Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2





НазваниеПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2
страница1/4
Дата публикации06.12.2013
Размер0.74 Mb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Право > Документы
  1   2   3   4
ФГНУ «Институт педагогического образования и образования взрослых» РАО

ФГБОУ «Российский государственный педагогический университет им. А.И.Герцена»

АОУ «Тюменский областной государственный институт развития регионального образования»

Суртаева Н.Н.


НАВИГАТОР

В МИРЕ ТЕХНОЛОГИЙ

(методические рекомендации

в формате таблиц)

Санкт-Петербург - Тюмень

2013

УДК 37

ББК 74.00

Печатается по решению редакционно-издательского совета ТОГИРРО

Протокол № 1 от 16 января 2012 г.

при предварительном обсуждении на кафедре социальной педагогики РГПУ им. А.И.Герцена, и лаборатории инноватики и управления педагогическим образованием Федерального государственного научного учреждения «Институт педагогического образования и образования взрослых»
Автор-составитель (Часть 1), ответственный редактор:

Суртаева Н.Н., д.п.н., профессор кафедры социальной педагогики РГПУ им. А.И.Герцена,

заведующая лабораторией инноватики и управления педагогическим образованием ФГНУ ИПООВРАО

Авторы-составители (Часть 2):

Ройтблат О.В.,к.п.н, ректор ТОГИРРО, Народный учитель РФ,

Кускова М.В.,к.п.н, доцент, проректор ТОГИРРО,

Трушников Д.Ю., к.п.н, доцент, проректор ТОГИРРО

Навигатор в мире технологий.

СПб.-Тюмень: ТОГИРРО, 2013.- 24 с.

ISBN 978-5-89967-465-5


В методических рекомендациях представлены материалы, раскрывающие разнообразие технологий – уп-равленческие, социальные, педагогические, технологии обучения, разработанных наукой и практикой и при-меняемых с различной целью. Думаем, что систематизированный материал педагогического характера, приве-денный в рекомендациях будет полезным как людям, занимающимся теоретическими изысканиями в области технологий, так и практикам, выполняя роль навигатора в поиске информации по различным технологиям.


Рецензенты:

д.п.н., доцент В.Л. Моложавенко

д.п.н., профессор МИОО О.А. Иванова

isbn 978_5_89967_465_5.tif

© Суртаева Н.Н., 2013

© АОУ ТОГИРРО, 2013
ВВЕДЕНИЕ

«Многие формы жизни стали новыми,

а формы обучения до того уже обветшали,

что пришло время подумать об их

усовершенствовании». Д.И. Менделеева,

О педагогических технологиях особо интенсивно в России, ведется речь с 90-х годов прошлого столетия, период, когда в качестве целевой установки реформирования образования была обозначена гуманистическая и личностно-ориентированная концепции. В этот период идут интенсивные наработки по преобразованию не-когда основной формы обучения – урока.

Педагогами – практиками и учеными предлагается множество так называемых нетрадиционных видов уро-ка (интегрированный урок, бинарный урок, урок – следствие ведут знатоки, урок-панорама, урок методом – ма-лых бригад и т.д.), которые, конечно не решили проблему, но на определенный период придали эффект новизны. Не будучи системным явлением в образовательных учреждениях, такие виды уроков не могли спо-собствовать решению задачи – личностно-ориентированного обучения. На смену этого осуществляется научный и практический поиск - приведший к широкому увлечению технологиями. Несмотря на это, как и на рубеже Х1Х – ХХ веков, так и рубеже-ХХ1 основной формой продолжает оставаться урок. Тут уместно привести слова Д.И. Менделеева, который более века назад писал:«Многие формы жизни стали новыми, а формы обучения до того уже обветшали, что пришло время подумать об их усовершенствовании».

По мнению В.М. Шепеля «…педагогические технологии в науке рассматриваются как один из видов чело-вековедческих технологий и базируются на теориях психодидактики, социальной психологии, кибернетики, уп-равления и менеджмента».

Идеи о технологизации процесса обучения высказывал ещё Я.А. Коменский. Он призывал к тому, чтобы обучение стало «техническим», то есть таким, что все, чему учат должно иметь успех. Таким образом, сфор-мирована важнейшая идея технологий – гарантированность результата. Механизм обучения, то есть учебный процесс, приводящий к результатам, Я.А. Коменский назвал «дидактической машиной» и отмечал, что для нее важно: отыскать цели,   отыскать средства достижения этих целей,-  отыскать правила пользования этими средствами. Вырисовывается своеобразный модуль: цель – средства – правила их использования – результат, что стало ядром любой технологии в образовании. В дальнейшем элементы педагогической технологии можно найти в работах Песталоцци. В ХХ веке в работах А.С Макаренко.

А.С. Макаренков «Педагогической поэме» отмечал, что «наше педагогическое производство никогда не строилось по технологической логике, а всегда по логике моральной проповеди… именно поэтому у нас просто отсутствуют все важные отделы производства: технологический процесс, учет операций, конструкторская работа, применение конструкторов и приспособлений, нормирование, контроль, допуски и браки».

Эволюционный взгляд на проблему педагогических технологий (ПТ) говорит об использовании этого термина в 20 - е годы ХХ столетия, который постепенно менялся – (педагогическая технология, педагогические техники, технологии образования, образовательные технологии, технологии обучения и в конце ХХ столетия вновь возвращение термина «педагогические технологии»).

На современном этапе в педагогической науке и педагогической практике по вопросу технологий в образовании существует две точки зрения, согласно – одной – педагогические технологии – это благо, согласно другой – это зло, привнесенное в педагогику извне и вымывающее творчество педагога, и негативно, влияющее на межличностное взаимодействие. На самом деле термин технологии и его производные (техники, технологические цепочки, технологические карты и др.) в педагогике существуют очень давно.Проектирования педагогических технологий в деятельности педагога, это процесс реализующий идею Киркегора «…о человеке, конструирующем самого себя». В аспекте формирования самообразующейся личности, эта идея, как никакая другая отвечает на вопрос: « Почему – технологии?»

Внимание к технологиям на современном этапе актуализировалось, еще в связи с критическими «нападками» на урок усиливающимися в последнее время. Приведем несколько высказываний выдающихся деятелей культуры об уроке, которые на наш взгляд отвечают на вопрос: «Почему - технологии, а не - урок?»:

-«Дисциплинированная рота солдат, которой нынче командует один, завтра другой поручик» Л.Н.Толстой,

-«Классно-урочная система стрижет всех под одну гребенку» М.Н.Скаткин,

-«Она нивелирует способности, культивирует подражательную деятельность, не обеспечивает условий для формирования творческого мышления и развития коллективизма в процессе учебной деятельности» М.Н.Скаткин,

Классно-урочная система – массовое уничтожение талантов» М.Петров, А.Потемкин,

«Классно-урочная система – как пожирание плодов с непосаженного дерева», что «не только не вкусно, но даже и не питательно»В.В.Розанов.

О наиболее интенсивном изучении проблемы педагогических технологий, следует говорить после Международного семинара по технологии обучения, который проходил в Будапеште в 1976. В этом семинаре принимала участие и Советская делегация. Позиция Советской дидактики была представлена в докладе академика С.Г. Шаповаленко и профессора Т.В. Ильиной. Позиция СССР была представлена следующим образом: «В СССР термин «технология обучения» не применяется так, как – то, что включается в ее сферу, осуществляется теорией воспитания, дидактикой, методиками преподавания учебных предметов, педагогической психологией. Эти науки дают учителю научно – обоснованные рекомендации по разработке программ управления процессом обучения и реализации их на практике: определяют задачи изучения каждого учебного предмета; рекомендуют способы элементарного анализа содержания учебных программ и учебников; Инструктируют по вопросам определения исходного и конечного состояния учащихся, структурирования логической последовательности предъявления содержания обучения ученикам, разделения этого процесса на шаги, моделирования познавательной деятельности учителя на каждом шагу и осуществления обратной связи; вооружают принципами отбора средств обучения для реализации каждого шага. В том числе АВУМ, подсказывают правильные способы установления связи их между собою, а также методику и технику применения; разъясняют способы введения учеников в процесс учения (мотивация, возбуждение интереса и внимания, постановка проблемы и т.п.); предлагают способы выполнения программы управления процессом обучения и коррекции его на основе статистически обработанных и математически интерпретированных материалов обратной связи (контрольных работ, тестов, бесед с учащимися и т.д). Так как все, что было перечислено выше, составляет в других странах содержание технологии обучения, то можно сказать, что, хотя в нашей стране не применяется этот термин, но по существу мы серьезно занимаемся разработкой ее проблем». // Международный семинар по технологии обучения. Заключительный документ. Будапешт: ТАТЭРТ, 1978г

Педагогические технологии за рубежом получают более раннее развитие и распространение. Остановимся на некоторых аспектах рассмотрения педагогических технологий за рубежом.

Уолет Борг отмечал, что до начала 60-х годов педагогической технологией обычно называли использование различных средств обучения, таких как кинофильмы, диапозитивы, звукозаписи это и есть понимание ПТ в узком смысле слова, в последние же годы педагогическими технологиями стали означать использование строгих научных методов разработки оценки образовательных программ и эффективных средств обучения.

Во второй половине 70-х годов венгерские авторы на Международном семинаре по проблемам технологии обучения дали определение понятию: как – «анализ компонентов процесса учеба-обучение. Т.е. цель и требование, учебные пособия, оценка и т.д. в аспекте его организации». Авторы исходили при этом из того, что массовое обязательное образование требует широкого внедрения средств и технологий обучения.

Развивает взгляд на сущность ПТ П.Д. Митчел. Автор подмечает, что сами по себе средства обучения не являются педагогической технологией, в качестве существенных признаков педагогической технологии следует отметить учебную информацию, обучающие алгоритмы, принципы, которые их объединяют. Еще шире взгляд на содержание понятия ПТ можно отметить у ЭлемераБистерски и Жужжа Целлера, которые утверждают, что ПТ - это система из организационных форм, содержания, методов, техники обучения на всех уровнях образования, суть ее заключается в планировании, управлении и оценке учебного процесса, который направлен на достижение точно определяемых экспериментальным путем целей. По мнению авторов, технология обучения представляют собой не только новое вспомогательное средство и новую систему, но и играет большую роль в развитии учебного процесса, изменяя его организационные формы, методы, содержание и совокупности их, которые способны вызвать изменение образа мышления преподавателей и слушателей. Здесь сделан акцент на динамику, на новообразование. Эта позиция приближена к современному пониманию педагогических технологий в широком смысле ее толкования. Позднее в содержание понятия ПТ начинает вкладываться и деятельностная составляющая. Ф.А. Фрадкин отмечает, что сама по себе ПТ не содержит ценностей и ориентаций, она представляет собой проект деятельности или цепочку деятельностей, направленных на достижение цели учебно-воспитательной работы. Цели могут изменяться, в соответствии с ними будут модифицироваться ПТ. В результате автор приходит к заключению о том, что ПТ – это системное, концептуальное, нормативное, объективированное, инвариантное описание деятельности учителя и ученика, направленное на достижение образовательной цели. Оно всегда квинтэссенция воспитательной системы, базовое основание, в котором фиксируется ее своеобразие и специфические особенности теоретического состава и категориального аппарата. М.А. Мартынович же, рассматривает технологию как конструкцию, стратегию, алгоритм действия учителя, организацию педагогической деятельности. Технологию автор рассматривает как условие воплощения концепции в практику.

Японский ученый педагог Т. Сакамото отмечает, что педагогическая технология представляет собой внедрение в педагогику системного способа мышления, который можно иначе назвать «систематизацией образования» или «систематизацией классного обучения».

Т. Сакамото и Д. Митчел отмечают, что современное понимание педагогических технологий невозможно без оценки способов максимального повышения педагогических результатов путем анализа, отбора, конструирования и контроля всех управляемых компонентов и их взаимосвязей.

ЗолтанБатори, ЯншеГостони под понятием «технология обучения», независимо от наименования, подразумевают «анализ компонентов процесса «учеба – обучение», т.е. цель и требования, методы, учебные пособия, оценку и т.п. в аспекте его организации».

ЛаслоСалаи определяет технологию обучения как «обобщающее понятие, включающее планирование, анализ целей, научную организацию учебно-воспитательного процесса, выбор методов, средств и материалов наиболее соответствующих целям и содержанию в интересах повышения эффективности обучения», в центре понимания сущности технологий автор ставит научную организацию всего учебно-воспитательного процесса.

К другим подходам, рассматривающим ПТ можно отнести позицию С. Сполдинга, который считает, что технология обучения включает целостный процесс постановки целей, постоянное обновление учебных планов и программ, тестирование альтернативных стратегий и учебных материалов, оценку педагогических систем в целом и установление целей заново. Как только становится известной новая информация об эффективности системы. Технология обучения рассматривается как организация предметной деятельности через адекватное варьирование предметной ситуации.

Проводя исследование по определению содержания понятия ПТ, шведский ученый КристерБруслинг выявил, что к 70-м годам ПТ в ее старом определении почти полностью сошла со сцены, а новое определение еще не устоялось. Бруслинг уже в те годы приводит более десятка определений, показывающих различные точки зрения.

В глоссарии терминов по технологии образования в первоначальном смысле ПТ рассматриваются как использование в педагогических целях средств, порожденных революцией в области коммуникаций, таких как аудивизуальные средства, телевидение, компьютеры и другие виды «жестких» и «мягких» средств. В новом более широком, смысле ПТ рассматриваются как систематический метод планирования, применения и оценивания всего процесса обучения и усвоения знаний путем учета человеческих и технических ресурсов и взаимодействия между ними для достижения более эффективной формы образования. В 1979г. Ассоциация по педагогическим коммуникациям США опубликовала специальное определение педагогических технологий: «ПТ – есть комплексный интегральный процесс, включающий людей, идеи, средства и способы организации деятельности для анализа проблем и планирования, обеспечения, оценивания и управления решением проблем, охватывающих все аспекты усвоения знаний».

Педагогическая технология -  это системный метод создания, применения и определения всего процесса преподавания и усвоения знаний с учетом технических и человеческих ресурсов и их взаимодействия, ставящий своей задачей оптимизацию форм образования (ЮНЕСКО).

В многочисленных научных дискуссиях и поисках определений понятия педагогическая технология выявились на современном этапе пять направлений, по которым идет развитие содержательной стороны понятия.

Педагогические технологии в контексте комплекса современных технических средств, включая электронно-коммуникативные средства, ПТ вид контроля, как средство осуществления процесса коммуникаций, куда входят и технологии управления, ПТ как средства и процесс обучения, ПТ как процесс воспитания, процесс сопровождения и поддержки.

В различных обзорах педагогических технологий отмечаются сильные и слабые стороны различных подходов и определений. В. Богомолов отмечает, что Б. Скиннер, С. Гибсон, М. Жиллет, Т. Сакамоте, В. Хаг рассматривают педагогические технологии как процесс коммуникации, к которому применим системный анализ с целью улучшения обучения. Так, например С. Гибсон считает, что ПТ это систематическое использование людей, идей, учебных материалов и оборудования для решения педагогических проблем. Другая группа ученых уводит ПТ к использованию ТСО и АУДВ. Так С. Андерсон, Р.ДеКиффер, Ф. Уитвортт, М. Мейер, М. Кларк,М. Вульман, Г. Эллингтони др. рассматривают ПТ как производство и применение учебного оборудования ТСО: «от мела и классной доски» до «всех вещей, которые можно включить в розетку на стене».

М. Кларк смысл ПТ видит в применении в сфере образования изобретений, промышленных изделий и процессов, которые составляют часть технологии нашего времени. Имеющиеся зарубежные позиции на рассмотрение содержания понятия ПТ можно разделить на несколько групп.

Первая группа, представителем которой выступает Ф. Персиваль и Г. Эллингтон заявляют, что технологии в образовании не могут не включать все возможные средства представления информации (информационный век), включая телевидение, видеотехнику, компьютерную технику, а также «сопутствующие средства».

Вторая группа, в которой авторы считают правомерным по – разному определять ПТ, считая, что в одних случаях «работает» одно, а в других – иное определение. Так Д. Финн, А. Ламсдейн, П. Митчелл, Ф. Персиваль, Г. Эллингтон придерживались и таких определений:

- ПТ есть совершенствование, применение и оценивание систем, способов и средств улучшения процесса усвоения знаний.

- ПТ – есть приложение научного знания об усвоении и условиях усвоения учебного материала для улучшения эффективности и полезности обучения и практической подготовки.

- ПТ есть система действий по планированию, обеспечению и оцениванию всего процесса обучения, оп-ределяемая специальными целями, основанная на исследованиях процесса усвоения знаний и коммуникации, а также исследования человеческих и материальных ресурсов для достижения более эффективного обучения. Определения педагогической технологии можно сколько угодно продолжать.

На сегодняшний день в науке рассмотрено множество теоретических аспектов технологий – содержание понятия, классификация, концептуальные элементы, функции, особенности деятельности педагога и др. Реа-лизация технологического подхода затронула практически все элементы системы образования. На современ-ном этапе речь идет о технологиях воспитания, технологиях поддержки, технологиях обучения, технологиях развития, технологиях управления, технологиях оценки качества, технологиях социального взаимодействия, технологиях проведения научно-практических конференций. Идет наработка теоретического материала по воп-росам гуманистической технологии обучения, человековедческой, социальной, социально-воспитательной, не-традиционной, инновационной, современной и др. Несмотря на, высокий интерес к вопросам педагогических технологий остается множество проблем. Разрастание интереса к проблемам технологий в жизни общества в различных сферах в виде структурной основы тезауруса технологического пространства, раскрывающая эво-люцию представлений человека в сфере социума о технологии, в виде иерархической цепочки представлена на рис. 1

СТРУКТУРНАЯ ОСНОВА ТЕЗАУРУСА ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО ПРОСТРАНСТВА, РАСКРЫВАЮЩАЯ ЭВОЛЮЦИЮ ВХОЖДЕНИЯ ПОНЯТИЯ « ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ»
ЧЕЛОВЕКОВЕДЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ
Социальные, гуманитарные, организационные
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ
Педагогические технологии в педагогическом образовании
Образовательные технологии, воспитательные технологии
Технологии обучения, технологии развития
Технологии в различных сферах, дисциплинах
Технологии изучения отдельных тем и решения проблем
СОВРЕМЕННЫЕ, ИННОВАЦИОННЫЕ, НЕТРАДИЦИОННЫЕ

Рис.1 Иерархическая цепочка раскрывающая эволюцию представлений человека в сфере социума о технологии
  1   2   3   4

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Проектно-образовательная деятельность по формированию у детей навыков безопасного поведения на улицах и дорогах города
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: Создание условий для формирования у школьников устойчивых навыков безопасного поведения на улицах и дорогах
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Организация воспитательно- образовательного процесса по формированию и развитию у дошкольников умений и навыков безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: формировать у учащихся устойчивые навыки безопасного поведения на улицах и дорогах, способствующие сокращению количества дорожно-...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Конечно, главная роль в привитии навыков безопасного поведения на проезжей части отводится родителям. Но я считаю, что процесс воспитания...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспитывать у детей чувство дисциплинированности и организованности, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Всероссийский конкур сочинений «Пусть помнит мир спасённый» (проводит газета «Добрая дорога детства»)
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспиты­вать у детей чувство дисциплинированности, добиваться, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...



Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск