Учебно-методический комплекс рабочая программа для аспирантов специальности (03. 03. 01 Физиология)





Скачать 262.17 Kb.
НазваниеУчебно-методический комплекс рабочая программа для аспирантов специальности (03. 03. 01 Физиология)
Дата публикации02.07.2015
Размер262.17 Kb.
ТипУчебно-методический комплекс
100-bal.ru > Право > Учебно-методический комплекс
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

«УТВЕРЖДАЮ»:

И.о. проректора-начальник

управления по научной работе

_______________________ Г.Ф. Ромашкина

__________ _____________ 2011 г.

ВОЗРАСТНАЯ ФИЗИОЛОГИЯ

Учебно-методический комплекс. Рабочая программа

для аспирантов специальности (03.03.01 Физиология)

очной и заочной форм обучения

«ПОДГОТОВЛЕНО К ИЗДАНИЮ»:

Автор работы _____________________________/Соловьев В.С./

«______»___________2011 г.

Рассмотрено на заседании кафедры анатомии и физиологии человека и животных «24»мая 2011 г. Протокол № 11.

Соответствует требованиям к содержанию, структуре и оформлению.

«РЕКОМЕНДОВАНО К ЭЛЕКТРОННОМУ ИЗДАНИЮ»:

Объем 11 стр.

Зав. кафедрой ______________________________/Соловьев В.С./

«26» мая 2011 г.

Рассмотрено на заседании УМК Биологического департамента ИМЕНИТ

«30»мая 2011 г. Протокол №2

Соответствует ФГТ к структуре основной профессиональной образовательной программы послевузовского профессионального образования (аспирантура)

«СОГЛАСОВАНО»:

Председатель УМК ________________________/Фролова О.В.

«30»мая 2011 г.

«СОГЛАСОВАНО»:

Нач. отдела аспирантуры

и докторантуры_____________М.Р. Сорокина

«______»_____________2011 г.

2011

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ


Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

Институт математики, естественных наук и информационных технологий

кафедра анатомии и физиологии человека и животных



Соловьев В.С.

ВОЗРАСТНАЯ ФИЗИОЛОГИЯ


Учебно-методический комплекс. Рабочая программа

для аспирантов специальности 03.03.01 Физиология

Тюменский государственный университет

2011

Соловьев В.С. Возрастная физиология Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для аспирантов специальности 03.03.01 Физиология. Тюмень, 2011, 11 стр.

Рабочая программа составлена в соответствии с ФГТ к структуре основной профессиональной образовательной программы послевузовского профессионального образования (аспирантура).

Рабочая программа дисциплины опубликована на сайте ТюмГУ: Возрастная физиология [электронный ресурс] / Режим доступа: http://www.umk3.utmn.ru., свободный.

Рекомендовано к изданию кафедрой анатомии и физиологии человека и животных. Утверждено и.о. проректора-начальника управления по научной работе Тюменского государственного университета.

ОТВЕТСТВЕННЫЙ РЕДАКТОР: Соловьев В.С., д.м.н., профессор, заведующий кафедрой анатомии и физиологии человека и животных



© Тюменский государственный университет, 2011.

© Соловьев В.С. 2011.

Учебно-методический комплекс. Рабочая программа включает следующие разделы:


  1. Пояснительная записка:

    1. Цели и задачи дисциплины

Цель: изучение основных этапов и ключевых механизмов формирования физиологических систем у живых организмов в онтогенезе, их сравнительной характеристики.

Задачи: изучить основные понятия, связанные с физиологией функциональных систем, механизмами возникновения и развития регуляций, обсудить физиологические пути развития организма, изучить методы диагностики физиологических состояний.


    1. Место дисциплины в структуре ООП.

Цикл «Факультативные дисциплины»

Содержание дисциплины: механизмы физиологических функций организма в онтогенезе, физико-химические свойства элементов организма; основы мембранной организации, рецепторных механизмов, регуляции на уровне нервной и эндокринной систем организма в процессе развития

Содержание данной дисциплины необходимо для освоения следующих дисциплин -

Физиология, Подготовка диссертации.

В качестве предпосылочных знаний для освоения данной дисциплины необходимы: Физиология человека, Биохимия и молекулярная биология.


    1. Требования к результатам освоения дисциплины:

В результате освоения дисциплины обучающийся должен:

    Знать:

    базовые представления об физиологических механизмах работы и регуляции функций организма животного, и становление их в процессе онтогенеза

    Уметь:

    Проводить анализ научной литературы, демонстрировать базовые представления по возрастной физиологии, применять их на практике, критически анализировать полученную информацию и представлять результаты исследований

    Владеть:

    методами, используемыми для проведения сравнительного анализа физиологических показателей и параметров организма в процессе развития. Навыками научной дискуссии.



  1. Трудоемкость дисциплины.

    Семестр 5. Форма промежуточной аттестации – зачет. Общая трудоемкость дисциплины составляет 3 зачетных единиц, 108 часов.



  2. Тематический план.

    Таблица 1

    Тематический план





    Тема

    Всего часов

    виды учебной работы и самостоятельная работа, в час.

  1. из них в интерактивной форме

    Формы контроля

    лекции

    семинарские (практические) занятия

    самостоятельная работа

    1

    2

    3

    4

    5

    6

    7

    8

    1

Предмет, задачи и методы возрастной физиологии, роль воды.

    12

    2

    2

    8

    6



    2

Физико-химические свойства тканей и жидкостей организма

    10

    2

    2

    6

    6



    3

Питание и пищеварительная система в онтогенезе

    12

    2

    2

    8

    6



    4

Внешнее и внутреннее дыхание в онтогенезе

    8

    2



    6

    4



    5

Экскреторные механизмы в онтогенезе

    10

    2

    2

    6

    4



    6

Температурная регуляция организма в онтогенезе

    12

    2

    2

    8

    6



    7

Мембрана

    12

    2

    2

    8

    6

    контрольная работа

    8

Рецепторы и их функция

    8

    2



    6

    4



    9

Центральная нервная регуляция функций в онтогенезе

    8

    2



    6

    4



    10

Мышечные и немышечные формы движения

    8

    2



    3

    6



    11

Циркуляция жидкостей, крови, лимфы

    6

    1



    3

    3

реферат

    12

Интегративная роль эндокринной системы в онтогенезе

    6

    1



    6

    3

контрольная работа



    Итого:

    108

    22

    12

    74



    зачет



    из них часов в интерактивной форме





    10

    48

    58




Таблица 2

    Планирование самостоятельной работы аспирантов



Темы

Виды СРС

Объем часов

обязательные

дополнительные

1

Предмет, задачи и методы возрастной физиологии, роль воды.

подготовка к семинару Знакомство с содержанием электронных источников (по теме).

Углубление и систематизация полученных знаний с использованием основной и дополнительной литературы

    8

2

Физико-химические свойства тканей и жидкостей организма

подготовка к семинару Знакомство с содержанием электронных источников (по теме).

Углубление и систематизация полученных знаний с использованием основной и дополнительной литературы

    6

3

Питание и пищеварительная система в онтогенезе

Самостоятельное изучение темы с использованием основной лит-ры. подготовка к семинару. Знакомство с содержанием электронных источников (по теме)

Углубление и систематизация полученных знаний с использованием основной литературы

    8

4

Внешнее и внутреннее дыхание в онтогенезе

Самостоятельное изучение темы с использованием основной лит-ры. подготовка к семинару по теме

Углубление и систематизация полученных знаний с использованием основной литературы

    6

5

Экскреторные механизмы в онтогенезе

подготовка к семинару по теме. Знакомство с содержанием электронных источников (по теме)

Углубление и систематизация полученных знаний с использованием основной литературы. Подготовка доклада и презентации по теме

    6

6

Температурная регуляция организма в онтогенезе

Самостоятельное изучение темы с использованием основной лит-ры. подготовка к семинару по теме

Углубление и систематизация полученных знаний с использованием основной литературы

    8

7

Мембрана

Самостоятельное изучение темы с использованием основной лит-ры. подготовка к семинару по теме. Подготовка к контрольной работе

Углубление и систематизация полученных знаний с использованием основной литературы Составление презентации (по выбору)

    8

8

Рецепторы и их функция

Подготовка к научной дискуссии. Самостоятельное изучение темы с использованием основной лит-ры. подготовка к семинару по теме

Углубление и систематизация полученных знаний с использованием основной и дополнительной литературы

    6

9

Центральная нервная регуляция функций в онтогенезе

Самостоятельное изучение темы с использованием основной лит-ры. подготовка к семинару по теме

Углубление и систематизация полученных знаний с использованием основной и дополнительной литературы

    6

10

Мышечные и немышечные формы движения

Самостоятельное изучение темы с использованием основной лит-ры. подготовка к семинару по теме

Углубление и систематизация полученных знаний с использованием основной литературы

    3

11

Циркуляция жидкостей, крови, лимфы

подготовка к семинару по теме. Подготовка реферата, Знакомство с содержанием электронных источников (по теме)

Углубление и систематизация полученных знаний с использованием основной литературы

    3

12

Интегративная роль эндокринной системы в онтогенезе

Выполнение контрольных работ по теме. Самостоятельное изучение темы с использованием основной лит-ры. подготовка к семинару по теме, подготовка к научной дискуссии

Углубление и систематизация полученных знаний с использованием основной литературы

    6




ИТОГО:







74


4. Разделы дисциплины и междисциплинарные связи с обеспечиваемыми (последующими) дисциплинами


№ п/п

Наименование обеспечиваемых (последующих) дисциплин

Темы дисциплины необходимых для изучения обеспечиваемых (последующих) дисциплин

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

1.

Физиология.

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

2.

Подготовка диссертации по дисциплине




+




+




+

+







+

+

+

5. Содержание дисциплины.

Тема 1. Предмет, задачи и методы возрастной физиологии, роль воды. Развитие идей эволюционного механизма становления функций. Условность переноса данных эволюции животного мира на человека. Роль отечественных ученых в развитии сравнительной и эволюционной физиологии. Роль воды в обеспечении функций Осмотические явления. Роль воды в эволюции животного мира. Вода метаболическая, связанная, свободная. Информационная роль воды. pH и терморегуляция. Гидролиз, соли.

Тема 2. Физико-химические свойства тканей и жидкостей организма. Кислотно-щелочное равновесие. Роль анионов и катионов в органическом и неорганическом гомеостазе животных. Ферменты и ионы, проницаемость активная. Физиологическая роль ионов и анионов. Минералозы. Эндемии.

Тема 3 Питание и пищеварительная система в онтогенезе. Способы поступления и переработки пищи. Физиологические механизмы питания животных. Пищевые цепи. Экологические и эволюционные факторы в организации питания. Социально обусловленные нормы и действительные нормы питания. Пищеварительный процесс. Ферментативные механизмы. Физиологические значения пищевых веществ, соотношения потребностей. Витамины, соли, вода. Питание на разных этапах онтогенеза, экология питания. Обмен веществ в зависимости от среды обитания. Межуточные обмены. Обмен веществ в зависимости от движения, возраста животных и человека. Незаменимые метаболиты, интенсивность обмена веществ, видовые особенности питания человека. Биохимические основы ферментативного и контактного пищеварения.

Тема 4. Внешнее и внутреннее дыхание в онтогенезе. Роль кислорода. Типы дыхания. Респираторное и диффузное дыхание. Роль кислорода в обеспечении энергетических процессов. Универсальность дыхания млекопитающих. Отличия водного, земноводного и земного обитания. Роль кислорода в обмене веществ. Окисление. Эволюционный скачок в обеспечении дыхательной функции крови. Дыхательные пигменты, перенос. Универсальность и полифункциональность гемоглобина и миоглобина. Гипоксии и их компенсация, генетический механизм гипоксических реакций. Дыхательная цепочка, активные формы кислорода, окислительный стресс.

Тема 5. Экскреторные механизмы в онтогенезе. Выделительные процессы в почках. Зависимость от типа пищеварения. Экскреция воды, кислорода, азота, метаболитов. Строение и функция первичной и вторичной почки. Регуляция. Выделение в зависимости от среды обитания. Утилизация продуктов жизнедеятельности. Инкрекция, регуляция. Биоритмы физиологических функций. Рефлекторная ритмика, рабочий режим, смена активности. Эволюционное разнообразие ритмов, онтогенетические ритмы. Взаимосвязь ритмов и метаболизма, рецепция ритмов. Регуляция генетическая, физиологическая, гуморальная.

Тема 6. Температурная регуляция организма в онтогенезе. Биологические пределы. Эволюция температурного механизма. Биологические пределы температурного гомеостатирования у гомойотермных и пойкилотермных животных. Взаимосвязь обмена веществ, воды с терморегуляцией. Гибернация. Вечная мерзлота.

Тема 7 Мембрана. Функции базальных и клеточных мембран. Мембрана как универсальный механизм сохранения жизни. Функция базальных и клеточных мембран, физиология проницаемости мембран. Органные особенности мембран одноклеточных и многоклеточных организмов. Совершенствование мембранных механизмов у млекопитающих, рецепторная функция мембран.

Тема 8. Рецепторы и их функция. Морфологические и биохимические рецепторы. Эволюция рецепторов. Контактные и дистантные рецепторы. Функция хемо, баро, интерорецепторов. Физиология рецепторов регуляции вегетативных функций. Раздражители специфического происхождения. Иммунорецепция. Функция дистантных рецепторов. Адаптивные механизмы. Организация восприятия света и цвета в зависимости от среды обитания. Структура зрительного анализатора. Анализатор восприятия звука и вибрации, локализация рецепторных элементов. Диапазон чувствительности в зависимости от вида и среды обитания.

Тема 9. Центральная нервная регуляция функций в онтогенезе. Типы ЦНС. Эволюция ЦНС. Морфологическая и функциональная организация диффузной и узловой нервной системы. Рефлекторная регуляция. Смешанные типы ЦНС. Медиаторы, синапсы, биохимическая система нервных регуляторов. Высшая нервная деятельность у приматов и человека. Интегративные системы организма.

Тема 10. Мышечные и немышечные формы движения. Эволюция двигательных органов. Сократительные клетки, амебоидное движение. Энергетический механизм в зависимости от температуры среды. Универсальность одиночного мышечного сократительного акта. Контрактура. Целенаправленные движения. Речь. Труд.

Тема 11. Циркуляция жидкостей, крови, лимфы. Закрытые и открытые системы переноса жидкостей. Специализированные органы движения крови. Циркуляция в других органах, внутриклеточные перемещения жидкости. Различия систем замкнутого кровообращения. Депо крови. Роль сердца.

Тема 12. Интегративная роль эндокринной системы в онтогенезе. Эндокринная регуляция-эволюция у разных типов животных. Специфика секреции. Метаболические аналоги нервной системы. Внутриклеточная регуляция. Фоновая и экстренная функция желез внутренней секреции. Транспорт гормонов, нейросекреция. Адаптивные перестройки гормонов.
6. Планы семинарских занятий.

Тема 1. Предмет, задачи и методы возрастной физиологии, роль воды.

  1. Осмос и его роль.

  2. Соли и органические вещества

Тема 2. Физико-химические свойства тканей и жидкостей организма

  1. Минералозы

  2. Эндемии

Тема 3. Питание и пищеварительная система в онтогенезе

  1. Организация пищеварительной системы

  2. Железы пищеварительные

  3. Обмены веществ

Тема 4. Экскреторные механизмы в онтогенезе

1. Клиренс креатинина

2. Остаточный азот

3. Цикл мочевины

Тема 5. Температурная регуляция организма в онтогенезе

  1. Механизмы терморегуляции

  2. Типы терморегуляции

  3. Гибернация

Тема 6. Мембрана

  1. Мембранный транспорт

  2. Регуляция и рецепторы


7. Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы аспирантов. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины.

Таблица 3

Осуществляемые студентами виды самостоятельных работ при изучении дисциплины и контроль за их выполнением


№ п/п

Вид самостоятельной работы

Деятельность студентов в ходе выполнения данного вида самостоятельной работы

Способ оценки

1

Углубление и систематизация полученных знаний с использованием основной литературы

Предполагается, что по мере освоения материала студенты дополнительно самостоятельно прорабатывают конспекты лекций, а также рекомендованные разделы основной и дополнительной литературы.

ответ на семинаре

2

Подготовка к семинару по теме

По мере освоения лекционного материала проводится контроль теоретических знаний студентов по определенным темам дисциплины представленным в разделе тематическое планирование. Студенты самостоятельно готовятся к семинару с использованием материалов лекций, основной и дополнительной литературы.

ответ на семинаре

3

Знакомство с содержанием электронных источников (по теме)

Студенты самостоятельно готовятся к семинару с использованием материалов электронных источников.

ответ на семинаре

4

Подготовка презентаций

Студенты самостоятельно в ходе подготовки к семинару готовят при помощи соответствующего программного обеспечения слайды для более полного освещения вопросов семинара.

ответ на семинаре

5

Подготовка к контрольной работе по теме

тема включает самостоятельную подготовку студентами к контрольной работе, затрагивающей различные аспекты предмета.

Контрольная работа

6

Подготовка рефератов «Развитие функциональных систем в онтогенезе»

В рамках темы 11 проводиться написание рефератов по заданным темам, для проверки понимания ключевых этапов развития разных физиологических систем.

реферат

7

Подготовка к научной дискуссии «механизмы рецепции»

В рамках темы 8 проводиться научная дискуссия о принципах действия рецепторов, их свойствах и роли

Ответ на семинаре


Темы контрольных работ

  1. Возрастная и эволюционная физиология в изучение становления животного мира.

  2. Гомеостаз. Водно-солевой обмен и кислотно-щелочной обмен.

  3. Физиологическая роль воды.

  4. Экологические факторы питания. Плотоядные и растительноядные животные.

  5. Обмен веществ и энергии в зависимости от специализации питания. Дыхание животных, способы газообмена.

  6. Пищеварение, экскреторные процессы.

  7. Роль гемоглобина в обеспечении жизни.

  8. Ритмы физиологических функций.

  9. Терморегуляция. Гомойотермия, пойкилотермия.

  10. Мембраны. Строение и физиология.

  11. Иммунные механизмы. Лимфоцитарный и долимфоцитарный иммунитет.

  12. Рецепторные механизмы. Дистантные рецепторы.

  13. Регуляция функций. Нервная регуляция.

  14. Движение, виды органов движения.

  15. Эндокринная регуляция функций.


Темы рефератов

    1. Развитие системы кровообращения в онтогенезе

    2. Развитие дыхательной системы в онтогенезе

    3. Развитие мышечной системы в онтогенезе

    4. Развитие эндокринной системы в онтогенезе

    5. Развитие пищеварительной системы в онтогенезе

    6. Развитие нервной системы в онтогенезе

    7. Развитие сенсорной системы в онтогенезе


Вопросы к зачету

  1. Предмет возрастной физиологии животных.

  2. Эволюционный механизм становления функций.

  3. Роль воды в эволюции физиологических функций.

  4. Физико-химические свойства тканей и жидкостей организма.

  5. Гомеостаз как общебиологическое явление.

  6. Физиологические механизмы питания животных.

  7. Пищеварительный процесс в зависимости от типа питания животных.

  8. Обмен веществ в эволюционном аспекте.

  9. Внешнее дыхание, способы поступления кислорода в организм.

  10. Дыхательная функция крови животных. Металлопротеиды.

  11. Ритмы физиологических функций. Разнообразие ритмов.

  12. Типы пищеварения. Экскреция.

  13. Выделительные процессы.

  14. Терморегуляция. Гомойотерные и пойкилотермные животные.

  15. Функции мембран. Рецепторные белки.

  16. Функция дистантных рецепторов.

  17. Нервная регуляция функций. Эволюция центральной нервной системы. Высшая нервная деятельность.

  18. Гуморальная регуляция функций. Прегормоны, гормоны, факторы активации и ингибирования.


8. Образовательные технологии.

При реализации различных видов учебной работы в ходе освоения дисциплины используются следующие виды образовательных технологий:

- мультимедийные средства обучения:

- В лекционном курсе студентам демонстрируются анимированные слайды, видео ролики для более полного освещения материала. В ходе самостоятельной подготовки к семинарским занятиям студенты разрабатывают с помощью ПО - "PowerPoint" слайды для более полного освещения излагаемого материала.

- специализированные программы и оборудование:

- При подготовке и чтении лекционного курса используется программы пакета Microsoft Office ("МО PowerPoint, Windows Media Player, Internet Explorer"), указанное ПО также используют студенты в ходе самостоятельной работы, комплекс «Валента», «много-функциональный монитор». Специальная программа для диагностики ЭЭГ и ЭКГ из комплекта «Валента» или его аналог.

- интерактивные технологии:

  • Дискуссии в рамках семинарских занятий

  • Научная дискуссия на тему «Механизмы рецепции»

  • Эссе «Развитие функциональных систем в онтогенезе»


9. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины.

9.1 Основная литература:

  1. Нормальная физиология человека : учеб. для студ. мед. вузов / ред. Б. И. Ткаченко. - 2-е изд., испр. и доп. - Москва : Медицина, 2005. - 928 с.

  2. Любимова, З. В. Возрастная физиология : учеб. для студ. вузов : в 2 ч. / З. В. Любимова, К. В. Маринова, А. А. Никитина. - Москва : ВЛАДОС. - (Учебник для вузов) Ч. 1. – 2004 - 304 с, Ч.2 – 2008 – 239с.

  3. Никуленко, Т. Г. Возрастная физиология и психофизиология / Т. Г. Никуленко. - Ростов-на-Дону : Феникс, 2007. - 410 с.

  4. Гребнева, Н. Н. Лабораторный практикум по возрастной и экологической физиологии : учеб. пособие для студ. вузов, обуч. по пед. спец. / Н. Н. Гребнева, А. В. Арефьева, Т. В. Сазанова ; Тюм. гос. ун-т, каф. возр. физиологии и логопедии. - Тюмень : Изд-во ТюмГУ, 2005. - 152 с.

  5. Назарова, Е.Н. Возрастная анатомия и физиология : учеб. пособие для студентов пед. вузов / Е. Н. Назарова, Ю. Д. Жилов. - Москва : Академия, 2008. - 272 с.


9.2 Дополнительная литература:

  1. Возрастная анатомия, физиология и гигиена : учеб. пособие для студ. вузов / авт.-сост. Н. Ф. Лысова [и др.]. - Новосибирск : АРТА, 2011. - 335 с.

  2. Безруких, М. М. Возрастная физиология : физиология развития ребенка : учеб. пособие для студентов вузов, обуч. по спец. 030900 - Дошкол. педагогика и психология, 031100 - Педагогика и методика дошкол. образ. / М. М. Безруких, В. Д. Сонькин, Д. А. Фарбер. - Москва : Академия, 2003. - 416 с.

  3. Югова, Е. А. Возрастная физиология и психофизиология : учеб. для студентов вузов / Е. А. Югова, Т. Ф. Турова. - Москва : Академия, 2011. - 336 с.

  4. Сапин, М.Р. Анатомия и физиология человека (с возрастными особенностями детского организма) : учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений / М. Р. Сапин, В. И. Сивоглазов. - 4-е изд., стер. - Москва : Академия, 2004. - 448 с.

  5. Сапин, М.Р. Анатомия и физиология детей и подростков : учеб. пособие для студ. вузов, обуч. по дисц. "Возрастная анатомия, физиология и гигиена" / М. Р. Сапин, З. Г. Брыксина. - 4-е изд., перераб. и доп. - Москва : Академия, 2005. - 432 с.

9.3 Периодическая литература

  1. Публикации в журнале «Физиология человека»

  2. Публикации в журнале «Эволюционная биология»

  3. Публикации в журнале «Экология человека»

9.4. Программное обеспечение и Интернет – ресурсы:

    1. www.pubmed.com

    2. www.medline.ru

    3. www.elibrary.ru

    4. http://85.15.175.28/portal/biblioclub/book/110697/

    5. http://85.15.175.28/portal/biblioclub/book/109925/

    6. http://booksmed.com/fiziologiya/

    7. http://www.rsu.edu.ru/files/e-learning/Belova_Anatomy/

    8. http://detskaya-medicyna.ru/

    9. http://kineziolog.bodhy.ru/content/vozrastnaya-anatomiya-i-fiziologiya-posobie-dlya-ozo

    10. http://window.edu.ru/library/pdf2txt/465/65465/36843/page9

    11. http://medlecture.ru/

    12. Пакет для определения ЭЭГ и ЭКГ в комплексе «Валента».


10. Технические средства и материально-техническое обеспечение дисциплины.
Дисциплина обеспечена компьютерными презентациями, составленными автором, видеофильмами. На факультете имеется для проведения занятий 3 мультимедийные аудитории. Лабораторный кабинет для проведения ЭЭГ и ЭКГ исследований.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Учебно-методический комплекс рабочая программа для аспирантов специальности (03. 03. 01 Физиология) iconУчебно-методический комплекс рабочая программа для аспирантов специальности...
Боме Н. А. Генная инженерия. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для аспирантов специальности 03. 01. 06 – Биотехнология...
Учебно-методический комплекс рабочая программа для аспирантов специальности (03. 03. 01 Физиология) iconУчебно-методический комплекс рабочая программа для аспирантов специальности...
Купчик Е. В. Функциональный аспект исследования русской речи. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для аспирантов специальности...
Учебно-методический комплекс рабочая программа для аспирантов специальности (03. 03. 01 Физиология) iconУчебно-методический комплекс рабочая программа для аспирантов специальности...
Трофимова О. В. Методология лингвистических исследований. Аспирантский семинар Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для...
Учебно-методический комплекс рабочая программа для аспирантов специальности (03. 03. 01 Физиология) iconУчебно-методический комплекс рабочая программа для аспирантов специальности...
Байдуж Л. М. Семантический синтаксис. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для аспирантов специальности 10. 02. 01 – русский...
Учебно-методический комплекс рабочая программа для аспирантов специальности (03. 03. 01 Физиология) iconУчебно-методический комплекс рабочая программа для аспирантов специальности...
Медведев А. А. Религиозно-философские искания русской литературы. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для аспирантов...
Учебно-методический комплекс рабочая программа для аспирантов специальности (03. 03. 01 Физиология) iconУчебно-методический комплекс рабочая программа для аспирантов специальности...
Алексеева Н. А. Экология растений. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для аспирантов специальности 03. 02. 08 – экология...
Учебно-методический комплекс рабочая программа для аспирантов специальности (03. 03. 01 Физиология) iconУчебно-методический комплекс рабочая программа для аспирантов специальности...
Алексеева Н. А. Экология растений. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для аспирантов специальности 03. 02. 08 Экология...
Учебно-методический комплекс рабочая программа для аспирантов специальности (03. 03. 01 Физиология) iconУчебно-методический комплекс рабочая программа для аспирантов специальности...
Трофимова О. В. Современный русский язык. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для аспирантов специальности 10. 02. 01...
Учебно-методический комплекс рабочая программа для аспирантов специальности (03. 03. 01 Физиология) iconУчебно-методический комплекс рабочая программа для аспирантов специальности...
Рассмотрено на заседании кафедры анатомии и физиологии человека и животных (12 апреля 2011 г протокол №9) Соответствует требованиям...
Учебно-методический комплекс рабочая программа для аспирантов специальности (03. 03. 01 Физиология) iconУчебно-методический комплекс рабочая программа для аспирантов специальности...
Рассмотрено на заседании кафедры анатомии и физиологии человека и животных (12 апреля 2011 г протокол №9) Соответствует требованиям...
Учебно-методический комплекс рабочая программа для аспирантов специальности (03. 03. 01 Физиология) iconУчебно-методический комплекс рабочая программа для аспирантов специальности...
Жукова С. С. Бюджет и бюджетные технологии: Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для аспирантов направления 080010 «Финансы,...
Учебно-методический комплекс рабочая программа для аспирантов специальности (03. 03. 01 Физиология) iconУчебно-методический комплекс Рабочая учебная программа для студентов...
Плотникова М. В. Физиология внд и сенсорных систем: Учебно-методический комплекс. Рабочая учебная программа для студентов озо специальности...
Учебно-методический комплекс рабочая программа для аспирантов специальности (03. 03. 01 Физиология) iconУчебно-методический комплекс рабочая программа для аспирантов специальности...

Учебно-методический комплекс рабочая программа для аспирантов специальности (03. 03. 01 Физиология) iconУчебно-методический комплекс рабочая программа для аспирантов специальности...

Учебно-методический комплекс рабочая программа для аспирантов специальности (03. 03. 01 Физиология) iconУчебно-методический комплекс рабочая программа для аспирантов специальности...

Учебно-методический комплекс рабочая программа для аспирантов специальности (03. 03. 01 Физиология) iconУчебно-методический комплекс рабочая программа для аспирантов специальности 09. 00. 05 этика



Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск