Методические рекомендации по формированию коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников





Скачать 443.85 Kb.
НазваниеМетодические рекомендации по формированию коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников
страница1/4
Дата публикации29.09.2013
Размер443.85 Kb.
ТипМетодические рекомендации
100-bal.ru > Право > Методические рекомендации
  1   2   3   4


оготип колледжа

Министерство науки и образования Красноярского края КГБОУ СПО «Красноярский педагогический колледж №1 им. М. Горького»

Методические рекомендации по формированию коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников

Методические рекомендации разработаны для учителей 1 классов.

Красноярск

2013г.

Методические рекомендации составлены в соответствии с требованиями федерального

государственного образовательного стандарта начального общего образования.

« » 2013г.

Методические рекомендации по формированию коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников / Баева М.В., Фрицлер Н.А. - КГБОУ СПО

«Красноярский педагогический колледж № 1 им. М. Горького», 2013. – 36 с.

Составитель: Баева М. (студентка 3 курса отделения

«Преподавание в начальных классах»),

Фрицлер Н.А. (преподаватель психологии).

Эксперт:

Аннотация

Сборник методических рекомендаций к практическим занятиям по развитию коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников в урочное и внеурочное время. Методические рекомендации состоят из 2 частей и содержит разработки 5 конспектов уроков по разным предметам и конспекты 5 занятий, направленных на развитие коммуникативных универсальных учебных действий первоклассников.

Содержание

  1. Введение 4

Часть 1

Формирование коммуникативных универсальных учебных действий первоклассников в урочное время.

  1. План - конспект урока окружающего мира «Строение яйца» 5

  2. План - конспект урока письма «Строчные буквы е - э. работа

с предложением» 9

  1. План - конспект урока обучения грамоте «Обозначение

гласных звуков буквами после букв Ж и Ш. Орфограмма жи-ши» 13

  1. План - конспект урока математики «Сравнение чисел

на числовой прямой. Работа с линейкой» 16

  1. План - конспект урока обучения грамоте «Обозначение звука [й `]

c помощью букв е, ё, ю, я.» 21

Часть 2

Формирование коммуникативных универсальных учебных действий первоклассников во внеурочное время.

  1. Занятия с младшими школьниками 26

Занятие №1 26

Занятие №2 27

Занятие №3 28

Занятие №4 29

Занятие №5 30

  1. Игры, направленные на установление контакта между первоклассниками. 31

  2. Заключение 32

  3. Список использованной литературы 33

  4. Приложения 34


Введение

Требования нового федерального государственного стандарта начального общего образования указывают на важность формирования у учащихся младшего школьного возраста коммуникативных универсальных учебных действий.

Как определяет А.Г. Асмолов коммуникативные универсальные учебные действия – это действия, обеспечивающие социальную компетентность и учет позиции других людей, партнера по общению или деятельности, умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.

Школьная жизнь ребенка начинается с периода адаптации и уже в это время у многих первоклассников наблюдаются проблемы, связанные с затруднениями при построении взаимодействия с одноклассниками, учителем, учащимися школы. Прежде всего, это трудности в построении диалогичной речи, принятии позиции партнера по общению, общение «вне игры». Это происходит из - за того, что не все дети дошкольного возраста посещают детские сады. В связи с этим наблюдается разный уровень социально - личностной готовности дошкольников к школьному обучению. Данные факты говорят о том, что дети, пришедшие в 1 класс с низким уровнем социально - личностной готовности испытывают особые трудности в построении коммуникации и овладении коммуникативными умениями.

Учащиеся младшего школьного возраста не всегда способны выражать свои мысли, ощущения, чувства и т.д. Это может стать проблемой в установлении контакта со взрослыми и сверстниками. Но, несмотря на это младший школьный возраст является сензитивным для овладения учащимися коммуникативными умениями.

Почему же важно формирование коммуникативных умений у детей младшего школьного возраста?

Прежде всего, коммуникативные умения влияют на успешность младших школьников в учебной деятельности.

Например, если ученик не точно и полно выражает свои мысли, то его ответ будет не достаточно полным и четким, первоклассник не сможет раскрыть весь смысл своего ответа.

Также коммуникативные умения влияют на процесс взаимодействия младших школьников в группе учащихся. Если ребенок легко находит общий язык со сверстниками, то он будет чувствовать себя комфортно и уверенно, взаимодействуя в группе.

Данная методическая разработка для учителей 1 классов. Материалы методической разработки могут быть использованы учителями в качестве дополнительного материала к проведению уроков и внеурочных занятий с младшими школьниками.

В структуре методической разработки две части: первая часть включает в себя 5 конспектов уроков по разным предметам, вторая часть включает в себя 5 внеурочных занятий, которые рекомендуется проводить в системе и в соответствии с возрастными особенностями учащихся 1 класса. Занятия рассчитаны на 20-30 минут. Каждое занятие включает по 3- 4 игры, направленные на установление контакта между учащимися и формированию у них коммуникативных универсальных учебных действий.


План - конспект урока окружающего мира в 1 классе

УМК: система развивающего обучения Д.Б. Эльконина, В.В. Давыдова.

Тема урока: «Строение яйца».

Цель урока: познакомить учащихся со строением яйца и развитием зародыша в яйце.

Планируемые результаты:

Предметные: учащиеся знают основные этапы развития птицы; учащиеся умеют описывать птичьи яйца по признакам; учащиеся знают строение яйца и его основные особенности (прочность, наличие пор).

Метапредметные:

  • познавательные: учащиеся самостоятельно выделяют и формулируют цель на урок; учащиеся анализируют задания.

  • регулятивные: учащиеся контролируют свою деятельность; учащиеся оценивают свою деятельность.

  • коммуникативные: учащиеся задают вопросы; учащиеся с достаточной полнотой и точностью строят речевое высказывание в устной форме; учащиеся договариваются о распределении работы и ролей в группе; учащиеся прислушиваются к мнению товарища.

Оборудование: компьютер, проектор, колонки, видеофильм, раздаточный материал (карточки), яичная скорлупа, лупа, рабочая тетрадь.

Ход урока:

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Эмоциональная рефлексия

На ваших партах лежат конверты с карточками. Достаньте карточки и поднимите вверх ту карточку, которая могла бы охарактеризовать ваше настроение на данный момент.

Почему ты подняла именно эту карточку?

Поднимают нужную карточку.

Ответы 3 - 4 учеников.

Актуализация знаний.

Что вы уже знаете о яйцах?

Что еще хотели бы узнать о яйцах?

Ответы учащихся фиксируются на доске в виде таблицы.

В яйце развивается зародыш.

Как развивается зародыш в яйце?

Строение яйца.


Ситуация успеха

Раздает карточки (приложение 1). Посмотрите и подумайте, какое может быть задание?

Верно. 2 минуты на выполнение этого задания.

Посмотрите на доску и сравните свои ответы с ответом на слайде (1 - г, 2 - б, 3 - д, 4 - в, 5 - е, 6 - а).исправьте ошибки, если они есть.

Начертите шкалу оценивания и оцените на ней правильность выполнения задания. Если вы не допустили ни одной ошибки, то поставьте звездочку вверху шкалы, если допустили 1 - 2 ошибки, то поставьте звездочку на середине шкалы, если 3 и больше, то внизу шкалы.

Встаньте те, кто оценил себя вверху шкалы.

Поднимите руку те те, кто оценил себя на середине шкалы.

Соотнести яйцо с птицей.

1 - в, 2 - г, 3 - а, 4 - б.

Сравнивают ответы. Если допущены ошибки - исправляют.

Оценивают себя на шкалах.

ПУЗ


Давайте рассмотрим, из чего еще состоит яйцо (картинка - строение яйца приложение 2)

Показывает и рассказывает, из чего состоит яйцо. Посмотрите внимательно на картинку и скажите, сколько оболочек есть у яйца?

Назовите их.

Подумайте, какие функции выполняют эти оболочки.

Итак, какую функцию выполняет подскорлуплвая оболочка?

Какую функцию выполняет желточная оболочка?

Какую функцию выполняет белковая оболочка?

Прежде чем мы начнем работу, давайте вспомним, что мы обычно оцениваем, работая в группе. Какие критерии работы в группе мы выделяли? (фиксирует на доске в виде шкал)

Итак, что вы видите на партах?

Возьмите в руку яичную скорлупу и попробуйте ее сломать.

Поднимите руку те, кто смог сломать скорлупу.

Все смогли сломать скорлупу, но все вам приходилось прилагать некоторые усилия, чтобы сделать это. Сейчас мы с вами проведем небольшой опыт.

На стол для опытов кладет яичную скорлупу и кладет на нее несколько учебников.

О каком свойстве скорлупы можно сказать?

Почему скорлупа обладает этим свойством?

Верно.

Подумайте и скажите, какой фактор необходим для благополучного развития зародыша в яйце?

Возьмите лупы и скорлупу. Рассмотрите скорлупу под лупой. Что увидели?

Как они располагаются? Они находятся в одном месте или на всей скорлупе?

Кто - нибудь знает, как правильно называются эти «дырочки»?

Для чего нужны поры?

Возьмите половинки яиц и найдите воздушную камеру. Для чего она нужна?

Назовите 2 основных факторов, необходимых для развития зародыша в яйце.

Физическая минутка.

Зачем птицы несут яйца?

Сейчас мы с вами посмотрим небольшой фильм. Ваша задача: выделить основные этапы развития зародыша в яйце.

Просмотр фильма.

Во время фильма учитель делает комментарии: перед нами куриное яйцо. Мы видим, как оплодотворенная яйцеклетка разделяется и превращается в эмбрион. Посмотрите, как развивается зародыш в яйце. Он дышит и питается. Обратите внимание, уже можно разглядеть образ цыпленка. Теперь птенец почти полностью развился и готов к появлению на свет. Сейчас мы посмотрим, как птенец появляется на свет. Пока перьев на птенце очень мало и ему трудно стоять на лапках.

Итак, назовите основные этапы развития зародыша в яйце?

Молодцы. Фиксирует на доске этапы развития зародыша.


3 оболочки.

Белковая оболочка, желточная оболочка, подскорлуповая оболочка.

Она выполняет защитную функцию.

Дружная работа, умение договариваться, результат.

Яичную скорлупу, лупы.

Поднимают руки.

Нет.

Прочность.

Потому что птица высиживает яйцо. Птица тяжелая, скорлупа может не выдержать, сломаться и птенец погибнет.

Основными фактором для появления птенца является тепло.

На скорлупке находятся дырочки.

На всей скорлупе.

Это поры.

Для того, чтобы зародыш мог дышать.

В ней скапливается воздух, позволяющий зародышу дышать.

Свет и тепло.

Птицы несут яйца, потому что заботятся о потомстве.

Деление яйцеклетки, развитие зародыша, появление птенца на свет.

Ситуация разрыва

Зачем птицы вьют гнезда?

Посмотрите на экран и подумайте, какое будет задание?

Выполните это задание в группах. Раздает карточки для выполнения работы (приложение 3).

Проверка ( правильный ответ на экране).

Посмотрите на экран и задайте вопросы, если они возникли.

Кто готов ответить на вопрос?

Молодец! Это правильный ответ.

Посмотрите на шкалы, которые мы делали вначале нашего урока и оцените работу группы по всем 3 критериям.

На доску вывешиваются результаты оценивания каждой группы. Обсуждение: почему поставили звездочку именно тут?


Чтобы выводить в них птенцов.

Необходимо соотнести птицу с гнездом.

1 - Б, 2 - ?, 3 - В, 4 - А

Почему стоит знак вопроса?

Почему на карточке всего 3 гнезда?

Потому что у пингвинов нет гнезд. Они прячут их в складках кожи и там носят его.

Оценивают работу группы.

Содержательная рефлексия

Что нового узнали на уроке?

Что удалось?

Что было трудным?

Что осталось непонятным?

Узнали, как развивается зародыш в яйце.

Узнали что такое поры и для чего они нужны.

Познакомились со строением яйца.

Эмоциональная рефлексия

Давайте снова вернемся к карточкам настроения. Поднимите ту карточку, которая может охарактеризовать ваше настроение на конец урока. (если у кого - то из ребят изменилось настроение, то спросить почему так произошло).

Поднимают выбранную карточку.


План - конспект урока письма в 1 классе

УМК: система развивающего обучения Д.Б. Эльконина, В.В. Давыдова.

  1   2   3   4

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Методические рекомендации по формированию коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников iconЗадача формирования ууд предполагает, что при поступлении в школу...
Возрастные особенности развития коммуникативных универсальных учебных действий у младших школьников
Методические рекомендации по формированию коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников iconСтепура Илона Игоревна Становление познавательных универсальных учебных...
Становление познавательных универсальных учебных действий у младших школьников третьего класса, посредством работы с текстом на уроке...
Методические рекомендации по формированию коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников iconФормирование коммуникативных универсальных учебных действий у младших школьников
Названные виды работ провожу в определённой системе, начиная с таких, которые требуют от учащихся меньшей самостоятельности. Рассмотрим...
Методические рекомендации по формированию коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников iconРазвитие коммуникативных учебных действий через специально-организованную...
Развитие коммуникативных учебных действий через специально-организованную совместную предметную деятельность младших школьников
Методические рекомендации по формированию коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников iconУниверсальных учебных действий у обучающихся на ступени основного общего образования
Цель формирования универсальных учебных действий обеспечение системного подхода к личностному развитию и формированию универсальных...
Методические рекомендации по формированию коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Формирование универсальных учебных действий (ууд). Поэтому каждый урок, любая беседа, классные и внеклассные мероприятия, которые...
Методические рекомендации по формированию коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Формирование познавательных универсальных учебных действий у младших школьников на уроках математики
Методические рекомендации по формированию коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников iconКонцепции. Ведущая педагогическая идея
«Формирование универсальных учебных действий младших школьников в рамках образовательной системы «Школа России»
Методические рекомендации по формированию коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
...
Методические рекомендации по формированию коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
...
Методические рекомендации по формированию коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Фгос ноо выдвигает требования к формированию у школьников метапредметных результатов – универсальных учебных действий (личностных,...
Методические рекомендации по формированию коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников iconУрок в Образовательной системе «Школа 2100»
Использование технологии проблемно – диалогического обучения для формирования универсальных учебных действий младших школьников в...
Методические рекомендации по формированию коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Задачи: формирование универсальных учебных действий познавательных, регулятивных, коммуникативных
Методические рекомендации по формированию коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников iconУчебная литература
Н. А. Цирулика Трудовое обучение с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, задачи формирования...
Методические рекомендации по формированию коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников iconПрограмма по технологии
Н. А. Цирулика, с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, задачи формирования у младших школьников...
Методические рекомендации по формированию коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Характеристики личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных универсальных учебных действий обучающихся 4


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск