Методические указания автор-составитель О. В. Белова Новосибирск: Научно-учебный центр психологии нгу, 1996





Скачать 454.54 Kb.
НазваниеМетодические указания автор-составитель О. В. Белова Новосибирск: Научно-учебный центр психологии нгу, 1996
страница1/5
Дата публикации19.08.2013
Размер454.54 Kb.
ТипМетодическое пособие
100-bal.ru > Психология > Методическое пособие
  1   2   3   4   5

www.koob.ru






ОБЩАЯ ПСИХОДИАГНОСТИКА
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

Автор-составитель О. В. Белова
Новосибирск: Научно-учебный центр психологии НГУ, 1996


Введение

Тема 1. ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА КАК НАУКА
Тема 2.
КЛАССИФИКАЦИИ ПСИХОДИАГНОСТИЧЕСКИХ МЕТОДОВ
Тема 3.
СТАНДАРТИЗОВАННЫЕ МЕТОДЫ ПСИХОДИАГНОСТИКИ (ТЕСТЫ)
Тема 4.
СТАНДАРТИЗОВАННЫЕ САМООТЧЕТЫ
Тема 5.
ПРОЕКТИВНЫЕ МЕТОДИКИ
Тема 6.
ПСИХОДИАГНОСТИКА КАК ПРАКТИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Дополнительная литература ко всему курсу



Введение

Методическое пособие по общей психодиагностике адресовано слушателям спецфакультетов психологии, а также начинающим психотерапевтам и психологам-консультантам.

Логика и структура пособия подчинены принятому в отечественной психологии подходу к пониманию общей психодиагностики.

Первые две темы вводные. Они нацелены на создание общего представления о предмете психологической диагностики. Следующие разделы посвящены трем основным подходам к измерению индивидуально-психологических особенностей человека: тестам, самоотчетам, проективным методикам. Последняя тема освещает особенности практического применения психодиагностических методов.

Каждый раздел сопровождается списком литературы. В конце пособия приводится общий список.

© Белова Оксана Владимировна, составление 1994, 1996
© Научно-учебный центр психологии НГУ, 1996

 






Тема 1

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА КАК НАУКА

1. Исторические корни современной психодиагностики [1]

Психология не может стать прочной
и точной, как физические науки,
если не будет базироваться на эксперименте
и измерении.


Д.М. Кеттел
(журнал "Mind", 1890)

Становление и развитие психодиагностики происходит в конце XIX в. Оно связано с зарождением дифференциально-психологического изучения человека , которое складывалось под влиянием запросов практики. В конце XIX века оформилась "индивидуальная психология" , целью которой было изучение индивидуальных особенностей человека с помощью экспериментально-психологических методов. Первыми достижениями индивидуальной психологии были исследования учеников В.Вундта: Э.Крепелина, Д.Кеттела, а также других ученых – А.Бине, А.Лазурского.

В начале ХХ века сложились благоприятные условия для возникновения тестологии . Рост промышленности, вовлеченность больших масс в процесс производства (в США), потребность в высококвалифицированных рабочих побуждали промышленников обратиться к проблеме профессионального отбора, профориентации. Это способствовало возникновению тестов .

Но тестология не являлась единственным направлением психологии индивидуальных различий (другое название – "дифференциальная психология" ). Русский ученый А.Ф.Лазурский (в 1912 г.) писал, что изучать индивидуальные различия с помощью одних только тестов недостаточно. Он выступал за естественный эксперимент, благодаря которому исследовались не отдельные психические процессы (как с помощью тестов), а психические функции и личность в целом. Примерно в эти же годы другим русским ученым Г.И. Россолимо был предложен метод целостной оценки личности с помощью "психологического профиля", показывающего уровни развития психических процессов.

Перечисленные тенденции становления психологического знания в нашей стране и за рубежом явились прототипами современных направлений в психодиагностике.

2. Предмет психодиагностики как научного знания [2]

Психологическая диагностика изучает способы распознавания и измерения индивидуально-психологических особенностей человека (свойств его личности и особенностей интеллекта). Распознавание и измерение осуществляется с помощью методов психодиагностики (см. Тема 2).

Психодиагностика неразрывно связана с предметными областями психологической науки: общей психологией, медицинской, возрастной, социальной и др. Явления, свойства и особенности, изучаемые перечисленными науками, измеряют с помощью психодиагностических методов. Результаты психодиагностических измерений могут показывать не только наличие того или иного свойства, степень его выраженности, уровень развития, они могут также выступать как способы проверки истинности теоретико-психологических построений различных психологических направлений.

Так же, как психодиагностика "обслуживает" предметные области психологической науки, саму психодиагностику "обслуживает" так называемая дифференциальная психометрия. Целью дифференциальной психометрии является разработка требований к измерительным психодиагностическим методам. Эти требования относятся к адаптации методов, интерпретации получаемых данных, к процедуре разработки методов, разработке и применению математического аппарата для анализа получаемых данных.

3. Номотетический и идеографический подходы в психодиагностике

В психодиагностике выделяют два подхода измерения и распознавания индивидуально-психологических особенностей человека: номотетический [3] и идеографический [4]. Эти подходы отличаются по следующим основаниям:

  1. понимание объекта измерения;

  2. направленность измерения;

  3. характер методов измерения.

Основание

Номотетический подход

Идеографический подход

Понимание объекта измерения

Понимание личности как набора свойств

Понимание личности как целостной системы

Направленность измерения

Выявление и измерение общих для всех людей свойств личности

Распознавание индивидуальных особенностей личности

Методы измерения

Стандартизованные методы измерения, требующие сопоставления с нормой

Проективные методики и идеографические техники

Примечания:

[1] См. 1. С. 23-34; 3. С. 261-273.
[2] См. 1. С. 3-14.
[3] Номотетический (от лат. Norma – образец) подход – измерение индивидуально-психологических особенностей, требующее соотнесения с нормой.
[4] Идеографический (от греч. образ, идея) подход – распознавание индивидуально-психологических особенностей и их описание.

Литература:

  1. Общая психодиагностика / Под ред. А.А.Бодалева, В.В.Столина.– М.: Изд-во МГУ, 1987.

  2. Словарь-справочник по психологической диагностике / Бурлачук Л.Ф., Морозов С.М., отв. ред. С.Б. Крымский. – Киев : Наук. думка, 1989. С. 114-116.

  3. Ярошевский М.Г. История психологии. – М.: Мысль, 1976. С.463






Тема 2

КЛАССИФИКАЦИИ
ПСИХОДИАГНОСТИЧЕСКИХ МЕТОДОВ

Психодиагностические методы объединяют в группы по разным основаниям. Вот некоторые наиболее распространенные классификации методов психодиагностики.

1. Классификации методов по Й.Шванцаре [5]

Й.Шванцара объединяет психодиагностические методы в группы по следующим основаниям:

  1. по используемому материалу (вербальные, невербальные, манипуляционные, тесты "бумаги и карандаша" и т.д.);

  2. по количеству получаемых показателей (простые и комплексные);

  3. тесты с "правильным" решением и тесты с возможностью различных ответов;

  4. по психической активности испытуемых:

    • интроспективные (сообщение испытуемого о личном опыте, отношениях): анкеты, беседа;

    • экстроспективные (наблюдение и оценка разнообразных проявлений);

    • проективные (см. Тему 5). Испытуемый проецирует неосознаваемые свойства личности (внутренние конфликты, скрытые влечения и др.) на малоструктурированные, многозначные стимулы;

    • исполнительные. Испытуемый осуществляет какое-либо действие (перцепционное, мыслительное, моторное), количественный уровень и качественные особенности которого являются показателем интеллектуальных и личностных черт.

2. Классификации психодиагностических методов по В.К.Гайде, В.П.Захарову [6]

Авторы этих классификаций объединяют психодиагностические методы по следующим основаниям:

  1. по качеству: стандартизованные, нестандартизованные;

  2. по назначению:

    • общедиагностические (тесты личности по типу опросников Р.Кеттелла или Г.Айзенка, тесты общего интеллекта);

    • тесты профессиональной пригодности;

    • тесты специальных способностей (технических, музыкальных, тесты для пилотов);

    • тесты достижений;

  3. по материалу, которым оперирует испытуемый:

    • бланковые;

    • предметные (кубики Кооса, "сложение фигур" из набора Векслера);

    • аппаратурные (устройства для изучения особенностей внимания и т.д.);

  4. по количеству обследуемых: индивидуальные и групповые;

  5. по форме ответа: устные и письменные;

  6. по ведущей ориентации: тесты на скорость, тесты мощности, смешанные тесты. В тестах мощности задачи трудны и время решения не ограничено; исследователя интересует как успешность, так и способ решения задачи;

  7. по степени однородности задач: гомогенные и гетерогенные (отличаются тем, что в гомогенных задачи схожи друг с другом и применяются для измерения вполне определенных личностных и интеллектуальных свойств; в гетерогенных тестах задачи разнообразны и применяются для оценки разнообразных характеристик интеллекта);

  8. По комплексности: изолированные тесты и тестовые наборы (батареи);

  9. по характеру ответов на задачи: тесты с предписанными ответами, тесты со свободными ответами;

  10. по области охвата психического: тесты личности и интеллектуальные тесты;

  11. по характеру умственных действий: вербальные, невербальные.

3. Классификации психодиагностических методов по А.А.Бодалеву, В.В.Столину [7]

Авторы объединяют методы психодиагностики в группы по разным основаниям:

  1. по характеристике того методического принципа, который положен в основу данного приема:

    • объективные тесты (в которых возможен правильный ответ, то есть правильное выполнение задания);

    • стандартизованные самоотчеты:

      • тесты-опросники, открытые опросники (см. Тема 4);

      • шкальные техники (семантический дифференциал Ч.Осгуда), субъективная классификация (см. Тема 4);

      • индивидуально-ориентированные техники (идеографические) типа ролевых репертуарных решеток (см. Тема 4);

    • проективные техники (см. Тема 5);

    • диалогические техники (беседы, интервью, диагностические игры);

  2. по мере вовлеченности в диагностическую процедуру самого психодиагноста и степени его влияния на результат психодиагностики: объективные и диалогические. Первые характеризуются минимальной степенью вовлеченности психодиагноста в процедуру проведения, обработки и интерпретации результата, вторые – большой степенью вовлеченности. Мера вовлеченности характеризуется влиянием опыта, профессиональных навыков, личности экспериментатора и других его характеристик, самой диагностической процедурой. Ниже приведена шкала, на которой располагается весь континуум психодиагностических методов от полюса объективных до полюса диалогических.

ОБЪЕКТИВНЫЕ

ДИАЛОГИЧЕСКИЕ

тесты
многие опросники
шкальные техники

беседы
интервью
диагностические игры
патопсихологический эксперимент
некоторые проективные методики

"Каждый тест может быть охарактеризован как точка в многомерном пространстве оснований."

В.К. Гайда

Примечания:

[5] См. 5;   [6] См. 2;   [7] См. 3.

Литература:

  1. Анастази А. Психологическое тестирование. Т.II. – М. : Педагогика, 1982. С. 114-119.

  2. Гайда В.К., Захаров В.П. Психологическое тестирование: учебное пособие. – Л. : Изд-во ЛГУ, 1982. С. 13-18.

  3. Общая психодиагностика / Под ред. А.А.Бодалева, В.В.Столина. – М. : Изд-во МГУ, 1988. С. 10-13.

  4. Практикум по психодиагностике: дифференциальная психометрика / Под ред. В.В.Столина, А.Г.Шмелева. – М. : Изд-во МГУ, 1984. С. 16-17.

  5. Шванцара Й. Диагностика психического развития. – Прага : медицинское изд-во Авиценум, 1978. С. 46.






Тема 3

СТАНДАРТИЗОВАННЫЕ МЕТОДЫ
ПСИХОДИАГНОСТИКИ (ТЕСТЫ)

1. Определение понятия психологического теста [8]

В отечественной и зарубежной литературе представлено огромное разнообразие определений понятия психологического теста. Ниже приведены некоторые из них. "Психологический тест в сущности есть объективное и стандартизованное измерение выборки поведения" (2, с. 31). "Тест – стандартизованное, часто ограниченное во времени испытание, предназначенное для установления количественных (и качественных) индивидуально психологических различий" (1, с.139). "Под тестом понимается специфический инструмент для оценивания психологических качеств личности. Он состоит из совокупности заданий или вопросов, предлагаемых в стандартных условиях и предназначенных для выявления частичных типов поведения" (7, с. 13). Все определения содержат следующие общие моменты:

во-первых,тест – один из методов измерения в психодиагностике наряду с такими, как проективные методы (см. Тема 5), стандартизованные самоотчеты (см. Тема 4), интервью, аппаратурные методы и др.;

во-вторых,это метод измерения свойств личности и особенностей интеллекта;

в-третьих,это метод измерения, который характеризуется высокой степенью объективности, надежности и валидности.

Объективность, валидность и надежность – требования, которым должен удовлетворять каждый тест. Рассмотрению этих понятий посвящены следующие параграфы.

2. Психологический тест как объективное измерение [9]
  1   2   3   4   5

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Методические указания автор-составитель О. В. Белова Новосибирск: Научно-учебный центр психологии нгу, 1996 iconМетодические указания к лекционному и семинарскому курсу общей психологии...
Методические указания адресованы студентам отделения Клинической психологии Волгоградского государственного медицинского университета,...
Методические указания автор-составитель О. В. Белова Новосибирск: Научно-учебный центр психологии нгу, 1996 iconМетодические указания и задания по выполнению контрольной работы новосибирск 2003
Ветеринарная фармакология: Методические указания и задания по вы­полнению контрольных работ /Новосиб гос аграр ун-т; Сост.: Г. А....
Методические указания автор-составитель О. В. Белова Новосибирск: Научно-учебный центр психологии нгу, 1996 iconМетодические материалы по курсу Челябинск Издательский центр юурГУ
Философия: Методические указания/ Составитель Д. В. Соломко. – Челябинск: Издательский центр юурГУ, 2011. – 26 с
Методические указания автор-составитель О. В. Белова Новосибирск: Научно-учебный центр психологии нгу, 1996 iconОбъект, предмет и задачи психологии Исторические этапы развития психологии Методы психологии
Методические указания разработаны кандидатом психологических наук, доцентом кафедры психологии личности Е. В. Прокопьевой
Методические указания автор-составитель О. В. Белова Новосибирск: Научно-учебный центр психологии нгу, 1996 iconГосударственное бюджетное учреждение культуры Рязанской области «Рязанский...
Дубровина Л. И. (автор-составитель). Модельный стандарт изданий. Рязань: гбук ро «ронмц нт», 2013
Методические указания автор-составитель О. В. Белова Новосибирск: Научно-учебный центр психологии нгу, 1996 iconМетодические указания для выполнения реферата Новосибирск 2012
Методические указания предназначены для студентов, обучающихся по специальности
Методические указания автор-составитель О. В. Белова Новосибирск: Научно-учебный центр психологии нгу, 1996 iconМетодические указания по их выполнению 18 Вопросы для подготовки к зачету 18
Автор-составитель: д э н., профессор, сертифицированный оценщик бизнеса А. Ф. Пацкалев
Методические указания автор-составитель О. В. Белова Новосибирск: Научно-учебный центр психологии нгу, 1996 iconМетодические указания для студентов факультета психологии санкт-петербург
Методические указания предназначены для самостоятельной подготовки по курсу «Управленческое консультирование (психологический аспект)»...
Методические указания автор-составитель О. В. Белова Новосибирск: Научно-учебный центр психологии нгу, 1996 iconМетодические указания содержат программу и тематический план курса,...
...
Методические указания автор-составитель О. В. Белова Новосибирск: Научно-учебный центр психологии нгу, 1996 iconАвтор: Панченко А. Л. категория: Путь к себе ← Учения
Методические указания разработаны кандидатом психологических наук, доцентом кафедры психологии личности Е. В. Прокопьевой
Методические указания автор-составитель О. В. Белова Новосибирск: Научно-учебный центр психологии нгу, 1996 iconВ. Н. Сушкова Автор (составитель) доцент каф зар лит., к ф. н
Рабочая программа и методические указания по спецсеминару (спецкурсу) "История французской драматургии и театра"
Методические указания автор-составитель О. В. Белова Новосибирск: Научно-учебный центр психологии нгу, 1996 iconМетодические указания по самостоятельной работе Красноярск сфу 2011 Составитель: В. А. Кратасюк
Методические указания предназначены для студентов, обучающихся по направлению 020400. 68 «Биология»
Методические указания автор-составитель О. В. Белова Новосибирск: Научно-учебный центр психологии нгу, 1996 iconМетодические указания по самостоятельной работе Красноярск сфу 2011 Составитель: Свидерская И. В
...
Методические указания автор-составитель О. В. Белова Новосибирск: Научно-учебный центр психологии нгу, 1996 iconМетодические указания для подготовки к практическим занятиям по дисциплине
Автор-составитель: НащекинаЕ. В. кандидат юридических наук, доцент кафедры государственно-правовых дисциплин дф рпа минюста РФ
Методические указания автор-составитель О. В. Белова Новосибирск: Научно-учебный центр психологии нгу, 1996 iconМетодические указания к спецкурсу «Теория и практика нейролингвистического...
Методические указания разработаны кандидатом психологических наук, доцентом кафедры психологии личности Е. В. Прокопьевой
Методические указания автор-составитель О. В. Белова Новосибирск: Научно-учебный центр психологии нгу, 1996 iconМетодические указания и тематика контрольных работ для студентов...
Культурология: Методические указания и тематика контрольных работ / Сост. Н. Д. Михайлова. Новосиб гос аграр ун-т. Новосибирск, 2007....


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск