Скачать 235.8 Kb.
|
«СОГЛАСОВАНО» «УТВЕРЖДАЮ» Зав. кафедрой РКИ Декан факультета Клинической психологии _____________ О.Н. Маслова и социальной работы __________ С.В. Маруняк «26» января 2012 г. «___»_______________2012 г. РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА По дисциплине Психолингвистика По направлению подготовки 030401 Клиническая психология Курс 1 Вид промежуточной аттестации зачет Кафедра Русского языка как иностранного Архангельск, 2012 1. Цель изучения дисциплины: - передать систему знаний о психолингвистике как науке. Задачи курса: преподавательская деятельность: - разработка целей, стратегии и плана обучения; определение содержания обучения, выбор и использование различных обучающих (в том числе современных компьютерных) технологий; - разработка различных материалов для повышения эффективности обучающего процесса (написание учебников, создание инструментария, обучающих моделей); - проведение обучения в различных формах (лекции, семинары, практические занятия, активные методы обучения); - организация самостоятельной работы и консультирование субъектов образовательного процесса; - разработка критериев и оценка результатов обучения; - оценка и совершенствование программ обучения и развития. психолого – просветительская деятельность: - стимулирование интереса к психологическим знаниям и практике. проектно – инновационная деятельность: - методическая и профессиональная готовность к работе над междисциплинарными проектами; - сформировать систему знаний по предмету «Психолингвистика»; - выработать навыки социально – психологического речевого поведения; - формировать личностные качества будущих специалистов через бережное отношение к языку, через знакомство с образцами отечественной литературы, через знания традиций русского речевого этикета. 2.Место дисциплины в структуре ООП Программа по дисциплине «Психолингвистика» составлена в соответствии с требованиями ФГОС ВПО по направлению подготовки 030401 Клиническая психология. Дисциплина «Психолингвистика» является дисциплиной гуманитарного, социального и экономического цикла вариативной части Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования (ФГОС ВПО) по направлению подготовки 030401 Клиническая психология. Дисциплина занимает особое место как в системе социогуманитарных, так и в системе общепрофессиональных и специальных наук. Дисциплина «Психолингвистика» опирается на знания, полученные студентами на предыдущем этапе обучения, и тесно связана с социогуманитарными предметами, изучаемыми на первом курсе университета («Русский язык и культура речи», «Логика», «Деловое общение», «Философия», «Культурология»). Она формирует различные компетенции: языковую, лингвистическую, коммуникативную. Эти компетенции являются залогом успешной профессиональной деятельности выпускника вуза. 3. Требования к уровню освоения содержания дисциплины Компетенции, формируемые в результате освоения дисциплины:
В результате освоения дисциплины обучающийся должен: Знать: - основные категории и понятия предмета; основы психолингвистики, способствующие общему развитию личности, обеспечивающие формирование мировоззрения; - систему категорий и методов, направленных на формирование аналитического и логического мышления психолога; этические аспекты профессиональной деятельности; - теоретические и методологические вопросы психолингвистики, включающие следующие разделы: «Психолингвистика как наука и ее место среди наук о человеке», «История возникновения и развития психолингвистики», «Основы психолингвистической теории», «Методы психолингвистики», «Модели и теории порождения речи»; - основные разделы психолингвистики: «Рефлексивная», «Психолингвистика развития (речевые способности развития ребенка, этапы, ступени развития речи ребенка и их последовательность, особенности детской речи (ситуативная, контекстная, эгоцентрическая речь (по Ж. Пиаже), имитация ребенком речи взрослого (по Н. Хомскому)», «Этнопсихолингвистика», «Прикладная психолингвистика (психолингвистика в овладении языком, патопсихолингвистика и т.д.)». Уметь: - проводить психолингвистический анализ восприятия речи; - выявлять патологию речи; - определять соответствие речевого развития конкретного ребенка средним показаниям развития речи для детей этого возраста. Владеть: - языком специальности, необходимым для работы с профессиональной литературой; - нормами взаимодействия и сотрудничества; - основами толерантности; - методами экспресс – анализа речи, ассоциативного эксперимента; - экстралингвистическими и металингвистическими особенностями языка в соответствии с речевыми намерениями коммуникантов. 4. Объем дисциплины и виды учебной работы: Общая трудоемкость дисциплины составляет 2 зачетные единицы.
5. Содержание дисциплины: 5.1. Содержание разделов дисциплины
5.2. Разделы дисциплин и виды занятий
6. Интерактивные формы проведения занятий
7. Внеаудиторная самостоятельная работа студентов
8. Формы контроля 8.1. Формы текущего контроля Формы контроля: - устные (собеседование, коллоквиум) - письменные (проверка тестов, контрольные работы, сочинения – эссе, рефераты). 8.2. Формы промежуточной аттестации - зачет Этапы проведения зачета 1. Этап – Теоретические и методологические вопросы психолингвистики. 2.Этап-Общая психолингвистика. Основные проблемы общей психолингвистики. Языковой и речевой механизм человека. 3. Этап - Современные проблемы прикладной психолингвистики. 9. Учебно-методическое обеспечение дисциплины 9.1. Основная литература 1. Белянин В.П. Психолингвистика : учебник/ В.П. Белянин; Рос. акад. образования; Моск. психол.-соц. ин-т. -2-е изд. -М.: Флинта: Моск. психол.-соц. ин-т, 2004. -232 с. 2. А.А. Леонтьев. Основы психолингвистики. М., 2003 г. 3. Р.М. Фрумкина. Психолингвистика. Учебник для студентов вузов, 2001 г. 9.2. Дополнительная литература 1.В.П. Белянин. Введение в психолингвистику. Московский государственный лингвистический университет, 2001 г.
9.3. Программное обеспечение и Интернет ресурсы www.textology.ru www.psycho.ru www.vaal.ru www.csa.ru/Distance Learning/coursel/index.html www.jiscmail.ac.uk/lists/forensic-linguistic.html www.nlp.ru www.psy-two.narod.ru www.linguisticlist.org www.mpi.nl/world www.psyc.memphis.edu/POL/POL/htm 10. Материально-техническое обеспечение дисциплины магнитофон, ноутбук аудиотексты «Речевые особенности при различных психических заболеваниях» слайд – шоу «Культурный шок» аудиотекст Интерпретация Давида Коперфильда гоголевской «Шинели» таблица по теме «Патология речи» дидактический материал по всем темам 11. Оценка студентами содержания и качества учебного процесса по дисциплине Анкета-отзыв на дисциплину «Психолингвистика» (анонимная) Просим Вас заполнить анкету-отзыв по прочитанной дисциплине «Психолингвистика». Обобщенные данные анкет будут использованы для ее совершенствования. По каждому вопросу поставьте соответствующие оценки по шкале от 1 до 10 баллов (обведите выбранный Вами балл). В случае необходимости впишите свои комментарии. 1. Насколько Вы удовлетворены содержанием дисциплины в целом? 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 Комментарий____________________________________________________ ________________________________________________________________ 2. Насколько Вы удовлетворены общим стилем преподавания? 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 Комментарий____________________________________________________ ________________________________________________________________ 3. Как Вы оцениваете качество подготовки предложенных методических материалов? 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 Комментарий_____________________________________________________ _________________________________________________________________ 4. Насколько вы удовлетворены использованием преподавателем активных методов обучения (моделирование процессов, кейсы, интерактивные лекции и т.п.)? 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 Комментарий______________________________________________________ __________________________________________________________________ 5. Какой из разделов дисциплины Вы считаете наиболее полезным, ценным с точки зрения дальнейшего обучения и / или применения в последующей практической деятельности? ____________________________________________________________________________________________________________________________________ СПАСИБО! Автор (ы):
Рецензент (ы):
Тематический план лекций Учебная дисциплина – Психолингвистика Направление подготовки – 030401Клиническая психология Семестр – 2 Курс – 1
Рассмотрено на заседании кафедры русского языка как иностранного "26"января 2012 г. протокол № 6 Зав. кафедрой _____________________________________________О.Н. Маслова Тематический план практических занятий Учебная дисциплина – Психолингвистика Направление подготовки – 030401 Клиническая психология Семестр – 2 Количество часов, отведенное на курс, цикл, – 28 час. Курс – 1
Рассмотрено на заседании кафедры русского языка как иностранного "26" января 2012 г. протокол № 6 Зав. кафедрой ____________________________________________ О.Н. Маслова |
Программа модуля Психолингвистика Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования | Рабочая программа дисциплины «психолингвистика» Кафедра английской филологии и современных технологий обучения иностранным языкам | ||
Методические указания для студентов по дисциплине психолингвистика Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования | Психолингвистика. Теория речевой деятельности Лот №3 Оказание охранных услуг для нужд филиала в г. Ростов-на-Дону (г. Волгодонск) | ||
Когда и почему появилась психолингвистика? Чем отличаются и в чём сходятся западноевропейская и американская традиции трактовки психической деятельности человека? | Когда и почему появилась психолингвистика? Чем отличаются и в чём сходятся западноевропейская и американская традиции трактовки психической деятельности человека? | ||
Решение заседания кафедры Протокол №1 «02» сентября 2013 г. Программа... ... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Курс базируется на широких междисциплинарных связях (педагогика, философия, социология, этнопсихология, психолингвистика) | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Методические рекомендации по изучению дисциплины дн(М). Р. 2 Психолингвистика для студентов, обучающихся по направлению подготовки... |