Татьяна Николаевна Березина Резервные возможности человека





НазваниеТатьяна Николаевна Березина Резервные возможности человека
страница1/14
Дата публикации26.08.2013
Размер1.56 Mb.
ТипМонография
100-bal.ru > Психология > Монография
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   14

Татьяна Николаевна Березина

Резервные возможности человека




Текст предоставлен издательством «Когито-Центр»

«Березина Т.Н. Резервные возможности человека»: Когито-Центр; Москва; 2000

ISBN 5-89353-039-Х

Аннотация



Монография посвящена проблеме существования резервных возможностей человека и их связи с измененными состояниями сознания. Рассматриваются различные аспекты проблемы: от развития уже существующих физических способностей человека (силы, выносливости, сопротивления огню и т. д.) до активации способностей, относящихся к разделу маловероятных (пси-способности). Автор разрабатывает сравнительно психологический подход к такого рода явлениям, рассматривая многие из резервных возможностей человека как эволюционные новообразования, впервые появляющиеся на древе эволюции у человеческого вида и существующие нестабильно. Анализируются аналогичные явления в ряду других живых существ. Обсуждаются перспективы дальнейшего развития человека разумного: рассматривается возможность усложнения отражательной функции психики (отражение скрытых измерений пространства), развития интеллекта, совершенствования социальных отношений и эмоциональной сферы (развитие дивергентного чувствования).

Книга предназначена для психологов и педагогов, студентов соответствующих институтов, а также для всех, кто интересуется проблемой самосовершенствования.

Работа выполнена при поддержке Российского гуманитарного научного фонда, код проекта 00-06-00078.

Татьяна Березина

Резервные возможности человека




Об авторе



Березина Татьяна Николаевна, кандидат психологических наук.

1. Перспективы развития человеческого вида



Когда-нибудь, кто ведает когда,

Под влажный блеск свечей, без полутонов

Для каждого взойдет своя звезда

Вне притяженья Марсов и Плутонов!

И. Минаков
Каждый вид живых существ имеет свои, данные от природы способности: физические, интеллектуальные и какие угодно. Эти способности тесно связаны с уровнем развития психики и тем местом на эволюционном древе, которое данный вид занимает. В.Д.Шадриков определил место способностей в общей схеме психического, как конкретизацию общего свойства психики и мозга «отражать объективный мир, дифференцируя это свойство на конкретные психические функции, внося в него меру индивидуальной выраженности…» [52, с. 14]. Но не каждый вид, так отчаянно, так напряженно ищет способы выйти за пределы отпущенных ему природой или Богом естественных возможностей души и тела.

Человека всегда интересовали и его способностей, и пределы таковых, и возможный выход за эти пределы. Сначала резервы своих способностей человек связывал с существованием сверхъестественных сил и использованием этих сил для своих нужд. Первые религиозно – магические ритуалы относится к палеолиту [10]. Первобытный человек пытался расширить свои возможности с помощью подчинения себе сверхъестественных сил, изобретая для этого сложные ритуалы, выполненные в камне; древнейшие наскальные изображения Урала изобилуют картинами магической и ритуально-магической тематики. [51]. Позже появились первые системы личностного самосовершенствования, например, система йоги насчитывает несколько тысячелетий. Но биологически человек не изменялся уже давно, некоторые исследователи связывают это с тем, что наш вид уже эволюционно устоялся и, являясь венцом предшествующего развития материи, не способен к дальнейшему развитию. Но это не совсем так, человек – беспокойное существо, и, если он так жаждет развития, то хочется думать, что эта жажда как-то «прописана» в генах, и не возникла бы на пустом месте, если бы эволюционный потенциал нашего вида был бы исчерпан в эпоху палеолита.

По поводу перспектив эволюции человека приведу мнение создателя этологии и нобелевского лауреата Конрада Лоренца, с которым я, в общем, согласна. «Возводить в абсолют и объявлять венцом творения, который никогда не может быть превзойден, сегодняшнего человека на нынешнем этапе его марша сквозь время, который, хочется надеяться будет, пройден очень быстро, это в глазах естествоиспытателя самая кичливая и самая опасная из всех необоснованных догм. Считая человека окончательным подобием Бога, я ошибусь в Боге. Но если я не забываю о том, что совсем недавно (с точки зрения эволюции) наши предки были самыми обыкновенными обезьянами из числа ближайших родственником шимпанзе, то я могу увидеть некоторый проблеск надежды. Не будет слишком большим оптимизмом предположить, что из нас, людей, может еще возникнуть нечто лучшее и высшее. Будучи далек от того, чтобы видеть в человеке окончательное подобие Божие, я утверждаю более скромно и, как я думаю, с большим благоговением перед Творением и его неисчерпаемыми возможностями: то связующее звено между животным и подлинно человечным человеком, которого так долго ищут, – это мы!» [27, с.212].

Понятие «резервные возможности» многогранно. В современной науке оно применяется, по крайней мере, в двух смыслах. Во-первых, когда речь идет о существовании у человека скрытых ресурсов физического (сила, скорость, выносливость) или интеллектуального (счет в уме, память, воображение) планов. В данном случае, имеется в виду чрезмерное развитие какой-нибудь известной способности, изначально присущей человеческому виду. Само существование этой способности не вызывает никаких сомнений, оно доказано, известны и видовые нормы развития данного качества. Подавляющее большинство представителей гомо сапиенсов обладают данной способностью именно в пределах видовой нормы. Развитие же у индивида способности намного выше видовой нормы можно отнести к его резервным возможностям. Так существующий у человека естественный объем кратковременной памяти, равный 7 + 2 единицы информации, является видовой нормой человека. Память большинства из нас укладывается в эти нормы. В уникальных случаях, подобных описанному А.Р.Лурией феномену Ш., память человека может многократно превзойти этот предел. «Я предложил Ш. ряд слов, затем чисел, затем букв, которые либо медленно прочитывал, либо предъявлял в написанном виде. Он внимательно выслушивал ряд или прочитывал его, – и затем в точном порядке повторял предложенный материал. Я увеличил число предъявляемых ему элементов, давал 30, 50, 70 слов или чисел, – это не вызывало никаких затруднений./…/. Увеличение ряда не приводило Ш. ни к какому заметному возрастанию трудностей, и приходилось признать, что объем его памяти не имеет ясных границ» [28, с. 9, 10]. Между абсолютной памятью Ш. и обычной памятью каждого из нас притаились возможности, именуемые резервными. В рамках этого подхода современная наука видит свою задачу в том, чтобы актуализировать эти резервы, например, с помощью специально разработанных приемов и методик. Именно этот подход был реализован нами в исследовании резервных возможностей человека физического плана (силы, выносливости, сопротивления внешним воздействиям), подробно описанном в другом разделе.1

Второй подход экзотичнее. В качестве «резервных возможностей человека» называются способности, само существование которых не доказано. Я имею в виду способности, которые в нашей науке обычно называют экстрасенсорными, парапсихологическими или пси-способностями. В психологическом словаре к парапсихологическим отнесена группа явлений, объяснение которых не имеет «строго научного обоснования». Эти явления «остаются до сих пор предметом дискуссий и вызывают скептическое отношения большинства психологов, которые, не отрицая целесообразности продолжения их экспериментального изучения, выступают против научно не аргументированных утверждений и сенсационных заявлений парапсихологов [36, с.267]. Темой настоящей статьи являются именно эти, не подтвержденные и не опровергнутые нашей наукой, способности человека и их сравнительно психологический анализ. Применение сравнительно психологического подхода, по мнению В.А.Вагнера, включает в себя изучение этапов развития психики и общих законов ее эволюции [4]; по отношению к резервным возможностям человека это предполагает установление связи между развитием способностей такого рода у современного человека и эволюцией его психики, более того, нахождение места таковым способностям на эволюционном древе.

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   14

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Татьяна Николаевна Березина Резервные возможности человека iconКраткое содержание проекта Данный проект посвящен теме курса математики 6-го класса «Пропорции»
Вакалова Наталья Николаевна, Ильяшенко Татьяна Алексеевна, Лепяка Елена Николаевна, Перепелица Наталья Васильевна, Чикунова Татьяна...
Татьяна Николаевна Березина Резервные возможности человека iconРабочая программа по технологии Уровень образования (класс)
Учителя Калиниченко Татьяна Николаевна, Кусочек Наталья Николаевна, Сердюк Елена Ивановна, Ковалевская Людмила Ивановна
Татьяна Николаевна Березина Резервные возможности человека iconКонспект урока окружающий мир на тему «Учимся быть пешеходами» Баринова...
Баринова Татьяна Николаевна, учитель начальных классов мбоу сош с. Мечетное, Советского района
Татьяна Николаевна Березина Резервные возможности человека iconИсследовательский проект по химии на тему: Влияние нитратов на здоровье человека
...
Татьяна Николаевна Березина Резервные возможности человека iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Такой подход обогащает традиционный урок. Урок с использованием икт значительно актуализирует резервные возможности учеников. Работа...
Татьяна Николаевна Березина Резервные возможности человека iconНоминации
Мбоу сош №4, Бекирова Татьяна Николаевна- педагог дополнительного образования дюц «Радуга»
Татьяна Николаевна Березина Резервные возможности человека iconТатьяна Николаевна Полина отличник народного просвещения, учитель...
Татьяна Николаевна Полина – отличник народного просвещения, учитель начальных классов мбоусош №18 г. Тулы
Татьяна Николаевна Березина Резервные возможности человека iconИванова Татьяна Николаевна
...
Татьяна Николаевна Березина Резервные возможности человека iconНоминация «Творческая работа»(реферат)
Преп. Ушанова Наталья Николаевна Захарова Татьяна, моу дод лесновская дши «Парус»
Татьяна Николаевна Березина Резервные возможности человека icon«Нам бы про душу не забыть » Урок внеклассного чтения по рассказам В. М. Шукшина
Разработала и провела учитель русского языка и литературы Лукьяненко Татьяна Николаевна
Татьяна Николаевна Березина Резервные возможности человека iconУрок деловая игра по теме: "Площади плоских фигур". 8-й класс
Учитель: Засимова Татьяна Николаевна, моу сош №5 с углубленным изучением отдельных предметов, г. Климовск
Татьяна Николаевна Березина Резервные возможности человека iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Ответственный за работу площадок: Назарова Татьяна Викторовна, Милимбаева Оксана Николаевна
Татьяна Николаевна Березина Резервные возможности человека iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Ответственный за работу площадок: Назарова Татьяна Викторовна, Милимбаева Оксана Николаевна
Татьяна Николаевна Березина Резервные возможности человека iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Разработала и провела учитель русского языка и литературы Лукьяненко Татьяна Николаевна
Татьяна Николаевна Березина Резервные возможности человека iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Учитель: Грызлова Татьяна Николаевна, боу во «Грязовецкая школа-интернат II вида»
Татьяна Николаевна Березина Резервные возможности человека iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Учитель математики Громова Татьяна Николаевна, гбоу сош №354 г. Санкт – Петербург


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск