии социального проектирования и конструирования на основе разработки содержания и технологий образования, определяющих пути и способы достижения желаемого уровня (результата) личностного и познавательного развития обучающихся;
— ориентацию на достижение цели и основного результата образования — развитие на основе освоения универсальных учебных действий, познания и освоения мира личности обучающегося, его активной учебно-познавательной деятельности, формирование его готовности к саморазвитию и непрерывному образованию;
— признание решающей роли содержания образования, способов организации образовательной деятельности и учебного сотрудничества в достижении целей личностного и социального развития обучающихся;
— учёт индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся, роли, значения видов деятельности и форм общения при построении образовательного процесса и определении образовательно-воспитательных целей и путей их достижения;
— разнообразие индивидуальных образовательных траекторий и индивидуального развития каждого обучающегося, в том числе одарённых детей, детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья.
Образовательный процесс в школе строится на идеологии проекта «Школа Нового Поколения» (в редакции Р.А. Лачашвили и Е.В. Орловой). Она предполагает, что идеология школьной образовательной системы должна учитывать, несмотря на региональные особенности и различия, что все мы живем в России, и ее будущее определяет наше будущее. Наше школьное сообщество разделяет базовые ценности государства (патриотизм, стремление к личному совершенству, самостоятельность и ответственность, гражданское общество как необходимая форма общественного бытия)
Школа как общественный институт существует, чтобы содействовать формированию личности своих воспитанников и их вхождению в общество через восприятие культуры и активное включение в эту культуру (социализацию), которая основывается на 3-х базовых потребностях личности.
Первая - потребность принадлежать чему-то большему, чем ты сам, которая определяется происхождением человека как биологического вида и всей историей развития этого вида. Принадлежность – быть патриотом (своей семьи, города, страны, фирмы, профессии) - естественное состояние человека. Если лишить его этого – он становится психологически ущербным, поскольку чувствует себя незащищенным и невостребованным.
Вторая - потребность в расширении границ своего существования, экспансии, росте, которая свойственна не только человеку, но и всему живому. Все живое стремится к экспансии, расширению, росту. У человека личностный рост происходит через отношения – с другими людьми, культурой, природой.
Третья - потребность в осознании своего существования, нахождении смысла своей деятельности. «Я - Мир» - это отношение возникает сразу же, как только человек попадает в новую среду и начинает ее узнавать, приспосабливаться к ее условиям и ограничениям, выяснять ее возможности и угрозы. Преднамеренное развитие этого отношения требует от школы системного изучения естествознания и истории науки, чтобы отношение к окружающему миру было естественным и здоровым, без потребительского акцента, но с радостным удивлением и уважением к природе. Без страха и суеверий, но с благоговением перед ее величием, мощью и вечностью. Здесь главная роль педагога – вести за собой и с собой по тропе познания, своим примером давать образец уважительного и бережного отношения к природе, приучать к множественности путей познания, подводить учеников к формированию собственного мировоззрения, которое состоит из отношений:
«Я - Они» - это отношение возникает, когда человек попадает в новую группу, новое социальное окружение, в новую культуру. Сначала он воспринимает окружающих людей как единое целое – незнакомое и так же полное возможностей и угроз, как незнакомое физическое окружение. Задача педагога – смягчить шок от попадания в новую социальную среду, четко очертить границы допустимого поведения в школе, наглядно объяснить нормы и правила этого поведения, помочь быстрее сформировать ритуалы школьной повседневности.
«Я - Ты» - это отношение проявляется, как только человек начинает выделять из окружающего его социума отдельных людей (ребенок выделяет, в первую очередь, мать, затем - отца), устанавливая с ними, прежде всего, эмоциональную связь, то есть строя общее с каждым из них поле эмоций как реакций на поведение друг друга. Педагог помогает формированию этого отношения непрямыми неявными методами, организуя общение в классе и малых группах, которые можно организовать специально для этой цели.
«Я - Мы» - возникновение этого отношения в группе возможно после того, как человек начинает чувствовать себя в единстве и противоречии с Мы, ощущать свою общность с группой, принадлежность к ней. Это – самое противоречивое отношение: оно выражает как стремление быть в группе, принадлежать ей, так и противоположное стремление – к обособленности. Задача педагога при организации групповой деятельности – управлять этими противоречиями, используя их в качестве стимула для личностного роста, но не допуская нездорового, чрезмерного развития естественных стремлений.
«Мы - Они» - это основное культурообразующее отношение: любая культура начинается с границы, барьера, отделяющего ее от окружающего мира. И уже за этим барьером существуют и развиваются важнейшие составляющие культуры:
наблюдаемые предметы и явления
декларируемые и реальные ценности и убеждения
базовые предположения, принимаемые на веру членами культуры
Любая культура начинается с запретов, с определения, что можно и чего нельзя, что такое – хорошо и что такое – плохо.
Соглашаясь с положениями культуры, человек взамен получает защищенность от угроз окружающей среды, ощущение целостности, поддерживаемое признанием его внутри группы.
Противоречие «Мы – Они» может принимать антагонистические формы, начиная от группового эгоизма и заканчивая межнациональными, межконфессональными и другими конфликтами.
Противоположностью этой тенденции является толерантность, принимаемая как терпимость к культурному разнообразию.
именно так педагог должен воспитывать чувство ансамбля, в котором стремление к личному совершенству не вступает в противоречие с интересами коллектива, в котором чувство гармонии позволяет находить баланс в противоречивых ситуациях.
«Я - Я» или «Я - Сам», возникая как первичное неосознанное ощущение своего Я, на протяжении всей жизни это отношение развивается, хотя и довольно редко осознается, является базовым для становления личности и таких ее компонентов, как совесть, чувство собственного достоинства и др. Именно оно является объектом внутриличностной коммуникации, внутреннего диалога, рефлексии, самоанализа, самооценки.
«Я - Вы» - это отношение возникает, когда человек так или иначе противопоставляет себя группе. Помимо конфликтных ситуаций, это отношение проявляется, как только начинает понимать свое предназначение как лидера группы, к которой он принадлежит или которую он собирается создать.
Рассматривая формирование личности в трех указанных направлениях, школа видит свою образовательную цель – способствовать формированию личности гражданина России
любящего свою Родину,
стремящегося найти свое призвание и достичь высшей степени мастерства в выбранной им сфере деятельности, используя полученные знания и компетентности,
способного быть лидером, вести за собой, осознавая свое предназначение,
работать «во славу свою и Отечества» и быть счастливым у себя на Родине
Основная образовательная программа формируется с учётом психолого-педагогических особенностей развития детей 11—15 лет, связанных:
— с переходом от учебных действий, характерных для начальной школы и осуществляемых только совместно с классом как учебной общностью и под руководством учителя, от способности только осуществлять принятие заданной педагогом и осмысленной цели к овладению этой учебной деятельностью на ступени основной школы в единстве мотивационно-смыслового и операционно-технического компонентов, становление которой осуществляется в форме учебного исследования, к новой внутренней позиции обучающегося — направленности на самостоятельный познавательный поиск, постановку учебных целей, освоение и самостоятельное осуществление контрольных и оценочных действий, инициативу в организации учебного сотрудничества;
— с осуществлением на каждом возрастном уровне (11—13 и 13—15 лет) благодаря развитию рефлексии общих способов действий и возможностей их переноса в различные учебно-предметные области, качественного преобразования учебных действий моделирования, контроля и оценки и перехода от самостоятельной постановки обучающимися новых учебных задач к развитию способности проектирования собственной учебной деятельности и построению жизненных планов во временной перспективе;
— с формированием у обучающегося научного типа мышления, ориентирующего на общекультурные образцы, нормы, эталоны и закономерности взаимодействия с окружающим миром;
— с овладением коммуникативными средствами и способами организации кооперации и сотрудничества; развитием учебного сотрудничества, реализуемого в отношениях обучающихся с учителем и сверстниками;
— с изменением формы организации учебной деятельности и учебного сотрудничества от классно-урочной к лабораторно-семинарской, лекционно-лабораторной, исследовательской.
Переход обучающегося в основную школу совпадает с предкритической фазой развития ребёнка — переходом к кризису младшего подросткового возраста (11—13 лет, 5— 7 классы), характеризующемуся началом перехода от детства к взрослости, при котором центральным и специфическим новообразованием в личности подростка является возникновение и развитие у него самосознания — представления о том, что он уже не ребёнок, т. е. чувства взрослости, а также внутренней переориентацией подростка с правил и ограничений, связанных с моралью послушания, на нормы поведения взрослых.
Второй этап подросткового развития (14—15 лет, 8—9 классы) характеризуется:
— бурным, скачкообразным характером развития, т. е. происходящими за сравнительно короткий срок многочисленными качественными изменениями прежних особенностей, интересов и отношений ребёнка, появлением у подростка значительных субъективных трудностей и переживаний;
— стремлением подростка к общению и совместной деятельности со сверстниками;
— особой чувствительностью к морально-этическому «кодексу товарищества», в котором заданы важнейшие нормы социального поведения взрослого мира;
— процессом перехода от детства к взрослости, отражающимся в его характеристике как «переходного», «трудного» или «критического»;
— обострённой, в связи с возникновением чувства взрослости, восприимчивостью к усвоению норм, ценностей и способов поведения, которые существуют в мире взрослых и в их отношениях, порождающей интенсивное формирование на данном возрастном этапе нравственных понятий и убеждений, выработку принципов, моральное развитие личности;
— сложными поведенческими проявлениями, вызванными противоречием между потребностью в признании их взрослыми со стороны окружающих и собственной неуверенностью в этом (нормативный кризис с его кульминационной точкой подросткового кризиса независимости, проявляющегося в разных формах непослушания, сопротивления и протеста);
— изменением социальной ситуации развития — ростом информационных перегрузок и изменением характера и способа общения и социальных взаимодействий — объёмы и способы получения информации (СМИ, телевидение, Интернет).
Учёт особенностей подросткового возраста, успешность и своевременность формирования новообразований познавательной сферы, качеств и свойств личности связывается с активной позицией учителя, а также с адекватностью построения образовательного процесса и выбора условий и методик обучения.
Принципы формирования основной образовательной программы основного общего образования:
программно-целевой подход, который предполагает единую систему планирования и своевременного внесения корректив в планы;
преемственность основной образовательной программы и программы развития школы;
информационная компетентность (психолого-педагогической, инновационной, информационной) участников образовательного процесса в школе;
вариативность, которая предполагает осуществление различных вариантов действий по реализации задач развития школы;
включение в решение задач образовательной программы всех субъектов образовательного пространства.
|