ФГОС Раздел 3
ПРОГРАММА ФОРМИРОВАНИЯ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ У ОБУЧАЮЩИХСЯ НА СТУПЕНИ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
Оглавление
Введение 2
1. Ценностные ориентиры начального общего образования 3
2. Характеристики личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных универсальных учебных действий обучающихся 4
3. Связь универсальных учебных действий с содержанием учебных предметов (на основе образовательных ресурсов УМК «Школа России») 11
4. Типовые задачи диагностики и формирования универсальных учебных действий 19
5. Преемственность формирования универсальных учебных действий при переходе от дошкольного к начальному общему и к основному общему образованию. 20
6. Критерии и уровни сформированности УУД у старших дошкольников и младших школьников 22
7. Формирование ИКТ компетентности 38
8. Планируемые результаты сформированности УУД 43
Приложение 1 46
Приложение 2 52
Приложение 3 67
Приложение 4 69
Приложение 5 79
Приложение 6 87
Приложение 7 132
Приложение 8 154
Приложение 9 155
Приложение 10 157
Приложение 11 159
Введение Цели и задачи программы формирования универсальных учебных действий
Важнейшей задачей современной системы образования является формирование совокупности универсальных учебных действий, обеспечивающих компетенцию «научить учиться», а не только освоение учащимися конкретных предметных знаний и навыков в рамках отдельных дисциплин. Сформированность универсальных учебных действий является залогом профилактики школьных трудностей.
Цель программы формирования УУД регуляция процессов освоения метапредметных умений, применимых в рамках, как образовательного процесса, так и при решении проблем в реальных жизненных ситуациях.
Задачи программы:
установить ценностные ориентиры начального образования;
определить состав и характеристику универсальных учебных действий;
выявить в содержании предметных линий универсальные учебные действия и определить условия их формирования в образовательном процессе и жизненно важных ситуациях.
Программа формирования универсальных учебных действий содержит:
Описание ценностных ориентиров на ступени начального общего образования.
Характеристики личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных универсальных учебных действий обучающихся.
Связь универсальных учебных действий с содержанием учебных предметов в соответствии с УМК «Школа России».
Типовые задачи формирования личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных универсальных учебных действий.
Преемственность формирования универсальных учебных действий в соответствии с УМК «Школа России» при переходе от дошкольного к начальному общему и к основному общему образованию.
Критерии и уровни сформированности УУД у старших дошкольников и младших школьников.
Формирование ИКТ компетентности.
Планируемые результаты сформированности УУД.
1. Ценностные ориентиры начального общего образования Содержание ценностных ориентиров начального общего образования отражает изменения в целях образования и способах их реализации.
В системе образования происходит переход:
от обучения как преподнесения учителем обучающимся системы знаний к активному решению проблем с целью выработки определённых решений;
от освоения отдельных учебных предметов к полидисциплинарному (межпредметному) изучению сложных жизненных ситуаций;
к сотрудничеству учителя и обучающихся в ходе овладения знаниями, к активному участию последних в выборе содержания и методов обучения.
Ценностные ориентиры начального образования конкретизируют личностный, социальный и государственный заказ системе образования, выраженный в Требованиях к результатам освоения основной образовательной программы, и отражают следующие целевые установки системы начального общего образования:
формирование основ гражданской идентичности личности на базе:
чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознания ответственности человека за благосостояние общества;
восприятия мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий; уважения истории и культуры каждого народа;
формирование психологических условий развития общения, сотрудничества на основе:
доброжелательности, доверия и внимания к людям, готовности к сотрудничеству и дружбе, оказанию помощи тем, кто в ней нуждается;
уважения к окружающим — умения слушать и слышать партнёра, признавать право каждого на собственное мнение и принимать решения с учётом позиций всех участников;
развитие ценностно-смысловой сферы личности на основе общечеловеческих принципов нравственности и гуманизма:
принятия и уважения ценностей семьи и общества, школы, коллектива и стремления следовать им;
ориентации в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей, развития этических чувств (стыда, вины, совести) как регуляторов морального поведения;
формирования эстетических чувств и чувства прекрасного через знакомство с мировой и отечественной и художественной культурой;
развитие умения учиться как первого шага к самообразованию и самовоспитанию, а именно:
развитие широких познавательных интересов, инициативы и любознательности, мотивов познания и творчества;
формирование способности к организации своей деятельности (планированию, контролю, оценке);
развитие самостоятельности, инициативы и ответственности личности как условия её самоактуализации:
формирование самоуважения и эмоционально-положительного отношения к себе, готовности открыто выражать и отстаивать свою позицию, критичности к своим поступкам и умения адекватно их оценивать;
развитие готовности к самостоятельным поступкам и действиям, ответственности за их результаты;
формирование целеустремлённости и настойчивости в достижении целей, готовности к преодолению трудностей и жизненного оптимизма;
формирование нетерпимости и умения противостоять действиям и влияниям, представляющим угрозу жизни, здоровью, безопасности личности и общества, в пределах своих возможностей.
Реализация ценностных ориентиров общего образования в единстве процессов обучения и воспитания, познавательного и личностного развития обучающихся на основе формирования общих учебных умений, обобщённых способов действия обеспечивает высокую эффективность решения жизненных задач и возможность саморазвития обучающихся.
|