Тематический план по курсу История психологии (Направление: Психолого-педагогическое образование ) Преподаватель: ст преподаватель Мозжерина В. Н. Семестр 2, озо (1-5)





Скачать 86.04 Kb.
НазваниеТематический план по курсу История психологии (Направление: Психолого-педагогическое образование ) Преподаватель: ст преподаватель Мозжерина В. Н. Семестр 2, озо (1-5)
Дата публикации13.07.2013
Размер86.04 Kb.
ТипТематический план
100-bal.ru > Психология > Тематический план
Тематический план по курсу История психологии

(Направление: Психолого-педагогическое образование»)
Преподаватель: ст. преподаватель Мозжерина В.Н.
Семестр 2, ОЗО (1-5)



лек

Тема и содержание лекции


Часы

1

Общая характеристика периода «Открытого кризиса». Представление о периоде “открытого кризиса”. Причины кризиса в трактовке Н.Н.Ланге, Л.С.Выготского, С.Л.Рубинштейна. Специфика периода “открытого кризиса” в зарубежной и отечественной психологии. Основные зарубежные направления периода “открытого кризиса” в соотнесении с принципами психологии сознания. Новое понимание предмета психологии: связь бессознательного и сознания (психоанализ), поведение (объективная психология, рефлексология, бихевиоризм, реактология), целостные структуры сознания (гештальтпсихология), коллективное сознание (французская социологическая школа).

2

2

Особенности развития психологии в России в XX веке. Общая характеристика русской психологии в конце XIX и начале XX в. (дооктябрьский период). Основные направления психологической мысли: естественнонаучное, духовно-религиозное, эмпирическое. Организационное развитие психологии. Деятельность психологических обществ. Психологические и психофизиологические лаборатории. “Университетская психология”. Н.Я.Грот как теоретик и организатор науки. А.И.Введенский как теоретик и организатор науки. Г.И.Челпанов как теоретик и организатор науки; деятельность Психологического института. Н.Н.Ланге как методолог и психолог. Общий очерк деятельности И.П.Павлова и В.М.Бехтерева в дореволюционный период.

Октябрьская революция и ее влияние на развитие русской психологии. Формирование основных школ отечественной психологии в 20-30 гг. (Школа Л.С.Выготского, школа С.Л.Рубинштейна, Санкт-Петербургская психологическая школа). Основные направления отечественной психологии в 50-е – 70-е гг.

2




ИТОГО

4


Семинарские и лабораторные занятия

Семестр 8

пр.

Тема и содержание занятия


Вид занятия

часы




Психоанализ и его дериваты. Классический психоанализ как практика и теория. З.Фрейд, очерк жизни и творчества. Представление о функциях, структуре и динамике психики. Представление об этиологии неврозов и механизмах их формирования. Развитие психики в онтогенезе. Представление о внутреннем конфликте и психологических защитах. Варианты патологического развития личности. Общие принципы психотерапии.

“Индивидуальная психология” А.Адлера. Очерк жизни и творчества А.Адлера. Эволюция его представлений. Понимание человека как социального существа. Неполноценность и стремление к превосходству. Креативное Я. Семейные отношения как детерминанта развития личности. Способы компенсации. Представление о жизненном стиле. Основные принципы психотерапии. А.Адлер и “социально-психологический психоанализ”. Влияние А.Адлера на идеи американской “гуманистической психологии”.

“Аналитическая психология” К.Г.Юнга. Очерк жизни и деятельности К.Г.Юнга. Соотношение “аналитической психологии” и позиций Фрейда и Адлера с точки зрения К.Г.Юнга. Структура души. Комплексы и архетипы. Представление о коллективном бессознательном. Эго, Персона, Тень, Анима, Анимус, Самость. Представление об индивидуации. Основные принципы психотерапии.

Дальнейшее развитие психоанализа. Неофрейдизм (неопсихоанализ) в широком и узком смысле слова.

“Социально-психологический психоанализ”: общая характеристика.

К.Хорни, очерк жизни и творчества. Культура как детерминанта психического развития. Базисная тревога, ее генезис и последствия. Основные типы движения человека. Самосознание и его структура с точки зрения К.Хорни. Основные принципы психотерапии.

Э.Фромм, очерк жизни и творчества. “Гуманистический психоанализ”. Проблема “здорового общества”. Синдром распада и синдром роста. Проблема ценностей. Проблема свободы. Типы характеров.

Г.С.Салливан, очерк жизни и творчества. “Межличностная психиатрия”. Представление о динамизме. Способы переработки опыта. Проблемы возрастного развития. Исследования шизофрении.

“Эго-психология”: общий очерк развития. А.Фрейд, ее роль в развитии психоанализа в целом и детского психоанализа в частности. Э.Эриксон как ведущий представитель эго-психологии. Очерк жизни и творчества. Эпигенетическая теория развития психики. Понятие “идентичность”. Кризисы психического развития. Психоистория.

В.Райх, очерк жизни и творчества. Принцип холизма. Создание телесно-ориентированной терапии.

Особенности французского психоанализа. Ж.Лакан и представление о структуре бессознательного. Герменевтические аспекты лакановского анализа.

Сем.

2

2

Бихевиоризм. Истоки бихевиоризма. Основные принципы классического бихевиоризма Д.Уотсона. Основные линии влияния на бихевиоризм: прагматизм У.Джеймса, воззрения и эксперименты Э.Торндайка, взгляды и исследования ведущих представителей русской физиологической школы (В.М.Бехтерев, И.П.Павлов). Представление о стимуле и реакции. Классическое обусловливание. Представление о дифференциации и генерализации.

Необихевиоризм и представление о промежуточных переменных. Э.Толмен и представление о поведении как молярном феномене. Когнитивные карты у животных и человека. Психологические представления К.Халла. Инструментальное и оперантное обусловливание. Очерк жизни и творчества Б.Ф.Скиннера. Представление об операнте и оперантном научении. Принципы программированного научения. Оперантное научение в психотерапии.

Социобихевиоризм и его основные принципы. Принцип реципрокного детерминизма. Обзервационное научение. Теория А.Бандуры: исследование социализации; изучение агрессии.

Нейролингвистическое программирование как психотерапевтическое направление необихевиористической ориентации. Когнитивная психотерапия и необихевиоризм.

Сем.

2

3

Гештальтпсихология. Проблема целостности в западной психологии. Идеи Грацкой школы. Идеи Лейпцигской школы целостной психологии.

Классическая гештальтпсихология (М.Вертгеймер, В.Келер, К.Коффка). Очерк жизни и творчества основателей гештальтпсихологии. Исследования восприятия. Открытие “фи-феномена” и его роль в преодолении “элементаризма”. Представление о гештальте. Фигура и фон. Принцип изоморфизма. Исследования мышления животных (В.Келер). Представления об инсайте. Изучение человеческого мышления (К.Дункер). Проблемы возрастного развития в гештальтпсихологии. Приложение принципов гештальтпсихологии к проблемам психоневрологии ( К.Гольдштейн).

Приложение принципов гештальтпсихологии к проблемам личности. К.Левин, очерк жизни и творчества. Представление о психологическом поле и жизненном пространстве. Представление о потребностях. Топология поля. Временная перспектива. Изучение малых групп и групповой динамики.


Сем.

2

4

Американская «Гуманистическая психология» Гуманистическая психология” как “третья сила” в американской психологии. Сравнительный анализ “гуманистической психологии”, бихевиоризма и психоанализа. “Гуманистическая психология” и экзистенциализм: общее и различия. Экзистенциалистическая и персоналистическая линии в “гуманистической психологии”.

Г.Оллпорт, очерк жизни и творчества. Идеографический подход в психологии. Теория черт. Принцип функциональной автономии.

А.Маслоу, очерк жизни и творчества. Представления о самоактуализации и самоактуализирующейся личности. Теория потребностей. “Лестница” потребностей. Дефицитарные потребности и потребности роста. “Дальние пределы человеческой психики” и трансперсональная психология.

К.Роджерс, очерк жизни и творчества. Феноменологический подход к личности. Представление о феноменальном поле. Тенденция актуализации. Закономерности формирования Я-концепции. Неконгруэнтность личности и пути ее смягчения. Принцип безусловного позитивного внимания. Основы роджерианской психотерапии.


Когнитивная психология. Когнитивная психология как направление, базирующееся на “компьютерной метафоре”. Влияние на нее психофизики, гештальтпсихологии, необихевиоризма, теорий мыслительных операций. Представление о психике как системе переработки информации. Модели внимания, восприятия, памяти, мышления в когнитивной психологии. (У.Найссер, Д.Бродбент, Д.Линдсей, Д.Миллер и др.)


Сем.

2




ИТОГО




8


Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

а) основная литература:

  1. Марцинковская, Т. Д. История психологии: Учебное пособие для студентов высш. учеб. заведений [Текст] / Т.Д. Марцинковская. – М.: Издательский центр «Академия», 2006. – 544 с.

б) дополнительная литература:

Гальперин, П. Я., Ждан, А. Н. История психологии XX век [Текст] /П.Я. Гальперин,

Галустова, О. В. История психологии в вопросах и ответах [Текст] / О.В. Галустова. – М.: 2005. – 216 с.

Ждан, А. Н. История психологии: от античности к современности: Учебник для студентов психологических факультетов университетов [Текст] / А.Н. Ждан. – М.: Педагогическое общество России, 2004. – 512 с.

Зинченко, В. П., Моргунов Е. М. Очерки российской психологии [Текст] / В.П. Зинченко, Е.М. Моргунов. – М.: 1995.

Клонингер, С. Теории личности [Текст] / С. Клонингер. – СПб.: Питер.: 2003. – 720 с.

Лучинин, А. С. История психологии [Текст] /А.С. Лучинин. – Ростов н/Д: «Феникс».: 2005. – 416 с.

Маланов, С.В. Методологические и теоретические основы психологии: Учеб. пособие [Текст] /С.В. Маланов. – М.: 2005.– 336 с.

Узнадзе, Д. Н. Теория установки [Текст] /Д Н. Узнадзе. – Воронеж.: 1997.

Флоренский, П. А. Философские произведения [Текст] /П.А. Флоренский. – М.: 1995.

Франк, С.Л. Душа человека [Текст] /С.Л. Франк. – М.: 1997.

Франкл, В. Человек в поисках смысла [Текст] /В. Франкл. – М.:1990.

Фрейд, З. Лекции по введению в психоанализ [Текст] /З. Фрейд. – М.:1991.

Фромм, Э. Бегство от свободы [Текст] /Э. Фромм. – М.: 1990.

Фромм, Э. Душа человека [Текст] /Э. Фромм. – М.: 1992.

Хьелл, Л., Зиглер Д. Теории личности [Текст] /Л. Хьелл, Д. Зиглер. – СПб.: Питер.: 2006. – 607 с.

Холл, К., Линдсей, Г. Теории личности [Текст] /К. Холл, Г. Линдсей. – М.: 1998.

Хорни, К. Невротическая личность нашего времени [Текст] /К. Хорни. – М.: 1993.

Челпанов, Г.И. Психология. Философия. Образование [Текст] / Г.И. Челпанов. – Воронеж.: 1999.

Эриксон, Э. Детство и общество [Текст] /Э Эриксон. – М.: 1997.

Юнг, К. Г. Воспоминания, сновидения, размышления [Текст] /К.Г. Юнг. – Киев.: 1994.

Юнг, К. Г. Психология бессознательного [Текст] / -М., 1994.

Ярошевский, М. Г. История психологии [Текст] /М.Г. Ярошевский. – М.: 1997.

Первоисточники:

Аристотель. Поэтика; Риторика; О душе [Текст] /Аристотель. – М.: Мир книги, Литература, 2007. – 400 с.

Бердяев, Н.А. Самопознание [Текст] /Н.А. Бердяев. – М.: Мир книги, Литература, 2006. – 416 с.

Выготский, Л.С. Психология [Текст] /Л.С. Выготский. – М.: Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2000. – 1008 с.

Гиппократ. Этика и общая медицина; письма. – М.: Мир книги, Литература, 2007. – 336 с.

Лукреций. О природе вещей: Поэма [Текст] /Тит Лукреций Кар – М.: Мир книги, Литература, 2006. – 336 с.

Платон. Диалоги; Сочинения платоновской школы [Текст] /Платон – М.: Мир книги, Литература, 2007. – 496 с.

Спиноза, Б. Краткий трактат о Боге, человеке и его счастье; Трактат об усовершенствовании разума; Этика [Текст] /Б. Спиноза – М.: Мир книги, Литература, 2007. – 480 с.

Франкл В. Человек в поисках смысла [Текст] /В. Франкл. – М.: Прогресс, 1990.

Флоренский, П.А. Автореферат; Троице-Сергиева Лавра и Россия; Иконостас; Имена. Метафизика имен в историческом освещении. Имя и личность;Предполагаемое государственное устройство в будущем [Текст] /П.А. Флоренский– М.: Мир книги, Литература, 2007. – 464 с.

Юнг К.Г. Архетип и символ [Текст] /К.Г. Юнг. – М.: Ренессанс, 1991.

в) мультимедийные средства.

– Офисные пакеты программного обеспечения.

– Компьютерный тест для проверки знаний студентов.

– Презентации для проведения лекций.

г) Интернет-ресурсы

  1. Информационная система «Единое окно доступа к образовательным ресурсам»: свободный доступ к каталогу образовательных интернет-ресурсов и полнотекстовой электронной учебно-методической библиотеке для общего и профессионального образования: http://window.edu.ru
  2. Российская государственная библиотека: http://www.rsl.ru


  3. Электронная Библиотечная Система (ЭБС) «РУКОНТ» – вход под своим паролем с главной страницы СГПИ: http://www.solgpi.ru или из библиотеки института.

  4. Электронная гуманитарная библиотека: http://www.gumfak.ru
  5. Электронно-библиотечная система: образовательные и просветительские издания: http://www.iqlib.ru


7. Кольцова В.А,, Олейник Ю.Н. Учебное пособие по истории психологии

 http://www.ido.edu.ru/psychology/history_of_psychology/

8. С. Степанов: мэтры психологии. Биографические очерки

 http://psy.1september.ru/topic.php?TopicID=27&Page=2

9. Итервью с Зинченко о судьбе отечественной психологии

http://courier.com.ru/homo/ho0501zinchenko.htm

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Тематический план по курсу История психологии (Направление: Психолого-педагогическое образование ) Преподаватель: ст преподаватель Мозжерина В. Н. Семестр 2, озо (1-5) iconТематический план по курсу кпв (История психологии) (ппо 1-4) Преподаватель:...
О внесении изменений в приказ министерства сельского хозяйства Новосибирской области от 26. 12. 2011 №194-нпа
Тематический план по курсу История психологии (Направление: Психолого-педагогическое образование ) Преподаватель: ст преподаватель Мозжерина В. Н. Семестр 2, озо (1-5) iconТематический план по курсу История психологии (СП) Преподаватель: Мозжерина В. Н
Периоды развития западной цивилизации, ее отличие от других мировых культур. Концепция “Расколдования мира” (М. Вебер)
Тематический план по курсу История психологии (Направление: Психолого-педагогическое образование ) Преподаватель: ст преподаватель Мозжерина В. Н. Семестр 2, озо (1-5) iconТематический план по курсу История психологии, (пп 1-5) Преподаватель: Мозжерина В. Н
Форма обучения – очная, заочная (сокращенная), очно – заочная (вечерняя), очно- заочная (вечерняя) сокращенная
Тематический план по курсу История психологии (Направление: Психолого-педагогическое образование ) Преподаватель: ст преподаватель Мозжерина В. Н. Семестр 2, озо (1-5) iconКалендарный план по курсу «Филологическое обеспечение профессиональной...
Направление: 050400 Психолого-педагогическое образование, профиль: Психология и социальная педагогика
Тематический план по курсу История психологии (Направление: Психолого-педагогическое образование ) Преподаватель: ст преподаватель Мозжерина В. Н. Семестр 2, озо (1-5) iconРабочая программа учебной дисциплины (модуля)
Направление подготовки Психолого- педагогическое образование, Педагогическое образование, Профессиональное образование, Естественнонаучное...
Тематический план по курсу История психологии (Направление: Психолого-педагогическое образование ) Преподаватель: ст преподаватель Мозжерина В. Н. Семестр 2, озо (1-5) iconРабочая программа дисциплины «История психологии»
Содержание: умк по дисциплине «История психологии» для студентов направления подготовки 050400. 62 «Психолого-педагогическое образование»,...
Тематический план по курсу История психологии (Направление: Психолого-педагогическое образование ) Преподаватель: ст преподаватель Мозжерина В. Н. Семестр 2, озо (1-5) iconПрограмма вступительных испытаний в магистратуру по направлению 050400....
«Психолого-педагогическое образование», профиль подготовки (программа «Психолого-педагогическое сопровождения развития»)
Тематический план по курсу История психологии (Направление: Психолого-педагогическое образование ) Преподаватель: ст преподаватель Мозжерина В. Н. Семестр 2, озо (1-5) iconПрограмма вступительных испытаний в магистратуру по направлению 050400....
«Психолого-педагогическое образование», профиль подготовки (программа «Психолого-педагогическое сопровождения развития»)
Тематический план по курсу История психологии (Направление: Психолого-педагогическое образование ) Преподаватель: ст преподаватель Мозжерина В. Н. Семестр 2, озо (1-5) iconРешение заседания
Направление: Педагогическое образование, Управление в технических системах, Прикладная информатика, Экология и природопользование,...
Тематический план по курсу История психологии (Направление: Психолого-педагогическое образование ) Преподаватель: ст преподаватель Мозжерина В. Н. Семестр 2, озо (1-5) iconРабочая программа составлена: ст преподаватель каф англ яз Волкомирская И. Ф
Направление подготовки: «Педагогическое образование» специальность: 050100. 62 профиль «Иностранный язык и иностранный язык»
Тематический план по курсу История психологии (Направление: Психолого-педагогическое образование ) Преподаватель: ст преподаватель Мозжерина В. Н. Семестр 2, озо (1-5) iconРешение заседания кафедры Протокол №1 от 09. 2013 Программа дисциплины...
Направление: Педагогическое образование, Управление в технических системах, Прикладная информатика, Экология и природопользование,...
Тематический план по курсу История психологии (Направление: Психолого-педагогическое образование ) Преподаватель: ст преподаватель Мозжерина В. Н. Семестр 2, озо (1-5) iconУчебно-методический комплекс рабочая программа для студентов направления...
Психолого-педагогическое образование профиля подготовки Психология и социальная педагогика очной формы обучения
Тематический план по курсу История психологии (Направление: Психолого-педагогическое образование ) Преподаватель: ст преподаватель Мозжерина В. Н. Семестр 2, озо (1-5) iconПояснительная записка структура и содержание предмета «Основы специальной...
Автор программы: к п н., доцент Голишникова Е. И., ст преподаватель Демяшина В. В., ст преподаватель Полюсова Н. И
Тематический план по курсу История психологии (Направление: Психолого-педагогическое образование ) Преподаватель: ст преподаватель Мозжерина В. Н. Семестр 2, озо (1-5) iconУчебно-методический комплекс дисциплины (наименование) 050400 Психолого-педагогическое...
Психолого-педагогическое сопровождение детей в процессе адаптации к дошкольному учреждению
Тематический план по курсу История психологии (Направление: Психолого-педагогическое образование ) Преподаватель: ст преподаватель Мозжерина В. Н. Семестр 2, озо (1-5) iconУчебно-методический комплекс рабочая программа для студентов очной...
Шармин Д. В. Информационные технологии в профессиональной деятельности. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов...
Тематический план по курсу История психологии (Направление: Психолого-педагогическое образование ) Преподаватель: ст преподаватель Мозжерина В. Н. Семестр 2, озо (1-5) iconТематический план по курсу «История психологии»
А что мы называем Отечеством? (Страну, в которой человек родился и гражданином которой он является.)


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск