Волгоградский государственный социально-педагогический университет Факультет психологии и социальной работы Кафедра психологии образования и развития МАТЕРИАЛЫ ПРАКТИКУМА ПО МЕТОДАМ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ
Работу выполнила студентка группы ПС-ПОБ-11 Подгруппы 111 Беззубцева Виктория
Волгоград 2014
Лабораторная работа 4 Исследование влияния прошлого опыта на способ решения задач (методика Лачинса) Учебная задача: освоение особенностей и проведения эксперимента (на примере исследования А. Лачинс).
Этапы: Изучение особенностей реализации метода беседы на основе анализа учебных текстов
Знакомство с вариантом организации эксперимента по исследованию влияния прошлого опыта на процесс решения задачи
Проведение экспериментальной сессии (во время занятия в университете)
Проведение самостоятельного исследования с испытуемыми, подготовка совместной таблицы результатов и проверка статистических гипотез
Обсуждение полученных результатов, оценка надежности вывода.
Материалы для оценки учебных достижений: Реферат “Эксперимент и его виды. Виды переменных в эксперименте и способы их контроля»
Отчет о проведении самостоятельного сбора экспериментальных данных.
Выводы по общим результатам.
Литература
Вертгеймер М. Продуктивное мышление: Пер. с англ./Общ. ред. С. Ф. Горбова и В. П. Зинченко. Вступ. ст. В. П. Зинченко. — М.: Прогресс, 1987.
Диагностика познавательных способностей : методики и тесты : [учебное пособие-сборник] / ред.В.Д. Шадриков. – Москва : Академический проект : Альма Матер, 2009. – С. 410-413.
Нижарадзе Г.А. О двух типах ригидности при решении интеллектуальных задач // http://www.voppsy.ru/issues/1987/873/873142.htm
Реферат «Эксперимент и его виды. Виды переменных в эксперименте и способы их контроля» Эксперимент (от лат. Experimentum — проба, опыт), также опыт, в научном методе — метод исследования некоторого явления в управляемых условиях. Отличается от наблюдения активным взаимодействием с изучаемым объектом. Обычно эксперимент проводится в рамках научного исследования и служит для проверки гипотезы, установления причинных связей между феноменами. Эксперимент является краеугольным камнем эмпирического подхода к знанию. Критерий Поппер выдвигает возможность постановки эксперимента в качестве главного отличия научной теории от псевдонаучной теории.
Психологический эксперимент — проводимый в специальных условиях опыт для получения новых научных знаний о психологии посредством целенаправленного вмешательства исследователя в жизнедеятельность испытуемого. Психологический эксперимент (в рамках психологического консультирования) - специально созданная ситуация, предназначенная для более целостного (в различных модальностях) переживания клиентом собственного опыта.
Основная задача экспериментального исследования: Общая задача психологических экспериментов заключается в том, чтобы установить наличие связи R=f(S, P) и, по возможности, вид функции f (бывают различные виды связи — причинно-следственные, функциональные, корреляционные и др.). В данном случае, R — реакция испытуемого, S — ситуация, а P — личность испытуемого, психика, или «внутренние процессы». То есть, грубо говоря, так как психические процессы невозможно «увидеть», в психологическом эксперименте на основании реакции испытуемых на стимулирование, регулируемое экспериментатором, делается какой-либо вывод о психике, психических процессах или личности испытуемого. Этапы эксперимента: В каждом эксперименте можно выделить следующие этапы:
Первый этап — постановка задачи и цели, а также построение плана эксперимента. План эксперимента должен строиться с учетом накопленных знаний и отражать актуальность проблемы.
Второй этап — собственно процесс активного воздействия на окружающий мир, в результате чего накапливаются объективные научные факты. Получению этих фактов в значительной степени способствует правильно подобранная методика эксперимента. Как правило, метод эксперимента формируется на основе тех трудностей, которые необходимо устранить, чтобы решить задачи, поставленные в эксперименте. Методика, разработанная для одних экспериментов, может оказаться пригодной и для других экспериментов, то есть приобрести универсальное значение.
Валидность в психологическом эксперименте: Как и в естественнонаучных экспериментах, так и в психологических краеугольным камнем считается понятие валидности: если эксперимент валиден, учёные могут обладать некоторой уверенностью в том, что ими было измерено именно то, что они хотели измерить. Предпринимается множество мер для того, чтобы соблюдать все виды валидности. Однако быть абсолютно уверенным в том, что в каком-то, даже самом продуманном, исследовании можно совершенно соблюсти все критерии валидности, невозможно. Полностью безупречный эксперимент недостижим.
Особенности эксперимента: - исследователь сам вызывает изучаемое явление, а не ждёт, когда оно произойдет;
- может изменять условия протекания изучаемого процесса;
- в эксперименте можно попеременно исключать отдельные условия с целью установить закономерные связи;
- эксперимент позволяет варьировать количественное соотношение условий и осуществлять математическую обработку данных.
Можно выделить следующие основные преимущества, которыми обладает метод эксперимента в психологических исследованиях:
- Возможность выбрать момент начала события
- Повторяемость изучаемого события
- Изменяемость результатов путём сознательного манипулирования независимыми переменными
- Обеспечивается высокая точность результатов
- Возможны повторные исследования в аналогичных условиях
В зависимости от способа проведения: Выделяют главным образом три вида экспериментов:
- Лабораторный эксперимент
- Полевой, или естественный эксперимент
- Формирующий, или психолого-педагогический эксперимент.
Введение этого вида в данную классификацию нарушает правила построения классификации. Во-первых каждый объект (в данном случае исследование) можно отнести только к одному виду. Однако формирующий эксперимент может быть и лабораторным и естественным. Например, эксперименты И.П. Павлова по выработке условных рефлексов у собак — это лабораторный формирующий эксперимент, а эксперименты в рамках теории развивающего обучения Эльконина и Давыдова, это преимущественно полевые формирующие эксперименты. Во-вторых, у классификации должно быть только одно основание, то есть виды разделяются по одному признаку. Однако по такому признаку как способ проведение или условия проведения можно выделить только лабораторный и полевой эксперименты, а формирующий эксперимент выделен по другому признаку. В зависимости от условий проведения эксперимента выделяют:
Лабораторный эксперимент – условия специально организуются экспериментатором. Основная задача обеспечить высокую внутреннюю валидность. Характерно выделение единичной независимой переменной. Основной способ контроля внешних переменных — элиминация (устранение). Внешняя валидность ниже чем в полевом эксперименте.
Полевой, или естественный эксперимент — эксперимент проводится в условиях, которые экспериментатор не контролирует. Основная задача обеспечить высокую внешнюю валидность. Характерно выделение комплексной независимой переменной. Основные способы контроля внешних переменных — рандомизация (уровни внешних переменных в исследовании точно соответствуют уровням этих переменных в жизни, то есть за пределами исследования) и константность (сделать уровень переменной одинаковым для всех участников). Внутренняя валидность как правило ниже, чем в лабораторных экспериментах.
В зависимости от результата воздействия выделяют:
Констатирующий эксперимент — экспериментатор не изменяет свойства участника необратимо, не формирует у него новых свойств и не развивает те, которые уже существуют.
Формирующий эксперимент — экспериментатор изменяет участника необратимо, формирует у него такие свойства, которых раньше не было или развивает те, которые уже существовали.
Патопсихологический эксперимент — целью эксперимента ставится задача качественной и количественной оценки основных процессов мышления; экспериментатор, как правило, не интересуется непосредственными результатами тестирования, так как в ходе эксперимента проводится исследование способа достижения результата.
В зависимости от этапа исследования: Пилотное исследование (так называемое черновое, пробное исследование)
Собственно эксперимент В зависимости от уровня осознанности: В зависимости от уровня осознанности эксперименты также можно разделить на три вида:
- первый, в котором испытуемому даются полные сведения о целях и задачах исследования,
- второй, в котором в целях эксперимента некоторая информация о нём от испытуемого утаивается или искажается (например, когда необходимо, чтобы испытуемый не знал об истинной гипотезе исследования, ему могут сообщить ложную),
- третий, в котором испытуемому неизвестно о целях эксперимента или даже о самом факте эксперимента (например, эксперименты с привлечением детей).
Переменные и способы их контроля: Переменная в психологическом эксперименте - это реальность, изменения которой могут быть каким-либо образом измерены, зафиксированы. Выделяют следующие виды переменных: - независимые переменные (НП); - зависимые переменные (ЗП); - побочные переменные (ПП); - дополнительные переменные (ДП); - смешивающиеся переменные (СП),
Где независимая переменная (НП) - экспериментальное воздействие и экспериментальный фактор - управляемая (переменная), т.е. активно изменяемая исследователем, а зависимая переменная (ЗП) - переменная (любое психическое явление, характеристика), изменения которой рассматриваются как следствия изменения на экспериментальное воздействие. Проще говоря, это так называемые реакции или отклики на экспериментальное воздействие.
Методы контроля переменных: Метод исключения (если известен определенный признак— дополнительная переменная, то его можно исключить).
Метод выравнивания условий (используется, когда известен тот или иной вмешивающийся признак, но его избежать нельзя).
Метод рандомизации (применяется в случае, если влияющий фактор не известен и избежать его воздействия невозможно). Способ перепроверки гипотезы на разных выборках, в разных местах, на разных категориях людей и так далее.
Гамезо М.В., Домашенко И.А. «Атлас по психологии» пособие к курсу «Психология человека».- М.: Российское педагогическое агентство, 1998.- 272 с.: ил.260.
wikipedia.org
knowledge.allbest.ru
http://www.psychologos.ru/articles/view/psihologos
Отчет о проведении самостоятельного сбора экспериментальных данных.
Задача
| Решение
| Рациональное или нерациональное решение задачи
| 1. Даны три сосуда, емкость которых 26, 10 и 3 литра. Как отмерить ровно 10 литров вод?
| 26-10-3-3=10
| рационально
| 2. Даны три сосуда, емкость которых 28, 7 и 5 литров. Как отмерить ровно 12 литров воды?
| 7+5=12
| рационально
| 3. Даны три сосуда, емкость которых 30, 12 и 3 литра. Как отмерить ровно 15 литров воды?
| 12+3=15
| рационально
| 4. Даны три сосуда, емкость которых 27, 12 и 3 литра. Как отмерить ровно 9 литров воды?
| 12-3=9
| рационально
| 5. Даны три сосуда, емкость которых 28, 14 и 2 литра Как отмерить ровно 10 литров воды?
| 14-2-2=10
| рационально
| 6. Даны три сосуда, емкость которых 38, 25 и 2 литра Как отмерить ровно 9 литров воды?
| 38-25-2-2=9
| рационально
| 7. Даны три сосуда, емкость которых 29, 14 и 2 литра. Как отмерить ровно 11 литров воды?
| 29-14-2-2=11
| рационально
| 8. Даны три сосуда, емкость которых 39, 22 и 2 литра. Как отмерить ровно 11 литров воды?
| 39-22-2-2-2=11
| рационально
| 9. Даны три сосуда, емкость которых 37, 24 и 2 литра. Как отмерить ровно 9 литров воды?
| 37-24-2-2=9
| рационально
| 10. Даны три сосуда, емкость которых 37, 21 и 3 литра. Как отмерить ровно 10 литров воды?
| 37-21-3-3=10
| рационально
|
Вывод: по результатам исследования испытуемый проявил гибкость мышления ,т.к. он решил все задачи рациональным способом. |