Скачать 4.67 Mb.
|
Глухов Вадим, Ковшиков Валерий Психолингвистика. Теория речевой деятельности 2007 Глухов В., Ковшиков В. Психолингвистика. Теория речевой деятельности. М.: Изд-во: АСТ , 2007. – 318 с. ISBN: 5-17-040766-1 В учебнике изложена история возникновения и развития науки о речевой деятельности, представлены важнейшие теоретические положения психологии речи по данной проблеме. При подготовке раздела по формированию речевой деятельности авторы опирались на собственный опыт научно-исследовательской работы, предметом которой являлись закономерности нормального и нарушенного речевого развития у детей. Учебное пособие адресовано студентам дефектологических и психологических факультетов, практикующим логопедам, дефектологам, психологам, а также широкому кругу читателей, интересующихся вопросами психолингвистической теории речевой деятельности. ПРЕДИСЛОВИЕ ГЛАВА 1 § 1. Предмет психолингвистики § 2. Психолингвистика как психологическая наука § 3. Взаимоотношения психолингвистики и лингвистики ГЛАВА 2 § 1. Античный период § 2. Период Средневековья (V–XIV вв.) и эпоха Возрождения (XV–XVI вв.) § 3. Новое время (XVII–XIX вв.) § 4. Новейшее время § 5. Л.С. Выготский как один из основоположников психолингвистики[67] § 6. Возникновение психолингвистики как самостоятельной области научных знаний ГЛАВА 3 § 1. Определение понятия «речевая деятельность» § 2. Основные положения психолингвистической теории речевой деятельности § 3. Общая (фазная) структура речевой деятельности § 4. Психологические механизмы речевой деятельности § 5. Основные виды речевой деятельности § 6. Предметное (психологическое) содержание речевой деятельности § 7. Операционная структура речевой деятельности § 8. Специфические особенности речевой деятельности ГЛАВА 4 Часть 1. Система языка и ее структурные особенности § 1. Общее понятие о языке как феномене культурно-исторического развития § 2. Основные единицы языка и их функции в речевой деятельности § 3. Парадигматическая и синтагматическая системы языка Часть 2. Понятие о знаках языка и их основных функциях Часть 3. Семантическая структура слова как знака языка Часть 4. Психолингвистическая характеристика текста как универсального знака языка и средства осуществления речевой коммуникации ГЛАВА 5 ГЛАВА 6 Часть 1 § I. Виды и формы речи § 2. Основные формы внешней устной речи § 3. Письменная речь как особый вид речевой деятельности § 4. Психолингвистическая характеристика письма и чтения как видов речевой деятельности Часть 2. Внутренняя речь как особый вид речевой деятельности § 1. Специфические особенности внутренней речи в интерпретации школы Л.С. Выготского. Особенности формирования внутренней речи в онтогенезе § 2. Особенности структуры и семантики внутренней речи § 3. Кодовые единицы внутренней речи. Теория Н.И. Жинкина об особых кодах внутренней речи Часть 3. Единицы речи § 1. Единицы процесса порождения и восприятия речевых высказываний § 2. Психолингвистические единицы – структурные единицы речевой деятельности, выделяемые на основе психолингвистического анализа ГЛАВА 7 § 1. Роль языка и речи в психической деятельности § 2. Отношение «язык» – «ощущения»[162] § 3. Отношение «язык» – «восприятие» § 4. Отношения речи (языка) и памяти § 5. Характер отношений (взаимосвязь) языка и мышления[178] § 6. Роль внутренней речи в познавательной интеллектуальной деятельности человека[198] § 7. Отношение «личность – язык и речь» ГЛАВА 8 Часть 1. Психолингвистические теории процесса порождения речи § 1. Модель механизма порождения речевого высказывания по А.А. Леонтьеву § 2. Психолингвистическая теория порождения речи в концепции отечественной психолингвистической школы Часть 2. Психолингвистические теории восприятия речи § 1. Концепции процессов восприятия и понимания речи § 2. Механизм смыслового восприятия речевого высказывания § 3. Общая психолингвистическая модель процесса восприятия и понимания речевого высказывания ГЛАВА 9 Часть 1. Формирование речевой деятельности в онтогенезе § 1. Периодизация речевого развития. Характеристика последовательных этапов речевого развития в детском возрасте Часть 2. Общие психолингвистические закономерности усвоения языка детьми[226] ПАМЯТИ КОЛЛЕГИ ЛИТЕРАТУРА |
Психолингвистика Дисциплина «Психолингвистика» является дисциплиной гуманитарного, социального и экономического цикла вариативной части Федерального... | Урок речевой культуры «Секреты общения» ... | ||
Когда и почему появилась психолингвистика? Чем отличаются и в чём сходятся западноевропейская и американская традиции трактовки психической деятельности человека? | Когда и почему появилась психолингвистика? Чем отличаются и в чём сходятся западноевропейская и американская традиции трактовки психической деятельности человека? | ||
Программа дисциплины «Речевая коммуникация» Цель курса – дать студенту системное представление о речевой коммуникации, заложить основы его становления как профессиональной языковой... | Этические нормы речевой культуры. Особенности национального речевого этикета Текст задачи: Раскройте понятие речевой этикет. Докажите, что русский речевой этикет имеет национальную специфику. Выделите ключевые... | ||
Использование на уроках письма и развития речи педагогических средств... Речь – основа всякой умственной деятельности, средство коммуникации. Умения учеников сравнивать, классифицировать, систематизировать,... | Отчет о проведении недели иностранного языка 2013-2014 учебный год Целью проведения данного мероприятия было совершенствование речевой компетенции учащихся по всем видам речевой деятельности, практическое... | ||
Учебно методическое и информационное обеспечение дисциплины основная литература Зарецкая Е. Н. Риторика: Теория и практика речевой коммуникации. 4-е изд., доп и испр. М.: Дело, 2002 | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Риторика: Теория и практика речевой коммуникации. — 4-е изд. — М.: Дело, 2002. — 480 с | ||
Методическое пособие для учителя к курсу «Окружающий мир» Д. Б. Эльконина, В. В. Давыдова, В. В. Репкина (теория учебной деятельности), Г. А. Цукерман (теория организации содержательного... | Самостоятельная работа студентов Уметь применять полученные знания и умения в собственной речевой практике, повышать уровень речевой культуры, орфографической и пунктуационной... | ||
Программа модуля Психолингвистика Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования | Рабочая программа дисциплины «психолингвистика» Кафедра английской филологии и современных технологий обучения иностранным языкам | ||
Методические указания для студентов по дисциплине психолингвистика Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования | Рабочая программа педагога Овладение навыком осознанного, правильного, беглого и выразительного чтения, как базовым в системе образования младших школьников;... |