Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2





Скачать 417.74 Kb.
НазваниеПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2
страница1/4
Дата публикации08.11.2013
Размер417.74 Kb.
ТипАвтореферат
100-bal.ru > Право > Автореферат
  1   2   3   4


На правах рукописи
БИБА Анна Григорьевна
ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ

КОМПЕТЕНЦИИ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ

В РАЗВИТИИ УЧЕБНОЙ РЕФЛЕКСИИ

У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ


13.00.08 – теория и методика профессионального образования

АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соискание ученой степени

кандидата педагогических наук

Калуга – 2011


Работа выполнена в ФГБОУ ВПО «Калужский государственный

университет имени К.Э. Циолковского»

Научный руководитель: кандидат педагогических наук, доцент

Антохина Валентина Александровна
Официальные оппоненты: доктор педагогических наук, профессор

Заславская Ольга Владимировна

доктор педагогических наук, профессор

Уман Аркадий Ильич



Ведущая организация: ФГБОУ ВПО «Тульский государственный

педагогический университет им. Л.Н. Толстого»


Защита диссертации состоится «21» декабря 2011 года в 13 часов на заседании диссертационного совета Д 212.085.01 по защите докторских и кандидатских диссертаций при ФГБОУ ВПО «Калужский государственный университет имени К.Э. Циолковского» по адресу:

248 023, г. Калуга, ул. Ст. Разина, 26.
С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке ФГБОУ ВПО «КГУ им. К.Э. Циолковского» по адресу: 248023, г. Калуга, ул. Ст. Разина, 26.


Автореферат разослан «___» _________ 2011 года.

Ученый секретарь

диссертационного совета

кандидат педагогических наук,

профессор Е.И. Малахова 



ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ
Актуальность исследования. Модернизация современного образования и вхождение России в Болонский процесс определяют необходимость оценки результатов профессиональной подготовки в категориях «компетенция», «компетентность». В Федеральной целевой программе развития образования на 2011-2015 гг. подчеркивается, что одна из главных задач высшего профессионального образования заключается в обеспечении компетентностного подхода к подготовке специалистов, готовых самостоятельно принимать решения, осуществлять эффективную деятельность и профессионально развиваться. В Федеральном государственном образовательном стандарте высшего профессионального образования (2009) в перечень профессиональных компетенций будущих учителей включается готовность реализовывать учебные программы. В современных вариативных программах начального обучения приоритетным является формирование системы универсальных учебных действий, важнейшими из которых признаны учебные рефлексивные действия. Требование развития универсальных рефлексивных действий узаконено в новом Федеральном государственном стандарте начального общего образования (ФГОС НОО) и реализуется во всех учебниках, рекомендованных к использованию в образовательном процессе (авторы Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева; Н.Ф. Виноградова; В.В. Репкин; М.С. Соловейчик и др.), что означает необходимость овладения будущими учителями профессиональной компетенцией в развитии учебной рефлексии у младших школьников.

В психолого-педагогических исследованиях под учебной рефлексией понимается осознание школьниками границы собственного знания и незнания, цели учебной деятельности, ее этапов, способов, результатов, возможных и актуальных трудностей, их причин и путей преодоления (В.В. Давыдов, Г.А. Цукерман, В.В. Рубцов, Д.Б. Эльконин и др.). Доказано, что учебная рефлексия участвует в механизмах саморегуляции (Л.И. Божович, А.В. Запорожец), позволяет школьникам быть субъектами учебной деятельности (А.В. Брушлинский, Т.Ф. Ушева).

Тем не менее, проведенное нами экспериментальное исследование состояния профессиональной компетенции будущих учителей и учителей-практиков в развитии учебной рефлексии у младших школьников показало, что большинство из них, во-первых, не осознают ее значимость для развития учащихся и не ориентированы на ее формирование средствами предмета; во-вторых, не владеют профессиональными способами действий по развитию учебной рефлексии и лежащими в их основе знаниями. Кроме этого, у будущих учителей не сформирована профессиональная рефлексия, важная личностная характеристика компетентного педагога. Только у 17 % обследованных студентов выпускных курсов и 16, 5% учителей начальных классов рассматриваемая компетенция сформирована на необходимом уровне. Приведенные результаты находят косвенное подтверждение в полученных нами экспериментальных данных о низком уровне рефлексивных действий у младших школьников, а также в низких показателях уровня учебной рефлексии учащихся начальных классов, которые выявлены в исследованиях А.З. Зака (1978), В.П. Новикова (1998), М.В. Дубина (2008) и др.

Анализ состояния изученности проблемы показал, что в философских, психолого-педагогических исследованиях анализируется сущность и значение рефлексии в познавательной деятельности (М. Бахтин, Д. Локк, Сократ, В.С. Степин, У. Олпорт и др.); рефлексия школьников исследуется в аспекте осознания личностных качеств и смысла поведения (А.Г. Асмолов, А.А. Бодалев, Н.И. Гуткина, Д. Рэдфорд и др.), в социальном аспекте (Н.Г. Алексеев, Г.М. Андреева, Е.В. Сподаренко, Н. Рестром и др.), в сфере деятельности, в том числе и учебной (А.В. Петровский, Л.К. Максимов,  Г.П. Щедровицкий, Д. Элкинз и др.); выявлены этапы, механизмы развития учебной рефлексии у младших школьников (В.В. Давыдов, В.И. Слободчиков, П.В. Новиков и др.), исследованы отдельные условия и средства формирования рефлексивных действий учащихся (Т.В. Белозерцева, О.П. Болотникова, А.З. Зак, А.В. Захарова, Н.В. Сорока и др.).

В научных работах, посвященных исследованию подготовки студентов и практикующих учителей к развитию учебной самостоятельности школьников, выделяются отдельные профессиональные действия по формированию учебной рефлексии (С.М. Бондаренко, И.А. Завершинская, Р. Ньюком,  М.А. Романова и др.); ставится задача развития рефлексии самого учителя (О.В. Головина, Т.Е. Демидова и др.); рассматриваются содержание профессиональной рефлексии (О.А. Корнилова, Ю.Н. Кулюткин, Н. Лайонс и др.) и особенности ее формирования в процессе оценки деятельности (Л.И. Архарова, Е.А. Бессонова, А.А. Бизяева, Н.М. Манахова и др.).

В теории компетентностного подхода к профессиональному образованию исследована сущность понятия «профессиональная компетенция» (А.А. Вербицкий, В.В. Грачев, Э.Ф. Зеер, Т.М. Сорокина и др.), ее структура (А.К. Маркова, В.А. Сластенин и др.), исследуются возможности ее формирования в логике системно-деятельностного подхода к профессиональной подготовке (Н.В. Кузьмина, Л.М. Митина, Е.Н. Шиянов и др.). В составе компетенций будущего учителя выделяется рефлексивная компетенция, под которой понимается рефлексия профессиональной деятельности (Д.А. Иванов, С.А. Степанов); среди психолого-педагогических компетенций выделяется компетенция в развитии школьника как субъекта учебной деятельности (Н.В. Кузьмина), которая предполагает готовность учителя к развитию у учащихся учебной рефлексии.

Вместе с тем, в психолого-педагогических исследованиях не выявлен состав профессиональной компетенции в развитии учебной рефлексии у младших школьников, ее критерии; не исследованы содержание и организационные основы ее формирования, т.е. этапы, методы и средства (В.В. Краевский, Г.К. Селевко). Результаты проведенного нами анализа современных учебных пособий по педагогике, педагогической психологии и частным дидактикам показывают, что в большинстве из них декларируется развитие учебной рефлексии у школьников, но не обосновывается его значимость; не предлагается содержание подготовки, которое учитывает научное знание о рефлексивных действиях и условиях их развития на уроке, не предлагаются специальные средства подготовки будущих учителей к развитию учебной рефлексии.

Таким образом, актуальность исследования обусловлена необходимостью устранения объективно существующих противоречий между:

  • значимостью развития учебной рефлексии у младших школьников и недостаточным уровнем сформированности у будущих учителей и учителей-практиков ценностей, связанных с развитием учебной рефлексии, соответствующих знаний, умений и профессиональной рефлексии;

  • необходимостью целенаправленного формирования у будущих учителей профессиональной компетенции в развитии учебной рефлексии у младших школьников и недостаточной разработанностью теоретических основ, методов и средств осуществления этого процесса в исследованиях по теории и методике профессионального образования.

Выявленные противоречия позволили сформулировать проблему исследования, которая заключается в определении теоретических и методических основ формирования профессиональной компетенции будущих учителей в развитии учебной рефлексии у младших школьников. Это обусловило выбор темы исследования: «Формирование профессиональной компетенции будущих учителей в развитии учебной рефлексии у младших школьников».

Цель исследования: разработка содержания и организационных основ формирования профессиональной компетенции будущих учителей в развитии учебной рефлексии у младших школьников.

Объект исследования: образовательный процесс в вузе, направленный на формирование профессиональных компетенций будущих учителей начальных классов.

Предмет исследования: содержательные и организационные основы формирования профессиональной компетенции будущих учителей в развитии учебной рефлексии у младших школьников.
  1   2   3   4

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Проектно-образовательная деятельность по формированию у детей навыков безопасного поведения на улицах и дорогах города
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: Создание условий для формирования у школьников устойчивых навыков безопасного поведения на улицах и дорогах
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Организация воспитательно- образовательного процесса по формированию и развитию у дошкольников умений и навыков безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: формировать у учащихся устойчивые навыки безопасного поведения на улицах и дорогах, способствующие сокращению количества дорожно-...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Конечно, главная роль в привитии навыков безопасного поведения на проезжей части отводится родителям. Но я считаю, что процесс воспитания...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспитывать у детей чувство дисциплинированности и организованности, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Всероссийский конкур сочинений «Пусть помнит мир спасённый» (проводит газета «Добрая дорога детства»)
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспиты­вать у детей чувство дисциплинированности, добиваться, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...



Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск