Программа школы дополнительного правового образования «Правовая школа»





Скачать 479.01 Kb.
НазваниеПрограмма школы дополнительного правового образования «Правовая школа»
страница1/4
Дата публикации01.08.2015
Размер479.01 Kb.
ТипПрограмма
100-bal.ru > Право > Программа
  1   2   3   4
Министерство образования и науки Красноярского края

Программа школы дополнительного правового образования

«Правовая школа»
Авторы программы:

Доктор юридических наук, профессор, почетный работник высшего профессионального образования РФ, заслуженный деятель науки РФ Шафиров Владимир Моисеевич.

Кандидат юридических наук,  доцент кафедры теории государства и права, заместитель директора Юридического института Сибирского федерального университета по научной деятельности Петров Александр Александрович.

Координатор Межрегионального правового колледжа Сибирского федерального университета, ассистент кафедры теории государства и права Сибирского федерального университета Крижус Игорь Константинович.

Старший преподаватель кафедры гражданского права Юридического института Сибирского федерального университета Серебренникова Светлана Александровна.

Преподаватель Межрегионального правового колледжа Сибирского федерального университета, ассистент кафедры Теории государства и права Юридического института Сибирского федерального университета Деменишин Андрей Витальевич.

Преподаватель Межрегионального правового колледжа Сибирского федерального университета, аспирант кафедры Теории государства и права Юридического института Сибирского федерального университета Подлобникова Елена Васильевна.

Преподаватель Межрегионального правового колледжа Сибирского федерального университета, аспирант кафедры Теории государства и права Юридического института Сибирского федерального университета Толстых Анна Степановна.

Учитель истории и социально-политических дисциплин, победитель конкурса лучших учителей в рамках приоритетного национального проекта «Образование» 2008 и 2011 гг. (краевой уровень). В 2009 году - победитель Конкурса Лучших учителей Российской Федерации в рамках приоритетного национального проекта «Образование», член Всероссийской Ассоциации учителей истории и обществознания Метелкина Марина Владимировна.
Направление программы – гуманитарное.

Название - Школа дополнительного правового образования «Правовая школа».

Целевая группа – учащиеся 8-11 классов.

Количество дней/часов, необходимых для осуществления – 5 дней/32 ч.

Красноярск 2012

Пояснительная записка
Цели и задачи программы школы:

Программа направлена на решение ряда общественно и личностно значимых задач по развитию Человеческого потенциала в контексте правовой социализации ее участников (цель Программы):

К задачам Программы относятся:

- формирование у участников Программы гражданственности, положительного отношения к праву как к социальной ценности, преодоление правового нигилизма и правового идеализма как негативных деформаций правосознания;

- усвоение учащимися актуальных социально-правовых знаний и развитие навыков и умений активного правомерного поведения в условиях современной правовой реальности России;

- профориентация учащихся, позволяющая им получить адекватное представление о мире юридических профессий, современном юридическом образовании и эффективно выстраивать индивидуальную образовательную траекторию;

- выявление одаренных учащихся в сфере юриспруденции и помощь им в оптимизации дальнейшего развития одаренности на основе проектирования и реализации индивидуальной образовательной траектории;

- включение заинтересованных участников Программы в пространство системы довузовского правового образования Красноярского края.
Актуальность программы, педагогическая целесообразность:

Современное российское общество выбрало путь построения правового государства. Это значит, что спрос на юридические знания и умения в повседневной жизни возрастает и очень многое зависит от правовой культуры каждого человека.

Учитывая разнообразие нравственно-правовых ценностей, сложность и важность правовых понятий, их надо исследовать целенаправленно, постепенно, с детства. Ведь уже в школьном возрасте заметно оживляется (по крайней мере, должна) правовая жизнь юного гражданина, у него постоянно расширяется правовой статус, ему по закону предоставлено играть разнообразные правовые роли.

Развитие Человеческого потенциала ребенка в настоящий момент невозможно без освоения им техник активного правомерного поведения, возможностей, предоставляемых правом каждому.

Но, как показывает практика, нередки случаи, когда даже выпускники школы имеют слабое представление об Основном законе государства, плохо знают свои права, обязанности, формы и средства их реализации, охраны и защиты. Это не позволяет юноше или девушке грамотно участвовать в решении вопросов жизни села, города, края, страны в целом, полноценно осуществлять права и добросовестно исполнять обязанности жителя, избирателя, налогоплательщика и т. д.

В рамках общеобразовательного учреждения на настоящий момент довольно сложно по объективным и субъективным причинам получить достаточные для активной правовой жизни знания и умения, поэтому в области правового образования молодого гражданина России одно из первых мест должна занять система дополнительного образования.

Вместе с тем полученные в рамках Программы знания в области правового регулирования общественных отношений содействуют школьникам в подготовке к ЕГЭ и ГИА по обществознанию, так как экзамен по данному предмету включает большое количество правовых вопросов.
Педагогические концепции, идеи, на основе которых разработана программа школы:

В настоящее время образование уже не сводится к освоению учащимися набора знаний в различных предметных областях. Функции образования связаны с целостным развитием человека, с формированием его личностной сферы. В основу деятельности Программы положены идеи личностно-ориентированного образования, предметом которого является смыслообразование, а педагогической функцией – развитие личностных свойств индивида. Программа школы построена таким образом, чтобы включение учащегося в область правового регулирования сопровождалось с формированием смысловых отношений учащихся к приобретаемым знаниям. Это наилучшим образом достигается в условиях свободного общения и обмена мнениями между учащимися и командой сотрудников Правовой школы.

Личностно-развивающие педагогические средства призваны ввести учащегося в ситуацию, побуждающую выбирать ценностные основания собственного поведения, искать смысл происходящего, рефлексировать собственное поведение, принимать собственные решения и совершать другие.

В рамках Программы применяются следующие идеи личностно ориентированного подхода:

- актуализация личностно-значимой для учащихся проблематики;

- диалогический способ взаимодействия;

- игровое моделирование ситуаций, предполагающих личностные действия;

- самостоятельное решение принятия роли и образа своего поведения.

Выбор данных средств соответствует и обусловлен возрастом участников Программы, а именно такими его чертами, как проецирование своего будущего (в том числе профессионального), стремление к автономии (поведенческой, волевой, моральной), необходимость проявлять себя, сильно развитый инстинкт общительности и др.

Ролевой подход в изучении правового положения личности, используемый при реализации Программы, исходит из определения правовой роли, как модели поведения человека, имеющего определенный правовой статус1.

Ролевой принцип в изучении права означает, что учащийся на примере правого регулирования конкретных социально-правовых ролей (житель, абитуриент, работник, предприниматель, наследник, супруг и др.) постигает механизм активного правомерного поведения. Двигаясь от наиболее общих, обыденных ролей к специфичным, достаточно сложным, учащийся развивает свои знания, формирует навыки реализации прав и обязанностей, способность к успешной социально-правовой адаптации. В ролевом принципе важен сравнительно-правовой аспект: при изучении различных правовых ролей большое внимание уделяется сопоставлению различных правовых ролей, выявлению общего, закономерного в правовом регулировании, поиску причин и условий для формирования специфики той или иной роли.

Особую актуальность в последние годы приобретает так называемый «практико-ориентированный» подход в системе юридического образования, к сущностным характеристикам которого относится использование таких приемов обучения, которые способствуют вхождению предлагаемого опыта в контекст жизненной сферы обучаемого. Так при реализации Программы особое внимание уделяется освоению школьниками практических навыков юридической деятельности.

Теоретической основой проекта является авторская программа развития системы довузовского правового образования, разработанная доктором юридических наук, профессором В. М. Шафировым, рекомендованная Постановлением Совета Администрации Красноярского края № 23-п от 23.01.2004 г., Постановлением Администрации города Красноярска № 323 от 19.07.2004 к реализации на территории Красноярского края и города Красноярска.

Предложенный в образовательной программе подход строится на разработанной В. М. Шафировым концепции естественно-позитивного правопонимания2, ключевыми положениями которой являются следующие:

1) Необходим многофакторный подход к характеристике права. Определяющее воздействие на право оказывают много факторов: экономика (различные формы собственности, предпринимательство, конкуренция), политика (форма правления, политический режим), культура (духовное и нравственное развитие общества), идеология (господствующие политико-правовые идеи, теории), религия (христианство, ислам, иудаизм, буддизм и пр.), национальные и исторические традиции (западные, восточные) и т. д. Другое дело, что их комбинация, сила побуждающей энергии каждого фактора могут быть неодинаковы на различных стадиях цивилизации и у разных народов. Самостоятельное место среди факторов занимает само право.

2) Главное в праве — права и свободы личности. Право без прав личности так же невозможно, как права без и вне права. Сказанное позволяет говорить о праве как свойстве личности; выделять правовую сторону личности, содержание которой составляют права и свободы. Права и свободы возникли и развивались на основе биологической (анатомо-физиологической), психологической и социальной сущности человека

3) Государство не может стоять над правом, быть выше права, господствовать над ним. Возвышение права, а вместе с ним человека, его прав и свобод трансформируют положение и роль государства в обществе. Его ценность измеряется прежде всего тем, в какой степени оно обеспечивает свободное развитие каждой личности, признает, соблюдает и защищает ее права и свободы. Теоретическим обоснованием новых взаимоотношений права и государства стала концепция правового государства, постепенная реализация идей которой позволила вместе с неразвитостью права преодолевать неразвитость государства.

4) Право не всегда совпадает с законом, не сводимо к нему. В современных условиях основополагающим критерием, разводящим правовой и неправовой законы, служит положение о человеке, его правах и свободах как высшей ценности. Данный критерий есть отличительная черта только правового закона. В неправовых законах человек не цель и высшая ценность, а средство, орудие антигуманных экспериментов. Именно признание законом человека, его прав и свобод высшей ценностью является первичным, исходным основанием отнесения рассматриваемого нормативного акта к разряду правовых. Затем следует определить степень меры права в законе (законодательстве).

5) Обеспечение права — многоаспектная проблема. Право не сводимо к принуждению; оно обеспечивается позитивными юридическими средствами (правовое поощрение, организующая правомерное поведение деятельность органов государства, правовое обучение и воспитание и т. п.) и негативными (государственное принуждение).
Планируемые результаты, образовательные эффекты:

В России в возрасте 14-17 лет школьники должны ответственно определяться со своей дальнейшей образовательной траекторией. Правовая интенсивная школа помогает с этой задачей. Программа Школы дает старшекласснику возможность углубиться в юриспруденцию, тем самым либо ещё больше усиливая заинтересованность данной предметной областью, либо предоставляя возможность своевременно изменить свой профессиональный выбор.

Методики работы в Школе способствуют формированию у школьников старших классов устойчивого интереса к учёбе и науке, повышают мотивацию к саморазвитию.

Многие одарённые ребята из территорий, принимающие участие в школе, существенно повышают планку своих притязаний на образовательные перспективы, открывают для себя новые образовательные возможности.

Обязательным элементом Программы является ознакомление школьников с опытом участия в олимпиадах по праву, творческих правовых турнирах, научно-практических конференциях. Территория Красноярского края достаточно велика и охватывает большое количество населенных пунктов. Проведение выездных школ помогает выявить одаренных школьников, для которых после окончания школы предполагается сопровождение в различных формах.

Участники Правовой школы прошлых лет неоднократно становились победителями и призерами олимпиад по праву (регионального и заключительного этапа Всероссийской олимпиады школьников, Всероссийской Олимпиады по праву Санкт-Петербургского государственного университета и др.).

К числу основных знаний, приобретенных по итогам Школы относятся освоение учащимися основных правовых категорий (право, государство, правовая норма, правоотношение и др.), особенностей правового статуса и правовых ролей человека, а также введение в мир юридических профессий (судей, адвокатов, нотариусов и т.д.).

К образовательным эффектам Программы следует также отнести развитие у школьников навыков самостоятельной научно-исследовательской работы в области правового регулирования.

Социальная значимость реализации Программы состоит в формировании у ее участников уважительного отношения к правам, свободам и законным интересам иных лиц, а также способности осознанно исполнять свои юридические обязанности, быть ответственным гражданином России и жителем своего города, района или сельского поселения, что в итоге способствует правовой социализации учащихся, повышению уровня их правосознания и правовой культуры.
Позиционный состав педагогической команды:

Доктор юридических наук, профессор, почетный работник высшего профессионального образования РФ, заслуженный деятель науки РФ Шафиров Владимир Моисеевич (научный руководитель проекта, опыт профессиональной деятельности – более 30 лет).

Кандидат юридических наук, доцент кафедры теории государства и права, заместитель директора Юридического института Сибирского федерального университета по научной деятельности Петров Александр Александрович (координатор проекта, опыт профессиональной деятельности – 9 лет).

Старший преподаватель кафедры гражданского права Юридического института Сибирского федерального университета Серебренникова Светлана Александровна (опыт профессиональной деятельности – 5 лет).

Координатор Межрегионального правового колледжа Сибирского федерального университета, ассистент кафедры теории государства и права Сибирского федерального университета Крижус Игорь Константинович (опыт профессиональной деятельности – 9 лет).

Преподаватель Межрегионального правового колледжа Сибирского федерального университета, ассистент кафедры теории государства и права Юридического института Сибирского федерального университета Деменишин Андрей Витальевич (преподаватель, опыт профессиональной деятельности – 4 года).

Преподаватель Межрегионального правового колледжа Сибирского федерального университета, аспирант кафедры теории государства и права Юридического института Сибирского федерального университета Подлобникова Елена Васильевна (преподаватель, опыт профессиональной деятельности – 4 года).

Преподаватель Межрегионального правового колледжа Сибирского федерального университета, аспирант кафедры теории государства и права Юридического института Сибирского федерального университета Толстых Анна Степановна (преподаватель, опыт профессиональной деятельности – 4 года).

Учитель истории и социально-политических дисциплин, победитель конкурса лучших учителей в рамках приоритетного национального проекта «Образование» 2008 и 2011 гг. (краевой уровень). В 2009 году - победитель Конкурса Лучших учителей Российской Федерации в рамках приоритетного национального проекта «Образование», член Всероссийской Ассоциации учителей истории и обществознания Метелкина Марина Владимировна, (педагогический консультант - опыт профессиональной деятельности – более 15 лет).

Кроме основного состава педагогической команды, к реализации Программы будут привлекаться:

Преподаватель Межрегионального правового колледжа Сибирского федерального университета, студент Юридического института Сибирского федерального университета, Верещагин Иван Александрович (преподаватель)

Преподаватель Межрегионального правового колледжа Сибирского федерального университета, студент Юридического института Сибирского федерального университета, Клещин Денис Сергеевич (преподаватель)

Преподаватель Межрегионального правового колледжа Сибирского федерального университета, студент Юридического института Сибирского федерального университета, Копыца Александр Владимирович (преподаватель)

Преподаватель Межрегионального правового колледжа Сибирского федерального университета, студент Юридического института Сибирского федерального университета, Сальникова Марина Алексеевна (преподаватель)

Преподаватель Межрегионального правового колледжа Сибирского федерального университета, студент Юридического института Сибирского федерального университета, Коркина Светлана Сергеевна (преподаватель).
Перечень основных содержательных блоков: введение в юридическую профессию, техники решения олимпиадных задач, научно-исследовательская деятельность, занимательная юриспруденция.
Основные формы и методы, режим занятий: лекция, лекция-беседа, практические занятия, круглый стол, встречи с практикующими юристами, дебаты, миниконференции, интеллектуальные игры, публичные обсуждения, деловая игра, правовой турнир. Режим занятий определяется в соответствии с требованиями СанПиН, действующими на момент проведения занятий.

Для проведения программы используются практико-ориентированные (опыты, упражнения); наглядные (иллюстрация, демонстрация, наблюдения обучающихся); вербальные (объяснение, разъяснение, рассказ, беседа, инструктаж, лекция, дискуссия, диспут) методы, метод самостоятельного обучения (работа с книгой - чтение, изучение, реферирование, цитирование, конспектирование), а также комплексные методы (видеотрансляция материалов).
Перечень требований к условиям осуществления программы школы
по аудиторному фонду и учебному оборудованию (применительно к формату выездной школы (100 учащихся)):


Большинство занятий будут проходить по группам, оптимальное количество обучающихся 20-25 человек в группе. Соответственно, необходимы, как минимум:

- 4 отдельные аудитории вместимостью не менее 25 человек ежедневно (семинарские занятия) в каждой из этих аудиториях необходим 1 компьютер (стационарный либо ноутбук) и подключенные к нему проектор и экран для работы с презентациями; в каждой из этих аудиторий необходим флип-чат либо аналог (чтобы можно было писать на доске либо на откидных ватманах разноцветными маркерами).

- 1 большая аудитория (конференц-зал) ежедневно на 100 человек (большая лекция) – в ней необходим 1 компьютер (стационарный либо ноутбук) и подключенные к нему проектор и экран для работы с презентациями, также в ней необходим флип-чат либо аналог (чтобы можно было писать на доске либо на откидных ватманах разноцветными маркерами) + 2 микрофона и аудиоаппаратура

- 2 аудитории для проведения лекций на 50 человек (мини-лекция) – в каждой из этих аудиторий необходим 1 компьютер (стационарный либо ноутбук) и подключенные к нему проектор и экран для работы с презентациями; в каждой из этих аудиторий необходим флип-чат либо аналог (чтобы можно было писать на доске либо на откидных ватманах разноцветными маркерами) + 2 микрофона и аудиоаппаратура в каждой аудитории

Для оптимизации процесса возможно проведение в одной и той же аудитории, рассчитанной на 100 человек, большой лекции, мини-лекции и семинарских занятий.

В каждой аудитории должны быть столы и стулья для обеспечения учебного места.

Учащиеся должны быть обеспечены стандартным набором канцелярских принадлежностей (папка, ручка, тетрадь). У учащихся должны быть бейджи с указанием их имени и фамилии.

Также для реализации проекта нужен лазерный принтер и 3 стандартные пачки белой офисной бумаги формата А4 (для распечатки заданий олимпиады).

Деление участников на учебные группы производится педагогической командой самостоятельно и не учитывает территориальное место жительства участников, что не сохраняет сложившиеся в группах традиционное отношение «лидер-масса» и не противоречит основным педагогическим идеям Программы. Деление происходит по итогам тестирования, проводимого в первый день школы.
Формы и критерии оценки учащихся: основной системой оценки успеваемости учащихся является рейтинговая система. Преподавателем в зависимости от вида занятия оцениваются активность учащихся, правовые знания и способность их применять, способность аргументировать собственную точку зрения, выполнение тестовых заданий, решение задач, участие и победа в правовом турнире, выполнение правовой роли в деловой игре и ее результат, выступление на миниконференциях (уровень презентации, использование современных мультимедийных технологий, уровень владения речью, содержание выступления, содержание письменной работы и т.д) и др. Для оценки деятельности учащихся в рамках программы «Правовая школа» используются «шуточные деньги» - «суверены».
Смета расходов:


Фонд заработной платы, включая налоги и обязательные страховые взносы


95000 руб.

ИТОГО

95000 руб.


Общий бюджет проекта: 95 000 рублей (девяносто пять тысяч рублей).
Список литературы:

Методическое обеспечение программы включает в себя:

  1. авторские публикации по теме проекта:
  1   2   3   4

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа школы дополнительного правового образования «Правовая школа» icon1. Общая характеристика школы
По своему типу школа является общеобразовательным учреждением, по виду средняя общеобразовательная школа. По статусу – базовая школа...
Программа школы дополнительного правового образования «Правовая школа» iconР. Ф. Габидуллин «29» августа 2012 г
Специализации: Государственно-правовая, Адвокатская деятельность, Гражданско-правовая, Уголовно-правовая, Финансово-правовая
Программа школы дополнительного правового образования «Правовая школа» iconОтчет о работе муниципального бюджетного образовательного учреждения...
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Чебоксарская детская музыкальная школа №2 им....
Программа школы дополнительного правового образования «Правовая школа» iconОтчет о результатах самообследования маоудод «Детская школа искусств №15»
Привести в соответствие с новым законодательством нормативно-правовую базу школы. Разработать и зарегистрировать новый Устав школы,...
Программа школы дополнительного правового образования «Правовая школа» iconПрограмма правового просвещения для учащихся и их родителей «Азбука...
Определяя тему беседы с учащимися начальной школы, важно исходить из задач правового просвещения, образования и воспитания, которые...
Программа школы дополнительного правового образования «Правовая школа» iconИсточник: справочная правовая система юрист, 05. 11. 2007 14: 49: 29
См комментарий Государственно-правового отдела Администрации Президента Республики Казахстан
Программа школы дополнительного правового образования «Правовая школа» iconДоклад Муниципального казенного общеобразовательного учреждения «Терешковская...
Лицензия выдана инспекцией по контролю и надзору в сфере образования Воронежской области
Программа школы дополнительного правового образования «Правовая школа» iconПравовая природа и сущность современного трудового договора
Настоящий курс магистерской подготовки посвящен истории развития правового регулирования труда в России
Программа школы дополнительного правового образования «Правовая школа» iconУстав муниципального образовательного учреждения дополнительного...
Сочи принят в новой редакции, в связи с принятием Федерального Закона от 8 мая 2010 года №83 «О внесении изменений в отдельные законодательные...
Программа школы дополнительного правового образования «Правовая школа» iconПрограмма духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся...
России, Концепции умк «Перспектива», «Школа России», с учетом методических разработок издательства «Просвещение» и опыта реализации...
Программа школы дополнительного правового образования «Правовая школа» iconОбразовательная программа мбоу ильинской нош «школа россии»
Структура образовательной среды, взаимодействие школы с учреждениями дополнительного образования. 4
Программа школы дополнительного правового образования «Правовая школа» iconТематика семинарских занятий по гражданскому праву (особенная часть) для студентов заочной
Понятие, правовая природа, источники правового регулирования и виды договора купли-продажи
Программа школы дополнительного правового образования «Правовая школа» iconПрограмма развития школы
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей Заполярного района «Детская школа искусств п....
Программа школы дополнительного правового образования «Правовая школа» iconПрограмма развития школы
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей Заполярного района «Детская школа искусств п....
Программа школы дополнительного правового образования «Правовая школа» iconКачество организационно-правового обеспечения
В муниципальном казённом общеобразовательном учреждении средней общеобразовательной школе №19 сформирована нормативно-правовая база...
Программа школы дополнительного правового образования «Правовая школа» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Настоящее Положение Муниципальной бюджетной организации дополнительного образования «Лениногорская детская художественная школа имени...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск