Скачать 288.65 Kb.
|
МИНОБРНАУКИ РОССИИ Федеральное государственное автономное образовательное учреждение Высшего профессионального обучения «ЮЖНЫЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ» ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ Факультет изобразительного искусства «УТВЕРЖДАЮ»________________________ Руководитель ПИ ЮФУ, профессор В.И. Мареев Программа итоговой государственной аттестации по специальности 070901 «Живопись» Специализация «Станковая живопись» Квалификация (степень) выпускника Специалист Форма обучения очная г. Ростов-на-Дону 2011 Составитель: доцент кафедры ИЗО Г.А. Коробова Рецензенты: кандидат иск., доцент О.В. Кривцова ст. научный сотрудник РОМИИ А.А. Нарыжная Программа утверждена на заседании кафедры изобразительного искусства ФИИ ПИ ЮФУ (протокол № 7 от 19 апреля 2011 г.) Зав. кафедрой ИЗО Л.Г. Ушакова Программа утверждена ученым советом ФИИ ПИ ЮФУ (протокол № 5.от 20 апреля 2011 года) Декан факультета: А.П. Мордовин Программа согласована с УМУ ПИ ЮФУ Программа утверждена ученым советом ПИ ЮФУ (Протокол №8 от «26» апреля 2011 г.) Председатель ученого совета ПИ ЮФУ, Руководитель ПИ ЮФУ, профессор В.И. Мареев Целью итоговой государственной аттестации для выпускников по специальности 070901 «Живопись» является -определение готовности выпускника к выполнению профессионально-творческих задач на уровне требований Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по специальности 071001 «Живопись» выявление степени сформированности общекультурных, профессиональных и профессионально-специализированных компетенций. Выявление знаний по истории и теории изобразительного искусства. Определение способности студента оперировать современными методами междисциплинарного подхода к изучению истории искусства Вооружение студентов теоретическими знаниям и практическими методами ведения научно-исследовательской и самостоятельной творческой деятельности. Научно-методическое и технологическое обеспечение подготовки будущих специалистов к профессиональной деятельности в области художественного образования. 2. Место дисциплины в структуре ООП История искусства и культуры является составной частью комплекса предметов по теоретическому обучению дисциплинам национально-регионального компонента, имеет тесные интеграционные связи с предметами базовой и вариативной части профессионального цикла, таких дисциплин, как «Основы композиции», «Рисунок», «Живопись», «Композиция», «История», «Философия» и др. 3. Задачи профессиональной деятельности выпускника:Выпускник по специальности 070901 Живопись должен решать следующие профессиональные задачи в соответствии с видами профессиональной деятельности: в области художественно-творческой деятельности: наблюдение, анализ и обобщение явлений окружающей действительности и выражение их через художественные образы для последующего создания на высоком профессиональном уровне авторских художественных произведений в области изобразительного искусства (станковой, монументальной, театрально-декорационной, церковно – исторической живописи), в кино и на телевидении; создание на высоком художественном уровне авторских произведений в области изобразительного искусства и других областях профессиональной деятельности; - работа во взаимодействии с работодателями, заказчиками, соавторами, исполнителями в пространстве единых задач и единого художественного замысла в целях совместного достижения высоких качественных результатов деятельности; в области реставрационной деятельности: - выполнение особо сложных, наиболее сложных, средней сложности реставрационных и консервационных работ произведений высокой художественной и исторической ценности, а также на уникальных произведениях искусства и архитектурных объектах согласно заданию реставрационной комиссии (совета); - разработка методик исследования и проведения реставрационных работ, строгое соблюдение технико- технологического процесса, обеспечение тщательного документирования хода реставрации; - работа во взаимодействии с заказчиками, музейными работниками, соавторами и исполнителями при решении задач исследования и проведения реставрационных работ на художественном произведении или объекте в целях совместного достижения высоких качественных результатов деятельности; - руководство работой стажеров, оказание помощи научным сотрудникам, изучающим экспонаты, подлежащие реставрации; в области педагогической деятельности: - преподавание основ изобразительного искусства и смежных с ним вспомогательных дисциплин в образовательных учреждениях высшего и среднего профессионального образования, дополнительного образования, в рамках образовательных программ повышения квалификации и переподготовки; осуществлять функции современного квалифицированного педагога - наставника, на высоком научно– методическом и педагогическом уровне вести процесс обучения и воспитания личности обучающегося в области изобразительного искусства различным художественным дисциплинам и видам творчества; планировать и осуществлять учебно-воспитательный процесс, разрабатывать и внедрять инновационные (в том числе авторские) технологии обучения и воспитания для формирования у обучающихся профессиональных умений, навыков, компетенций и современных художественно-эстетических взглядов; формировать систему контроля качества образования обучающихся, опираясь на подходы и методики (в том числе авторские), в соответствии с современными требованиями развития изобразительного искусства и педагогики; соблюдать права и академические свободы обучающихся, содействовать поддержанию учебной дисциплины, уважать человеческое достоинство обучающихся, защищать честь и репутацию учебного заведения; соблюдать требования безопасности жизнедеятельности в образовательном процессе и во время прохождения производственной практики; повышать уровень профессиональной квалификации в соответствии с требованиями ООП и ФГОС ВПО; в области научно-исследовательской деятельности: проводить научные исследования и методические разработки по отдельным разделам, этапам, заданиям, темам, связанным с конкретными видами профессиональной деятельности; собирать, обрабатывать, анализировать и обобщать научную информацию, передовой отечественный и зарубежный опыт, результаты экспериментов и наблюдений, связанных с профессиональной деятельностью; вести библиографическую и исследовательскую работу с привлечением современных информационных технологий; участвовать во внедрении результатов исследований и разработок во всех видах профессиональной деятельности; представлять итоги проделанной работы в виде отчетов, рефератов, методических разработок, научных статей; в области художественно-просветительской деятельности: формировать художественно-эстетические взгляды общества через профессиональную, педагогическую, общественную и просветительскую деятельность; использовать новые научные факты, сведения, учебно-познавательную информацию в сфере изобразительного искусства, с целью распространения художественно - эстетических знаний среди населения, повышения его общеобразовательного, общенаучного и культурного уровня; проводить экскурсии, выступать с общедоступными лекциями, сообщениями, готовить выставки, экспозиции, проводить информационно-консультативные мероприятия; содействовать сохранению и развитию собственного творческого потенциала и профессионального мастерства, участвовать в мероприятиях по повышению уровня профессиональной компетентности творческого, педагогического, научного и руководящего интеллектуального кадрового корпуса России, стран ближнего и дальнего зарубежья в сфере изобразительного искусства; способствовать накоплению, сохранению и приумножению культурно-просветительских, духовно-нравственных, образовательных и интеллектуальных ценностей, созданию и продвижению высокохудожественной продукции изобразительного искусства; реализовывать совместно с профессиональным сообществом современные формы и технологии художественного образования и эстетического воспитания, стажировки и иные образовательные профессионально ориентированные (творческие, учебные, научные) программы с активным использованием социальных, психолого-педагогических и информационных технологий, радио, телевидения и иных технических средств коммуникации; содействовать формированию общемирового образовательного и культурно-просветительского пространства, вмещающего в себя все многообразие современных достижений национальной художественной практики. 3.1 Компетенции выпускника, формируемые в результате освоения данной ООП ВПО подготовки специалиста.Результаты освоения ООП определяются приобретаемыми выпускником компетенциями, т.е. его способностью применять знания, умения и личные качества в соответствии с задачами профессиональной деятельности. В результате освоения ООП по специальности 070901 Живопись выпускник должен обладать следующими общекультурными компетенциями (ОК): способностью представить современную картину мира на основе овладения целостной системой естественнонаучных, экономических, правовых, гуманитарных и культурно-исторических знаний, ориентироваться в ценностях бытия, современной общественной жизни, развитии науки, культуры и искусства (ОК-1); способностью к анализу социально-значимых процессов и явлений, к ответственному участию в общественно-политической и культурной жизни общества (ОК- 2); способностью к осуществлению художественно-просветительской и воспитательной деятельности в сфере публичной и частной жизни, владение методами пропаганды достижений в области культуры и искусства (ОК-3); способностью формировать и демонстрировать свою активную гражданскую и творческую позицию во всех видах своей деятельности, уметь профессионально, аргументировано излагать ее как в устной, так и в письменной форме (ОК- 4); способностью интегрироваться в современном обществе, иметь нацеленность на его совершенствование на принципах гуманизма и демократии (ОК-5); способностью к социальному взаимодействию на основе принятых моральных и правовых норм, демонстрируя уважение к историческому наследию и культурным традициям, толерантность к другой культуре, способность создавать в коллективе отношения сотрудничества, владение методами конструктивного разрешения конфликтных ситуаций (ОК-6); способностью свободно владеть литературной и деловой письменной и устной речью на русском языке, навыками публичной и научной речи, умением создавать и редактировать тексты профессионального назначения, владением одним из иностранных языков как средством делового общения (ОК-7); владение культурой мышления, способность к обобщению, анализу, критическому осмыслению, систематизации, прогнозированию, постановке целей и выбору путей их достижения, умение анализировать логику рассуждений и высказываний (ОК-8); способностью самостоятельно применять методы и средства познания, обучения и самоконтроля для приобретения новых знаний и умений, в том числе в новых областях, непосредственно не связанных со сферой деятельности (ОК-9); способностью самостоятельного развития профессиональных компетенций (ОК- 10); способностью владеть в письменной и устной форме методиками формирования художественно – эстетических взглядов общества в области изобразительного искусства и культуры (ОК-11); способностью самостоятельно использовать правильно обоснованные методы и средства физического воспитания и укрепления здоровья, готовностью к достижению должного уровня физической подготовленности для обеспечения полноценной социальной и профессиональной деятельности (ОК-12); способностью принимать активное участие в профессионально-общественных видах деятельности и работе творческих организаций и объединений (ОК-13). 3.2. Выпускник должен обладать следующими профессиональными компетенциями (ПК): - способностью демонстрировать свободное владение выразительными средствами изобразительного искусства (рисунок, живопись, графика), способностью проявлять креативность композиционного мышления (ПК-1); - способностью собирать, анализировать, синтезировать и интерпретировать явления и образы окружающей действительности, способностью фиксировать свои наблюдения изобразительными средствами для создания произведений искусства (ПК-2); - способностью создавать на высоком художественном уровне авторские произведения в области профессиональной деятельности (ПК-3); - способностью проявлять высокое профессиональное мастерство во всех видах творческой и исполнительской деятельности, способностью демонстрировать уверенность во владении техниками и технологиями изобразительных материалов и теоретическими знаниями, полученными в процессе обучения (ПК-4); - знанием исторических и современных технологических процессов при создании авторских произведений искусства и проведении исследовательских, экспертных и реставрационных работ в соответствующих видах деятельности (ПК-5); - способностью применять полученные знания, навыки и личный творческий опыт в профессиональной, педагогической, культурно-просветительской деятельности и воспитательно-эстетической работе в обществе (ПК-6); - способностью критически переосмысливать накопленный опыт, изменять при необходимости профиль своей профессиональной деятельности (ПК-7); - способностью к работе с научной и искусствоведческой литературой, способностью к использованию профессиональных понятий и терминологии (ПК-8); - способностью собирать, обрабатывать, анализировать и интерпретировать информацию из различных источников с использованием современных средств и технологий (ПК-9); - способностью к осмыслению процесса развития материальной культуры и изобразительного искусства в историческом контексте и в связи другими видами искусства и литературы, общим развитием гуманитарных знаний, с религиозными, философскими, эстетическими идеями конкретных исторических периодов (ПК-10); - способностью различать художественные особенности и исторические аспекты развития стилевых течений (ренессанс, классицизм, барокко, рококо, готика) в архитектуре, театре, изобразительном искусстве (ПК-11); - способностью к профессиональному анализу произведений изобразительного искусства, музыки, архитектуры, литературы, театра и кино (ПК-12); - способностью формировать собственное мировоззрение и философию эстетических взглядов на процессы, происходящих в современном обществе и искусстве на основе изучения исторических аспектов развития мировой культуры, религии, эстетики и философской мысли (ПК-13); - способностью использовать знания в области мировой и отечественной истории искусства и материальной культуры, знанием истории создания и художественных особенностей выдающихся произведений мировой и отечественной архитектуры, живописи, графики, скульптуры, процессов формирования и развития основных течений в области искусства (ПК-14); - способностью к формированию личных позиций и выражению своего отношения к поискам и течениям в современном искусстве (ПК-15); - знанием выдающихся произведений мировой и отечественной литературы, музыки, театра, кино и телевидения, способностью провести профессиональный и аргументированный анализ их художественных особенностей (ПК-16); - способностью постоянно совершенствовать знание и владение русским языком и искусством речи, способностью применять эти знания в повседневной практике и творческой деятельности (ПК-17); - способностью постоянно совершенствовать знания иностранных языков, как средства активной коммуникации в современном обществе, в том числе для возможности ознакомления с первоисточниками в области профессиональной деятельности, культуры и изобразительного искусства, для расширения сферы профессиональной и творческой деятельности (ПК-18); - способностью к работе в многонациональном коллективе, способностью работать в качестве руководителя подразделения, лидера группы сотрудников, формировать цели команды, принимать решения в ситуациях риска, учитывать цену ошибки, вести обучение и оказывать профессиональную помощь сотрудникам (ПК-19); - способностью на научной основе организовать свой труд, самостоятельно оценить результаты своей деятельности, способностью к проведению самостоятельной творческой, методической и научно-исследовательской работы (ПК-20); - владением основными методами, способами и средствами получения, хранения, переработки информации, навыками работы с компьютером, как средством накопления и управления информацией (ПК-21). Выпускник должен обладать следующими профессионально-специализированными компетенциями (ПСК): Выпускник по специализациям № 1 «Художник-живописец» (станковая живопись)», № 2 «Художник-живописец (монументальная живопись)», № 3 «Художник-живописец (театрально-декорационная живопись)», № 4 «Художник-живописец (церковно-историческая живопись)» в процессе освоения ООП на базе приобретенных знаний и навыков должен обладать следующими компетенциями: в области художественно-творческой деятельности: - свободным владением техниками и технологиями изобразительного искусства в области живописи и рисунка; техниками и технологиями изобразительного искусства в области станковой, монументальной, театрально-декорационной, церковно-исторической живописи (ПСК-1); - способностью к созданию на высоком профессиональном уровне авторских произведений в области изобразительного искусства – станковой, монументальной, театрально-декорационной (проекта художественного решения оформления спектакля), церковно-исторической живописи, используя чувственно-художественное восприятие окружающей действительности, образное мышление и умение выражать свой творческий замысел средствами изобразительного искусства (ПСК-2); - способностью наблюдать, анализировать и обобщать явления окружающей действительности через художественные образы для последующего создания художественного произведения в области изобразительного искусства – станковой, монументальной, театрально-декорационной, церковно-исторической живописи (ПСК-3); - способностью профессионально применять художественные материалы, техники и технологии, применяемые в творческом процессе художника-живописца в области станковой, монументальной, театрально-декорационной, церковно-исторической живописи (ПСК-4); - способностью применять в своей творческой работе полученные теоретические знания в области перспективы, анатомии, теории и истории искусств и мировой материальной культуры (ПСК-5) - способностью использовать в творческой практике знания основных произведений мировой и отечественной драматургии, особенностей развития русского и мирового театрально-декорационного искусства, знания истории театрального искусства, истории костюма, мировой культуры и быта, различных стилей театрально-декорационной живописи, знания особенностей исторического развития стилевых течений (ренессанс, классицизм, барокко, рококо, готика) в архитектуре, искусстве, театре (ПСК-6); - способностью демонстрировать владение техникой и технологией монументального и (или) сценического макетирования (ПСК-7) - способностью использовать в творческой практике знание основных принципов светового оформления спектакля (ПСК-8); - способностью использовать в творческой практике знание основных памятников церковной архитектуры и церковной росписи, как мирового, так и национального значения, особенностей древнерусской церковной архитектуры и живописи, знание библейской истории и иконографии, истории орнамента и шрифта (ПСК-9); - способностью использовать на практике знание стилей монументальной росписи, принципов взаимодействия архитектурного пространства и монументальной живописи; способностью к созданию единого композиционного ансамбля в архитектурном пространстве средствами монументальной живописи (ПСК-10); - способностью пользоваться архивными материалами и другими источниками при изучении и копировании произведений станковой, церковно-исторической и монументальной живописи (ПСК-11); - способностью выполнять художественные произведения в различных видах и техниках монументального искусства (мозаика, сграффито, фреска, витраж) (ПСК-12); - способностью использовать различные технические приемы и технологии церковно-исторической живописи и иконописи, методы выполнения монументальной росписи на различных архитектурных поверхностях, методики и технологии подготовки архитектурных поверхностей к росписи (ПСК-13); - способностью демонстрировать лидерские качества, работать в творческом коллективе с другими соавторами и исполнителями в пределах единого художественного замысла в целях совместного достижения высоких качественных результатов деятельности в области изобразительного искусства – станковой, монументальной, театрально-декорационной, церковно-исторической живописи (ПСК-14); - способностью использовать архивные материалы и другие источники в творческом процессе художника - живописца (ПСК-15); - способностью формулировать изобразительно, устно или письменно свой творческий замысел, аргументировано изложить идею авторского произведения и процесс его создания (ПСК-16); - техникой безопасности при работе с художественными материалами, на строительных лесах, сценической площадке и в съемочных павильонах (ПСК-17); в области педагогической деятельности: - способностью преподавать основы изобразительного искусства (рисунок, живопись, композиция) и смежные с ними вспомогательные дисциплины в области станковой, монументальной, театрально-декорационной, церковно-исторической живописи в образовательных учреждениях высшего, среднего профессионального и дополнительного образования, а также в рамках образовательных программ повышения квалификации и переподготовки специалистов данного направления (ПСК-18); - способностью осуществлять процесс обучения теоретическим и (или) практическим дисциплинам в области изобразительного искусства – станковой, монументальной, театрально-декорационной, церковно-исторической живописи используя психолого-педагогические и методические основы научной теории и художественной практики (ПСК-19); - способность использовать традиционные и инновационные подходы к процессу профессионального обучения и воспитания личности в области изобразительного искусства – станковой, монументальной, театрально-декорационной, церковно-исторической живописи (ПСК-20); - способностью в доступной и доходчивой форме донести до обучающихся пластическую задачу, поставленную перед ними в учебном или творческом задании, умением на практике показать и исправить их ошибки (ПСК-21); - способностью обучить учащихся практическому владению техниками, технологиями и материалами станковой, монументальной, театрально-декорационной живописи и иконописи (ПСК-22); - способностью разрабатывать образовательные программы в области изобразительного искусства (станковой, монументальной, театрально-декорационной, церковно-исторической живописи) и смежных с ним вспомогательных дисциплин, нести ответственность за их реализацию в соответствии с учебным планом и графиком учебного процесса, формировать систему контроля качества образования, развивать у обучающихся потребность творческого отношения к процессу обучения (ПСК-23); - способностью создавать необходимые условия для личностного, духовно-нравственного, художественно - эстетического и профессионального развития обучающихся, готовя их к осознанному выбору и выполнению определённых ролей и функций в обществе (ПСК-24); - способностью использовать полученные в процессе обучения знания и навыки для формирования у учащихся широкого кругозора и интереса к изучению отечественной культуры и искусства (ПСК-23); в области художественно-просветительской деятельности: - способностью владеть в письменной и устной форме методиками формирования художественно-эстетических взглядов общества в области культуры и изобразительного искусства (станковой, монументальной, театрально-декорационной, церковно-исторической живописи) (ПСК-24); - способностью использовать приобретенные знания для популяризации изобразительного искусства (станковой, монументальной, театрально-декорационной, церковно-исторической живописи) и других видов художественного творчества - проводить экскурсии, выступать с лекциями, сообщениями, формировать выставки, экспозиции (ПСК-25); - способностью дать профессиональную консультацию, провести художественно-эстетический анализ, оценку художественного произведения и явлений в современном изобразительном искусстве и художественном творчестве (ПСК-26); - способностью взаимодействовать с многонациональным академическим профессиональным сообществом, в интересах освещения фундаментальных и прикладных исследований в сфере изобразительного искусства – станковой, монументальной, театрально-декорационной, церковно-исторической живописи (ПСК-27); - способностью через работу в творческих союзах и объединениях влиять на формирование эстетических взглядов и развитие профессиональных навыков у молодого поколения художников – живописцев (ПСК-28). В результате освоения дисциплины обучающийся должен: Знать: - природу и содержание искусства - основные методы и концепции современного искусствознания - периодизацию и особенности каждого периода - историю сложения и развития художественных школ и стилей - основные ансамбли и произведения живописи, скульптуры и архитектуры - основы художественного языка - крупнейшие музеи мира - осознавать социальную значимость своей будущей профессии, обладать мотивацией к осуществлению профессиональной деятельности. Уметь: - убедительно оперировать своими теоретическими знаниями ; - раскрыть смысл и содержание произведения искусства, используя современные научные методы - раскрыть проблемность осмысления каждого периода истории искусства - использовать анализ изобразительных средств для определения стиля, времени, школы Владеть: - основами речевой профессиональной культуры; - системой знаний о закономерностях развития искусства; - владеет методами комплексного, системного анализа произведений искусств, явлений художественной жизни и современных художественных процессов; - навыками письменных работ по истории искусства, рефератов, курсовых и дипломных работ, а также навыками устных выступлений- бесед, лекций, докладов; - культурой мышления, способностью к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей её достижения; - теоретическими основами и практическими навыками развития художественно-творческих способностей в области изобразительного искусства; - инструментарием, методами, приемами и практическими навыками работы в изобразительном искусстве.
Итоговая государственная аттестация на степень специалиста включает государственный экзамен по дисциплине «История изобразительного искусства и культуры» . 5. Общая трудоемкость ИГА по дисциплине «История изобразительного искусства и культуры» составляет 3 зачетных единицы , 108 часов.
|
Программа итоговой государственной аттестации по специальности 030501 «юриспруденция» Общая характеристика итоговой государственной аттестации выпускников и видыаттестационных испытаний 3 | Программа итогового государственного экзамена по специальности «Реклама»... Мжд/СП, Положением об итоговой государственной аттестации выпускников высших учебных заведений, утвержденным Министерством образования... | ||
Программа государственной итоговой аттестации по специальности 060205.... Программа составлена с учетом квалификационной характеристики гигиениста профилактического, федерального государственного образовательного... | Программа итоговой государственной аттестации по направлению: 070100.... Положением «Об итоговой государственной аттестации выпускников пгпу», Положением «О выпускной квалификационной работе пгпу», учебным... | ||
Программа итогового государственного экзамена по теории и практике... Мжд/СП, Положением об итоговой государственной аттестации выпускников высших учебных заведений, утвержденным Министерством образования... | Программа итоговой государственной аттестации по специальности 080201.... Российской Федерации, утвержденным Постановлением Госкомвуза России от 27. 12. 1995 №10 и письмом Минобразования России «О рекомендациях... | ||
Мифы корпоративной культуры Мжд/СП, Положением об итоговой государственной аттестации выпускников высших учебных заведений, утвержденным Министерством образования... | Тема: Берлин столица Германии Мжд/СП, Положением об итоговой государственной аттестации выпускников высших учебных заведений, утвержденным Министерством образования... | ||
Министерство экономического развития и торговли Российской Федерации Мжд/СП, Положением об итоговой государственной аттестации выпускников высших учебных заведений, утвержденным Министерством образования... | Программа итоговой государственной аттестации выпускников по специальности... России 10. 03. 2000 г. (регистрационный №134 мед/СП) и типовых ситуационных задач для итоговой государственной аттестации выпускников... | ||
Аннотация дисциплины «Социологические проблемы изучения общественного мнения» Мжд/СП, Положением об итоговой государственной аттестации выпускников высших учебных заведений, утвержденным Министерством образования... | Программа итоговой государственной аттестации выпускников по специальности... Вопросы для государственной аттестации по психологии и педагогике с методикой обучения иностранному языку | ||
Порядок проведения государственной аттестации в 9х классах Ответы на вопросы о порядке проведения государственной (итоговой) аттестации, единого государственного экзамена, новой формы государственной... | Дипломная работа как компонент итоговой аттестации. Организация и... Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования | ||
Программа итоговой государственной аттестации выпускников гбоу спо... Программа итоговой государственной аттестации выпускников по профессии «Слесарь по ремонту автомобилей» разработана на основании... | Приказ №55- а, 20 марта 2006 г. Положение о государственной (итоговой)... Организация и порядок проведения государственной (итоговой) аттестации выпускников IX |