Скачать 410.61 Kb.
|
На правах рукописи__________________ВЫШКВЫРКИНА Мария Александровна КОНСТРУКТИВНЫЕ И ДЕСТРУКТИВНЫЕ ТИПЫ РЕАКЦИЙ НА ПРОТИВОРЕЧИЕ В СИСТЕМЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ДРУГОМ ЧЕЛОВЕКЕ Специальность 19.00.01 – «Общая психология, психология личности, история психологии» (психологические науки) АВТОРЕФЕРАТдиссертации на соискание ученой степени кандидата психологических наук (психологические науки) Ростов-на-Дону 2009 Работа выполнена на кафедре психологии образования Педагогического института Южного федерального университета Научный руководитель - доктор психологических наук, профессор, Белоусова Алла Константиновна Официальные оппоненты: доктор психологических наук, профессор, Скрипкина Татьяна Петровна; кандидат психологических наук, доцент, Барсукова Оксана Владимировна Ведущая организация - ГОУ ДПО «Ростовский областной институт повышения квалификации и переподготовки работников образования» Защита состоится «29» октября 2009 года в 09.30 на заседании совета Д-212.208.04 по защите диссертаций на соискание ученой степени кандидата психологических наук при Южном федеральном университете по адресу: 344038, г. Ростов-на-Дону, проспект М. Нагибина, 13, факультет психологии, ауд. 222. С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Южного федерального университета по адресу: 344006, г. Ростов-на-Дону, ул. Пушкинская, 148. Автореферат разослан «28» сентября 2009 года. Ученый секретарь диссертационного совета, кандидат психологических наук, доцент Тащёва А.И. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ Актуальность исследования. В последнее время, когда практическая жизнь людей требует интенсивного, но часто кратковременного общения, вопросы исследования механизмов, закономерностей познания другого человека выступают одной из актуальных задач психологии. Процессы познания другого человека включены в повседневную жизнь, общение и деятельность человека, но достаточно часто выступают как фон, на котором проходит профессиональная и предметная деятельность. Интенсивность и динамика социальной, экономической жизни часто приводит к изменению особенностей и паттернов поведения людей, которые вступают в противоречие со сложившимся представлением о них у других людях. Способность к решению возникающих противоречий межличностного взаимодействия характеризует познавательные возможности человека, связанные с развитием мышления о другом человеке. В психологии на первый план в развитии представлений о мышлении выходят закономерности, механизмы и процессы, связанные с познанием предметного мира, а вопросы познания другого, мышления о другом, мышления в структуре межличностного познания длительное время не возникали как проблема психологического анализа. Мышление в структуре межличностного познания изучалось в рамках общепсихологической теории мышления /А.К. Белоусова, 2005; В.В. Знаков, 1999; С.Л. Рубинштейн, 2003; О.К. Тихомиров, 2002/, в рамках теории социального познания /К.А Абульханова-Славская, 1999; Г.М. Андреева, 2000; А.А. Бодалев, 2005; К.М. Романов, 1993 и др./, в рамках различных когнитивных подходов / Л. Фестингер, 2000 и др./, в рамках изучения совместной деятельности /О.Н. Новикова, 2003; К.М. Романов, 1993; Ю.Л. Ханин, 1991и др./ и социального интеллекта /М.И. Бобнева, 1979; Б.А. Кулагин, 1984; В.Н. Куницына, 2001; Е.С. Михайлова, 1996; М.В. Оданович, 2000; Д.В. Ушаков, 2007; А.Л. Южанинова, 1985 и др./. В рамках данных направлений исследовались не только процессы познания другого человека, но и процессы познания социальной действительности, а также процессы восприятия, понимания, мышления, воображения и социальной адаптации. Способность к решению противоречий межличностного взаимодействия нашла отражение в изучении мышления в структуре межличностного познания. В то же время изучение личностных детерминант этого феномена, определяющих реакции человека на противоречия в системе знаний о другом, остается практически не изученным. Таким образом, актуальность исследования обусловлена недостаточной изученностью особенностей реакций человека на противоречия в системе знаний о другом человеке в теоретических и эмпирических работах отечественных и зарубежных исследователей. А так же отсутствием работ, посвященных изучению личностных особенностей, оказывающих влияние на отражение противоречий в системе знаний о другом человеке. Необходимо дальнейшее изучение процессов познания другого человека, исследование способов «ухода» от этого познания и соотношения понятий «социальный интеллект» и «мышление о другом человеке». В связи с этим значительный научный и практический интерес представляет выявление реакций человека на противоречия в системе знаний о другом человеке, изучение особенностей этих реакций в структуре социального интеллекта, а так же личностная детерминация реакций человека на противоречия в системе знаний о другом человеке. Цель работы заключается в изучение типов реакций человека на противоречие в системе представлений о другом человеке. Объект исследования: студенты-медики Ростовского государственного медицинского университета. Предмет исследования: различные типы реакций человека на противоречие в системе представлений о другом человеке. Для достижения поставленной цели предполагалось решение следующих задач. Теоретические задачи: 1. Проанализировать основные подходы к проблеме изучения социального интеллекта, рассмотреть его сущность, структуру и функции. 2. Провести анализ основных подходов к изучению соотношения явлений «социальный интеллект» и «мышление о другом человеке». 3. Выявить основные направления исследования мышления о другом человеке в психологии. 4. Выделить личностные основания, детерминирующие отражение противоречий в системе представлений о другом человеке. Методические задачи: 5. Подобрать методический инструментарий, адекватный целям и задачам исследования. 6. В соответствии с поставленными целями и задачами исследования разработать методический инструментарий, направленный на выявление реакций человека на противоречие в системе представлений о другом человеке. Эмпирические задачи: 7. Определить уровень развития социального интеллекта в целом и отдельных способностей, входящих в его структуру. 8. Выявить типы реакций на противоречие в системе представлений о другом человеке, выделить реакции, направленные на разрешение противоречия и возникновение мышления о другом человеке, и реакции, означающие «уход» от мышления о другом. 9. Провести сравнительное изучение различных типов реакций на противоречие о другом человеке у студентов с разным уровнем развития социального интеллекта. 10. Доказать, что реакции на противоречие в системе представлений о другом человеке взаимосвязаны с социальным интеллектом, показать особенности взаимосвязи различных типов реакций на противоречие о другом и компонентов социального интеллекта. 11. Выделить личностные детерминанты: копинг - стратегии, методы психологической защиты, коммуникативные качества личности, связанные с возникновением различных типов реакций человека на противоречие о другом человеке и определяющие отражение противоречий в системе знаний о другом человеке. Гипотезы исследования: 1. На противоречие в системе знаний о другом человеке возникают различные типы реакций, которые могут быть сведены к конструктивным и деструктивным типам. 2. Деструктивные типы реакций, реакции «ухода» от решения противоречий в системе знаний о другом человеке могут отличаться по степени активности, по степени принятия ситуации и по направленности. 3. Конструктивные типы реакций могут различаться по преобладающему процессу мышления: «оценочные», «действенные» и «смыслопорождающие». 4. Конструктивные типы реакций на противоречие могут быть взаимосвязаны с компонентами мышления о другом человеке и социального интеллекта. Существуют различия в представленности конструктивных типов реакций у лиц с разным уровнем развития социального интеллекта. 5. Конструктивные и деструктивные типы реакций на противоречие о другом в системе знаний о человеке обуславливаются личностными детерминантами: преобладающие методы психологической защиты, коммуникативные качества личности, стратегия копинг - поведения в стрессовой ситуации. Цель, объект, предмет и задачи исследования обусловили выбор объекта эмпирического исследования. Исследование проводилось в период с 2005 по 2008 год среди студентов. Всего в исследовании приняли участие 276 человек возрасте от 17 до 19 лет. Методы и методики исследования. Был использован теоретический анализ психологической литературы, направленный на детальное изучение исследуемой проблемы; анализ различных теорий социального интеллекта и мышления о другом человеке; анализ работ отечественных и зарубежных авторов по проблемам копинг - стратегий и методов психологической защиты. В эмпирическом исследовании были использованы апробированные тестовые методики: методика социального интеллекта Гилфорда – Салливена /в адаптации Е.С. Михайловой (Алешиной)/; 16-факторный личностный опросник Р. Кетелла (блок коммуникативных качеств); копинг-поведение в стрессовых ситуациях /С. Норман, Д. Ф. Эндлер, Д. А. Джеймс, М. И. Паркер; адаптированный вариант Т.А. Крюковой/; диагностика типологий психологической защиты /Р. Плутчик в адаптации Л.И. Вассермана, О.Ф. Ерышева, Е Б. Клубовой и др./; методика диагностики реакций человека на противоречие в системе знаний о другом человеке; элементы контент - анализа. Математическая обработка данных осуществлялась с помощью методов математической статистики: описательной статистики, однофакторного дисперсионного анализа, U-критерий Манна - Уитни, критерия Фишера и корреляционного анализа по Спирмену. Компьютерная обработка данных проводилась с использованием прикладной программы SPSS 13.0 Теоретико-методологическую основу исследования составили: концепции психосоциального интеллектуального развития /Б.Г. Ананьев, 2000; К.А. Абульханова-Славская, 2001; Л.С. Выготский, 1999/; теоретические и прикладные исследования социального интеллекта /Дж. Гилфорд, 1965; В.Н. Куницына, 2001; Д.В Ушакова, 2007 и др./; теории социального познания /Г.М. Андреева, 2000; А.А. Бодалев, 2005; К.М. Романов, 2001 и др./; когнитивный подход в психологии / Л. Фестингер, 2000 и др./; концепции изучения мышления /А.К. Белоусова, 2005; В.В. Знаков, 1999; О.К. Тихомиров 2002; С.Л. Рубинштейн, 2003 и др./; Научная новизна работы состоит в следующем: 1. Впервые теоретически обоснованно и эмпирически доказано существование различных типов реакций на противоречие в системе знаний о другом человеке как явлении, связанном с мышлением о другом человеке. 2. Впервые выявлены и описаны конструктивные и деструктивные типы реакций на противоречие в системе знаний о другом человеке. 3. Впервые выделены реакции, отражающие оценочные, действенные и смыслопорождающие процессы как компоненты мышления о другом человеке, которые образуют конструктивные типы реакций. 4 Показано, что деструктивные типы реакций отличаются по степени активности: «активная» и «пассивная» реакция; - по степени принятия ситуации: «отрицание» и «принятие»; - по направленности: «агрессивная» (направленность на другого) и «меркантильная» (направленность на себя), что отражает различные формы «ухода» от решения противоречий в системе знаний о другом человеке, а значит, от мышления о другом. 5. Установлено, что студенты с различным уровнем развития социального интеллекта отличаются по степени представленности различных типов реакций на противоречие в системе знаний о другом человеке. 6. Выявлены значимые обратнопропорциональные связи между «смыслопорождающей» конструктивной реакцией и различными компонентами социального интеллекта: способностью предвидеть последствия поведения, способностью правильно оценивать состояния, чувства, намерения людей по их невербальным проявлениям и способностью к распознаванию структуры межличностных ситуаций в динамике. 7. Впервые установлены личностные детерминанты, взаимосвязанные с развитием различных типов реакций на противоречие в системе представлений о другом человеке: - для конструктивных типов реакций характерно: преобладание копинг - поведения, ориентированного на решение задач; прямая взаимосвязь с общительностью, смелостью, импульсивностью, проницательностью, стремлением к доминированию; обратная взаимосвязь с «вытеснением», «отрицанием», «компенсацией» и копинг - поведением, ориентированным на избегание. - для деструктивных типов реакций характерно: преобладание копинг - поведения, ориентированного на эмоции; преобладание «отрицания»; обратная взаимосвязь с самодостаточностью, импульсивностью, проницательностью, общительностью, «компенсацией», «регрессией» и «отрицанием». Теоретическая значимость работы определяется её вкладом в изучение личностных детерминант, влияющих на развитие различных типов реакций на противоречие в системе представлений о другом человеке. Проведён содержательный анализ теоретического и эмпирического материала, в ходе которого: - расширены представления о психологической сущности социального интеллекта и месте мышления о другом человеке в его структуре; - раскрыто психологическое содержание мышления о другом человеке и сформировано представление о возможных типах реакций на противоречие в системе представлений о другом человеке; - выявлена типология реакций на противоречие в системе представлений о другом человеке, определены реакции, способствующие развитию мышления о другом человеке; - выделены личностные детерминанты, влияющие на развитие различных типов реакций на противоречие в системе представлений о другом человеке. Практическая значимость работы состоит в том, что в ней представлены результаты решения важной прикладной задачи по определению личностных детерминант, влияющих на развитие различных типов реакций на противоречие в системе представлений о другом человеке и способствующих развитию мышления о другом человеке. Показано, что развитие личностных качеств и мышления о другом человеке должно рассматриваться как важная часть практической деятельности психологов и должно включать мероприятия психологической помощи и подготовки, предусматривающие специальные формы и методы работы, адекватного информационного, организационного и научно-методического обеспечения. Результаты исследования могут быть использованы в работе практических психологов, учителей, преподавателей, врачей, менеджеров, всех специалистов, объектом деятельности которых выступает другой человек. Данные, полученные в результате эмпирического исследования, могут служить основой для разработки тренинговых программ, направленных на повышение уровня развития социального интеллекта, и отдельных способностей, входящих в его структуру. Результаты работы могут быть использованы при организации образовательного процесса и психологического обеспечения учебной деятельности педагогов, психологов, медиков. Достоверность и надёжность полученных результатов обеспечивалась обоснованностью исходных теоретико-методологических позиций, применением комплекса методов и методик, адекватных целям и задачам исследования, их валидностью, надежностью, репрезентативным объемом выборки, стандартизацией процедуры исследования, содержательным анализом и статистической обработкой данных, полученных в результате диагностики. Положения, выносимые на защиту: 1. В процессе решения потенциально - проблемной ситуации межличностного взаимодействия возникают различные типы реакций, которые могут быть сведены к конструктивным и деструктивным реакциям. 2. Деструктивные типы реакций, реакции «ухода» от мышления о другом человеке, возникающие в процессе решения потенциально-проблемной ситуации межличностного взаимодействия, различаются: - по степени активности: «активная» и «пассивная» реакция; - по степени принятия ситуации: «отрицание» и «принятие»; - по направленности: «агрессивная» (направленность на другого) и «меркантильная» (направленность на себя). 3. Конструктивные типы реакций на противоречие в системе представлений о другом человеке различаются по преобладающему процессу мышления: «оценочные», «действенные» и «смыслопорождающие». 4. Конструктивные типы реакций на противоречие о другом человеке взаимосвязаны с социальным интеллектом и его компонентами. У лиц с высоким и низким уровнем развития социального интеллекта доминируют конструктивные типы реакций на противоречие, со средним уровнем - деструктивные. 5. Конструктивные типы реакций, связанные с развитием мышления о другом человеке, обусловлены следующими личностными детерминантами: высоким уровнем общительности, социальной смелости, импульсивности, проницательности, стремления к доминированию; копинг - поведением, ориентированным на решение задач; 6. Деструктивные типы реакций, связанные с «уходом» от мышления о другом человеке, обусловлены следующими личностными детерминантами: низким уровнем общительности, социальной смелости, импульсивности, проницательности, стремления к доминированию; копинг - поведением, ориентированным на эмоции; преобладанием «отрицания» как метода психологической защиты. |
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Цель урока: повторить классификацию веществ, типы химических реакций и признак их классификации, научить обучающихся применять полученные... | Конспект урока основные типы химических реакций фио (полностью) Щербакова Валерия Геннадьевна Познакомить учащихся с классификацией реакций по числу и составу исходных веществ и продуктов реакции | ||
Урок химии в 8 классе. Тема урока: «Типы химических реакций на примере свойств воды» Цель урока: изучить состав и строение молекулы воды, физические и химические свойства, значение воды для живых организмов, а так... | Лабораторная работа №8 Процессы окисления и восстановления, окислители и восстановители. Окислительно-восстановительная двойственность. Составление уравнений... | ||
Типы реакционных частиц. Механизмы реакций в органической химии Выбрать среди предложенных ниже электрофильные, нуклеофильные и радикальные частицы | Урок: «Скорость химических реакций. Факторы, влияющие на скорость химических реакций» Цель урока: ввести понятие о скорости химических реакций, ознакомить с факторами, влияющими на скорость химических реакций | ||
Внеклассное мероприятие Классный час «Поговорим о доброте» ... | Конспект урока по химии в 8классе «Типы химических реакций» Урок – практикум русского языка в 10 классе по теме: «Местоимение. Правописание, употребление. Подготовка к егэ» | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Повторить и закрепить знания по теме «Типы химических реакций» по составу исходных веществ и продуктов реакции | Тема: «Типы химических реакций» Задание нужно выполнить в рабочей тетради по химии, сдать на проверку на первом уроке химии после карантина. Номер варианта по месту... | ||
Задание 1 Послушайте басню Эзопа и ответьте на вопросы Цель занятия: формирование у подростков навыков адекватного общения со сверстниками и взрослыми, развитие психологической наблюдательности... | Конспект урока 8 класс Тема урока: «Типы химических реакций на примере свойств воды» Урок – практикум русского языка в 10 классе по теме: «Местоимение. Правописание, употребление. Подготовка к егэ» | ||
Конспект урока «Типы химических реакций на примере свойств воды» ... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Формирование у обучающихся представлений о человеке и Боге, их предназначении в православной культуре | ||
Конспект урока с использованием адаптивной системы обучения на тему: «Типы химической связи» Развивать умение наблюдать за протеканием химических реакций, мыслительную деятельность учащихся, практические навыки при выполнении... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Цель урока: формирование у школьников представлений о человеке как социальном существе, принадлежащем и живущем в обществе |