Скачать 0.7 Mb.
|
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ МИНКУЛЬТУРЫ РОССИИ Федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования ТЮМЕНСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ АКАДЕМИЯ КУЛЬТУРЫ, ИСКУССТВ И СОЦИАЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ФД.01 «Основы дирижерской техники» Учебно-методический комплекс для студентов, обучающихся по направлению 070106.01 «Хоровое дирижирование» (среднее профессиональное образование) СОДЕРЖАНИЕ I. Пояснительная записка 3 I.1. Назначение дисциплины 3 I.2. Цель дисциплины 3 I.3. Задачи дисциплины 3 I.4. Базовые документы, использованные дл составления учебно-методического комплекса дисциплины…………………………………………………………………………………………….3 II. Требования к уровню подготовки студентов 4 III. Учебно-тематическое планирование дисциплины…………………………………………. 4 III.1. Общая трудоемкость дисциплины …….. 4 III.2. Учебно-тематический план курса ………4 IV. Содержание дисциплины 6 IV.1. Формы и методы осуществления учебного процесса . 6 IV.2. Упражнения по технике дирижирования хором …………………………………………. ..6 IV.3. Описание упражнений .7 IV.4. Содержание и структура вокально-моторной информативности дирижерской техники хормейстера……………………………………………………….......................................20 IV.5. План дирижерско-технического анализа хорового произведения 29 V. Контроль учебной деятельности студентов 29 VI. Учебно-методическое обеспечение дисциплины……………………………………………29 VI.1. Обязательная учебная литература……………………………………………………………..29 VI.2. Методическая литература по дисциплине …….. 30 I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА I.1. Назначение дисциплины Учебная дисциплина «Основы дирижерской техники» в системе Государственного образовательного стандарта является одной из составляющих блока дисциплин по выбору учебного заведения и предлагается для изучения студентам 1 курса, обучающимся по направлению 070106.01 – «Хоровое дирижирование» (среднее профессиональное образование). Дирижирование как учебная дисциплина является своеобразной моделью одного из наиболее сложных и специфических видов музыкального исполнительства – реальной дирижерской деятельности, интегрирующей различные виды деятельности музыкально-исполнительского, психолого-педагогического, организационно-управленческого характера. Каждый из компонентов данной деятельности требует знания техники и методов его осуществления. Вместе с тем, в структуре сложившейся системы профессионального музыкального образования специальность «Хоровое дирижирование» начинает свой отсчет на стадии среднего профессионального образования, и это обстоятельство детерминирует необходимость интеграции начального (предпрофессионального) и среднего этапов профессиональной подготовки. Таким образом, введение курса «Основы дирижерской техники» в учебный план диктуется необходимостью осуществления подготовительного этапа непосредственно в процессе овладения студентами профессией дирижера. Одновременно, актуальность данной дисциплины заключается в том, что она призвана оптимизировать учебную деятельность студентов-дирижеров благодаря систематизации базовых знаний, умений и навыков из области техники воплощения дирижерского исполнительства. Анализ дирижерского языка с позиций теории коммуникации интегрирован во все основные разделы курса и определяет его специфику. Он основан на практическом положении о посредническом характере дирижирования и необходимости наличия суггестивной информативности всякого дирижерского действия и движения. I.2. Цель дисциплины Целью дисциплины «Основы дирижерской техники» является формирование специалиста-профессионала для осуществления деятельности в качестве руководителя хора и творческого коллектива; выполнения педагогических функций в качестве преподавателя хоровых дисциплин в детских музыкальных школах, школах искусств и других учреждениях дополнительного образования, общеобразовательных школах. I.3. Задачи дисциплины Основными задачами курса «Основы дирижерской техники» являются: - воспитание осознанного профессионального подхода к суггестии дирижерского управления процессом коллективной фонации; - осуществление постановки дирижерского аппарата в контексте «техники цельно-гибкой руки»; - формирование навыков отображения специфики дирижерской техники хормейстера; - теоретическое изучение структурных основ дирижерской техники; - формирование навыков дирижерско-технического анализа хоровых произведений. I.4. Базовые документы, использованные дл составления учебно-методического комплекса дисциплины Данный учебно-методический комплекс составлен на основе: - требований Государственного Стандарта к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников по специальности 070106.01 – «Хоровое дирижирование» (среднее профессиональное образование). от 17.06.2002 года (регистрационный № 03-0503-П), введенного в действие с 1.09.2002 года; - «Рекомендаций по разработке учебно-методических комплексов образовательных дисциплин» учебно-методического управления ФГОУ ВПО «Тюменская государственная академия культуры, искусств и социальных технологий»; - рабочей программы по учебной дисциплине «Основы дирижерской техники» для специальности 070106 – Хоровое дирижирование (специализации 070106.01 «Хоровое дирижирование» - повышенный уровень среднего профессионального образования) ГОУ СПО «Тюменский колледж искусств» (2007 г.); - научной, методической и монографической литературы по технике дирижирования; - личного преподавательского, научно-исследовательского и исполнительского опыта составителя. II. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ Требования к уровню подготовки студентов, осваивающих данный курс, исходят из задач дисциплины и включают параметры, по которым оцениваются основные знания, умения и навыки студентов. Закончившие курс «Основы дирижерской техники» должны знать: - структуру дирижерского аппарата и его функции; - структуру дирижерского взмаха и исполнительские функции его составляющих; - понятие техники «цельно-гибкой руки» и ее роли в процессе постановки дирижерского аппарата; - структуру и роль вокально-моторной информативности дирижерской техники в профессиональной деятельности хормейстера; - структуру дирижерско-технического анализа хорового произведения. Закончившие курс «Основы дирижерской техники» должны владеть: - свободой дирижерского аппарата; - основными дирижерскими техническими навыками (ауфтакт, снятие и т.п.); - основными простыми, сложными, симметричными, несимметричными дирижерскими схемами; - практическими навыками дирижерской техники «цельно-гибкой руки»; - основными навыками вокально-моторной информативности дирижерской техники хормейстера. III. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ III.1. Общая трудоемкость дисциплины
III.2. Учебно-тематический план курса
IV. СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ IV.1. Формы и методы осуществления учебного процесса С целью оптимального решения обозначенных задач курса обучение рекомендуется осуществлять в форме групповых занятий, эффективность которой на стадии формирования элементарных дирижерских навыков доказана широкой педагогической практикой. Эта форма оптимизирует процесс обучения, поскольку работа в группе позволяет смоделировать в классе коллективный репетиционный процесс, а также способствует скорейшему усваиванию студентами позитивного опыта друг друга и избавлению от ошибок благодаря визуально-наглядному примеру товарищей. В силу практической направленности курса и его значения как подготовительного этапа в процессе обучения дирижированию данная дисциплина требует в первую очередь тренинговых и репродуктивных методов обучения, дидактической основой которых является цикл дирижерских упражнений, составляющих базу почти всех практических занятий по постановке дирижерского аппарата и изучению приемов вокально-моторной информативности дирижерской техники. |