Скачать 0.72 Mb.
|
Министерство образования и науки РФ Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Московский государственный гуманитарный университет имени М. А. Шолохова" Утверждаю зав.кафедрой _____Орлова О.С.______ ___________(ФИО) Решение заседания кафедры Протокол № _1_ «03» _сентября_2012_г.
Направление: 050700 «Специальное дефектологическое образование» Профиль: Логопедия - 031800 Составитель: В.П. Глухов, доцент кафедры логопедии Москва-2012 1. Пояснительная записка Психолингвистика – наука, возникшая сравнительно недавно, в начале 50-х гг. прошлого столетия. Возникнув «на стыке» двух «старейших» отраслей научного знания – психологии и языкознания (лингвистики), психолингвистика за сравнительно небольшой срок своего существования выдвинулась в число основных «речеведческих» и языковедческих наук. Как убедительно показал в своих исследованиях один из основателей отечественной школы психолингвистики А.А. Леонтьев, возникновение этой новой области науки было объективно обусловлено потребностями общественного развития человеческого общества, в частности потребностью научного познания природы психической интеллектуальной деятельности человека. Накопленный психолингвистикой за полувековой период ее существования научный материал о закономерностях формирования и осуществления речевой деятельности, процесса речевой коммуникации, использования знаков языка для осуществления речевой и мыслительной деятельности, вне всякого сомнения, должен быть достоянием каждого специалиста, занимающегося формированием речи или восстановлением речевой способности (в случае приобретенных нарушений речи). Особое значение эти знания имеют для коррекционного педагога (в первую очередь – логопеда), главной целью профессиональной деятельности которого является формирование речи в условиях общего и речевого дизонтогенеза. Знание психолингвистических закономерностей осуществления речевой деятельности, ее формирования в ходе онтогенеза составляют основу «базовой» теоретической подготовки логопеда. Формирование речи (как активной, целенаправленной, сознательной речемыслительной деятельности), составляя основной предмет профессиональной деятельности логопеда, в то же время является одним из основных направлений специальной педагогической работы других специалистов-дефектологов. Методологической арсенал психолингвистики (по сравнению с другими «речеведчес- кими» науками) позволяет наиболее полно и исчерпывающе исследовать закономерности и специфические особенности становления и функционирования речевой деятельности. Одной из главных задач речевой коррекционно-логопедической работы является полноценное овладение обучающимися средствами осуществления речевой деятельности, основным из которых являются знаки языка. Усвоение системы родного языка в условиях речевого дизонтогенеза (нарушенного процесса формирования речи) является вторым важнейшим направлением профессиональной деятельности коррекционного педагога. При этом психолингвистика может предоставить коррекционному педагогу не только необходимые теоретические знания, но и комплексную методику экспериментального психолингвистического исследования специфических особенностей речевой деятельности как языковой деятельности, оперирующей знаками языка. Важно отметить, что психолингвистика (как никакая другая область научного знания) помогает коррекционному педагогу правильно понять место и роль «языковой» работы в общей системе коррекционного обучения. Она дает наглядное представление о том, что языковая способность (способность к адекватному использованию знаков языка в процессе речевой коммуникации) является неотъемлемой составной частью общей речевой способности. Это обеспечивает особый, профессиональный взгляд на общую систему коррекционно-логопедической работы и способствует приобщению логопеда-практика к повседневной педагогической работе в области практической лингвистики. Профессионально работая над формированием языковой способности у каждого воспитанника, логопед значительно расширяет сферу логопедического воздействия, на практике осуществляя комплексный подход к формированию речи. Важнейшим предметом исследования психолингвистики является речь как психофизиологический процесс порождения и восприятия речевых высказываний. (В изучении этой стороны речевой деятельности все большую роль в последнее время играет такое направление психолингвистики как нейролингвистика.) За прошедшие три-четыре десятилетия в психолингвистике и нейролингвистике накоплен большой теоретический и экспериментальный материал по проблеме исследования процессов речепорождения и речевосприятия, отражающий основные закономерности процесса реализации речевой деятельности. Этот материал имеет важное значение для коррекционных педагогов, занимающихся формированием (или восстановлением) речи у детей и взрослых. Двумя основными направлениями «речевой» работы являются формирование экспрессивной речи (процессы говорения и письма) и импрессивной речи (процессы речевосприятия). Основным предметным содержанием первого направления является формирование произвольных навыков составления (продуцирования) речевых высказываний (сначала в устной, а затем – и в письменной речи); содержанием второго направления – формирование способности к адекватному восприятию и анализу воспринимаемых на слух и в процессе чтения речевых высказываний. Следует подчеркнуть, что изучение курса «Психолингвистика» преследует, прежде всего, учебные цели, направленные на решение задачи «базовой» теоретической подготовки будущих логопедов-практиков, а также расширение круга психолингвисти- ческих знаний у практикующих специалистов. Профессиональное назначение логопедической работы никогда не сводится только к устранению недостатков (нарушений) речи; основная задача логопедической практики состоит в формировании языковой (речевой) способности – способности к осуществлению речевой деятельности. При наличии речевой патологии у ребенка или взрослого эта задача не может быть успешно решена никем, кроме логопеда. Основные цели и задачи курса Целью данного учебного курса является формирование у студентов следующих компетенций:
В задачи изучения учебной дисциплины входит:
Объем в ЗЕ: 3 кредита. Время изучения: курс I (II), семестры 2 (3) Взаимосвязь с другими модулями: Необходимым условием обучения данному ОМ является успешное освоение модулей: «Психология», «Специальная психология», «Онтогенез речевой деятельности», «Педагогическое образование», «Лингвистика» (раздел «Общее языкознание»), «Логопедия» (разделы «Введение в специальность», «Основы логопедии»). Данный модуль является базой для изучения следующих ОМ: Логопедия, Методика развития речи дошкольников (специальная), Методика обучения русскому языку (спец.), Дети с общим недоразвитием речи, Речевое общение детей с недоразвитием речи, Логопедическая помощь в раннем возрасте, Нарушения речи у детей с задержкой психического развития, Нарушения речи у умственно отсталых детей, Особенности логопедической работы с детьми-билингвами. Групповая принадлежность ОМ: Общекультурный / профессиональный ОМ Кластерная принадлежность ОМ: Мировоззренческий / инструментальный ОМ Модуль направлен на формирование следующих компетенций:
Модуль направлен на решение следующих профессиональных задач:
устной и письменной речи. Требования к средствам и формам освоения ОМ (в соответствии с групповой и кластерной принадлежностью модуля): Формы освоения ОМ (в соответствии с групповой и кластерной принадлежностью модуля): при прохождении модуля обязательно использование активных методов обучения, форм контекстного обучения, рекомендуется использование инновационных форм учебной работы (портфолио, интернет-общение студентов с преподавателем при выполнении заданий для самостоятельной работы, различные варианты дистанционного обучения, моделирование и анализ ситуаций профессиональной деятельности учителя-логопеда и др.). Требования к уровню освоения дисциплины обучающимися
|
Психолингвистика Дисциплина «Психолингвистика» является дисциплиной гуманитарного, социального и экономического цикла вариативной части Федерального... | Рабочая программа дисциплины «психолингвистика» Кафедра английской филологии и современных технологий обучения иностранным языкам | ||
Методические указания для студентов по дисциплине психолингвистика Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования | Психолингвистика. Теория речевой деятельности Лот №3 Оказание охранных услуг для нужд филиала в г. Ростов-на-Дону (г. Волгодонск) | ||
Решение заседания кафедры Протокол №1 «02» сентября 2013 г. Программа... ... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Курс базируется на широких междисциплинарных связях (педагогика, философия, социология, этнопсихология, психолингвистика) | ||
Когда и почему появилась психолингвистика? Чем отличаются и в чём сходятся западноевропейская и американская традиции трактовки психической деятельности человека? | Когда и почему появилась психолингвистика? Чем отличаются и в чём сходятся западноевропейская и американская традиции трактовки психической деятельности человека? | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Методические рекомендации по изучению дисциплины дн(М). Р. 2 Психолингвистика для студентов, обучающихся по направлению подготовки... | Программа профессионального модуля проведение санитарно-просветительской деятельности Программа профессионального модуля разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта по специальностям... | ||
Паспорт программы профессионального модуля стр. 4 результаты освоения профессионального модуля Контроль и оценка результатов освоения профессионального модуля (вида профессиональной деятельности) | Паспорт рабочей программы профессионального модуля 4 результаты освоения... Контроль и оценка результатов освоения профессионального модуля (вида профессиональной деятельности) 28 | ||
Паспорт программы профессионального модуля стр. 4 результаты освоения профессионального модуля Контроль и оценка результатов освоения профессионального модуля (вида профессиональной деятельности) | Паспорт программы профессионального модуля стр. 4 результаты освоения профессионального модуля Контроль и оценка результатов освоения профессионального модуля (вида профессиональной деятельности) | ||
Рабочая программа профессионального модуля пм. 02 Участие в лечебно-диагностическом и Рабочая программа профессионального модуля разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта по специальности... | Модуль числа Образовательная – введение понятие модуля, формирование у всех учащихся умения применять алгебраическое определение модуля, находить... |