Скачать 0.72 Mb.
|
ФГБОУ ВПО «Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации» Волгоградский филиал Кафедра информационных систем и математического моделирования Запрягайло В.М. _____________________________________ (фамилия, инициалы автора (ов) Информационные и коммуникационные технологии в деятельности психолога ______________________________________ (наименование учебной дисциплины) Учебно-методический комплекс для магистрантов направления подготовки 030300 Психология(код специальности) (наименование направления подготовки). (Магистерская программа «Социальная психология»)
Волгоград 201__ Содержание
РАЗДЕЛ 1. Рабочая программа учебной дисциплины 1.1. Требования государственного образовательного стандарта и дидактические единицы по учебной дисциплине «Информационные и коммуникационные технологии в деятельности психолога» В ГОС не определен обязательный минимум содержания дисциплины «Информационные и коммуникационные технологии в деятельности психолога». Дидактические единицы по учебной дисциплине «Информационные и коммуникационные технологии в деятельности психолога». ДЕ 1. Дидактические основы создания и использования психологических средств, реализованных на базе информационных и коммуникационных технологий. ДЕ 2. Анализ возможностей использования информационных и коммуникационных технологий в психологии. ДЕ 3. Перспективные направления разработки и применения средств информационных и коммуникационных технологий в психологии. 1.2. Цели и задачи дисциплины. Целью изучения дисциплины является формирование системы знаний, умений и навыков в области использования средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) в психологии. Задачами дисциплины является:
1.3. Требования к уровню освоения дисциплины В результате изучения дисциплины «Информационные и коммуникационные технологии в деятельности психолога» слушатель должен: знать: основные направления развития информационных технологий; современные компьютерные технологии, применяемые при решении профессиональных психологических задач. уметь: самостоятельно использовать компьютерные технологии для решения различных профессиональных задач. владеть: навыками разработки приложений с использованием офисных программных средств. Обладать следующими компетенциями: а) общекультурными (ОК):
б) профессиональными (ПК):
Принадлежность дисциплины к учебному циклу и междисциплинарные связи М.2 Дисциплина «Информационные и коммуникационные технологии в деятельности психолога» входит в базовую часть математического и естественнонаучного цикла дисциплин. 1.4. ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН КУРСА «Информационные и коммуникационные технологии в деятельности психолога» на 2011 – 2012уч. год для слушателей МПс-100.
1.5. Учебно-методическое обеспечение учебной дисциплины Лекция 1. Информационная технология (ИТ). Основные понятия ИТ. Термины. Понятие информационной технологии; свойства информационных технологий; понятие платформы информационных технологий. Эволюция информационных технологий; их роль в развитии экономики и общества; технологизация социального пространства. Основные понятия: информационные технологии, социальная политика, автоматизированные системы. Лекция 2. Психологические тесты и программное обеспечение психологических тестов. Создание тест-анкеты с обработкой результатов средствами MS-Excel. Программа Excel на службе у психолога (автоматическая обработка тестов) v.09.10.25. Программа автоматической обработки профессиональных психологических тестов в Excel. Основные понятия: тест-анкета; психологический тест; обеспечивающие и функциональные информационные технологии. Лекция 3. Измерения в психологии. Шкалы измерения. Общее понятие об измерениях в психологии. Методологические подходы к измерениям в психологии. Сложности измерений в психологии. Валидность измерений и пути её обеспечения. Измерения и обработка данных в программе Excel. Основные понятия: надежность и обоснованность данных в психологии, проблема репрезентативности. Лекция 4. Нечеткие шкалы. Нечеткие множества. Fuzzy sets и Fuzzy logic. Программа Fuzzy for Excel. Измерения и обработка данных в программе Fuzzy for Excel. Основные понятия: нечеткие множества, нечеткая логика, мягкое оценивание, мягкие измерения, мягкие вычисления. Лекция 5. Нечеткая логика. Нечеткая логика (fuzzy logic). Нечеткий логический вывод. Введение нечеткости (фазификация), нечеткий вывод, композиция и приведение к четкости, или дефазификация. Основные понятия: фазификация; нечеткий вывод; композиция; дефазификация. Лекция 6. Fuzzy for Excel. Назначение. Понятие о нечетких числах. Представление нечетких чисел. Функция принадлежности (Membership Function). Функции Fexcel. Инструменты Fexcel. Основные понятия: нечеткие числа; функция принадлежности; нечеткие ячейки. Лекция 7. Информационные и телекоммуникационные технологии (ИКТ) как средство повышения эффективности работы психологических служб. Основы статистического анализа в Statistica и Excel. Нейронные сети. Statistica Neural Networks. Методология и технологии современного анализа данных. Методы и средства анализа данных в среде STADIA. Основные понятия: многомерный регрессионный и факторный анализ, дискриминантный анализ, анализ ковариаций, нейронные сети, симуляционное моделирование, системы компьютерной математики. Лекция 8. Диагностика проблемы взаимодействий сотрудников по множеству компетенций по методу «360 градусов» в системе BSS Around. Эффективность деятельности малой группы. Проблема выбора критерия эффективности в зависимости от типа малой группы. Продуктивность деятельность и удовлетворенность ею – два важнейшие показателя эффективности. Сплоченность группы, развитие коммуникаций, стиль лидерства как факторы повышения эффективности групповой деятельности. Возможность возникновения новых критериев по мере развития малой группы. Основные понятия: групповая сплоченность, лидерство и руководство, методы выявления лидеров в группах, групповые решения, развитие коммуникаций. Лекция 9. Анализ социальных сетей компании и оценка эффективности взаимодействий в коллективе по методике «Азимут» в системе BSS Around. Проблемы оценки эффективности вкладов сотрудников научного коллектива. Задачи и функции руководителя научного коллектива. Направления практической работы социального психолога в научных учреждениях: разработка рекомендаций на основе диагностики конкретных ситуаций, консультирование руководителей и научных сотрудников, обучение руководителей научных коллективов методам управления. Технологии Азимут и 360 градусов в системе BSS Around. Основные понятия: групповая сплоченность, лидерство и руководство, методы выявления лидеров в группах, групповые решения, развитие коммуникаций. Лекция 10. Психофизика ощущений. Основной психофизический закон. Когнитивная психология. Шкала звездных величин. Отношение Э. Вебера. Закон Бугера – Вебера. Основной психофизический закон, или закон Вебера – Фехнера. Системно-динамический подход к анализу сенсорных процессов. Компьютерное моделирование сенсорных процессов. Основные понятия: когнитивная психология; системно-динамический подход; сенсорные процессы. Лекция 11. Искусственный нейрон. Модель искусственного нейрона в среде SciLab. Нейрон. Искусственный нейрон. Персептрон. Система компьютерной математики SciLab. Модель искусственного нейрона в среде SciLab. Основные понятия: нейрон; персептрон; система компьютерной математики. Лекция 12. ИТ и разработка модели поведения человека в ситуации риска, выбора, депрессии. Модель социального стресса в среде SciLab. Компьютерное моделирование кризисного поведения толпы в условиях города (антисоциального или при бедствиях). Моделирование динамики перемещений толпы после возникновения пожара в густонаселенной части города, имеющей единственный выход. «Агент-центрированная методология». Основные понятия: социальный стресс; кризисное поведение. Лекция 13. Особенности психологии представителей власти. Секреты психологии чиновников. Повышение эффективности общения госслужащих в структурах государственной и муниципальной власти. GR – government relations. GB – government to business. GG – government to government. Основные понятия: GR – government relations. GB – government to business. GG – government to government. Лекция 14. Поведенческая экономика. Психологическая характеристика экономического агента. Поведенческая экономическая теория (Behavioral Economics). Поведенческая экономическая теория – объединение психологии и экономической теории. Состояние экономической системы при условии, что отдельные агенты демонстрируют ограничения в познавательных способностях и естественные трудности в принятии решений. Стереотипы в поведении индивида - когнитивные эвристики. Когнитивные модели. Основные понятия: Behavioral Economics; экономический агент ; когнитивные эвристики. . Лекция 15. Психологические особенности внедрения новых информационных технологий. Психодиагностика виртуальной личности в психологии расследований как условие безопасности поведения в информационном пространстве. Прецеденты оперативно-психологического и судебно-психологического сопровождения адресанта в Интернете, «вычисления» компьютерных шпионов. Задача идентификации виртуального собеседника, составления его психологического портрета и наиболее вероятного сценария поведения в будущем. Основные понятия: психодиагностика; оперативно-психологическое сопровождение; судебно-психологическое сопровождение; сопровождения адресанта в Интернете. Семинарское занятие №1 Тема: Информационная технология (ИТ). Основные понятия ИТ. Термины.
Рекомендуемая литература:
Семинарское занятие №2 Тема: Психологические тесты в Psy Excel.
Год выпуска: 2009.
Рекомендуемая литература:
Семинарское занятие №3 Тема: Разработка тестов в Excel.
Рекомендуемая литература:
Семинарское занятие №4 Тема: Измерения в психологии. Шкалы измерения.
Рекомендуемая литература:
Семинарское занятие №5 Тема: Обработка анкет в Excel.
Рекомендуемая литература:
Семинарское занятие №6 Тема: Fuzzy for Excel (Fexcel).
Рекомендуемая литература:
Семинарское занятие №7 Тема: Обработка анкет в Fuzzy for Excel.
Рекомендуемая литература:
Семинарское занятие №8 Тема: Искусственный нейрон. Модель искусственного нейрона в среде SciLab.
Рекомендуемая литература:
Семинарское занятие №9 Тема: Обучение однослойного персептрона. Алгоритм обучения однослойного персептрона:
Рекомендуемая литература:
Семинарское занятие №10 Тема: Модель двухслойного персептрона.
Рекомендуемая литература:
Семинарское занятие №11 Тема: Нейронные сети. Модель нейронной сети.
Рекомендуемая литература:
Семинарское занятие №12 Тема: Сеть Хопфилда.
Рекомендуемая литература:
Семинарское занятие №13 Тема: Информационные технологии и разработка модели поведения человека в ситуации риска, выбора, депрессии. Модель социального стресса в среде SciLab.
Рекомендуемая литература: 1. Байдлих В. Социодинамика. Системный подход к математическому моделированию в социальных науках. М., 2004. Семинарское занятие №14 Тема: Информационные технологии и разработка модели поведения человека в ситуации риска, выбора, депрессии. Модель самоорганизации пешеходов во встречных потоках.
Рекомендуемая литература:
Семинарское занятие №15 Тема: Информационные технологии и разработка модели поведения человека в ситуации риска, выбора, депрессии. Компьютерное моделирование поведения толпы в среде SciLab.
Рекомендуемая литература:
Семинарское занятие №16 Тема: Особенности психологии представителей власти.
Рекомендуемая литература:
Семинарское занятие №17 Тема: Поведенческая экономика. Психологическая характеристика экономического агента.
Рекомендуемая литература:
Семинарское занятие №18 Тема: Психологические особенности внедрение новых информационных технологий.
Рекомендуемая литература:
Темы докладов и рефератов Не предлагаются. Организация самостоятельной работы студентов Самостоятельная работа студентов по дисциплине «Информационные и коммуникационные технологии в деятельности психолога» включает следующие виды работ:
В графе 1 проставляется порядковый номер занятия. Во второй графе указывается тема, по которой организуется СРС, в третьей – конкретизируются вопросы темы. Графа 4 включает перечень конкретных заданий, выдаваемых студентам для самостоятельного выполнения. Заполняется с использованием условных обозначений: СМ – подготовка к практическому (лабораторному, семинарскому) занятию; ПКР – подготовка к контрольной работе; УМ – изучение учебного материала; СК – изучение учебного материала и составление конспекта; ПДР – подготовка реферата; СЗД – составление задач, вопросов, кроссвордов, тестов, ситуаций; РОР – рецензирование и оценка письменных работ; ДИ – участие в разработке деловой игры; ПКСР – подготовка к написанию курсовой (расчетно-графической) работы (проекта); АО – участие в конкурсах, круглых столах, олимпиадах, диспутах и т.д. Формы контроля СРС, указываемые в графе 5, подразумевают способы, с помощью которых преподаватели осуществляют контрольные функции за выполнением самостоятельной работы студентов, заполняются с помощью условных обозначений: Б – беседа индивидуальная или с группой; КО – контрольный опрос; КР – контрольная работа; РПР – рецензирование письменных работ студентов; З – заслушивание на занятиях подготовленных работ; ОБС – обсуждение на занятиях результатов. Графа «Учебно-методическое обеспечение» подразумевает указание перечня литературы, средств обучения, необходимых для выполнения заданий. Учебно-методическое обеспечение оформляется как ОЛ 1 (если источник находится в списке основной литературы), ДЛ 15 (если источник находится в списке дополнительной литературы) и т.д., номер информационного источника соответствует его порядковому номеру в списке литературы, приведенном ниже. Тематика курсовых работНе предлагается. Вопросы к зачету
Список литературы Базовый учебник 1. Информационные технологии в профессиональной деятельности / Е. В. Михеева. - М.: Издательский центр "Академия", 2007 2. Сапегин А.Г. Психологический анализ в среде Excel. Математические методы и инструментальные средства. -М.: Ось-89. -2005. -144 с. ISBN 5-98534-093-7 |
Программа дисциплины Экономическая психология для направления 030300.... Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки 030300.... | Учебно-методический комплекс рабочая программа для студентов направления 030300. 68 «Психология» Л. В. Лебедева Психотехники построения жизненного пути. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов направления... | ||
Учебно-методический комплекс рабочая программа для студентов направления 030300. 62 «Психология» Лебедева Людмила Владимировна. Психология рекламы. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов направления 030300.... | Учебно-методический комплекс рабочая программа для студентов направления 030300. 62 «Психология» Доценко Евгений Леонидович, Андреева Ольга Станиславовна. Психология личности. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для... | ||
Учебно-методический комплекс для студентов направления 030300. 62 «Психология» Т. В. Сазанова. Концепции современного естествознания: Учебно-методический комплекс. Методические указания и индивидуальные задания... | Учебно-методический комплекс рабочая программа для студентов направления 030300. 62 «Психология» Васильева И. В. Психология экстремальности. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов направления 030300. 62... | ||
Учебно-методический комплекс рабочая программа для студентов направления 030300. 62 «Психология» Васильева И. В. Психология творчества. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов направления 030300. 62 «Психология»,... | Рабочая программа для студентов направления 030300. 62 «Психология» Алексеева Л. В. Психология индивидуальных различий. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов направления 030300.... | ||
Учебно-методический комплекс составлен в соответствии с требованиями... О. И. Дубровина. Психология труда, инженерная психология и эргономика: Учебно-методический комплекс для студентов направления «Психология».... | Учебно-методический комплекс для студентов направления 030300. 62 «Психология» А. В. Осинцева. Профилактика зависимостей: Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов направления психология очной... | ||
Учебно-методический комплекс для студентов направления 030300. 62 «Психология» А. В. Осинцева. Профилактика зависимостей: Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов направления психология очной... | Учебно-методический комплекс рабочая программа для студентов направления подготовки Содержание: умк по дисциплине б в. Дв 2 Психология семьи и семейного воспитания для студентов направления подготовки 050400. 62 (44.... | ||
Учебно-методический комплекс рабочая программа для студентов направления 030300. 68 «Психология» Васильева И. В. Экспресс-психологическая помощь в кризисных ситуациях. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов... | Учебно-методический комплекс рабочая программа для студентов направления подготовки Содержание: умк по дисциплине в. Од. 22 Психология детей младшего школьного возраста для студентов направления подготовки 050400.... | ||
Учебно-методический комплекс рабочая программа для студентов направления 030300. 62 «Психология» Васильева И. В. Психодиагностика. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов направления 030300. 62 «Психология»,... | Учебно-методический комплекс Рабочая учебная программа для студентов... Плотникова М. В. Физиология центральной нервной системы: Учебно-методический комплекс. Рабочая учебная программа для студентов направления... |