Тема классного часа





Скачать 127.3 Kb.
НазваниеТема классного часа
Дата публикации04.08.2013
Размер127.3 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Право > Документы
Тема классного часа: Овеянные славою символы России.
Цели:

  1. способствовать формированию гражданской компетенции учащихся, понимания подрастающим поколением сущности и значения государственных символов РФ;

  2. расширить представления о символике России;

  3. способствовать развитию психических процессов: памяти, внимания, мышления, речи;

  4. содействовать воспитанию уважения к законам и символам государства.


Форма проведения: путешествие по залам музея.
Предполагаемый результат: журнал, при составлении которого учащиеся будут знать: государственные символы РФ, сущность, значение и историю их происхождения; учащиеся будут уметь: находить нужную информацию из текста, обосновывать свой ответ, доказывать свое мнение, уметь правильно отвечать на поставленные вопросы; должны проникнуться чувством уважения и гордости за свою страну.


  1. Вступительная беседа.

Учитель (читает стихотворение Н.Поляковой Родина моя).

- Это занятие я начну со строчек Н.Поляковой. Прослушав их внимательно, ответьте:

- О чем это стихотворение?

- Что значит «Родина моя»? –

Ты спросишь, я отвечу:

- Сначала тропочкой земля

Бежит тебе навстречу. (Слайд 1)

Потом тебя поманит сад

Душистой веткой каждой. (Слайд 2)

Потом увидишь стройный ряд

Домов многоэтажных, (Слайд 3)

Потом пшеничные поля

От края и до края, (Слайд 4)

Все это – Родина твоя,

Земля твоя родная.

- Итак, о чем стихотворение? (О Родине)

- Что у вас ассоциируется со словом Родина?
Работа с готовым кластером. (Слайд 5)
- К каким трем группам вы отнесли бы эти слова? Назовите их.

(Ответы детей помещаются на доску)

- Что такое Родина?

- По вашему мнению, с чего начинается Родина?

Со словом Родина связано еще одно понятие – государство. (Слайд 6)

- Любовь к Родине – важнейшее чувство для каждого человека. У взрослого это чувство подобно большой реке. Опыт жизни расширяет понятие Отечества до границ всего государства. Но ведь даже у больших рек есть исток – маленький ключик, из которого река берет свое начало.

- Как вы считаете, что такое государство?

- По вашему мнению, с чего оно начинается?

- Знаете ли вы, что является символами государственности России?

- Хотите найти ответы? Попытаемся?

- Для этого я вас приглашаю посетить залы исторического музея. (Слайд 7 с набором гербов).

- Обратите внимание, какое большое количество информации. Во всем этом вам предстоит разобраться. Вам будут помогать знатоки – эксперты в области символики РФ.

В результате встречи с ними вы сможете оформить страницы журнала.

- В дальнейшем этим журналом могут воспользоваться другие учащиеся школы.


  1. Сообщение темы и цели классного часа.

- Итак, задачи сформированы, цели определены. Тема нашего классного часа звучит так: «Овеянные славою символы России». (Слайд 8)


  1. Герб России.

- Я приглашаю вас в первый зал нашего музея, здесь вы будете не простыми учениками, а учениками герольдами.

Обратимся к словарю.

Герольд – человек, который создавал гербы, родословные.

Геральдика – наука о гербах.

Герольд должен быть внимательным и сообразительным, трудолюбивым.

Сейчас мы перенесемся на несколько веков назад в старый замок, где происходит разговор старого графа с сыном.

- Итак, слушайте и запоминайте, о чем они говорят.

(Заранее подготовленные ученики (эксперты-знатоки) разыгрывают сценку).

Сын. Отец, на прошлом турнире граф де Ори, когда я спросил его, как должен

вести себя настоящий рыцарь, сказал, что вы лучше других можете рассказать мне, каких правил следует придерживаться, так как наш род обладает наидостойнейшим гербом. А разве гербы не равно достойны? И кто их придумал?

Отец. Да, сын мой, ты уже вырос. И нужно немного рассказать тебе о гербах. Все

правила составления гербов знают только герольды. Но разбираться в гербах должен каждый человек. Без этого он глуп и слеп. Герб – это наша история. Вспомни наш семейный герб. Какого он цвета?

Сын. Он золотой.

Отец. Верно. По цвету герба можно судить о древности рода. Никогда старинный

герб не бывает сиреневого или оранжевого цвета. Только молодой, не опытный рыцарь может позволить себе такие яркие цвета.

Сын. Отец! На гербе нашей семьи есть еще и красные полосы. О чем они говорят?

Отец. Твой прадед имел в гербе только золотой цвет. В жарком сражении он был

тяжело ранен, но не отступил. И тогда король после битвы смочил в его крови пальцы и провел по золотому щиту четыре полосы в знак признания его доблести.

Сын. Отец! А я знаю, что на гербах бывают изображения животных. Что они

изображают?

Отец. Лев – это отвага, сила и гнев, журавль – осторожность, единорог –

непобедимость, гриф – свирепость. Но помни, сын, что, кто бы ни был изображен на твоем гербе, опозоривший себя дворянин может утратить свой герб.

(Подготовленные ученики играют роль герольдов)

1 герольд. Гербы имели различную форму: треугольную – нормандский, овальную – итальянский. Прямоугольную – испанский, с заострением внизу – французский, неправильную резную – немецкий.

2 герольд. Существовало и определенное число цветов для герба. Каждый цвет имел свое значение: красный – страсть, синий – верность и честь. Зеленый – свобода, пурпурный – храбрость, черный – смелость, золото – знатность, серебряный – благородство.

3 герольд. В гербе использовали и специальную штриховку. Красный цвет изображался вертикальными линиями, синий – горизонтальными. Пурпурный – диагональными линиями слева, зеленый – диагональными линиями справа, черный – горизонтальными и вертикальными линиями крест-накрест.

4 герольд. Слово герб в переводе с латинского обозначает «Трава», «Зелень». И действительно, первоначально на многих гербах присутствовали изображения листьев, цветов, ветвей растений. Позднее на гербах появляются башни, животные, небесные светила.

1 герольд. Герб - это отличительный знак, эмблема государства, города, сословия, рода. Гербы обязательно отражают историю, традиции. Составляются они по определенным правилам.
- Итак, вы познакомились с правилами составления гербов.

- Я предлагаю вам составить несколько гербов, которые бы вы хотели видеть символами нашей Родины. (Из предложенных заготовок, с помощью цветной бумаги, карандашей дети в трех-четырех группах работают над самостоятельным составлением гербов; оформляют их на 1 странице журнала).

- Что символизирует каждая составляющая часть ваших гербов?

- Считается, что гербы возникли в нашей стране давно, в конце 11 века, т.е. более 900 лет назад. Сначала отличительными знаками русских князей были печати, которые в последствии приняли значение герба.

(Слайд 9) – Гербовый орел и печать Ивана III.

- Первым достоверным свидетельством использования двуглавого орла в качестве государственного герба является печать правителя страны Ивана III на его грамоте 1497 года. За время своей долгой жизни русский герб неоднократно изменялся, но в его основе, четыре с лишним столетия, всегда оставался двуглавый орел (Слайд10-ГербА.М.Романова1667г.) (Слайд11 – Герб Петра I 1721г.). (Слайд12 – Герб времен Екатерины I.).(Слайд13 – Герб при Александре I 1826г.). (Слайд14 – Герб при Николае I.). (Слайд15 – Большой государственный герб 1882г.).

Лето 1918 года в Государственном гербе РСФСР утверждаются новые политические символы: двуглавый орел заменен красным щитом, на котором изображены перекрещенные серп и молот, и восходящее солнце – как знак перемен. (Слайд16 – Герб РСФСР 1920г.). (Слайд17 – Герб СССР 1922г.). (Слайд18 – Современный герб России).

В 1991 году наша страна вернула себе старое, но не забытое имя – Россия. На государственном гербе РФ восстановили двуглавого орла как традиционного государственного символа России.

Описание герба.

Герб можно разглядывать, можно им любоваться, как произведением искусства, но, что особенно важно, его нужно суметь грамотно прочесть.

На фоне щита красного цвета изображен золотой двуглавый орел. Правой лапой орел сжимает скипетр. В его левой лапе – держава. Над головами орла мы видим короны. Скипетр – это жезл, украшенный затейливой резьбой, золотом и драгоценными камнями. Держава представляет собой золотой шар с крестом на верху. Крылья орла похожи на солнечные лучи, а сама золотая птица – на солнце. На груди орла помещено изображение всадника на фоне красного щита. Это – Святой Георгий Победоносец. Он на белом коне, за его плечами развевается синий плащ, в правой руке у него серебряное копье, которое помогло ему победить змея. Он повержен героем. Верный конь воина топчет дракона копытами.

- Почему именно такие цвета взяты на герб РФ?

(ответы детей)

М.О. Мы с вами выяснили, что цвета на гербе взяты не случайно. Русский народ не раз доказывал мужество, отвагу, героизм на полях сражений, поэтому преобладающий цвет на гербе красный. Наша страна большая и красивая, здесь много лесов и полей, широких рек, глубоких озер. Об этом символизируют серебряный и синий цвета. Желтый цвет на гербе – это цвет солнца, тепла и радости. Наша страна чтит память предков и скорбит о погибших. Об этом символизирует черный цвет.


  1. Флаг России.

Сейчас я вас приглашаю пройти в следующий зал музея. Там вас вновь встретят эксперты-знатоки, проведут с вами игры, познакомят не только с Российским флагом, но и с официальными знаменами России.

  1. Составление флага.

- Составьте флаг РФ, используйте карточки в конверте. Оформите следующую страницу журнала.

М.О. Во все времена цвету придавали особый смысл. Белый цвет означает мир и чистоту совести, синий – небо и правду, красный – огонь и отвагу. Белый, синий и красный цвета издавна использовались в национальных народных костюмах. Из белого льняного полотна шили рубахи, из синей и красной материи - нарядные сарафаны и другую одежду. Белая полоса флага напоминает нам о белоствольных березах, о лёгких летних облачках, белых ромашках. Синева неба, рек, озер и морей - в синей полосе, а красный цвет - это цвет мужества и храбрости.

2. Работа со словарём.

- Что такое флаг? Обратимся к словарю.

Флагом называют прикреплённое к древку или шнуру полотнище, строго определённых размеров и цветов, иногда с изображением на нём герба или эмблемы. Флаги являются символом объединения и власти.

- Флаг состоит из следующих частей: древко, полотнище, навершие (кресты надзнамённые), ленты, тесьма, шнуры с кистями, подток (нижний конец древка) (показ)

3. Официальные знамёна России.

  • У России кроме государственного флага, официально приняты знамя победы. Андреевский флаг (знамя военно-морского флота), Штандарт президента РФ.

  • У вас на партах есть конверты с деталями флага.

Давайте составим официальные знамёна России:

1 группа составляет Штандарт президента РФ; (Слайд 19)

2 группа составляет Андреевский флаг и знамя победы. (Слайд 20)

- Давайте проверим, что у вас получилось? (учитель показывает образец, а дети сравнивают) Продолжите оформление журнала.

М.О. Символом президентской власти является штандарт (флаг) Президента. Он поднимается в месте пребывания главы государства.

Российскому Военно-морскому флоту, подчёркивая преемственность славных традиций флота Петра Великого, по наследству перешел бело-голубой Андреевский стяг (знамя).

Знаменем вооружённых сил России снова стало красное знамя. Красными были знамёна русских воинов в древности, красными были и их щиты.

4. Меткий стрелок

- А сейчас давайте возьмём лук со стрелой и поиграем в игру «Меткий стрелок», только стрелами будут ваши предположения. (Слайд 21)

ЗНАМЯ
ШТАНДАРТ
ФЛАГ СТЯГ

ВЫМПЕЛ

ФЛЮГЕР

БУНЧУК

ХОРУГВЬ

  • Какие слова связаны со словом флаг? (соедините стрелами). Работа в группах.

  • Давайте проверим, (вывешивается 2 варианта ответов детей) Каждая группа детей объясняет свой выбор.

М.О. В русском языке существует ряд слов для обозначения флага: знамя, штандарт, вымпел, флюгер, бунчук, хоругвь.

(Слайды 22-23). ЗНАМЯ - определённого цвета широкое полотнище на древке, принадлежащее воинской части, организации, государству.

ШТАНДАРТ - флаг главы государства.

СТЯГ - знамя, которое есть в каждом полку современной армии.

ВЫМПЕЛ - узкий длинный раздвоенный на конце флаг на мачте военного корабля.

ФЛЮГЕР - в старину: флажок на пике

БУНЧУК - у казачьих атаманов короткое украшенное древко с привязанным конским хвостом, кистями.

ХОРУГВЬ - в старину: войсковое знамя, (каждое слово поясняется)

5. Предназначение флага. (Сообщение эксперта-знатока).

- Каково же предназначение флага?

Государственный флаг России постоянно поднят над зданиями органов власти нашей страны, над зданиями дипломатических представительств России за рубежом. В преддверии государственных праздников он вывешивается на площадях, учреждениях, домах. В дни траура флаг приспускается или к нему прикрепляют в верхней части чёрную ленту. Это говорит о всеобщей скорби народа.

Государственный флаг - важный символ страны. Он подлежит защите как внутри страны, так и за её пределами. Его оскорбление рассматривается как оскорбление чести народа и государства. Флаг - это святыня.

В России существует праздник, который торжественно отмечается 22 августа, - день Государственного флага Российской Федерации.

М.О. Государственный флаг России - наша гордость, наша святыня - символ независимости и величия нашей Отчизны. Он символизирует нашу необъятную Родину с её непростой судьбой, её славным прошлым. Долг каждого гражданина – оберегать честь нашего флага.


  1. Гимн России.

- Переходим в следующий зал музея.

Просмотр фрагмента фильма «Корона Российской Империи».

- Почему герои фильма встали, когда прозвучало это музыкальное произведение?

3 федеральных конституционных закона о государственных символах России были приняты 20 декабря 2000 года.

В законе о гимне дано описание и порядок официального использования государственного гимна Р.Ф.. а именно в статье 7 сказано:

При официальном исполнении государственного гимна Р.Ф. присутствующие выслушивают его стоя, мужчины - без головных уборов. Так проявляется уважение к стране.

- Что такое гимн?

Гимн- это торжественная песня или мелодия, которая исполняется в особых, торжественных случаях.

- Где вам приходилось слышать исполнение гимна?

(во время национальных праздников, подъёма государственного флага Р.Ф., торжественных собраний, во время проведения воинских ритуалов и спортивных соревнований)

Сообщение учителя.

Одержав победу над французами в Отечественной войне 1812 года, Россия как никогда нуждалась в собственном государ­ственном гимне. Почти вся Европа пользовалась тогда мелодией британского «Боже, храни короля». В 1816 году Александр I предложил новый официальный гимн на мелодию британского гимна со словами В. А. Жуковского. Гимн получил название «Молитва русских». Второй гимн России свя­зан с именем композитора Львова. Свое название гимн получил по первой строке «Боже, царя храни».
Боже, царя храни.

Сильный, державный,

Царствуй на славу,

На славу нам.

Царствуй на страх врагам,

Царь православный.

Боже, царя храни.
- Этот гимн звучал в фильме «Корона Российской Империи».

Приобретя мировую популяр­ность, русский гимн исполнялся за границей в качестве самостоятель­ного произведения. В марте 1917 го­да появился новый гимн - «Русская Марсельеза»:
О, дети Родины, вперед!

Настал день нашей славы.

На нас тиранов рать идет,

Поднявши стяг кровавый.

К оружию, граждане!
Одновременно появляется идея об использовании в качестве гимна «Интернационала». Началась борь­ба двух гимнов. 10 января 1918 года гимном РСФСР стал «Интернацио­нал». Новый гимн Советского Сою­за создан на музыку Александрова, слова сочинили С. Михалков и Эль-Регистан. Впервые он прозву­чал по радио в ночь на 1 января 1944 года. После распада СССР недолгое время гимном была «Патриотичес­кая песня» М. Глинки. «Обза­вестись» словами этот гимн не успел: в XXI век Россия вступила с об­новленным советским гимном.

Гимн исполня­ется на государственных праздни­ках и военных парадах, его слушают и поют стоя, проявляя тем самым уважение к главной песне своей Родины. Давайте сейчас прослушаем гимн – стоя, по всем правилам.

(Звучит гимн России.)


  1. Рефлексия. Презентация журнала.

Вот и подошел к концу наш разговор. Давайте вспомним, с чего мы его начали.

- Что является символами государственности России?

- Нашли ответы?

Результатом нашей с вами деятельности является журнал. Дайте название журналу и проведем его презентацию.

- Что предполагает презентация?

- Расскажите, о чем ваш журнал?


  1. Заключение.

Мне бы хотелось, чтобы все, о чем вы сегодня услышали, осталось в вашей памяти надолго, а еще хотелось бы, чтобы в ваших сердцах была любовь и к природе, и к окружающим людям, и к месту, где вы родились – ко всему тому, что включает в себя простое слово – «РОДИНА». (Слайд 24)
В сердце ты у каждого,

Родина – Россия,

Белые березки, колос золотой…

Нет тебя привольней,

Нет тебя красивей,

Нет другой на свете

Родины такой!

И. Черницкая. Наша Родина.




Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Тема классного часа iconПриложение 2 Разработка классного часа по теме «Казанская икона Божией...
Можно использовать на уроках внеклассного чтения, краеведения, классного часа, на занятиях факультатива «Основы православной культуры»...
Тема классного часа iconТема классного часа: «СемьЯ»
Рассмотрено на заседании кафедры ботаники, биотехнологии и ландшафтной архитектуры, протокол № от 2011г
Тема классного часа iconТема классного часа
Оборудование: изображения гербов на листах, кроссворд, выставка литературы, энциклопедия, таблички, учебник по истории Саплина Е....
Тема классного часа iconКонспект Классного часа на тему: Берегите Воду!
Тема и номер урока в теме: Какой бывает вода? (десятый урок в разделе «Родная природа»)
Тема классного часа iconТема нашего классного часа «вов -сталинградская битва»
Цель: приобщение детей к историческому прошлому нашей страны; расширение кругозора; воспитание патриотизма
Тема классного часа iconКонспект открытого классного часа «Польза воды!»
Тема и номер урока в теме: Какой бывает вода? (десятый урок в разделе «Родная природа»)
Тема классного часа iconФедерико Гарсиа Лорка Вступительное слово классного руководителя:...
Гость классного часа доцент Нина Антоновна Арнаутова, по образованию и роду занятий теплофизик, теперь преподающий экологию
Тема классного часа iconКонспект классного часа «Организация досуга учащихся» классного руководителя...
Научить их самостоятельно планировать свою деятельность и нести ответственность за выполнение задуманного
Тема классного часа iconПояснительная записка: Проведение классного часа осуществляется в...
Проведение классного часа осуществляется в два этапа, которые включают следующие направления
Тема классного часа iconТема: Образы божественного мира «Границы рая и ада подвижны, но всегда...
Тип классного часа: комбинированный, ознакомление с историческими событиями страны
Тема классного часа iconПлан-конспект классного час по теме «Год российской истории» Выполнили...
Тип классного часа: комбинированный, ознакомление с историческими событиями страны
Тема классного часа iconТема: «Что значит быть счастливым?»
Цель: познакомить учащихся с понятием «счастье»; помочь осмыслить каждому ученику в течение классного часа понятие «счастье» применительно...
Тема классного часа iconКалендарно-тематический план по якутской литературе 11 класс Фрагмент...
Проблемная тема: ”Уерэнээччи киьи быьыытынан иитиллэн тахсарыгар литература уруоктарын кедьуустээхтик туьаныы “
Тема классного часа iconКонспект классного часа Тема: «Все профессии нужны все профессии важны»
Автор Макарова Светлана Борисовна, учитель начальных классов, с. Просторы Кваркенского района Оренбургской области
Тема классного часа iconКонспект классного часа. Тема: Здоровый образ жизни
Еще вчера вопрос об обучении детей Правилам безопасного поведения на дороге не привлекал столь пристального внимания педагогов, родителей,...
Тема классного часа iconКонспект классного часа. Блок «Здоровье». Тема: «В здоровом теле здоровый дух»
Оборудование: компьютер или интерактивная доска, маски для инсценировки, на листочках слова для инсценировки, правила здорового образа...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск