Скачать 94.16 Kb.
|
Образец конспекта урока по ФГОС НОО УРОК РУССКОГО ЯЗЫКА 3 КЛАСС «Изменение глаголов прошедшего времени по родам» Тема: Изменение глаголов прошедшего времени по родам. Тип урока: открытие нового знания. Цель урока: 1) сформировать представление об изменении по родам глаголов прошедшего времени; 2) сформировать понятие о различном правописании окончаний глаголов прошедшего времени; 3) сформировать способность к определению рода и правописанию окончаний глаголов прошедшего времени. Мыслительные операции, необходимые на этапе проектирования: анализ, абстрагирование, аналогия, сравнение. Демонстрационные материалы: таблицы с опорными схемами, образцы и эталоны для самопроверки, электронная презентация. Раздаточный материал: карточки для работы в группах, рисунки для этапа рефлексии, алгоритм каждому ученику. Ход урока. I. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности. Цель: 1) мотивировать учащихся к учебной деятельности посредством создания эмоциональной обстановки; 2) определить содержательные рамки урока: изучение нового правила. Организация учебного процесса на этапе I. - Какой раздел русского языка мы изучаем? (Части речи). - С какой частью речи мы работали на последних уроках? (Глагол). - Что такое глагол? Что мы о нем узнали? - Как вы думаете, мы всё узнали об этой части речи? (Наверное, нет). Слайд - Как на уроке вы будете узнавать новое? (Сначала поймём, что не знаем, затем самостоятельно узнаем новое.) - А что нужно сначала сделать, прежде чем узнавать новое? (Повторить, что мы уже знаем.) - Вы будете повторять всё, что вы знаете? (Нет, мы повторим только те знания, которые нам могут помочь при открытии новых знаний.) - Хотите продолжить путешествие по стране «Глаголия»? Тогда в путь! II. Актуализация знаний и фиксация индивидуального затруднения в пробном действии. Цель: 1) актуализировать учебное содержание, необходимое для восприятия нового материала: повторить алгоритм изменения глаголов по временам; 2) развивать мыслительные операции, необходимые и достаточные для восприятия нового материала: анализ, синтез, абстрагирование; 3) зафиксировать повторяемое правило и алгоритм в виде опоры; 4) зафиксировать индивидуальное затруднение в деятельности при выполнении задания на новое правило. Организация учебного процесса на этапе II.
- Измените, пожалуйста, глагол шуметь по временам и согласуйте его с существительными ветер и гроза.
Слайд - Продолжите запись по закономерности ещё на два буквосочетания. (ееессс сссеее) 2. Словарная работа: сев.р, с.рень, [шасэ]. Слайд - Что общего в словах? (Элементы е, с.) (Это существительные). - Чем отличаются эти существительные? (Они разного рода). - Можно ли изменить род имен существительных? (Нет). - Покажите сигнальным блокнотом род имен существительных: север, сирень, шоссе. 3. Орфографическая подготовка. Слайд - Запишите слова с комментированием в столбик: зазеленел, поют, расцветут. - Что общего в словах? (Это глаголы). - Чем отличаются данные глаголы? (В разных временах.) - Можно ли глаголы изменять по временам? (Да.) Слайд - Запрограммируйте время записанных глаголов: 1 – н. вр., 2 – б. вр., 3 – пр. вр. Слайд - Покажите сигнальным блокнотом получившееся число. (312). - Что вы повторили? (Изменение глаголов по временам.) - Какое задание я вам сейчас предложу? - С какой целью вы будете выполнять пробное задание? 4. Выполнение пробного действия на индивидуальных планшетах. Слайд - Допишите к слову солнце слово, обозначенное данными звуками: [с’и й’а л а]. - Поднимите планшеты. Что замечаете? (Слово написано по-разному.) - Почему один и тот же глагол написали по-разному? (Мы пока не можем объяснить причину этого явления). III. Выявление места и причины затруднения. Цель: 1) организовать коммуникативное взаимодействие, в ходе которого пошагово восстанавливаются выполненные операции, и фиксируется операция, где возникло затруднение; 2) организовать соотнесение действий учащихся с используемым алгоритмом и на этой основе организовать выявление и фиксирование во внешней речи причины затруднения – тех конкретных знаний, умений или способностей, которых недостает для решения исходного задания такого типа. Организация учебного процесса на этапе III. - Что необходимо сделать? (Остановиться и подумать, почему получились разные записи.) - Какое задание выполняли? (Дописывали глагол к данному существительному.) - Где возникло затруднение? (В записи окончания глагола.) - В какой грамматической форме стоит глагол сияло? (Глагол прошедшего времени единственного числа.) - Почему не смогли выполнить задание? (У нас нет способа проверки таких окончаний.) IV. Построение проекта выхода из затруднения. Цель: в коммуникативной форме организовать построение учащимися проекта будущих учебных действий: 1. уточнение цели проекта; 2. уточнение темы урока; 3. определение средств; 4. построение плана достижения цели. Организация учебного процесса на этапе IV. - Сформулируйте цель сегодняшнего урока. (Найти способ правописания окончаний глаголов прошедшего времени.) Слайд - Сформулируйте тему урока. (Правописание глаголов прошедшего времени.) - Проверьте, пожалуйста, как ученики в индивидуальной работе на доске изменили глагол шуметь по временам и согласовали его с существительными ветер и гроза. Н. вр. – шумит ветер, шумит гроза Пр. вр. – шумел ветер, шумела гроза Б. вр. – будет шуметь ветер, будет шуметь гроза Слайд - У глаголов какого времени форма меняется? (У глаголов прошедшего времени.) - Почему форма меняется? (Имена существительные разного рода.) - Может ли глагол изменяться по родам? (Да, но только в прошедшем времени.) - Если глагол шумели используется без существительного, можно определить его род? (Нет.) - Что из этого следует? ( По родам изменяются глаголы прошедшего времени в единственном числе.) Слайд - От чего зависит род глаголов прошедшего времени в единственном числе? (Глагол такого же рода, что и имя существительное, с которым он связан.) - В какой части слова разные буквы? (В окончании). - Окончание в слабой или сильной позиции? (В слабой – оно безударное.) - Попытаемся исследовать эту проблему. Какие есть у кого идеи? - Можно понаблюдать за ударными окончаниями глаголов прошедшего времени и попробовать применить для безударной позиции. Физкультминутка: гимнастика для глаз. V. Реализация построенного проекта. Цель: 1) организовать коммуникативное взаимодействие с целью реализации построенного проекта, направленного на приобретение недостающих знаний: алгоритма правописания окончаний глаголов прошедшего времени; 2) зафиксировать в речи и в знаковой форме (с помощью эталона) открытый способ правописания окончаний глаголов прошедшего времени, сформировать умение использовать его на практике; 3) организовать уточнение общего характера нового знания. Организация учебного процесса на этапе V. - Предлагаю поработать в группах. Составьте предложения, дополнив их данными словами: время, дождь, весна, осадки. Шёл … . Шла … . Шло … . Шли … . - Проверим, что получилось. (Шёл дождь. Шла весна. Шло время. Шли осадки.) - Что заметили? (Глаголы связаны с существительными разного рода и числа). - Построим схему. М.р. Ж.р. Л + Ср.р. Мн.ч. - Какие окончания вы выделяете у глаголов прошедшего времени? (Дополнения в схему). - В чем же разница? Какие предложения? Ваше мнение? - Посмотрите на схему, сравните окончания и попробуйте сформулировать правило. (Ответы детей). - Будет ли отличаться безударная позиция окончания от ударной? (Нет.) - А теперь попробуем построить алгоритм. (Предложения детей). Слайд Алгоритм правописания окончаний глаголов прошедшего времени 1. Найдите имя существительное, с которым связан данный глагол. 2. Определите число и род этого существительного. 3. Допишите окончание глагола прошедшего времени. - Вернемся к началу урока. Проверим с помощью алгоритма слово, которое написали на планшете. (Комментарий с использованием схемы, на доске графический комментарий). VI. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи. Цель: зафиксировать правило правописания окончаний глаголов прошедшего времени во внешней речи. Организация учебного процесса на этапе VI. - Как думаете, чем дальше займемся? (Потренируемся в написании слов на новое правило). 1. Комментированное письмо у доски. - Определите род данных глаголов прошедшего времени и допишите их окончания. звездочка зажгл.сь месяц появил.ся облако спрятал.сь травы притихл. 2. Комментированное письмо в парах. 1 вариант: пламя кидал.сь 2 вариант: дым поднимал.ся деревья закачал.сь земля покрыл.сь Слайд - Проверьте, пожалуйста, правильность выполнения задания по образцу на слайде. VII. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. Цель: 1) тренировать способность к самоконтролю и самооценке; 2) проверить свое умение применять изученное правило. Организация учебного процесса на этапе VII. Физкультминутка. - А теперь вы можете поработать самостоятельно. Выберите себе задание по силам. Желаю успеха! Слайд I уровень. Определите род данных глаголов: тлела, разгоралось, кричали, полыхал. II уровень. Запишите глаголы прошедшего времени с данными существительными: роща догорал., дерево полыхал., пенёк тлел., птицы замолчал.; определите их род. III уровень. Измените глагол гореть по родам. - Проведите самопроверку по эталонам. Слайд I уровень: тлела – ж.р., разгоралось – ср.р., кричали – мн.ч., полыхал – м. р.; II уровень: роща догорала – ж.р., дерево полыхало – ср.р., пенёк тлел – м.р., птицы замолчали – мн.ч.; III уровень: горел – м.р., горела – ж.р., горело – ср.р. - Кто допустил ошибки при выполнении задания? - Над чем надо поработать? На что нужно обратить внимание? (Запомнить правило правописания окончаний глаголов прошедшего времени, пользоваться схемой). - Молодцы и те, кто нашел и исправил ошибки. Поставьте на полях знак «+». - У кого ошибок нет? Молодцы! VIII. Включение в систему знаний и повторение. Цель: тренировать способность к применению нового правила. Организация учебного процесса на этапе VIII.
- Используя опорные слова и словосочетания из задания второго уровня, составьте и запишите несколько связных по смыслу предложений на тему «Пожар». Слайд Опорные слова: резкий, направление, по небу, на высокие сосны, хвою, едкого дыма, посёлок. 2. Чтение и обсуждение записанных предложений. IX. Рефлексия учебной деятельности на уроке. Цель: 1) оценить результаты собственной деятельности; 2) согласовать домашнее задание. Организация учебного процесса на этапе IX. 1. - Что нового узнали про глагол? - Какую цель ставили перед собой? (Узнать правило правописания окончаний глаголов прошедшего времени). - Достигли мы цели? (Да). - Как пишутся такие слова? (Ученики рассказывают правило). - Оцените свою деятельность. - Кого из ребят вы можете поблагодарить сегодня за помощь? Слайд - Прочитайте данные высказывания. 1) Я всё понял, но у меня остались вопросы. 2) Я всё понял, могу работать по алгоритму. 3) Я всё понял, могу работать по алгоритму, могу объяснять другому. - Если вы согласны с первым утверждением, нарисуйте месяц, если со вторым – звездочку, а если с третьим – солнышко. 2. Домашнее задание: Тем, кто нарисовал месяц: предлагается выписать из учебника «В одном счастливом детстве» десять глаголов в прошедшем времени и определить их род. Тем, кто нарисовал звездочку: предлагается выписать из учебника «В одном счастливом детстве» пять словосочетаний имя сущ.+. глагол в прошедшем времени и определить род; Тем, кто нарисовал солнышко: предлагается составить пять предложений с глаголами в прошедшем времени и определить их род. |
Тема: «Оценка изменения по родам глаголов прошедшего времени» Базовый учебник Русский язык. 2 класс. Авторы: Бунеев Р. Н., Бунеева Е. В., Пронина О. В | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Сценирование урока средствами умк с комментариями по формированию ууд. Урок русского языка в 4 классе по теме: «Образование глаголов... | ||
Урок русского языка, 6 класс. Тема урока: «Различение повелительного... Здравствуйте, ребята! На предыдущих уроках мы познакомились с повелительным наклонением глаголов. Сегодня будем обобщать полученные... | Учебником. Учитывая место урока в теме это последний урок по теме... Цель: формировать знания и умения учащихся в написании глаголов прошедшего времени | ||
Урок русского языка в 7 классе по теме «Выделение запятыми причастного оборота» «Причастия бывают совершенного и несовершенного вида, настоящего, прошедшего и будущего времени» | Урок русского языка по теме «Словообразование глаголов» Место работы, должность: мбоу «Лицей №2 города Мамадыш» Мамадышского муниципального района Республики Татарстан, учитель русского... | ||
Конспект урока русского языка в 4-м классе по теме "Изменение глаголов по временам" Образовательные: Повторить различные способы деления и умножения суммы на число, а также деление двузначного числа на двузначное | Урок №30 Русский язык 7 класс Тема: Страдательные причастия настоящего времени Сначала записать предложения с действительными причастиями настоящего времени, затем с действительными причастиями прошедшего времени.... | ||
Урок русского языка по теме: «Начальная форма глаголов» Цель: обобщить и систематизировать знания учащихся по теме «Глагол», обратить особое внимание на совершенствование правописных навыков... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Н и нн в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени и прилагательных, образованных от глаголов | ||
Урок по русскому языку Культура речи. Правильное употребление глаголов.... Совершенствование навыков употребления глаголов в речи. Повторить и обобщить знания по орфоэпии | Урок русского языка, 7 класс. Тема «Словарное богатство русского языка» Цель урока: создание творческого проекта с использованием знаний о лексическом богатстве русского языка | ||
Урок русского языка, 3 класс Тема: Изменение имён существительных... Цели: формирование первоначального представления о склонении имён существительных | Конспект урока русского языка в 6 классе «Спряжение глаголов» подготовлен... Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Цель урока: познакомить детей со способом выбора букв в окончаниях имен существительных в именительном падеже и в родовых окончаниях... | Мбоу «контошинская сош» Косихинский район Алтайский край Урок новых... Задачи: а познакомить ребят с образованием страдательных причастий прошедшего времени |