Скачать 0.51 Mb.
|
Новосибирский государственный педагогический университет Факультет повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования Выпускная квалификационная работа «Менеджмент образования» Шаталова Евгения Валентиновича Реализация профессионального стандарта педагога в образовательной деятельности МБОУ СОШ№189 Научный руководитель кпн, доцент Журавлёва Н.Н. Новосибирск 2013 Содержание 1. Введение 2. Цели и задачи. 3.Создание штатного расписания образовательных учреждений согласно нормативно-правовых документов МО РФ для закрепления указанного статуса в правовом поле профессионального стандарта педагога. 4.Критерии оценки качества деятельности педагога 5. Поэтапность введения стандартов профессионального стандарта педагога (из опыта работы школы) 6. Положение Совета школы в соответствии с требованиями Закона об образовании и рекомендациями профессионального стандарта педагога. 7. Функции профессионального стандарта педагога как основа формирования трудового договора МБОУ СОШ№189 8.Требования к профессиональному стандарту педагога и практическая реализация ключевых направлений Программы развития МБОУ СОШ№189. 9.Реализация стандартов обученности учителями школы 10.Воспитательная работа «Профессионального стандарта педагога» 11.Нормативные документы и локальные акты, обеспечивающие выполнение стандартов профессионального роста педагогами и учителями МБОУ СОШ№189 12.Внутренний аудит школы МБОУ СОШ№ 189 13. Заключительные положения Цель работы: анализ и учет информации проекта «Профессиональный стандарт педагога» для создания новой образовательной программы школы, позволяющей совершенствовать качество образовательного процесса. Задачи: 1.подготовка соответствующей законодательной документации; 2.изменение стандартов подготовки и переподготовки учителя; 3.оказание информационной, правовой, методической и иной поддержки учителям школы; 4. расширение открытости образовательного пространства школы; 5.создание эффективных вариантов мониторинга, позволяющих менять качество обучения. Введение Ключевым фактором внедрения профессионального стандарта с осени 2014 года обозначена идея повышения профессионального мастерства педагога в стремительно меняющемся открытом мире, когда главным профессиональным качеством становится умение учиться. Готовность к переменам, мобильность, способность к нестандартным трудовым действиям, ответственность и самостоятельность в принятии решений – все эти характеристики деятельности успешного учителя в полной мере относятся и к педагогу школы №189. Обретение этих ценных качеств невозможно без расширения пространства педагогического творчества учителя-мастера, которое включает в себя широкий спектр конкурсов профессионального мастерства от районного до всероссийского уровней. По итогам начала учебного 2013 года в конкурсах профессионального роста «Учитель года» принимает участие учитель информатики, а в конкурсе молодых педагогов «Новой школе – современный учитель» учитель начальных классов и учитель музыки. Именно такой подход к расширению интеллектуального пространства через вовлечение в конкурс представителей разных предметных направлений искусства и науки должен стать нормой роста профессионального мастерства. Данный выбор естественно осуществляется на демократической основе путём принятия решения педагогическим коллективом. Следующий постулат «Профессионального стандарта педагога»: «Труд педагога должен быть избавлен от мелочной регламентации, освобожден от тотального контроля» в условиях ежедневной отчётности статистических данных и проверки выполнения нормативных законов, связанных с жизнеобеспечением функционирования школы, возможен лишь при полном переходе на систему самостоятельного выбора проверяющими инстанциями запрашиваемых данных. Это означает качественную работу школьного сайта, который должен в ближайшие годы не увеличивать количество разноплановых рубрик, а систематизировать информацию для родителей и контролирующих инстанций. При этом, думается, следует всем школам создавать на сайте страницы учителей, в которых будет освещена профессионально-методическая компетентность учителя-предметника. Таким образом, решается и ключевая проблема существующих громоздких квалификационных характеристик и должностных инструкций, сковывающих инициативу учителя, обременяющие его формальными требованиями – достаточно будет ссылки на образовательную программу, утверждённую МО РФ. Экономия времени и эргономичность загрузки сайта позволит учителю заполнить свою рубрику авторскими уроками. В настоящее время сайт 189 школы переведён на хостинг nios.ru, завершается программа информатизация школы, подведён высокоскоростной оптико волоконный кабель, увеличено количество рабочих мест, разумно сочетается использование электронных досок и видео-проекторов в классных комнатах, оборудуется библиотека в соответствии с новыми требованиями хранения и передачи информации. Основным требованием, стимулирующим профессиональный рост учителя, становится норма обращения к сайту школы, на котором базируются достижения учителя в ссылке «Уроки наших учителей». Сохранение лучших наработок форм классического преподавания с использованием средств передачи и сохранения информации позволит решить ключевую проблему, обозначенную в стандарте: « Профессиональный стандарт педагога, который должен прийти на смену морально устаревшим документам, до сих пор регламентировавшим его деятельность, призван, прежде всего, раскрепостить педагога, дать новый импульс его развитию». При этом следует указать на открытость образовательного пространства, позволяющего учителю делиться своими педагогическими открытиями на безвозмездной основе, так как именно такая форма передачи информации становится наиболее востребованной (естественно, с согласия самого учителя). Выход на защиту авторских прав и получение гонорара за разработку нового урока становится новой обсуждаемой темой в Интернете, хотя из собственного опыта могу сказать – открытость образовательных ресурсов позволяет выходить на новые форумы для обсуждения педагогических технологий, что совершенно невозможно в подконтрольных оплачиваемых ресурсах Интернета. 1.Создание штатного расписания образовательных учреждений согласно нормативно-правовым документам МО РФ для закрепления указанного статуса в правовом поле профессионального стандарта педагога. Именно об этом экономическом варианте сопровождения и прописывается в «Профессиональном стандарте педагога» на уровне инструкции рекомендация применения нового закона и нового стандарта: «Федеральный закон № 273-ФЗ от 29.12.2012 «Об образовании в Российской Федерации». Далее ФЗ относит дошкольное образование к одному из уровней общего. Кроме того, в ФЗ, наряду с такой функцией, как уход и присмотр за ребенком, за дошкольными организациями закрепляется обязанность осуществлять образовательную деятельность, выделяемую в отдельную услугу. В соответствии с законом, сегодня любая школа вправе реализовывать программы дошкольного образования. Отсюда возникает необходимость единого подхода к профессиональным компетенциям педагога дошкольного образования и учителя». Таким образом, в начале 2013/14учебного года все школы РФ поменяли штатное расписание, заключили новый коллективный договор, включили допсоглашение в трудовой договор с учителями и техническими работниками. Следующим шагом в работе с нормативными документами должен стать эффективный договор с чётко прописанными инструкциями учителя. Сравним штатное расписание школы №189 с рекомендациями ПСП:
4. Критерии оценки качества деятельности педагога Введение нового профессионального стандарта педагога должно неизбежно повлечь за собой изменение стандартов его подготовки и переподготовки в высшей школе и в центрах повышения квалификации. Неизменным условием переподготовки педагогического персонала школы является фактор востребованности вновь приобретённых знаний для реализации программы ФГОС. Расширяя границы творческой свободы педагога, профессиональный стандарт одновременно повышает его ответственность за результаты своего труда, предъявляя требования к его квалификации, предлагая критерии ее оценки. В качестве стимулирования учителей и поощрения за качественный результат на педагогическом совете совместно с первичной профсоюзной организацией школы№189 были приняты критерии оценки, предложенные МО НСО от 2013г. При этом следует отметить опыт школы в формировании«Критериев оценки качества деятельности педагога МБОУ СОШ №189» от предыдущих лет, который, на наш взгляд, точнее классифицирует достижения учителей по отдельным показателям эффективности работы:
5. Поэтапность введения стандартов профессионального стандарта педагога(из опыта работы школы) С учетом различного уровня квалификации педагогов страны предусматривается процедура постепенного, поэтапного введения профессионального стандарта педагога. Именно поэтапность, открытость, обсуждение темы проекта на школьных педагогических советах и должна подготовить преподавателей школы №189 к очередным критериям оценивания текущей педагогической деятельности. Первым этапом обсуждения ПСП стало участие учителей школы в подготовке и проведении секции на августовской конференции педагогов Октябрьского района г. Новосибирска в августе 2013г. Секция № 5 Круглый стол: «Профессиональный стандарт педагога» Место проведения: «Юниор», лаборатория «Детское движение» , 2 этаж Куратор секции: Шаталов Евгений Валентинович, директор МБОУ СОШ № 189
ПСП регламентирует в ближайшее десятилетие стремление к достижению консенсуса в обществе по вопросу введения профессионального стандарта педагога. Именно эта концепция заложена в процесс разработки, апробации и внедрения нового Совета школы №189. В соответствии с Законом об образовании и рекомендациями ПСП администрацией школы при поддержке трудового коллектива было принято решение отказаться от попечительских, экономических и прочих распределительных организаций, создаваемых для сбора дополнительных пожертвований, начиная с широкого обсуждения проекта документа Совет школы, заканчивая определением окончательных сроков его введения. Отталкиваясь от изменений в сфере педагогики в сторону открытости и консолидации с общественностью на отчётном общем собрании перед родителями была высказана ключевая позиция по утверждению положений Совета и выбран новый состав Совета школы. 6. Положение Совета школы в соответствии с требованиями Закона об образовании и рекомендациями профессионального стандарта педагога. В настоящее время в школе все ученики обучаются на русском языке, 3 ученика работают с учителями по инклюзивным программам обучения. Дифференцированный подход в обучении позволяет в целом сохранять баланс обучения в соответствии с Законом об образовании и ПСП: «Различаются не только уровни квалификации педагогов, но и те условия, в которых они осуществляют свою профессиональную деятельность. Поэтому в рамках профессионального стандарта педагога предусматривается введение региональной и школьной компоненты, учитывающей как региональные особенности (преобладание сельских школ, работа учителя в мегаполисе, моноэтнический или полиэтнический состав учащихся и т.п.), так и специфику реализуемых в школе образовательных программ (математический лицей, инклюзивная школа и т.п.). Наполнение региональной и школьной компоненты профессионального стандарта педагога потребует совокупных творческих усилий учителей, администраторов, родительской общественности, экспертного сообщества и должно быть принято и утверждено на основе консенсуса». 7. Функции профессионального стандарта педагога как основа формирования трудового договора МБОУ СОШ№189 Профессиональный стандарт педагога выполняет функции, призванные: Преодолеть технократический подход в оценке труда педагога. Обеспечить координированный рост свободы и ответственности педагога за результаты своего труда. Мотивировать педагога на постоянное повышение квалификации. Графа ПСП «Зачем нужен профессиональный стандарт педагога» предполагает пять ключевых вариантов ответа, при этом пятый пункт является основой для подписания трудового договора между работником и работодателем.
На первом этапе работы в МБОУ СОШ№189в 2013г. сформирован новый Коллективный договор в соответствии с приказами МО РФ и МО НСО. Затем путём совместных усилий администрации, трудового коллектива, первичной профсоюзной организации был сформирован и на педагогическом совете одобрен договор следующего содержания: ТРУДОВОЙ ДОГОВОР № ________
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение города Новосибирска «Средняя общеобразовательная школа № 189» (МБОУ СОШ № 189) в лице диpeктopa Шаталова Евгения Валентиновича, действующего на основании Устава, именуемый в дальнейшем «Работодатель» с одной стороны и ______________________ (Ф.И.О. полностью) именуемый(ая) в дальнейшем «Работник», с другой стороны, заключили настоящий трудовой договор о нижеследующем:
в муниципальном бюджетном общеобразовательном учреждении города Новосибирска «Средняя общеобразовательная школа № 189», находящемуся по адресу: г. Новосибирск ул. Выборная, 120, в соответствии с должностной инструкцией.
2.1. За выполнение трудовых обязанностей, предусмотренных настоящим трудовым договором, «Работнику» устанавливается заработная плата в размере: 2.1.1. должностной оклад, ставка заработной платы за норму часов педагогической нагрузки в соответствии с квалификационной категорией, в размере _________________рублей в месяц, исходя из размера стоимости часа ___________ рублей; 2.1.2. компенсационные доплаты, определенные Трудовым кодексом Российской Федерации и отраслевым тарифным соглашением (положением об оплате труда работников учреждения): - районный коэффициент_______________________________________________________________________ - работа с вредными и (или) опасными и иными условиями труда _____________________________________ выплата которых производится в порядке, установленном коллективным договором 2.1.3. стимулирующие выплаты в соответствии с Положением об оплате труда работников учреждения и Положением о распределении стимулирующей части фонда оплаты труда по представлению руководителю учреждения отчетов о выполнении качественных и количественных показателей конкретным работником. Размеры и порядок осуществления стимулирующих выплат определяются действующим положением о распределении стимулирующей части фонда оплаты труда учреждения, согласуются с комиссией по распределению стимулирующего фонда и утверждается приказом директора учреждения. Стимулирующие выплаты: - за стаж непрерывной работы __________________________________________________________ (размер надбавки, % должностного оклада) - за ученую степень, почетное звание _____________________________________________________ (указать ученую степень, почетное звание, % должностного оклада) - за набранные баллы (ежемесячный приказ по учреждению); - премиальные выплаты. 2.2. Выплата заработной платы «Работнику» производится в сроки и порядке, установленных коллективным договором, правилами внутреннего трудового распорядка, иными локальными нормативными актами «Работодателя». 2.3. На «Работника» распространяются льготы, гарантии и компенсации, установленные законодательством Российской Федерации и локальными нормативными актами «Работодателя».
«Работник» имеет права и несет обязанности, предусмотренные ст.21 ТК РФ.
3.1.1. изменять, расторгать трудовой договор с «Работодателем» в порядке, установленном законодательством;
- на ежегодный оплачиваемый отпуск в соответствии с графиком отпусков или по согласованию с администрацией за отработанный период; - педагогические работники образовательного учреждения не реже чем через каждые 10 лет непрерывной преподавательской работы имеют право на длительный неоплачиваемый отпуск сроком до одного года с сохранением места работы (п.5 ст.55 Закона «Об образовании»);
|
Публичный отчет об образовательной и финансово-хозяйственной деятельности мбоу «сош №110» Публичный отчет об образовательной и финансово-хозяйственной деятельности мбоу «сош №110» за 2011/2012 учебный год | Рабочая программа внеурочной деятельности «Познай свой край» «Познай свой край» для обучающихся 2 а класса мбоу сош №2 г. Тайшета составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного... | ||
Приказ №97 от «30» августа 2013г образовательная программа основного... Характеристика мбоу "сош №93" и принципов её образовательной политики. Описание «модели» выпускника мбоу "сош №93" | Аналитическая справка по итогам образовательной деятельности мбоу... Анализ результатов образовательной деятельности за 1 полугодие (2 четверть) 2013-2014 учебного года показал, что программа учебного... | ||
План работы мбоу сош№4 г. Светлограда Петровского района Ставропольского края Реализация требований к содержанию образования и реализация образовательных программ начального, основного и среднего (полного) общего... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Никишов А. И., Теремов А. В., Петросова Р. А. Программы для общеобразовательных учреждений. 5-11 классы. М., «Владос»,2007, с учетом... | ||
Статья «Роль самообразования педагога в повышении профессионального... Таблица по результатам педагогической деятельности в сми, юридических изданиях,сборниках, книгах | Отдел образования администрации Дубровского района Брянской области... «Звездные дали» среди учащихся образовательных учреждений в возрастных группах 2-4 классы, 5-8 классы, 9-11 классы. В конкурсную... | ||
Перечень образовательных программ, по которым мбоу сош №4 имеет право... Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы №4 | Конкурс «Цветы. Творчество. Красота» август 2 место мбоу «Сыбайкасиснкая оош» Мбоу «Юнгинская сош», 1 место – Романов Лев «Коробчатые змеи» мбоу «Юнгинская сош», 3 место – Романов Иван «Демонстрационная модель»... | ||
Анализ работы библиотеки мбоу сош №23 села Новозаведенного за 2012-2013... «Современные информационные и педагогические технологии в деятельности библиотекарей образовательных учреждений» | Э. Хаббард «Реализация системно-деятельностного подхода в процессе реализации фгос ноо в мбоу сош №36» | ||
Отчет о проведенных мероприятиях мбоу игринская сош №1 Реализация республиканских проектов по информатизации. Протокол №24 от 14. 05. 2013 | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... И. Б. Агафоновой, В. И. Сивоглазова (линия Н. И. Сонина), и в соответствии с учебно-методическим комплектом (авторы И. Б. Агафонова,... | ||
Выписка из отчета о реализации программы информатизации мбоу «Вожегодская... Реализация процесса информатизации в мбоу «Вожегодская сош №1» осуществляется в соответствии с Программой информатизации на 2010-2013... | Обеспечение введения фгос ноо в мбоу валамазской сош Внедрение Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования в мбоу валамазской сош осуществляется... |