Психолингвистика





Скачать 235.8 Kb.
НазваниеПсихолингвистика
Дата публикации04.03.2015
Размер235.8 Kb.
ТипПрограмма
100-bal.ru > Психология > Программа




МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ И СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«СЕВЕРНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации


«СОГЛАСОВАНО» «УТВЕРЖДАЮ»

Зав. кафедрой РКИ Декан факультета Клинической психологии

_____________ О.Н. Маслова и социальной работы

__________ С.В. Маруняк

«26» января 2012 г. «___»_______________2012 г.

РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА

По дисциплине Психолингвистика

По направлению подготовки 030401 Клиническая психология

Курс 1

Вид промежуточной аттестации зачет

Кафедра Русского языка как иностранного

Архангельск, 2012

1. Цель изучения дисциплины:

- передать систему знаний о психолингвистике как науке.

Задачи курса:

преподавательская деятельность:

- разработка целей, стратегии и плана обучения; определение содержания обучения, выбор и использование различных обучающих (в том числе современных компьютерных) технологий;

- разработка различных материалов для повышения эффективности обучающего процесса (написание учебников, создание инструментария, обучающих моделей);

- проведение обучения в различных формах (лекции, семинары, практические занятия, активные методы обучения);

- организация самостоятельной работы и консультирование субъектов образовательного процесса;

- разработка критериев и оценка результатов обучения;

- оценка и совершенствование программ обучения и развития.

психолого – просветительская деятельность:

- стимулирование интереса к психологическим знаниям и практике.

проектно – инновационная деятельность:

- методическая и профессиональная готовность к работе над междисциплинарными проектами;

- сформировать систему знаний по предмету «Психолингвистика»;

- выработать навыки социально – психологического речевого поведения;

- формировать личностные качества будущих специалистов через бережное отношение к языку, через знакомство с образцами отечественной литературы, через знания традиций русского речевого этикета.
2.Место дисциплины в структуре ООП

Программа по дисциплине «Психолингвистика» составлена в соответствии с требованиями ФГОС ВПО по направлению подготовки 030401 Клиническая психология.

Дисциплина «Психолингвистика» является дисциплиной гуманитарного, социального и экономического цикла вариативной части Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования (ФГОС ВПО) по направлению подготовки 030401 Клиническая психология.

Дисциплина занимает особое место как в системе социогуманитарных, так и в системе общепрофессиональных и специальных наук.

Дисциплина «Психолингвистика» опирается на знания, полученные студентами на предыдущем этапе обучения, и тесно связана с социогуманитарными предметами, изучаемыми на первом курсе университета («Русский язык и культура речи», «Логика», «Деловое общение», «Философия», «Культурология»). Она формирует различные компетенции: языковую, лингвистическую, коммуникативную. Эти компетенции являются залогом успешной профессиональной деятельности выпускника вуза.
3. Требования к уровню освоения содержания дисциплины
Компетенции, формируемые в результате освоения дисциплины:


Коды формируемых компетенций

Компетенции




Общекультурные компетенции

ОК - 1

Обладать способностью и готовностью к владению культурой научного мышления, обобщением, анализом и синтезом фактов и теоретических положений.

ОК - 2

Быть готовым к эффективному применению психолого-педагогических знаний для решения задач общественного, национально-государственного и личностного развития.

ОК - 3

Быть способным использовать специфику этнокультурного развития своей страны.

ОК - 4

Обладать способностью и готовностью к совершенствованию и развитию своего интеллектуального и общекультурного уровня, нравственного совершенствования своей личности.

ОК - 5

Обладать способностью и готовностью к проведению библиографической и информационно-поисковой работы с последующим использованием данных при решении профессиональных задач.

ОК - 6

Обладать способностью и готовностью к профессионально профилированному использованию современных информационных технологий и сети Интернет.

ОК - 7

Обладать способностью и готовностью к свободному применению русского языка как средства профессионального общения.

ОК - 8

Уметь логически верно, аргументированно и ясно строить устную и письменную речь.




Профессиональные компетенции

ПК - 1

Обладать способностью и готовностью к организации и проведению научных исследований в сфере психолингвистики, включая выбор цели и формулировку задач, планирование, подбор адекватных методов, анализ и представление полученных данных.

ПК - 2

Обладать способностью к работе в команде в рамках согласованных целей и задач.

ПК - 3

Обладать способностью брать на себя личную ответственность и лидерство в планировании и осуществлении проектной деятельности.

ПК - 4

Обладать готовностью к активной коммуникации и информационно – аналитической деятельности: активным включением в сеть профессионального сообщества и ведением постоянного информационного наблюдения за областью психолингвистики.

ПК - 5

Обладать умением формировать цели, разрабатывать стратегии и план обучения, выбирать и использовать современные технологии обучения, обеспечивать системность представления учебного материала, создавать рациональную структуру и содержание занятий, оценивать и совершенствовать программы обучения.

ПК - 6

Обладать навыками популяризации психологических знаний.

ПК - 7

Обладать готовностью к постановке инновационных профессиональных задач в области практической деятельности.


В результате освоения дисциплины обучающийся должен:

Знать:

- основные категории и понятия предмета; основы психолингвистики, способствующие общему развитию личности, обеспечивающие формирование мировоззрения;

- систему категорий и методов, направленных на формирование аналитического и логического мышления психолога; этические аспекты профессиональной деятельности;

- теоретические и методологические вопросы психолингвистики, включающие следующие разделы: «Психолингвистика как наука и ее место среди наук о человеке», «История возникновения и развития психолингвистики», «Основы психолингвистической теории», «Методы психолингвистики», «Модели и теории порождения речи»;

- основные разделы психолингвистики: «Рефлексивная», «Психолингвистика развития (речевые способности развития ребенка, этапы, ступени развития речи ребенка и их последовательность, особенности детской речи (ситуативная, контекстная, эгоцентрическая речь (по Ж. Пиаже), имитация ребенком речи взрослого (по Н. Хомскому)», «Этнопсихолингвистика», «Прикладная психолингвистика (психолингвистика в овладении языком, патопсихолингвистика и т.д.)».
Уметь:

- проводить психолингвистический анализ восприятия речи;

- выявлять патологию речи;

- определять соответствие речевого развития конкретного ребенка средним показаниям развития речи для детей этого возраста.
Владеть:

- языком специальности, необходимым для работы с профессиональной литературой;

- нормами взаимодействия и сотрудничества;

- основами толерантности;

- методами экспресс – анализа речи, ассоциативного эксперимента;

- экстралингвистическими и металингвистическими особенностями языка в соответствии с речевыми намерениями коммуникантов.
4. Объем дисциплины и виды учебной работы:
Общая трудоемкость дисциплины составляет 2 зачетные единицы.


Вид учебной работы

Всего часов


Семестр


Аудиторные занятия (всего)

72

2

В том числе:







Лекции (Л)

14




Практические занятия (ПЗ)

28




Самостоятельная работа (всего)

30




Зачёт

2




Общая трудоемкость (час.)


72





5. Содержание дисциплины:

5.1. Содержание разделов дисциплины



п/п

Наименование раздела дисциплины

Содержание раздела

1

2

3

1

Теоретические и методологические вопросы психолингвистики.

Психолингвистика как наука. Основы психолингвистики.

Объект и предмет психолингвистики. Психолингвистика и традиционное языкознание. Язык, речь, речевая деятельность.Основные особенности психолингвистических подходов к изучению языка как достояния человека.

Психологические и лингвистические основы теории речевой деятельности. Разные подходы к периодизации развития психолингвистики и классификации ее ведущих научных направлений. Лингвистические, психологические и физиологические истоки российской психолингвисти- ки. Тенденции в современной психолингвистике.

2

Психолингвистический анализ порождения и восприятия речи.

Методы психолингвистики.

Схема речевой коммуникации. Понятие об универсально - предметном коде. Формирование речевого высказывания. Речевые ошибки. Теория происхождения речи. Модели производства.

Неосознаваемость восприятия речи. Уровневость восприятия речи. Механизм вероятностного прогнози-

рования. Модели восприятия речи.

Основные группы психолингвисти -

ческих методов. Ассоциативный эксперимент. Метод семантического дифференциала. Методика дополне-

ния. Методика заканчивания предложения. Методы косвенного исследования семантики. Градуаль-

ное шкалирование. Методика определения грамматической правильности. Опросник. Методика прямого толкования слова. Классификация.

3

Онтогенез речи. Возрастная психолингвистика. Детская речь в сопоставлении с речью взрослых.

Предмет изучения возрастной ПЛ. Язык животных в природе. Освоение речи ребенком. Дословесный период речевого развития ребенка. Становление фонетического строя речи ребенка. Становление лексико-семантической системы речи ребенка. Детское словотворчество.

Отличия в языковом сознании взрослого и ребенка. Эксперимен-

тальные методы изучения детской речи в сопоставлении с речью взрослых. Речевые ошибки.

4

Общая психолингвистика.


Основные проблемы общей психолингвистики. Языковой и речевой механизм человека. Уровни языковой системы в традиционном языкознании и в психолингвистике. Звук и смысл. Фоносемантика. Синестезия (соощущение). Слово в языковом/речевом механизме человека.Проблемы функционирова-

ния слова как единицы лексикона.

Текст как высшая единица рече-мыслительной деятельности человека. Коммуникативный аспект изучения текста. Звучащий и записанный текст.

Способы передачи информации в речевой деятельности.

Своеобразие вербальных форм речевой коммуникации. Дискурс. Средства визуального воздействия на читателя/зрителя. Невербальные компоненты коммуникации.

5

Теоретическая и прикладная психолингвистика.

Патопсихолингвистика (речь при акцентуациях и психопатиях, при отдельных заболеваниях (болезнь Альцгеймера, болезнь Паркинсона)).

Проблемы этнопсихолингвистики.

Языковое сознание человека и национально-этнические особеннос-

ти культуры. Язык и культура. Лакуны.Интеркультурные контакты. Культурный шок. Лингвистический шок.Аккультуризация. Психолинг-вистика межличностного общения.

Статусно-ролевая структура межличностного общения. Стерео-

типы ролевого поведения. Психо-

лингвистическая конфликтология.

Коммуникативный конфликт. Коммуникативные тактики.

Психолингвистика и смежные с ней области знания. Прикладные аспекты психолингвистики.

Идентификация личности по устной речи и голосу. Овладение иностранным языком как психолингвистическая проблема Нейролингвистическое программирование.

5.2. Разделы дисциплин и виды занятий




п/п


Наименование раздела дисциплины


Л


ПЗ


СРС


Всего часов

1

Теоретические и методологические вопросы психолингвистики.


6


14


12


32

2

Основные разделы психолингвистики.

8

14

18

40



6. Интерактивные формы проведения занятий




п/п

Наименование раздела дисциплины

Интерактивные формы проведения занятий

Длительность

(час.)

1

Теоретические и методологические вопросы психолингвистики.

Психолингвистика как наука. Введение. Основы психолингвистики.

Метод проектов «Из истории психолингвистических идей».


0,5

2

Онтогенез речи.

Возрастная психолингвистика.







3

Детская речь в сопоставлении с речью взрослых.

Кейс «Детское словотворчество».

0,5

4

Психолингвистический анализ порождения и восприятия речи.

Игровая форма обучения «Модели восприятия речи».

«Доминантные каналы восприятия».


0,5

0,5

5

Методы психолингвистики.

Кейс «Роль эксперимента в психолингвистике».

0,5

6

Проблемы функционирования единиц лексикона человека. Фоносемантика.

Игровая форма обучения «Звук и смысл».

0,5

7

Слово в языковом/речевом механизме человека.

Игровая форма обучения. «Слово в сознании человека».


0,5

8

Текст как высшая единица рече- мыслительной деятельности человека.

Кейс «Текст как объект психолингвистики».


0,5

9

Способы передачи информации в речевой деятельности.







10

Основные разделы психолингвистики.

Теоретическая и прикладная психолингвистика.

Патология речи.

Метод проектов «Речевые отклонения при фонационных расстройствах речи».


0,5

11

Проблемы этнопсихолингвистики.

Дискуссия «Мы такие разные (о толерантности)».

Кейс «Культурный шок».

0,5
0,5

12

Психолингвистика межличностного общения.

Игровая форма обучения «Межличностное общение».

Тренинг «Каверзные вопросы, уколы, колкости, отпор словесной агрессии».

0,5
0,5

13

Овладение неродным языком.

Метод проектов «Билингвизм».

0,5


Итого (час.)

7 ч

Итого (% от аудиторных занятий)

25%


7. Внеаудиторная самостоятельная работа студентов




п/п

Наименование раздела дисциплины

Виды самостоятельной работы

Формы контроля

1

Теоретические и методологические вопросы психолингвистики.

1. Подготовка к семинару по теме: «История развития психолингвистики. Психолингвистические идеи до возникновения психолингвистики. Развитие психолингвистики за рубежом. Развитие отечественной психолингвистики. Современное состояние психолингвистики».

2. Составление конспекта по теме: «Теории происхождения речи. Модели производства речи (модель Л.С. Выготского, А.Р. Лурия, А.А. Леонтьева, Левелта)».

3. Реферат по теме: «Восприятие речи. Восприятие и понимание речи. Значение и смысл. Модели восприятия речи».

Защита проектов

Проверка конспекта

Проверка реферата


2

Основные разделы психолингвистики.

1. Подготовка к текущему тесту по теме: «Патология речи. Речь при заболеваниях шизофренией, при маниакально- депрессивном психозе, при эпилепсии, при паранойяльной психопатии».

2. Конспект по теме: «Язык животных в природе. Говорящие животные. Этапы развития детской речи. Освоение грамматики ребенка. Родительский язык».

3. Подготовка к итоговому тесту по теме: «Дефекты речи (особенности речи при алалии, дисфонии, заикании, дизартрии и т.д.)».

4. Подготовка к семинару по теме: «Речь в измененном состоянии сознания».

Подготовка проектов по теме: «Овладение неродным языком: язык и культура. Речь иностранца. Понимание иностранного текста. Интеркультурные контакты. Лакуны. Аккультурация».

5. Сочинение – эссе на тему: «Почему мне трудно общаться с инофонами?».

Тест

Проверочная работа

Тест

Семинар

Защита проектов
Проверка сочинений


8. Формы контроля
8.1. Формы текущего контроля

Формы контроля:

- устные (собеседование, коллоквиум)

- письменные (проверка тестов, контрольные работы, сочинения – эссе, рефераты).
8.2. Формы промежуточной аттестации - зачет

Этапы проведения зачета

1. Этап – Теоретические и методологические вопросы психолингвистики.

2.Этап-Общая психолингвистика. Основные проблемы общей психолингвистики. Языковой и речевой механизм человека.

3. Этап - Современные проблемы прикладной психолингвистики.

9. Учебно-методическое обеспечение дисциплины

9.1. Основная литература

1. Белянин В.П. Психолингвистика : учебник/ В.П. Белянин; Рос. акад. образования; Моск. психол.-соц. ин-т. -2-е изд. -М.: Флинта: Моск. психол.-соц. ин-т, 2004. -232 с.

2. А.А. Леонтьев. Основы психолингвистики. М., 2003 г.

3. Р.М. Фрумкина. Психолингвистика. Учебник для студентов вузов,

2001 г.
9.2. Дополнительная литература

1.В.П. Белянин. Введение в психолингвистику. Московский

государственный лингвистический университет, 2001 г.

  1. Богданова И.А. Библиотечный диалог: аспекты речевого общения : учеб.-метод. пособие/ И.А. Богданова. -М.: ЛИБЕРЕЯ-Бибинформ, 2006. -120 с.

  2. А.А.Залевская. Введение в психолингвистику. М., Российский государственный гуманитарный университет, 2000 г.

  3. Борботько В.Г. Принципы формирования дискурса: От психолингвистики к лингвосинергетике : [монография]/ В. Г. Борботько. -2-е изд., стер.. -М.: КомКнига, 2007. -286 с.

  4. Караулов Ю.Н. Лингвокультурное сознание русской языковой личности. Моделирование состояния и функционирования/ Ю. Н. Караулов, Ю. Н. Филиппович; Моск. гос. лингвист. ун-т, Вед. науч. шк. "Рус. языковая личность". -М., 2009. -334 с.


9.3. Программное обеспечение и Интернет ресурсы

www.textology.ru

www.psycho.ru

www.vaal.ru

www.csa.ru/Distance Learning/coursel/index.html

www.jiscmail.ac.uk/lists/forensic-linguistic.html

www.nlp.ru

www.psy-two.narod.ru

www.linguisticlist.org

www.mpi.nl/world

www.psyc.memphis.edu/POL/POL/htm
10. Материально-техническое обеспечение дисциплины

магнитофон, ноутбук

аудиотексты «Речевые особенности при различных психических заболеваниях»

слайд – шоу «Культурный шок»

аудиотекст Интерпретация Давида Коперфильда гоголевской «Шинели»

таблица по теме «Патология речи»

дидактический материал по всем темам
11. Оценка студентами содержания и качества учебного процесса по дисциплине

Анкета-отзыв на дисциплину «Психолингвистика» (анонимная)
Просим Вас заполнить анкету-отзыв по прочитанной дисциплине «Психолингвистика». Обобщенные данные анкет будут использованы для ее совершенствования. По каждому вопросу поставьте соответствующие оценки по шкале от 1 до 10 баллов (обведите выбранный Вами балл). В случае необходимости впишите свои комментарии.

1. Насколько Вы удовлетворены содержанием дисциплины в целом?

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
Комментарий____________________________________________________

________________________________________________________________
2. Насколько Вы удовлетворены общим стилем преподавания?
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
Комментарий____________________________________________________

________________________________________________________________
3. Как Вы оцениваете качество подготовки предложенных методических материалов?
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
Комментарий_____________________________________________________

_________________________________________________________________
4. Насколько вы удовлетворены использованием преподавателем активных методов обучения (моделирование процессов, кейсы, интерактивные лекции и т.п.)?
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
Комментарий______________________________________________________

__________________________________________________________________
5. Какой из разделов дисциплины Вы считаете наиболее полезным, ценным с точки зрения дальнейшего обучения и / или применения в последующей практической деятельности?

____________________________________________________________________________________________________________________________________
СПАСИБО!

Автор (ы):


Занимаемая должность

Фамилия, инициалы

Подпись

старший преподаватель

Акишина М.А.























Рецензент (ы):


Место работы

Занимаемая должность

Фамилия, инициалы

Подпись






































Тематический план лекций
Учебная дисциплина – Психолингвистика

Направление подготовки – 030401Клиническая психология

Семестр – 2

Курс – 1


№ лекции

Тема лекции


Количество

часов

1

Психолингвистика как наука.

История возникновения и развития психолингвистики: основные периоды.

2

2

Онтогенез речи. Детская речь.

2

3

Порождение речи.

2

4

Экспериментальные исследования в психолингвистике (материал и методы исследования).

2

5

Проблемы этнопсихолингвистики.

2

6

Основные разделы психолингвистики.

Патопсихолингвистика.

2

7

Современные проблемы прикладной психолингвистики.

Нейролингвистическое программирование.

2

ИТОГО

14


Рассмотрено на заседании кафедры русского языка как иностранного

"26"января 2012 г.

протокол № 6

Зав. кафедрой _____________________________________________О.Н. Маслова

Тематический план практических занятий
Учебная дисциплина – Психолингвистика

Направление подготовки – 030401 Клиническая психология

Семестр – 2

Количество часов, отведенное на курс, цикл, – 28 час.

Курс – 1



№ занятия

Тема занятия


Количество

часов

1

Теоретические и методологические вопросы психолингвистики.

Психолингвистика как наука. Введение. Основы психолингвистики. Из истории предмета.

2

2

Онтогенез речи. Возрастная психолингвистика.

2

3

Детская речь в сопоставлении с речью взрослых.

2

4

Психолингвистический анализ порождения и восприятия речи.

2

5

Методы психолингвистики.

2

6

Проблемы функционирования единиц лексикона человека. Звук и смысл. Фоносемантика.

2

7

Слово в языковом/речевом механизме человека.

2

8

Текст как высшая единица рече-мыслительной деятельности человека.

2

9

Способы передачи информации в речевой деятельности.

2

10

Основные разделы психолингвистики. Патология речи.

2

11

Проблемы этнопсихолингвистики.

2

12

Психолингвистика межличностного общения.

4

13

Психолингвистика и смежные с ней области знания.

2

ИТОГО

28

Рассмотрено на заседании кафедры русского языка как иностранного

"26" января 2012 г.

протокол № 6

Зав. кафедрой ____________________________________________ О.Н. Маслова

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Психолингвистика iconПрограмма модуля Психолингвистика
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Психолингвистика iconРабочая программа дисциплины «психолингвистика»
Кафедра английской филологии и современных технологий обучения иностранным языкам
Психолингвистика iconМетодические указания для студентов по дисциплине психолингвистика
Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Психолингвистика iconПсихолингвистика. Теория речевой деятельности
Лот №3 Оказание охранных услуг для нужд филиала в г. Ростов-на-Дону (г. Волгодонск)
Психолингвистика iconКогда и почему появилась психолингвистика?
Чем отличаются и в чём сходятся западноевропейская и американская традиции трактовки психической деятельности человека?
Психолингвистика iconКогда и почему появилась психолингвистика?
Чем отличаются и в чём сходятся западноевропейская и американская традиции трактовки психической деятельности человека?
Психолингвистика iconРешение заседания кафедры Протокол №1 «02» сентября 2013 г. Программа...
...
Психолингвистика iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Курс базируется на широких междисциплинарных связях (педагогика, философия, социология, этнопсихология, психолингвистика)
Психолингвистика iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Методические рекомендации по изучению дисциплины дн(М). Р. 2 Психолингвистика для студентов, обучающихся по направлению подготовки...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск