Кафедра психологии образования и развития материалы практикума по методам психологического исследования





Скачать 94.82 Kb.
НазваниеКафедра психологии образования и развития материалы практикума по методам психологического исследования
Дата публикации25.05.2015
Размер94.82 Kb.
ТипЛабораторная работа
100-bal.ru > Психология > Лабораторная работа
Волгоградский государственный социально-педагогический университет
Факультет психологии и социальной работы
Кафедра психологии образования и развития
МАТЕРИАЛЫ ПРАКТИКУМА
ПО МЕТОДАМ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ


Работу выполнила
студентка группы ПС-ПОБ-11
Подгруппы 111
Беззубцева Виктория


Волгоград 2014

Лабораторная работа 4

Исследование влияния прошлого опыта на способ решения задач
(методика Лачинса)


Учебная задача: освоение особенностей и проведения эксперимента (на примере исследования А. Лачинс).

Этапы:


Изучение особенностей реализации метода беседы на основе анализа учебных текстов

Знакомство с вариантом организации эксперимента по исследованию влияния прошлого опыта на процесс решения задачи

Проведение экспериментальной сессии (во время занятия в университете)

Проведение самостоятельного исследования с испытуемыми, подготовка совместной таблицы результатов и проверка статистических гипотез

Обсуждение полученных результатов, оценка надежности вывода.

Материалы для оценки учебных достижений:


  1. Реферат “Эксперимент и его виды. Виды переменных в эксперименте и способы их контроля»

  2. Отчет о проведении самостоятельного сбора экспериментальных данных.

  3. Выводы по общим результатам.


Литература

  • Вертгеймер М. Продуктивное мышление: Пер. с англ./Общ. ред. С. Ф. Горбова и В. П. Зинченко. Вступ. ст. В. П. Зинченко. — М.: Прогресс, 1987.

  • Диагностика познавательных способностей : методики и тесты : [учебное пособие-сборник] / ред.В.Д. Шадриков. – Москва : Академический проект : Альма Матер, 2009. – С. 410-413.

  • Нижарадзе Г.А. О двух типах ригидности при решении интеллектуальных задач // http://www.voppsy.ru/issues/1987/873/873142.htm

Реферат
«Эксперимент и его виды.
Виды переменных в эксперименте и способы их контроля»


Эксперимент (от лат. Experimentum — проба, опыт), также опыт, в научном методе — метод исследования некоторого явления в управляемых условиях. Отличается от наблюдения активным взаимодействием с изучаемым объектом. Обычно эксперимент проводится в рамках научного исследования и служит для проверки гипотезы, установления причинных связей между феноменами. Эксперимент является краеугольным камнем эмпирического подхода к знанию. Критерий Поппер выдвигает возможность постановки эксперимента в качестве главного отличия научной теории от псевдонаучной теории.

Психологический эксперимент — проводимый в специальных условиях опыт для получения новых научных знаний о психологии посредством целенаправленного вмешательства исследователя в жизнедеятельность испытуемого. Психологический эксперимент (в рамках психологического консультирования) - специально созданная ситуация, предназначенная для более целостного (в различных модальностях) переживания клиентом собственного опыта.

Основная задача экспериментального исследования:


Общая задача психологических экспериментов заключается в том, чтобы установить наличие связи R=f(S, P) и, по возможности, вид функции f (бывают различные виды связи — причинно-следственные, функциональные, корреляционные и др.). В данном случае, R — реакция испытуемого, S — ситуация, а P — личность испытуемого, психика, или «внутренние процессы». То есть, грубо говоря, так как психические процессы невозможно «увидеть», в психологическом эксперименте на основании реакции испытуемых на стимулирование, регулируемое экспериментатором, делается какой-либо вывод о психике, психических процессах или личности испытуемого.

Этапы эксперимента:


В каждом эксперименте можно выделить следующие этапы:

Первый этап — постановка задачи и цели, а также построение плана эксперимента. План эксперимента должен строиться с учетом накопленных знаний и отражать актуальность проблемы.

Второй этап — собственно процесс активного воздействия на окружающий мир, в результате чего накапливаются объективные научные факты. Получению этих фактов в значительной степени способствует правильно подобранная методика эксперимента. Как правило, метод эксперимента формируется на основе тех трудностей, которые необходимо устранить, чтобы решить задачи, поставленные в эксперименте. Методика, разработанная для одних экспериментов, может оказаться пригодной и для других экспериментов, то есть приобрести универсальное значение.

Валидность в психологическом эксперименте:


Как и в естественнонаучных экспериментах, так и в психологических краеугольным камнем считается понятие валидности: если эксперимент валиден, учёные могут обладать некоторой уверенностью в том, что ими было измерено именно то, что они хотели измерить. Предпринимается множество мер для того, чтобы соблюдать все виды валидности. Однако быть абсолютно уверенным в том, что в каком-то, даже самом продуманном, исследовании можно совершенно соблюсти все критерии валидности, невозможно. Полностью безупречный эксперимент недостижим.

Особенности эксперимента:


- исследователь сам вызывает изучаемое явление, а не ждёт, когда оно произойдет;

- может изменять условия протекания изучаемого процесса;

- в эксперименте можно попеременно исключать отдельные условия с целью установить закономерные связи;

- эксперимент позволяет варьировать количественное соотношение условий и осуществлять математическую обработку данных.

Можно выделить следующие основные преимущества, которыми обладает метод эксперимента в психологических исследованиях:

- Возможность выбрать момент начала события

- Повторяемость изучаемого события

- Изменяемость результатов путём сознательного манипулирования независимыми переменными

- Обеспечивается высокая точность результатов

- Возможны повторные исследования в аналогичных условиях

В зависимости от способа проведения:


Выделяют главным образом три вида экспериментов:

- Лабораторный эксперимент

- Полевой, или естественный эксперимент

- Формирующий, или психолого-педагогический эксперимент.

Введение этого вида в данную классификацию нарушает правила построения классификации. Во-первых каждый объект (в данном случае исследование) можно отнести только к одному виду. Однако формирующий эксперимент может быть и лабораторным и естественным. Например, эксперименты И.П. Павлова по выработке условных рефлексов у собак — это лабораторный формирующий эксперимент, а эксперименты в рамках теории развивающего обучения Эльконина и Давыдова, это преимущественно полевые формирующие эксперименты. Во-вторых, у классификации должно быть только одно основание, то есть виды разделяются по одному признаку. Однако по такому признаку как способ проведение или условия проведения можно выделить только лабораторный и полевой эксперименты, а формирующий эксперимент выделен по другому признаку.
В зависимости от условий проведения эксперимента выделяют:

Лабораторный эксперимент – условия специально организуются экспериментатором. Основная задача обеспечить высокую внутреннюю валидность. Характерно выделение единичной независимой переменной. Основной способ контроля внешних переменных — элиминация (устранение). Внешняя валидность ниже чем в полевом эксперименте.

Полевой, или естественный эксперимент — эксперимент проводится в условиях, которые экспериментатор не контролирует. Основная задача обеспечить высокую внешнюю валидность. Характерно выделение комплексной независимой переменной. Основные способы контроля внешних переменных — рандомизация (уровни внешних переменных в исследовании точно соответствуют уровням этих переменных в жизни, то есть за пределами исследования) и константность (сделать уровень переменной одинаковым для всех участников). Внутренняя валидность как правило ниже, чем в лабораторных экспериментах.

В зависимости от результата воздействия выделяют:

Констатирующий эксперимент — экспериментатор не изменяет свойства участника необратимо, не формирует у него новых свойств и не развивает те, которые уже существуют.

Формирующий эксперимент — экспериментатор изменяет участника необратимо, формирует у него такие свойства, которых раньше не было или развивает те, которые уже существовали.

Патопсихологический эксперимент — целью эксперимента ставится задача качественной и количественной оценки основных процессов мышления; экспериментатор, как правило, не интересуется непосредственными результатами тестирования, так как в ходе эксперимента проводится исследование способа достижения результата.

В зависимости от этапа исследования:


Пилотное исследование (так называемое черновое, пробное исследование)

Собственно эксперимент
В зависимости от уровня осознанности:


В зависимости от уровня осознанности эксперименты также можно разделить на три вида:

- первый, в котором испытуемому даются полные сведения о целях и задачах исследования,

- второй, в котором в целях эксперимента некоторая информация о нём от испытуемого утаивается или искажается (например, когда необходимо, чтобы испытуемый не знал об истинной гипотезе исследования, ему могут сообщить ложную),

- третий, в котором испытуемому неизвестно о целях эксперимента или даже о самом факте эксперимента (например, эксперименты с привлечением детей).

Переменные и способы их контроля:


Переменная в психологическом эксперименте - это реальность, изменения которой могут быть каким-либо образом измерены, зафиксированы.
Выделяют следующие виды переменных:
- независимые переменные (НП);
- зависимые переменные (ЗП);
- побочные переменные (ПП);
- дополнительные переменные (ДП);
- смешивающиеся переменные (СП),

Где независимая переменная (НП) - экспериментальное воздействие и экспериментальный фактор - управляемая (переменная), т.е. активно изменяемая исследователем, а зависимая переменная (ЗП) - переменная (любое психическое явление, характеристика), изменения которой рассматриваются как следствия изменения на экспериментальное воздействие. Проще говоря, это так называемые реакции или отклики на экспериментальное воздействие.

Методы контроля переменных:


Метод исключения (если известен определенный признак— дополнительная переменная, то его можно исключить).

Метод выравнивания условий (используется, когда известен тот или иной вмешивающийся признак, но его избежать нельзя).

Метод рандомизации (применяется в случае, если влияющий фактор не известен и избежать его воздействия невозможно). Способ перепроверки гипотезы на разных выборках, в разных местах, на разных категориях людей и так далее.

  1. Гамезо М.В., Домашенко И.А. «Атлас по психологии» пособие к курсу «Психология человека».- М.: Российское педагогическое агентство, 1998.- 272 с.: ил.260.

  2. wikipedia.org

  3. knowledge.allbest.ru

  4. http://www.psychologos.ru/articles/view/psihologos


Отчет о проведении самостоятельного сбора экспериментальных данных.


Задача

Решение

Рациональное или нерациональное
решение задачи


1. Даны три сосуда, емкость которых 26, 10 и 3 литра. Как отмерить ровно 10 литров вод?

26-10-3-3=10

рационально

2. Даны три сосуда, емкость которых 28, 7 и 5 литров. Как отмерить ровно 12 литров воды?

7+5=12

рационально

3. Даны три сосуда, емкость которых 30, 12 и 3 литра. Как отмерить ровно 15 литров воды?

12+3=15

рационально

4. Даны три сосуда, емкость которых 27, 12 и 3 литра. Как отмерить ровно 9 литров воды?

12-3=9

рационально

5. Даны три сосуда, емкость которых 28, 14 и 2 литра Как отмерить ровно 10 литров воды?

14-2-2=10

рационально

6. Даны три сосуда, емкость которых 38, 25 и 2 литра Как отмерить ровно 9 литров воды?

38-25-2-2=9

рационально

7. Даны три сосуда, емкость которых 29, 14 и 2 литра. Как отмерить ровно 11 литров воды?

29-14-2-2=11

рационально

8. Даны три сосуда, емкость которых 39, 22 и 2 литра. Как отмерить ровно 11 литров воды?

39-22-2-2-2=11

рационально

9. Даны три сосуда, емкость которых 37, 24 и 2 литра. Как отмерить ровно 9 литров воды?

37-24-2-2=9

рационально

10. Даны три сосуда, емкость которых 37, 21 и 3 литра. Как отмерить ровно 10 литров воды?

37-21-3-3=10

рационально


Вывод: по результатам исследования испытуемый проявил гибкость мышления ,т.к. он решил все задачи рациональным способом.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Кафедра психологии образования и развития материалы практикума по методам психологического исследования iconТеория, методология и методы психологического исследования
Целью курса является формирование у студентов профессиональной компетентности в области планирования и проведения теоретического...
Кафедра психологии образования и развития материалы практикума по методам психологического исследования iconКафедра психологии развития 2010 – 2013 гг
Реорганизация факультета: новый декан фпп – преподаватель кафедры; выделение кафедры психологии образования из кафедры психологии...
Кафедра психологии образования и развития материалы практикума по методам психологического исследования iconПрограмма учебной дисциплины по направлению подготовки 032200 Прикладная этика
Цель изучения дисциплины: Ознакомление с основным разработками в области психологии морали; обучение методам исследования психологии...
Кафедра психологии образования и развития материалы практикума по методам психологического исследования iconПрограмма кружка по психологии «Мой мир»
Программа составлена на основе программы психологического развития младших школьников «Уроки психологического развития» автор Н....
Кафедра психологии образования и развития материалы практикума по методам психологического исследования iconОбщая психология
Психология: предмет, объект и методы психологии. Место психологии в системе наук. История развития психологического знания и основные...
Кафедра психологии образования и развития материалы практикума по методам психологического исследования iconУчебно-методический комплекс по дисциплине «М етоды социально-психологического исследования»
Это позволяет сформировать систему категорий и методов, направленных на формирование аналитического и логического мышления психолога,...
Кафедра психологии образования и развития материалы практикума по методам психологического исследования iconДашковой Факультет Гуманитарный (только для факультетских кафедр) Кафедра Психология управления
Подготовка психологов-консультантов. Структура психологического консультирования. Технология психологического консультирования. Специальные...
Кафедра психологии образования и развития материалы практикума по методам психологического исследования iconПредмет, объект и методы психологии. Место психологии в системе наук....
Развитие психики в процессе онтогенеза и филогенеза. Мозг и психика. Структура психики. Соотношение сознания и бессознательного....
Кафедра психологии образования и развития материалы практикума по методам психологического исследования iconПредмет, объект и методы психологии. Место психологии в системе наук....
Развитие психики в процессе онтогенеза и филогенеза. Мозг и психика. Структура психики. Соотношение сознания и бессознательного....
Кафедра психологии образования и развития материалы практикума по методам психологического исследования iconДипломных работ Кафедра общей психологии и истории психологии
Взаимосвязь степени развития эмпатии у детей с зпр с успешностью в коммуникативной сфере
Кафедра психологии образования и развития материалы практикума по методам психологического исследования iconТема Содержание работы
Определение психологии как науки. Этапы становления психологии как науки. Предмет и задачи психологии. Отрасли психологии. Взаимосвязь...
Кафедра психологии образования и развития материалы практикума по методам психологического исследования icon5. историография человеческого развития 32
Психология развития и возрастная психология. Психология развития как прикладная отрасль. Основные задачи психологии развития. Связи...
Кафедра психологии образования и развития материалы практикума по методам психологического исследования iconИстория развития психологического знания и основные направления в психологии
Четвертый этап: психология как наука о фактах, закономерностях, механизмах психики
Кафедра психологии образования и развития материалы практикума по методам психологического исследования iconПрограмма дисциплины методология и методы социологического исследования...
Спт как метод психологического воздействия. Цели, задачи, механизмы, способы психологического воздействия
Кафедра психологии образования и развития материалы практикума по методам психологического исследования iconРекомендации по оформлению реферата практикума по курсу
Реферат включает в себя следующие блоки: «введение», «глава I. Обзор литературных источников», «глава II. Цель, задачи, методы, организация...
Кафедра психологии образования и развития материалы практикума по методам психологического исследования iconНазвание учреждения, в котором работает автор заявки
Кафедра психологии образования и педагогики факультета психологии мгу им. М. В. Ломоносова


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск