Н. С. Столяров Деловая культура государственного и муниципального служащего





НазваниеН. С. Столяров Деловая культура государственного и муниципального служащего
страница1/7
Дата публикации23.02.2015
Размер0.88 Mb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Право > Документы
  1   2   3   4   5   6   7


Федеральное государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Финансовая академия при Правительстве

Российской Федерации»

(Финакадемия)
Кафедра «Государственное, муниципальное и

корпоративное управление»


Н.С.Столяров



Деловая культура государственного и муниципального служащего

Тексты лекций


Для студентов, обучающихся по специальности 080504.65

«Государственное и муниципальное управление»

Москва 2009

Федеральное государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Финансовая академия при Правительстве

Российской Федерации»

(Финакадемия)
Кафедра «Государственное, муниципальное и

корпоративное управление»
утверждаю

Ректор

__________ М.А. Эскиндаров

____ ___________ 2009 г.


Н.С.Столяров



Деловая культура государственного и муниципального служащего

Тексты лекций


Для студентов, обучающихся по специальности 080504.65

«Государственное и муниципальное управление»
Рекомендовано Ученым Советом по праву, налогам и управлению,

протокол № 45 от 29 сентября 2009 г.
Одобрено кафедрой «Государственное, муниципальное и

корпоративное управление»,

протокол № 1 от 28 августа 2009г.

Москва 2009
        1. УДК 395:35.08(075.8) 049162

        2. ББК 87.75 я 73


С81
Рецензенты: Панина О.В., к.э.н.,доцент Финакадемии

Румянцева Е.Е.,д.э.н.,профессор Российской академии государственной .службы при Президенте Российской Федерации
Н.С.Столяров Деловая культура государственного и муниципального служащего. Тексты лекций для студентов, обучающихся по специальности 08050465 «Государственное и муниципальное управление». – М.: Финакадемия, кафедра «Государственное, муниципальное и корпоративное управление», 2009. – 85 с.
В учебном издании рассматриваются вопросы деловой этики современного руководителя, ее сущность и содержание, специфика проявления в деятельности государственного и муниципального служащего. На основе исследований отечественных и зарубежных авторов, а также многолетнего опыта управленческой деятельности автора сформулированы правила и рекомендации по совершенствованию культуры речи, делового общения, работы с документами, поведения руководителя, как в служебной, так и в неофициальной обстановке.

Тексты лекций предназначены для студентов, обучающихся по специальности государственное и муниципальное управление, могут быть рекомендованы студентам других специальностей, аспирантам, профессорско-преподавательскому составу академии; а также государственным и муниципальным служащим.
Учебное издание
Николай Сергеевич Столяров



Деловая культура государственного и муниципального служащего
Тексты лекций
Компьютерный набор, верстка Н.С.Столяров
Формат 60х90/16. Гарнитура Times New Roman

Усл. п.л.5.31 Изд. № 4.7 -2009. Тираж 50 экз.Заказ№________

Отпечатано в Финакадемии

 Финакадемия, 2009

Содержание


Ведение…………………………………………………………………………......

4



Деловая культура: понятие, особенности проявления в деятельности государственного и муниципального служащего………………………….....


6



Умеете ли Вы пользоваться телефоном?......................................................................

19



Культура работы с документами………………………………………………

24



Не только слышать, но и слушать……………………………………………..

29



Культура приема посетителей………………………………………………….

38



Культура служебных совещаний………………………………………………

44



Этикет представлений и знакомств……………………………………………

51



Культура внеслужебного общения…………………………………………….

54

Приложение 1. Мысли о нравственности и культуре поведения……………….

63

Приложение 2. Этический кодекс сотрудников контрольно-счетных органов Российской Федерации…………………………………………………………….


71

Литература………………………………………………………………………….

85



Введение
Финансово-экономические потрясения, в том числе и современный глобальный кризис, побуждают задуматься над глубинными причинами трансформаций в экономической сфере. Их много, но сегодня, пожалуй, экономика больше всего страдает от потери связи с нравственностью, которая является особой формой общественного сознания. В этой связи Председатель Счетной палаты Российской Федерации С.В.Степашин заметил: «Действительный выход из кризиса наступит лишь тогда, когда нам удастся установить тесную связь экономической жизни с моралью, бизнеса – с нравственностью»1.

Все это, безусловно, верно. Однако решение этой задачи представляется весьма трудоемким и долговременным процессом. Ожидать духовного перерождения общества в целом можно лишь тогда, когда вся вертикаль власти, все, кому доверено руководство людьми будут демонстрировать искусство управления, основанное на морально-этических ценностях. Деловая культура – не отвлеченная от экономической жизни абстракция, а важнейший фактор обеспечения высокой эффективности коллективного труда. Ведь любой управленец в процессе своей деятельности решает двуединую задачу: достижение конечного результата и воздействие на людей, создающих этот результат. Вполне очевидно, что деловые отношения, не будучи опосредованными нравственно-этическими нормами, весьма негативно влияют на эффективность труда любого коллектива.

В истории России предпринимались неоднократные попытки реорганизации государственной службы, однако все они в конечном счете и с завидным постоянс­твом приводили к результатам, обратным ожидаемым. Почему? Потому что все нововведения прошлого базировались на автори­тарной этике, на административно-бюрократической культуре. Неписаным стандартом такой культуры были злоупотребление служебным положением, прямое и косвенное вымогательство взяток, финансовые нарушения и т.п.

Сегодня перед российской государственностью стоит сложнейшая задача: отказаться от административно-бюрократической культуры, ориентированной лишь на исполнение указаний сверху, подменяя при этом существо дела формальными показателями, и перейти к качественно новой деловой культуре, ориентированной на интересы людей и достижение конк­ретных результатов, базирующихся на нравственно-этических ценностях.

Данная работа, написанная на основе исследований отечественных и зарубежных авторов, а также многолетнего опыта управленческой деятельности автора, преследует цель ознакомить читателей с сущностью и содержанием деловой культуры, спецификой ее проявления в процессе государственной и муниципальной службы.

1. Деловая культура: понятие, особенности проявления в деятельности государственного и муниципального служащего
Многовековой опыт истории со всей убедительностью свидетельствует, что даже самые возвышенные идеи, самые благородные стремления создать на земле всеобщий рай оборачиваются подчас для многих адом, если нет в стране разумного и справедливого управления, имеющего под собой нравственно-этическую основу. Еще древний Конфуций поучал правителей: управляйте народом с достоинством, и люди будут почтительны; относитесь к народу по-доброму, и люди будут трудиться с усердием.

Идеи, убеждения, идеалы нематериальны; они, как известно, становятся силою, когда овладевают людьми. Лозунг «экономика должна быть экономной» не стал в свое время национальной идеей, ибо не был воспринят народными массами. Почему? Прежде всего потому, что экономика должна быть не только и не столько «экономной», сколько нравственной, ценностно-ориентированной. Экономическая стратегия государства не должна абстрагироваться от смысла человеческой жизни, от высших ценностей человека и общества.

Трудности, которые переживает сегодня страна, выстраивая цивилизованную систему рыночных отношений, формируя правовое демократическое государство, думается, никогда не будут преодолены, если не уделять должного внимания духовной, социально-культурной сфере жизни общества, не стремиться органично вписать культуру деловых отношений в деятельность властных институтов всех уровней – от муниципального до федерального.

Несмотря на то, что за последние годы наблюдается всплеск научного и практического интереса к феномену культуры, изучение проблемы сталкивается с немалыми трудностями. Публикации по данной проблематике, научная и популярная литература зачастую представляет собой заимствования из зарубежной практики, где иная жизненная среда, своя специфика деловых отношений; свои исторические и культурные традиции – и, нельзя не заметить, зарубежный образ жизнедеятельности не всегда и не во всем согласуется с отечественным.

Зарубежный опыт, каким бы интересным он не казался, не стоит преувеличивать, а тем более слепо копировать, еще и потому, что за рубежом именно в области культуры управления (менеджмента) последнее время наблюдаются негативные симптомы. Так, в США вот уже десятилетие говорят о кризисе, который переживает система государственного управления. Эталоном управленческой культуры не могут быть решения, идущие вразрез с общепринятыми духовно-нравственными ценностями. Примечательно в этой связи весьма откровенное признание Джона Делорена – одного из сотрудников американской компании General Motors: «… организация системы деловых отношений в США приводит к принятию совершенно неверных, аморальных и безответственных решений, даже несмотря на то, что личная мораль многих деловых людей почти безупречна. Система имеет иную мораль в силу своей групповой сущности, чем мораль отдельных личностей, что позволяет ей… нарушать элементарные права работников, требуя беспрекословного, слепого подчинения руководству, и даже влиять на «демократический» процесс осуществления власти правительством путем незаконного финансирования политических деятелей»1.

Попытаемся прежде всего разобраться в категорийно-понятийном аппарате рассматриваемой проблемы. Сегодня широкое хождение имеют понятия «деловая культура», «деловая этика», «управленческая культура», «административная культура», «корпоративная культура», «этика бизнеса», «этика государственной службы», «культура делового общения» и т.д. Разумеется, все эти понятия имеют право на существование, но дело в том, что по-разному они толкуются, наблюдается и другая крайность, когда между ними не делается никаких различий и порой складывается впечатление, что речь идет об одном и том же. А между тем, это далеко не так. Отсутствие единого понимания феномена культуры и производных от нее понятий – проблема не только методологическая, но и практическая. Воплотить в жизнь, реализовать на практике духовные, нравственно-этические принципы весьма затруднительно, если нет понимания их глубинной сути. Ясность мысли и четкость действий в управлении, да и во всей жизни, неотъемлемы друг от друга.

В современной науке сложилось и стало активно развиваться вполне самостоятельное направление – организационная культура как инструмент управления. Прежде чем раскрыть сущность организационной культуры, обратимся к анализу родового для нее понятия – «культура». Культуру в широком смысле слова можно определить как способ организации и развития жизнедеятельности людей, воплощенный в продуктах их материального и духовного труда, в системе социально значимых норм и учреждений, в духовных ценностях, в совокупности человеческих взаимоотношений. Культура характеризует особенности сознания, поведения и деятельности людей в определенных сферах общественной жизни. Говорят, например, о культуре труда, культуре быта, правовой культуре, политической и т.д. В настоящее время можно найти, как минимум, 250 определений культуры, и каждое из них отражает одну или несколько сторон этого исключительно многогранного явления. Практически все исследователи культуры видят в ней результат человеческой деятельности, связанный с процессом развития, улучшения какой-либо системы на основе определенных ценностей, стандартов, правил и норм. Интересно, что в современных описаниях культуры сохраняется (чаще в иносказательной форме) ее первоначальный смысл: слово «культура» произошло от латинского cultura – возделывание, обработка, воспитание, образование, развитие, почитание. Именно в этом смысле Вл.Даль определяет культуру в своем знаменитом словаре.

Организацию можно рассматривать, во-первых, как объединение отдельных людей или общественных групп, связанных общей целью и программой действий (аудиторская организация, управляющая компания, например), а во-вторых, как процесс, направленный на образование и сохранение единого целого, обеспечение взаимодействия людей или групп на основе каких-либо общих процедур и правил (организация бухгалтерского учета, например).

Таким образом, организация имеет самое непосредственное отношение ко всем явлениям и процессам, связанным с упорядочением жизни общественного человека. Основоположник организационной науки А.А.Богданов выделяет основную определяющую характеристику организации – всеобщность. Главным субъектом создания организационных систем и установления организационных связей, естественно, является человек, привносящий в социальное управление свое субъективно-личностное (человеческое) начало. Организационная культура – одно из отчетливых проявлений этого начала, можно сказать, субъективный фактор управления и контроля. Именно благодаря ей, организационной культуре, удается объединить усилия разных («неорганизованных») людей, наладить их совместную целенаправленную деятельность.

С целью более глубокого проникновения в сущность организационной культуры сравним данное понятие с другим, близким по смыслу – с культурой управленческой (культурой управления). Чаще всего между этими понятиями ставят знак равенства1. С этим можно согласиться, но лишь в определенном контексте. Действительно, любая управленческая функция, в том числе и организация, преследует цель оптимизации процесса управления, к чему, собственно, стремится и сама система управления. Так, организация государственного и муниципального финансового контроля предполагает оптимизацию всей системы контроля за государственными и муниципальными финансами. Следовательно, можно допустить отождествление организационной и управленческой культур. Однако тождество здесь не абсолютное, ибо управление – более широкое понятие, чем организация. Соответственно, управленческая культура в широком смысле и применительно к системе государственного управления и местного самоуправления означает способность государственных и муниципальных служащих адекватно, с учетом целей и задач государственного управления, реагировать на изменения, происходящие в экономике, социальной и других сферах общественной жизни, и с учетом этих изменений на основе сложившихся правовых, морально-этических и иных норм принимать решения и обеспечивать устойчивость, надежность и результативность системы государственного управления и местного самоуправления.

В научных публикациях и в обыденных ситуациях организационную культуру нередко сравнивают с корпоративной культурой. Как соотносятся между собой эти два близких по смыслу понятия? Близких потому, что, как уже отмечалось, в основе организации лежит объединение людей для достижения общей цели, а понятие «корпорация» происходит от латинского corporatio и означает не что иное, как объединение, общество, союз.

Организационная культура воплощается в документах, приказах, распоряжениях, постановлениях и других нормативных документах и актах управления, которые носят императивный характер. Так, Указом Президента Российской Федерации от 12 августа 2002 года № 885 утверждены Общие принципы служебного поведения государственных служащих. В соответствии с ними государственные служащие призваны «воздерживаться от поведения, которое могло бы вызвать сомнение в объективном исполнении государственным служащим должностных (служебных) обязанностей, способных нанести ущерб его репутации или авторитету государственного органа»1.

Организационная культура отвечает на вопрос как государственные и муниципальные служащие воплощают в жизнь общие и специфические требования, предъявляемые к их профессиональной деятельности, и в меньшей степени зависит от того, нравятся или не нравятся им эти требования, что они при этом думают.

Корпоративная культура – более сложное явление и не столь очевидное для внешнего наблюдения. Принципы и нормы корпоративной культуры также ориентированы на достижение высоких производственно-экономических показателей и по сути своей не отличаются от принципов и норм, определяющих организационную культуру, по крайней мере, не противоречат им. Существенное различие в том, как эти принципы и нормы привносятся в сознание людей, каким образом сотрудники органов финансового контроля приобщаются к ним. Принципы и нормы корпоративной культуры устанавливаются не нормативными правовыми актами, а внедряются в сознание и поведение государственных и муниципальных служащих совершенно по-иному, а именно: добровольно принимаются и разделяются всеми участниками коллектива. Корпоративная культура – это писаные и неписаные правила, табу, традиции, увлечения, словом, все то, что создает настроение у людей, благоприятный для работы морально-психологический климат, гордость за причастность к общему делу и т.д.1

Таким образом, организационная (корпоративная) культураинтегральная характеристика любого коллектива, в том числе органов государственного управления и местного самоуправления. Это совокупность морально-этических норм и ценностей, традиций, посредствам которых координируются усилия и направляется деятельность коллектива на достижение общих целей и задач. Каждой организации (корпорации) присуща своя специфика, а, следовательно, и своя культура, свои традиции и т.д.
  1   2   3   4   5   6   7

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Н. С. Столяров Деловая культура государственного и муниципального служащего iconДеловая репутация государственного аппарата как института власти: политологический анализ
Работа выполнена на кафедре государственного и муниципального управления Федерального государственного бюджетного образовательного...
Н. С. Столяров Деловая культура государственного и муниципального служащего icon“Этика государственной и муниципальной службы”
Этика поведения гражданского и муниципального служащего
Н. С. Столяров Деловая культура государственного и муниципального служащего iconСовет депутатов города белгорода
В целях создания единой процедуры аттестации для определения соответствия муниципального служащего замещаемой должности муниципальной...
Н. С. Столяров Деловая культура государственного и муниципального служащего iconФгбоу впо «Самарский государственный технический университет» Вестник...
А. П. Амосов, В. И. Батищев, Н. В. Дилигенский, М. А. Евдокимов, А. Ф. Заусаев, Л. С. Зимин, Я. М. Клебанов, М. Л. Костырев, В. А....
Н. С. Столяров Деловая культура государственного и муниципального служащего iconФгбоу впо «Самарский государственный технический университет» Вестник...
А. М. Абакумов, А. П. Амосов, В. И. Батищев, М. А. Евдокимов, А. Ф. Заусаев, Л. С. Зимин, Я. М. Клебанов, М. Л. Костырев, В. А. Кудинов,...
Н. С. Столяров Деловая культура государственного и муниципального служащего iconГоу впо «Самарский государственный технический университет» Вестник Самарского Государственного
А. П. Амосов, В. И. Батищев, Н. В. Дилигенский, М. А. Евдокимов, А. Ф. Заусаев, Л. С. Зимин, Я. М. Клебанов, М. Л. Костырев, В. А....
Н. С. Столяров Деловая культура государственного и муниципального служащего iconПрограммам дисциплин (модулей) Аннотация к рабочей программе дисциплины «Деловая культура»
Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы, в модульной структуре ооп
Н. С. Столяров Деловая культура государственного и муниципального служащего iconГуманистически ориентированные формы физкультурно-спортивной работы с инвалидами
Спорт, духовные ценности, культура. Вып восьмой. Гуманистически ориентированные формы физкультурно-спортивной работы с инвалидами:...
Н. С. Столяров Деловая культура государственного и муниципального служащего iconЭволюция русской концептосферы на рубеже XX-XXI веков: Вопросы динамической лингвоконцептологии
Охватывает все стороны жизни общества, в силу чего наука о государственном управлении интегрирует данные множества научных дисциплин....
Н. С. Столяров Деловая культура государственного и муниципального служащего iconУроки обществознания по антикоррупционному воспитанию и образованию...
Молодёжь и коррупция. Статус государственного служащего. Коррупция как разновидность девиантного поведения, как нарушение ролевых...
Н. С. Столяров Деловая культура государственного и муниципального служащего iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки 030200....
Н. С. Столяров Деловая культура государственного и муниципального служащего iconРабочая учебная программа по дисциплине английский язык Деловая коммуникация....
Целью подготовки студентов по курсу «Деловая коммуникация. Банковский английский» является приобретение студентами коммуникативной...
Н. С. Столяров Деловая культура государственного и муниципального служащего iconПубличный доклад Муниципального казенного общеобразовательного учреждения...
«опора россии» Русских С. С., ревизор в наблюдательном совете Пермского регионального отделения Общероссийской общественной организации...
Н. С. Столяров Деловая культура государственного и муниципального служащего iconТема № Основы аксиологии План Понятие «Эго-единого»
«Об утверждении Порядка уведомления Министра образования и науки Камчатского края о фактах обращения в целях склонения к совершению...
Н. С. Столяров Деловая культура государственного и муниципального служащего iconЗаконопроект "О государственной поддержке инновационной деятельности в Мурманской области"
«Об утверждении Порядка уведомления Министра образования и науки Камчатского края о фактах обращения в целях склонения к совершению...
Н. С. Столяров Деловая культура государственного и муниципального служащего icon5 -9 классы рабочая программа физическая культура
Рмо ногинского муниципального района. Программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта общего образования...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск