Программа для студентов. М.: Мпси, 2006 г. Составители: д ф. н., профессор Заманская В. В





Скачать 164.21 Kb.
НазваниеПрограмма для студентов. М.: Мпси, 2006 г. Составители: д ф. н., профессор Заманская В. В
Дата публикации06.07.2013
Размер164.21 Kb.
ТипПрограмма
100-bal.ru > Психология > Программа




МОСКОВСКИЙ ПСИХОЛОГО-СОЦИАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ

Утверждено постановлением Ученого совета Московского психолого-социального

института от «___»___________2006 г., прот. №____
Ректор МПСИ академик РАО, доктор психологических наук

С.К.Бондырева

ЭСТЕТИКА


Программа учебной дисциплины

Москва 2006

Эстетика. Программа для студентов. – М.: МПСИ, 2006 г.


Составители: д.ф.н., профессор Заманская В. В.

Рецензенты: к.ф.н., доц. Садохин А.П.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА




Современная отечественная эстетика является преемницей наследия российской эстетической мысли и опыта мировой эстетики. Освобождаясь от догматизма и нетерпимости, свойственных идеологизированной марксистко-ленинской эстетике, она стремится к толерантности. В результате она становится все более адекватной природе, современной картине мира и современному мышлению. С новых позиций она способна дать объективный анализ и оценку современной культурологической ситуации, явлениям массовой культуры, ценностям и антиценностям современного мира.

Основанная на новых принципах, эстетика становится необходимым звеном в системе современного высшего образования и продуктивным средством в формировании нового мышления. Данные цели и задачи определяют содержание и структуру программы курса эстетики в Московском психолого-социальном институте. Учитывая опыт современных авторских концепций и версий, предлагаемых новейшими пособиями и учебниками, автор программы сознательно ориентирует ее на наиболее классический и «нейтральный» вариант, который позволяет осветить основные проблемы эстетики в историческом аспекте и сформулировать актуальные вопросы современной эстетической теории и практики.

Программа учебной дисциплины









Тема

Дневное отделение

Вечернее отделение

Заочное отделение

30 часов

20 часов

10 часов

Л

С

Л

С

Л

С

1.

Эстетика как наука. Эстетика в системе философского знания







2




2






1




2.

История эстетики

10




6




3




3.

Эстетическая деятельность и эстетическое сознание


2



6



2



4



2



2

4.

Художественное творчество. Искусство. Процесс художественного творчества


4


6


2


4


2


2




Итого

18

12

12

8

8

4


Эстетика как наука.
Эстетические идеи, взгляды, эстетическая теория как форма эстетического знания. Ранние формы проявления эстетического знания. Эстетические взгляды как неотъемлемая часть философии Древнего мира. Процесс формирования эстетической теории и оформление эстетики в качестве самостоятельной отрасли знания. Эстетика и теория искусства. Эстетика и художественная критика. Развитие эстетического знания и основные этапы становления культурного самосознания человечества. Эстетика и культурная традиция. Эстетика и духовный мир человека. Эстетика и процесс культурного самосознания индивида и личности. Эстетика и жизнь. Современный этап развития эстетики: проблемы и тенденции.


История эстетики



Тема: Античная эстетика.

Роль эстетического фактора в развитии античной культуры. Эстетические представления периода архаики: космологическая эстетика Гомера, Гесиода, Орфея.

Эстетика ранней классики

Прекрасная гармония как свойство космоса. Эстетика как неотъемлемая часть космологии. Пифагорейская теория музыки, роль музыки в совершенствовании человеческой души. Эстетический фактор в системе пифагорейского воспитания.

Сократ

Разделение искусства на группу «создающих вещи» (ремесла) и «воспроизводящих вещи, созданные природой» (скульптура, живопись и т.п.). Идеализация и духовные красота в искусстве. Прекрасное и доброе.

Эстетика Платона

Философия и эстетика (идея прекрасного). Идеальная модель космоса как совершенное произведение искусства. Роль эстетического фактора в воспитании лучшего человека и осуждение современного искусства, которое «деформирует» действительность (скульптура, живопись) и «деморализует» человека (поэзия и музыка). Подлинная красота – свойство бытия, а не искусства.

Эстетика Аристотеля

Определение искусства. Эстетика как общая теория искусства. Искусство и наука. Главные качества искусства и его познавательные возможности. Классификация искусств. Подражательные искусства (эпопея, трагедия, комедия, поэзия и музыка). Учение Аристотеля об «очищении от дурных страстей» (аффектов) посредством подражательных искусств. Критерии искусства (логический, этический, художественный). Прекрасное как доставляющее удовольствие. Сфера красоты. Красота и форма. Эстетическое переживание как специфическая человеческая способность. Теория драмы и определение трагедии в «Поэтике» Аристотеля.

Позднеантичная эстетика

Символико-аллегорической эстетики, выяснение «nimesisa» на теории искусства. Проблема образа и символа в эстетических взглядах ранней патристики. Классификация искусств (Плотин). Теория искусства и эстетика в эпоху эллинизма.
Тема: Эстетика Средневековья.

Раннее Средневековье

Влияние неоплатонизма на эстетику Средних веков. Августин: духовная красота как источник художественной красоты, искусство как изобретение разума (геометрия и астрономия). Изобразительные искусства, связанные с научным трудом, как искусства «механические».

Позднее Средневековье

Высшая красота - красота, связанная с божественным творением и скрытая от обычного зрения (Ф. Аквинский). Художественная форма не создается, а «выявляется». Божественная красота является как «сияние». Живопись – «книга для неграмотных».

Особая роль архитектуры в эстетике западного и восточного Средневековья.

Эстетика Византии

Учение о прекрасном и красоте. Свет как проявление прекрасного и как важнейшая категория византийской эстетики.

Псевдо-Дионисий

Красота открывается только тому, кто «умеет видеть» (обладает духовным зрением). Символ и образ (образ как частный случай символа).

Василий Великий

Красота есть свет. Эстетическая традиция Византии и культуры Древней Руси.
Тема: Эстетика Возрождения.

Эстетика в системе культуры «humanilas». Античность как источник подлинной красоты. Петрарка: поэзия как «божественная наука» равная по своему значению религии. Новый взгляд на искусство как на акт личного творчества. Конституирование архитектуры, живописи и скульптуры в качестве «свободных искусств». Возрождение принципов неоплатонизма в понимании «истинной красоты». Ренессансная теория искусства (Л.Б. Альберти). Ренессансная теория живописи как философии и науки (Леонардо да Винчи). Красота, гармония и грация. Эстетика в системе формирования «образцовой индивидуальности» (Пико делла Мирандола).
Тема: Эстетика Классицизма.

Проблема «старого» и «нового» в эстетике Классицизма. Рационалистическое переосмысление античной эстетической традиции (Р. Декарт). Правда и правдоподобие в искусстве. Классицистическая теория драмы (Н. Буало). Эстетика Классицизма и художественная практика XVII века. Н. Буало «Поэтическое искусство»: правила и нормы классицизма. Классицизм как первая нормативная система в искусстве. Классицизм в России.

Тема: Эстетика Просвещения.

Критика Классицизма. Жизненная правдивость как источник подлинной красоты. Теория реализма в искусстве. Жизненная правдивость и воображение художника. Теория художественного вкуса (Вольтер, Руссо, Кант). Искусство и общество (Дидро). Проблема народности искусства (Лессинг). Разграничение живописи и поэзии (Лессинг). Теория литературы (Дидро) и теория драмы (Лессинг) и эстетической концепции просвещения. Эстетика русского Просвещения.
Тема: Немецкая эстетика конца XVIII начала XIX веков.

Эстетические взгляды И. Канта

Теория прекрасного и возвышенного. Учение о гении. Учение об эстетической идее и эстетическом вкусе.

Эстетические взгляды М.В. Гете

Жизнь – фактор, определяющий содержание и форму в искусстве. Художник – учитель народа.

Эстетические взгляды Шеллера

Концепция эстетического воспитания. Роль игры в жизни и в искусстве. Красота и свобода.

Эстетика романтизма

Эстетические взгляды О.В. Шеллинга. Наука и эстетика. Жизнь – главный предмет художественного творчества. Искусство и мифологическая традиция. Эстетика и духовный мир человека. Романтическая концепция поэзии. Переосмысление античной эстетической традиции (Гельдерлин).

Эстетические взгляды Гегеля

Теория прекрасного. Идеал и идея прекрасного. Исторические формы искусства (символическая, классическая, романтическая). Искусство и общество. Искусство как форма абсолютного духа. Искусство и личность. Гегель о кризисе «романтической формы» и будущем искусстве.
Тема: Развитие эстетической мысли в России – вторая половина XIXXX века.

Место эстетики в социально-духовной жизни России середины XIX – начала XX века. Русская религиозно-философская эстетика (В.Л. Соловьев, Ф.М. Достоевский). Проблема искусства в творчестве русских писателей-реалистов второй половины XIX века (Ф.М. Достоевский, Л. Толстой, А.Чехов). Эстетика русского символизма (А. Белый, В. Розанов, В.И. Иванов). Эстетика русского экзистенциализма (Н. Бердяев), религиозно-антропологическая эстетика (П. Флоренский), культурологическая эстетика М. Бахтина, историко-философская эстетика А.Ф. Лосева. Эстетика и идеология (советская эстетика 1917-50 годов).
Тема: Основные направления западной эстетики конца XIX и XX вв.

Эстетика позитивизма.

(О. Конт, И. Тэн) как теоритическая основа натурализма и символизма в западноевропейском искусстве.

Феноменологическая эстетика

О многослойности структуры произведения искусства (Р. Ингарден).

Эстетика экзистенциализма

(М. Хайдеггер, К. Ясперс, Ж.П. Сартр). Хайдеггер о произведении искусства как эстетическом объекте и символе «иной реальности». Ясперс об отношении между философией и художественным творчеством. Сартр: творчество как «выбор» перехода из сферы возможного в сферу действительного. Выбор («проект») как творчество себя и мира.

Эстетика и «философия жизни»

(Ортега-и-Гассет).

Эстетика интуитивизма

(А. Бергсон).

Эстетика структурализма

(Р. Якобсон, Р. Барт). Проблема языка в структуре литературного текста и произведения искусства.

Эстетика модернизма

Проблемы искусства авангарда (абстракция, сюрреальность, экспрессия и эстетика безобразного).

Эстетика и творческая методология постмодернистского искусства

Проблема интеллектуального искусства в эстетических концепциях постмодернизма. Структурно-психоаналитическая эстетика.

Эстетическая деятельность и эстетическое сознание



Тема: Возникновение и развитие эстетической деятельности.

Природные основы эстетической деятельности. Технология и эстетика. Подражание природе как основа ранних форм эстетической деятельности. Первобытное искусство. Эстетическая деятельность и духовный мир человека. Художественная деятельность (искусство) как форма духовной деятельности. Народное и профессиональное искусство. Эстетическая деятельность и машинное производство. Проблема художественного творчества в условиях техногенной цивилизации. Эстетическая деятельность в системе массовых коммуникаций, массовая культура и художественное творчество. Эстетическая деятельность в системе “виртуального пространства”, моделируемого компьютерной техникой. Основные формы эстетической деятельности (ранние формы искусства, мифотворчество, фольклор и народное искусство, художественное ремесло, профессиональное искусство, художественное конструирование и дизайн, массовое искусство).

Эстетическое сознание

Объективная основа и структура эстетического сознания. Эстетическая потребность как одна из важнейших духовных потребностей личности.

Эстетическое чувство

Его связь с практической деятельностью и процессом познания.

Эстетические оценки

Как специфические суждения о совершенстве природы, общества, продуктов труда и произведений искусства. Сложность и многообразие эстетических оценок и их критерии.

Эстетический вкус

Способность непосредственного переживания и суждения об эстетических ценностях, его социальная обусловленность.

Эстетический идеал

Образное представление о совершенной жизни и совершенном человеке. Социально-историческая обусловленность эстетического идеала.

Эстетическая интуиция

Ее роль в формировании духовной культуры общества и личности.

Эстетические взгляды

Как совокупность идей, мнений, суждений об эстетическом в действительности и искусстве. Отражение общественного бытия в системе эстетических взглядов общества. Место и роль эстетических взглядов в мировоззрении художника.

Эстетическая теория

Система понятий о сущности эстетического, основных принципах его познания в действительности и искусстве, о природе и общественной роли эстетической и художественной деятельности людей. Отражение классовой борьбы в развитии эстетических теорий. Обыденное эстетическое сознание и эстетическая теория.
Тема: Основные эстетические категории.

Система эстетических категорий как отражение в эстетическом сознании наиболее существенных отношений и связей объективного мира (природе истории и процесса культурного самосознания личности).

Эстетическое

Наиболее общая категория эстетики, фиксирующая процесс отражения в чувственной сфере человеческой жизни взаимодействия человека с миром как единым (организованным) целым. Древняя космология как источник восприятия человеком мира как эстетического объекта, при котором человек испытывает чувство удовольствия.

Прекрасное

Гармонически совершенное. Первоначально отождествляется с эстетическим. Прекрасное и красивое. Объективные источники красоты в природе, социальной жизни и духовности. Прекрасное и идеальное. Прекрасное и безобразное.

Возвышенное

Как выражение дисгармонии. Возвышенное как духовная ценность, связанная с достижением бесконечности. Возвышенное как героическое, связанное с предельным напряжением всех физических и духовных возможностей индивида.

Трагическое

Эстетическое выражение исторической драмы человечества, заключающейся в противоречии между исторической необходимостью и свободой личности. Трагедия нового и старого, традиции и новаторства, веры и заблуждения, жизни и знания, телесного и духовного.

Комическое

Эстетическое выражение личностной драмы человеческой жизни, в которой все “повторяется дважды”, сначала в виде трагедии, а затем в виде комедии (фарса).

Диалектическая взаимосвязь и взаимодействие эстетических категорий – важный фактор формирования эстетической культуры личности.
Художественное творчество. Искусство
Тема: Процесс художественного творчества.

Художественное творчество как элемент культуры и вид эстетической деятельности. Художественная индивидуальность. Художник и общество. Соотношение в художественном творчестве реального и ирреального, интеллектуального и эмоционального. Природа художественного таланта. Талант и гений. Труд и мастерство художника. Художественная интуиция как важнейший элемент художественного творчества. Роль мировоззрения в художественном творчестве. “Катарсис” как смысл и цель художественного творчества. Произведение искусства как конечный результат творческого процесса. Проблема “nonvinito” (без конца) в художественном творчестве. Критерии оценки художественной деятельности.

Метод, стиль, индивидуальность в художественном творчестве.

Метод

Важнейшее звено связи исторической преемственности в искусстве, способ аккумуляции принципов художественного творчества.

Стиль

Исторически сложившаяся устойчивая общность содержания и соответствующей ему образной системы средств и приемов художественной выразительности. Взаимосвязь стилей с художественными методами. Многообразие стилей и творческих манер в пределах единого художественного метода.

Стиль и жанр. Стиль и творческая индивидуальность. Творческая индивидуальность и понятие авторства. Автор-художник и публика. Социология художественного творчества. Социальная ответственность художника.
Тема: Происхождение и природа искусства.

Искусство и природа искусства. Феномен “первобытного искусства”. Искусство и миф. Роль ритуала в формировании искусства. Искусство и ремесло. Историческая эволюция представлений о природе искусства: искусство как ремесло и мастерство во всякого рода производство. Искусство как подражание, как изображение прекрасного и прекрасное изображение (Аристотель, Кант, Гегель, Чернышевский). Искусство как творчество одаренной личности и выражение оригинальной идеи (Кант). Искусство как сфера проявления свободы личности (Гегель). Искусство как феномен культуры (Ницше, Дильтей, Бердяев).

Искусство как синтетическая форма духовной деятельности, интегрирующая в себе различные проявления духовного мира человека: философии, религии, науки, этики и создающая на этой основе целостный образ действительности.

Тесная связь искусства с технологическими процессами и познанием действительности. Прогресс науки и “рождение” новых искусств.

Социальность – важнейший элемент природы искусства. Образы искусства как зримое воплощение идеала.

Гуманизм в искусстве как оптимальное выражение в нем оптимальных потенций индивида и личности.

Содержание и форма в искусстве

Художественный образ и произведение искусства
Тема: Виды искусства.

Система искусства и виды искусства. Историческая обусловленность возникновения и развития различных искусств. Принципы классификации искусства. Зависимость специфики различных искусств от используемых ими материала, языка, технических средств. Искусство как ремесло и как форма духовной деятельности. Выразительные средства различных искусств.

Деление искусства на роды и жанры. Принципы жанрового деления в различных видах искусства. Взаимоотношение видов и жанров искусства. Влияние НТР на процессы возникновения и взаимодействия видов искусства.

Понятие “временных”, “пространственных”, “пространственно-временных”, “зрительных” и “слуховых” искусств. Условный, односторонний характер подобных классификаций.

Декоративно-прикладное искусство.

Архитектура.

Живопись, графика.

Скульптура.

Музыка.

Хореография.

Театр.

Кино.

Телевидение.

Литература.

Понятие синтеза искусств.

Искусство и массовая культура.


Список рекомендуемой литературы


  1. Аверинцев С.С. Поэтика ранневизантийской литературы. - М., 1977.

  2. Арнхейм Р. Искусство и визуальное восприятие. – М., 1974.

  3. Асмус В.Ф. Немецкая эстетика XVIII века. - М., 1962.

  4. Белинский В.Г. Полное собрание сочинений. Т. 1, 7, 10. - М., 1955-1956.

  5. Борев Ю. Эстетика. 4-е изд., - М., 1988.

  6. Буало Н. Поэтическое искусство. - М., 1957.

  7. Бычков В.В. Русская средневековая эстетика XI-XVII вв. - М., 1992.

  8. Выготский Л.С. Психология искусства. - М., 1968.

  9. Гегель Г. Эстетика. Т. 1-4. - М., 1968-1973.

  10. Егоров Б.Ф. Борьба эстетических идей в России середины XIX века. - Л., 1982.

  11. Зеленов Л. Курс лекций по основам эстетики. Горький, 1974.

  12. Зись А.Я. Искусство и эстетика. - М., 1975.

  13. История эстетики: Памятники мировой эстетической мысли. В 5-ти т., - М., 1962-1970.

  14. История эстетики в памятниках и документах. (Серия изданий, посвященных классикам мировой эстетической мысли; выходит в Москве, начиная с 1973 г.)

  15. Идеи эстетического воспитания. Антология. - М., 1973.

  16. Каган М. Морфология искусства. - Л., 1972.

  17. Каган М. Эстетика как философская наука. Универсальный курс лекций. - Спб., 1997

  18. Кантор В.К. Русская эстетика второй половины XIX столетия и общественная

  19. Лекция по истории эстетики. Кн. 1-4. Л., 1973-1980.

  20. Лессинг Г.Э. Лаокоон, или о границах живописи и поэзии. - М., 1957.

  21. Лихачев Д.С. Поэтика древнерусской литературы. - Л., 1967.

  22. Лихачев Д.С. Очерки по философии художественного творчества. - Спб., 1996.

  23. Лосев А.Ф. История античной эстетики. - М., 1963-1992.

  24. Лосев А.Ф. Византийская эстетика. - М., 1977.

  25. Лосев А.Ф. Эстетика Возрождения. - М., 1978.

  26. Манн Ю.В. Русская философская эстетика (1820-1830-е годы). - М., 1969.

  27. Манн Ю.В. Поэтика русского романтизма. - М., 1976.

  28. Мастера искусства о искусстве. В 7-ми т. - М., 1965-1970.

  29. Маньковская Н.Б. “Париж со змеями”: (Введение в эстетику постмодернизма).-М., 1995.

  30. Раппопорт С.Х. Искусство и эмоции. Изд. 2-е. - М., 1972.

  31. Творческий процесс и художественное восприятие. - Л., 1978.

  32. Тэн И. Философия искусства. - М., 1996.

  33. Шеллинг Ф. Философия искусства. - М., 1996.

  34. Чернышевский Н.Г. Полное собрание сочинений. Т. 2. - М., 1953.

  35. Фрейд Э. Художник и фантазирование. - М., 1995.

  36. Юнг К.Г., Нойманн Э. Психоанализ и искусство. - М., 1996.

  37. Эстетика. Киев, 1991.


Учебники и учебные пособия.

  1. Кривцун О.А. Эстетика. М., 2001.

  2. Бычков В.В. Эстетика: Учебник. М., 2002.

  3. Яковлев Е.Г. Эстетика: Уч. Пособие. М., 2000.

  4. Эстетика: Словарь. М., 1989.

  5. История Эстетической мысли в 6-ти т. 1985.



Вопросы для подготовки к зачету и экзамену





  1. Особенности становления и развития эстетической мысли.

  2. Место и функции эстетики в современном искусстве.

  3. Носители эстетических ценностей.

  4. Истоки эстетического чувства.

  5. Принципы эстетического воспитания и самовоспитания.

  6. Роль эстетического и художественного в процессе формирования личности.

  7. Взаимосвязь художественного и религиозного сознания в мифологии.

  8. Процесс автономизации художественной деятельности в истории человечества.

  9. Смысл художественного удвоения бытия.

  10. «Внутренняя форма» произведения искусства.

  11. Психологическая структура восприятия художественного произведения.

  12. Аспекты духовного содержания искусства.

  13. Место искусства в художественной культуре.

  14. “Биографический подход” к произведению искусства.

  15. Нормативность эстетики классицизма.

  16. Антинормативность эстетики романтизма.

  17. Внутренняя логика развития художественного познания.

  18. Институт художественной критики; его возникновение и история.

  19. Взаимосвязь общественного сознания и художественного творчества.

  20. Идейная преемственность и взаимовлияние в историко-художественный процесс.

  21. Творческий метод.

  22. Художественный стиль.

  23. Канон в искусстве.

24.Основные эстетические установки модернизма.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа для студентов. М.: Мпси, 2006 г. Составители: д ф. н., профессор Заманская В. В iconЗаманская Валентина Викторовна доктор филологических наук, профессор...
Составитель Рабочей программы Заманская Валентина Викторовна – доктор филологических наук, профессор кафедры Социально-гуманитарных...
Программа для студентов. М.: Мпси, 2006 г. Составители: д ф. н., профессор Заманская В. В iconУчебно-методические указания по дисциплине отечественная история...
Составители: Дзамихов К. Ф. д и н., профессор, Апажева Е. Х. д и н., профессор, Асанов В. Н. к и н., доцент, Ашхотов Р. М. к и н.,...
Программа для студентов. М.: Мпси, 2006 г. Составители: д ф. н., профессор Заманская В. В iconРабочая программа дисциплины
Составитель Рабочей программы заманская валентина викторовна – доктор филологических наук, профессор кафедры Социально-гуманитарных...
Программа для студентов. М.: Мпси, 2006 г. Составители: д ф. н., профессор Заманская В. В iconФакультет психологии утверждаю
Программа предназначена для студентов-психологов мпси (бакалавриат)
Программа для студентов. М.: Мпси, 2006 г. Составители: д ф. н., профессор Заманская В. В iconЮридический факультет утверждаю
Составитель Рабочей программы заманская валентина викторовна – доктор филологических наук, профессор кафедры Социально-гуманитарных...
Программа для студентов. М.: Мпси, 2006 г. Составители: д ф. н., профессор Заманская В. В iconФакультет информационных технологий утверждаю
Составитель Рабочей программы заманская валентина викторовна – доктор филологических наук, профессор кафедры Социально-гуманитарных...
Программа для студентов. М.: Мпси, 2006 г. Составители: д ф. н., профессор Заманская В. В iconРабочая программа учебной дисциплины философия
Составители: д ф н., профессор Сидоренко Н. И., д ф н., профессор Новикова Е. Ю., к ф н
Программа для студентов. М.: Мпси, 2006 г. Составители: д ф. н., профессор Заманская В. В icon1. Место психологии религии в системе наук
Составитель Рабочей программы Заманская Валентина Викторовна – доктор филологических наук, профессор кафедры Социально-гуманитарных...
Программа для студентов. М.: Мпси, 2006 г. Составители: д ф. н., профессор Заманская В. В iconПрограмма вступительного экзамена в аспирантуру по научной специальности
Составители рабочей программы: профессор кафедры гражданско-правовых дисциплин, д ю н., профессор Ситдикова Л. Б
Программа для студентов. М.: Мпси, 2006 г. Составители: д ф. н., профессор Заманская В. В iconУчебно-методический комплекс для студентов экономического факультета...
Авторы-составители: доктор экономических наук, профессор Прудский В. Г., старший преподаватель Полякова А. А., ассистент Дюльберова...
Программа для студентов. М.: Мпси, 2006 г. Составители: д ф. н., профессор Заманская В. В iconМетодические указания, программа и планы семинарских занятий Для...
Составители: доктор исторических наук, профессор Н. Н. Кабытова, кандидат исторических наук, доцент В. А. Тюрин
Программа для студентов. М.: Мпси, 2006 г. Составители: д ф. н., профессор Заманская В. В iconПрограмма кандидатского экзамена по научной специальности 13. 00....
Составители рабочей программы: профессор кафедры гуманитарных и социальных дисциплин, к п н. Горбачев В. Т.; профессор кафедры гуманитарных...
Программа для студентов. М.: Мпси, 2006 г. Составители: д ф. н., профессор Заманская В. В iconРежимы движения жидкости методические указания к лабораторной работе...
Режимы движения жидкости: Методические указания к лабораторной работе №6 для студентов всех видов обучения / Составители: А. И. Квашнин,...
Программа для студентов. М.: Мпси, 2006 г. Составители: д ф. н., профессор Заманская В. В iconМетодические указания для выполнения контрольных работ по учебной дисциплине
Составители: д-р филос н., профессор Ф. С. Файзуллин, д-р филос н., профессор Ф. М. Неганов, д-р социол н., профессор Т. П. Моисеева,...
Программа для студентов. М.: Мпси, 2006 г. Составители: д ф. н., профессор Заманская В. В icon«Банковский менеджмент»
Ванько Т. Д. Банковский менеджмент: Рабочая программа, вопросы к зачету для студентов, специальность 080105. 65 «Финансы и кредит»....
Программа для студентов. М.: Мпси, 2006 г. Составители: д ф. н., профессор Заманская В. В iconРабочая программа предназначена для студентов, обучающихся по направлению...
Миронов И. Ю., кандидат экономическиx наук, доцент кафедры «Управление персоналом» Юридического факультета мпси


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск