Этнический статус





НазваниеЭтнический статус
страница1/21
Дата публикации08.08.2013
Размер2.71 Mb.
ТипКнига
100-bal.ru > Право > Книга
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   21


МИНИСТЕРСТВО ОБЩЕГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

КУБАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ


М.В. САВВА


ЭТНИЧЕСКИЙ СТАТУС

(КОНФЛИКТОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ СОЦИАЛЬНОГО ФЕНОМЕНА)

Краснодар 1997

ББК С 550.51

С 126


С 126 Этнический статус (конфликтологический анализ социального феномена) / М.В. Савва: Кубанский государственный университет. Краснодар. Издательство КубГУ, 1997. 172 с.

ISBN 5-230-21814-2
Книга представляет собой комплексное исследование проблемы этнического статуса в связи с межэтническими отношениями. Эмпирической базой работы послужили социологические исследования, проведенные автором или с его участием в 1990 – 1995 гг.

Предназначена для студентов, аспирантов и научных работников, специализирующихся в области конфликтологии и изучения социально-психологического аспекта межэтнических отношений.
Рецензенты – А.Ф.Дашдамиров, д-р филос. наук, проф. (Российская академия государственной службы);

К.В.Калинина, д-р ист. наук, проф. (Российская академия государственной службы);

А.Н.Кимберг, канд. психол. наук (Институт управления, Краснодар).



С

030301000-28

2067842(05519234)-97



Без объявл.
ББК С 550-51

ISBN 5-230-21814-2 © Кубанский государственный

университет, 1997

ВВЕДЕНИЕ

Этнический конфликт является результатом действия сложной системы факторов. Общепризнанно, что сфера национального наиболее уязвима и чувствительна, именно в ней накапливаются противоречия, родившиеся в экономике и социальных отношениях. В самом деле, тяжелая экономическая ситуация, падение уровня жизни или неразвитая инфраструктура позволяют с высокой вероятностью предположить наличие напряженности межэтнических отношений в любом регионе с полиэтничным составом населения... Эта закономерность породила простой и достаточно надежный для больших временных интервалов метод прогнозирования этнических конфликтов - совмещение карты очагов социальной напряженности и карты этнического состава населения. Конфликт вероятен там, где такой очаг присутствует в полиэтничном регионе. Однако поставить знак равенства между всей совокупностью причин межэтнического конфликта и проявлениями социального недовольства невозможно. Этничность может выступать в качестве самостоятельного конфликтогенного фактора. Так, наиболее благополучные страны современного мира, занимающие первые места в рейтинге уровня жизни - Япония и Канада на собственном опыте знают, что такое проблемы межнациональных отношений: в Японии они связаны с корейским национальным меньшинством (потомками корейцев, привезенных в страну в качестве дешевой рабочей силы в годы Второй мировой войны), в Канаде - с ее франкоязычными гражданами, проживающими преимущественно в Квебеке. Очевидно, что этничность становится конфликтной не всегда и не сама по себе, а только в результате сравнения с другой этничностью. Это делает актуальной проблему этнического статуса.

Компоненты этнического статуса сложны и многообразны. Некоторые из них, например, экономические и политические, относительно независимы от "национальной специфики" конфликта, от той составляющей, которая выделяет этнический конфликт среди других типов социальных конфликтов. Эту специфику формируют социокультурные факторы, непосредственно связанные с этнической и конфессиональной принадлежностью участников конфликта, а также с их исторически предопределенной культурной спецификой. Пути развития межэтнической напряженности, ее разрушительный потенциал, стадия конфликта, до которой эта напряженность готова разрастись, - все это во многом зависит именно от социокультурных факторов. Как отметили известные американские исследователи конфликтов Р.Фишер и У.Юри, «в конечном счете... причиной конфликта является не объективная реальность, а происходящее в головах людей. Истина - это просто еще один дополнительный аргумент, возможно, хороший, а возможно, и нет, который помогает справиться с расхождениями. А сами расхождения существуют постольку, поскольку они образуются в мышлении людей» (Фишер Р., Юри У. С. 38).

Между тем в отечественной социальной науке проблема разработана явно недостаточно. История непосредственного эмпирического изучения различных социокультурных факторов этнического конфликта не уходит глубже нескольких лет, и только еще начинается этап теоретических обобщений. В то же время очевидно, что без учета научно осмысленных социокультурных факторов не могут быть решены актуальнейшие задачи - прогноз этнических конфликтов и разработка моделей поддержания этнополитической стабильности регионов и государств. В теоретическом же плане любая модель этнического конфликта, созданная без учета социокультурных факторов, будет неполной. Необходимость же дальнейших исследований проблемы этнического конфликта не подлежит сомнению - последняя четверть 20 в. стала временем активизации этнического противостояния. При этом налицо ускорение темпов обострения проблемы - от десятилетия к десятилетию в мире происходит все больше конфликтов на расовой и этнической почве самого разного уровня и масштаба. Этот факт фиксируется как учеными, так и деятелями правозащитного движения. В 1997 г. правозащитная организация «Хьюмен райтс уотч» опубликовала результаты исследований, проведенных в благополучной Великобритании - за прошедшее десятилетие почти утроилось число известных нападений на представителей национальных меньшинств.

Еще более показателен пример Советского Союза. С 1987 г. (начало первого крупного межэтнического конфликта - Карабахского) на территории бывшего Союза зафиксировано 6 длительных региональных конфликтов, около 20 вооруженных столкновений, отличающихся от войны только тем, что сроки их исчисляются не месяцами, а днями, и более 100 невооруженных конфликтов, о которых нельзя было с уверенностью сказать, что они не перерастут в войну. Каждая такая «горячая точка» дала весомую прибавку к трагической статистике вынужденной миграции, и трудно прогнозировать, сколько добавит еще. Только в зонах вооруженных конфликтов проживает не менее 10 млн. человек, у каждого из которых есть шанс оказаться вынужденным переселенцем (Паин Э.А., 1997. С. 11 - 12).

Усиление напряженности межнациональных отношений - одно из проявлений «этнического парадокса» современности. Он проявляется в бурном росте этничности во второй половине 20 в. Это явление не было предугадано ни одной из основных теорий социального развития. Оно парадоксально именно в контексте исследования динамики общественного развития - все предсказывали этничности более или менее быструю смерть, а она усилила свое влияние и стала одним из важнейших феноменов общественного сознания. Главными факторами наблюдаемого повсеместно «взрыва этничности» стали индустриализация, урбанизация и «информационная революция» - качественное изменение информационной среды, значительно возросшая скорость передачи информации и увеличение ее объема. В результате развития индустриальной цивилизации ослабляются или исчезают многие социальные связи. Становятся менее прочными браки, отдаляются друг от друга родственники, прерывается связь поколений. Но человек как социальное существо продолжает остро нуждаться в защите и поддержке. Повышение значимости этничности является своеобразной компенсацией других социальных отношений. Люди как бы «уходят» в свою этничность - причастность к этногруппе дает необходимые ориентиры и опору в жизни, ощущение защищенности, а иногда национальные связи помогают решать вполне конкретные житейские проблемы. Кроме того, в результате немыслимого прежде масштаба тиражирования фактов, известий, слухов об отношениях «других» к «нам» и «нас» к «другим» этническая мобилизация, национализм, ксенофобия и экспрессивность, по словам С.В. Соколовского, становятся повседневностью (Соколовский С.В., 1994. С. 27-28).

Это усиление этничности может проходить довольно мирно, если общество в целом стабильно. Однако при совпадении во времени с социально-экономическим и политическим кризисом «взрыв этничности» создает социальный резонанс. Подобно резонансу в физических телах, где наложение двух волн делает их силу разрушительной, социальный резонанс может привести к катастрофическим последствиям, как это происходит на значительной территории бывшего Советского Союза.

Развитие этнических процессов в глобальном масштабе говорит о сохранении высокой значимости этничности еще в течение длительного времени. Эта тенденция не опровергается ходом изменений в социуме ряда конкретных стран. Так, по мнению социологов России, после окончания масштабных военных действий на Северном Кавказе (1996 г.) впервые с 1989 г. резко уменьшилась враждебность россиян к представителям различных национальностей - традиционным объектам неприязни. Среди них, например, евреи, чеченцы и кавказцы в целом. Опросы показали, что враждебность к другим народам сопровождалась комплексом национальной униженности, неполноценности (т. е. осознанием собственного низкого статуса и низкого статуса своего народа), обиды, обвинениями в разграблении национальных богатств и заговоре против державы. Число носителей этих комплексов постоянно росло (с началом первых замеров Всероссийского центра по изучению общественного мнения) и существенно уменьшилось только в 1997 г. Однако уровень терпимости к людям других национальностей, в первую очередь к традиционным объектам настороженности и неприязни, вырос не потому, что люди стали чаще заявлять о своей симпатии или интересе к ним, а вследствие резкого роста числа респондентов, затруднившихся с ответом или выбирающих вариант «отношусь без особых чувств». Терпимость в России возросла не как ценностный выбор, неприятие агрессивного национализма, а как равнодушие к этим проблемам. Можно говорить об определенной деградации элиты, которая проявляется в смещении ее установок, запросов, взглядов, способов осмысления действительности в сторону массы. Характерно, что ранее, до 1996-1997 гг., наиболее ярко агрессию по отношению к представителям других национальностей демонстрировали наименее образованные, наиболее молодые люди и жители села. В настоящее время уровень агрессивности и приверженности негативным стереотипам у всех названных групп снизился. Однако в такой социальной группе, как люди с высшим образованием, уровень ксенофобии и этнической депривации в последнее время значительно вырос. На первый взгляд это проблема самой элиты (имеется в виду элита по уровню образования) - она находится в состоянии кризиса, вызванного очень быстрыми социальными изменениями и неспособностью части прежней элиты приспособиться к ним. Это вызывает растерянность, обостряет чувство конкуренции и усиливает традиционалистские, консервативные элементы в идеологии образованных слоев, способствует росту представлений о национальной исключительности в сознании. Но учитывая роль интеллигенции в деле формирования общественного мнения, влияние этой группы на представления и поведение других социальных групп, можно предположить возможность в России конфликтов на довольно длительную перспективу. Таким образом, даже позитивные тенденции изменения общественного сознания не говорят о решенности проблемы межэтнических конфликтов в нашей стране.

Этнический статус - один из элементов сложной системы социокультурных факторов этнического конфликта. Он образует предысторию конфликта, так как этностатусные позиции во многом задают тип взаимодействия участников конфликта, его остроту и продолжительность еще до того, как конфликт становится социальной реальностью. Значимость статусных позиций для процесса возникновения и развития межгруппового конфликта давно и многократно отмечалась в западной социальной психологии, особенно в рамках когнитивного подхода к рассмотрению межгрупповых отношений (Turner I.C., Brown R.I.).

Этнический статус присутствует везде, где вступают в контакт представители разных этнических общностей. Проблема национального неравенства решена пока только на уровне международного права. Декларация о расе и расовых предрассудках ЮНЕСКО от 27 ноября 1978 г. устанавливает: «Все народы мира обладают равными способностями, позволяющими им достигнуть самого высокого уровня интеллектуального, технического, социального, экономического, культурного и политического развития.

Различия в достижениях разных народов объясняются исключительно географическими, политическими, историческими, экономическими, социальными и культурными факторами. Эти различия ни в коем случае не могут служить предлогом для установления какой бы то ни было иерархической классификации наций и народов».

Однако эта запрещенная иерархическая классификация существует в сознании многих людей и проявляется явно или подспудно. На планете, которая еще не избавилась от самых различных форм этнической дискриминации, эта классификация присутствует в головах угнетателей и угнетенных, сторонников единства существующих государств и сепаратистов, представителей доминирующих этносов и национальных меньшинств.

Раскрытие темы этнического статуса как фактора конфликта требует рассмотрения нескольких проблем: понятие межэтнического конфликта и этнического статуса, компоненты этнического статуса, этностереотипы, формирование этностатусных представлений на стыке культур, этнический статус в системе идеологических отношений, условия формирования этнических статусов (в первую очередь тип этноконтактной среды).


ГЛАВА 1. МЕЖЭТНИЧЕСКИЙ КОНФЛИКТ
Существует множество определений конфликта. Наиболее распространенное и в общем виде отражающее суть этого социального феномена характеризует конфликт как столкновение двух или более разнонаправленных сил с целью реализации их интересов в духовной или материальной сфере. Субъектами конфликта могут быть как индивиды, так и большие и малые группы.

Участниками социального конфликта выступают большие социальные группы (слои, этносы, религиозные общности и т. д.). Протекание конфликта зависит от целого ряда факторов, среди которых важнейшее место занимают социально-психологические переменные:

1) свойства конфликтующих сторон (их ценности, мотивы, возможности по урегулированию конфликта, представления о самом конфликте);

2) предшествовавшие конфликту взаимоотношения сторон (установки в отношении оппонентов, убеждения и ожидания, представления сторон о мнениях и намерениях друг друга и т.д.);

3) главная проблема, вызвавшая конфликт (масштабы, частота, острота ее проявлений; значение мотивации, степень осознанности проблемы);

4) социальная среда протекания конфликта (возможности и ограничения, благоприятные условия и препятствия, особенности социальных норм и форм урегулирования конфликта);

5) заинтересованные в конфликте наблюдатели (их отношение к конфликтующим сторонам и друг к другу, степень заинтересованности в конфликте и его результатах, способы их влияния на протекание конфликта);

6) стратегия и тактика, используемые конфликтующими сторонами (субъективная оценка шансов на успех, воздействие на представления оппонентов о собственных выигрышах и потерях, применение стимулов, как позитивных, так и негативных, степень свободы принятия решений, открытость в процессе коммуникации);

7) последствия конфликта для участников и других заинтересованных сторон (выигрыши и потери, возникшие в ходе конфликта прецеденты, изменения самих участников в процессе конфликта, авторитет, завоеванный участниками конфликта у заинтересованных третьих сторон).

Возможные исходы конфликта сводятся к трем вариантам: победа одной стороны над другой, взаимное поражение и взаимный выигрыш.

Каково место межэтнического конфликта в ряду конфликтных взаимодействий? Межэтнический конфликт является вариантом социального конфликта. Он выступает как наиболее острая форма борьбы за распределение материальных и духовных ресурсов. У этого типа конфликтов есть особенности и специфичные причины возникновения. А.А. Празаускас, обобщивший опыт отечественных и зарубежных исследователей межэтнических конфликтов, в качестве общепризнанных причин таких конфликтов выделяет следующие.

Во-первых, культурные и языковые и шире - этнические - различия, несмотря на тенденции к ассимиляции, обнаруживают особую стойкость даже в развитых обществах, которым присуща высокая социальная и географическая мобильность населения. Формирование «массового общества» не привело к полному преодолению этнических различий, скорее, наоборот, содействовало возрождению этничности и этнического самосознания в значительно ассимилированных группах и создало предпосылки к использованию этнического фактора в качестве платформы для выдвижения групповых требований.

Во-вторых, возрождение этничности в развитых странах сопровождалось появлением новых политических лидеров меньшинств, которые добиваются большей доли политической власти в центре или той или иной формы автономии на местном уровне. Они расторгают прежние идейно-политические союзы, нередко подвергают сомнению легитимность существующей системы государств, отстаивая право меньшинства на самоопределение как равноправного члена международной политической системы.

В-третьих, во всех полиэтничных странах имеются элементы долго существовавшего социально-экономического неравенства различных этносов, и на этой почве возникает вопрос о статусе и групповых правах меньшинств. Когда экономическое и социальное неравенства совпадают с языковыми и культурными различиями, нередко возникает система этнической стратификации. Классовый и этнический конфликт дополняют друг друга и создают мощный толчок к переменам.

В-четвертых, изменения этнодемографической ситуации вследствие миграционных процессов и различий в темпах роста отдельных групп нарушают сложившуюся систему стратификации и этнического разделения труда, обостряя межгрупповое соперничество.

В-пятых, ускорение социально-экономического развития, особенно на ранних стадиях индустриализации, скорее усиливает, чем ослабляет этнический партикуляризм, обостряя соперничество за ресурсы, распределение благ и привилегий (Межэтнические конфликты в странах зарубежного Востока. С. 33-34).

Конкретная причина или набор причин, вызывающих конфликт, могут быть различны в каждом конкретном случае, но главное состоит в том, что ситуация рассматривается этническими элитами как несправедливая или угрожающая существованию этноса.

Важнейшим фактором межэтнического конфликта является наличие этнического неравенства. Если неравенство четко прослеживается во всех сферах общественной жизни, можно говорить о существовании этнической стратификации. Она, как и любая форма дифференциации, создает основу для вызревания латентного конфликта, однако последний далеко не во всех случаях перерастает в открытый конфликт. Такое перерастание возможно лишь при наличии ряда субъективных предпосылок: 1) этнос обладает самосознанием, т. е. представлением своего отличия от других этносов; 2) групповая солидарность этноса преобладает над противоречиями между отдельными его сегментами (идейно-политическими, классовыми и т.д.); 3) большая часть этноса приходит к консенсусу, общему пониманию национальных интересов этноса; 4) элитные группы этноса, формирующие общественное мнение, расценивают существующую ситуацию, в первую очередь этническую дифференциацию и национальную политику, как несправедливую и в той или иной форме (в виде программ, лозунгов) ставят цель - устранение несправедливости (Межэтнические конфликты в странах зарубежного Востока. С. 250).

Сравнительное изучение межэтнических конфликтов показывает, что они возникают при наличии всех перечисленных предпосылок. При отсутствии даже одной из них к движению примыкают лишь отдельные сегменты этноса.

Межэтнические конфликты характеризуются широким спектром участников, так как в составе противоборствующих этносов представлены, как правило, все социальные группы, а также ярко выраженной напряженностью и жестокостью. Ход урегулирования межэтнического конфликта зависит от множества факторов, среди них можно выделить цели движения, провозгласившего себя защитником интересов нации, характер политической системы, в рамках которой протекает конфликт (демократия, тоталитаризм или различные промежуточные формы) и степень совместимости политической культуры конфликтующих сторон. Из всех возможных видов социальных конфликтов межэтнические наиболее трудно поддаются урегулированию. Даже те межэтнические конфликты, которые возникли по поводу раздела сугубо материальных ресурсов, обволакиваются такой плотной пеленой эмоциональных заявлений, этнических стереотипов и представлений о разрушенных национальных ценностях, что отрезается большая часть возможностей для урегулирования, применяемых в конфликтах других видов.

Попытка профессионально сформулировать универсальные принципы регулирования межэтнических конфликтов была сделана в ноябре 1993 г. в городе Кона на Гавайских островах, где собралась группа ведущих специалистов, входящих в Совет Проекта по этническим отношениям. По итогам дискуссии Д. Горовиц, У. Пфафф и В. А. Тишков подготовили документ, известный под названием «Меморандум Кона».

В Меморандуме сущность этнического конфликта и возможные действия по его урегулированию рассмотрены на четырех стадиях: латентный период, проявления, активное течение и последствия конфликта. На каждой из этих стадий существуют свои специфические возможности и потребности в действиях.

В ходе латентного периода отношения между этническими общностями могут казаться более или менее нормальными, и поэтому не делается ничего или почти ничего для недопущения возможных конфликтов. Однако именно на этой стадии возможна реализация конструктивных мер для предотвращения межэтнических взрывов. Главная задача властей на этом этапе - укрепление полного и единого гражданства для всех жителей государства. Недостаточно просто принять законы, провозглашающие права этнических групп и запрещающие дискриминацию. Должны предприниматься усилия по вовлечению меньшинств в процесс принятия политических решений, чтобы показать им, что их права соблюдаются. В некоторых случаях для заверения меньшинств в реальности их прав необходима федеративная структура построения государства. В любом случае следует поощрять «функциональный федерализм». Принцип «распыления власти», применяемый в Европейском Союзе, может служить примером такого федерализма. При подобной системе политические и экономические полномочия спускаются на максимально низкий уровень административных органов, способных их компетентно осуществлять. Следует поощрять включение в программы учебных заведений знаний о пороках и опасностях этнических предрассудков и воспитывать у людей способность бороться с негативными этническими стереотипами. Как отдельные журналисты, так и средства массовой информации в целом, несущие ответственность за информацию об этнической розни, должны проверять все данные до их публикации. Особая роль в формулировании этнических интересов в виде, не содержащем угрозы другим, принадлежит интеллектуальной элите. Излишне агрессивные формулировки могут спровоцировать вспышку конфликта. Так, противостояние грузинов и абхазов в Абхазии началось как «война филологов».

На этапе проявлений конфликта происходит постепенный переход от этнической напряженности к войне. Наиболее частые сигналы бедствия, свидетельствующие о переходе к насилию - усиление взаимных обвинений в злонамеренности, ссылки на этнические стереотипы в общественных дискуссиях и политических акциях, появление слухов о зверствах, чинимых какой-либо этнической группой, требования чрезвычайных мер на благо или в защиту меньшинства или большинства, либо для ограничения свободы действий тех, кто им угрожает. Менее заметным, но не менее надежным признаком может служить спонтанная перегруппировка населения по этническому признаку. Такая подвижка проявилась, например, в Югославии в статистике переписей населения после смерти И. Тито. Это необходимо было расценивать как негромкое предупреждение о том, что народ почувствовал конфликт, который впоследствии действительно разразился. Усилению напряженности в межнациональных отношениях способствовала и приватизация в экономике бывших социалистических стран, поскольку группы, активно занимающиеся или нашедшие новую сферу деятельности в торговле, расцениваются как «незаконно» обогатившиеся благодаря рыночной системе и другим аспектам экономической реформы. Такие процессы могут привести к спорадическим актам этнического насилия. В этот момент правительство должно действовать быстро, чтобы поддержать порядок и авторитет власти; ему следует занять недвусмысленную позицию отрицания насилия как способа действий. На этой стадии могут использоваться все те методы, которые приводились для латентной стадии. Однако в условиях открытого противостояния их реализация значительно затруднена. В этой связи требуются и иные, специфичные для данной стадии шаги. Первая задача - укрепление общественного порядка. При этом необходимо, чтобы предпринимаемые меры не были этнически окрашенными. Нужны специальные полицейские части для борьбы с массовыми беспорядками - с нейтральным командованием, высокодисциплинированные и этнически смешанные. Суды, особенно нижней инстанции, должны получить четкие ориентировки по рассмотрению этнически «заряженных» дел. Необходим строгий надзор за системой юстиции, чтобы избежать проявления этнических предрассудков при осуществлении правосудия. Важно содействовать распространению точной и непредвзятой информации о конфликте, и в первую очередь в прессе. Нужна особая программа по последовательному разоблачению ложных слухов.

Если усилия, предпринятые на двух предшествующих стадиях, не принесли результатов, может разразиться полномасштабный конфликт. На стадии активного течения главная задача - остановить военные действия или, по меньшей мере, сдержать их политическими средствами, имея в виду конечное достижение конструктивного решения. Для этого необходимы: а) решительные заявления властей о нетерпимости насилия, сопровождаемые уверенными действиями армии и полиции; б) избежание раскола по этническому признаку в структурах, обеспечивающих порядок. Если есть подозрение, что местная полиция занимает какую-либо сторону в этническом конфликте, следует ввести полицейские подразделения извне; в) твердый контроль над средствами связи и объективностью средств массовой информации; г) создание механизмов прекращения огня и вступления в переговоры. В соглашения о прекращении огня необходимо включать пункт о санкциях за нарушение соглашения, причем ни одна из сторон не должна иметь возможности использовать прекращение огня для накопления свежих сил; д) минимизация потерь и материального ущерба (вывод военнослужащих и вооружений с линии фронта, создание нейтральных зон, ввод статуса «свободных» городов и другие меры, предусмотренные международным правом); е ) предотвращение зверств и военных преступлений.

Рано или поздно активная стадия конфликта заканчивается и начинается восстановление гражданского согласия на руинах, оставленных этническим конфликтом. Вчерашних врагов необходимо примирить, а требования «победителей» примерить к реалиям продолжающегося совместного существования в одном государстве. В любом случае должно состояться освобождение заложников, обмен пленными, предание земле погибших, причем эти меры недопустимо превращать в повод для прославления конфликта. К сожалению, очень часто вчерашние бойцы обретают славу героев и начинают пожинать политический урожай своих «подвигов». Где это возможно, следует оказывать международное давление для недопущения их на руководящие позиции в постконфликтной ситуации. Нужно поощрять общественный диалог на тему позитивных реформ в обществе. Конфликт должен быть дедраматизирован - нельзя превращать его в «священную память». Необходимо пресекать распространение понятия «кровная месть», чтобы конфликт не передался в генетическую память последующих поколений. Цель мероприятий, осуществляемых на этой стадии, - вернуть страну к исходной точке, когда конфликт сдерживается и вновь открывается возможность выстроить долгосрочные взаимовыгодные и мирные отношения между населяющими страну различными этническими группами.

Таковы общие подходы к межэтническому конфликту в современной социальной науке. В этой главе были приведены только те постулаты, по поводу которых существует единство мнений ученых или по крайней мере нет значительных разногласий. Этот экскурс в теорию этнического конфликта необходим для создания «системы координат», в которой будет рассматриваться проблема этнического статуса как конфликтного фактора.


  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   21

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Этнический статус iconДискурсы самоидентификации мажоритарного этноса Республики Молдова
Кризис идентичности, в том числе этнический кризис самоидентификации, является следствием изменения соотношения этих двух составляющих....
Этнический статус iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Факторы исторического развития: природно-климатический, этнический, экономический, культурно-политический и др
Этнический статус iconСредства обучения и воспитания
Куклы в русской (национальной) одежде и другие предметы окружающего мира ребенка, передающие этнический облик русских и других представителей...
Этнический статус iconПояснительная записка Статус документа
Статус документа. Настоящая программа по русскому языку для 6 класса создана на основе следующих нормативных актов и документов методического...
Этнический статус iconХарактеристика окружающей среды и социальный статус семьи
Моу сош №1открыта в 1931 году. В 1999 году на основании Постановления Главы мо «г. Красноуральск» от 27. 04. 99 №267 получила статус:...
Этнический статус iconПояснительная записка Статус маоу «Ушаровская сош»
Статус маоу «Ушаровская сош» как образовательного учреждения предусматривает преемственность программ, методов и форм организации...
Этнический статус iconСловарь урока социальный статус
Социальный статус – относительно устойчивое положение человека или группы в социальной структуре общества, совокупность некоторых...
Этнический статус iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Национально-этнический состав – это не только вызов, но и полезный элемент, помогающий найти некоторые решения, потому что различия...
Этнический статус iconА. П. Секачев Публичный доклад
Бийске Томской губернии. В 1921 году Учительская семинария реорганизована в педагогический техникум, в 1937 году – в педагогическое...
Этнический статус iconМоего реферата была выбрана в период изучения темы о достопримечательностях...
Административное деление Лондона Этнический состав Лондона
Этнический статус iconЭтнический фактор и местное самоуправление в таджикистане
Согдийскую (бывшую Ленинабадскую) область, состоящую из 13 районов с центром в г. Ходженте и Хатлонскую область, состоящую из 21...
Этнический статус iconУроки английского языка в начальной школе
Средняя общеобразовательная школа №22 была открыта в 1938 году. В 1962 году нашей школе был присвоен статус школы с углубленным изучением...
Этнический статус iconС углубленным изучением английского языка
Здание школы было построено в 1936 году, капитально отремонтировано в 1995 году и рассчитано на 740 учащихся. До 1995 года школа...
Этнический статус iconУчебное пособие по истории и культуре народов Северного Кавказа Для...
Учебное пособие предназначено для студентов скгми всех направлений, изучающих курс «История и культура народов Северного Кавказа»....
Этнический статус iconУчебное пособие по истории и культуре народов Северного Кавказа Для...
Учебное пособие предназначено для студентов скгми всех направлений, изучающих курс «История и культура народов Северного Кавказа»....
Этнический статус iconТемирбулатов А. М. Правовой статус Каспийского моря: позиции прикаспийских...
Темирбулатов А. М. Правовой статус Каспийского моря: позиции прикаспийских государств


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск