Конспект урока по теме «Построение и преобразование графиков квадратичной функции вида g(x) = a(x – m)2 + n»
(МАТЕМАТИКА, 9 КЛАСС)
УМК:
Авторская программа Бурмистровой Т. А. для общеобразовательных учреждений, (М., «Просвещение», 2009)
Учебник « Алгебра. 9 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений / [Ю.Н.Макарычев, Н.Г.Миндюк, К.И.Нешков,С.Б.Суворова] под редакцией С.А.Теляковского,; . – 16 изд. – М.: Просвещение, 2009. – 271с.
Алгебра 9 класс.. Подготовка к государственной итоговой аттестации – 2010 / под ред. Ф.Ф.Лысенко,С.Ю.Кулабухова – Ростов-на-Дону: ООО «Легион-М», 2009.-256 с.(«Государственная итоговая аттестация»)
Алгебра: сб. заданий для полготовки к итоговой аттестации в 9 кл./ [Л.В.Кузнецова,С.Б.Суворова,Е.А.Бунимович и др.].-2-е изд.-М.: Просвящение, 2010.-191с.:ил.-(Итоговая аттестация).
ГИА-2010: Экзамен в новой форме: Алгебра: 9-й кл.: Тренировочные варианты экзаменационных работ для проведения государственной итоговой аттестации в новой форме/ авт.-сост. Л.В.Кузнецова, С.Б. Суворова, Е.Б.Бунимович и др.-М.:АСТ:Астрель, 2010.-61,[3] – (Федеральный институт педагогических измерений)
Алгебра. Дидактические материалы. 9 класс/ Ю.Н.Макарычев, Н.Г.Миндюк, Л.Б.Крайнева.-15-е изд.-М.: Просвящение, 2010.-96 с.
Математика. 9 класс. Государственная итоговая аттестация (по новой форме). Типовые тестовые задания/ С.С. Минаева,Т.В. Колесникова.-М.: Издательство «Экзамен», 2008.-62,[2].
Сборник тестовых заданий для тематического и обобщающего контроля: Алгебра, 9 класс (к учебнику по алгебре Ю.Н.Макарычева, Н.Г.Миндюк, и др.)./ Крайнева.Л.Б., под редакцией Татура А.О.-М.: « Интеллект-Центр», 2008-128с.
Тесты по алгебре: 9 класс: к учебнику по алгебре Ю.Н.Макарычева и др. «Алгебра. 9 класс»/ ЮА.Глазков, И.К.Варшавский, М.Я.Гаишвили.-2-е изд., перераб. и доп.-М.: Издательство «Экзамен», 2011.-142,[2] с.(Серия «Учебно-методический комплект»)
Алгебра: 9 класс: Тестовые задания к основным учебникам: Рабочая тетрадь/ В.В.Кочагин,М.Н.Кочагина.-М.: Эксмо,2009.-96с.-(АВС.Все уровни ЕГЭ).
Тематическое планирование (Федеральный компонент), рассмотренное на МО учителей математики, утвержденное директором лицея
Цель урока:
- выяснить способы построения графиков квадратичной функции вида g(x) = a(x – m)2 + n
Задачи урока:
Образовательные:
-Экспериментальным путём (с использованием ЭВМ) получить алгоритмы построения графиков функции видов g(x) = a(x – m)2 + n если известен график функции f(x) = ax2
-научиться применять полученные алгоритмы к построению графиков функций без использования ЭВМ; закрепление умений работать с операционной системой Windows, работа с электронными таблицами
-наглядно продемонстрировать учащимся возможность использования электронных таблиц для самоконтроля, изучения свойств функций, построение графиков неизвестных функций
- создать условия для эксперимента
Развивающие:
-развитие мыслительных операций посредством наблюдений, сравнений, сопоставлений, обобщений, конкретизаций, сознательного восприятия учебного материала;
-развитие зрительной памяти, речи учащихся, потребности к самообразованию, развитие интереса к изучаемым предметам, способствовать развитию творческой деятельности учащихся;
Воспитательные:
-воспитание познавательной активности, чувства ответственности, уважения друг к другу, взаимопонимания, взаимоподдержки, уверенности в себе, воспитание культуры речи, воспитание аккуратности при построении графиков функций.
План урока
№ этапа
| Этап урока
| Время
| 1
| Организационный момент
| 1 мин
| 2
| Актуализация знаний, устная работа, заполнение 1 и 2 таблицы оценочного листа
| 5 мин
| 3
| Фронтальный опрос для проверки уровня подготовки учащихся к усвоению нового материала
| 4 мин
| 4
| Формулирование проблемы
| 2 мин
| 5
| Определение цели, задач и темы урока
| 1 мин
| 6
| Высказывание гипотез
| 2 мин
| 7
| Организация эксперимента для подтверждения гипотезы. Заполнение таблицы, формулирование алгоритма построения графиков функций данной модели. Оформление полученных сведений, заполнение 3 таблицы оценочного листа
| 10 мин
| 8
| Отчеты групп о проведенном исследовании, заполнение 3 таблицы оценочного листа
| 5 мин
| 9
| Использование полученного алгоритма при построении графиков функций без использования табличного процессора Excel
| 5 мин
| 10
| Закрепление полученного результата посредством применения, выполнение теста, заполнение 4 таблицы оценочного листа.
| 4 мин
| 11
| Итог урока
| 3 мин
| 12
| Домашнее задание
| 3 мин
|
Конспект хода урока
Этапы урока, № слайда
| Деятельность учителя
| Деятельность ученика
| Организационный этап
Слайд 1
| Приветствие, психологическая подготовка учащихся к уроку: «Здравствуйте ребята, садитесь. Итак, начинаем нашу работу, которую вы будете отслеживать на каждом этапе урока, проставляя в оценочном листе баллы за выполненные вами задания, воспользовавшись критериями оценивания, каждый в конце урока выставит себе оценку. Ваша цель внимательно слушать, наблюдать, анализировать, выделять главное.
Эпиграфом нашего урока будут слова И. Гете “Настоящий ученик умеет выводить известное из неизвестного и этим приближаться к учителю”.
| Приветствуют учителя, психологически готовятся к уроку, слушают.
| Актуализация знаний, устная работа
Слайд 2
| Предлагает ответить на вопросы: «Внимание на экран, графики каких функций вы видите?
То есть речь сегодня на уроке пойдёт о квадратичной функции и её графике».
| Отвечают. «Графики квадратичных функций».
| Актуализация знаний, устная работа
Слайд 3
| Предлагает актуализировать имеющиеся по теме знания, используя задания 1: « Укажите графики квадратичной функции, заполните 1 таблицу оценочного листа».
| Смотрят на экран,
выполняют задания 1, заполняют 1 таблицу оценочного листа.
| Актуализация знаний, устная работа
Слайд 4
| Задание 2: «Укажите знак коэффициента а, заполните 2 таблицу оценочного листа».
| Смотрят на экран, выполняют задания 2, заполняют 2 таблицу оценочного листа.
| Фронтальный опрос
| Задаёт вопросы: «Что надо знать, чтобы построить график квадратичной функции, заданной формулой вида f(x) = ax2 ».
| Ученики участвуют в беседе, отвечая на вопросы, слушают ответы товарищей. Предполагаемые ответы: « Область определения, направление ветвей параболы, координаты точек параболы и т.д.»
| Фронтальный опрос
Слайд 5
| Из всего выше сказанного я могу сделать вывод, что вы можете построить график квадратичной функции вида: f(x) = ax2 по контрольным точкам, руководствуясь алгоритмом, который вы видите на экране.
|
Слушают, смотрят на экран.
| Формулирование проблемы
Слайд 6
| Задаёт вопросы: « А сейчас посмотрите на экран, являются ли данные функции квадратичными? Совершенно верно это квадратичные функции.
Если мнения разделились, то попросить учащихся, ответивших на вопрос положительно аргументировать своё предположение».
| Отвечают, слушают ответы товарищей. Предполагаемые ответы: « Я думаю, что не являются. Да являются».
| Какой формулой общего вида вы можете их задать?
| Отвечают:«Формулой вида g(x) = a(x – m)2 + n)».
| Можете ли вы построить графики данных квадратичных функций, имеющих данный вид, ваши предположения?
| Предполагаемые ответы:
«Нет, не можем. А можем быть можно построить график также по контрольным точкам?»
| Определение цели урока
Слайд 7
| Формулирует цель урока: «Из ваших предположений я поняла, что цель сегодняшнего урока: выяснить способы построения графиков квадратичной функции вида g(x) = a(x – m)2 + n
| Учащиеся слушают, следят за демонстрациями через проектор на экране.
|
Определение задач урока
Слайд 8
| Формулирует задачи урока: «Чтобы реализовать эту цель в процессе исследования мы должны выполнить ряд задач. Они перед вами.
-закрепить умение работать с электронными таблицами;
-экспериментальным путём (с использованием электронных таблиц) получить алгоритмы построения графиков функций данного вида;
-научиться применять полученные алгоритмы к построению графиков функций без использования электронных таблиц».
| Учащиеся слушают, следят за демонстрациями через проектор на экране.
| Определение темы урока
Слайд 9
| Формулирует тему урока: « В связи с целью и задачами, определилась тема нашего урока:
« Построения графиков квадратичной функции вида g(x) = a(x – m)2 + n », откройте тетрадь, запишите число и тему урока».
| Слушают, записывают в тетради число, классная работа и тему урока.
| Задаёт вопросы: «Как вы считаете способ построения графиков квадратичной функции вида g(x) = a(x – m)2 + n по контрольным точкам единственный?»
| Ученики участвуют в беседе, отвечая на вопросы, слушают ответы товарищей Предполагаемые ответы: « Да единственный. Нет, существуют другие способы».
| Высказывание гипотез
Слайд 10
| Высказывает гипотезы: «Ваши мнения разделились и у нас появились гипотезы:
1) Способ построения графиков функций вида g(x) = a(x – m)2 + n по контрольным точкам единственный.
2) Способ построения графиков функций вида g(x) = a(x – m)2 + n по контрольным точкам неединственный, существует другой способ построения отличный от данного».
| Слушают, смотрят на экран
| Организация эксперимента для подтверждения гипотезы. Заполнение таблицы, формулирование алгоритма
Слайд 11
| Предлагает составить алгоритм и выполнить эксперимент: «Ответить на этот вопрос мы должны экспериментальным путем (с использованием электронных таблиц) и получить алгоритм для построения графиков квадратичных функций подобных видов. Каждый из вас побывает сегодня в роли исследователя, работая в группе с коллегами. Групп у нас 5, займите своё место в одной из них. Согласно номеру. Перед вами карточка с заданием, вам необходимо построить графики предложенных квадратичных функций с помощью электронных таблиц Excel, пронаблюдать за последовательностью построения графиков и попробовать сформулировать алгоритм построения графиков функций данной модели, занеся свои результаты в таблицу.
| Работают в группах за компьютерами, строят графики 2 предложенных квадратичных функций с помощью электронных таблиц Excel, наблюдают за последовательностью построения графиков и формулируют алгоритм построения графиков функций данной модели, заносят свои результаты в таблицу на карточке, см. Приложение 1.
| Итак, вы выполнили построение графиков предложенных вам функций, сделали соответствующие выводы, заполнили предложенные вам таблицы и составили алгоритм построения графика g(x) = a(x – m)2 + n. Озвучьте те выводы, которые у вас получились».
| Отчёты групп
Слайд 12
| Предоставляет слово представителю 1 группы.
| Учащиеся отвечают, озвучивают свои выводы: «В ходе проведения эксперимента мы увидели, что график функции g(x) = -2x 2 + 5 получен из графика функции f(x) =-2x2 путём параллельного переноса вдоль оси ординат на 5 единичных отрезков вверх, так как 5>0».
| Отчёты групп
Слайд 13
| Предоставляет слово представителю 2 группы.
| Учащиеся отвечают, озвучивают свои выводы: «В ходе проведения эксперимента мы увидели, что график функции g(x) = x 2 -6 получен из графика функции f(x) =x2 путём параллельного переноса вдоль оси ординат на 6 единичных отрезков вниз, так как -6<0
| Отчёты групп
Слайд 14
| Предоставляет слово представителю 3 группы.
| При проведении эксперимента мы увидели, что график функции g(x) = 3(x+7) 2 получен из графика функции f(x) =3x2 путём параллельного переноса вдоль оси абсцисс на 7 единичных отрезков влево, так как -7<0».
| Отчёты групп
Слайд 15
| Предоставляет слово представителю 4 группы.
| Учащиеся отвечают, озвучивают свои выводы: «При проведении эксперимента мы увидели, что график функции g(x) = -0,5(x-3) 2 получен из графика функции f(x) =-0,5x2 путём параллельного переноса вдоль оси абсцисс на 3 единичных отрезка вправо, так как 3>0».
| Отчёты групп
Слайд 16
| Предоставляет слово представителю 5 группы.
| Учащиеся отвечают, озвучивают свои выводы: « При проведении эксперимента мы увидели, что график функции g(x) = (x-4) 2 +7 получен из графика функции f(x) =x2 путём параллельного переноса вдоль оси абсцисс на 4 единичных отрезка вправо, так как 4>0 и на 7 единичных отрезков вверх так как 7>0»
| Отчёты групп, озвучивание алгоритма
Слайд 17
| Предлагает учащимся сформулировать алгоритм: «Озвучьте алгоритм построения графика функции g(x) = a(x – m)2 +n путём преобразование графика квадратичной функции f(x) = ax2»
| Ученики участвуют в беседе, формулируя алгоритм, слушают ответы товарищей. Предполагаемые ответы: « -Построить график функции f(x)=|a|x2. Осуществить сдвиг графика вдоль оси OX на |m| единиц масштаба влево, если m>0, и вправо, если m<0. Осуществить сдвиг полученного графика вдоль оси OY на |n| единиц масштаба вверх, если n>0,и вниз, если n<0».
| Использование полученного алгоритма при построении графиков функций без использования табличного процессора Excel
| Задаёт вопросы: «Как же можно построить график функции вида g(x) = a(x – m)2 + n?»
Предлагает построить графики с помощью шаблонов в тетради:
«Выполните построения графиков в тетради с помощью шаблона, руководствуясь алгоритмом».
| Отвечают. Предполагаемые ответы: « С помощью данного алгоритма мы можем построить график функции вида g(x) = a(x – m)2 + n , путём преобразования графика функции f(x) = ax2 используя шаблоны». Выполняют построение графиков в тетради.
| Проходит и проверяет правильность выполнения задания.
«Все молодцы, графики построили верно, поэтому в таблице 3 оценочного листа поставьте себе 1 балл».
| Заполняют 3 таблицу оценочного листа.
| Закрепление полученного результата посредством применения, выполнение теста Слайд 14
| Выдаёт тесты, предлагает его выполнить: « Сейчас вам предстоит выполнить небольшой тест, результаты которого покажут, насколько вы усвоили материал сегодняшнего урока и определят задачи следующих уроков. Определите, какая графическая модель, соответствует каждой из данных функций. Буквы, обозначающие графики, запишите рядом с формулами».
Тест см. Приложение 2.
| Выполняют тест.
| Слайд 15
| Проверяет правильность выполнения теста: «Если вы всё сделали правильно, то у вас получилась фамилия советского математика Сергея Львовича Соболева,- основателя института математики Сибирского Отделения Российской Академии Наук, именно он дал строгое определение функции и посвятил свои труды функциональному анализу.
| Заполняют 4 таблицу оценочного листа, проверяя правильность выполнения теста.подсчитывают количество заработанных за урок баллов и выставляют себе оценку.
| Итог урока
Слайд 16
| Предлагает учащимся выставить себе оценку за урок, задаёт вопросы: «Итак, вы заполнили оценочные листы и выставили себе оценку, подведём итог урока. Вернёмся к нашим гипотезам, какая из них нашла подтверждение сегодня на уроке?»
| Подсчитывают количество заработанных за урок баллов и выставляют себе оценку. Отвечают. Предполагаемые ответы: «Подтвердилась вторая гипотеза: Способ построения графиков функций вида g(x) = a(x – m)2 + n по контрольным точкам неединственный, существует другой способ построения отличный от данного. И этот способ более рациональный».
| Слайд 17
| Задаёт вопросы: «Реализовали ли мы задачи, поставленные перед собой в начале урока».
| Отвечают. Предполагаемые ответы: « Да реализовали полностью».
| Слайд 18
| Задаёт вопросы: « Достигли ли мы цели урока».
Предлагает оценить свою работу на уроке:
«Оцените свою работу на уроке, в оценочном листе обведите пиктограмму.
Усвоил материал и могу применить -
Усвоил материал частично, но справлюсь самостоятельно -
Материал не усвоен, требуется помощь учителя - .Приложение 4».
| Отвечают. Предполагаемые ответы. Да достигли.
Обводят в оценочном листе пиктограмму.
| Домашнее задание
Слайд 19
| Сообщает разноуровневое домашнее задание: «Полученные знания вы будете применять дома, выполняя домашнее задание». См. Приложение 3.
| Получают карточки с домашним заданием.
| Презентация приложение 5. |