Скачать 164.21 Kb.
|
МОСКОВСКИЙ ПСИХОЛОГО-СОЦИАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ Утверждено постановлением Ученого совета Московского психолого-социального института от «___»___________2006 г., прот. №____ Ректор МПСИ академик РАО, доктор психологических наук С.К.Бондырева ЭСТЕТИКА Программа учебной дисциплины Москва 2006 Эстетика. Программа для студентов. – М.: МПСИ, 2006 г. Составители: д.ф.н., профессор Заманская В. В. Рецензенты: к.ф.н., доц. Садохин А.П. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКАСовременная отечественная эстетика является преемницей наследия российской эстетической мысли и опыта мировой эстетики. Освобождаясь от догматизма и нетерпимости, свойственных идеологизированной марксистко-ленинской эстетике, она стремится к толерантности. В результате она становится все более адекватной природе, современной картине мира и современному мышлению. С новых позиций она способна дать объективный анализ и оценку современной культурологической ситуации, явлениям массовой культуры, ценностям и антиценностям современного мира. Основанная на новых принципах, эстетика становится необходимым звеном в системе современного высшего образования и продуктивным средством в формировании нового мышления. Данные цели и задачи определяют содержание и структуру программы курса эстетики в Московском психолого-социальном институте. Учитывая опыт современных авторских концепций и версий, предлагаемых новейшими пособиями и учебниками, автор программы сознательно ориентирует ее на наиболее классический и «нейтральный» вариант, который позволяет осветить основные проблемы эстетики в историческом аспекте и сформулировать актуальные вопросы современной эстетической теории и практики. Программа учебной дисциплины
Эстетика как наука. Эстетические идеи, взгляды, эстетическая теория как форма эстетического знания. Ранние формы проявления эстетического знания. Эстетические взгляды как неотъемлемая часть философии Древнего мира. Процесс формирования эстетической теории и оформление эстетики в качестве самостоятельной отрасли знания. Эстетика и теория искусства. Эстетика и художественная критика. Развитие эстетического знания и основные этапы становления культурного самосознания человечества. Эстетика и культурная традиция. Эстетика и духовный мир человека. Эстетика и процесс культурного самосознания индивида и личности. Эстетика и жизнь. Современный этап развития эстетики: проблемы и тенденции. История эстетикиТема: Античная эстетика. Роль эстетического фактора в развитии античной культуры. Эстетические представления периода архаики: космологическая эстетика Гомера, Гесиода, Орфея. Эстетика ранней классики Прекрасная гармония как свойство космоса. Эстетика как неотъемлемая часть космологии. Пифагорейская теория музыки, роль музыки в совершенствовании человеческой души. Эстетический фактор в системе пифагорейского воспитания. Сократ Разделение искусства на группу «создающих вещи» (ремесла) и «воспроизводящих вещи, созданные природой» (скульптура, живопись и т.п.). Идеализация и духовные красота в искусстве. Прекрасное и доброе. Эстетика Платона Философия и эстетика (идея прекрасного). Идеальная модель космоса как совершенное произведение искусства. Роль эстетического фактора в воспитании лучшего человека и осуждение современного искусства, которое «деформирует» действительность (скульптура, живопись) и «деморализует» человека (поэзия и музыка). Подлинная красота – свойство бытия, а не искусства. Эстетика Аристотеля Определение искусства. Эстетика как общая теория искусства. Искусство и наука. Главные качества искусства и его познавательные возможности. Классификация искусств. Подражательные искусства (эпопея, трагедия, комедия, поэзия и музыка). Учение Аристотеля об «очищении от дурных страстей» (аффектов) посредством подражательных искусств. Критерии искусства (логический, этический, художественный). Прекрасное как доставляющее удовольствие. Сфера красоты. Красота и форма. Эстетическое переживание как специфическая человеческая способность. Теория драмы и определение трагедии в «Поэтике» Аристотеля. Позднеантичная эстетика Символико-аллегорической эстетики, выяснение «nimesisa» на теории искусства. Проблема образа и символа в эстетических взглядах ранней патристики. Классификация искусств (Плотин). Теория искусства и эстетика в эпоху эллинизма. Тема: Эстетика Средневековья. Раннее Средневековье Влияние неоплатонизма на эстетику Средних веков. Августин: духовная красота как источник художественной красоты, искусство как изобретение разума (геометрия и астрономия). Изобразительные искусства, связанные с научным трудом, как искусства «механические». Позднее Средневековье Высшая красота - красота, связанная с божественным творением и скрытая от обычного зрения (Ф. Аквинский). Художественная форма не создается, а «выявляется». Божественная красота является как «сияние». Живопись – «книга для неграмотных». Особая роль архитектуры в эстетике западного и восточного Средневековья. Эстетика Византии Учение о прекрасном и красоте. Свет как проявление прекрасного и как важнейшая категория византийской эстетики. Псевдо-Дионисий Красота открывается только тому, кто «умеет видеть» (обладает духовным зрением). Символ и образ (образ как частный случай символа). Василий Великий Красота есть свет. Эстетическая традиция Византии и культуры Древней Руси. Тема: Эстетика Возрождения. Эстетика в системе культуры «humanilas». Античность как источник подлинной красоты. Петрарка: поэзия как «божественная наука» равная по своему значению религии. Новый взгляд на искусство как на акт личного творчества. Конституирование архитектуры, живописи и скульптуры в качестве «свободных искусств». Возрождение принципов неоплатонизма в понимании «истинной красоты». Ренессансная теория искусства (Л.Б. Альберти). Ренессансная теория живописи как философии и науки (Леонардо да Винчи). Красота, гармония и грация. Эстетика в системе формирования «образцовой индивидуальности» (Пико делла Мирандола). Тема: Эстетика Классицизма. Проблема «старого» и «нового» в эстетике Классицизма. Рационалистическое переосмысление античной эстетической традиции (Р. Декарт). Правда и правдоподобие в искусстве. Классицистическая теория драмы (Н. Буало). Эстетика Классицизма и художественная практика XVII века. Н. Буало «Поэтическое искусство»: правила и нормы классицизма. Классицизм как первая нормативная система в искусстве. Классицизм в России. Тема: Эстетика Просвещения. Критика Классицизма. Жизненная правдивость как источник подлинной красоты. Теория реализма в искусстве. Жизненная правдивость и воображение художника. Теория художественного вкуса (Вольтер, Руссо, Кант). Искусство и общество (Дидро). Проблема народности искусства (Лессинг). Разграничение живописи и поэзии (Лессинг). Теория литературы (Дидро) и теория драмы (Лессинг) и эстетической концепции просвещения. Эстетика русского Просвещения. Тема: Немецкая эстетика конца XVIII начала XIX веков. Эстетические взгляды И. Канта Теория прекрасного и возвышенного. Учение о гении. Учение об эстетической идее и эстетическом вкусе. Эстетические взгляды М.В. Гете Жизнь – фактор, определяющий содержание и форму в искусстве. Художник – учитель народа. Эстетические взгляды Шеллера Концепция эстетического воспитания. Роль игры в жизни и в искусстве. Красота и свобода. Эстетика романтизма Эстетические взгляды О.В. Шеллинга. Наука и эстетика. Жизнь – главный предмет художественного творчества. Искусство и мифологическая традиция. Эстетика и духовный мир человека. Романтическая концепция поэзии. Переосмысление античной эстетической традиции (Гельдерлин). Эстетические взгляды Гегеля Теория прекрасного. Идеал и идея прекрасного. Исторические формы искусства (символическая, классическая, романтическая). Искусство и общество. Искусство как форма абсолютного духа. Искусство и личность. Гегель о кризисе «романтической формы» и будущем искусстве. Тема: Развитие эстетической мысли в России – вторая половина XIX – XX века. Место эстетики в социально-духовной жизни России середины XIX – начала XX века. Русская религиозно-философская эстетика (В.Л. Соловьев, Ф.М. Достоевский). Проблема искусства в творчестве русских писателей-реалистов второй половины XIX века (Ф.М. Достоевский, Л. Толстой, А.Чехов). Эстетика русского символизма (А. Белый, В. Розанов, В.И. Иванов). Эстетика русского экзистенциализма (Н. Бердяев), религиозно-антропологическая эстетика (П. Флоренский), культурологическая эстетика М. Бахтина, историко-философская эстетика А.Ф. Лосева. Эстетика и идеология (советская эстетика 1917-50 годов). Тема: Основные направления западной эстетики конца XIX и XX вв. Эстетика позитивизма. (О. Конт, И. Тэн) как теоритическая основа натурализма и символизма в западноевропейском искусстве. Феноменологическая эстетика О многослойности структуры произведения искусства (Р. Ингарден). Эстетика экзистенциализма (М. Хайдеггер, К. Ясперс, Ж.П. Сартр). Хайдеггер о произведении искусства как эстетическом объекте и символе «иной реальности». Ясперс об отношении между философией и художественным творчеством. Сартр: творчество как «выбор» перехода из сферы возможного в сферу действительного. Выбор («проект») как творчество себя и мира. Эстетика и «философия жизни» (Ортега-и-Гассет). Эстетика интуитивизма (А. Бергсон). Эстетика структурализма (Р. Якобсон, Р. Барт). Проблема языка в структуре литературного текста и произведения искусства. Эстетика модернизма Проблемы искусства авангарда (абстракция, сюрреальность, экспрессия и эстетика безобразного). Эстетика и творческая методология постмодернистского искусства Проблема интеллектуального искусства в эстетических концепциях постмодернизма. Структурно-психоаналитическая эстетика. Эстетическая деятельность и эстетическое сознаниеТема: Возникновение и развитие эстетической деятельности. Природные основы эстетической деятельности. Технология и эстетика. Подражание природе как основа ранних форм эстетической деятельности. Первобытное искусство. Эстетическая деятельность и духовный мир человека. Художественная деятельность (искусство) как форма духовной деятельности. Народное и профессиональное искусство. Эстетическая деятельность и машинное производство. Проблема художественного творчества в условиях техногенной цивилизации. Эстетическая деятельность в системе массовых коммуникаций, массовая культура и художественное творчество. Эстетическая деятельность в системе “виртуального пространства”, моделируемого компьютерной техникой. Основные формы эстетической деятельности (ранние формы искусства, мифотворчество, фольклор и народное искусство, художественное ремесло, профессиональное искусство, художественное конструирование и дизайн, массовое искусство). Эстетическое сознание Объективная основа и структура эстетического сознания. Эстетическая потребность как одна из важнейших духовных потребностей личности. Эстетическое чувство Его связь с практической деятельностью и процессом познания. Эстетические оценки Как специфические суждения о совершенстве природы, общества, продуктов труда и произведений искусства. Сложность и многообразие эстетических оценок и их критерии. Эстетический вкус Способность непосредственного переживания и суждения об эстетических ценностях, его социальная обусловленность. Эстетический идеал Образное представление о совершенной жизни и совершенном человеке. Социально-историческая обусловленность эстетического идеала. Эстетическая интуиция Ее роль в формировании духовной культуры общества и личности. Эстетические взгляды Как совокупность идей, мнений, суждений об эстетическом в действительности и искусстве. Отражение общественного бытия в системе эстетических взглядов общества. Место и роль эстетических взглядов в мировоззрении художника. Эстетическая теория Система понятий о сущности эстетического, основных принципах его познания в действительности и искусстве, о природе и общественной роли эстетической и художественной деятельности людей. Отражение классовой борьбы в развитии эстетических теорий. Обыденное эстетическое сознание и эстетическая теория. Тема: Основные эстетические категории. Система эстетических категорий как отражение в эстетическом сознании наиболее существенных отношений и связей объективного мира (природе истории и процесса культурного самосознания личности). Эстетическое Наиболее общая категория эстетики, фиксирующая процесс отражения в чувственной сфере человеческой жизни взаимодействия человека с миром как единым (организованным) целым. Древняя космология как источник восприятия человеком мира как эстетического объекта, при котором человек испытывает чувство удовольствия. Прекрасное Гармонически совершенное. Первоначально отождествляется с эстетическим. Прекрасное и красивое. Объективные источники красоты в природе, социальной жизни и духовности. Прекрасное и идеальное. Прекрасное и безобразное. Возвышенное Как выражение дисгармонии. Возвышенное как духовная ценность, связанная с достижением бесконечности. Возвышенное как героическое, связанное с предельным напряжением всех физических и духовных возможностей индивида. Трагическое Эстетическое выражение исторической драмы человечества, заключающейся в противоречии между исторической необходимостью и свободой личности. Трагедия нового и старого, традиции и новаторства, веры и заблуждения, жизни и знания, телесного и духовного. Комическое Эстетическое выражение личностной драмы человеческой жизни, в которой все “повторяется дважды”, сначала в виде трагедии, а затем в виде комедии (фарса). Диалектическая взаимосвязь и взаимодействие эстетических категорий – важный фактор формирования эстетической культуры личности. Художественное творчество. Искусство Тема: Процесс художественного творчества. Художественное творчество как элемент культуры и вид эстетической деятельности. Художественная индивидуальность. Художник и общество. Соотношение в художественном творчестве реального и ирреального, интеллектуального и эмоционального. Природа художественного таланта. Талант и гений. Труд и мастерство художника. Художественная интуиция как важнейший элемент художественного творчества. Роль мировоззрения в художественном творчестве. “Катарсис” как смысл и цель художественного творчества. Произведение искусства как конечный результат творческого процесса. Проблема “nonvinito” (без конца) в художественном творчестве. Критерии оценки художественной деятельности. Метод, стиль, индивидуальность в художественном творчестве. Метод Важнейшее звено связи исторической преемственности в искусстве, способ аккумуляции принципов художественного творчества. Стиль Исторически сложившаяся устойчивая общность содержания и соответствующей ему образной системы средств и приемов художественной выразительности. Взаимосвязь стилей с художественными методами. Многообразие стилей и творческих манер в пределах единого художественного метода. Стиль и жанр. Стиль и творческая индивидуальность. Творческая индивидуальность и понятие авторства. Автор-художник и публика. Социология художественного творчества. Социальная ответственность художника. Тема: Происхождение и природа искусства. Искусство и природа искусства. Феномен “первобытного искусства”. Искусство и миф. Роль ритуала в формировании искусства. Искусство и ремесло. Историческая эволюция представлений о природе искусства: искусство как ремесло и мастерство во всякого рода производство. Искусство как подражание, как изображение прекрасного и прекрасное изображение (Аристотель, Кант, Гегель, Чернышевский). Искусство как творчество одаренной личности и выражение оригинальной идеи (Кант). Искусство как сфера проявления свободы личности (Гегель). Искусство как феномен культуры (Ницше, Дильтей, Бердяев). Искусство как синтетическая форма духовной деятельности, интегрирующая в себе различные проявления духовного мира человека: философии, религии, науки, этики и создающая на этой основе целостный образ действительности. Тесная связь искусства с технологическими процессами и познанием действительности. Прогресс науки и “рождение” новых искусств. Социальность – важнейший элемент природы искусства. Образы искусства как зримое воплощение идеала. Гуманизм в искусстве как оптимальное выражение в нем оптимальных потенций индивида и личности. Содержание и форма в искусстве Художественный образ и произведение искусства Тема: Виды искусства. Система искусства и виды искусства. Историческая обусловленность возникновения и развития различных искусств. Принципы классификации искусства. Зависимость специфики различных искусств от используемых ими материала, языка, технических средств. Искусство как ремесло и как форма духовной деятельности. Выразительные средства различных искусств. Деление искусства на роды и жанры. Принципы жанрового деления в различных видах искусства. Взаимоотношение видов и жанров искусства. Влияние НТР на процессы возникновения и взаимодействия видов искусства. Понятие “временных”, “пространственных”, “пространственно-временных”, “зрительных” и “слуховых” искусств. Условный, односторонний характер подобных классификаций. Декоративно-прикладное искусство. Архитектура. Живопись, графика. Скульптура. Музыка. Хореография. Театр. Кино. Телевидение. Литература. Понятие синтеза искусств. Искусство и массовая культура. Список рекомендуемой литературы
Учебники и учебные пособия.
Вопросы для подготовки к зачету и экзамену
24.Основные эстетические установки модернизма. |
Заманская Валентина Викторовна доктор филологических наук, профессор... Составитель Рабочей программы Заманская Валентина Викторовна – доктор филологических наук, профессор кафедры Социально-гуманитарных... | Учебно-методические указания по дисциплине отечественная история... Составители: Дзамихов К. Ф. д и н., профессор, Апажева Е. Х. д и н., профессор, Асанов В. Н. к и н., доцент, Ашхотов Р. М. к и н.,... | ||
Рабочая программа дисциплины Составитель Рабочей программы заманская валентина викторовна – доктор филологических наук, профессор кафедры Социально-гуманитарных... | Факультет психологии утверждаю Программа предназначена для студентов-психологов мпси (бакалавриат) | ||
Юридический факультет утверждаю Составитель Рабочей программы заманская валентина викторовна – доктор филологических наук, профессор кафедры Социально-гуманитарных... | Факультет информационных технологий утверждаю Составитель Рабочей программы заманская валентина викторовна – доктор филологических наук, профессор кафедры Социально-гуманитарных... | ||
Рабочая программа учебной дисциплины философия Составители: д ф н., профессор Сидоренко Н. И., д ф н., профессор Новикова Е. Ю., к ф н | 1. Место психологии религии в системе наук Составитель Рабочей программы Заманская Валентина Викторовна – доктор филологических наук, профессор кафедры Социально-гуманитарных... | ||
Программа вступительного экзамена в аспирантуру по научной специальности Составители рабочей программы: профессор кафедры гражданско-правовых дисциплин, д ю н., профессор Ситдикова Л. Б | Учебно-методический комплекс для студентов экономического факультета... Авторы-составители: доктор экономических наук, профессор Прудский В. Г., старший преподаватель Полякова А. А., ассистент Дюльберова... | ||
Методические указания, программа и планы семинарских занятий Для... Составители: доктор исторических наук, профессор Н. Н. Кабытова, кандидат исторических наук, доцент В. А. Тюрин | Программа кандидатского экзамена по научной специальности 13. 00.... Составители рабочей программы: профессор кафедры гуманитарных и социальных дисциплин, к п н. Горбачев В. Т.; профессор кафедры гуманитарных... | ||
Режимы движения жидкости методические указания к лабораторной работе... Режимы движения жидкости: Методические указания к лабораторной работе №6 для студентов всех видов обучения / Составители: А. И. Квашнин,... | Методические указания для выполнения контрольных работ по учебной дисциплине Составители: д-р филос н., профессор Ф. С. Файзуллин, д-р филос н., профессор Ф. М. Неганов, д-р социол н., профессор Т. П. Моисеева,... | ||
«Банковский менеджмент» Ванько Т. Д. Банковский менеджмент: Рабочая программа, вопросы к зачету для студентов, специальность 080105. 65 «Финансы и кредит».... | Рабочая программа предназначена для студентов, обучающихся по направлению... Миронов И. Ю., кандидат экономическиx наук, доцент кафедры «Управление персоналом» Юридического факультета мпси |