Учебно-методический комплекс опд. Р. 07. Психоанализ





НазваниеУчебно-методический комплекс опд. Р. 07. Психоанализ
страница1/6
Дата публикации27.03.2015
Размер0.56 Mb.
ТипУчебно-методический комплекс
100-bal.ru > Психология > Учебно-методический комплекс
  1   2   3   4   5   6


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Томский государственный педагогический университет»

(ТГПУ)
«УТВЕРЖДАЮ»

Декан факультета__________Н.К. Грицкевич

«_____» ________________________ 20__ г.

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС
ОПД. Р. 07. ПСИХОАНАЛИЗ

(указывается наименование и шифр дисциплины в соответствии с ГОС и учебным планом)

1. Цели и задачи дисциплины
Практическая реализация данного курса предполагает: в первую очередь изложение концептуальных основ психоаналитической теории, учения З. Фрейда, истоков психоанализа, способов его клинического применения, а также изложение развития психоаналитического учения в трудах современников и «постфрейдистов», необходимо также отразить и влияние психоанализа на развитие и состояние современной психологии и психотерапии. В ходе курса «Психоанализ» необходимо должны быть представлены и современные психоаналитические исследования и те, которые на сегодня представляют собой вполне самостоятельное развитие отдельных концептуальных положений, выдвинутых самим создателем психоаналитического учения.

При составлении содержания курса за основу взят культурологический, философский подход в построении содержания учебного материала. Это вызвано самими задачами освоения психоанализа современным российским обществом, наукой и терапевтической практикой. Предметом анализа являются динамика соотношения содержания психоанализа и развития современной культуры, соотношение метода психоанализа и принципа научности, влияние психоанализа на практику построения психологической помощи личности.

Цель - раскрытие гносеологических, прикладных, методологических возможностей использования психоанализа в практике будущих психологов, воспитание аналитического мышления как необходимой составляющей профессионального сознания практического психолога.

Задачи:

  1. Выработать представление о динамике развития метода психоанализа;

  2. Выработать понимание метода психоанализа и основных положений теории психоаналитической практики.

  3. Понять сущность развития метода психоанализа

  4. Понять внутреннее влияние психоанализа и современные психотерапевтические практики и возможности оптимизации деятельности и мышления практического психолога


2. Требования к уровню освоения содержания дисциплины
Студент должен
1) знать:

  • становление метода психоанализа;

  • базовые теоретические положения психоаналитического учения;

  • описание базисной клинической модели психоанализа,

  • развитие аналитической психологии К.-Г.Юнга;

  • основные положения индивидуальной психологии А. Адлера;

  • содержание и значение культурной версии психоанализа («постфрейдисты»: К. Хорни, Э Фромм, Г.-С. Салливан);

  • сущность психосемиотических подходов к проблемам психотерапевтической практики;

  • основные направления развития современного исследований в области психоанализа.


2) уметь:

  • дать определение психоаналитической реальности в профессиональной психологической практике;

  • применять аналитические знания к практике психологического консультирования;

  • применять психосемиотические, текстологические знания к анализу психологических, возрастных, педагогических, социальных, социально-культурных феноменов.


3. Объем дисциплины и виды учебной работы


Вид учебной работы

Всего часов

Семестр

7

Общая трудоемкость дисциплины

129

129

Аудиторные занятия

72

72

Лекции

48

48

Практические занятия, семинары

24

24

Лабораторные работы (ЛР)



-

И (или)другие виды аудиторных занятий



-

Самостоятельная работа

57

57

Курсовой проект (работа)



-

Расчетно-графические работы



-

Реферат

-

-

И (или)другие виды самостоятельной работы



-

Вид итогового контроля (зачет, экзамен)

-

Экзамен




  1. Содержание дисциплины

4.1. Разделы дисциплины и виды занятий (тематический план)


№ п/п


Раздел дисциплины

Всего часов

Виды занятий

Лекции


Семинары

Лабораторные работы



Зигмунд Фрейд: учение о бессознательном

12

8

4

-



К.-Г. Юнг: коллективное бессознательное

12

8

4

-



Культурные теории психоанализа – новый путь его развития.

12

8

4

-



Карен Хорни: культура и генезис неврозов.

12

8

4

-



Гуманистический психоанализ Э. Фромма

12

8

4

-



Индивидуальная психология А. Адлера.

12

8

4

-


4.2. Содержание разделов дисциплины
Раздел 1. Зигмунд Фрейд: учение о бессознательном.

Тема 1. Краткая личная история.

Хрестоматийный образ Фрейда и возможности достижения «правды в биографии». Своеобразие этнической среды. Влияние чтения Библии на мировоззрение мальчика. Библия как текст. Культурная атмосфера Вены «конца века», основные проблемы, тематика научных и художественных исследований. Учение в гимназии. Любимые писатели Фрейда, круг его интересов. Отношения с отцом. Проблема выбора будущей профессии и влияние на него страсти исследователя, ученого, первооткрывателя. Медицинский факультет Венского университета. Венская школа в мировой медицине. «Неодолимая потребность понять некоторые из загадок мира». Медицина как «школа метода» познания человека. Влияние идей и личности Э. Брюке. «Микроскоп был его первым и практически единственным инструментом» (Э. Джонс). «Наблюдать и слушать», чтобы «распознать и действительно понять структуру невроза» (Э, Джонс). Абсолютная вера в естественные науки. Мечты о научной карьере. «Он покорился неизбежности» (Э. Джонс). Фрейд приступает в 1882 г. к частной практике. интерес к проблеме связи психических симптомов с физическими болезнями. Состояние психиатрии. Психиатрическая клиника - широчайшее поле наблюдений над поведением психически больных. Лечение истерических неврозов. «история с кокаином». Интерес к проблеме истерического заболевания, психологическая загадка истерии. «Особое устройство глаза» Фрейда. Встреча в Париже с «королем неврозов» Ж.М. Шарко и создание нового подхода к разгадке природы истерии. Понятие психогенного заболевания. Теория дегенерации истериков П. Жане.

Тема 2. Формирование фрейдовского метода исследования психики.

Доклад Фрейда о поездке в Париж, сделанный в 1886 г. в «Обществе врачей» и репутация Фрейда как исследователя. Лечение невротических больных методом гипнотического внушения. Совершенствование процедуры. Гипноз как исследовательский метод. Путь «в сфере исследований Шарко». Сотрудничество с И. Брейером. Первые шаги психоанализа. Случай с Анной О. «Лечение разговором». «Катарсический» метод лечения как психологический взгляд на теорию истерии. Проблема содержания и происхождения патогенных переживаний. «Без применения гипноза узнавать от больного все, что было необходимо». Нансийская школа гипноза, гипнотические эксперименты («А» и «Б») Анри Бернгейма. «Путь настойчивого уговаривания». Случай с фрейлин Элизабет фон Р. От метода настаивания – к свободным ассоциациям. «На идее сопротивления я построил свое понимание психических процессов при истерии». Гипноз «маскирует сопротивление». «сдвиг» в сторону исследования нормы: речь идет уже о психологии самого человека и динамике невротических переживаний. Формирование невротического симптома. Динамика конфликтующих сил. Текстологический принцип понимания динамики симптома. Метод свободных ассоциаций и механизмы работы психики. Методы психоанализа. Самоанализ Фрейда. Значение самоанализа как метода исследования бессознательного.

Тема 3. Основные идеи психоаналитического учения и их историческое развитие.

Что такое психоанализ? И что такое психоанализ в наше время? Стремление Фрейда силой своего авторитета сохранить целостность своего учения. Проблема бессознательного как «психологический вопрос и вопрос самой психологии». Позитивистская парадигма психоанализа – «область несимволического движения» (Э. Берн), механистическая теория функционирования психического аппарата, построенная в соответствии с физикалистской неврологией и психиатрией ХIХ века (Э. Брюкке, Т. Мейнерт и др.). И парадигма смысловой психологии. Герменевтический статус психоанализа и задачи культурного выживания человека. Идейные основы «корпуса фрейдовской мысли» (Дж. Браун). Бессознательное в психической жизни индивида и формирование новой философской картины мира. Идеи бессознательного как «удар по человеческому нарциссизму». «Познание того, что существует на самом деле» (Э. Фромм «Кризис психоанализа»). Рассмотрение понятия бессознательного в единстве трех аспектов: динамического, экономического и топического. Невроз в проявлении трех аспектов. Вытесненное «как типичный пример бессознательного» («Я и Оно»). Абсолютная сексуализированность бессознательного, оно становится «вместилищем подавленной сексуальности» (Э. Фромм). Теория либидо. Эрос и Танатос. «Теория влечений – это наша мифология». Школа не-либидо, неофрейдистские подходы. Энергетическая трактовка влечений человека: неврозы «в терминах экономии либидо». «Объект-либидо» и «Я-либидо». Понятие сублимации. «Самое редкое и совершенное направление» инфантильной любознательности – сублимация детской любознательности. Работы по детской сексуальности: «Воспоминания Леонардо да Винчи о раннем детстве», «Анализе фобии пятилетнего мальчика». «Чарующая власть Царя Эдипа». «Тотем и табу», «Достоевский и отцеубийство». Отцеубийство как «основное и изначальное преступление человечества и отдельного человека, как главный источник чувства вины». «Каждый раз узнаешь, что его невроз связан с детским страхом и представляет только продолжение его». Рассмотрение Фрейдом Эдипова комплекса и его влияния на развитие индивида в первую очередь через переживание отношения к отцу, а не через «первичный позыв». Амбивалентный характер отношения мальчика к отцу. «Отождествление с отцом завоевывает в нашем «Я» постоянное место». Роль Эдипова комплекса в генезисе неврозов. Последствия «фиксация» нормального полового развития. Неоднозначная оценка инцестуозных влечений неоаналитиками. Фромм, Салливан, Хорни: потребность в безопасности, а не на потребность в сексе. «Злокачественное» инцестуозное влечение. Отражение в концепции Эдипова комплекса истинной противоречивости, глубины и значимости полового развития ребенка для его возраста и всей его последующей жизни. Раскрытие глубины и структурной целостности психосемиотических, психосемантических подходов Фрейда. Рассмотрение психологических нарушений через семиотические феномены.

Тема 4. . Концептуальные проблемы и процедурные вопросы психотерапевтической практики.

Назначение и роль практической школы психоаналитического метода. противоречий между логикой учения и логикой практической реализации этого учения, опасность «эпистемологического разрыва» (Л. Шерток). Спекулятивистский характер психоаналитического подхода. Опора Фрейда на объективируемые и формализуемые моменты исследовательской, клинической деятельности. новый познавательный феномен – аналитическое мышление. Его главная характерная особенность по Фрейду. Необходимость дальнейшего и непрерывного развития аналитического мышления и жесткая позиция Фрейда в этом вопросе. Стремление Фрейда создать научную психотерапию в духе позитивизма. Нетерпимость к инакомыслию как норма в отношении Фрейда к ученикам и последователям. Проблема подготовки психоаналитика. Первые психоаналитические экзерсизы. профессиональные требования к аналитику. Необходимость прохождения упорядоченного курса личного анализа. Особое значение самоанализа. «Дидактический анализ». Решение вопроса о предварительной профессиональной подготовке психоаналитика. Ставка «сподвижников» на клиническое приложение и практику психоанализа в его развитии и применении. Фрейд о будущем психоанализа: «медицинское образование может дать лишь ложное представление о неврозах», «именно врачи дают психоанализу значительное число шарлатанов». Победа «медицинского» подхода к подготовке психоаналитика. «Клинический» и «университетский» психоанализ. Пациенты психоаналитика. Клиническая ситуация в психоанализе. Базисная модель психоанализа. Лечебный альянс. Перенос. Контрперенос и его значения для развития психоаналитической практики. Результаты анализа. Фрейд: «Успешное лечение - настолько отдаленная перспектива, что мы не вправе возлагать на него большие надежды» («Конечный и бесконечный анализ»).

Тема 5. Психоаналитическая концепция культуры.

«Культурный» удар по человеческому нарциссизму. Воплощение сущности психоаналитической философии. Оригинальность концепции Фрейда. Психологическая подоплека культурного поведения. Проблема культурогенеза. Метод культурно-исторического анализа Фрейда – сведение сложного к простому. Оппозиция трудовой концепции культурогенеза. Культурный процесс как часть биологической эволюции. Теория обуздания первичных влечений, «первичного позыва». «Тотем и табу». Психологическая сущность табу, социальные причины его происхождения и распространения. «Будущее одной иллюзии». Психологически происхождение первых культурных запретов через механизм вытеснения в подсознание первичных позывов. Основа зарождения человеческой совести. «Древняя ситуация», которая решающим образом воздействовала на организацию первобытных сообществ. «Сопутствующие культурному процессу изменения психики». источники человеческого неудовлетворенности культурой. Возможность «золотого века», когда люди смогут жить свободно, без принуждения. «Полная раскованность, когда человек свободно выражает на практике все свои инстинктивные побуждения», - Р. Мей. «Центр тяжести современной культуры». Пути для снятия напряжения, вызванного культурой. Ценность религиозных представлений для культурно-исторического развития человека. Религия как «важный раздел психического инвентаря культуры». («Будущее одной иллюзии»). Человек придает силам природы «отцовский характер». «Тоска об отцовском начале» у исторического человека. Религия создает «сокровищницу представлений, которые рождаются из потребности сделать беспомощность человека переносимой». За фигурой Бога стоит фигура Отца. Религиозные представления как «драгоценнейшее достояние культуры, как самое ценное, что культура может предложить ее участникам». Анализ связи отцовского комплекса с беспомощностью человека, с его потребностью в защите. Строгая связанность жизненной энергии с образом отца. Инфантильная фиксация либидо на отце не позволяет человеку открыто смотреть в лицо реальности, справляться с нею. «Собственно психологическое значение религиозных представлений» имеет сходство с «общечеловеческим неврозом навязчивости». Путь освобождения человека от «заблуждений», «иллюзий» культуры – это научная работа. Психологический опыт личности как основание новой - психологической – культуры. Построение культуросозидательного действия.

Тема 6. Этапы развития психоанализа.

Принцип исторического подхода к развитию психоанализа. Развитие психоаналитической теория личности как основание для периодизации психоанализа. Первый этап (до 1897г.) - создание теории травматического происхождения неврозов. Второй этап (до нач. 20-х гг.) – преобладает концентрация внимания на бессознательных внутренних желаниях, побуждениях и влечениях пациента и на том, как они могут проявляться во внешнем поведении, на первое место в психоанализе стал выдвигаться внутренний, скрытый ото всех мир человека, своеобразие испытанных им в детстве переживаний, повторяющихся вновь и вновь в настоящем, детерминирующих поведение взрослого человека. Задача аналитика - «бессознательное сделать сознательным». Доминирование позиции исследователя и опасность спекулятивного подхода к медицинской практике. Третий этап– концепция бессознательного, концепция целостной психической деятельности человека подверглась решительным изменениям. «По ту сторону принципа удовольствия» (1920г.), «Психология масс и анализ Я» (1921г.), «Я и Оно» (1923г.). «Структурная» модель личности с трехмерным членением мыслительного аппарата (оно – я – сверх-я). Определение принципа реальности. Функция ЭГО-системы. Четвертый период как «Идеальный ответ на идейный кризис психоанализа» (Э. Фромм). Работа Анны Фрейд «Психология Я и защитные механизмы» (1936г.) Хайнца Хартмана «Психология Эго и проблема адаптации». Психология Эго, переход психоанализа с радикальных позиций на конформистские (Э. Фромм). Оценка прогресса психологии в исследовании Э. Фромма «Человек для самого себя».
  1   2   3   4   5   6

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Учебно-методический комплекс опд. Р. 07. Психоанализ iconУчебно-методический комплекс дисциплины опд. Ф. 22 Опд. Ф. 21 Опд....
...
Учебно-методический комплекс опд. Р. 07. Психоанализ iconУчебно-методический комплекс дпп. Дс. 02. Психоанализ
В ходе курса «Психоанализ» необходимо должны быть представлены и современные психоаналитические исследования и те, которые на сегодня...
Учебно-методический комплекс опд. Р. 07. Психоанализ iconУчебно-методический комплекс дисциплины опд. Ф. 10, Опд. Ф. 12, Опд....
А. В. Прялухина, кандидат психологических наук, доцент, зав кафедрой психологии Российского государственного социального университета...
Учебно-методический комплекс опд. Р. 07. Психоанализ iconУчебно-методический комплекс по курсу «Психоанализ материнских конфликтов»...
Котляров Владислав Львович., Психоанализ материнских конфликтов. – М.: Ноу впо «Институт психоанализа», 7 с
Учебно-методический комплекс опд. Р. 07. Психоанализ iconУчебно-методический комплекс дисциплины опд. Ф. 25 (опд. Ф. 13) «Специальная психология»
Основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности (специальностям)
Учебно-методический комплекс опд. Р. 07. Психоанализ iconУчебно-методический комплекс дисциплины опд. Ф. 25 (опд. Ф. 13) «Специальная психология»
Основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности (специальностям)
Учебно-методический комплекс опд. Р. 07. Психоанализ iconУчебно-методический комплекс дисциплины опд. Ф. 20 Опд. Р. 2 «Невропатология»
Специальная дошкольная педагогика и психология со специализацией Семейная коррекционная педагогика
Учебно-методический комплекс опд. Р. 07. Психоанализ iconУчебно-методический комплекс дисциплины опд. Ф. 20 Опд. Р. 2 «Невропатология»
Специальная дошкольная педагогика и психология со специализацией Семейная коррекционная педагогика
Учебно-методический комплекс опд. Р. 07. Психоанализ iconУчебно-методический комплекс по дисциплине опд. В «Строй французского...
Учебно-методический комплекс утвержден на заседании кафедры французского языка протокол №4 от 27 февраля 2009 г
Учебно-методический комплекс опд. Р. 07. Психоанализ iconУчебно-методический комплекс дисциплины опд. Р. 1 Основы нейрофизиологии...
Рецензенты: Лях К. Ф., преподаватель высшей категории Мурманского медицинского колледжа
Учебно-методический комплекс опд. Р. 07. Психоанализ iconУчебно-методический комплекс дисциплины опд. В 2 опд. В 1 Современный...
Педагогика и методика начального образования со специализацией «Обучение информатике в начальной школе»
Учебно-методический комплекс опд. Р. 07. Психоанализ iconУчебно-методический комплекс по опд. Ф. 15 «Конституционное право...
Учебно-методический комплекс по дисциплине «Конституционное право зарубежных стран» составлен на основании «Положения об учебно-методическом...
Учебно-методический комплекс опд. Р. 07. Психоанализ iconУчебно-методический комплекс по циклу дисциплин опд. Ф. 16 Для студентов очной
Данный учебно-методический комплекс, студенты смогут систематизировать и конкретизировать знания, приобретенные в процессе изучения...
Учебно-методический комплекс опд. Р. 07. Психоанализ iconУчебно-методический комплекс дисциплины опд. Ф. 24. (Опд. Ф 12)«Анатомия,...
Специальная дошкольная педагогика и психология с доп спец. Специальная психология
Учебно-методический комплекс опд. Р. 07. Психоанализ iconУчебно-методический комплекс дисциплины опд. В 3 введение в бизнес
...
Учебно-методический комплекс опд. Р. 07. Психоанализ iconУчебно-методический комплекс дисциплины опд. , Опд. Ф. 5
Цель: введение студентов в круг проблем и вопросов физической географии, связанных с познанием теории ландшафта. Показать значение...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск