Учебно-методический комплекс дисциплины сд. 08 «Содержание и методика социально- медицинской работы»





НазваниеУчебно-методический комплекс дисциплины сд. 08 «Содержание и методика социально- медицинской работы»
страница1/7
Дата публикации05.07.2015
Размер0.99 Mb.
ТипУчебно-методический комплекс
100-bal.ru > Право > Учебно-методический комплекс
  1   2   3   4   5   6   7
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Мурманский государственный педагогический университет»

(МГПУ)


УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС

ДИСЦИПЛИНЫ


СД.08 «Содержание и методика социально- медицинской работы»

Основная образовательная программа подготовки специалиста по

специальности

040101 социальная работа

Утверждено на заседании кафедры БЖД и ОМЗ
ФК и БЖД факультета

(протокол № 11 от 21 марта 2008 г.)

Зав. кафедрой И.А. Мещерова


Раздел 1. Программа учебной дисциплины

1.1. Автор программы: Рябых Л.Н.

1.2. Рецензенты: И.Н. Михейкина, врач высшей категории Мурманского областного

консультативно- диагностического центра;

Ф.А Щербина, канд. пед. наук, доцент кафедры БЖД и ОМЗ (МГПУ)
1.3. Пояснительная записка

Программа учебной дисциплины «Содержание и методика социально-медицинской работы» разработана в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по специальности «социальная работа». Учебная дисциплина «Содержание и методика социально-медицинской работы» относится к числу общепрофессиональных и играет важную роль в подготовке специалистов по социальной работе, профессиональная деятельность которых будет теснейшим образом связана с органами здравоохранения.

Содержание программы позволит студентам получить необходимый объем знаний, навыков и представлений в области социально-медицинской работы.

В программе рассматриваются теоретические основы отечественной социально-медицинской работы как нового вида профессиональной деятельности. Представлены основные понятия и категории, концепция и базовая модель социально-медицинской работы, а также модель специалиста социальной работы, участвующего в оказании медико-социальной помощи. Рассматриваются технологии медико-социальной работы в наркологии, онкологии, комплексном ведении лиц с хронической сердечной недостаточностью, ВИЧ-инфицированных, а также в области планирования семьи.
К концу изучения курса студенты должны:

1) знать: обоснование, основные понятия, принципы и категории социально-медицинской работы; концепцию и базовую модель социально-медицинской работы; требования, предъявляемые к специалисту социальной работы, участвующего в оказании медико-социальной помощи; материалы ООН и стратегию ВОЗ по достижению «здоровья для всех»; особенности развития социального обслуживания населения в Российской Федерации и зарубежный опыт теории и практики социально-медицинской работы; правовые основы социально-медицинской работы.

2) уметь: выявлять медико-социальные проблемы клиента; определять потребности клиента в различных видах социально-медицинской помощи; осуществлять процесс социально-медицинской работы; использовать и активизировать резервные возможности человека; применять технологии социально-медицинской работы в области планирования семьи, в наркологии, психиатрии, онкологии; разрабатывать и внедрять комплексные программы профилактики инвалидности и смертности, координировать работу со смежными структурами, организовывать работу специалистов среднего звена социально-медицинской работы.
Программой предусмотрены лекции, практические занятия и самостоятельная работа студентов. На лекциях студенты знакомятся с основными положениями теории, на практических занятиях отрабатываются знания теоретических вопросов. Отдельные вопросы выносятся на самостоятельную работу. Изучение курса завершается зачетом.
1.4. Извлечение из ГОС ВПО

Социально-медицинская работа как вид мультидисциплинарной профессиональной деятельности. Основные понятия, объекты и предмет.

Концепция социально-медицинской работы в Российской Федерации. Базовая модель социально-медицинской работы.

Нормативно-правовая база социально-медицинской работы.

Содержание и методика технологий социально-медицинской работы в центрах социального обслуживания, организациях и учреждениях образования, здравоохранения, армии, правоохранительных органов, с различными группами населения.

Сравнительный анализ социально-медицинской работы в России и за рубежом.
1.5. Объем дисциплины и виды учебной работы


№ п/п

Шифр и

наименование

специальности

Курс


Се-местр

Виды учебной работы в часах

Вид итогового контроля

Трудо-

емкость

Всего

ауд.

ЛК

ПР


ЛБ

Сам. раб.

1

040101

социальная работа

5


9


162

68

38

30

-

94


зачет



1.6. Содержание дисциплины

1.6.1. Разделы дисциплины и виды занятий (в часах)

№№
пп

Наименование раздела, темы

Количество часов

Всего ауд.

Лекции

Практ. занятия

Самост. работа

1

Обоснование социально-медицинской работы

8

6

2

4

2

Основные понятия и категории

социально-медицинской работы

4

4

2

4

3

Принципы, цель и объекты социально-медицинской работы

4

2

2

4

4

Основные направления социально-медицинской работы

4

2

2

4

5

Базовая модель социально-медицинской работы

10

4

6

4

6

Содержание и методика технологий социально-медицинской работы с различными группами клиентов

10

6

6

30

7

Социально-медицинская работа в планировании семьи

8

4

6

14

8

Биомедицинская этика

10

4

2

10

9

Сравнительный анализ социально-медицинской работы в России и за рубежом

10

6

2

20

всего




68

38

30

94



1.6.2. Содержание разделов дисциплины

Обоснование социально-медицинской работы

Материалы ООН, подчеркивающие необходимость реализации социальных гарантий граждан, в том числе с участием учреждений здравоохранения.

Стратегия достижения «здоровья для всех», разработанная Всемирной организацией здравоохранения. Результаты отечественных комплексных научных исследований проблем здоровья и образа жизни. Необходимость создания правового механизма ответственности за состояние здоровья населения (со стороны государства, работодателя, каждого гражданина).

Особенности развития социального обслуживания населения в Российской Федерации Зарубежный опыт теории и практики профессиональной социально-медицинской работы, накопившийся за последние десятилетия в экономически развитых государствах.

Основные понятия и категории социально-медицинской работы

Социально-медицинская работа как разновидность социальной работы, направленная на восстановление и сохранение физического и психического здоровья (индивида, коллектива). Социально-медицинская работа как часть системы охраны здоровья.

Три аспекта социально-медицинской работы: социально-медицинская работа с населением; социальная работа в учреждениях здравоохранения; медико-социальная помощь людям пожилого возраста и инвалидам в условиях стационарных учреждений.

Принципы, цель и объекты социально-медицинской работы

Принципы социально-медицинской работы - экосистемность, полимодальность, солидарность, конструктивная стимуляция, континуальность.

Место социально-медицинской работы среди смежных видов деятельности. Формы и методы

социально-медицинской работы. Кадры социально-медицинской работы. Источники финансирования социально-медицинской работы. Цель социально-медицинской работы - достижение максимально возможного уровня здоровья, функционирования и адаптации лиц с физической и психической патологией, а также социальным неблагополучием.

Объекты социально-медицинской работы - люди, находящиеся в трудной жизненной ситуации, а также длительно, часто и тяжело болеющие люди, инвалиды.

Основные направления социально-медицинской работы

Социально-медицинская работа профилактического направления - выполнение мероприятий по предупреждению социально-зависимых нарушений соматического, психического и репродуктивного здоровья; формирование установок на здоровый образ жизни, обеспечение доступа к информации по вопросам здоровья, участие в разработке целевых программ медико-социальной помощи на различных уровнях, социальное администрирование, обеспечение социальной защиты прав граждан в вопросах охраны здоровья и др.

Социально-медицинская работа реабилитационного направления - проведение медико-социальной экспертизы, осуществление медицинской, социальной и профессиональной реабилитации инвалидов, социальная работу в отдельных областях медицины и здравоохранения, коррекция психического статуса клиента, обеспечение преемственности во взаимодействии специалистов смежных профессий.

Базовая модель социально-медицинской работы

5 групп клиентов (пациентов) социально-медицинской работы - группа повышенного риска заболеваний; члены семьи клиента и его ближайшее окружение; больные с выраженными социальными проблемами; длительно, часто и тяжело болеющие; инвалиды.

Работа с каждой из групп по двум направлениям - профилактическому и реабилитационному.

Содержание и методика технологий социально-медицинской работы с различными группами клиентов

Алкоголизм, наркомания и токсикомания как наиболее значимые социальные болезни. Социальные проблемы, обусловливающие массовое и индивидуальное злоупотребление алкоголем и наркотиками. Ролевые сдвиги у членов социального окружения больного. Анализ комплекса социальных проблем, связанных с потреблением ПАВ. Специфика медико-социального статуса различных групп пациентов наркологического профиля. Группа повышенного риска развития наркологических заболеваний. Особенности социально-медицинской работы с данной группой клиентов. Профилактические, лечебные и специализированные программы социально-медицинской работы с наркологическими больными.

Онкологические заболевания как социально значимая патология. Онкологический больной как человек, находящийся в стрессовой ситуации. Специфические формы профилактической работы, направленные на лиц группы риска по опухолевым заболеваниям. Медико-социальная работа с членами семьи клиента и его ближайшим окружением. Психологическая поддержка онкологических больных и членов их семей, реабилитация онкологических больных. Особенности реабилитации в детской онкологии. Медицинские, психологические и социальные проблемы детей-инвалидов, перенесших онкологическое заболевание. Реабилитация детей-инвалидов с онкологическими заболеваниями.

Социально-медицинская работа в комплексном ведении больных с хронической сердечной недостаточностью. Факторы риска сердечно-сосудистых заболеваний. Федеральная целевая программа «Профилактика и лечение артериальной гипертонии в Российской Федерации». Медико-социальная экспертиза больного с хронической сердечной недостаточностью.

Социально-медицинская работа с ВИЧ-инфицированными и больными СПИДом. Классификация ВИЧ-инфекции. Статистические данные. Действующие нормативно- правовые акты в области профилактики и лечения ВИЧ-инфекции. Этапы социально-медицинской работы с ВИЧ-инфицированными и больными СПИДом.

Социально-медицинская работа в планировании семьи

Актуальность проблемы сохранения репродуктивного здоровья населения. Определения понятия «планирование семьи». Федеральная и региональная программы «Планирование семьи». Федеральный, региональный и муниципальный уровни службы планирования семьи. Основные направления деятельности центров планирования семьи и репродукции.

Цель и задачи медико-социальной работы в планировании семьи. Объект медико-социальной работы в планировании семьи. Содержание, формы, методы и средства медико-социальной работы профилактической и патогенетической направленности в планировании семьи.

Медико-социальная работа с бесплодными супружескими парами. Медико-социальная работа по планированию семьи с подростками.

Биомедицинская этика

Определение понятий «профессиональная этика», «биоэтика», «биомедицинская этика», «деонтология». Обоснование появления биоэтики как новой научной дисциплины. Основные модели взаимоотношений врача и пациента. Причины врачебных ошибок.

Неблагоприятные воздействия на больного – миелогении. Особенности деонтологии в зависимости от характера заболевания.

Основные биоэтические проблемы современности: трансплантология, репродуктивные технологии, генная инженерия, эвтаназия, клонирование, искусственное прерывание беременности.

Современные подходы к разрешению биоэтических проблем.

Сравнительный анализ социально-медицинской работы в России и за рубежом

Деятельность ВОЗ и обоснование создания институтов социальной медицины в США и Великобритании. Опыт США по внедрению социальных работников во все области здравоохранения. Деятельность ассоциации социальных работников в США.

Опыт деятельности домов сестринского ухода государственного и частного секторов в Великобритании. Сеть приютов-общежитий гостиничного типа для лиц с нарушением психики и инвалидов. Опыт работы хосписов в США и Великобритании.

Интеграция Российских традиций милосердия, советской системы профилактической медицины с лучшими достижениями социальной медицины за рубежом. Сходные проблемы в функционировании разных систем здравоохранения. Российский опыт создания и функционирования домов и отделений сестринского ухода. Задачи домов и отделений сестринского ухода. Российский опыт создания и функционирования хосписов. Задачи хосписов. Российский опыт создания и функционирования гериатрических больниц и гериатрических центров. Задачи гериатрических центров.

1.6.3. Темы для самостоятельного изучения

№ п/п

Наименование раздела дисциплины

Тема

Кол-во час.

Форма самостоят. работы

Форма контроля СР

1

Обоснование социально-медицинской работы

Межсекторальное сотрудничество в стратегии Всемирной организации здравоохранения в целях достижения «здоровья для всех».

Пути реформирования отечественного здравоохранения в современных условиях.

Особенности развития социального обслуживания населения Российской Федерации в начале XXI в.

Общественное здоровье и здравоохранение: основные направления комплексных исследований проблем здоровья.


4

Изучение литературы, написание рефератов

Защита рефератов

2

Основные понятия и категории

социально-медицинской работы

Сущностное содержание социальной работы — основа социально-медицинской работы как вида профессиональной деятельности.

Предмет социальной работы как социальной науки.

Социологические подходы к изучению проблем общественного здоровья.


4

Изучение литературы, написание рефератов

Защита рефератов

3

Принципы, цель и объекты социально-медицинской работы

Социально-медицинская работа — деятельность, родственная врачеванию.

Состояние правовой нормативной базы социально-медицинской работы в современной России.

Особенности организации профессиональной социально-медицинской работы в России.


4

Изучение литературы, написание рефератов

Защита рефератов

4

Основные направления социально-медицинской работы

Профилактическое направление социально-медицинской работы.

Патогенетическое (реабилитационное) направление социально-медицинской работы.


4

Изучение литературы, написание

рефератов

Защита рефератов

5

Базовая модель социально-медицинской работы

Группа повышенного риска заболеваний как объект социально-медицинской работы.

Члены семьи клиента и его ближайшее окружение как объект социально-медицинской работы.

Длительно, тяжело и часто болеющие лица как объект социально-медицинской работы.

Больные с выраженными социальными проблемами как объект социально-медицинской работы.

Инвалиды как объект социально-медицинской работы.

4

Изучение литературы, написание рефератов

Защита рефератов

6

Содержание и методика технологий социально-медицинской работы с различными группами клиентов

Потребление психоактивных веществ как биопсихосоциальное явление.

Социальные проблемы семьи с больным, страдающим онкологическим заболеванием.

Роль социального работника в оценке качества жизни кардиологических больных.

Организация работы терапевтических сообществ (школ) для клиентов с хронической сердечной недостаточностью.

Государственная политика в области профилактики и борьбы с ВИЧ-инфекцией.

Социально-медицинская работа по профилактике распространения ВИЧ-инфекции.


30

Изучение литературы, написание рефератов

Защита рефератов

7

Социально-медицинская работа в планировании семьи

Социально-медицинская работа по планированию семьи со вступающими в брак и молодыми семейными парами.

Коммуникативные программы в сфере охраны репродуктивного здоровья и планирования семьи.


14

Изучение литературы, написание рефератов

Защита рефератов

8

Биомедицинская этика

Основные модели взаимоотношений врача и пациента.

Неблагоприятные воздействия на больного – миелогении, их профилактика.

Особенности деонтологии в зависимости от характера заболевания.

Основные биоэтические проблемы современности:


10

Изучение литературы, написание рефератов

Защита рефератов

9

Сравнительный анализ социально-медицинской работы в России и за рубежом

Работа в хосписе как особая форма деятельности социального работника в онкологии (опыт Великобритании).

Ассоциации социальных работников (опыт США).

Специалисты в области социальной работы как эксперты законопроектов (опыт Германии).


20

Изучение литературы, защита рефератов

Защита рефератов



1.7. Методические рекомендации по организации изучения дисциплины

1.7.1.
  1   2   3   4   5   6   7

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Учебно-методический комплекс дисциплины сд. 08 «Содержание и методика социально- медицинской работы» iconМетодические рекомендации сд. Ф. 8 Содержание и методика социально-...
«социальная работа». Учебная дисциплина «Содержание и методика социально-медицинской работы» относится к числу общепрофессиональных...
Учебно-методический комплекс дисциплины сд. 08 «Содержание и методика социально- медицинской работы» iconУчебно-методический комплекс дисциплины (умкд) «Содержание и методика...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Учебно-методический комплекс дисциплины сд. 08 «Содержание и методика социально- медицинской работы» iconУчебно-методический комплекс дисциплины «Методика работы над дипломным сочинением»
Учебно-методический комплекс составлен на основании требований государственного образовательного стандарта высшего профессионального...
Учебно-методический комплекс дисциплины сд. 08 «Содержание и методика социально- медицинской работы» iconПредисловие учебно-методический комплекс
Учебно-методический комплекс (умк) совокупность материалов, регламентирующих содержание учебной и методической работы по организации...
Учебно-методический комплекс дисциплины сд. 08 «Содержание и методика социально- медицинской работы» iconУчебно-методический комплекс дисциплины «оценка имущества организаций» Ростов-на-Дону
Учебно-методический комплекс предназначен для студентов очной и заочной формы обучения, содержит учебную программу, учебно-тематический...
Учебно-методический комплекс дисциплины сд. 08 «Содержание и методика социально- медицинской работы» iconУчебно-методический комплекс управление персоналом рабочая программа...
Учебно-методический комплекс составлен в соответствии требованиям гос впо, содержит цели и задачи, тематический план дисциплины,...
Учебно-методический комплекс дисциплины сд. 08 «Содержание и методика социально- медицинской работы» iconУчебно-методический комплекс по дисциплине: Технический перевод для специальности
Учебно-методический комплекс (умк) совокупность материалов, регламентирующих содержание учебной и методической работы по организации...
Учебно-методический комплекс дисциплины сд. 08 «Содержание и методика социально- медицинской работы» iconУчебно-методический комплекс дисциплины б ийск бпгу имени В. М. Шукшина
Д дисциплина [Текст]: Учебно-методический комплекс дисциплины «Теория и методика физической культуры и спорта» / Сост.: А. Ю. Лахтин;...
Учебно-методический комплекс дисциплины сд. 08 «Содержание и методика социально- медицинской работы» iconМетодика преподавания истории Учебно-методический комплекс для студентов...
Учебно-методический комплекс составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального...
Учебно-методический комплекс дисциплины сд. 08 «Содержание и методика социально- медицинской работы» iconУчебно-методический комплекс одобрен на заседании кафедры общественных...
При разработке учебно-методического комплекса учебной дисциплины в основу положены
Учебно-методический комплекс дисциплины сд. 08 «Содержание и методика социально- медицинской работы» iconМетодические рекомендации по изучению дисциплины «Содержание и методика психосоциальной работы»
«Содержание и методика психосоциальной работы» раскрыть студентам проблематику и специфику содержания психосоциальной работы, ее...
Учебно-методический комплекс дисциплины сд. 08 «Содержание и методика социально- медицинской работы» iconУчебно-методический комплекс дисциплины подземные горные работы ч...
Учебно-методический комплекс дисциплины обсуждена на заседании кафедры Горного дела и комплексного освоения георесурсов №1 «25» сентября...
Учебно-методический комплекс дисциплины сд. 08 «Содержание и методика социально- медицинской работы» iconУчебно-методический комплекс одобрен на заседании кафедры общественных...
При разработке учебно-методического комплекса учебной дисциплины в основу положены
Учебно-методический комплекс дисциплины сд. 08 «Содержание и методика социально- медицинской работы» iconУчебно-методический комплекс рекомендован кафедрой Уголовно-правовые дисциплины
Учебно-методический комплекс предназначен для студентов заочной формы обучения, содержит план лекционных и практических занятий,...
Учебно-методический комплекс дисциплины сд. 08 «Содержание и методика социально- медицинской работы» iconУчебно-методический комплекс дисциплины технология продаж туристической...
Учебно-методический комплекс составлен в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта высшего профессионального...
Учебно-методический комплекс дисциплины сд. 08 «Содержание и методика социально- медицинской работы» iconУчебно-методический комплекс Рабочая учебная программа для студентов...
Рабочая программа предназначена для студентов эколого-географического факультета, специальности «Социально-культурный сервис и туризм»....


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск