Скачать 454.54 Kb.
|
www.koob.ru ОБЩАЯ ПСИХОДИАГНОСТИКА МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ Автор-составитель О. В. Белова Новосибирск: Научно-учебный центр психологии НГУ, 1996 Введение Тема 1. ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА КАК НАУКА Тема 2. КЛАССИФИКАЦИИ ПСИХОДИАГНОСТИЧЕСКИХ МЕТОДОВ Тема 3. СТАНДАРТИЗОВАННЫЕ МЕТОДЫ ПСИХОДИАГНОСТИКИ (ТЕСТЫ) Тема 4. СТАНДАРТИЗОВАННЫЕ САМООТЧЕТЫ Тема 5. ПРОЕКТИВНЫЕ МЕТОДИКИ Тема 6. ПСИХОДИАГНОСТИКА КАК ПРАКТИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ Дополнительная литература ко всему курсу Введение Методическое пособие по общей психодиагностике адресовано слушателям спецфакультетов психологии, а также начинающим психотерапевтам и психологам-консультантам. Логика и структура пособия подчинены принятому в отечественной психологии подходу к пониманию общей психодиагностики. Первые две темы вводные. Они нацелены на создание общего представления о предмете психологической диагностики. Следующие разделы посвящены трем основным подходам к измерению индивидуально-психологических особенностей человека: тестам, самоотчетам, проективным методикам. Последняя тема освещает особенности практического применения психодиагностических методов. Каждый раздел сопровождается списком литературы. В конце пособия приводится общий список. © Белова Оксана Владимировна, составление 1994, 1996 © Научно-учебный центр психологии НГУ, 1996 Тема 1 ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА КАК НАУКА 1. Исторические корни современной психодиагностики [1] Психология не может стать прочной и точной, как физические науки, если не будет базироваться на эксперименте и измерении. Д.М. Кеттел (журнал "Mind", 1890) Становление и развитие психодиагностики происходит в конце XIX в. Оно связано с зарождением дифференциально-психологического изучения человека , которое складывалось под влиянием запросов практики. В конце XIX века оформилась "индивидуальная психология" , целью которой было изучение индивидуальных особенностей человека с помощью экспериментально-психологических методов. Первыми достижениями индивидуальной психологии были исследования учеников В.Вундта: Э.Крепелина, Д.Кеттела, а также других ученых – А.Бине, А.Лазурского. В начале ХХ века сложились благоприятные условия для возникновения тестологии . Рост промышленности, вовлеченность больших масс в процесс производства (в США), потребность в высококвалифицированных рабочих побуждали промышленников обратиться к проблеме профессионального отбора, профориентации. Это способствовало возникновению тестов . Но тестология не являлась единственным направлением психологии индивидуальных различий (другое название – "дифференциальная психология" ). Русский ученый А.Ф.Лазурский (в 1912 г.) писал, что изучать индивидуальные различия с помощью одних только тестов недостаточно. Он выступал за естественный эксперимент, благодаря которому исследовались не отдельные психические процессы (как с помощью тестов), а психические функции и личность в целом. Примерно в эти же годы другим русским ученым Г.И. Россолимо был предложен метод целостной оценки личности с помощью "психологического профиля", показывающего уровни развития психических процессов. Перечисленные тенденции становления психологического знания в нашей стране и за рубежом явились прототипами современных направлений в психодиагностике. 2. Предмет психодиагностики как научного знания [2] Психологическая диагностика изучает способы распознавания и измерения индивидуально-психологических особенностей человека (свойств его личности и особенностей интеллекта). Распознавание и измерение осуществляется с помощью методов психодиагностики (см. Тема 2). Психодиагностика неразрывно связана с предметными областями психологической науки: общей психологией, медицинской, возрастной, социальной и др. Явления, свойства и особенности, изучаемые перечисленными науками, измеряют с помощью психодиагностических методов. Результаты психодиагностических измерений могут показывать не только наличие того или иного свойства, степень его выраженности, уровень развития, они могут также выступать как способы проверки истинности теоретико-психологических построений различных психологических направлений. Так же, как психодиагностика "обслуживает" предметные области психологической науки, саму психодиагностику "обслуживает" так называемая дифференциальная психометрия. Целью дифференциальной психометрии является разработка требований к измерительным психодиагностическим методам. Эти требования относятся к адаптации методов, интерпретации получаемых данных, к процедуре разработки методов, разработке и применению математического аппарата для анализа получаемых данных. 3. Номотетический и идеографический подходы в психодиагностике В психодиагностике выделяют два подхода измерения и распознавания индивидуально-психологических особенностей человека: номотетический [3] и идеографический [4]. Эти подходы отличаются по следующим основаниям:
Примечания: [1] См. 1. С. 23-34; 3. С. 261-273. [2] См. 1. С. 3-14. [3] Номотетический (от лат. Norma – образец) подход – измерение индивидуально-психологических особенностей, требующее соотнесения с нормой. [4] Идеографический (от греч. образ, идея) подход – распознавание индивидуально-психологических особенностей и их описание. Литература:
Тема 2 КЛАССИФИКАЦИИ ПСИХОДИАГНОСТИЧЕСКИХ МЕТОДОВ Психодиагностические методы объединяют в группы по разным основаниям. Вот некоторые наиболее распространенные классификации методов психодиагностики. 1. Классификации методов по Й.Шванцаре [5] Й.Шванцара объединяет психодиагностические методы в группы по следующим основаниям:
2. Классификации психодиагностических методов по В.К.Гайде, В.П.Захарову [6] Авторы этих классификаций объединяют психодиагностические методы по следующим основаниям:
3. Классификации психодиагностических методов по А.А.Бодалеву, В.В.Столину [7] Авторы объединяют методы психодиагностики в группы по разным основаниям:
"Каждый тест может быть охарактеризован как точка в многомерном пространстве оснований." В.К. Гайда Примечания: [5] См. 5; [6] См. 2; [7] См. 3. Литература:
Тема 3 СТАНДАРТИЗОВАННЫЕ МЕТОДЫ ПСИХОДИАГНОСТИКИ (ТЕСТЫ) 1. Определение понятия психологического теста [8] В отечественной и зарубежной литературе представлено огромное разнообразие определений понятия психологического теста. Ниже приведены некоторые из них. "Психологический тест в сущности есть объективное и стандартизованное измерение выборки поведения" (2, с. 31). "Тест – стандартизованное, часто ограниченное во времени испытание, предназначенное для установления количественных (и качественных) индивидуально психологических различий" (1, с.139). "Под тестом понимается специфический инструмент для оценивания психологических качеств личности. Он состоит из совокупности заданий или вопросов, предлагаемых в стандартных условиях и предназначенных для выявления частичных типов поведения" (7, с. 13). Все определения содержат следующие общие моменты: во-первых,тест – один из методов измерения в психодиагностике наряду с такими, как проективные методы (см. Тема 5), стандартизованные самоотчеты (см. Тема 4), интервью, аппаратурные методы и др.; во-вторых,это метод измерения свойств личности и особенностей интеллекта; в-третьих,это метод измерения, который характеризуется высокой степенью объективности, надежности и валидности. Объективность, валидность и надежность – требования, которым должен удовлетворять каждый тест. Рассмотрению этих понятий посвящены следующие параграфы. 2. Психологический тест как объективное измерение [9] |
Методические указания к лекционному и семинарскому курсу общей психологии... Методические указания адресованы студентам отделения Клинической психологии Волгоградского государственного медицинского университета,... | Методические указания и задания по выполнению контрольной работы новосибирск 2003 Ветеринарная фармакология: Методические указания и задания по выполнению контрольных работ /Новосиб гос аграр ун-т; Сост.: Г. А.... | ||
Методические материалы по курсу Челябинск Издательский центр юурГУ Философия: Методические указания/ Составитель Д. В. Соломко. – Челябинск: Издательский центр юурГУ, 2011. – 26 с | Объект, предмет и задачи психологии Исторические этапы развития психологии Методы психологии Методические указания разработаны кандидатом психологических наук, доцентом кафедры психологии личности Е. В. Прокопьевой | ||
Государственное бюджетное учреждение культуры Рязанской области «Рязанский... Дубровина Л. И. (автор-составитель). Модельный стандарт изданий. Рязань: гбук ро «ронмц нт», 2013 | Методические указания для выполнения реферата Новосибирск 2012 Методические указания предназначены для студентов, обучающихся по специальности | ||
Методические указания по их выполнению 18 Вопросы для подготовки к зачету 18 Автор-составитель: д э н., профессор, сертифицированный оценщик бизнеса А. Ф. Пацкалев | Методические указания для студентов факультета психологии санкт-петербург Методические указания предназначены для самостоятельной подготовки по курсу «Управленческое консультирование (психологический аспект)»... | ||
Методические указания содержат программу и тематический план курса,... ... | Автор: Панченко А. Л. категория: Путь к себе ← Учения Методические указания разработаны кандидатом психологических наук, доцентом кафедры психологии личности Е. В. Прокопьевой | ||
В. Н. Сушкова Автор (составитель) доцент каф зар лит., к ф. н Рабочая программа и методические указания по спецсеминару (спецкурсу) "История французской драматургии и театра" | Методические указания по самостоятельной работе Красноярск сфу 2011 Составитель: В. А. Кратасюк Методические указания предназначены для студентов, обучающихся по направлению 020400. 68 «Биология» | ||
Методические указания по самостоятельной работе Красноярск сфу 2011 Составитель: Свидерская И. В ... | Методические указания для подготовки к практическим занятиям по дисциплине Автор-составитель: НащекинаЕ. В. кандидат юридических наук, доцент кафедры государственно-правовых дисциплин дф рпа минюста РФ | ||
Методические указания к спецкурсу «Теория и практика нейролингвистического... Методические указания разработаны кандидатом психологических наук, доцентом кафедры психологии личности Е. В. Прокопьевой | Методические указания и тематика контрольных работ для студентов... Культурология: Методические указания и тематика контрольных работ / Сост. Н. Д. Михайлова. Новосиб гос аграр ун-т. Новосибирск, 2007.... |