Скачать 388.93 Kb.
|
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ «УТВЕРЖДАЮ» Проректор по учебной работе ____________Л.М. Волосникова «___»________________2011 г. Педагогика и психология высшей школы Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов направления 035700.68 «Теория преподавания иностранных языков и культур» очной формы обучения «ПОДГОТОВЛЕНО К ИЗДАНИЮ» Автор работы: _______Г.И.Морева «___» ___________2011 г. Рассмотрено на заседании кафедры общей и социальной психологии «___»__________2011 г. Протокол №___ Соответствует требованиям к содержанию, структуре и оформлению. «РЕКОМЕНДОВАНО К ЭЛЕКТРОННОМУ ИЗДАНИЮ» Объем ____ стр. Зав. кафедрой _________ Е.Л.Доценко «___»__________2011 г. Рассмотрено на заседании УМК Института гуманитарных наук «___»__________2011 г., протокол № ___ Соответствует ФГОС ВПО и учебному плану образовательной программы «СОГЛАСОВАНО» Председатель УМК ___________ Е.В.Тумакова «___»_________2011 г. «СОГЛАСОВАНО» Зав. методическим отделом УМУ _________ С.А. Федорова «___»__________2011 г. Г.И.Морева. Педагогика и психология высшей школы: Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов направления 035700.68 «Теория преподавания иностранных языков и культур» очной формы обучения. Тюмень: Издательство Тюменского государственного университета, 2011. Учебно-методический комплекс составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования к обязательному минимуму содержанию и уровню подготовки специалистов «Теория преподавания иностранного языка и культур» Рабочая программа опубликована на сайте ТюмГУ: Педагогика и психология высшей школы [электронный ресурс] / Режим доступа: http://www.umk.utmn.ru., свободный. Рекомендовано к изданию кафедрой общей и социальной психологии. Утверждено проректором по учебной работе Тюменского государственного университета. ОТВЕТСТВЕННЫЙ РЕДАКТОР: зав.кафедрой общей и социальной психологии Е.Л.Доценко© ГОУ ВПО Тюменский государственный университет, 2011. © Г.И.Морева Г.И., 2011. 1. Пояснительная записка. 1.1.Цели и задачи дисциплины:
3) формирование навыков преподавания (чтения лекции, организации семинарских и практических занятий), в том числе - формирование педагогических умений и навыков и профессионально значимых качеств личности; - развитие перцептивно-рефлексивных и проектировочных способностей студентов; - приобретение студентами навыков анализа результатов своей деятельности; -воспитание интереса к преподаванию, потребности в самообразовании, выработка творческого и исследовательского подхода к педагогической деятельности, развитие потребности в самореализации; 4) формирование основ профессионального мышления. 1.2. Место дисциплины в учебном процессе: «Педагогика и психология высшей школы» является общеопрофессиональной, базовой дисциплиной), входящей в учебный план специальности 035700.68 «Теория преподавания иностранных языков и культур» 1.3. Компетенции выпускника ООП магистра
Уметь:
2. Структура и трудоемкость дисциплины Семестр – 2 . Форма промежуточной аттестации – экзамен. Общая трудоемкость дисциплины составляет 2 зачетных единиц, 72 часа. Таблица 1. Тематический план
Таблица 2. Планирование самостоятельной работы студентов
4. Разделы дисциплины и междисциплинарные связи с обеспечиваемыми (последующими) дисциплинами
5. Содержание дисциплины. Модуль 1. Психология обучения (темы: «Психология учебной деятельности студента», «Теория обучения в Вузе»; «Предмет, цели и задачи курса "Психология высшей школы") Знаниевый компонент. Понятие дидактики. Основные компоненты педагогической системы: педагог и ученик (студент), цели обучения, движущие силы обучения, содержание обучения, организационные формы, технологии обучения. Обучение как управление деятельностью учащихся с целью формирования у них навыков учения. Основные принципы обучения: научность и доступность; систематичность и последовательность; сознательность и активность; единство абстрактного и конкретного. Педагогические технологии. Понятие о формах и методах обучения. Проблемы и цели преподавания. Учебный предмет как компонент культуры. Житейские и научные знания. Проблемы проектирования образования. Значение методологических основ в построении учебного курса. Особенности содержания, строения учебного курса в разных образовательных учреждениях. Требования к учебной книге. Виды учебных книг. Анализ учебников по психологии. Практический компонент. Определяет основные проблемы обучения и может определить их причины и результаты нерешенности проблем. Умеет определять цели образования, соотносить их с содержанием и формой организации учебной деятельности. Умеет анализировать учебные книги, делать выбор. Умеет рефлексировать и определять собственные проблемы обучения. Ценностный. Понимает ценность образования и необходимости психологической информации для становления личности. Модуль 2. Формы и методы преподавания психологии (темы «Лекция: содержание и форма организации», «Практические занятия). Основные формы организации учебного предмета: лекция, семинар, практическое занятие, урок. Специфика форм организации предмета в разных образовательных учреждениях. Факторы, определяющие успех лекционного преподавания. Познавательные компоненты лекции. Формы анализа, применяемые в лекциях. Индуктивный и индуктивный способ изложения учебного материала. Логический и исторический способ изложения учебного материала. Структура лекции и отбор содержания лекции. Виды лекций. Методика подготовки лекции. Воспитательное значение лекции. Организационная структура практического занятия. Структура практического занятия. Основные критерии выбора организационной формы занятия. Методические сценарии учебных ситуаций (В.Я.Ляудис). Организация познавательной деятельности учащихся. Пути и средства интенсификации познавательной деятельности студентов. Аспекты способов активизации познавательной деятельности студентов: содержательный, методический, организационный (Краснова О.В.) Значение различных таксономий при построении учебных курсов. Таксономия учебных задач по Д.Толлингеровой, В.Я.Ляудис, Б.Блуму, Н.А.Алексееву. Применение указанных систем в курсе " Психология". Практический компонент. Умеет выбрать форму организации учебной деятельности в зависимости от характера аудитории. Способен отобрать материал для занятия; реализовать разные сценарии учебных занятий. Владеет приемами активизации познавательной и мотивационной сторон деятельности учащихся. Владеет навыками построения учебных задач. Ценностный. Способен дать оценку занятию товарищей по группе и самооценку собственного занятия. Способен выстраивать отношения в процессе обучения с позиции субъект-субъектных отношений. Модуль 3. Модуль 3. Организация педагогической деятельности (темы: «Проблемы организации самостоятельной работы студента», «Контроль и коррекция учебной деятельности студента», «Личность педагога»). Специфика самостоятельной работы и ее отличие от других видов обучения (лекционных, семинарских). Проблемы организации самостоятельной работы в Вузе, среднем специальном заведении, школе. Типы и виды самостоятельной работы; их связь с уровнями усвоения знаний. Планирование самостоятельной работы. Особенности контроля самостоятельной работы. Методы стимулирования самостоятельной работы студентов. Представление о качестве знаний усвоения знаний. Характеристики знаний: прочность, полнота, диффузность, обобщенность. Подход к определению качества знаний. Уровни освоения знаний. Контроль как систематическая проверка качества знаний. Функции контрольно-оценочной деятельности. Педагогически обоснованная организация контроля. Типы оценок в ситуации опроса. Методы контроля системы знаний. Требования к тестовому контролю знаний. Оценка и отметка. Типология ошибок при усвоении знаний. Ошибки, связанные с усвоением курса "Психология". Коррекция учебной деятельности студента. Педагогические способности и педагогическое мастерство преподавателя. Требования к личности преподавателя. Профессионально-значимые качества личности. Типы преподавателей. Индивидуальный стиль педагога и его составляющие. Практический компонент. Способен к осознанию собственных проблем организации самостоятельной работы и корректировать собственную учебную деятельность. Умеет планировать организацию самостоятельной работы. Способен к рефлексии собственных знаний. Умеет организовать оценочную деятельность в процессе обучения. Умеет отрефлексировать свои педагогические способности и определить свой индивидуальный стиль преподавания. Владеет способами коррекционной работы учебной деятельности. Ценностный. Понимает развивающий и воспитывающий потенциал контрольно-оценочной деятельности. Понимает ценность адекватной оценки и отметки в организации учебной деятельности. 6. Планы семинарских занятий Модуль 1. Психология обучения ( 6 часов) 1. Проанализируйте характер обучения в Вашем образовательном учреждении (институте, университете) с определением преобладающих вариантов построения учебного процесса (творческом, репродуктивном). Попробуйте обосновать свой ответ. 2. Определите основные понятия образовательного процесса: обучение, воспитание. 3. Всякое ли обучение и воспитание развивает? 4. Чем дидактика высшей школы отличается от дидактики средней школы? 5. Есть ли, на Ваш взгляд, специфика обучения в Вузах разных стран? В чем эта специфика обнаруживается? Какие факторы обуславливают специфику обучения в разных странах? 6. Цели обучения.. Какие проблемы возникают в процессе обучения при постановке слишком частных или общих целей обучения (например, «способствовать развитию мотивации» или «развитие личности учащихся»)? 7. Основные принципы обучения и пути их реализации. 8. Реализация задач обучения и воспитания в курсе психологии. 9. Содержание курса "Общая психология". Предметные области психологии. Цели обучения психологии в зависимости от разных образовательных учреждений. 10. Виды учебных книг. Требования к учебной книге. 11. Анализ учебных программ по различным разделам. 12. Определите темы (вопросы), связанные с расхождением житейских и научных знаний и вызывающие «смысловой барьер» между ними. Модуль 2. Формы и методы преподавания 1. Лекция как метод преподавания. Виды лекций. Основные задачи, решаемые в курсе лекционного преподавания. 2. Работа преподавателя с научной информацией. Подготовка к лекции. 3. Основные способы изложения материала в педагогической практике: логический, исторический, генетический. 4. Организация познавательной деятельности студентов и ее связь с методами обучения. 5. Проблемы организации семинарского занятия. Критерии эффективности семинарского занятия. 6.Какие методы наиболее целесообразны при изучении разных курсов. Аргументируйте свои высказывания. 7.Какова специфика форм организации учебной деятельности в зависимости от типа учебного заведения? 8. Приведите известные Вам примеры организации занятий иностранному языку, на которых Вам пришлось побывать. 9. Приведите примеры технологий (или их элементы), используемых преподавателями Университета. 10.Как Вы думаете, какого рода задачи Вам приходится решать, отвечая на вопросы для семинарского занятия и выполняя задания для самостоятельной работы? Обоснуйте свой ответ. 11. Расширение таксономии и введение задач, адекватных предметному содержанию и целям обучения. Модуль 3. Организация педагогической деятельности 1.Проблемы организации самостоятельной работы студентов. 2.Приемы активизации самостоятельной работы студентов 3.Оцените основные виды собственной самостоятельной работы, время на их организацию, а также эффективность используемых видов работы. 4. На каком уровне овладения самостоятельной работы находитесь Вы? Какие факторы затрудняют выход на более высокий уровень? 5.Назовите основные цели организации самостоятельной работы студентов. 6. Проблемы коррекции учебной деятельности: приемы и методы. 7.Зависит ли уровень СРС содержанием учебного предмета, особенностей педагога и личности студента? 8.Разработать критерии оценки знаний. 9.По каким критериям оценивать успешность совместного решения студентами продуктивных задач. 10. Приведите примеры проявления субъективизма с точки зрения ошибок студента. 11. Насколько устраивает организация контрольно-оценочной деятельности в Вашем образовании? Позволяет ли тестирование полностью выявить уровень Ваших знаний, умений и навыков? 12. Проблема качества усвоения знаний. Уровни усвоения знаний. 13.Проблема контрольно-оценочной деятельности. Функции контрольно-оценочной деятельности. 14. Типология ошибок и оценочная деятельность. 15. Оценка и отметка. Типы оценок. 16. Определите свой индивидуальный стиль деятельности, выделив его положительные и отрицательные стороны. 17. Можно ли выделить профессионально-значимые качества педагога, преподающего психологию. Если «да», то выделите их. 18. Представьте своего любимого педагога. Какие особенности его личности, преподавания позволили выделить его в качестве «любимого» педагога? 19.Сущность педагогической деятельности личность педагога. 20.Сущность педагогических способностей и ПВК. 7. Лабораторные занятия учебным планом не предусмотрены 8. Курсовые работы по предмету не предусмотрены 9. Учебно - методическое обеспечение самостоятельной работы студентов. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины 9.1.Виды самостоятельной работы: 1. Определение проблем в преподавании иностранного языка; причин их определяющих и результатов их нерешения. 2. Проанализировать литературу по проблемам преподавания с составлением библиографического списка «Преподавание иностранного языка». 3. Подготовка рефератов «Современные образовательные системы в разных странах». 4. Подготовка учебного плана. Соотнесение цели и задач обучения с содержанием и формой организации занятия. 5. Составьте критерии сравнения и сопоставьте 2 учебных пособия по выделенным критериям. 6. Подготовка рефератов: «Активные методы обучения». 7. Подготовить текст лекции, урока, дискуссии с компьютерной презентацией. 8. Составить систему задач по одной из тем психологии. 9. Составление собственного графика организации СРС на неделю с последующим взаимоанализом. 10. Диагностика педагогических способностей и определение своего индивидуального стиля преподавания. 11. Специфика преподавания психологии в системе доп.образования. |
Учебно-методический комплекс по дисциплине «Иностранный язык» составлен... Учебно-методический комплекс составлен в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта высшего профессионального... | Учебно-методический комплекс по дисциплине «Иностранный язык» составлен... Учебно-методический комплекс составлен в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта высшего профессионального... | ||
Учебно-методический комплекс составлен в соответствии с требованиями... И. Н. Иванова. Психотерапия детей и подростков: Учебно-методический комплекс для студентов направления «Психология». Тюмень: Издательство... | Учебно-методический комплекс составлен в соответствии с требованиями... И. Н. Иванова. Введение в клиническую психологию: Учебно-методический комплекс для студентов направления «Психология». Тюмень: Издательство... | ||
Учебно-методический комплекс составлен в соответствии с требованиями... Богданова М. В. Детская и семейная психотерапия: Учебно-методический комплекс для студентов направления «Психология». Тюмень: Издательство... | Учебно-методический комплекс составлен в соответствии с требованиями... Богданова М. В. Неврозы и нарушения поведения: Учебно-методический комплекс для студентов направления «Психология». Тюмень: Издательство... | ||
Учебно-методический комплекс составлен в соответствии с требованиями... Богданова М. В. Неврозы и нарушения поведения: Учебно-методический комплекс для студентов направления «Психология». Тюмень: Издательство... | Учебно-методический комплекс составлен в соответствии с требованиями... О. И. Дубровина. Психология труда, инженерная психология и эргономика: Учебно-методический комплекс для студентов направления «Психология».... | ||
Учебно-методический комплекс составлен в соответствии с требованиями... Учебно-методический комплекс составлен в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта высшего профессионального... | Учебно-методический комплекс составлен в соответствии с требованиями... Г. И. Морева. Гендерная психология: Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов специальности 030301. 65 «Психология».... | ||
Учебно-методический комплекс Охрана труда на предприятии отрасли... Учебно-методический комплекс Охрана труда на предприятии отрасли составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного... | Учебно-методический комплекс дисциплины дисциплина «иностранный язык» Учебно-методический комплекс составлен в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта высшего профессионального... | ||
Учебно-методический комплекс составлен в соответствии с требованиями... Рассмотрено на заседании умк института психологии, педагогики, социального управления | Учебно-методический комплекс составлен в соответствии с требованиями... Учебно-методический комплекс составлен в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта высшего профессионального... | ||
Учебно-методический комплекс дисциплины обсужден на заседании кафедры «04» Учебно-методический комплекс составлен в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта высшего... | Учебно-методический комплекс дисциплины обсужден на заседании кафедры «11» Учебно-методический комплекс составлен в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта высшего... |