СОДЕРЖАНИЕ Требования ГОС к обязательному минимуму содержания учебной дисциплины 4 Целевая установка и организационно-методические указания 5 Содержание программы дисциплины 8 Распределение учебного времени дисциплины 19 Виды самостоятельной работы 29 Перечень вопросов для зачета и экзамена 31 Учебно-методическое, информационное и материально-техническое обеспечение дисциплины 42 Материально-техническое обеспечение дисциплины 48
Объем дисциплины и виды учебной работы
Форма обучения
| Курс
| Семестр
| Всего часов
| Лекции
| Практические занятия (консультации)
| Самостоятельная работа
| Форма контроля
| Очная
| 2,3
| 4,5,6
| 684
| 170
| 172
| 342
| Зачет
Экзамен
Экзамен+к.р. 6 сем
| Очно-заочная
| 3,4
| 5,6,7
| 684
| 90
| 90
| 504
| Зачет
Экзамен
Экзамен+к.р.7сем
| Заочная
| 3,4
| 5,6,7,8
| 684
| 30
| 32
| 609
| Зачет
Экзамен
Экзамен+к.р.4сем
|
Автор-составитель: ___________________________ Шаповалов Д.А. Требования ГОС к обязательному минимуму содержания учебной дисциплины
Гражданское право в системе права России; предмет гражданско-правового регулирования; гражданско-правовой метод регулирования общественных отношений; понятие, содержание и виды гражданских правоотношений; граждане, юридические лица, государственные и муниципальные образования как субъекты гражданских правоотношений; объекты гражданских правоотношений и их основные виды; понятие и виды юридических фактов в гражданском праве; сделки и условия их действительности; понятие, способы и пределы осуществления гражданских прав; право на защиту; гражданско-правовая ответственность, ее условия и размер; сроки в гражданском праве; собственность и ее правовые формы, понятие и объекты права собственности, понятие и содержание иных (ограниченных) вещных прав; наследование собственности граждан; гражданско-правовая защита права собственности и иных вещных прав; гражданско-правовое регулирование отношений в сфере интеллектуальной деятельности; исключительное право (интеллектуальная собственность); авторское право; патентное право на изобретение, полезную модель и промышленный образец; право на фирменное наименование и товарный знак; гражданско-правовое регулирование личных неимущественных отношений, не связанных с имущественными; понятие, виды и исполнение обязательств; понятие, содержание и виды гражданско-правовых договоров; заключение, применение и расторжение договоров; отдельные виды договорных и иных обязательств; обязательства по передаче имущества в пользование; обязательства по производству работ; обязательства по реализации результатов интеллектуальной
деятельности; обязательства по оказанию услуг; обязательства по совместной деятельности; обязательства из односторонних действий; внедоговорные (правоохранительные) обязательства
1. ЦЕЛЕВАЯ УСТАНОВКА
И ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ
1.1. Цели и задачи обучения по дисциплине
Цель изучения дисциплины: «Гражданское право» является формирование у обучающихся комплекса знаний, умений и навыков, обеспечивающих готовность специалиста эффективно решать профессиональные задачи в нормотворческой, правоприменительной, правоохранительной и экспертно-консультационной видах профессиональной деятельности.
Задачи изучения дисциплины:
образовательная – усвоение обучающимися теории гражданского права и действующих норм гражданского законодательства, их назначения, оснований и порядка применения;
практическая – выработка у обучаемых умений и навыков по грамотному анализу и применению норм гражданского права при осуществлении практической деятельности по специальности;
воспитательная – формирование у будущих юристов научного мировоззрения, воспитывать их в духе уважения прав и свобод личности, прав юридических лиц, выработать глубокую убежденность в справедливости права и необходимости строго следовать его предписаниям.
В результате освоения учебной дисциплины «Гражданское право» обучающиеся должны демонстрировать следующие результаты образования:
знать:
– причины возникновения гражданского права как отрасли науки и практики;
– функции гражданского права в регулировании имущественных и личных неимущественных отношений;
– культуру правового мышления, способы обобщения, анализа, восприятия правовой информации, постановки юридических целей и выбора путей их достижения;
– общую теорию построения системы права и системы законодательства государства;
– систему гражданского права и структуру гражданского законодательства Российской Федерации, их соотношение;
– правила разработки и методику написания корпоративных нормативных актов организаций в сфере имущественных отношений (уставов, учредительных договоров и положений);
– сущность и функции законности как основополагающего принципа российского права;
– теорию правового регулирования и его необходимость в жизни современного общества;
– теорию гражданского права и нормы гражданского законодательства;
– правила юридической квалификации имущественных и личных неимущественных отношений;
– сущность и содержание основных понятий, категорий, институтов, юридических статусов субъектов гражданского права;
– гражданское законодательство Российской Федерации и иные источники гражданского права, общепризнанные принципы и нормы международного права;
– предмет правового регулирования гражданского права и возможность применения норм этой отрасти к иным правоотношениям;
– особенности правоприменительной практики в сфере гражданских правоотношений;
уметь:
– применять знания теории гражданского права как общепризнанного универсального средства в процессе регулирования имущественных отношений между равноправными и независимыми субъектами;
– обобщать, анализировать, воспринимать правовую информацию, ставить верную и оправданную цель и выбирать пути ее достижения;
–применять знания отечественной и зарубежной цивилистической правовой мысли для анализа социально-значимых проблем и процессов;
– определять юридическую природу и характер гражданско-правовых норм;
– квалифицированно отбирать, систематизировать и применять юридические нормы, которые должны быть положены в основу будущего нормативного акта;
– грамотно излагать нормативный материал и оформлять в соответствии с установленными требованиями;
– осуществлять юридическую экспертизу правоприменительных актов;
– правильно составлять и оформлять юридические документы;
– анализировать, толковать и правильно применять правовые нормы;
– давать квалифицированные юридические заключения и консультации;
– объективно осмысливать и анализировать правовые явления имущественного характера в процессе исторического развития.
владеть:
– осознанием ценности профессии юриста, знания и умения которых являются универсальными средствами разрешения различных спорных вопросов в мировом право-культурном многообразии;
– понятийным аппаратом цивилистики, ее важнейшими категориями и юридическими конструкциями;
– приемами и навыками по анализу, восприятию информации, постановке целей и выбора путей их достижения;
– приемами анализа социально-значимых проблем и процессов через призму отечественной и зарубежной цивилистической правовой мысли;
– навыками анализа правоприменительной и правоохранительной практики;
– навыками работы с правовыми актами и научной литературой;
– навыками работы с правовыми информационно-поисковыми и информационно-справочными системами и базами данных, используемыми в профессиональной деятельности;
– навыками написания и оформления нормативных актов;
– навыками разрешения правовых проблем и коллизий, реализации норм гражданского права, принятия необходимых мер защиты прав.
1.2. Организационно-методические указания
Место дисциплины
Гражданское право как учебная дисциплина относится к базовой (обязательной) части профессионального цикла юридических дисциплин (Б.3) основной образовательной программы специалитета. Она имеет своим предметом изучение гражданского права как отрасли права и цивилистической науки, выступающей главной движущей силой развития указанной отрасли.
По своей структуре программа дисциплины «Гражданское право» состоит из Общей и Особенной частей. В Общем разделе курса предусмотрено изучение общих положений и правовых институтов, которые имеют универсальный характер. В частности, в общей части рассматриваются вопросы о понятии, предмете и методе гражданского права, его источниках; о правовом положении субъектов гражданского права; об объектах гражданских правоотношений, а также изучаются основания их возникновения, изменения и прекращения. В Общей части также подлежат изучению нормы таких правовых институтов как сделки и недействительность сделок, представительство и доверенность, сроки и исковая давность, рассматриваются положения и правила о личных неимущественных правах, о праве собственности и иных вещных правах, общие положения об обязательствах и о договорах.
Особенная часть включает в себя нормы, регулирующие отдельные виды обязательств (как договорных, так и внедоговорных), интеллектуальную собственность, а также наследственное право.
Гражданское право тесно связано с другими учебными дисциплинами, входящих в цикл профессиональных юридических дисциплин. Прежде всего следует отметить, что многие положения гражданского права основаны на общетеоретических понятиях, категориях и конструкциях, изучаемых в курсе теории государства и права, и носящих методологический характер.
Во-вторых, имеется непосредственная иерархическая связь между конституционным и гражданским правом: в силу того, что нормы конституционного права носят общий характер, задачей гражданского права является их конкретизация в вопросах, посвященных имущественным отношениям с участием граждан, организаций и публично-правовых образований.
В-третьих, в наиболее близкой и непосредственной горизонтальной связи гражданское право находится с другими частноправовыми дисциплинами, такими как семейное право, международное частное право, а также с жилищным правом. Знание в комплексе положений указанных дисциплин позволяет грамотно проводить разграничение между соответствующими отраслями права и добиваться грамотной юридической квалификации общественных отношений.
Определенная взаимосвязь гражданского права прослеживается с римским правом, предпринимательским правом, гражданским процессуальным правом, логикой.
Методы преподавания дисциплины: лекции; семинары, письменные или устные домашние задания; аналитические задания; обсуждение подготовленных обучающимися эссе; диспуты, круглые столы; консультации преподавателей; самостоятельная работа студентов.
Лекции представляют собой главный вид аудиторных занятий, в ходе которых обучающиеся получают систематизированные знания по конкретным темам курса. В зависимости от цели и содержания лекции их принято делить на следующие основные виды:
После лекционных занятий, посвященных одной теме, проводятся семинарские и практические занятия, основная цель которых закрепить полученный обучающимися в ходе лекции и самостоятельной подготовки теоретический материал с дальнейшим его применением в конкретных практических ситуациях, что позволит реализовать принцип «единства теории и практики».
Для организации подобных занятий используются проблемно-поисковые задания, разработанные в соответствии с технологией проблемно-поискового образования, реализуемой в МИЭП в качестве ведущей. Исходя из технологии проблемно-поискового образования обучающийся должен усвоить содержание юридических категорий и конструкций, раскрывающих и характеризующих правовое положение различных субъектов гражданского права (физических и юридических лиц, публично-правовых образований), порядок применения различных норм вещного, обязательственного и наследственного права в конкретных практических ситуациях.
Формы контроля освоения студентами дисциплины:
Для контрольного измерения результатов изучения дисциплины применяются три вида контроля:
входной;
текущий;
промежуточный.
Входной контроль осуществляется в форме тестирования и выполняет функцию актуализации опорных знаний, необходимых для эффективного освоения данной учебной дисциплины. При этом в содержание входного контроля включаются задания общедидактического и предметно-дидактического содержания.
Текущий контроль помогает дифференцировать обучающихся на успевающих и неуспевающих, мотивирует обучение. Текущий контроль может быть организован с помощью устного опроса, контрольных заданий, тестов (аудиторных или дистанционных), рефератов, коллоквиумов и др. При использовании электронных технологий возможности текущего контроля расширяются. Здесь может осуществляться контроль на основе специально разработанных тестирующих программ или баз данных, содержащих тестовые задания.
Промежуточный контроль (аттестация) – зачет и экзамен по дисциплине, который включает:
устный опрос по вопросам билета – предназначен для определения степени усвоения обучающимися знания по дисциплине;
итоговый тест – содержит вопросы по всему курсу, осуществляется дистанционно;
собеседование по заданиям проблемно-тематического курса с целью выявления умения применения полученных теоретических знаний в конкретных практических ситуациях.
творческую работу – по выбору студента и по усмотрению преподавателя.
Методы контроля:
- устный;
- письменный;
- с помощью технических средств и информационных систем;
- самоконтроль.
Устный контроль осуществляется в процессе устного опроса обучаемых.
Письменный контроль предполагает выполнение письменных заданий (контрольных заданий, контрольных работ, эссе и т. п.), проверку конспектов.
Компьютерный контроль осуществляется в форме тестирования. С применением компьютерных технологий может осуществляться и самоконтроль.
В учебных целях весь курс «Гражданского права» разбит на четыре части, которые последовательно изучаются в течении четырех семестров обучения. Каждый семестр заканчивается следующими видами отчетности: после третьего семестра студенты сдают зачет без оценки по первой части; после четвертого – экзамен по первой и второй части; после пятого – зачет без оценки по третьей части; и после шестого – итоговый экзамен по всему курсу.
Для качественной подготовки к указанным видам отчетности в настоящей программе содержатся вопросы для повторения. Кроме того, каждый студент обязан перед сдачей зачета или экзамена еще раз повторить выполненные в течении семестра задания, содержащиеся в соответствующей части учебного пособия под названием «Гражданское право: Программа курса. Поисковые и практические задания», так как в состав билета входит не только теоретический вопрос, но и два практических, взятых из соответствующих пособий – части 1, 2, 3 или 4.
Аттестация по дисциплине осуществляется в следующих формах – зачет, экзамен, курсовая работа.
2. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ
Раздел 1. Общие положения гражданского права
|