Скачать 417.74 Kb.
|
На правах рукописи БИБА Анна Григорьевна ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ В РАЗВИТИИ УЧЕБНОЙ РЕФЛЕКСИИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ 13.00.08 – теория и методика профессионального образования АВТОРЕФЕРАТ диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук Калуга – 2011 Работа выполнена в ФГБОУ ВПО «Калужский государственный университет имени К.Э. Циолковского» Научный руководитель: кандидат педагогических наук, доцент Антохина Валентина Александровна Официальные оппоненты: доктор педагогических наук, профессор Заславская Ольга Владимировна доктор педагогических наук, профессор Уман Аркадий Ильич Ведущая организация: ФГБОУ ВПО «Тульский государственный педагогический университет им. Л.Н. Толстого» Защита диссертации состоится «21» декабря 2011 года в 13 часов на заседании диссертационного совета Д 212.085.01 по защите докторских и кандидатских диссертаций при ФГБОУ ВПО «Калужский государственный университет имени К.Э. Циолковского» по адресу: 248 023, г. Калуга, ул. Ст. Разина, 26. С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке ФГБОУ ВПО «КГУ им. К.Э. Циолковского» по адресу: 248023, г. Калуга, ул. Ст. Разина, 26. Автореферат разослан «___» _________ 2011 года. Ученый секретарь диссертационного совета кандидат педагогических наук, профессор Е.И. Малахова ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ Актуальность исследования. Модернизация современного образования и вхождение России в Болонский процесс определяют необходимость оценки результатов профессиональной подготовки в категориях «компетенция», «компетентность». В Федеральной целевой программе развития образования на 2011-2015 гг. подчеркивается, что одна из главных задач высшего профессионального образования заключается в обеспечении компетентностного подхода к подготовке специалистов, готовых самостоятельно принимать решения, осуществлять эффективную деятельность и профессионально развиваться. В Федеральном государственном образовательном стандарте высшего профессионального образования (2009) в перечень профессиональных компетенций будущих учителей включается готовность реализовывать учебные программы. В современных вариативных программах начального обучения приоритетным является формирование системы универсальных учебных действий, важнейшими из которых признаны учебные рефлексивные действия. Требование развития универсальных рефлексивных действий узаконено в новом Федеральном государственном стандарте начального общего образования (ФГОС НОО) и реализуется во всех учебниках, рекомендованных к использованию в образовательном процессе (авторы Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева; Н.Ф. Виноградова; В.В. Репкин; М.С. Соловейчик и др.), что означает необходимость овладения будущими учителями профессиональной компетенцией в развитии учебной рефлексии у младших школьников. В психолого-педагогических исследованиях под учебной рефлексией понимается осознание школьниками границы собственного знания и незнания, цели учебной деятельности, ее этапов, способов, результатов, возможных и актуальных трудностей, их причин и путей преодоления (В.В. Давыдов, Г.А. Цукерман, В.В. Рубцов, Д.Б. Эльконин и др.). Доказано, что учебная рефлексия участвует в механизмах саморегуляции (Л.И. Божович, А.В. Запорожец), позволяет школьникам быть субъектами учебной деятельности (А.В. Брушлинский, Т.Ф. Ушева). Тем не менее, проведенное нами экспериментальное исследование состояния профессиональной компетенции будущих учителей и учителей-практиков в развитии учебной рефлексии у младших школьников показало, что большинство из них, во-первых, не осознают ее значимость для развития учащихся и не ориентированы на ее формирование средствами предмета; во-вторых, не владеют профессиональными способами действий по развитию учебной рефлексии и лежащими в их основе знаниями. Кроме этого, у будущих учителей не сформирована профессиональная рефлексия, важная личностная характеристика компетентного педагога. Только у 17 % обследованных студентов выпускных курсов и 16, 5% учителей начальных классов рассматриваемая компетенция сформирована на необходимом уровне. Приведенные результаты находят косвенное подтверждение в полученных нами экспериментальных данных о низком уровне рефлексивных действий у младших школьников, а также в низких показателях уровня учебной рефлексии учащихся начальных классов, которые выявлены в исследованиях А.З. Зака (1978), В.П. Новикова (1998), М.В. Дубина (2008) и др. Анализ состояния изученности проблемы показал, что в философских, психолого-педагогических исследованиях анализируется сущность и значение рефлексии в познавательной деятельности (М. Бахтин, Д. Локк, Сократ, В.С. Степин, У. Олпорт и др.); рефлексия школьников исследуется в аспекте осознания личностных качеств и смысла поведения (А.Г. Асмолов, А.А. Бодалев, Н.И. Гуткина, Д. Рэдфорд и др.), в социальном аспекте (Н.Г. Алексеев, Г.М. Андреева, Е.В. Сподаренко, Н. Рестром и др.), в сфере деятельности, в том числе и учебной (А.В. Петровский, Л.К. Максимов, Г.П. Щедровицкий, Д. Элкинз и др.); выявлены этапы, механизмы развития учебной рефлексии у младших школьников (В.В. Давыдов, В.И. Слободчиков, П.В. Новиков и др.), исследованы отдельные условия и средства формирования рефлексивных действий учащихся (Т.В. Белозерцева, О.П. Болотникова, А.З. Зак, А.В. Захарова, Н.В. Сорока и др.). В научных работах, посвященных исследованию подготовки студентов и практикующих учителей к развитию учебной самостоятельности школьников, выделяются отдельные профессиональные действия по формированию учебной рефлексии (С.М. Бондаренко, И.А. Завершинская, Р. Ньюком, М.А. Романова и др.); ставится задача развития рефлексии самого учителя (О.В. Головина, Т.Е. Демидова и др.); рассматриваются содержание профессиональной рефлексии (О.А. Корнилова, Ю.Н. Кулюткин, Н. Лайонс и др.) и особенности ее формирования в процессе оценки деятельности (Л.И. Архарова, Е.А. Бессонова, А.А. Бизяева, Н.М. Манахова и др.). В теории компетентностного подхода к профессиональному образованию исследована сущность понятия «профессиональная компетенция» (А.А. Вербицкий, В.В. Грачев, Э.Ф. Зеер, Т.М. Сорокина и др.), ее структура (А.К. Маркова, В.А. Сластенин и др.), исследуются возможности ее формирования в логике системно-деятельностного подхода к профессиональной подготовке (Н.В. Кузьмина, Л.М. Митина, Е.Н. Шиянов и др.). В составе компетенций будущего учителя выделяется рефлексивная компетенция, под которой понимается рефлексия профессиональной деятельности (Д.А. Иванов, С.А. Степанов); среди психолого-педагогических компетенций выделяется компетенция в развитии школьника как субъекта учебной деятельности (Н.В. Кузьмина), которая предполагает готовность учителя к развитию у учащихся учебной рефлексии. Вместе с тем, в психолого-педагогических исследованиях не выявлен состав профессиональной компетенции в развитии учебной рефлексии у младших школьников, ее критерии; не исследованы содержание и организационные основы ее формирования, т.е. этапы, методы и средства (В.В. Краевский, Г.К. Селевко). Результаты проведенного нами анализа современных учебных пособий по педагогике, педагогической психологии и частным дидактикам показывают, что в большинстве из них декларируется развитие учебной рефлексии у школьников, но не обосновывается его значимость; не предлагается содержание подготовки, которое учитывает научное знание о рефлексивных действиях и условиях их развития на уроке, не предлагаются специальные средства подготовки будущих учителей к развитию учебной рефлексии. Таким образом, актуальность исследования обусловлена необходимостью устранения объективно существующих противоречий между:
Выявленные противоречия позволили сформулировать проблему исследования, которая заключается в определении теоретических и методических основ формирования профессиональной компетенции будущих учителей в развитии учебной рефлексии у младших школьников. Это обусловило выбор темы исследования: «Формирование профессиональной компетенции будущих учителей в развитии учебной рефлексии у младших школьников». Цель исследования: разработка содержания и организационных основ формирования профессиональной компетенции будущих учителей в развитии учебной рефлексии у младших школьников. Объект исследования: образовательный процесс в вузе, направленный на формирование профессиональных компетенций будущих учителей начальных классов. Предмет исследования: содержательные и организационные основы формирования профессиональной компетенции будущих учителей в развитии учебной рефлексии у младших школьников. |