Языковая репрезентация концептосферы жизнь в малой прозе и. А. Бунина





Скачать 355.34 Kb.
НазваниеЯзыковая репрезентация концептосферы жизнь в малой прозе и. А. Бунина
страница1/3
Дата публикации07.08.2013
Размер355.34 Kb.
ТипАвтореферат
100-bal.ru > Право > Автореферат
  1   2   3


На правах рукописи


ПИСЬМЕННАЯ ОЛЬГА АЛЕКСАНДРОВНА


ЯЗЫКОВАЯ РЕПРЕЗЕНТАЦИЯ КОНЦЕПТОСФЕРЫ ЖИЗНЬ В МАЛОЙ ПРОЗЕ И.А.БУНИНА

Специальность 10.02.01 – Русский язык


АВТОРЕФЕРАТ
диссертации на соискание ученой степени
кандидата филологических наук

Сургут 2010
Работа выполнена на кафедре русского языка и методики его преподавания Государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования ХМАО-Югры «Сургутский государственный педагогический университет».
Научный руководитель: доктор филологических наук, профессор

Парфёнова Нина Никифоровна


Официальные оппоненты: доктор филологических наук, профессор


Карасик Владимир Ильич
доктор филологических наук, профессор Баракова Ольга Витальевна

Ведущая организация: ГОУ ВПО «Омский государственный педагогический университет»



Защита состоится «10» декабря 2010 г. в 12:00 на заседании объединённого регионального совета по защите докторских и кандидатских диссертаций ДМ 800.003.02 при ГОУ ВПО ХМАО-Югры «Сургутский государственный педагогический университет» по адресу: 628417, Тюменская обл., г. Сургут, ул. 50 лет ВЛКСМ, 10/2, каб. 224.

С диссертацией можно ознакомиться в научной библиотеке ГОУ ВПО ХМАО-Югры «Сургутский государственный педагогический университет».
Автореферат разослан «___» ноября 2010 г.

Ученый секретарь

диссертационного совета

кандидат филологических наук, доцент Д.В. Ларкович

Общая характеристика работы
Диссертационное исследование посвящено изучению языковой репрезентации концептосферы жизнь как ключевой в малой прозе И.А. Бунина. Концепт жизнь является «универсалией художественного сознания» (термин Д.С. Лихачева), определяются культурной памятью (или культурным кодом) нации и характеризуется экзистенциальной значимостью для каждого человека. Все это говорит о том, что осмысление жизни и её лингвистическая репрезентация в малой прозе И.А. Бунина является актуальным и углубляет представление об идиостиле писателя.

Одной из актуальных проблем, разрабатываемых в современных лингвистических исследованиях, является проблема выражения авторской картины мира через призму художественного текста. Ментальный уровень, спроецированный в пространство текста, в современной научной методологии изучается с позиции концептуальной лингвистики, которая рассматривает концепт как базовую ментальную единицу уровневого характера, имеющую универсальный характер и индивидуальные формы репрезентации в сознании каждого носителя языка. Противоречивость некоторых постулатов концептуальной лингвистики не является преградой для утверждения приоритетности данного подхода при изучении особенностей авторской картины мира и авторского сознания.

Моделирование концептосферы – одно из перспективных и актуальных направлений современной концептологии в рамках филологической науки. Подобные попытки реконструкции предпринимаются на базе изучения концептосферы носителей диалекта и идиолекта в работах Л.Н. Чурилиной, И.А. Тарасовой, З.И. Резановой, О.В. Беспаловой и др. При реконструкции художественной картины мира исследователи отмечают ее вторичность по отношению к языковой картине мира.

Исследователи (В.В. Виноградов, Ю.Д. Апресян, Н.Д. Арутюнова, Д.Н. Шмелёв, А. Вежбицкая, Е.А. Падучева, Е.С. Яковлева, В.И. Карасик, Л.Г. Бабенко, Е.С. Кубрякова, З.Д. Попова, И.А. Стернин, Ю.С. Степанов и др.), опираясь на систему языка, выявляют концептуальное содержание языковых единиц, отражающих национальную картину мира. Когнитивное направление лингвистики рассматривает функционирование концептов в художественном тексте и изучает их языковую вербализацию в идиостиле писателя.

Исследование концептов в последнее время проводится на различном материале в пределах нескольких научных направлений. Все толкования термина «концепт» можно свести к двум основным подходам. «Концептуально-лингвистическое направление» (Ю.Д. Апресян, А. Вежбицкая, Е.С. Кубрякова, 3.Д. Попова, И.А. Стернин, Дж. Лакофф, В.Н. Телия и др.) рассматривает концепты в качестве ментальных образований, заложенных в сознании человека.

«Концептуально-культурологическое» направление (Д.С. Лихачёв, Ю.С. Степанов, Ю.Н. Караулов, В.И. Карасик, В.В. Красных, В.А. Маслов, Н. Ф. Алефиренко и др.) рассматривает слово с точки зрения целого комплекса гуманитарных наук (лингвистики, литературоведения, логики, философии, культурологии, искусствознания). Этот подход определяет концепт как базовую единицу культуры, обладающую образным, понятийным и ценностным компонентами, с преобладанием последнего (В. И. Карасик). Данный подход отражает стремление к постижению языковой картины мира сквозь призму «культурных» концептов.

Выбранное направление нашего исследования является актуальным для современной лингвистики, в последние годы всё активнее разрабатывающей проблематику «концепта» и его воплощения в языковой картине мира.

В.И. Карасик, И.А. Стернин в «Антологии концептов» выделяют четыре сложившиеся школы лингвоконцептологии: Воронежская (З.Д. Попова, И.А. Стернин), Краснодарская (С.Г. Воркачев), Волгоградская (В.И. Карасик, Г.Г. Слышкин), Кемеровская (М.В. Пименова).

Актуальность работы обусловлена лингвистической потребностью в исследовании концептосферы жизнь с целью постижения глубинного смысла художественного наследия И.А. Бунина. Его проза обладает богатейшим потенциалом индивидуально-авторской организации художественного пространства. Анализ языковых единиц, репрезентирующих концептосферу жизнь, позволяет выявить своеобразие идиостиля И.А. Бунина. Изучение понятийного, образного и ценностного уровней и их репрезентация в языке внутренне и внешне является актуальным и углубляет представление об индивидуальной картине мира И.А. Бунина.

Научная новизна исследования определяется тем, что концептосфера жизнь в малой прозе И.А. Бунина ранее не являлась предметом специального изучения, несмотря на значимость этой проблемы как в творчестве конкретного писателя, так и в русской национальной концептосфере в целом. Впервые предпринимается попытка подобного описания. Идиолект И.А. Бунина с этих позиций ранее не изучался.

Объектом нашего исследования является языковая репрезентация концептосферы жизнь в малой прозе И.А. Бунина.

Предмет исследования – принципы и способы языковой репрезентации концептосферы жизнь.

Цель работы – исследование концептосферы жизнь в идиостиле И.А. Бунина.

Цель предполагает решение следующих исследовательских задач:

  • выработать теоретико-методологическую базу исследования на основе изучения теоретических принципов лингвоконцептологических школ;

  • представить интерпретацию понятий «концепт», «концептуальная картина мира», «концептосфера», «концептуальный анализ»;

  • исследовать структуру и типы концептов;

  • проанализировать концепт жизнь, включающий в себя понятийные, образные и ценностные признаки, в русской языковой картине мира;

  • установить принципы и способы репрезентации концептосферы жизнь в малой прозе И.А. Бунина;

  • выявить и исследовать языковые единицы, репрезентирующие концептосферу жизнь, на понятийном, образном и ценностном уровнях в индивидуально-авторской картине мира И.А. Бунина.

Материалом исследования послужили тексты художественных произведений И.А. Бунина («Полное собрание сочинений И.А. Бунина в 6 т.» (М.: Художественная литература, 1987) в количестве 255 рассказов и повестей, относящихся к периоду творчества с 1887 по 1952 гг. В качестве дополнительного источника были привлечены дневники И.А. Бунина.

Для выполнения диссертационной работы нами было проанализировано более двух тысяч микротекстов, содержащих 4200 словоупотреблений, а также составлена картотека слов и словосочетаний по исследуемой теме.

Методологическую основу исследования составляют:

метод концептуального анализа, служащий для выявления основных концептуальных смыслов;

метод моделирования семантического поля, позволяющий изучать значения языковых единиц в их связях друг с другом;

метод свободного ассоциативного эксперимента, дающий необходимые результаты для обнаружения когнитивных признаков концепта;

метод компонентного анализа для установления отнесённости слова к числу репрезентантов концепта;

интерпретационный метод для исследования функционирования репрезентантов концепта жизнь в условиях контекста;

описательный метод с использованием приёмов интерпретации, обобщения и типологии при классификации языковых средств репрезентации концепта;

структурно-семантический метод, позволяющий детально рассмотреть семантику концептосферы жизнь;

метод аппозитивного анализа, с помощью которого путём сравнения различных языковых единиц выявляются их всевозможные функционально значимые оппозиции в составе тех или иных парадигм;

приём построения и анализа минимального содержания ядра ключевого слова, репрезентанта концепта в языке для выявления концепта жизнь;

приём полевого моделирования, итог которого – модель лексического поля, отражающая состав, структуру и иерархию концептосферы жизнь;

приём анализа синонимов / антонимов ключевых слов, дающий возможность выявить дифференциальные признаки исследуемого концепта, появляющиеся при сопоставлении / противопоставлении, принадлежащих к синонимическому / антонимическому ряду;

приём анализа лексической сочетаемости ключевых слов для получения наибольшего числа семантических признаков лексемы-имени концепта;

приём количественных подсчётов для выявления соотношения разных групп репрезентантов концепта.

Теоретическая значимость состоит в углублении основных положений лингвистики и лингвокультурологии при анализе концептосферы жизнь; внесение определённого вклада в изучение универсального и идиолектического в языке отдельно взятого автора на материале конкретной тематической группы, в системное изучение языка через исследование различных лексико-семантических полей. В диссертации разрабатываются принципы концептуального и контекстного анализа художественного текста, которые имеют неоднозначное решение в современной лингвистике. Данное исследование даёт материал для дальнейших обобщений и разработки круга теоретических вопросов современной лингвистической концептологии.

Практическая значимость исследования заключается в возможности использования его положений и выводов в практике преподавания дисциплин лингвистического цикла («Лингвистический анализ текста, «Филологический анализ текста», «Теория языка», «Лексикология», «Стилистика русского языка», «Функциональная стилистика»), в курсе истории русской ли­тературы XX века, на занятиях по изучению творчества И.А. Бунина, при создании словаря языка писателя, а также при разработке спецкурсов и спецсеминаров, посвященных теории и практике филологического анализа художественного текста. Материалы диссертации могут быть также использованы на занятиях по культурологии, философии, этнопсихологии, а также в исследованиях, ориентированных на изучение проблем концептуального характера. Достигнутые результаты могут послужить основой для дальнейшего изучения и разработки теории и методики лингвоконцептуального анализа.

Основные положения, выносимые на защиту:

1. Понятийная интерпретация концептосферы жизнь в малой прозе И.А. Бунина характеризуется следующими концептуальными признаками: 1) ценность (телеологизм) и смысл жизни; 2) биологическое функционирование (живого организма); биологическое и социальное функционирование (людей); биологическое и социальное существование (людей) с точки зрения обеспеченности их материальными средствами; социальная деятельность человека; (в сочетании с неодушевлённым субъектом) деятельность, функционирование, работа; 3) жизнь-длительность; 4) жизнь как совокупность действий, поступков, событий, чувств и т.д., из которых состоит социальная и биологическая деятельность человека.

Образные признаки концептосферы жизнь в малой прозе И.А. Бунина представляется следующими номинациями: жизнь – зимний день, солнце, весы, поток, течение, загадка, путь, дорога, мучитель, борьба, человек, животное, часть природы. Контексты, актуализирующие концептуальный признак - реальность, могут классифицироваться следующим образом: жизнь – игра, мечта, наваждение, развлечение, празднество, одиночество, тайна, загадка, достоинство, страдание, счастье, удовольствие, любовь, сон, надежда, безделье, затворничество, отшельничество. Концептуальный признак живое существо актуализируется при метонимическом употреблении.

Ценностная составляющая объективируется лексемами «жизнь», «жив», «жить», «здоров», «жив-здоров», «на широкую ногу», «пожить», «поживать».

2. Анализ текстового материала показал, что концепт жизнь в малой прозе И.А. Бунина представляет когнитивно-пропозициональную структуру, состоящую из следующих позиций: субъект – предикат жизни – образ жизни и её характеристика – цель жизни – временные параметры жизни. Ядро концептосферы жизнь в малой прозе И.А. Бунина составляет когнитивно-пропозициональная структура, выявленная путём обобщения основных семантических позиций при существительном жизнь и глаголе жить. Анализ регулярных лексических репрезентаций основных позиций данной когнитивно-пропозициональной структуры в прозе Бунина обнаружил следующее: Субъект: я, мы, ты, кто-то; Предикат: жизнь; Сопряженные предикаты: странная, однообразная, тяжёлая и др.

Основные лексические репрезентации когнитивно-пропозициональной структуры: существительное жизнь, его синонимы, антоним смерть, глаголы бытия. Понятийное ядро концептосферы жизнь, помимо основной лексемы-имени концепта, составляют его синонимы – слова существование, судьба, мир, век, дни, бытие, доля, пребывание, земное бывание, житие, которые употребляются в малой прозе И.А. Бунина значительно реже. Антонимичным по отношению к базовому концепту жизнь является концепт смерть.

  1. Единицы с концептуальным признаком ‘особая форма существования материи‘, ‘теологизм жизни‘ определяют концептуальную систему данного типа, вербализующуюся через лексемы «жизнь», «существование», «обречённый прожить», «доживание».

Концептуальный признак ‘функционирование, деятельность‘ представлен в малой прозе следующими когнитивными слоями: биологическое функционирование (живого организма); биологическое и социальное функционирование (людей); биологическое и социальное существование (людей) с точки зрения обеспеченности их материальными средствами; социальная деятельность человека; (в сочетании с неодушевлённым субъектом) деятельность, функционирование, работа. Жизнь как деятельность происходит в следующих отраслях: личная; семейная / холостая; духовная; светская; городская / деревенская / дачная / монастырская; будничная (обыденная); студенческая; дворянская, купеческая, помещичья; мужицкая, крестьянская; мошенническая; бродяжническая.

Дифференциальный признак ‘длительность‘ указывает на начало, продолжение, конец. Длительность можно структурировать, поэтому в жизни выделяются периоды, этапы, планы, отрезки. Жизнь как длительность в субъективной оценке человека амбивалентна, она может быть короткой / долгой.

Концептосфера жизнь как ‘совокупность’ действий, событий, поступков и чувств – это социальная и биологическая деятельность человека.

Концептуальный признак ‘реальность’ актуализируется следующими концептуальными признаками: игра, мечта (наваждение), развлечение (празднество), одиночество, тайна (загадка), достоинство, страдание, счастье (удовольствие), любовь, сон, надежда, безделье, затворничество (отшельничество).

Концептуальный признак ‘живое существо’ актуализируется при метонимическом употреблении.

4. Структура индивидуально-авторской концептосферы жизнь в малой прозе И.А. Бунина соотносится с общенациональной, но имеет ряд отличий. Наиболее ярко авторская индивидуальность проявляется на образном уровне концепта: игра, мечта, наваждение, развлечение, празднество, одиночество, тайна, загадка, достоинство, страдание, счастье, удовольствие, любовь, сон, надежда, безделье, затворничество, отшельничество и др.

Апробация работы. Основные результаты, полученные в ходе исследования, были представлены на конференциях: Международной межвузовской научной конференции «Актуальные проблемы лингвистики» в Сургутском государственном педагогическом университете (Сургут, 2007, 2008, 2009 гг.), I Международной научно-практической конференции «Язык и культура: XXI век» (Омск, 2010 г.), III Международной Летней научной школе «Когнитивная лингвистика и концептуальные исследования» (Омск, 2010 г.), научных конференциях в Сургутском государственном педагогическом университете (2007-2010 гг.).

Структура и объём работы определяется её исследовательскими задачами. Диссертация состоит из Введения, трёх глав, Заключения, списка сокращений, библиографии и шести Приложений. Общий объём диссертационного исследования составляет 242 страницы, основного текста – 209 страниц, библиографического списка (261 наименование), списка словарей и энциклопедий (21).

  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Языковая репрезентация концептосферы жизнь в малой прозе и. А. Бунина iconРеферат Лексика запаха в прозе И. А. Бунина: на материале сборника рассказов «Темные аллеи»
Лексика «запаха» в прозе И. А. Бунина: сборник рассказов «Темные аллеи»
Языковая репрезентация концептосферы жизнь в малой прозе и. А. Бунина iconЯзыковая репрезентация концепта confidence/уверенность в английском и русском языковом сознании
Охватывает все содержание слова (Л. О. Чернейко)
Языковая репрезентация концептосферы жизнь в малой прозе и. А. Бунина iconЯзыковая репрезентация феномена игры в адыгской и английской лингвокультурах...
Анализ состояния развития бадминтона в Московской области, России и в мире, основные тенденции
Языковая репрезентация концептосферы жизнь в малой прозе и. А. Бунина iconЯзыковая репрезентация цвета: лингвокультурологический аспект (на...
Работа выполнена в гоу впо «Кабардино-Балкарский государственный университет им. Х. М. Бербекова»
Языковая репрезентация концептосферы жизнь в малой прозе и. А. Бунина iconЦиклическое текстопостроение в малой эпической прозе
Работа выполнена на кафедре теории литературы фгоу впо «Тверской государственный университет»
Языковая репрезентация концептосферы жизнь в малой прозе и. А. Бунина iconЯзыковая репрезентация концепта «бизнес» в американской лингвокультуре
Защита диссертации состоится 26 января 2012 г в 13 часов на заседании диссертационного совета д 212. 216. 03 в фгбоу впо «Поволжская...
Языковая репрезентация концептосферы жизнь в малой прозе и. А. Бунина iconВикторина по жизни и творчеству И. А. Бунина Какая тема является...
Какой великий русский писатель оказал значительное влияние на формирование личности Бунина
Языковая репрезентация концептосферы жизнь в малой прозе и. А. Бунина iconЦикл стихотворений в прозе как автопсихологическая форма
Автопсихологизм стихотворений в прозе состоит в напряженных отношениях лирического «я», в котором читатель опознает автора произведений...
Языковая репрезентация концептосферы жизнь в малой прозе и. А. Бунина iconУрок по творчеству И. А. Бунина (11 класс) Магия словесной живописи,...
Задачи урока: выделить и осмыслить отличительные особенности стиля И. А. Бунина, нераздельность его стихов и прозы. На высоком примере...
Языковая репрезентация концептосферы жизнь в малой прозе и. А. Бунина iconПрограмма учебно-тематический план семинарских занятий
Язык, литературный язык, национальный язык, диалекты, естественные и искусственные языки, языковая культура, современная языковая...
Языковая репрезентация концептосферы жизнь в малой прозе и. А. Бунина iconКурсовая работа выполнена с целью анализа жанра «стихотворение в прозе»
Пушкин А. С. Жанр стихотворения в прозе в творчестве В. Т. Шаламова. — Челябинск: юурГУ, фж—409, 2012. — 64 с., библиогр список —...
Языковая репрезентация концептосферы жизнь в малой прозе и. А. Бунина iconУрок на тему «Природа в творчестве И. А. Бунина»
Цель: проанализировать описание природы в творчестве И. А. Бунина на примере рассказа «В деревне»
Языковая репрезентация концептосферы жизнь в малой прозе и. А. Бунина iconИли задание текущей аттестационной работы
Языковая ситуация. Типология языковых ситуаций. Языковая ситуация в Индии, Швейцарии, Норвегии (по выбору студента)
Языковая репрезентация концептосферы жизнь в малой прозе и. А. Бунина iconУрока стихотворения в прозе И. С. Тургенева (Тема урока)
Цель урока: развитие духовно – нравственных качеств личности в процессе изучения стихотворений в прозе И. С. Тургенева
Языковая репрезентация концептосферы жизнь в малой прозе и. А. Бунина iconКонспект урока по литературе в 7 классе Тема: «Изучение рассказа И. А. Бунина «Лапти»
Данный урок проводится как итоговый после изучения рассказов И. А. Бунина «Кавказ», А. И. Куприна «Куст сирени», А. П. Чехова «О...
Языковая репрезентация концептосферы жизнь в малой прозе и. А. Бунина iconЖизнь и творчество И. А. Бунина Классик русской литературы, почетный...
Мориак, Р. М. Рильке, М. Горький, К. Паустовский, А. Твардовский и другие. И. Бунин всю жизнь шел своим путем, он не принадлежал...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск