ТРЕБОВАНИЯ К УРОКУ
I. Дидактические требования к современному уроку:
- четкое формулирование образовательных задач в целом и его составных элементов, их связь с развивающими и воспитательными задачами. Определение места в общей системе уроков;
- определение оптимального содержания урока в соответствии с требованиями учебной программы и целями урока, с учетом уровня подготовки и подготовленности учащихся;
- прогнозирование уровня усвоения учащимися научных знаний, сформированности умений и навыков как на уроке, так и на отдельных его этапах;
- выбор наиболее рациональных методов, приемов и средств обучения, стимулирования и контроля, оптимального воздействия их на каждом этапе урока, выбор, обеспечивающий познавательную активность, сочетание различных форм коллективной и индивидуальной работы на уроке и максимальную самостоятельность в учении учащихся;
- реализация на уроке всех дидактических принципов;
- создание условий для успешного учения учащихся.
П. Психологические требования к уроку
Психологическая цель урока:
1) проектирование развития учащихся в пределах изучения конкретного учебного предмета и конкретного урока;
2) учет в целевой установке урока психологической задачи изучения темы и результатов, достигнутых в предшествующей работе;
3) предусмотрение отдельных средств психолого-педагогического воздействия, методических приемов, обеспечивающих развитие учащихся.
Стиль урока:
1) определение содержания и структуры урока в соответствии с принципами развивающего обучения:
- соотношение нагрузки на память учащихся и их мышление;
- определение объема воспроизводящей и творческой деятельности учащихся;
- планирование усвоения знаний в готовом виде (со слов учителя, из учебника, пособия и т.п.) и в процессе самостоятельного поиска;
- выполнение проблемно-эвристического обучения учителем и учащимися (кто ставит проблему, формулирует ее, кто решает);
учет контроля, анализа и оценки деятельности школьников, осуществляемых учителем, и взаимной критической оценки, самоконтроля и самоанализа учащихся;
- соотношение побуждения учащихся к деятельности (комментарии, вызывающие положительные чувства в связи с проделанной работой, установки, стимулирующие интерес, волевые усилия к преодолению трудностей и т.д.) и принуждения (напоминание об отметке, резкие замечания, нотации и т.п.);
2) особенности самоорганизации учителя:
- подготовленность к уроку и, главное, осознание психологической цели и внутренняя готовность к ее осуществлению;
- рабочее самочувствие в начале урока и в его ходе (собранность, сонастроенность с темой и психологической целью урока, энергичность, настойчивость в осуществлении поставленной цели, оптимистический подход ко всему происходящему на уроке, педагогическая находчивость и др.);
- педагогический такт (случаи проявления);
- психологический климат на уроке (поддержание атмосферырадостного, искреннего общения, деловой контакт и др.).
Организация познавательной деятельности учащихся:
1) определение мер для обеспечения условий продуктивной работы мышления и воображения учащихся:
- планирование путей восприятия учениками изучаемых объектов и явлений, их осмысления;
- использование установки в форме убеждения, внушения;
планирование условий устойчивого внимания и сосредоточенности учащихся;
- использование различных форм работы для актуализации в памяти учащихся ранее усвоенных знаний и умений, необходимых для восприятия новых (беседа, индивидуальный опрос, упражнения по повторению);
2) организация деятельности мышления и воображения учащихся в процессе формирования новых знаний и умений:
- определение уровня сформированности знаний и умений у учащихся (на уровне конкретно-чувственных представлений, понятий, обобщающих образов, "открытий", формулирования выводов);
- опора на психологические закономерности формирования представлений, понятий, уровней понимания, создания новых образов в организации мыслительной деятельности и воображения учащихся;
- планирование приемов и форм работы, обеспечивающих активность и самостоятельность мышления учащихся (система вопросов, создание проблемных ситуаций, разные уровни проблемно-эвристического решения задач, использование .задач с недостающими и излишними данными, организация поисковой и исследовательской работы учащихся на уроке, создание преодолимых интеллектуальных затруднений в ходе самостоятельных работ, усложнение заданий с целью развития познавательной самостоятельности учащихся);
- руководство повышением уровня понимания (от описательного, сравнительного, объяснительного к обобщающему, оценочному, проблемному) и формированием умений рассуждать и делать умозаключения;
- использование различных видов творческих работ учащихся (объяснение цели работы, условий ее выполнения, обучение отбору и систематизации материала, а также обработке результатов и оформлению работы);
3) закрепление результатов работы:
- формирование навыков путем упражнений;
- обучение переносу ранее усвоенных умений и навыков в новые условия работы, предупреждение механического переноса.
Организованность учащихся:
1) отношение учащихся к учению, их самоорганизация и уровень умственного развития;
2) возможные группы учащихся по уровню обучаемости, учет этих обстоятельств при определении сочетания индивидуальной, групповой и фронтальной форм работы учащихся на уроке.
Учет возрастных особенностей учащихся:
1) планирование урока в соответствии с индивидуальными и возрастными особенностями учащихся;
2) проведение урока с учетом сильных и слабых учеников;
3) дифференцированный подход к сильным и слабым ученикам.
III. Гигиенические требования к уроку:
1) температурный режим;
1) температурный режим;
2) физико-химические свойства воздуха (необходимость проветривания);
3) освещение;
4) предупреждение утомления и переутомления;
5) чередование видов деятельности (смена слушания выполнением вычислительных, графических и практических работ);
6) своевременное и качественное проведение физкультминуток;
7) соблюдение правильной рабочей позы учащегося;
8) соответствие классной мебели росту школьника.
IV. Требования к технике проведения урока:
1) урок должен быть эмоциональным, вызывать интерес к учению и воспитывать потребность в знаниях;
2) темп и ритм урока должны быть оптимальными, действия учителя и учащихся - завершенными;
3) необходим полный контакт во взаимодействии учителя и учащихся на уроке, должны соблюдаться педагогический такт и педагогический оптимизм;
4) должна доминировать атмосфера доброжелательности и активного творческого труда;
5) по возможности следует менять виды деятельности учащихся, оптимально сочетать различные методы и приемы обучения;
6) обеспечить соблюдение единого орфографического режима школы;
7) учитель должен обеспечить активное учение каждого школьника.
УРОК - ОСНОВНАЯ ОРГАНИЗАЦИОННАЯ ФОРМА РЕАЛИЗАЦИИ ПРИНЦИПОВ РАЗВИВАЮЩЕГО ОБУЧЕНИЯ
(ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ)
УРОК - это динамичная вариативная форма организации процесса целенаправленного взаимодействия (деятельности и общения) учителя и учащихся, включающая содержание, формы, методы и средства обучения и систематически применяемая для решения задач образования, воспитания и развития ученика в процессе обучения. В русской педагогике К.Д. Ушинский разработал и построил теорию урока на учении о систематичности, последовательности и прочности усвоения знаний, наглядности и активности учащихся в обучении, на учете особенностей психического развития ребенка. Интегративным свойством урока являются его функции, преобразующие структуру учебно-познавательной деятельности учащегося и формирующие его отношения, тип мыслительной деятельности и мировоззрение.
ОСНОВНЫЕ ПРИЗНАКИ УРОКА:
- постоянный состав учащихся;
- каждый урок регламентирован временем и включен в расписание;
- систематическое усвоение учащимися знаний, умений и навыков, опыта творческой деятельности и социальных отношений обеспечивается руководящей ролью учителя;
- сочетание в уроке фронтальных, групповых, парных и индивидуальных форм работы учащихся;
- многообразие методов обучения и учения;
- наличие систематического текущего индивидуального контроля.
ДОСТОИНСТВА КЛАССНО-УРОЧНОЙ СИСТЕМЫ:
- равномерное прохождение учебного материала в строгой логической последовательности в рамках точно отведенного учебного времени;
- четкая организованность учебной работы;
- планомерное осуществление руководства учителем образованием, воспитанием и развитием учащихся;
- организация учебной работы с учетом психологических особенностей овладения знаниями, умениями и навыками в их единстве с формированием личности;
- возможность знания учителем учащихся, ими - учителя, а также друг друга;
- чередование труда и отдыха, способствующее внесению ритмичности и четкости в работу всей школы;
- обеспечение развития индивидуальных способностей каждого ученика, а также необходимых коллективистских отношений.
НЕДОСТАТКИ КЛАССНО-УРОЧНОЙ СИСТЕМЫ:
- сложность осуществления индивидуального подхода к учащимся;
- ограниченность возможности работать с учеником, имеющим высокие индивидуальные способности;
- трудность получения своевременной обратной связи об уровне усвоения учебного материала и продвижении в умственном развитии школьников;
- ориентация учителя на ученика среднего уровня возможностей и подготовленности;
усреднение темпа прохождения учебного материала.
НЕДОСТАТКИ ТРАДИЦИОННОГО УРОКА
(объяснительно-иллюстративного типа обучения):
- построенный урок по схеме "опрос - объяснение - закрепление" не обеспечивает условий реализации принципа развивающего обучения, так как ориентирует учащихся на усвоение знаний и не гарантирует их развития, не ориентирует на самостоятельную познавательную деятельность;
- урок нацелен на формирование у учащихся научных знаний без учета закономерностей развития мыслительной деятельности, которая не отражена даже в структуре урока и в плане;
- преобладает целевая установка, направленная на деятельность учителя (опросить, объяснить, закрепить и т.д.), она не включает деятельность учащихся (их деятельность подразумевается);
- основное внимание сконцентрировано на результате, достигнутом учащимися, а процесс их учения, протекание мыслительной деятельности, формирование умственных действий и переход их во внутренние глубокие свернутые связи, в то же время готовые к применению, остаются без должного внимания.
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ УРОКА
1. Внешние (рациональность построения урока, педагогическое мастерство учителя, избранные методы и средства обучения, психологический микроклимат) и внутренние условия (психологические особенности учащихся, их умственное развитие, отношение к учению, наличие навыков учебного труда, организованность).
2.. Самоорганизация учителя (творческое рабочее самочувствие до урока и на уроке, психологический контакт с учащимися, педагогический такт, педагогический оптимизм).
3. Организация познавательной деятельности учащихся
(создание оптимальных условий для логического и практического решения учебных задач, учетом закономерностей каждого познавательного процесса, каждого деятельного состояния и характера их взаимодействия):
- взаимодействия познавательных процессов и состояний;
- роль установки на уроке;
- организация восприятия и наблюдения;
- организация внимания учащихся (направить сознание ученика на содержание учебной работы, включить в действие, заставить думать);
- тренировка памяти с учетом ее основных процессов (запоминание, сохранение, воспроизведение), с учетом правильного свертывания информации и способов действий с целью разгрузки памяти от бесполезных или второстепенных сведений, повышения готовности памяти к воспроизведению того, что необходимо и что позволит удержать в памяти более значительный материал;
- формирование понятий основной формы логического мышления, в которой отражены существенные признаки предметов или явления, их взаимосвязи и взаимоотношения с другими, которые формируются на основе представлений, являющихся воспроизведением образа предмета или явления;
- соблюдение требований к организации понимания учащимися сущности изучаемого материала;
- развитие мышления учащихся, его активизация;
- воспитание воображения с опорой на прочные знания, умения и навыки, а также понимание;
- формирование умений и навыков (практических и мыслительных) на уровне воспроизведения и творческом уровне;
- учет этапов организации познавательной деятельности учащихся:
1-й этап - обеспечение оптимальных условии для активной самостоятельной творческой работы мышления, восприятия и воображения:
2-й этап - организация аналитико-синтетической мыслительной деятельности, а также воображения и формирование на этой основе новых знаний и интеллектуальных (умственных) умений учащихся;
3-й этап - закрепление через упражнения, выработка и автоматизация технических компонентов познавательной деятельности учащихся;
- определение уровня умственного развития ученика по критериям:
наличие определенного фонда знаний как необходимого условия работы мышления и воображения;
сформированность определенной системы приемов рациональной умственной работы;
совокупность умений, позволяющих осуществлять активный перенос усвоенных приемов и способов на новые теоретические и практические задачи;
глубина и полнота анализа и синтеза
развитость качеств ума (гибкость, пытливость, критичность, логичность, устойчивость, глубина, экономичность, широта);
скорость продвижения от частного к общему; экономичность мышления (нахождение кратчайшего пути к решению мыслительных задач);
интеллектуальная активность и самостоятельность;
— стимулирование творческой активности учащихся (стимулы: жизненно-практическое значение знаний, познавательный интерес, доверие к учащемуся, личный пример);
- учет компонентов обучаемости учащихся, т.е. совокупности интеллектуальных свойств, от которых зависит продуктивность учения:
обобщенность мыслительной деятельности, ее направленность на абстрагирование и обобщение существенного в материале;
осознанность мышления, определяемая соотношением его практической и словесно-логической сторон;
вариативность мыслительной деятельности;
устойчивость мыслительной деятельности;
самостоятельность мышления и в то же время восприимчивость к помощи со стороны;
- формирование у учащихся положительного отношения к учению, познавательных интересов и потребности в знаниях.
|