Адаптация детей раннего возраста к условиям доу





Скачать 46.25 Kb.
НазваниеАдаптация детей раннего возраста к условиям доу
Дата публикации13.01.2015
Размер46.25 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Психология > Документы
Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ

Дети раннего возраста - очаровательные существа. Они деятельны, любопытны, искренни, забавны. Наблюдать за ними - одно удовольствие. От маленьких детей к взрослым идут волны умиротворения и расслабленности. Но и ребенок вправе рассчитывать на бескорыстную любовь, доброжелательность и ласку. Когда ребенку хорошо и спокойно, он быстро развивается. Что для этого нужно? Прежде всего - обеспечить внутреннее эмоциональное благополучие малыша.

Детский сад - новый период в жизни ребенка. Для него это, прежде всего, первый опыт коллективного общения. Новую обстановку, незнакомых людей не все дети принимают сразу и без проблем. Большинство из них реагируют на детский сад плачем. Одни легко входят в группу, но плачут вечером дома, другие - соглашаются идти в детский сад с утра, а перед входом в группу начинают капризничать и плакать.

Общеизвестно, степень адаптации ребенка к детскому саду определяет его психическое и физическое здоровье. Резкое предъявление нового помещения, новых игрушек, новых людей, новых правил жизни - это и эмоциональный, и информационный стресс.

В нашем детском саду разработана целая система мероприятий по предупреждению дезадаптации детей при приеме в ДОУ. Важной составляющей этой системы является психологическое обеспечение адаптационного процесса.

Основными задачами по профилактике и преодолению дезадаптации детей в ДОУ являются:

  • анализ конкретного единичного случая в контексте новых изменившихся условий (типичных для ДОУ);

  • выявление причин дезадаптации и нарушения эмоционально-личностной сферы ребенка;

  • оценка психоэмоционального состояния ребенка в начале периода адаптации и после его окончания.

Вся работа проводится в три этапа:

1. Первичная диагностика проходит по трем направлениям:

- характеристика родителями состояния своих детей в семье

- оценка воспитателями состояния детей в период адаптации к условиям детского сада

- оценка психоэмоционального состояния детей

По результатам проведенного анкетирования родителей обозначаем для себя семьи воспитанников с повышенной тревожностью. В дальнейшем данные анкетирования позволяют грамотно построить профилактическую и консультативную работу с родителями. Основная задача здесь - не просто проинформировать родителей об особенностях протекания периода адаптации у их ребенка, но и дать рекомендации, как общаться с ним в этот период.

2. Второй этап включает в себя психопрофилактическую и коррекционно-развивающую работу, направленную на снятие проблем, возникающих в начальном периоде адаптации детей к условиям образовательного учреждения.

3. На третьем этапе проходит контрольная диагностика (повторная) - по окончании периода адаптации и повторное анкетирование родителей

На основании первичной диагностики составляется заключение, в котором дается предварительная оценка адаптационного периода каждого ребенка. По итогам заключения и по наблюдениям психолога и воспитателей определяется круг детей, нуждающихся в помощи при прохождении адаптации.

Наиболее эффективным, а иногда и единственным методом коррекционной работы с детьми раннего возраста является игровая терапия, проводимая как в индивидуальной, так и в групповой форме.

Дети раннего возраста любят играть с игрушками, бытовыми предметами. В процессе игры они приобретают новые знания и навыки, познают окружающий мир, учатся общаться. Поэтому акцент в выборе игр для детей раннего возраста мы делаем на сенсорные и моторные игры.

Сенсорные игры дают ребенку опыт работы с самыми разнообразными материалами: песком, глиной, бумагой. Они способствуют развитию сенсорной системы: зрения, вкуса, обоняния, слуха, температурной чувствительности. Все органы, данные нам природой, должны работать, а для этого им необходима "пища".

Сенсомоторный уровень является базовым для дальнейшего развития высших психических функций: восприятия, памяти, внимания, мышления, речи. Сенсомоторное развитие возможно лишь при взаимодействии ребенка со взрослым, который обучает его видеть, ощущать, слушать и слышать, т.е. воспринимать окружающий предметный мир.

Не меньше удовольствия детям раннего возраста приносит рисование. Оно нравится всем без исключения малышам. Может быть, именно поэтому, пока родители не догадаются купить ребенку краски, первые живописные этюды ему приходится выполнять подручными средствами - манной кашей на кухне или мыльной пеной в ванной. Можно научить ребенка рисовать мокрыми ладошками или папиным кремом для бритья, который наносится на ладони.

Задачами коррекционной работы с детьми в период адаптации являются:

  • создание для ребенка атмосферы безопасности и комфортной обстановки;

  • понимание внутреннего мира ребенка и принятие его таким, какой он есть;

  • предоставление ребенку большей свободы и самостоятельности.

При проведении занятий учитываем специфику работы с маленькими детьми: ребенок раннего возраста не способен самостоятельно заявить о своих проблемах, поэтому они часто проявляются косвенно, через отставание в развитии, капризность, агрессивность и т.д. Это обусловливает необходимость активности со стороны самого психолога по выявлению психологических проблем у детей, в т.ч. и в период адаптации.

Отсутствие у детей раннего возраста рефлексии, с одной стороны, облегчает, а с другой - усложняет диагностическую работу и постановку общей проблемы ребенка. Коррекционная работа, связанная с переживаниями ребенка, осуществляется по принципу "здесь и теперь" с акцентом на немедленном закреплении тех позитивных процессов, которые проявляются в ходе коррекционного процесса.

По окончании второго этапа работы проводится заключительная диагностика степени адаптации детей раннего возраста, а также сравнительный анализ показателей первичной и заключительной диагностик.

По окончании периода адаптации в дошкольном учреждении собирается медико - психолого - педагогический консилиум с расширенным составом. Туда входят заведующая, старший воспитатель, педагог-психолог, старшая медсестра, воспитатели групп раннего возраста и воспитатели других группа (по приглашению). На нем обсуждаются результаты проведенной работы в период адаптации, положительные моменты, анализируются итоги, корректируются планы по организации адаптации и намечается дальнейшая работа.

Анализ работы ДОУ за последние несколько лет показывает, что процесс привыкания детей проходит очень успешно. Степень адаптации в основном легкая и средняя. Положительным является и то, что дети раннего возраста, а особенно второго года жизни, привыкают к детскому саду безболезненно. Эти данные позволяют судить о правильно построенной работе педагогического коллектива по организации и проведению адаптации детей к условиям детского сада.

http://i.allday.ru/uploads/posts/2010-01/1263565845_3.jpg

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Адаптация детей раннего возраста к условиям доу iconАдаптация детей раннего возраста к условиям доу
Общеизвестно, степень адаптации ребенка к детскому саду определяет его психическое и физическое здоровье
Адаптация детей раннего возраста к условиям доу iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Л. В. Белкина «Адаптация детей раннего возраста к условиям доу»; тц «Учитель» 2006 г
Адаптация детей раннего возраста к условиям доу iconПлан работы городского методического объединения проблемная группа...
Цель: Создание модели социального партнёрства педагога доу с родителями детей раннего возраста
Адаптация детей раннего возраста к условиям доу iconТеоретические основы проблемы адаптации детей раннего возраста к...
Психологические особенности детей раннего возраста
Адаптация детей раннего возраста к условиям доу iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Особенности развития детей раннего возраста. Конспект (Н. М. Аксарина «Воспитание детей раннего возраста»)
Адаптация детей раннего возраста к условиям доу icon1. (1г). Вступ
Цель: Создание модели социального партнёрства педагога доу с родителями детей раннего возраста
Адаптация детей раннего возраста к условиям доу iconЛитература по дисциплине «Социология»
Цель: Создание модели социального партнёрства педагога доу с родителями детей раннего возраста
Адаптация детей раннего возраста к условиям доу iconКонспект урока технологии на тему: "Чеканка по металлу"
Цель: Создание модели социального партнёрства педагога доу с родителями детей раннего возраста
Адаптация детей раннего возраста к условиям доу iconКонспект урока по физике в 7 классе на тему: Сообщающиеся сосуды
Цель: Создание модели социального партнёрства педагога доу с родителями детей раннего возраста
Адаптация детей раннего возраста к условиям доу icon«Организация методической поддержки учебного проектирования в образовательном учреждении»
Цель: Создание модели социального партнёрства педагога доу с родителями детей раннего возраста
Адаптация детей раннего возраста к условиям доу iconФедеральное агентство по образованию российский государственный торгово-экономический...
Цель: Создание модели социального партнёрства педагога доу с родителями детей раннего возраста
Адаптация детей раннего возраста к условиям доу iconУрок 1/1 Тема урока: Что изучает физика. Налюдения и опыты
Цель: Создание модели социального партнёрства педагога доу с родителями детей раннего возраста
Адаптация детей раннего возраста к условиям доу iconПояснительная записка Цель освоения дисциплины
Цель: Создание модели социального партнёрства педагога доу с родителями детей раннего возраста
Адаптация детей раннего возраста к условиям доу iconМетодика работы с сюжетными задачами Краснова Людмила Геннадьевна,...
Цель: Создание модели социального партнёрства педагога доу с родителями детей раннего возраста
Адаптация детей раннего возраста к условиям доу iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель занятия: реализация новых форм взаимодействия в системе «взрослый-ребенок», направленных на полноценное развитие и адаптацию...
Адаптация детей раннего возраста к условиям доу iconСайты для педагогов доу
Воспитание детей дошкольного возраста в детском саду (отличный сайт по организации деятельности доу)


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск