Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2





НазваниеПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2
страница1/7
Дата публикации27.10.2013
Размер0.7 Mb.
ТипУчебно-методический комплекс
100-bal.ru > Право > Учебно-методический комплекс
  1   2   3   4   5   6   7


РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

МИНКУЛЬТУРЫ РОССИИ

Федеральное государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

ТЮМЕНСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ АКАДЕМИЯ КУЛЬТУРЫ, ИСКУССТВ И СОЦИАЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

ФД.01 «Основы дирижерской техники»

Учебно-методический комплекс

для студентов, обучающихся по направлению

070106.01 «Хоровое дирижирование»

(среднее профессиональное образование)

СОДЕРЖАНИЕ
I. Пояснительная записка 3

I.1. Назначение дисциплины 3

I.2. Цель дисциплины 3

I.3. Задачи дисциплины 3

I.4. Базовые документы, использованные дл составления учебно-методического комплекса дисциплины…………………………………………………………………………………………….3

II. Требования к уровню подготовки студентов 4

III. Учебно-тематическое планирование дисциплины…………………………………………. 4

III.1. Общая трудоемкость дисциплины …….. 4

III.2. Учебно-тематический план курса ………4

IV. Содержание дисциплины 6

IV.1. Формы и методы осуществления учебного процесса . 6

IV.2. Упражнения по технике дирижирования хором …………………………………………. ..6

IV.3. Описание упражнений .7

IV.4. Содержание и структура вокально-моторной информативности дирижерской

техники хормейстера……………………………………………………….......................................20

IV.5. План дирижерско-технического анализа хорового произведения 29

V. Контроль учебной деятельности студентов 29

VI. Учебно-методическое обеспечение дисциплины……………………………………………29

VI.1. Обязательная учебная литература……………………………………………………………..29

VI.2. Методическая литература по дисциплине …….. 30

I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
I.1. Назначение дисциплины

Учебная дисциплина «Основы дирижерской техники» в системе Государственного образовательного стандарта является одной из составляющих блока дисциплин по выбору учебного заведения и предлагается для изучения студентам 1 курса, обучающимся по направлению 070106.01 – «Хоровое дирижирование» (среднее профессиональное образование).

Дирижирование как учебная дисциплина является своеобразной моделью одного из наиболее сложных и специфических видов музыкального исполнительства – реальной дирижерской деятельности, интегрирующей различные виды деятельности музыкально-исполнительского, психолого-педагогического, организационно-управленческого характера. Каждый из компонентов данной деятельности требует знания техники и методов его осуществления. Вместе с тем, в структуре сложившейся системы профессионального музыкального образования специальность «Хоровое дирижирование» начинает свой отсчет на стадии среднего профессионального образования, и это обстоятельство детерминирует необходимость интеграции начального (предпрофессионального) и среднего этапов профессиональной подготовки. Таким образом, введение курса «Основы дирижерской техники» в учебный план диктуется необходимостью осуществления подготовительного этапа непосредственно в процессе овладения студентами профессией дирижера. Одновременно, актуальность данной дисциплины заключается в том, что она призвана оптимизировать учебную деятельность студентов-дирижеров благодаря систематизации базовых знаний, умений и навыков из области техники воплощения дирижерского исполнительства.

Анализ дирижерского языка с позиций теории коммуникации интегрирован во все основные разделы курса и определяет его специфику. Он основан на практическом положении о посредническом характере дирижирования и необходимости наличия суггестивной информативности всякого дирижерского действия и движения.

I.2. Цель дисциплины

Целью дисциплины «Основы дирижерской техники» является формирование специалиста-профессионала для осуществления деятельности в качестве руководителя хора и творческого коллектива; выполнения педагогических функций в качестве преподавателя хоровых дисциплин в детских музыкальных школах, школах искусств и других учреждениях дополнительного образования, общеобразовательных школах.

I.3. Задачи дисциплины

Основными задачами курса «Основы дирижерской техники» являются:

- воспитание осознанного профессионального подхода к суггестии дирижерского управления процессом коллективной фонации;

- осуществление постановки дирижерского аппарата в контексте «техники цельно-гибкой руки»;

- формирование навыков отображения специфики дирижерской техники хормейстера;

- теоретическое изучение структурных основ дирижерской техники;

- формирование навыков дирижерско-технического анализа хоровых произведений.

I.4. Базовые документы, использованные дл составления учебно-методического комплекса дисциплины

Данный учебно-методический комплекс составлен на основе:

- требований Государственного Стандарта к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников по специальности 070106.01 – «Хоровое дирижирование» (среднее профессиональное образование). от 17.06.2002 года (регистрационный № 03-0503-П), введенного в действие с 1.09.2002 года;

- «Рекомендаций по разработке учебно-методических комплексов образовательных дисциплин» учебно-методического управления ФГОУ ВПО «Тюменская государственная академия культуры, искусств и социальных технологий»;

- рабочей программы по учебной дисциплине «Основы дирижерской техники» для специальности 070106 – Хоровое дирижирование (специализации 070106.01 «Хоровое дирижирование» - повышенный уровень среднего профессионального образования) ГОУ СПО «Тюменский колледж искусств» (2007 г.);

- научной, методической и монографической литературы по технике дирижирования;

- личного преподавательского, научно-исследовательского и исполнительского опыта составителя.
II. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ
Требования к уровню подготовки студентов, осваивающих данный курс, исходят из задач дисциплины и включают параметры, по которым оцениваются основные знания, умения и навыки студентов.

Закончившие курс «Основы дирижерской техники» должны знать:

- структуру дирижерского аппарата и его функции;

- структуру дирижерского взмаха и исполнительские функции его составляющих;

- понятие техники «цельно-гибкой руки» и ее роли в процессе постановки дирижерского аппарата;

- структуру и роль вокально-моторной информативности дирижерской техники в профессиональной деятельности хормейстера;

- структуру дирижерско-технического анализа хорового произведения.

Закончившие курс «Основы дирижерской техники» должны владеть:

- свободой дирижерского аппарата;

- основными дирижерскими техническими навыками (ауфтакт, снятие и т.п.);

- основными простыми, сложными, симметричными, несимметричными дирижерскими схемами;

- практическими навыками дирижерской техники «цельно-гибкой руки»;

- основными навыками вокально-моторной информативности дирижерской техники хормейстера.
III. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
III.1. Общая трудоемкость дисциплины


Виды

Занятий

Всего часов

По семестрам

1

2


Аудиторные практические занятия


72


36


36


Итоговый контроль

Контрольная работа

Контрольная работа


III.2. Учебно-тематический план курса






Наименование темы

Общее

кол-во часов

Из них:

теорет. занятия

Из них:

практ. занятия

1.

Введение. Предмет техники дирижирования

2

2




2.

Формирование навыка исходной дирижерской

позиции. Упражнения на релаксацию дирижерского аппарата (см. ИДП, 1группа упражнений: №№1-4)

4




4

3.

Формирование пластики движений рук и координации мышц дыхания (см. 3 группа упражнений: №№1-7)

4




4

4.

Освоение простых (2х,3х,4х-дольных) дирижерских схем в контексте техники «цельно-гибкой руки» (см. 4 группа упражнений: №№1-3)

4




4

5.

Казачков С.А. «Дирижерский аппарат и его постановка»

2

2




6.

Освоение сложных симметричных (6-9-12-дольных) дирижерских схем в контексте техники «цельно-гибкой руки» (см. 4 группа упражнений: №№4-6)

4




4

7.

Освоение несимметричных дирижерских схем

4




4

8.

Формирование навыков смены позиций, планов, диапазонов дирижерских движений (см.4 группа упражнений: №№7-10)

2




2

9.

Формирование навыков дирижерского отображения:

- основных параметров певческого вдоха в ауфтакте (см.5 группа упражнений: №1, №6)

- комплексного навыка «ауфтакт-вдох, тактирование-пение, снятие-прекращение звучания» (см. 5 группа упражнений: №№2-4)

- цепного дыхания (см. 5 группа упражнений: №7)

4




4

10.

Мусин И.А. «Техника дирижирования»

4

4




11.

Контрольная работа

2




2

12.

Формирование навыков дирижерского отображения:

- мягкой атаки звука (см. 5 группа упражнений: №8);

- твердой атаки звука (см. 5 группа упражнений: №9);

- смешанной атаки звука (см. 5 группа упражнений: №10)

4




4

13.

Формирование навыков дирижерского отображения:

- различных атак звука как следствия исполнения музыкальных штрихов (см. 5 группа упражнений: №№ 11,12);

- пульсации певческого звука (см. 5 группа упражнений: №13);

- организации работы гортани певца при фонации (см. 5 группа упражнений: №14)

4




4

14.

Сивизьянов А.С. «Дирижерское выражение музыкальных элементов и стилей»

2

2




15.

Формирование навыков дирижерского отображения силы, глубины, объема певческого дыхания посредством основных параметров 3х-мерности дирижерских движений: позиций, планов, диапазонов (см.5группа упражнений: №15)

4




4

16.

Формирование навыков дирижерского отображения:

- дикционных особенностей хоровой звучности;

-сохранения певческого тонуса при ослаблении динамики звука (см. 5 группа упражнений: №5.№16)

4




4

17.

Казачков С.А. «От урока к концерту»

2

2




18.

Дирижерско-технический анализ хорового произведения

2

2




19.

Мусин И.А. «Воспитание дирижера»

2

2




20.

Демонстрация самостоятельных работ по дирижерско-техническому анализу хоровых произведений

10




10

31.

Контрольная работа

2




2

Итого:

72

16

56



IV. СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
IV.1. Формы и методы осуществления учебного процесса
С целью оптимального решения обозначенных задач курса обучение рекомендуется осуществлять в форме групповых занятий, эффективность которой на стадии формирования элементарных дирижерских навыков доказана широкой педагогической практикой. Эта форма оптимизирует процесс обучения, поскольку работа в группе позволяет смоделировать в классе коллективный репетиционный процесс, а также способствует скорейшему усваиванию студентами позитивного опыта друг друга и избавлению от ошибок благодаря визуально-наглядному примеру товарищей.

В силу практической направленности курса и его значения как подготовительного этапа в процессе обучения дирижированию данная дисциплина требует в первую очередь тренинговых и репродуктивных методов обучения, дидактической основой которых является цикл дирижерских упражнений, составляющих базу почти всех практических занятий по постановке дирижерского аппарата и изучению приемов вокально-моторной информативности дирижерской техники.

  1   2   3   4   5   6   7

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Проектно-образовательная деятельность по формированию у детей навыков безопасного поведения на улицах и дорогах города
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: Создание условий для формирования у школьников устойчивых навыков безопасного поведения на улицах и дорогах
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Организация воспитательно- образовательного процесса по формированию и развитию у дошкольников умений и навыков безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: формировать у учащихся устойчивые навыки безопасного поведения на улицах и дорогах, способствующие сокращению количества дорожно-...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Конечно, главная роль в привитии навыков безопасного поведения на проезжей части отводится родителям. Но я считаю, что процесс воспитания...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспитывать у детей чувство дисциплинированности и организованности, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Всероссийский конкур сочинений «Пусть помнит мир спасённый» (проводит газета «Добрая дорога детства»)
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспиты­вать у детей чувство дисциплинированности, добиваться, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...



Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск