Скачать 355.34 Kb.
|
На правах рукописи ПИСЬМЕННАЯ ОЛЬГА АЛЕКСАНДРОВНА ЯЗЫКОВАЯ РЕПРЕЗЕНТАЦИЯ КОНЦЕПТОСФЕРЫ ЖИЗНЬ В МАЛОЙ ПРОЗЕ И.А.БУНИНА Специальность 10.02.01 – Русский язык АВТОРЕФЕРАТ диссертации на соискание ученой степени кандидата филологических наук Сургут 2010 Работа выполнена на кафедре русского языка и методики его преподавания Государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования ХМАО-Югры «Сургутский государственный педагогический университет». Научный руководитель: доктор филологических наук, профессор Парфёнова Нина Никифоровна Официальные оппоненты: доктор филологических наук, профессорКарасик Владимир Ильич доктор филологических наук, профессор Баракова Ольга Витальевна Ведущая организация: ГОУ ВПО «Омский государственный педагогический университет»Защита состоится «10» декабря 2010 г. в 12:00 на заседании объединённого регионального совета по защите докторских и кандидатских диссертаций ДМ 800.003.02 при ГОУ ВПО ХМАО-Югры «Сургутский государственный педагогический университет» по адресу: 628417, Тюменская обл., г. Сургут, ул. 50 лет ВЛКСМ, 10/2, каб. 224. С диссертацией можно ознакомиться в научной библиотеке ГОУ ВПО ХМАО-Югры «Сургутский государственный педагогический университет». Автореферат разослан «___» ноября 2010 г. Ученый секретарь диссертационного совета кандидат филологических наук, доцент Д.В. Ларкович Общая характеристика работы Диссертационное исследование посвящено изучению языковой репрезентации концептосферы жизнь как ключевой в малой прозе И.А. Бунина. Концепт жизнь является «универсалией художественного сознания» (термин Д.С. Лихачева), определяются культурной памятью (или культурным кодом) нации и характеризуется экзистенциальной значимостью для каждого человека. Все это говорит о том, что осмысление жизни и её лингвистическая репрезентация в малой прозе И.А. Бунина является актуальным и углубляет представление об идиостиле писателя. Одной из актуальных проблем, разрабатываемых в современных лингвистических исследованиях, является проблема выражения авторской картины мира через призму художественного текста. Ментальный уровень, спроецированный в пространство текста, в современной научной методологии изучается с позиции концептуальной лингвистики, которая рассматривает концепт как базовую ментальную единицу уровневого характера, имеющую универсальный характер и индивидуальные формы репрезентации в сознании каждого носителя языка. Противоречивость некоторых постулатов концептуальной лингвистики не является преградой для утверждения приоритетности данного подхода при изучении особенностей авторской картины мира и авторского сознания. Моделирование концептосферы – одно из перспективных и актуальных направлений современной концептологии в рамках филологической науки. Подобные попытки реконструкции предпринимаются на базе изучения концептосферы носителей диалекта и идиолекта в работах Л.Н. Чурилиной, И.А. Тарасовой, З.И. Резановой, О.В. Беспаловой и др. При реконструкции художественной картины мира исследователи отмечают ее вторичность по отношению к языковой картине мира. Исследователи (В.В. Виноградов, Ю.Д. Апресян, Н.Д. Арутюнова, Д.Н. Шмелёв, А. Вежбицкая, Е.А. Падучева, Е.С. Яковлева, В.И. Карасик, Л.Г. Бабенко, Е.С. Кубрякова, З.Д. Попова, И.А. Стернин, Ю.С. Степанов и др.), опираясь на систему языка, выявляют концептуальное содержание языковых единиц, отражающих национальную картину мира. Когнитивное направление лингвистики рассматривает функционирование концептов в художественном тексте и изучает их языковую вербализацию в идиостиле писателя. Исследование концептов в последнее время проводится на различном материале в пределах нескольких научных направлений. Все толкования термина «концепт» можно свести к двум основным подходам. «Концептуально-лингвистическое направление» (Ю.Д. Апресян, А. Вежбицкая, Е.С. Кубрякова, 3.Д. Попова, И.А. Стернин, Дж. Лакофф, В.Н. Телия и др.) рассматривает концепты в качестве ментальных образований, заложенных в сознании человека. «Концептуально-культурологическое» направление (Д.С. Лихачёв, Ю.С. Степанов, Ю.Н. Караулов, В.И. Карасик, В.В. Красных, В.А. Маслов, Н. Ф. Алефиренко и др.) рассматривает слово с точки зрения целого комплекса гуманитарных наук (лингвистики, литературоведения, логики, философии, культурологии, искусствознания). Этот подход определяет концепт как базовую единицу культуры, обладающую образным, понятийным и ценностным компонентами, с преобладанием последнего (В. И. Карасик). Данный подход отражает стремление к постижению языковой картины мира сквозь призму «культурных» концептов. Выбранное направление нашего исследования является актуальным для современной лингвистики, в последние годы всё активнее разрабатывающей проблематику «концепта» и его воплощения в языковой картине мира. В.И. Карасик, И.А. Стернин в «Антологии концептов» выделяют четыре сложившиеся школы лингвоконцептологии: Воронежская (З.Д. Попова, И.А. Стернин), Краснодарская (С.Г. Воркачев), Волгоградская (В.И. Карасик, Г.Г. Слышкин), Кемеровская (М.В. Пименова). Актуальность работы обусловлена лингвистической потребностью в исследовании концептосферы жизнь с целью постижения глубинного смысла художественного наследия И.А. Бунина. Его проза обладает богатейшим потенциалом индивидуально-авторской организации художественного пространства. Анализ языковых единиц, репрезентирующих концептосферу жизнь, позволяет выявить своеобразие идиостиля И.А. Бунина. Изучение понятийного, образного и ценностного уровней и их репрезентация в языке внутренне и внешне является актуальным и углубляет представление об индивидуальной картине мира И.А. Бунина. Научная новизна исследования определяется тем, что концептосфера жизнь в малой прозе И.А. Бунина ранее не являлась предметом специального изучения, несмотря на значимость этой проблемы как в творчестве конкретного писателя, так и в русской национальной концептосфере в целом. Впервые предпринимается попытка подобного описания. Идиолект И.А. Бунина с этих позиций ранее не изучался. Объектом нашего исследования является языковая репрезентация концептосферы жизнь в малой прозе И.А. Бунина. Предмет исследования – принципы и способы языковой репрезентации концептосферы жизнь. Цель работы – исследование концептосферы жизнь в идиостиле И.А. Бунина. Цель предполагает решение следующих исследовательских задач:
Материалом исследования послужили тексты художественных произведений И.А. Бунина («Полное собрание сочинений И.А. Бунина в 6 т.» (М.: Художественная литература, 1987) в количестве 255 рассказов и повестей, относящихся к периоду творчества с 1887 по 1952 гг. В качестве дополнительного источника были привлечены дневники И.А. Бунина. Для выполнения диссертационной работы нами было проанализировано более двух тысяч микротекстов, содержащих 4200 словоупотреблений, а также составлена картотека слов и словосочетаний по исследуемой теме. Методологическую основу исследования составляют: метод концептуального анализа, служащий для выявления основных концептуальных смыслов; метод моделирования семантического поля, позволяющий изучать значения языковых единиц в их связях друг с другом; метод свободного ассоциативного эксперимента, дающий необходимые результаты для обнаружения когнитивных признаков концепта; метод компонентного анализа для установления отнесённости слова к числу репрезентантов концепта; интерпретационный метод для исследования функционирования репрезентантов концепта жизнь в условиях контекста; описательный метод с использованием приёмов интерпретации, обобщения и типологии при классификации языковых средств репрезентации концепта; структурно-семантический метод, позволяющий детально рассмотреть семантику концептосферы жизнь; метод аппозитивного анализа, с помощью которого путём сравнения различных языковых единиц выявляются их всевозможные функционально значимые оппозиции в составе тех или иных парадигм; приём построения и анализа минимального содержания ядра ключевого слова, репрезентанта концепта в языке для выявления концепта жизнь; приём полевого моделирования, итог которого – модель лексического поля, отражающая состав, структуру и иерархию концептосферы жизнь; приём анализа синонимов / антонимов ключевых слов, дающий возможность выявить дифференциальные признаки исследуемого концепта, появляющиеся при сопоставлении / противопоставлении, принадлежащих к синонимическому / антонимическому ряду; приём анализа лексической сочетаемости ключевых слов для получения наибольшего числа семантических признаков лексемы-имени концепта; приём количественных подсчётов для выявления соотношения разных групп репрезентантов концепта. Теоретическая значимость состоит в углублении основных положений лингвистики и лингвокультурологии при анализе концептосферы жизнь; внесение определённого вклада в изучение универсального и идиолектического в языке отдельно взятого автора на материале конкретной тематической группы, в системное изучение языка через исследование различных лексико-семантических полей. В диссертации разрабатываются принципы концептуального и контекстного анализа художественного текста, которые имеют неоднозначное решение в современной лингвистике. Данное исследование даёт материал для дальнейших обобщений и разработки круга теоретических вопросов современной лингвистической концептологии. Практическая значимость исследования заключается в возможности использования его положений и выводов в практике преподавания дисциплин лингвистического цикла («Лингвистический анализ текста, «Филологический анализ текста», «Теория языка», «Лексикология», «Стилистика русского языка», «Функциональная стилистика»), в курсе истории русской литературы XX века, на занятиях по изучению творчества И.А. Бунина, при создании словаря языка писателя, а также при разработке спецкурсов и спецсеминаров, посвященных теории и практике филологического анализа художественного текста. Материалы диссертации могут быть также использованы на занятиях по культурологии, философии, этнопсихологии, а также в исследованиях, ориентированных на изучение проблем концептуального характера. Достигнутые результаты могут послужить основой для дальнейшего изучения и разработки теории и методики лингвоконцептуального анализа. Основные положения, выносимые на защиту: 1. Понятийная интерпретация концептосферы жизнь в малой прозе И.А. Бунина характеризуется следующими концептуальными признаками: 1) ценность (телеологизм) и смысл жизни; 2) биологическое функционирование (живого организма); биологическое и социальное функционирование (людей); биологическое и социальное существование (людей) с точки зрения обеспеченности их материальными средствами; социальная деятельность человека; (в сочетании с неодушевлённым субъектом) деятельность, функционирование, работа; 3) жизнь-длительность; 4) жизнь как совокупность действий, поступков, событий, чувств и т.д., из которых состоит социальная и биологическая деятельность человека. Образные признаки концептосферы жизнь в малой прозе И.А. Бунина представляется следующими номинациями: жизнь – зимний день, солнце, весы, поток, течение, загадка, путь, дорога, мучитель, борьба, человек, животное, часть природы. Контексты, актуализирующие концептуальный признак - реальность, могут классифицироваться следующим образом: жизнь – игра, мечта, наваждение, развлечение, празднество, одиночество, тайна, загадка, достоинство, страдание, счастье, удовольствие, любовь, сон, надежда, безделье, затворничество, отшельничество. Концептуальный признак живое существо актуализируется при метонимическом употреблении. Ценностная составляющая объективируется лексемами «жизнь», «жив», «жить», «здоров», «жив-здоров», «на широкую ногу», «пожить», «поживать». 2. Анализ текстового материала показал, что концепт жизнь в малой прозе И.А. Бунина представляет когнитивно-пропозициональную структуру, состоящую из следующих позиций: субъект – предикат жизни – образ жизни и её характеристика – цель жизни – временные параметры жизни. Ядро концептосферы жизнь в малой прозе И.А. Бунина составляет когнитивно-пропозициональная структура, выявленная путём обобщения основных семантических позиций при существительном жизнь и глаголе жить. Анализ регулярных лексических репрезентаций основных позиций данной когнитивно-пропозициональной структуры в прозе Бунина обнаружил следующее: Субъект: я, мы, ты, кто-то; Предикат: жизнь; Сопряженные предикаты: странная, однообразная, тяжёлая и др. Основные лексические репрезентации когнитивно-пропозициональной структуры: существительное жизнь, его синонимы, антоним смерть, глаголы бытия. Понятийное ядро концептосферы жизнь, помимо основной лексемы-имени концепта, составляют его синонимы – слова существование, судьба, мир, век, дни, бытие, доля, пребывание, земное бывание, житие, которые употребляются в малой прозе И.А. Бунина значительно реже. Антонимичным по отношению к базовому концепту жизнь является концепт смерть.
Концептуальный признак ‘функционирование, деятельность‘ представлен в малой прозе следующими когнитивными слоями: биологическое функционирование (живого организма); биологическое и социальное функционирование (людей); биологическое и социальное существование (людей) с точки зрения обеспеченности их материальными средствами; социальная деятельность человека; (в сочетании с неодушевлённым субъектом) деятельность, функционирование, работа. Жизнь как деятельность происходит в следующих отраслях: личная; семейная / холостая; духовная; светская; городская / деревенская / дачная / монастырская; будничная (обыденная); студенческая; дворянская, купеческая, помещичья; мужицкая, крестьянская; мошенническая; бродяжническая. Дифференциальный признак ‘длительность‘ указывает на начало, продолжение, конец. Длительность можно структурировать, поэтому в жизни выделяются периоды, этапы, планы, отрезки. Жизнь как длительность в субъективной оценке человека амбивалентна, она может быть короткой / долгой. Концептосфера жизнь как ‘совокупность’ действий, событий, поступков и чувств – это социальная и биологическая деятельность человека. Концептуальный признак ‘реальность’ актуализируется следующими концептуальными признаками: игра, мечта (наваждение), развлечение (празднество), одиночество, тайна (загадка), достоинство, страдание, счастье (удовольствие), любовь, сон, надежда, безделье, затворничество (отшельничество). Концептуальный признак ‘живое существо’ актуализируется при метонимическом употреблении. 4. Структура индивидуально-авторской концептосферы жизнь в малой прозе И.А. Бунина соотносится с общенациональной, но имеет ряд отличий. Наиболее ярко авторская индивидуальность проявляется на образном уровне концепта: игра, мечта, наваждение, развлечение, празднество, одиночество, тайна, загадка, достоинство, страдание, счастье, удовольствие, любовь, сон, надежда, безделье, затворничество, отшельничество и др. Апробация работы. Основные результаты, полученные в ходе исследования, были представлены на конференциях: Международной межвузовской научной конференции «Актуальные проблемы лингвистики» в Сургутском государственном педагогическом университете (Сургут, 2007, 2008, 2009 гг.), I Международной научно-практической конференции «Язык и культура: XXI век» (Омск, 2010 г.), III Международной Летней научной школе «Когнитивная лингвистика и концептуальные исследования» (Омск, 2010 г.), научных конференциях в Сургутском государственном педагогическом университете (2007-2010 гг.). Структура и объём работы определяется её исследовательскими задачами. Диссертация состоит из Введения, трёх глав, Заключения, списка сокращений, библиографии и шести Приложений. Общий объём диссертационного исследования составляет 242 страницы, основного текста – 209 страниц, библиографического списка (261 наименование), списка словарей и энциклопедий (21). |
Реферат Лексика запаха в прозе И. А. Бунина: на материале сборника рассказов «Темные аллеи» Лексика «запаха» в прозе И. А. Бунина: сборник рассказов «Темные аллеи» | Языковая репрезентация концепта confidence/уверенность в английском и русском языковом сознании Охватывает все содержание слова (Л. О. Чернейко) | ||
Языковая репрезентация феномена игры в адыгской и английской лингвокультурах... Анализ состояния развития бадминтона в Московской области, России и в мире, основные тенденции | Языковая репрезентация цвета: лингвокультурологический аспект (на... Работа выполнена в гоу впо «Кабардино-Балкарский государственный университет им. Х. М. Бербекова» | ||
Циклическое текстопостроение в малой эпической прозе Работа выполнена на кафедре теории литературы фгоу впо «Тверской государственный университет» | Языковая репрезентация концепта «бизнес» в американской лингвокультуре Защита диссертации состоится 26 января 2012 г в 13 часов на заседании диссертационного совета д 212. 216. 03 в фгбоу впо «Поволжская... | ||
Викторина по жизни и творчеству И. А. Бунина Какая тема является... Какой великий русский писатель оказал значительное влияние на формирование личности Бунина | Цикл стихотворений в прозе как автопсихологическая форма Автопсихологизм стихотворений в прозе состоит в напряженных отношениях лирического «я», в котором читатель опознает автора произведений... | ||
Урок по творчеству И. А. Бунина (11 класс) Магия словесной живописи,... Задачи урока: выделить и осмыслить отличительные особенности стиля И. А. Бунина, нераздельность его стихов и прозы. На высоком примере... | Программа учебно-тематический план семинарских занятий Язык, литературный язык, национальный язык, диалекты, естественные и искусственные языки, языковая культура, современная языковая... | ||
Курсовая работа выполнена с целью анализа жанра «стихотворение в прозе» Пушкин А. С. Жанр стихотворения в прозе в творчестве В. Т. Шаламова. — Челябинск: юурГУ, фж—409, 2012. — 64 с., библиогр список —... | Урок на тему «Природа в творчестве И. А. Бунина» Цель: проанализировать описание природы в творчестве И. А. Бунина на примере рассказа «В деревне» | ||
Или задание текущей аттестационной работы Языковая ситуация. Типология языковых ситуаций. Языковая ситуация в Индии, Швейцарии, Норвегии (по выбору студента) | Урока стихотворения в прозе И. С. Тургенева (Тема урока) Цель урока: развитие духовно – нравственных качеств личности в процессе изучения стихотворений в прозе И. С. Тургенева | ||
Конспект урока по литературе в 7 классе Тема: «Изучение рассказа И. А. Бунина «Лапти» Данный урок проводится как итоговый после изучения рассказов И. А. Бунина «Кавказ», А. И. Куприна «Куст сирени», А. П. Чехова «О... | Жизнь и творчество И. А. Бунина Классик русской литературы, почетный... Мориак, Р. М. Рильке, М. Горький, К. Паустовский, А. Твардовский и другие. И. Бунин всю жизнь шел своим путем, он не принадлежал... |