Скачать 417.05 Kb.
|
На правах рукописи АГЕЕВ СЕРГЕЙ ЛЕОНИДОВИЧ РАЗВИТИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ В СИСТЕМЕ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ 13.00.08 – теория и методика профессионального образования АВТОРЕФЕРАТ диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук Челябинск - 2012Работа выполнена на кафедре педагогики Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Магнитогорский государственный университет» Научный руководитель: доктор педагогических наук, профессор Беликов Владимир Александрович Официальные оппоненты: Карпова Ольга Леонидовна доктор педагогических наук, профессор Уральского социально-экономического (филиал) образовательного учреждения профсоюзов высшего профессионального образования «Академия труда и социальных отношений» Идиатуллина Лилия Евгеньевна кандидат педагогических наук, доцент Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Уральский государственный университет физической культуры», кафедра психологии Ведущая организация: Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Оренбургский государственный университет» Защита состоится «26» декабря 2012 года в 14-00 часов на заседании диссертационного совета Д 311.005.01 по присуждению ученой степени кандидата педагогических наук по специальности 13.00.08 – теория и методика профессионального образования в конференц-зале Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Уральский государственный университет физической культуры» по адресу: 454091, г. Челябинск, ул. Орджоникидзе, 1. С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Уральский государственный университет физической культуры». Текст автореферата размещен на сайте ВАК Минобрнауки РФ: referat_vak@mon.gov.ru и на официальном сайте Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Уральский государственный университет физической культуры» www. uralgufk.ac. ru «23» ноября 2012 года. Автореферат разослан «23» ноября 2012 г. Ученый секретарь диссертационного совета, доктор педагогических наук, профессор А. М. Кузьмин ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ИССЛЕДОВАНИЯ Актуальность проблемы и темы исследования. В обеспечении здорового образа жизни, объединяющего все сферы жизнедеятельности личности, коллективов, социальных групп, наций, наиболее актуальной и универсальной составляющей является физическая культура и спорт, как наименее затратные и наиболее эффективные формы их морального и физического оздоровления. Вопросы развития физической культуры и спорта, детско-юношеского спорта регулярно обсуждаются на уровне Президента РФ (июнь 2011 г. в г. Казань), заседаниях Правительства Российской Федерации. В результате обсуждений были приняты и в целом реализованы подпрограмма «Физическое воспитание и оздоровление детей, подростков и молодежи в Российской Федерации на 2002-2010 гг.» Федеральной целевой программы «Молодежь России», Концепция развития физической культуры и спорта в РФ, которая была продлена на следующий значительный период. В настоящее время активно функционирует Совет по физической культуре и спорту при Президенте РФ. В то же время приходится констатировать, что возможности физической культуры и спорта не используются в полной мере. Это обусловлено многими обстоятельствами - продолжающееся финансирование по остаточному принципу; отсутствие единой модели физкультурно-спортивного движения; недостаток спортивных сооружений, спортивных объединений, клубов; низкая эффективность системы подготовки кадров в области физической культуры и спорта, конкурентоспособных на современном рынке труда. Изучение практического опыта и содержания научно-педагогических источников по данной проблеме позволяет заключить о катастрофическом положении в обеспечении кадрами образовательных учреждений сферы физической культуры и спорта. При этом, как показывают исследования, из 252 преподавателей физической культуры Муниципальных образовательных учреждений и ДЮСШ г. Оренбурга только 112 имеет специальное физкультурное образование. В большинстве случаев начальный уровень профессиональной компетентности формируется в процессе самостоятельной деятельности преподавателя физической культуры, обучения спортсменов и наблюдения за ними. Для перехода на более высокий уровень необходима специальная подготовка, длительное сочетание практической работы с исследовательской, либо получение специального образования. Но в современной России отсутствуют четкие методики профессионального обучения и самообразования преподавателей физической культуры, недостает учебных и методических пособий. Низкую квалификацию имеют методисты и управленческий персонал в системе физкультурного образования. Степень научной разработанности проблемы исследования. Анализ литературы по выделенной проблеме, показал, что исследования ведутся по следующим основным направлениям: - исследование отдельных аспектов труда преподавателя физической культуры (В. У. Агеевец, Г. Д. Бабушкин, Т. Е. Баева, А. Э. Болотина, Н. И. Бугров, А. А. Горелов, А. М. Дикунов, Н. Н. Жмарев, И. Х. Кобер, В. В. Миронов, В. Л. Марищук, А. А. Нестеров, И. А. Потапов, В. Н. Прохоров, М. В. Прохорова, Н. В. Романенко, В.А. Щеголев и др.);
При этом большинство работ затрагивает систему базового высшего физкультурного образования, где начинается переход к многоуровневой структуре и многовариантным формам подготовки специалистов по физической культуре и спорту, а дополнительное образование в области физической культуры и спорта, система повышения профессиональной квалификации остаются недостаточно обоснованными, ограничиваются усвоением педагогом определенной суммы знаний и не дают преподавателю физической культуры целостной и адекватной системы профессионального роста. Существует противоречие между необходимостью разработки системы профессионального роста преподавателей физической культуры и недостаточной научно-теоретической и методической обоснованностью данного процесса. В целом профессиональную компетентность преподавателя физической культуры вуза рассматривают как интегративное образование личности, включающее следующие качества – профессиональная грамотность, адаптированность к условиям работы в вузе, ответственность, креативность (С. С. Коровин, А. М. Кузьмин и др.). Таким образом, анализ состояния педагогической науки в исследуемой области позволяет выделить противоречие между потребностью современной системы высшего образования в преподавателях физической культуры высокой квалификации и недостаточно эффективной их подготовкой и профессиональным развитием на основе традиционных форм повышения профессиональной квалификации. Выделенные противоречия позволили сформулировать поэтому проблему исследования: каковы организационно-педагогические условия, эффективно развивающие профессиональную компетентность педагогов физической культуры. Актуальность проблемы, ее недостаточная теоретическая и практическая разработанность определили выбор темы исследования: «Развитие профессиональной компетентности преподавателя физической культуры вуза в системе повышения квалификации». Цель исследования – разработать, теоретически обосновать и экспериментально апробировать комплекс организационно-педагогических условий, обеспечивающих эффективность развития профессиональной компетентности преподавателя физической культуры в системе повышения квалификации. Объект исследования –профессиональная деятельность преподавателя физической культуры. Предмет исследования – процесс развития профессиональной компетентности преподавателя физической культуры в системе повышения квалификации. Гипотеза исследования. Эффективность развития профессиональной компетентности преподавателя физической культуры в системе повышения квалификации повысится, если будет обеспечено выполнение следующих организационно-педагогических условий:
В соответствии с проблемой, поставленной целью и выдвинутой гипотезой были сформулированы следующие задачи исследования:
Методологическую основу исследования составляют: 1) теория личности (Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, А. Маслоу, С. Л. Рубинштейн и др.), личностно-ориентированный подход (В. Я. Ляудис, И. С. Кон, И. Я. Лернер, В. А. Петровский, М. Н. Скаткин, К. Д. Ушинский, И. С.Якиманская и др.), деятельностный подход (П. Я. Гальперин, А. Н. Леонтьев, С. Л. Рубинштейн, Н. Ф. Талызина, Н. А. Менчинская и др.); 2) теория систем (И. В. Блауберг, В. Н. Садовский, А. И. Уемов, Э. Г. Юдин и др.) и системный подход в педагогических исследованиях (Ю. К. Бабанский, В. П. Беспалько, Т. А. Ильина, Ф. Ф. Королев, Г. Н. Сериков и др.); 3) компетентностный подход, включающий научные концепции, посвященные различным аспектам профессионального становления и развития специалистов - повышение профессионализма (С. А. Дружилов), профессиональной квалификации (В. А. Беликов, П. Друкер, И. О. Котлярова и др.); развитие профессионального мастерства (Ю. П. Азаров, Н. В. Кузьмина, В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев и др.); 4) положения теории развития личности преподавателя (К. А. Абульханова-Славская, П. П. Блонский, А. А. Деркач, А. В. Мудрик, В. А. Сластенин и др.) и андрогогические теории и концепции (С. И. Архангельский, С. Г. Вершловский, П. Я. Гальперин, А. В. Даринский, М. Ш. Ноулз, Ю. А. Панасюк, А. А. Реан, и др.); 4) теория профессионального образования (С. Я. Батышев, А. Я. Найн, Э. Ф. Зеер, Н. В. Кузьмина, В. А. Сластенин и др.); 5) теория физической культуры и спорта (В. У. Агеевец, Н. И. Бугров, Н. В. Жмарев, В. И. Жолдак, С. С. Коровин, В.А. Черепов и др.), теория и методика физического воспитания (Б. А. Ашмарин, А. М. Кузьмин, Л. П. Матвеев, А. Д. Новиков, Н. Г. Озолин и др.). Организация, база и этапы исследования: опытно-экспериментальная работа по выбранной нами теме исследования осуществлялась в три этапа с 2006 по 2012 гг. Всего в эксперименте участвовало 350 преподавателей физической культуры и тренеров. На этапе формирующего эксперимента исследовании были задействованы 112 преподавателей Оренбургского государственного педагогического университета (ОГПУ), Оренбургского государственного университета (ОГУ), Магнитогорского государственного университета (МаГУ), тренеры-преподаватели детско-юношеских спортивных школ, учреждений «Спортивный клуб» и Управления по физической культуре, спорту и туризму, а также тренеры спортивных клубов и секций гг. Оренбурга и Магнитогорска. Первый этап, теоретико-поисковый (2006-2008 гг.) предусматривал подготовительную деятельность, в процессе которой осуществлялись изучение и анализ потребности в профессиональных педагогических кадрах физической культуры, опыта профессиональной подготовки преподавателей физической культуры в рамках учебных заведений различных уровней, институтов системы повышения квалификации, в методической работе в гг. Оренбурге и Магнитогорске и других регионах России; разработку концепции исследования и программы эксперимента. Использовались методы теоретического анализа литературы, поисковых исследований, социологические методы. Второй этап, экспериментально-аналитический (2009-2010 гг.) предусматривал проверку гипотезы исследования, разработку и проверку эффективности комплекса организационно-педагогических условий и модели развития профессиональной компетентности преподавателей физической культуры в системе повышения квалификации. Для реализации поставленных задач был использован комплекс экспериментальных методов и методов регистрационных исследований, объединенных в рамках констатирующего и формирующего экспериментов. Третий этап, экспериментально-обощающий (2011-2012 гг.) был посвящен анализу и интерпретации результатов опытно-экспериментальной работы; обработке результатов исследований. Использовались методы математической статистики; анализ, обобщение и коррекция теоретических положений и выводов. НАУЧНАЯ НОВИЗНА ИССЛЕДОВАНИЯ 1 Уточнена сущность и признаки понятия «профессиональная компетентность преподавателя физической культуры» с учетом особенностей профессиональной деятельности преподавателей и особенностей использования традиционных форм повышения профессиональной квалификации 2 Теоретически обоснованы и экспериментально апробированы организационно-педагогические условия, необходимые и достаточные для эффективного развития профессиональной компетентности преподавателей физической культуры в системе повышения квалификации. 2 Выполнено педагогическое проектирование структурно-функциональной модели развития профессиональной компетентности преподавателей физической культуры вузов в системе повышения квалификации, позволяющая обеспечить целостность процесса и реализацию развивающего потенциала системы повышения квалификации. 3 Разработана методика реализации организационно-педагогических условий эффективного развития профессиональной компетентности преподавателей физической культуры вузов в системе повышения квалификации, отражающая особенности профессиональной деятельности преподавателей физической культуры, активные методы, формы и средства повышения квалификации. Теоретическая значимость исследования заключается в определенном вкладе в теорию и методику профессионального образования – уточнении признаков понятия «развитие профессиональной компетентности преподавателя физической культуры»; особенностей профессиональной деятельности преподавателя физической культуры, определяемых характером взаимодействия со студентами как двух самоорганизующихся субъектов учебно-спортивной деятельности; в обосновании содержательно-функциональных компонентов процесса развития профессиональной компетентности в учреждении повышения профессиональной квалификации педагогов. Сформулированные положения и разработанная модель вносят существенный вклад в теорию профессионального образования специалиста физкультурного профиля, расширяют границы применения разработанных положений в области теории физической культуры и спорта. |