Что делает? Какие задания, вопросы задает?





Скачать 122.3 Kb.
НазваниеЧто делает? Какие задания, вопросы задает?
Дата публикации23.07.2014
Размер122.3 Kb.
ТипУрок
100-bal.ru > Психология > Урок
Примерная схема протокола наблюдения на уроке
Урок ______________________________________________________

предмет

Класс _____________________________________________________

Учитель ___________________________________________________

Ф.И.О.

Дата ______________________________________________________

Цель посещения: _________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________




п/п

Ход урока, его этапы и время

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Положительное на уроке (+)

Недостатки урока

(-)







Что делает? Какие задания, вопросы задает?

Что делают? Какая организация учебно-познавательной деятельности учащихся?









Психологический анализ урока
Психологический анализ урока предполагает изучение психической деятельности учащихся на уроке: выявление уровня их знаний, умений и навыков, степени сформированности убеждений, отношения к учению, особенностей психических состояний в процессе обучения. Во многом это зависит от того, как организована учебная деятельность, вызывает ли она активность школьников, способствует ли их развитию.
Примерная схема психологического анализа урока


  1. Знания, умения, навыки учащихся на уроке

  • какими знаниями оперировали ученики и каков их уровень.

  • как протекал процесс формирования понятий.

  • какие навыки проявили школьники и каков уровень их развития.

  • какие умения проявили ученики и каков их уровень.

  • каковы психологические условия формирования умений и навыков.

  1. Отношение учащихся к учению и мотивы учения на уроке

  • какое отношение школьников к учебной деятельности преобладало на данном уроке. Были ли причины, вызывавшие их отрицательное отношение к учению.

  • какие мотивы использовал учитель, побуждая детей к учебной работе.

  1. Познавательная деятельность учащихся на уроке

3.1.Мышление

  • что побуждало учеников к мыслительной деятельности: создавались ли проблемные ситуации и как это делалось;

  • какие приемы активизации учебной деятельности использовал учитель школьников;

  • какие качества ума проявились у детей и как учитель способствовал их формированию;

  • какие мыслительные операции использовались на уроке: сравнение, анализ, синтез, обобщение, абстрагирование и др.

3.2.Внимание

  • какие виды внимания были использованы на уроке;

  • на какой вид внимания опирался учитель;

  • насколько внимательны были ученики на уроке; в чем это проявлялось?

  • какие способы организации, распределения и переключения внимания использовал учитель?

3.3.Память

  • какие виды памяти использовались на уроке (наглядно-образная, словесно-логическая, механическая, эмоциональная).

  • какие приемы для организации запоминания использовал учитель?

  1. Нравственно-психологический климат на уроке

  • стиль общения учителя с учениками (демократический, авторитарный, либерально-попустительский);

  • создана ли атмосфера сотрудничества и содружества учителя и учащихся?

  • реализация принципа гуманизации на уроке;

  1. Расход времени на уроке

  • сколько времени было потрачено на различных этапах урока? Было ли нерациональное использование времени учащимися?

  • какова плотность урока?


Методика организации коллективного творческого дела
Коллективное творческое дело (КТД).

Суть каждого дела - в заботе о своем коллективе, друг о друге, об окружающих людях, далеких друзьях. Дело это - коллективное, потому что совершенствоваться вместе с ребятами и старшими товарищами их общая забота.

Дело это - творческое, коллективное, потому что представляет собой совместный поиск лучших решений жизненно важной задачи, потому что творится сообща, не только выполняется, но и организуется: задумывается, планируется, оценивается. Оно творческое еще и потому, что не может превратиться в догму, делаться по шаблону, а всегда выступает в разных вариантах, всегда выявляет новые возможности, ведь оно - частица жизни! Модель КТД может применяться при организации различных видов деятельности: познавательной, трудовой, спортивной, досуговой и др.
Этапы формы и способы осуществления КТД

1 стадия - предварительная работа воспитателей. Постановка конкретных воспитательных задач, выбор коллективного дела на основе разведки по маршрутам «Класс», «Библиотека», «Микрорайон», «Природа» и т.д.

2 стадия - коллективное планирование КТД: на общем сборе коллектива заслушиваются и обсуждаются все предложения, проекты, предлагаемые отдельными членами и микрогруппами. Выбирается совет дела (лучше добровольцы или представители от микрогрупп), который отбирает лучший проект КТД или составляет сводный вариант.

3 стадия - коллективная подготовка. Совет дела составляет план подготовки и проведения КТД, распределяет поручения между первичными коллективами (микрогруппами), поощряет инициативу каждого участника, организует выполнение плана подготовки, осуществляя помощь и контроль за ходом реализации проекта.

4 стадия - проведение КТД - осуществляется конкретный план дела. Воспитатели и ведущие участники дела обеспечивают мажорный тон, дух бодрости и уверенности в своих силах.

5 стадия - коллективное подведение итогов КТД. Общий сбор участников проведенного дела, где каждая микрогруппа и каждый член коллектива высказывает свое мнение об удачах и недостатках проведенного дела. Воспитатели подводят итоги выполнения собственных воспитательных задач.

6 стадия - ближайшее последействие КТД. Выполнение решений общего сбора, задумывание нового КТД.

Использование модели КТД при организации воспитательной работы помогает включить в деятельность неактивных, пассивных учащихся.

Схема анализа внеучебного мероприятия
Целенаправленность

  • Какое место в системе внеучебной работы занимает данное мероприятие? Входит ли оно в систему или является эпизодическим?

  • На решение каких задач оно рассчитано? Соответствует ли возрастным особенностям учащихся, уровню развития классного коллектива?


Подготовленность

  • Какова роль педагога при подготовке мероприятия, в чем проявилось его умение настроить учащихся на предстоящую работу, организовать их, поддерживать активность?

  • В чем и как проявилась активность, самостоятельность и инициативность учащихся при подготовке внеучебного мероприятия?

  • Удалось ли в подготовительный период вызвать у учащихся понимание необходимости и значимости предстоящего мероприятия?


Познавательная ценность

  • Какие новые знания дает учащимся или какие знания расширяет, закрепляет данное мероприятие?

  • Какие новые умения формирует данное мероприятие или какие стороны умений и навыков совершенствует?


Воспитательный эффект

  • Какими возможностями обладает мероприятие для решения задач умственного, нравственного и трудового воспитания?

  • Как сказалось мероприятие на формировании мнения коллектива и отдельных учащихся, на их взаимоотношениях?

  • Какова степень организованности и дисциплинированности, сплоченности и активности учащихся в ходе подготовки и проведения мероприятия?


Эмоциональная насыщенность

  • Насколько содержательно, интересно, убедительно, логически стройно, эмоционально проходит мероприятие?

  • Как воздействовало на эмоциональную насыщенность мероприятия его оформление, наглядность, использование технических средств?

  • Как влияют на ход мероприятия взаимоотношения между учителем и учащимися?

  • Как создается постоянный эмоциональный контакт и деловое взаимодействие преподавателя и учащихся на протяжении всего мероприятия?


Результативность

  • Достигнуты ли поставленные цели и задачи? Каковы причины успехов, неудач, ошибок?

  • Удалось ли преподавателю скоординировать все средства воспитания в период подготовки и проведения мероприятия?

  • Достаточно ли эффективной оказалась организационная структура воспитательного мероприятия?

  • Какие качества личности воспитателя способствовали успешному достижению цели мероприятия? (Общая эрудиция, осведомленность в различных областях знаний, политической и культурной жизни, любовь к педагогической профессии и убежденность в силе воспитания, авторитет у учащихся, педагогическое мастерство).


Схема составления психолого-педагогической

характеристики класса
Характеристика
_______ класса _______________школы № _____ г. ______________



  1. Общие сведения о классе: количественный и половой состав.

  2. Общая направленность группы: общие интересы и цели, их социальная ценность, общность или разъединенность, степень принятия целей членами класса.

  3. Отношение учащихся класса в общем и индивидуально к учению: ведущие мотивы учебной деятельности. Ответственность каждого в учении, борьба класса за повышение учебной деятельности, взаимопомощь в учебе.

  4. Организационная структура класса: актив класса, лидер класса (формальный/неформальный); авторитет актива в классе. Влияние актива на жизнь класса. Характер межличностных отношений в классе: товарищество и дружба, участие в общей жизни класса. Соответствие неофициального мнения официальному. Дух соревнования в классе.

  5. Уровень развития классной группы: самостоятельность, взаимопомощь, требовательность, моральное и эмоциональное единство, уровень самоуправления, критика и самокритика. Имеется ли у каждого учащегося свободная морально-психологическая позиция (удовлетворенность классом, его успехами, возможности развития личности каждого ученика, свобода выражения мнений, защищенность каждого члена группы). Стадия развития класса. Перспективные линии его развития.

  6. Уровень организации групповой жизни и деятельности: сплоченность и организованность класса в выполнении общих дел, умение коллективно планировать их, распределять поручения (характер распределения функций, исполнение, контроль и обсуждение общих дел, разнообразие видов общегрупповой деятельности, соответствие ее содержания возрастным особенностям учащихся).

  7. Состояние дисциплины и культуры поведения: общий уровень дисциплины, отрицательное влияние отдельных учащихся и групп на поведение класса, дезорганизаторы, кто и почему находится под их влиянием? Отношение класса к нарушителям дисциплины.

  8. Педагогические выводы и рекомендации: общая оценка. Основные задачи и пути дальнейшей работы с классом, организация и проведение которой в наилучшей степени будет способствовать формированию и сплочению данного класса.

Характеристика составлена студентом ______ курса
Факультета _______________________________________________
Классный руководитель ____________________________________

Схема изучения и составления психолого-педагогической характеристики личности ученика


  1. Общие данные: Ф.И.О., школа, класс.

Изучение личности учащегося следует начинать с углубленного анализа материалов его личного дела. Недостающие или противоречащие сведения уточняются в процессе беседы с учеником, учащимися, учителями, родителями.


  1. Ребенок в семье (если есть такая возможность изучения).

Социальное и экономическое положение семьи; состав, образование и профессия членов семьи; социально-психологический климат в семье (взаимопомощь, забота друг о друге, вражда); характер общения в семье (равноправие, грубость и т.п.); взаимоотношения в семье (взаимопонимание, доверие и т.п.); отношение родителей к ребенку в семье.

Изучение семьи позволяет установить наиболее существенные факты из биографии учащегося, повлиявшие на его развитие, объяснить некоторые особенности его личности и т.п.


  1. Статус ученика в школьном коллективе.

Место и роль учащегося в коллективе: доволен ли он своим местом в коллективе; какое положение хотел бы занять; отношение учащегося к жизни коллектива; какие общественные поручения имеет; как выполняет; отношение к успехам и неудачам коллектива, проявляет ли личную инициативу; наличие или отсутствие авторитета среди ребят; отношение коллектива к учащемуся, чем определяется такое отношение; референтная группа: имеет ли близких друзей в коллективе или вне класса, на какой основе сдружился с ними.


  1. Направленность личности.

  1. Виды направленности (общественная, личностная, деловая). Степень выраженности интересов к различным сторонам действительности (искусство, литература, спорт и др.), их осознанность, широта, глубина, действенность. Взгляды и убеждения школьника, их соответствие поведению. Особенности стремлений школьника, его намерений. Мечты. Идеалы.

  2. Самооценка школьника. Уровни самооценки, их причины, степень адекватности. Особенности отношений школьника к критическим замечаниям учителей, товарищей, родителей.




  1. Характер.

Изучить характер ученика - это значит выявить индивидуальное своеобразное сочетание существенных свойств его личности, выражающих его отношение к действительности и проявляющихся в его поведении и поступках.

  1. Отношение к общественно-трудовой деятельности.

Уровень общественной активности школьника (готовность выполнять общественные поручения, доводить дело до конца, проявление инициативности); отношение к трудовым делам класса; желание принять в них участие или избежать его (мотивы).

  1. Отношение к учебной деятельности.

Отношение к различным предметам; успеваемость, причины неуспеваемости; наличие или отсутствие интереса, желания учиться; основные причины одинакового или различного отношения к учебным дисциплинам.

  1. Отношение к людям (к одноклассникам, к учителям, к родителям).

  2. Отношение к себе.

Оценка собственной личности; стремление к саморазвитию; отношение к своим успехам и неудачам; самокритичность и т.п.
6. Особенности темперамента.

Характеризуя личность, нельзя недооценивать и биологически обусловленных свойств личности, к которым в первую очередь относятся свойства темперамента. Учет свойств темперамента учащегося является одним из условий формирования у него индивидуального стиля в учебной и трудовой деятельности.

Чувствительность к внешним воздействиям; эмоциональная возбужденность (скорость возникновения эмоций); реактивность (степень непроизвольности реакций); активность; темп психических реакций (скорость движений, темп речи и т.п.); пластичность (способность личности к адаптации, легкость и гибкость приспособляемости к окружающим условиям); ригидность; экстраверсия - интраверсия (интраверт - тип личности, направленность которой в большей степени определяется внутренним миром; экстраверт - тип личности, которой свойственная внешняя направленность, он общителен, легко вступает в контакт).

Сделать вывод о преобладающем типе темперамента.
7. Склонности и способности.

Общие способности (любознательность, трудолюбие, настойчивость и др., наличие которых необходимо для достижения успеха в любой деятельности); специальные способности (математические, организаторские, музыкальные и др., условия, способствующие или препятствующие наиболее эффективному их проявлению и развитию); соответствие склонностей и способностей; способности и профессиональная направленность; связь способностей с выбором профессии.
8. Особенности познавательной сферы (внимание, память, мышление).
9. Эмоционально-волевые качества.
Заключение.

  • Какие качества личности учащегося являются ведущими, определяющими характер его учебной, трудовой деятельности и поведения;

  • Каковы возможные причины отмеченных качеств личности учащегося (условия семейного воспитания, болезни, отсутствие способностей, система школьного воспитания, влияние сверстников и т.п.);

  • Какие меры педагогического воздействия могут оказаться эффективными в дальнейшем обучении и воспитании данного ученика (рекомендации учителю и родителям данного школьника).


Самоанализ педагогической деятельности студента
Подумайте и постарайтесь ответить на следующие вопросы:


  1. Какие цели и задачи Вы ставили перед собой на период педагогической практики? Их выполнение.



  1. Что нового приобрели, чему научились в процессе учебно-воспитательной работы с учащимися, с наставником практики, с родителями учеников, с администрацией?



  1. Какие педагогические ситуации затруднения оказались самыми сложными для Вас? Как Вы их разрешили? Приведите конкретные примеры. Каковы причины затруднений? (Недостаток знаний, практических умений, свойств и качеств личности, недостаточная помощь группового руководителя и др.).



  1. Были ли проблемы в установлении отношений на уровнях: дети-дети, практикант-дети, классный руководитель-практикант, учитель-практикант, администрация-практикант.



  1. Какие чувства Вы испытывали до и во время практики?



  1. Изменила ли практика Ваше отношение к педагогической деятельности? Как?



  1. Недостатки практики. Ваши предложения по ее улучшению.



  1. О чем и в какой форме Вы проинформируете преподавателей и студентов об итогах педагогической практики на итоговой конференции?

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Что делает? Какие задания, вопросы задает? iconУрок окружающего мира, 4 класс Тема: «Царство растений» Урок
Чтобы заинтересовать обучающегося, учитель задаёт проблемные вопросы, плавно подводит к выводу: что же дают растения человеку. Для...
Что делает? Какие задания, вопросы задает? iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Тема: Слова которые обозначают действия предметов и отвечают на вопросы что делать? что сделать? что делает? что сделает? что делал?...
Что делает? Какие задания, вопросы задает? iconHardware and Software
Другие части компьютерной системы включают программное обеспечение, команды, которые говорят компьютеру какие задания выполнять;...
Что делает? Какие задания, вопросы задает? iconПодведение итогов урока Учитель задаёт вопросы ученикам
Учитель записывает задания на доске, контролирует действия учащихся. №151(а,в),№152(б,г),№154(в,г), №155(а,б)
Что делает? Какие задания, вопросы задает? iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
...
Что делает? Какие задания, вопросы задает? iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Воспитатель задает вопросы, дети отвечают на вопросы и выполняют необходимые действия
Что делает? Какие задания, вопросы задает? iconКонтрольные вопросы и задания для самостоятельной работы Тема 1
Какие основные права и свободы человека закреплены в международно-правовых актах?
Что делает? Какие задания, вопросы задает? iconЛекционные вопросы какие разновидности мышечной ткани вы знаете? Их характеристики
Мышцы, действующие на височно-нижнечелюстной сустав. Какие мышцы поднимают и выдвигают нижнюю челюсть вперед, какие мышцы опускают...
Что делает? Какие задания, вопросы задает? iconГ. Екатеринбург, 2010 > I. Письменно ответить на вопросы: Какое устройство...
Что делает процессор для выполнения команды, введенную пользователем на языке высокого уровня
Что делает? Какие задания, вопросы задает? iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Учитель задает ученикам вопросы о погоде, говорит о том, как хорошо в такую погоду путешествовать и сообщает, что на уроке мы тоже...
Что делает? Какие задания, вопросы задает? iconХод урока I. Ответы учащихся на вопросы, помещённые под рубрикой «Вопросы и задания»
Обучающая: узнать представления верующих людей о свойствах Бога и понять, что они означают. Научиться объяснять связь человеческих...
Что делает? Какие задания, вопросы задает? iconВы хотите сказать отец?
Нет, дедушка. Я хочу показать ему, какие ошибки делает его сын в твоих домашних заданиях
Что делает? Какие задания, вопросы задает? iconРебёнок любопытен, постоянно задаёт вопросы взрослым
Учитывайте его индивидуальные особенности. Обязательно подбадривайте застенчивого ребёнка
Что делает? Какие задания, вопросы задает? iconУ вас есть какие-то вопросы?
Эти вопросы к Генплану никакого отношения не имеют
Что делает? Какие задания, вопросы задает? iconНа какие вопросы вы хотели бы получить ответы на нашем уроке?
На протяжении нескольких уроков мы знакомились с понятием алгоритма, его свойствами и видами. Давайте вспомним, а что называется...
Что делает? Какие задания, вопросы задает? iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Задает вопросы по домашнему заданию и одновременно актуализирует опорные знания: Слайд 2


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск