Рабочая программа дисциплины «психолингвистика»





НазваниеРабочая программа дисциплины «психолингвистика»
Дата публикации02.11.2014
Размер162 Kb.
ТипРабочая программа
100-bal.ru > Психология > Рабочая программа
Департамент образования города Москвы
Самарский филиал

Государственного бюджетного образовательного учреждения

высшего профессионального образования города Москвы

«Московский городской педагогический университет»
Кафедра английской филологии и современных технологий обучения иностранным языкам








УТВЕРЖДАЮ




Заместитель директора по научной и учебной работе

























С.Б. Семенов







«___» ____________ 2013г.



РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ДИСЦИПЛИНЫ

«ПСИХОЛИНГВИСТИКА»
ОСНОВНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ПОДГОТОВКИ МАГИСТРА ПО НАПРАВЛЕНИЮ

035700.68 Лингвистика
Профиль «Иностранные языки в пространстве межкультурной коммуникации»

Квалификация (степень) выпускника

магистр

Нормативный срок обучения - 2 года


Самара 2013
Программа составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по направлению подготовки 035700.68 Лингвистика

Разработчики:
СФ ГБОУ ВПО МГПУ, профессор кафедры английской филологии и современных технологий обучения иностранным языкам Э.А. Гашимов, д.фил.н., доцент


Рецензенты:
СФ ГБОУ ВПО МГПУ, доцент кафедры английской филологии и современных технологий обучения иностранным языкам Э.С Чуйкова, д.п.н., доцент

ОО «Самарское городское объединение преподавателей иностранных языков», С.Т. Меднова, заместитель председателя

Программа одобрена на заседании кафедры английской филологии и современных технологий обучения иностранным языкам

Протокол № 1 от «29» августа 2013г.

Зав. кафедрой: Куровская А.Е., к.фил.н., доцент
© Самарский филиал ГБОУ ВПО МГПУ, 2013

© Кафедра английской филологии и современных технологий обучения иностранным языкам, 2013
1. Цели и задачи освоения дисциплины: Психолингвистика

Данная рабочая программа по учебной дисциплине «Психолингвистика» предназначена для студентов, обучающихся в магистратуре по направлению 035700.68 «Лингвистика» и призвана помочь им овладеть новыми знаниями, а также расширить свою теоретическую базу по курсу, в котором представлены основные вопросы психолингвистики.
Целью курса является - общее представление о психических структурах и механизмах, обеспечивающих хранение языкового материала в памяти человека, а также возможность порождения речевых высказываний и осуществления всех остальных видов и форм речевой деятельности.
Задачи курса:

1) выявление психических феноменов, составляющих содержание языковой (коммуникативной) личности;

2) определение сущности и содержания языкового сознания;

3) описание психических процессов, связанных с порождением и восприятием речевых высказываний и развернутых текстов;

4) описание усвоения языка и формирования общей языковой (речевой) способности в процессе онтогенеза.
2. Место дисциплины в структуре ООП:

Дисциплина «Психолингвистика» является дисциплиной по выбору цикла ОП (М1.ВД.В2). Для освоения дисциплины студент-магистр должен обладать знаниями, умениями и компетенциями в объеме вузовской программы по психолингвистике.

Знания, навыки и умения, приобретаемые при освоении дисциплины могут быть реализованы при выполнении научно-исследовательских работ (М3.Н), учебной практики (М3.У).
3. Требования к результатам освоения дисциплины:

Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций:

- стремлением к постоянному саморазвитию, повышению своей квалификации и мастерства; может критически оценить свои достоинства и недостатки, наметить пути и выбрать средства саморазвития (ОК-11);

- способностью выявлять источники возникновения конфликтных ситуаций в межкультурной коммуникации, выявлять и устранять причины дискоммуникации в конкретных ситуациях межкультурного взаимодействия (ПК-20);

способностью адаптироваться к новым условиям деятельности, творчески использовать полученные знания, навыки и компетенции за пределами узко профессиональной сферы (ПК-40);

знает лингвистические маркеры социальных отношений и адекватно их использует (СК-3);
В результате изучения дисциплины студент - магистр должен:

знать

основные идеи и концепции современной психолингвистики в динамике ее развития, методологические принципы и методы психолингвистического исследования, их философское и психологическое обоснование, роль психолингвистики в формировании мировоззрения и профессиональной компетентности современного лингвиста;

уметь

использовать теоретические знания по психолингвистике в своей будущей профессиональной деятельности и научных исследованиях, совершенствовать и повышать свой интеллектуальный уровень, быстро адаптироваться к изменению профиля своей деятельности;

владеть

психолингвистической методологией при изучении различного вида текстов и коммуникаций, методами научного анализа речевой деятельности конкретного человека и составления психологического портрета языковой личности, методами и приемами речевого воздействия в различных сферах коммуникации.

4. Объем дисциплины и виды учебной работы


Виды учебной работы

Всего часов/

зачетных единиц

семестры

Аудиторные занятия (всего)

72/2

1

2







В том числе:
















Лекции

14




14







Практические занятия (ПЗ):

14




14







в т.ч. интерактивные

14




14







Лабораторные работы
















Самостоятельная работа (всего)

44













В том числе
















Подготовка к обсуждению тематического материала по дисциплине

12













Решение профессиональных задач в диалоге

12













Подготовка к ролевой / деловой игре в рамках тематического материала дисциплины

10













Подготовка аннотации, реферата в рамках тематического материала дисциплины

10













Вид промежуточной аттестации (зачет, экзамен)







З







Общая трудоемкость

часы

Зачетные единицы

72













2


5. Структура и содержание дисциплины

5.1 Разделы дисциплин и виды занятий




п/п

Наименование раздела дисциплины

(элемента модуля)

Лекции

Практические занятия

Лабораторные занятия

Семинары

СРС

Всего

1.

Введение. Исторические

истоки психолингвистики

4

4







12

20

2.

Зарождение

психолингвистики как науки

4

4







12

20

3

Понятие языковой (коммуникативной) личности. Порождение речевого высказывания

4

4







10

18

4.

Текст и его восприятие.

2

2







10

14


5.2. Содержание разделов дисциплины


п/п

Наименование раздела дисциплины (элемента модуля)

Содержание раздела

1

Введение. Исторические

истоки психолингвистики

Предмет и задачи курса. Определение объекта изучения психолингвистики. Её связь с другими лингвистическими и нелингвистическими дисциплинами. Теории человеческой личности и человеческой деятельности в истории психологии. Психолингвистические идеи В. фон Гумбольдта, Х. Штейнталя, младограмматиков, А.И. Бодуэна де Куртене и др. представителей психологического направления в языкознании. Л.В. Щерба о «речевой организации человека».

2

Зарождение

психолингвистики как науки

Немецкие психолингвисты первой половины 20 века (О. Дитрих, К. Бюлер, Ф. Кайнц). Психолингвистика в США (Л. Блумфилд, Ч. Осгуд, Дж. Кэролл, Т. Сибеок, Дж. Гринберг, Дж. Мортон и др.). Работы Ж. Пиаже. Первые отечественные психолингвисты (Л.С. Выготский, А.Р. Лурия, А.А. Леонтьев, Н.И. Жинкин, Т.Н. Ушакова, А.П. Журавлев, Д.Н. Узнадзе, Г.П. Щедровицкий и др.).

3

Понятие языковой (коммуникативной) личности. Порождение речевого высказывания

Понятие личности и персоны в психологии. Трактовки структуры языковой личности в лингвистике. Основные компоненты психического содержания языковой личности. Языковое сознание и воздействующие на речь структуры подсознания.


4

Текст и его восприятие.

Восприятие и семантизация слова. Восприятие связного текста. Специфика эстетического восприятия. Языковая игра.

5.3. Компетенции обучающегося, формируемые в процессе освоения дисциплины (дисциплинарного модуля)


Наименование дисциплинарного модуля

Количество часов/зачетных единиц

Формируемые компетенции

Общее количество компетенций

Введение. Исторические

истоки психолингвистики

20

ОК11

ПК 20

ПК40

СК3

4

Зарождение

психолингвистики как науки

20

ОК11

ПК 20

ПК40

СК3

4

Понятие языковой (коммуникативной) личности. Порождение речевого высказывания

18

ОК11

ПК 20

ПК40

СК3

4

Текст и его восприятие.

14

ОК11

ПК 20

ПК40

СК3

4























6. Образовательные технологии


Вид занятия (лекционное, практическое, семинарское лабораторное)

Тема занятия

Образовательные технологии

(в том числе интерактивные)

Объем, ауд.

часов/в том

числе в интерактивной

форме

лекционное

Предмет и задачи курса. Определение объекта изучения психолингвистики. Её связь с другими лингвистическими и нелингвистическими дисциплинами. Теории человеческой личности и человеческой деятельности в истории психологии.

Традиционная лекция. Дискуссия.

4

практикум

Психолингвистические идеи В. фон Гумбольдта, Х. Штейнталя, младограмматиков, А.И. Бодуэна де Куртене и др. представителей психологического направления в языкознании. Л.В. Щерба о «речевой организации человека».

разбор конкретных коммуникативных ситуаций, творческие задания, мозговые штурмы

4

лекционное

Немецкие психолингвисты первой половины 20 века (О. Дитрих, К. Бюлер, Ф. Кайнц). Психолингвистика в США (Л. Блумфилд, Ч. Осгуд, Дж. Кэролл, Т. Сибеок, Дж. Гринберг, Дж. Мортон и др.). Работы Ж. Пиаже.

Традиционная лекция. Дискуссия.

4

практикум

Первые отечественные психолингвисты (Л.С. Выготский, А.Р. Лурия, А.А. Леонтьев, Н.И. Жинкин, Т.Н. Ушакова, А.П. Журавлев, Д.Н. Узнадзе, Г.П. Щедровицкий и др.).

разбор конкретных коммуникативных ситуаций, творческие задания, мозговые штурмы

4

Лекционное

Понятие личности и персоны в психологии. Трактовки структуры языковой личности в лингвистике.

Традиционная лекция. Дискуссия.

4

практикум

Основные компоненты психического содержания языковой личности. Языковое сознание и воздействующие на речь структуры подсознания.


разбор конкретных коммуникативных ситуаций, творческие задания, мозговые штурмы

4

Лекционное

Языковая игра.

Традиционная лекция. Дискуссия.

2

практикум

Восприятие и семантизация слова. Восприятие связного текста. Специфика эстетического восприятия.

разбор конкретных коммуникативных ситуаций, творческие задания, мозговые штурмы

2


7. Методические рекомендации преподавателям по дисциплине (модулю)

Рекомендуется использование источников профессиональной информации) в качестве объекта учебной деятельности с применением коммуникативного метода, профессионально-ориентированного и деятельностного подходов к обучению.


8. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины (дисциплинарного модуля):
Основная литература:


  1. Леонтьев А.А. Психолингвистика. -М., 1967.

  2. Леонтьев А.А. Основы психолингвистики.- М., 2005.

  3. Белянин В.П. Психолингвистика. - М., 2004.

  4. Фрумкина Р.М. Психолингвистика. - М., 2001.

  5. Красных В.В. Этнопсихолингвистика и лингвокультурология. - М., 2002.

  6. Слобин Д., Грин Дж. Психолингвистика. - М., 1976.

  7. Горелов И.Н., Седых К.Ф. Основы психолингвистики. - М., 1997.

  8. Шахнарович А.М. Проблемы психолингвистики. - М., 1987.



Дополнительная литература:



  1. Алпатов В.М. История лингвистических учений. М., 1998.

  2. Ахутина Т.В. Порождение речи. М., 1985.

  3. Березин Ф.М. История лингвистических учений. М., 1975.

  4. Блумфилд Л. Язык. М., 1968.

  5. Бюллер К. Теория языка. М., 1993.

  6. Выготский Л.С. Мышление и речь // Сочинения: в 8 т. Т. 2. М., 1982.

  7. Горелов И.Н. Вопросы теории речевой деятельности. Таллин, 1987.

  8. Залевская А.А. Введение в психолингвистику. М., 1999.

  9. Исследование речевого мышления в психолингвистике. М., 1985.

  10. Леонтьев А.А. Язык, речь, речевая деятельность. М., 1969.

  11. Пиаже Ж. Речь и мышление ребенка. М., 1994.

  12. Психолингвистика за рубежом. М., 1972.

  13. Сахарный Л.В. Введение в психолингвистику. Л., 1989.

  14. Слобин Д., Грин Дж. Психолингвистика. М., 1976.

  15. Тарасов Е.Ф. Тенденции развития психолингвистики. М., 1987.

  16. Ушакова Т.Н. и др. Речь человека в общении. М., 1989.

  17. Хомский Н. Язык и мышление. М., 1972.

  18. Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности. СПб., 2000.

  19. Щерба Л.В. Языковая система и речевая деятельность. Л., 1974.


Перечень информационных технологий, используемых при осуществлении образовательного процесса и программное обеспечение

Программы пакета Microsoft Offiсe (Word, Power Point, Exell и др.), ACT (тесты).
Базы данных, информационно-справочные и поисковые системы
1.Каталог образовательных Интернет-ресурсов.

URL:http://www.edu.ru/modules.php?op=Web_Links&file=index&l_op=viewlink&cid=2466

2. URL: http://www.school.edu.ru/catalog.asp?cat_ob_no=7660&pg=4

3. Электронная библиотека восточной и иностранной литературы. URL: http://www.eastlib.narod.ru/

4. Рубрикон. Энциклопедии. URL: http://www.rubricon.com/

5. Студенческая энциклопедия «Британника». URL: http://www.britannica.com/

6. Мир энциклопедий. URL: http://www.encyclopedia.ru/

7. Яндекс. Словари. URL: http://slovari.yandex.ru/

8. Информационно-образовательный портал «Гуманитарные науки». URL: http://window.edu.ru/window

9. Национальная электронная библиотека (НЭБ). URL: http://www.rusneb.ru/

10. Электронная библиотека учебников. URL: http://studentam.net/
9. Материально-техническое обеспечение дисциплины:

Ноутбуки / Стационарные мультимедиа проекторы / Интерактивные доски / Интернет Комплект видеопрезентаций по изучаемым темам.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Рабочая программа дисциплины «психолингвистика» iconПсихолингвистика
Дисциплина «Психолингвистика» является дисциплиной гуманитарного, социального и экономического цикла вариативной части Федерального...
Рабочая программа дисциплины «психолингвистика» iconРешение заседания кафедры Протокол №1 «02» сентября 2013 г. Программа...
...
Рабочая программа дисциплины «психолингвистика» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Методические рекомендации по изучению дисциплины дн(М). Р. 2 Психолингвистика для студентов, обучающихся по направлению подготовки...
Рабочая программа дисциплины «психолингвистика» iconПрограмма модуля Психолингвистика
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Рабочая программа дисциплины «психолингвистика» iconМетодические указания для студентов по дисциплине психолингвистика
Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Рабочая программа дисциплины «психолингвистика» iconПсихолингвистика. Теория речевой деятельности
Лот №3 Оказание охранных услуг для нужд филиала в г. Ростов-на-Дону (г. Волгодонск)
Рабочая программа дисциплины «психолингвистика» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Курс базируется на широких междисциплинарных связях (педагогика, философия, социология, этнопсихология, психолингвистика)
Рабочая программа дисциплины «психолингвистика» iconКогда и почему появилась психолингвистика?
Чем отличаются и в чём сходятся западноевропейская и американская традиции трактовки психической деятельности человека?
Рабочая программа дисциплины «психолингвистика» iconКогда и почему появилась психолингвистика?
Чем отличаются и в чём сходятся западноевропейская и американская традиции трактовки психической деятельности человека?
Рабочая программа дисциплины «психолингвистика» iconРабочая программа дисциплины ФИЛОСОФИЯ
Рабочая программа включает в себя определение целей освоения дисциплины; места дисциплины (модуля) в структуре ООП бакалавриата
Рабочая программа дисциплины «психолингвистика» iconРабочая программа дисциплины Профессиональная этика (наименование...
Рабочая программа учебной дисциплины «Профессиональная этика» подготовлена Слободян Л. Д. старшим преподавателем кафедры общественных...
Рабочая программа дисциплины «психолингвистика» iconРабочая программа дисциплины Международное право (наименование дисциплины)...
Рабочая программа учебной дисциплины «Международное право» подготовлена Яблоковым Е. К., старшим преподавателем кафедры общественных...
Рабочая программа дисциплины «психолингвистика» iconРабочая программа дисциплины гражданское право (наименование дисциплины)...
Рабочая программа учебной дисциплины «Гражданское право» подготовлена Фофановой А. Ю., к э н., доцентом кафедры экономики
Рабочая программа дисциплины «психолингвистика» iconРабочая программа дисциплины коммерческое право (наименование дисциплины)...
Рабочая программа учебной дисциплины «Коммерческое право» подготовлена Фофановой А. Ю., к э н., доцентом кафедры экономики
Рабочая программа дисциплины «психолингвистика» iconРабочая программа дисциплины избирательная система в РФ (наименование...
...
Рабочая программа дисциплины «психолингвистика» iconРабочая программа дисциплины предпринимательское право (наименование...
...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск