Требования к уроку





Скачать 381.46 Kb.
НазваниеТребования к уроку
страница1/3
Дата публикации07.10.2014
Размер381.46 Kb.
ТипУрок
100-bal.ru > Психология > Урок
  1   2   3
ТРЕБОВАНИЯ К УРОКУ

 

I. Дидактические требования к современному уроку:

- четкое формулирование образовательных задач в целом и его составных элементов, их связь с развивающими и воспитательными задачами. Определение места в общей системе уроков;

- определение оптимального содержания урока в соответствии с требованиями учебной программы и целями урока, с учетом уровня подготовки и подготовленности учащихся;

- прогнозирование уровня усвоения учащимися научных знаний, сформированности умений и навыков как на уроке, так и на отдельных его этапах;

- выбор наиболее рациональных методов, приемов и средств обучения, стимулирования и контроля, оптимального воздействия их на каждом этапе урока, выбор, обеспечивающий познавательную активность, сочетание различных форм коллективной и индивидуальной работы на уроке и максимальную самостоятельность в учении учащихся;

- реализация на уроке всех дидактических принципов;

- создание условий для успешного учения учащихся.

П. Психологические требования к уроку

Психологическая цель урока:

  1. 1)         проектирование развития учащихся в пределах изучения конкретного учебного предмета и конкретного урока;

  2. 2)    учет в целевой установке урока психологической задачи изучения темы и результатов, достигнутых в предшествующей работе;

  3. 3)    предусмотрение отдельных средств психолого-педагогического воздействия, методических приемов, обеспечивающих развитие учащихся.

Стиль урока:

1) определение содержания и структуры урока в соответствии с принципами развивающего обучения:

  1. -          соотношение нагрузки на память учащихся и их мышление;

  2. -        определение объема воспроизводящей и творческой деятельности учащихся;

  1. -        планирование усвоения знаний в готовом виде (со слов учителя, из учебника, пособия и т.п.) и в процессе самостоятельного поиска;

  2. -        выполнение проблемно-эвристического обучения учителем и учащимися (кто ставит проблему, формулирует ее, кто решает);

учет контроля, анализа и оценки деятельности школьников, осуществляемых учителем, и взаимной критической оценки, самоконтроля и самоанализа учащихся;

- соотношение побуждения учащихся к деятельности (комментарии, вызывающие положительные чувства в связи с проделанной работой, установки, стимулирующие интерес, волевые усилия к преодолению трудностей и т.д.) и принуждения (напоминание об отметке, резкие замечания, нотации и т.п.);

2) особенности самоорганизации учителя:

  1. -        подготовленность к уроку и, главное, осознание психологической цели и внутренняя готовность к ее осуществлению;

  2. -        рабочее самочувствие в начале урока и в его ходе (собранность, сонастроенность с темой и психологической целью урока, энергичность, настойчивость в осуществлении поставленной цели, оптимистический подход ко всему происходящему на уроке, педагогическая находчивость и др.);

  3. -        педагогический такт (случаи проявления);

  4. -        психологический климат на уроке (поддержание атмосферырадостного, искреннего общения, деловой контакт и др.).

Организация познавательной деятельности учащихся:

1) определение мер для обеспечения условий продуктивной работы мышления и воображения учащихся:

  1. -        планирование путей восприятия учениками изучаемых объектов и явлений, их осмысления;

  2. -        использование установки в форме убеждения, внушения;

планирование условий устойчивого внимания и сосредоточенности учащихся;

- использование различных форм работы для актуализации в памяти учащихся ранее усвоенных знаний и умений, необходимых для восприятия новых (беседа, индивидуальный опрос, упражнения по повторению);

2) организация деятельности мышления и воображения учащихся в процессе формирования новых знаний и умений:

- определение уровня сформированности знаний и умений у учащихся (на уровне конкретно-чувственных представлений, понятий, обобщающих образов, "открытий", формулирования выводов);

- опора на психологические закономерности формирования представлений, понятий, уровней понимания, создания новых образов в организации мыслительной деятельности и воображения учащихся;

  1. -        планирование приемов и форм работы, обеспечивающих активность и самостоятельность мышления учащихся (система вопросов, создание проблемных ситуаций, разные уровни проблемно-эвристического решения задач, использование .задач с недостающими и излишними данными, организация поисковой и исследовательской работы учащихся на уроке, создание преодолимых интеллектуальных затруднений в ходе самостоятельных работ, усложнение заданий с целью развития познавательной самостоятельности учащихся);

  2. -        руководство повышением уровня понимания (от описательного, сравнительного, объяснительного к обобщающему, оценочному, проблемному) и формированием умений рассуждать и делать умозаключения;

  3. -        использование различных видов творческих работ учащихся (объяснение цели работы, условий ее выполнения, обучение отбору и систематизации материала, а также обработке результатов и оформлению работы);

3) закрепление результатов работы:

- формирование навыков путем упражнений;

- обучение переносу ранее усвоенных умений и навыков в новые условия работы, предупреждение механического переноса.

Организованность учащихся:

  1. 1)          отношение учащихся к учению, их самоорганизация и уровень умственного развития;

  2. 2)          возможные группы учащихся по уровню обучаемости, учет этих обстоятельств при определении сочетания индивидуальной, групповой и фронтальной форм работы учащихся на уроке.

Учет возрастных особенностей учащихся:

  1. 1)       планирование урока в соответствии с индивидуальными и возрастными особенностями учащихся;

  2. 2)                проведение урока с учетом сильных и слабых учеников;

  3. 3)                дифференцированный подход к сильным и слабым ученикам.

 

III. Гигиенические требования к уроку:

1) температурный режим;

1) температурный режим;

2) физико-химические свойства воздуха (необходимость проветривания);

  1. 3)       освещение;

  2. 4)       предупреждение утомления и переутомления;

  3. 5)       чередование видов деятельности (смена слушания выполнением вычислительных, графических и практических работ);

  4. 6)       своевременное и качественное проведение физкультминуток;

  5. 7)       соблюдение правильной рабочей позы учащегося;

  6. 8)       соответствие классной мебели росту школьника.

IV. Требования к технике проведения урока:

  1. 1)         урок должен быть эмоциональным, вызывать интерес к учению и воспитывать потребность в знаниях;

  2. 2)    темп и ритм урока должны быть оптимальными, действия учителя и учащихся - завершенными;

3) необходим полный контакт во взаимодействии учителя и учащихся на уроке, должны соблюдаться педагогический такт и педагогический оптимизм;

  1. 4)     должна доминировать атмосфера доброжелательности и активного творческого труда;

  2. 5)           по возможности следует менять виды деятельности учащихся, оптимально сочетать различные методы и приемы обучения;

  3. 6)           обеспечить соблюдение единого орфографического режима школы;

7) учитель должен обеспечить активное учение каждого школьника.

 

УРОК - ОСНОВНАЯ ОРГАНИЗАЦИОННАЯ ФОРМА РЕАЛИЗАЦИИ ПРИНЦИПОВ РАЗВИВАЮЩЕГО ОБУЧЕНИЯ

(ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ)

УРОК - это динамичная вариативная форма организации процесса целенаправленного взаимодействия (деятельности и общения) учителя и учащихся, включающая содержание, формы, методы и средства обучения и систематически применяемая для решения задач образования, воспитания и развития ученика в процессе обучения. В русской педагогике К.Д. Ушинский разработал и построил теорию урока на учении о систематичности, последовательности и прочности усвоения знаний, наглядности и активности учащихся в обучении, на учете особенностей психического развития ребенка. Интегративным свойством урока являются его функции, преобразующие структуру учебно-познавательной деятельности учащегося и формирующие его отношения, тип мыслительной деятельности и мировоззрение.

 

ОСНОВНЫЕ ПРИЗНАКИ УРОКА:

- постоянный состав учащихся;

- каждый урок регламентирован временем и включен в расписание;

- систематическое усвоение учащимися знаний, умений и навыков, опыта творческой деятельности и социальных отношений обеспечивается руководящей ролью учителя;

  1. -        сочетание в уроке фронтальных, групповых, парных и индивидуальных форм работы учащихся;

  2. -        многообразие методов обучения и учения;

  3. -        наличие систематического текущего индивидуального контроля.

 

ДОСТОИНСТВА КЛАССНО-УРОЧНОЙ СИСТЕМЫ:

  1. -        равномерное прохождение учебного материала в строгой логической последовательности в рамках точно отведенного учебного времени;

  1. -          четкая организованность учебной работы;

  1. -        планомерное осуществление руководства учителем образованием, воспитанием и развитием учащихся;

  2. -        организация учебной работы с учетом психологических особенностей овладения знаниями, умениями и навыками в их единстве с формированием личности;

 

  1. -        возможность знания учителем учащихся, ими - учителя, а также друг друга;

  2. -        чередование труда и отдыха, способствующее внесению ритмичности и четкости в работу всей школы;

  3. -        обеспечение развития индивидуальных способностей каждого ученика, а также необходимых коллективистских отношений.

 

НЕДОСТАТКИ КЛАССНО-УРОЧНОЙ СИСТЕМЫ:

  1. -        сложность осуществления индивидуального подхода к учащимся;

  2. -        ограниченность возможности работать с учеником, имеющим высокие индивидуальные способности;

  3. -        трудность получения своевременной обратной связи об уровне усвоения учебного материала и продвижении в умственном развитии школьников;

  4. -        ориентация учителя на ученика среднего уровня возможностей и подготовленности;

усреднение темпа прохождения учебного материала.

 

 

НЕДОСТАТКИ ТРАДИЦИОННОГО УРОКА

(объяснительно-иллюстративного типа обучения):

  1. -       построенный урок по схеме "опрос - объяснение - закрепление" не обеспечивает условий реализации принципа развивающего обучения, так как ориентирует учащихся на усвоение знаний и не гарантирует их развития, не ориентирует на самостоятельную познавательную деятельность;

  2. -       урок нацелен на формирование у учащихся научных знаний без учета закономерностей развития мыслительной деятельности, которая не отражена даже в структуре урока и в плане;

  3. -       преобладает целевая установка, направленная на деятельность учителя (опросить, объяснить, закрепить и т.д.), она не включает деятельность учащихся (их деятельность подразумевается);

  4. -       основное внимание сконцентрировано на результате, достигнутом учащимися, а процесс их учения, протекание мыслительной деятельности, формирование умственных действий и переход их во внутренние глубокие свернутые связи, в то же время готовые к применению, остаются без должного внимания.

 

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ УРОКА

 

1. Внешние (рациональность построения урока, педагогическое мастерство учителя, избранные методы и средства обучения, психологический микроклимат) и внутренние условия (психологические особенности учащихся, их умственное развитие, отношение к учению, наличие навыков учебного труда, организованность).

 

2.. Самоорганизация учителя (творческое рабочее самочувствие до урока и на уроке, психологический контакт с учащимися, педагогический такт, педагогический оптимизм).

 

3. Организация познавательной деятельности учащихся

(создание оптимальных условий для логического и практического решения учебных задач, учетом закономерностей каждого познавательного процесса, каждого деятельного состояния и характера их взаимодействия):

- взаимодействия познавательных процессов и состояний;

  1. -        роль установки на уроке;

  2. -        организация восприятия и наблюдения;

  3. -        организация внимания учащихся (направить сознание ученика на содержание учебной работы, включить в действие, заставить думать);

  4. -        тренировка памяти с учетом ее основных процессов (запоминание, сохранение, воспроизведение), с учетом правильного свертывания информации и способов действий с целью разгрузки памяти от бесполезных или второстепенных сведений, повышения готовности памяти к воспроизведению того, что необходимо и что позволит удержать в памяти
    более значительный материал;

  5. -        формирование понятий основной формы логического мышления, в которой отражены существенные признаки предметов или явления, их взаимосвязи и взаимоотношения с
    другими, которые формируются на основе представлений, являющихся воспроизведением образа предмета или явления;

  6. -        соблюдение требований к организации понимания учащимися сущности изучаемого материала;

  7. -        развитие мышления учащихся, его активизация;

  8. -        воспитание воображения с опорой на прочные знания, умения и навыки, а также понимание;

  1. -        формирование умений и навыков (практических и мыслительных) на уровне воспроизведения и творческом уровне;

  2. -        учет этапов организации познавательной деятельности учащихся:

 

1-й этап - обеспечение оптимальных условии для активной самостоятельной творческой работы мышления, восприятия и воображения:

2-й этап - организация аналитико-синтетической мыслительной деятельности, а также воображения и формирование на этой основе новых знаний и интеллектуальных (умственных) умений учащихся;

3-й этап - закрепление через упражнения, выработка и автоматизация технических компонентов познавательной деятельности учащихся;

- определение уровня умственного развития ученика по критериям:

наличие определенного фонда знаний как необходимого условия работы мышления и воображения;

  • сформированность определенной системы приемов рациональной умственной работы;

  • совокупность умений, позволяющих осуществлять активный перенос усвоенных приемов и способов на новые теоретические и практические задачи;

  • глубина и полнота анализа и синтеза

  • развитость качеств ума (гибкость, пытливость, критичность, логичность, устойчивость, глубина, экономичность, широта);

  • скорость продвижения от частного к общему; экономичность мышления (нахождение кратчайшего пути к решению мыслительных задач);

  • интеллектуальная активность и самостоятельность;

— стимулирование творческой активности учащихся (стимулы: жизненно-практическое значение знаний, познавательный интерес, доверие к учащемуся, личный пример);

- учет компонентов обучаемости учащихся, т.е. совокупности интеллектуальных свойств, от которых зависит продуктивность учения:

  •        обобщенность мыслительной деятельности, ее направленность на
    абстрагирование и обобщение существенного в материале;

  •        осознанность мышления, определяемая соотношением его практической и словесно-логической сторон;

  •        вариативность мыслительной деятельности;

  •        устойчивость мыслительной деятельности;

  •        самостоятельность мышления и в то же время восприимчивость к помощи со стороны;

- формирование у учащихся положительного отношения к учению, познавательных интересов и потребности в знаниях.
  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Требования к уроку iconПрактический семинар в рамках сетевого взаимодействия «Требования...
«Требования к уроку в соответствии с фгос ноо» для слушателей курсов повышения квалификации
Требования к уроку iconТребования к современному уроку
Точное и творческое выполнение программно-методических требований к уроку; грамотное определение типа урока, его места в разделе,...
Требования к уроку iconУрок математики в школе примерное содержание: Урок, его структура....
Примерное содержание: Урок, его структура. Основные требования к уроку. Построение уроков основных типов. Система подготовки учителя...
Требования к уроку iconОбщие требования к современному уроку в школе
Определение содержания и структуры урока в соответствии с принципами развивающего обучения
Требования к уроку iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Современный урок. Требования к современному уроку. (Методические рекомендации учителю)
Требования к уроку iconДидактические требования к открытому уроку учителей, работающих в...
Определение места открытого урока в общей системе уроков в структуре изучения темы
Требования к уроку iconПроцесс подготовки к уроку
Готовясь к уроку, следует, прежде всего, определить его место в системе других учебных занятий
Требования к уроку iconТребования к современному уроку обществознания в свете фгос
В то же время возникает необходимость качественно новых методик преподавания, которые позволили бы сформировать у детей компетенции,...
Требования к уроку iconУрока Орг момент. Проверка готовности к уроку. Эмоциональная подготовка к уроку
Развивать познавательные и творческие способности учащихся. Умение работать в группах и индивидуально
Требования к уроку iconУрок обществознания в 9 классе Тема «Государство- это мы»
При планировании урока учитывались требования к современному уроку в соответствии с фгос ООО. Полная версия урока, включая презентацию...
Требования к уроку iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Материалы к уроку: 1) презентация по уроку, 2) фильмы по теме урока, 3) описание сайтов по категориям (на бумаге или в файлах)
Требования к уроку iconОсновные требования к современному уроку химии. Современные педагогические технологии обучения
Периодический закон и периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева. Закономерности изменения свойств элементов малых...
Требования к уроку icon"Cуд над Интернет" подготовка к уроку
При подготовке к уроку класс был разделен на две группы – обвинители и защитники. Готовились они независимо друг от друга и не знали,...
Требования к уроку iconМетодические рекомендации по использованию авторских цифровых образовательных...
«Информационно-коммуникационные технологии в образовании Хабаровского края-2010: опыт, проблемы и перспективы»
Требования к уроку iconТребования к современному уроку в условиях введения фгос
Принципиальным отличием современного подхода является ориентация стандартов на результаты освоения основных образовательных программ....
Требования к уроку icon4. Урок обобщения и систематизации знаний. Это: семинар, конференция,...
Дидактические требования к современному уроку- четкое формулирование образовательных задач в целом и его составных элементов, их...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск