Фгбоу впо «Красноярский государственный педагогический университет им. В. П. Астафьева» Институт специальной педагогики





НазваниеФгбоу впо «Красноярский государственный педагогический университет им. В. П. Астафьева» Институт специальной педагогики
страница1/10
Дата публикации13.03.2015
Размер0.67 Mb.
ТипПрограмма
100-bal.ru > Психология > Программа
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10

Министерство образования и науки РФ

ФГБОУ ВПО «Красноярский государственный педагогический университет

им. В.П. Астафьева»


Институт специальной педагогики

Кафедра специальной психологии




СОВРЕМЕННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКОЙ ДИАГНОСТИКИ И КОРРЕКЦИИ
УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ
Направление подготовки

050400.68 психолого-педагогическое образование

Магистр психолого-педагогического образования:

возрастная психофизиология в образовании.

Магистерская программа

Квалификация (степень) выпускника

МАГИСТР

Красноярск 2013

Программа составлена д.м.н., проф. Шиловым С.Н. на основании Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования 2010 г., учебного плана 2012-2013г.
Программа обсуждена на заседании кафедры специальной психологии ИСП КГПУ
30 августа 2013 г.
Заведующий кафедрой д.м.н., профессор Шилов С.Н.
Одобрено учебно-методическим советом (методической комиссией)


"____" ___________2013 г.
Председатель комиссии_____________________

(Иванова Н.Г.)

3.2.3.4. Лист внесения изменений
Дополнения и изменения в учебной программе на 201__/_______учебный год
В рабочую программу вносятся следующие изменения:
1.

2.

3.
Учебная программа пересмотрена и одобрена на заседании кафедры

"___"_____ 201__г., протокол № ________

Внесенные изменения утверждаю
Заведующий кафедрой _________________

Декан факультета (директор института)

____________________________
"_____"___________ 201__г.

Протокол согласования учебной программы с другими дисциплинами направления и профиля

на 201 _/ 201_ учебный год


Наименование дисциплин, изучение которых опирается на данную дисциплину

Кафедра

Предложения об изменениях в дидактических единицах, временной последовательности изучения и т.д.

Принятое решение (протокол №, дата) кафедрой, разработавшей программу

Прикладная психофизиология

Специальной психологии







Функциональные состояния человека

Специальной психологии







Возрастная психонейроэндокринология

Специальной психологии







Психофизиологические детерминанты адаптации человека к экстремальным условиям

Специальной психологии









Заведующий кафедрой
Председатель НМС __________________________________


"____" ___________201_ г.

Введение

Знания, предоставляемые психофизиологией — обязательный компонент в системе психолого-педагогического образования и необходимый компонент мировоззрения современного педагога-дефектолога и психолога. Расширение вклада психофизиологических дисциплин в систему социогуманитарного образования — чётко выраженная тенденция построения образования в наиболее развитых странах мира. Современный психолог, дефектолог и реабилитолог обязан владеть всем арсеналом знаний, накопленных психофизиологией о нейробиологических основах психических явлений, процессов и состояний.

Психофизиология как часть нейронауки изучает мозговые механизмы психики, включая высшие психические функции и сознание, ориентируясь на системное изучение процессов, одновременно протекающих на субъективном, нейрофизиологическом и молекулярно-генетическом уровнях. Успехи, достигнутые нейронаукой, особенно в области изучения нейронных механизмов психических функций, открывают новые пути для понимания сущности психических явлений, процессов психической регуляции и психокоррекции.

За последние годы созданы принципиально новые неинвазивные методы исследования функций мозга, открывающие широкие перспективы для развития прикладной психофизиологии (диагностики и коррекции мозговых дисфункций). Среди них:

  1. Многоканальная электроэнцефалография (ЭЭГ) - регистрация радиально ориентированных источников тока, позволяющая строить динамические карты распределения плотности тока на поверхности скальпа, отражающие локализацию активности нейронов. Метод расчета эквивалентных диполей дает возможность определять локализации активности нейронов в глубине мозга в фоне и при работе со стимулами.

  2. Многоканальная магнитная энцефалография (МЭГ) - бесконтактная регистрация магнитных полей на поверхности скальпа, отражающих протекание тангенциальных токов в нервных клетках коры головного мозга человека, позволяющая рассчитывать интенсивность и локализацию источников тока, формируя в динамике карты активности нейронов.

  3. Транскраниальная магнитная стимуляция мозга, позволяющая непосредственно определять реактивность нейронов.

  4. Многоканальный спектральный анализ МЭГ и ЭЭГ в фоне и при информационной нагрузке, дающий возможность строить динамические карты распределения частотных составляющих, отражающих разные уровни активации мозга.

  5. Структурная магнитно-резонансная томография – получение изображений анатомических особенностей мозга человека, на которые накладываются данные о локализации очагов активности, получаемые на основе МЭГ и ЭЭГ.

  6. Функциональная магнитно-резонансная томография, позволяющая в сочетании со структурной томографией мозга получать карты деоксигинации гемоглобина, отражающие локальную активацию нервных клеток во время психической деятельности.

  7. Магнитно-резонансная спектроскопия, позволяющая в сочетании со структурной томографией получать динамические карты распределения биологически активных веществ в мозге человека.

  8. Позитронно-эмиссионная томография (ПЭТ) в сочетании со структурной томографией позволяет строить карты распределения локального кровотока, отражающего уровень активности нервных клеток и их вовлеченность в психические процессы и функции.

  9. Многоканальная электромиография, позволяющая строить карты вовлечения в реакции мышечных единиц различных участков лица и тела для контроля за эмоциональными состояниями.

  10. Многоканальная компьютерная полиграфия дыхательной и сердечно-сосудистой систем в сочетании с ЭЭГ-регистрацией, обеспечивающая контроль за уровнем функционального состояния.

Важнейшими проблемами современной психофизиологии являются:

- исследование механизмов регуляции биоэлектрической активности головного мозга и вегетативной нервной системы в процессе психокоррекции.

- Модификация регуляторных систем мозга под воздействием психотерапевтических и БОС-процедур («нейротерапия»).

- БОС-методология и аутотренинг как способ саморегуляции и управления поведением. Индивидуальная специфика коррекционной тренинг/терапии и психотерапии.

- Объективная диагностика стрессовых расстройств. Хронический стресс и релаксационные методы психотерапии.

- Психофизиологическая оценка эффективности психотерапии.

Области приложения полученных знаний и компетенций: клиническая психофизиология и психология, оператор "детектора лжи", психотерапевтическая работа методом обратной биологической связи, стресс и его корреляты в учебной и производственной деятельности, психофизиологическое и психологическое тестирование психического здоровья, выявление групп риска, эффективность стрессменеджмента в большом спорте, искусстве, при коррекции пограничных состояний, в педагогике для решения вопросов повышения эффективности обучения, развития творческих способностей, индивидуальная диагностика соответствия развития мозга возрастному уровню по данным ЭЭГ.

Цель курса - ознакомить магистрантов с современными неинвазивными методами исследования функции мозга и технологиями коррекции их нарушений.

Для успешного усвоения дисциплины необходимы достаточные знания по возрастной анатомии и физиологии человека, основам нейрофизиологии, ВНД, детской невропатологии и психофизиологии.

Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций: способность и готовность к:

- использованию системы категорий и методов, необходимых для решения типовых задач в различных областях профессиональной практики (ОК-4);

выявлению специфики психического функционирования человека с учётом особенностей возрастных этапов, кризисов развития и факторов риска, его принадлежности к гендерной, этнической, профессиональной и другим социальным группам (ПК-5);

- прогнозированию изменений и динамики уровня развития и функционирования эмоционально-волевой сферы, психомоторики, способностей характера, темперамента, функциональных состояний, личностных черт и акцентуаций в норме и при психических отклонениях (ПК-7);

- реализации базовых процедур анализа проблем человека, социализации индивида, профессиональной и образовательной деятельности, функционированию людей с ограниченными возможностями, в том числе и при различных заболеваниях (ПК-13).

В результате освоения дисциплины обучающийся должен владеть:

навыками использования основных современных методов диагностики нарушений мозговых функций и знать эффективные технологии коррекции выявляемых нарушений.


  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Фгбоу впо «Красноярский государственный педагогический университет им. В. П. Астафьева» Институт специальной педагогики iconФгбоу впо «Красноярский государственный педагогический университет...
Фгбоу впо «Красноярский государственный педагогический университет им. В. П. Астафьева»
Фгбоу впо «Красноярский государственный педагогический университет им. В. П. Астафьева» Институт специальной педагогики iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Фгбоу впо «Красноярский государственный педагогический университет им. В. П. Астафьева»
Фгбоу впо «Красноярский государственный педагогический университет им. В. П. Астафьева» Институт специальной педагогики iconФгбоу впо «Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена»
Фгну «Институт педагогического образования и образования взрослых рао»; кафедрой социальной педагогики фгбоу впо ргпу им. А. И. Герцена;...
Фгбоу впо «Красноярский государственный педагогический университет им. В. П. Астафьева» Институт специальной педагогики iconФедеральное государственное бюджетное образовательное учреждение...
«красноярский государственный педагогический университет им. В. П. Астафьева» факультет биологии, географии и химии
Фгбоу впо «Красноярский государственный педагогический университет им. В. П. Астафьева» Институт специальной педагогики iconФгбоу впо «Красноярский государственный педагогический университет...
Раскроем цель и задачи преподавания дисциплины. Остановимся на технологии процесса обучения и, в этой связи, сформулируем несколько...
Фгбоу впо «Красноярский государственный педагогический университет им. В. П. Астафьева» Институт специальной педагогики iconФгбоу впо «Красноярский государственный педагогический университет...
Раскроем цель и задачи преподавания дисциплины. Остановимся на технологии процесса обучения и, в этой связи, сформулируем несколько...
Фгбоу впо «Красноярский государственный педагогический университет им. В. П. Астафьева» Институт специальной педагогики iconФгбоу впо «Красноярский государственный педагогический университет...
Раскроем цель и задачи преподавания дисциплины. Остановимся на технологии процесса обучения и, в этой связи, сформулируем несколько...
Фгбоу впо «Красноярский государственный педагогический университет им. В. П. Астафьева» Институт специальной педагогики iconФгбоу впо «Красноярский государственный педагогический университет...
Раскроем цель и задачи преподавания дисциплины. Остановимся на технологии процесса обучения и, в этой связи, сформулируем несколько...
Фгбоу впо «Красноярский государственный педагогический университет им. В. П. Астафьева» Институт специальной педагогики iconФгбоу впо «Красноярский государственный педагогический университет...
Раскроем цель и задачи преподавания дисциплины. Остановимся на технологии процесса обучения и, в этой связи, сформулируем несколько...
Фгбоу впо «Красноярский государственный педагогический университет им. В. П. Астафьева» Институт специальной педагогики iconКафедра экономической географии экономическая и социальная
Гоу впо «Красноярский государственный педагогический университет им. В. П. Астафьева»
Фгбоу впо «Красноярский государственный педагогический университет им. В. П. Астафьева» Институт специальной педагогики iconСравнительная педагогика учебно-методический комплекс дисциплины
Гоу впо «красноярский государственный педагогический университет им. В. П. Астафьева»
Фгбоу впо «Красноярский государственный педагогический университет им. В. П. Астафьева» Институт специальной педагогики iconУчебно-методический комплекс дисциплины специальность: 100110. 65...
Гоу впо «Красноярский государственный педагогический университет им. В. П. Астафьева»
Фгбоу впо «Красноярский государственный педагогический университет им. В. П. Астафьева» Институт специальной педагогики iconУчебно-методический комплекс дисциплины «Менеджмент напитков» для...
Гоу впо красноярский государственный педагогический университет им. В. П. Астафьева
Фгбоу впо «Красноярский государственный педагогический университет им. В. П. Астафьева» Институт специальной педагогики iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Гоу впо «Красноярский государственный педагогический университет им. В. П. Астафьева» Кафедра теоретической физики
Фгбоу впо «Красноярский государственный педагогический университет им. В. П. Астафьева» Институт специальной педагогики iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Работа выполнена на кафедре ботаники гоу впо «Красноярский государственный педагогический университет им. В. П. Астафьева»
Фгбоу впо «Красноярский государственный педагогический университет им. В. П. Астафьева» Институт специальной педагогики iconФгбоу впо «Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена»
Институт биологии, экологии, почвоведения, сельского и лесного хозяйства (Биологический институт)


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск