Скачать 0.99 Mb.
|
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Мурманский государственный педагогический университет» (МГПУ) УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС ДИСЦИПЛИНЫ СД.08 «Содержание и методика социально- медицинской работы» Основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности 040101 социальная работа Утверждено на заседании кафедры БЖД и ОМЗ ФК и БЖД факультета (протокол № 11 от 21 марта 2008 г.) Зав. кафедрой И.А. Мещерова Раздел 1. Программа учебной дисциплины 1.1. Автор программы: Рябых Л.Н. 1.2. Рецензенты: И.Н. Михейкина, врач высшей категории Мурманского областного консультативно- диагностического центра; Ф.А Щербина, канд. пед. наук, доцент кафедры БЖД и ОМЗ (МГПУ) 1.3. Пояснительная записка Программа учебной дисциплины «Содержание и методика социально-медицинской работы» разработана в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по специальности «социальная работа». Учебная дисциплина «Содержание и методика социально-медицинской работы» относится к числу общепрофессиональных и играет важную роль в подготовке специалистов по социальной работе, профессиональная деятельность которых будет теснейшим образом связана с органами здравоохранения. Содержание программы позволит студентам получить необходимый объем знаний, навыков и представлений в области социально-медицинской работы. В программе рассматриваются теоретические основы отечественной социально-медицинской работы как нового вида профессиональной деятельности. Представлены основные понятия и категории, концепция и базовая модель социально-медицинской работы, а также модель специалиста социальной работы, участвующего в оказании медико-социальной помощи. Рассматриваются технологии медико-социальной работы в наркологии, онкологии, комплексном ведении лиц с хронической сердечной недостаточностью, ВИЧ-инфицированных, а также в области планирования семьи. К концу изучения курса студенты должны: 1) знать: обоснование, основные понятия, принципы и категории социально-медицинской работы; концепцию и базовую модель социально-медицинской работы; требования, предъявляемые к специалисту социальной работы, участвующего в оказании медико-социальной помощи; материалы ООН и стратегию ВОЗ по достижению «здоровья для всех»; особенности развития социального обслуживания населения в Российской Федерации и зарубежный опыт теории и практики социально-медицинской работы; правовые основы социально-медицинской работы. 2) уметь: выявлять медико-социальные проблемы клиента; определять потребности клиента в различных видах социально-медицинской помощи; осуществлять процесс социально-медицинской работы; использовать и активизировать резервные возможности человека; применять технологии социально-медицинской работы в области планирования семьи, в наркологии, психиатрии, онкологии; разрабатывать и внедрять комплексные программы профилактики инвалидности и смертности, координировать работу со смежными структурами, организовывать работу специалистов среднего звена социально-медицинской работы. Программой предусмотрены лекции, практические занятия и самостоятельная работа студентов. На лекциях студенты знакомятся с основными положениями теории, на практических занятиях отрабатываются знания теоретических вопросов. Отдельные вопросы выносятся на самостоятельную работу. Изучение курса завершается зачетом. 1.4. Извлечение из ГОС ВПО Социально-медицинская работа как вид мультидисциплинарной профессиональной деятельности. Основные понятия, объекты и предмет. Концепция социально-медицинской работы в Российской Федерации. Базовая модель социально-медицинской работы. Нормативно-правовая база социально-медицинской работы. Содержание и методика технологий социально-медицинской работы в центрах социального обслуживания, организациях и учреждениях образования, здравоохранения, армии, правоохранительных органов, с различными группами населения. Сравнительный анализ социально-медицинской работы в России и за рубежом. 1.5. Объем дисциплины и виды учебной работы
1.6. Содержание дисциплины 1.6.1. Разделы дисциплины и виды занятий (в часах)
1.6.2. Содержание разделов дисциплины Обоснование социально-медицинской работы Материалы ООН, подчеркивающие необходимость реализации социальных гарантий граждан, в том числе с участием учреждений здравоохранения. Стратегия достижения «здоровья для всех», разработанная Всемирной организацией здравоохранения. Результаты отечественных комплексных научных исследований проблем здоровья и образа жизни. Необходимость создания правового механизма ответственности за состояние здоровья населения (со стороны государства, работодателя, каждого гражданина). Особенности развития социального обслуживания населения в Российской Федерации Зарубежный опыт теории и практики профессиональной социально-медицинской работы, накопившийся за последние десятилетия в экономически развитых государствах. Основные понятия и категории социально-медицинской работы Социально-медицинская работа как разновидность социальной работы, направленная на восстановление и сохранение физического и психического здоровья (индивида, коллектива). Социально-медицинская работа как часть системы охраны здоровья. Три аспекта социально-медицинской работы: социально-медицинская работа с населением; социальная работа в учреждениях здравоохранения; медико-социальная помощь людям пожилого возраста и инвалидам в условиях стационарных учреждений. Принципы, цель и объекты социально-медицинской работы Принципы социально-медицинской работы - экосистемность, полимодальность, солидарность, конструктивная стимуляция, континуальность. Место социально-медицинской работы среди смежных видов деятельности. Формы и методы социально-медицинской работы. Кадры социально-медицинской работы. Источники финансирования социально-медицинской работы. Цель социально-медицинской работы - достижение максимально возможного уровня здоровья, функционирования и адаптации лиц с физической и психической патологией, а также социальным неблагополучием. Объекты социально-медицинской работы - люди, находящиеся в трудной жизненной ситуации, а также длительно, часто и тяжело болеющие люди, инвалиды. Основные направления социально-медицинской работы Социально-медицинская работа профилактического направления - выполнение мероприятий по предупреждению социально-зависимых нарушений соматического, психического и репродуктивного здоровья; формирование установок на здоровый образ жизни, обеспечение доступа к информации по вопросам здоровья, участие в разработке целевых программ медико-социальной помощи на различных уровнях, социальное администрирование, обеспечение социальной защиты прав граждан в вопросах охраны здоровья и др. Социально-медицинская работа реабилитационного направления - проведение медико-социальной экспертизы, осуществление медицинской, социальной и профессиональной реабилитации инвалидов, социальная работу в отдельных областях медицины и здравоохранения, коррекция психического статуса клиента, обеспечение преемственности во взаимодействии специалистов смежных профессий. Базовая модель социально-медицинской работы 5 групп клиентов (пациентов) социально-медицинской работы - группа повышенного риска заболеваний; члены семьи клиента и его ближайшее окружение; больные с выраженными социальными проблемами; длительно, часто и тяжело болеющие; инвалиды. Работа с каждой из групп по двум направлениям - профилактическому и реабилитационному. Содержание и методика технологий социально-медицинской работы с различными группами клиентов Алкоголизм, наркомания и токсикомания как наиболее значимые социальные болезни. Социальные проблемы, обусловливающие массовое и индивидуальное злоупотребление алкоголем и наркотиками. Ролевые сдвиги у членов социального окружения больного. Анализ комплекса социальных проблем, связанных с потреблением ПАВ. Специфика медико-социального статуса различных групп пациентов наркологического профиля. Группа повышенного риска развития наркологических заболеваний. Особенности социально-медицинской работы с данной группой клиентов. Профилактические, лечебные и специализированные программы социально-медицинской работы с наркологическими больными. Онкологические заболевания как социально значимая патология. Онкологический больной как человек, находящийся в стрессовой ситуации. Специфические формы профилактической работы, направленные на лиц группы риска по опухолевым заболеваниям. Медико-социальная работа с членами семьи клиента и его ближайшим окружением. Психологическая поддержка онкологических больных и членов их семей, реабилитация онкологических больных. Особенности реабилитации в детской онкологии. Медицинские, психологические и социальные проблемы детей-инвалидов, перенесших онкологическое заболевание. Реабилитация детей-инвалидов с онкологическими заболеваниями. Социально-медицинская работа в комплексном ведении больных с хронической сердечной недостаточностью. Факторы риска сердечно-сосудистых заболеваний. Федеральная целевая программа «Профилактика и лечение артериальной гипертонии в Российской Федерации». Медико-социальная экспертиза больного с хронической сердечной недостаточностью. Социально-медицинская работа с ВИЧ-инфицированными и больными СПИДом. Классификация ВИЧ-инфекции. Статистические данные. Действующие нормативно- правовые акты в области профилактики и лечения ВИЧ-инфекции. Этапы социально-медицинской работы с ВИЧ-инфицированными и больными СПИДом. Социально-медицинская работа в планировании семьи Актуальность проблемы сохранения репродуктивного здоровья населения. Определения понятия «планирование семьи». Федеральная и региональная программы «Планирование семьи». Федеральный, региональный и муниципальный уровни службы планирования семьи. Основные направления деятельности центров планирования семьи и репродукции. Цель и задачи медико-социальной работы в планировании семьи. Объект медико-социальной работы в планировании семьи. Содержание, формы, методы и средства медико-социальной работы профилактической и патогенетической направленности в планировании семьи. Медико-социальная работа с бесплодными супружескими парами. Медико-социальная работа по планированию семьи с подростками. Биомедицинская этика Определение понятий «профессиональная этика», «биоэтика», «биомедицинская этика», «деонтология». Обоснование появления биоэтики как новой научной дисциплины. Основные модели взаимоотношений врача и пациента. Причины врачебных ошибок. Неблагоприятные воздействия на больного – миелогении. Особенности деонтологии в зависимости от характера заболевания. Основные биоэтические проблемы современности: трансплантология, репродуктивные технологии, генная инженерия, эвтаназия, клонирование, искусственное прерывание беременности. Современные подходы к разрешению биоэтических проблем. Сравнительный анализ социально-медицинской работы в России и за рубежом Деятельность ВОЗ и обоснование создания институтов социальной медицины в США и Великобритании. Опыт США по внедрению социальных работников во все области здравоохранения. Деятельность ассоциации социальных работников в США. Опыт деятельности домов сестринского ухода государственного и частного секторов в Великобритании. Сеть приютов-общежитий гостиничного типа для лиц с нарушением психики и инвалидов. Опыт работы хосписов в США и Великобритании. Интеграция Российских традиций милосердия, советской системы профилактической медицины с лучшими достижениями социальной медицины за рубежом. Сходные проблемы в функционировании разных систем здравоохранения. Российский опыт создания и функционирования домов и отделений сестринского ухода. Задачи домов и отделений сестринского ухода. Российский опыт создания и функционирования хосписов. Задачи хосписов. Российский опыт создания и функционирования гериатрических больниц и гериатрических центров. Задачи гериатрических центров. 1.6.3. Темы для самостоятельного изучения
1.7. Методические рекомендации по организации изучения дисциплины 1.7.1. |
Методические рекомендации сд. Ф. 8 Содержание и методика социально-... «социальная работа». Учебная дисциплина «Содержание и методика социально-медицинской работы» относится к числу общепрофессиональных... | Учебно-методический комплекс дисциплины (умкд) «Содержание и методика... Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования | ||
Учебно-методический комплекс дисциплины «Методика работы над дипломным сочинением» Учебно-методический комплекс составлен на основании требований государственного образовательного стандарта высшего профессионального... | Предисловие учебно-методический комплекс Учебно-методический комплекс (умк) совокупность материалов, регламентирующих содержание учебной и методической работы по организации... | ||
Учебно-методический комплекс дисциплины «оценка имущества организаций» Ростов-на-Дону Учебно-методический комплекс предназначен для студентов очной и заочной формы обучения, содержит учебную программу, учебно-тематический... | Учебно-методический комплекс управление персоналом рабочая программа... Учебно-методический комплекс составлен в соответствии требованиям гос впо, содержит цели и задачи, тематический план дисциплины,... | ||
Учебно-методический комплекс по дисциплине: Технический перевод для специальности Учебно-методический комплекс (умк) совокупность материалов, регламентирующих содержание учебной и методической работы по организации... | Учебно-методический комплекс дисциплины б ийск бпгу имени В. М. Шукшина Д дисциплина [Текст]: Учебно-методический комплекс дисциплины «Теория и методика физической культуры и спорта» / Сост.: А. Ю. Лахтин;... | ||
Методика преподавания истории Учебно-методический комплекс для студентов... Учебно-методический комплекс составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального... | Учебно-методический комплекс одобрен на заседании кафедры общественных... При разработке учебно-методического комплекса учебной дисциплины в основу положены | ||
Методические рекомендации по изучению дисциплины «Содержание и методика психосоциальной работы» «Содержание и методика психосоциальной работы» раскрыть студентам проблематику и специфику содержания психосоциальной работы, ее... | Учебно-методический комплекс дисциплины подземные горные работы ч... Учебно-методический комплекс дисциплины обсуждена на заседании кафедры Горного дела и комплексного освоения георесурсов №1 «25» сентября... | ||
Учебно-методический комплекс одобрен на заседании кафедры общественных... При разработке учебно-методического комплекса учебной дисциплины в основу положены | Учебно-методический комплекс рекомендован кафедрой Уголовно-правовые дисциплины Учебно-методический комплекс предназначен для студентов заочной формы обучения, содержит план лекционных и практических занятий,... | ||
Учебно-методический комплекс дисциплины технология продаж туристической... Учебно-методический комплекс составлен в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта высшего профессионального... | Учебно-методический комплекс Рабочая учебная программа для студентов... Рабочая программа предназначена для студентов эколого-географического факультета, специальности «Социально-культурный сервис и туризм».... |