Методические рекомендации по написанию, оформлению и подготовке к защите магистерских диссертаций для магистрантов направления подготовки





НазваниеМетодические рекомендации по написанию, оформлению и подготовке к защите магистерских диссертаций для магистрантов направления подготовки
страница1/11
Дата публикации24.02.2015
Размер1.6 Mb.
ТипМетодические рекомендации
100-bal.ru > Психология > Методические рекомендации
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11
Департамент образования города Москвы

ГБОУ ВПО "Московский городской педагогический университет"

Социальный институт

Методические рекомендации по написанию, оформлению

и подготовке к защите магистерских диссертаций
(для магистрантов направления подготовки

050400.68 – Психолого-педагогической образование, профилей "Психология и социальная педагогика", «Социально-педагогическая деятельность в детских и молодежных организациях», "Социально-педагогическое сопровождение семейного воспитания")

Автор-составитель: Т.Н. Сапожникова, доктор педагогических наук, профессор кафедры социальной педагогики
Рецензент: М.И. Рожков, главный научный сотрудник Института психолого-педагогических проблем детства Российской академии образования, доктор педагогических наук, профессор, заслуженный деятель науки РФ
Утверждены на заседании кафедры социальной педагогики

Протокол № 2 от 25 сентября 2013 года
Заведующий кафедрой _______________профессор А.В. Иванов

2013 - 2014 учебный год

Оглавление


Введение....................................................................................................

  1. Магистерская диссертация как результат научно-исследовательской работы магистранта.........................................

  2. Этапы работы над магистерской диссертацией.............................

  3. Композиция магистерской диссертации........................................

  4. Правила оформления результатов диссертационного исследования.....................................................................................

  5. Язык и стиль магистерской диссертации.......................................

  6. Защита магистерской диссертации по направлению подготовки 050400.68 – Психолого-педагогической образование....................

Глоссарий..................................................................................................

Библиографический список..................................................................

Приложения.............................................................................................

Приложение 1. Требования Федерального государственного стандарта высшего профессионального образования к выпускникам магистратуры по направлению подготовки 050400.68 – Психолого-педагогической образование....................................................................

Приложение 2. Положение об итоговой государственной аттестации выпускников ГБОУ ВПО г. Москвы "Московский городской педагогический университет"...............................................

Приложение 3. Положение о выпускной квалификационной работе

выпускников ГБОУ ВПО г. Москвы "Московский городской педагогический университет"..................................................................

Приложение 4. Индивидуальный план работы магистранта по направлению подготовки 050400.68 – Психолого-педагогической образование ..............................................................................................

Приложение 5. Образец оформления титульного листа магистерской диссертации ......................................................................

Приложение 6. Образец оформления содержания магистерской

диссертации ..............................................................................................

Приложение 7. Оформление библиографического списка согласно

ГОСТ 7.1–2003 ..........................................................................................

Приложение 8. Бланк отзыва научного руководителя на магистерскую диссертацию по социальной работе ..............................

Приложение 9. Бланк рецензии на магистерскую диссертацию

Приложение 10. Лист для оценки магистерской диссертации по направлению подготовки 050400.68 – Психолого-педагогической образование................................................................................................

Приложение 11. Критерии оценки магистерской диссертации на защите

Приложение 12. Подготовка научных статей, тезисов докладов и выступлений по теме диссертационного исследования

3
6

8

23

32

35

41

46

63
64


69

77

84

85
86
87
89
90
92
92
94

Введение

Маги́стр (от лат. magister – наставник, учитель) – академическая степень, квалификация (в некоторых странах – учёная степень), приобретаемая студентом после окончания магистратуры. Магистрату́ра (в некоторых странах называется "мастерат") – ступень высшего профессионального образования, следующая после бакалавриата, позволяющая углубить специализацию по определенному профессиональному направлению. а также заниматься научно-исследовательской работой.

В России звание «магистр» вводится указом Александра I от 24 января 1803 года «Об устройстве училищ». Тогда же было введено звание доктор, а позднее и кандидат.

Магистр занимал промежуточное положение между кандидатом (лицо, закончившее университет с отличием) и доктором.

Магистерская степень давала право на чин титулярного советника (9 класс согласно Табели о рангах). Право «давать учёные степени или достоинства» предоставлялось пяти университетам: Московскому, Дерптскому (Юрьевский, позднее Тартуский), Казанскому и Харьковскому, а также руководствовавшемуся отдельным уставом Виленскому университету. Позднее право присуждать учёные степени получили университеты в Варшаве, Киеве, Санкт-Петербурге. 20 января 1819 года императорским указом было принято «Положение о производстве в ученые степени», унифицировавшее систему учёных степеней и требования к ним в заведениях, подведомственных Департаменту народного просвещения.

Присуждение учёной степени магистра осуществлялось после сдачи магистерского экзамена (состоявшего из устной и письменной частей) и защиты диссертации на собрании университетского факультета; в некоторых случаях требовалась также публичная лекция. Подготовка к магистерскому экзамену занимала до 4 лет, известны лишь единичные случаи подготовки к такому экзамену за два года. Таким образом, дореволюционный магистр может быть приблизительно приравнен к современному кандидату наук. Исключением являлась присваиваемая духовными академиями степень магистра богословия, которая, как и степень кандидата богословия, присваивалась без защиты диссертации, только по результатам обучения в духовной академии (для получения степени доктора богословия защита диссертации была необходима). Присуждение степени магистра утверждалось министром духовных дел и народного просвещения.

Требования к российской учёной степени магистра примерно соответствовали степени «доктор философии» в странах Европы того времени. Так, учёная степень доктора философии, полученная в университетах этих стран, приравнивалась к степени магистра, причём лишь после соответствующей аттестации в университете.

В 1884 году в большинстве высших учебных заведений России отменяется кандидатская степень и утверждается система магистр - доктор.

В 1917 году в России упраздняются все научные степени и до 1934 года учёных степеней нет.

В 1993 году термин «магистр» возвращается как квалификация выпускников образовательных учреждений высшего профессионального образования.

Положение магистратуры в современной российской системе образования двойственное. С одной стороны - это система повышения квалификации бакалавров и специалистов, с другой стороны квалификация «магистр» приравнивается к квалификациям выпускников вузов.

Нормативный срок программы подготовки магистра (при очной форме обучения) - 2 года. Однако предварительно студент должен освоить программу подготовки бакалавра (4 года) или специалиста (5 лет).

После 31 декабря 2010 года квалификации (степени) бакалавра и магистра стали основными для выпускников российских вузов (см. также Болонский процесс).

Квалификация присваивается по результатам защиты магистерской диссертации на заседании Государственной аттестационной комиссии и даёт право поступления в аспирантуру.

В требованиях к итоговой государственной аттестации выпускников магистратуры по направлению подготовки 050400.68 – "Психолого-педагогической образование" отмечается, что аттестация направлена на установление соответствия уровня профессиональной подготовки выпускников требованиям, изложенным в Федеральном государственном образовательном стандарте высшего профессионального образования.

Согласно этому документу, итоговая государственная аттестация выпускников магистратуры включает защиту выпускной квалификационной работы, которая выполняется в виде магистерской диссертации в период прохождения практики и выполнения научно-исследовательской работы и представляет собой самостоятельную завершенную работу, связанную с решением задач социально-педагогической деятельности.

Требования к содержанию, объему и структуре магистерской диссертации определены Положением о выпускной квалификационной работе ГБОУ ВПО г. Москвы "Московский городской университет", конкретизированы профессорско-преподавательским составом кафедры социальной педагогики Социального института ГБОУ ВПО г. Москвы "Московского городского педагогического университета".

Настоящие методические рекомендации адресованы магистрантам, обучающимся по направлению 050400.68 – Психолого-педагогической образование, профилей "Психология и социальная педагогика","Социально-педагогическая деятельность в детских и молодежных организациях", "Социально-педагогическое сопровождение семейного воспитания", руководителям и экспертам магистерских диссертаций.

Первый раздел посвящен характеристике магистерской диссертации как результата научно-исследовательской работы магистранта. Здесь обозначены требования, предъявляемые к актуальности, содержанию, структуре работ такого уровня и их авторам.

Второй раздел рекомендаций предлагает методику подготовки к написанию диссертаций по социальной педагогике. В нем представлены советы по выбору проблемы и темы выпускной квалификационной работы, организационные особенности и формы подготовительного этапа.

В третьей части анализируется структура и содержание магистерской диссертации по рассматриваемому направлению подготовки. В ней раскрыты требования к композиции работы.

Полезным для магистрантов будет представленный в четвертом разделе разбор правил оформления магистерской диссертации и пятый, посвященный описанию языковых и стилистических особенностей научной речи. В последнем, шестом, разделе рекомендаций приведены советы по защите магистерской диссертации по социальной работе.

Немалую ценность для магистрантов представляют приложения, в которых имеются Положение об итоговой государственной аттестации выпускников и Положение о выпускной квалификационной работе ГБОУ ВПО г. Москвы "Московского городского педагогического университета", структура индивидуального плана, требования к оформлению библиографического списка и т. д.

Надеемся, что методические рекомендации окажут помощь магистрантам Социального института МГПУ в работе над диссертацией.
1. Магистерская диссертация как результат научно-исследовательской работы магистранта

Магистерская диссертация – это документ, представляющий собой итоговую квалификационную работу, содержащую результаты самостоятельного научного исследования по определенной теме, а также результаты методического проектирования.

Целью научно-исследовательской работы является систематизация, расширение, закрепление, углубление и обобщение знаний по учебным дисциплинам направления подготовки, обеспечивающей формирование навыков решения поисковых, научно-исследовательских и методических задач в ходе самостоятельной профессиональной деятельности.

Магистерская диссертация по социальной педагогике обладает всеми признаками, которые присущи диссертационным работам вообще, вне зависимости от того, на какую ученую степень претендуют их авторы. Она выполняет квалификационную функцию, т. е. готовится с целью публичной защиты и получения степени магистра. В этой связи, основная задача ее автора – продемонстрировать уровень своей научной квалификации и, прежде всего, умение самостоятельно вести научный поиск и решать конкретные научные задачи.

Тематика магистерских диссертаций разрабатывается в соответствии с утвержденными основными образовательными программами по направлению подготовки "Психолого-педагогической образование", профилям "Психология и социальная педагогика","Социально-педагогическая деятельность в детских и молодежных организациях", "Социально-педагогическое сопровождение семейного воспитания".

Л.В. Мардахаев классифицирует все темы магистерских диссертаций по социальной педагогике на несколько групп:

а) исторические темы – в таких магистерских диссертациях исследуются истоки зарождения опыта социально-педагогической деятельности, развитие идей социальной педагогики, анализируется и обобщается исторический опыт социально-педагогической деятельности по решению определенных проблем, социально-педагогическое наследие отечественных и зарубежных авторов и др. В отличие от диссертационных работ на соискание ученой степени кандидата и доктора наук, темы магистерских исследований ориентированы на более короткий исторический период времени, на анализ социально-педагогических взглядов автора по материалам определенных публикаций, либо по отдельным проблемам.

Примерами таких тем могут быть:

  • «Социально-педагогические взгляды П. Наторпа»;

  • «Становление и развитие интернатной педагогики в России в конце XIX - начале XX веков»;

  • «Развитие теории и практики перевоспитания несовершеннолетних в 20-30-е годы в России» и др.

б) теоретические темы – в подобных работах исследуются само социально-педагогическое явление, его содержание, особенности проявления, динамика развития, воспитания, факторы, влияющие на него, возможности управления процессом (влияния на процесс), а также анализ существующего опыта социально-педагогической деятельности; разработка социально-педагогической модели управления каким-либо процессом и т.д.

К таким темам можно отнести:

  • «Социальное развитие и воспитание детей... лет при надомном обучении»;

  • «Индивидуально-коррекциоиное развитие и социальное воспитание детей... лет с ДЦП»;

  • «Социально-педагогические основы организованного досуга подростков»;

  • «Социально-педагогические возможности управляемого досуга подростков в... учреждении»;

  • «Игры во внеучебное время в социальном развитии детей...» и др.

в) прикладные темы – такие магистерских диссертаций являются логическим продолжением теоретических исследований, по отношению к которым они носят вспомогательный характер разработки. Их задача непосредственное обслуживание практики социально-педагогической деятельности. Результатом таких магистерских исследований являются уточнение социально-педагогической технологии, разработка методических рекомендаций, частной методики использования определенных методов, средств в решении какой-либо социально-педагогической проблемы, инструкции и т.д.

Примерами подобных тем могут быть:

  • «Групповая работа как средство реализации определенной социально-педагогической проблемы»:

  • «Методика применения специальных игр в развитии мелкой моторики детей...»;

  • «Комплекс специального оборудования в индивидуально-коррекционном развитии детей...»;

  • «Формирование навыков самообслуживания у детей с отклонением в развитии (на примере...)»;

  • «Изменение нравственных ориентиров подростков в условиях временного детского коллектива»;

  • «Компьютерное обеспечение изучения... раздела социальной педагогики» и др.

г) сравнительные темы по социальной педагогике - такие работы ориентированы на изучение и анализ опыта социальной педагогики в других странах и возможности адаптации его наиболее перспективных достижений к отечественным условиям. Например:

  • «Подготовка социальных педагогов в...»;

  • «Педагогическая практика в подготовке социальных педагогов в ...»;

  • «Социально-педагогическая работа с безнадзорными детьми в ...»; «Интернатная педагогика... и ее воспитательные возможности»;

Какую бы тему магистерской диссертации не выбрал магистрант, она должна отвечать следующим требованиям: соответствовать задачам подготовки магистра в рамках выбранного профиля, учитывать направления и проблематику современных социально-педагогических исследований, разнообразие интересов обучающихся в области теории и практики по направлению подготовки и профилю.

При выполнении магистерской диссертации обучающиеся должны показать свою способность и умение, опираясь на полученные углубленные знания, умения и сформированные общекультурные и профессиональные компетенции, самостоятельно решать на современном уровне задачи своей профессиональной деятельности, профессионально излагать специальную информацию, научно аргументировать и защищать свою точку зрения.

Содержание магистерской диссертации по социальной педагогике характеризуется оригинальностью, уникальностью и неповторимостью приводимых сведений. Основой содержания является принципиально новый материал, включающий описание новых факторов, явлений и закономерностей социально-педагогической деятельности, или обобщение ранее известных положений с других научных позиций или в совершенно ином аспекте. В содержании работы в наиболее систематизированном виде фиксируются как исходные предпосылки научного исследования, так и весь его ход и полученные при этом результаты. Причем научные факты не просто описываются, а проводится их всесторонний анализ, рассматриваются типичные ситуации их обнаружения и существования.

Магистерская диссертация - это результат научно-исследовательской работы магистранта в течение всего периода обучения.
2. Этапы работы над магистерской диссертацией

Всякое научное исследование – от творческого замысла до окончательного оформления научного труда – осуществляется весьма индивидуально. Но все же можно определить и некоторые общие методологические подходы к его проведению, которые принято называть изучением в научном смысле.

Одним из первых этапов решения задач исследования является общая характеристика основных понятий предмета исследования, т.е. определение этих понятий, выявление их основных компонентов, обоснование признаков, по которым можно судить о понятиях, установление возможных уровней их развития и формулирование критериев для определения степени достижения этих уровней. На этом этапе естественным является превалирование методов теоретического поиска, которые автор избирает с учетом особенностей проблемы и своих возможностей, а также применение определенной конкретно-методической концепции для исследования избранной проблемы.

На следующем этапе исследования возникает необходимость дать анализ типичного состояния практики решения подобных задач в массовой школе, и поэтому исследователь выбирает возможный арсенал методов анализа реального педагогического процесса /наблюдения, беседы и пр./.

На следующем этапе исследования осуществляется проверка достоверности гипотез, и здесь уже необходимо ввести в действие методы эксперимента и опытной проверки, которые позволят выбрать наиболее удачные варианты решения соответствующих педагогических задач.

Наконец, магистранту надо предусмотреть, какие методы будут применены на заключительном этапе исследования, когда осуществляется обобщение результатов исследования и формулирование рекомендаций по совершенствованию определенной стороны педагогического процесса. Чаще всего здесь придется избирать сочетание методов теоретического обобщения данных опытно-экспериментальной работы и прогнозирования дальнейшего совершенствования процессов.

Одним из условий повышения эффективности социально-педагогических исследований является более широкое применение в них методов теоретического поиска. К ним в первую очередь относятся методы сравнительно-исторического анализа, восхождения от абстрактного к конкретному, методы моделирования, а также причинно-следственного анализа изучаемых явлений. Обычно эти методы осуществляются в определенных взаимосвязях друг с другом, порой входят один в другой. Специальное рассмотрение каждого из них позволит лучше осознать возможности их рационального сочетания.

Разработка замысла социально-педагогического исследования.

Суть замысла - добыть новое педагогическое знание, определить, что хочет исследователь, какими способами он стремится получить новое знание, чего добиться, в чем продвинуть систему научных знаний. Важно самому осознать, "что я хочу получить". Поэтому важно представить конечные результаты работы, это позволит не менять избранного направления, намечать кратчайший путь решения проблемы.

Четкое понимание замысла предотвратит от расплывчатости, сориентирует на глубокое исследование (лучше меньше, но глубже), предопределит четкие пути реализации замысла. Каковы составные компоненты замысла исследования?

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Методические рекомендации по написанию, оформлению и подготовке к защите магистерских диссертаций для магистрантов направления подготовки iconТребования и методические рекомендации
В методических рекомендациях рассматриваются вопросы организации самостоятельной работы выпускников кафедры по подготовке, написанию...
Методические рекомендации по написанию, оформлению и подготовке к защите магистерских диссертаций для магистрантов направления подготовки iconМ. Ю. Филиппова Методические указания по написанию, оформлению и...
Методические рекомендации предназначены для студентов Юридического института, обучающихся по направлениям подготовки 40. 03. 01 «Юриспруденция»;...
Методические рекомендации по написанию, оформлению и подготовке к защите магистерских диссертаций для магистрантов направления подготовки iconМетодические рекомендации по написанию и оформлению курсовых и выпускных...
Обсуждены и приняты на заседании кафедры правовых дисциплин шгпи, протокол от 23 марта 2012 года №8
Методические рекомендации по написанию, оформлению и подготовке к защите магистерских диссертаций для магистрантов направления подготовки iconМетодические указания по написанию, оформлению и защите письменных работ
Методические рекомендации предназначены для студентов специальностей «Право и организация социального обеспечения», «Таможенное дело»,...
Методические рекомендации по написанию, оформлению и подготовке к защите магистерских диссертаций для магистрантов направления подготовки iconМетодические рекомендации по подготовке и защите магистерских диссертаций...
Магистерская диссертация представляет собой выпускную квалификационную работу научной направленности, выполняемую студентом самостоятельно...
Методические рекомендации по написанию, оформлению и подготовке к защите магистерских диссертаций для магистрантов направления подготовки iconМетодические рекомендации по подготовке, оформлению и защите курсовых,...
Учебно-методическое пособие предназначено для студентов 1-5 курсов факультета социальных наук и включает в себя краткие методические...
Методические рекомендации по написанию, оформлению и подготовке к защите магистерских диссертаций для магистрантов направления подготовки iconМетодические рекомендации по подготовке, написанию и защите выпускной...
Авдеева Ю. А., Методические рекомендации по подготовке, написанию и защите выпускной квалификационной работы. М: Мгли, 2013 с
Методические рекомендации по написанию, оформлению и подготовке к защите магистерских диссертаций для магистрантов направления подготовки iconМетодические рекомендации по написанию, оформлению и защите реферата Чернушка, 2013
Методические рекомендации подготовлены с целью совершенствования качества написания рефератов. Предназначены для преподавателей и...
Методические рекомендации по написанию, оформлению и подготовке к защите магистерских диссертаций для магистрантов направления подготовки iconА. С. Саядова Методические рекомендации по написанию и защите
Методические рекомендации по написанию и защите магистерской диссертации – Ростов н/Д: юфу, 2014
Методические рекомендации по написанию, оформлению и подготовке к защите магистерских диссертаций для магистрантов направления подготовки iconМетодические рекомендации для студентов по написанию и оформлению...
Методические рекомендации предназначены студентам Уссурийского медицинского колледжа
Методические рекомендации по написанию, оформлению и подготовке к защите магистерских диссертаций для магистрантов направления подготовки iconМетодические рекомендации по написанию, оформлению и защите
Методические рекомендации предназначены для студентов, специализирующихся в области философии на социально-теологическом факультете...
Методические рекомендации по написанию, оформлению и подготовке к защите магистерских диссертаций для магистрантов направления подготовки iconМетодические указания по написанию, оформлению и защите контрольных,...
Методические рекомендации предназначены для слушателей Института управления при Президенте Республики Саха (Якутия)
Методические рекомендации по написанию, оформлению и подготовке к защите магистерских диссертаций для магистрантов направления подготовки iconМетодические указания по подготовке, написанию и защите выпускной...
Методические указания по подготовке, написанию и защите выпускной квалификационной работы
Методические рекомендации по написанию, оформлению и подготовке к защите магистерских диссертаций для магистрантов направления подготовки iconМетодические указания по подготовке, написанию, оформлению и защите...
Предназначены для студентов, обучающихся по специальности 080504. 65 «Государственное и муниципальное управление»
Методические рекомендации по написанию, оформлению и подготовке к защите магистерских диссертаций для магистрантов направления подготовки iconМетодические рекомендации по подготовке, оформлению и защите курсовых...
Рассмотрены и утверждены на заседании кафедры менеджмента, государственного и муниципального управления
Методические рекомендации по написанию, оформлению и подготовке к защите магистерских диссертаций для магистрантов направления подготовки iconМетодические рекомендации по оформлению курсовых и выпускных квалификационных...
Обсуждены и приняты на заседании Учебно-методической комиссии Института государства и права, протокол от 29 октября 2010 года №2


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск