Скачать 0.6 Mb.
|
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования КУБАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ Факультет управления и психологии Кафедра социальной психологии и социологии управления УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС дисциплины «ПСИХОЛОГИЯ БИЗНЕСА» для специальности 060100 «Экономическая теория» Рекомендован учебно-методической комиссией факультета управления КубГУ «____» ____________________ ___________________________ председатель УМК Утверждено на заседании кафедры социальной психологии и социологии управления «____» ____________________ ___________________________ Зав. кафедрой канд. психол. наук, доцент Кимберг А.Н. Составитель: канд. психол. наук, доцент Флоровский С.Ю. Краснодар 2007 ВВЕДЕНИЕ Одной из важнейших тенденций современного периода общественного развития России является вовлечение все большей части экономически активного населения в сферу бизнес-деятельности. Представляя собой особую психологическую реальность, эта деятельность предъявляет специфические требования ко всем реализующим её субъектам – и предпринимателям, владельцам «собственного дела», и наёмным работникам. Значимость психологического аспекта бизнеса как целостного социокультурного феномена связана с общемировой тенденцией «усиления присутствия человека» во всех сферах социального бытия, – в т.ч. и тех, приоритет в изучении которых традиционно принадлежал экономическим наукам. В этой связи возникает объективная необходимость повышения уровня психологической компетентности специалистов в области экономической теории, их способности адекватно понимать взаимодействие психологических и экономических факторов поведения людей в сфере социально-трудовых и экономических отношений. Помочь студенту в этом и призван учебный курс «Психология бизнеса», который входит в число дисциплин специализации и является обязательным для изучения. Объектом дисциплины выступает бизнес как финансовая, коммерческая или торговая деятельность, которая занимает время, внимание, работу людей и характеризуется вложениями капитала в поисках прибыли или усовершенствований, а также представляет собой особое подпространство бытия личности, социальных групп и сообществ. Предметом дисциплины являются феноменология, закономерности и механизмы психической регуляции поведения людей при их включении в различные типы бизнес-структур, бизнес-процессов, бизнес-деятельности и бизнес-отношений, а также психологические характеристики самих этих структур, процессов, деятельностей и отношений. Цель преподавания данного курса состоит в том, чтобы содействовать формированию будущими специалистами в сфере экономической теории базового уровня своей профессиональной компетентности в области психологических аспектов бизнеса. Преподавание дисциплины «Психология бизнеса» ориентировано на решение следующих задач:
Преподавание данной учебной дисциплины направлено на помощь студентам в овладении системой знаний о предмете, задачах, основных понятиях психологии бизнеса; феноменологии, закономерностях и механизмах поведения и взаимодействия людей при их включении в различные типы бизнес-сообществ и отношений; психологической сущности, структуре и функциях бизнес-деятельности, личностных и социально-психологических детерминантах её построения и реализации; формирование умений и навыков теоретического анализа психологических проблем бизнеса в различных организационных, ситуационных, событийных и интерперсональных контекстах, их распознавания, диагностики и разрешения на основе применения адекватных принципов, процедур, методик и техник психологического исследования и воздействия. Логика учебного курса строится по принципу обеспечения междисциплинарных связей с другими дисциплинами, изучаемыми студентами в процессе обучения. Учебный курс содержательно опирается на предметную область таких общих гуманитарных и общепрофессиональных дисциплин как «Философия», «Культурология», «Политология», «Социология», «Экономическая история», «История экономических учений», «Экономика труда», «Экономика России», «Менеджмент», «Маркетинг», «Психология и педагогика», «Педагогический менеджмент». Предлагаемый УМК учитывает требования Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по специальности «Экономическая теория». СТРУКТУРА КУРСА Курс «Психология бизнеса» рассчитан на изучение в течение одного семестра для студентов 5 курса специальности 060100 «Экономическая теория» (десятый семестр). Изучение данного предмета предполагает лекционные и семинарские занятия, а также обязательную самостоятельную работу студентов, выражающуюся в подготовке к семинарским занятиям, конспектирование первоисточников, подготовку и защиту рефератов, разбор конкретных ситуаций, проведение проблемных «круглых столов» и деловых игр. Контроль освоения дисциплины осуществляется в процессе приема зачета, сдаваемого студентами в завершении изучения ими данного учебного предмета. Л е к ц и и составляют основу теоретического обучения и должны давать систематизированные основы научных знаний по дисциплине, раскрывать состояние и перспективы развития соответствующей области науки, концентрировать внимание обучающихся на наиболее сложных и узловых вопросах, стимулировать их активную познавательную деятельность и способствовать формированию творческого мышления. Ведущим методом в лекции выступает устное изложение учебного материала. На лекциях до студентов доводятся современные взгляды по ключевым проблемам темы, сопоставляются альтернативные точки зрения отечественных и зарубежных исследователей. С е м и н а р ы проводятся по наиболее сложным вопросам (темам) учебной программы и имеют целью углубленное изучение учебной дисциплины, привитие обучающимся навыков самостоятельного поиска и анализа учебной информации, формирование и развитие у них научного мышления, умения активно участвовать в творческой дискуссии, делать правильные выводы, аргументировано излагать и отстаивать свое мнение. П р а к т и ч е с к и е з а н я т и я проводятся в целях: выработки практических умений и приобретения навыков анализа психологических проблем в сфере бизнес-деятельности, овладение методами психологической оценки и прогнозирования процессов и явлений в различных сферах предпринимательской активности. Главным их содержанием является практическая работа каждого студента. С а м о с т о я т е л ь н а я р а б о т а студентов является составной частью учебной работы и имеет целью закрепление и углубление полученных знаний и навыков, поиск и приобретение новых знаний, а также выполнение учебных заданий, подготовку к предстоящим занятиям и зачету. Самостоятельная работа под руководством преподавателя предусматривает, как правило, разработку рефератов, написание докладов, подготовку к деловым играм и участие в них, и выполнение других творческих заданий в соответствии с учебной программой (тематическим планом изучения дисциплины). Основная цель данного вида занятий состоит в обучении студентов методам самостоятельной работы с учебным материалом. Т е к у щ и й к о н т р о л ь предназначен для проверки хода и качества усвоения учебного материала, стимулирования учебной работы студентов и совершенствования методики проведения занятий. Проводится в ходе всех видов занятий в форме письменных проверочных работ и/или устных сообщений студентов (изложение результатов реферирования литературных источников по избранной проблеме). И т о г о в ы й к о н т р о л ь имеет целью определить степень достижения учебных целей по учебной дисциплине и проводится в форме зачета. З а ч е т преследует цель проверить и оценить уровень знаний, полученных студентами, умение применять их к решению практических задач, а также степень овладения практическими умениями и навыками в объеме требований учебной программы. ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА ТЕМА 1. Бизнес как деятельность и социокультурный институт Бизнес как деятельность. Психологическая структура деятельности. Бизнес в сравнении с другими видами деятельности. Бизнес и спорт; бизнес и военное дело; бизнес и наука; бизнес и администрирование; бизнес и природа. Бизнес как социокультурный институт. Исторические предпосылки бизнеса и их психологическое содержание (система оплаты труда в Римской империи, появление бухгалтерского учета в Италии XV в., возникновение страхования в Голландии XVI в., появление резервной банковской системы в Лондоне в середине XVII в., развитие операций с акциями и биржевая деятельность в XVIII в.). Переломные моменты в развитии бизнеса (по Д. Кизеру): коммерческая революция XV–XVI вв.; индустриальная революция XVIII в.; революция «laissez-faire» XVIII–XIX вв. в странах Западной Европы. Появление бизнеса и его роль в истории. Исторические и социокультурные корни развития бизнеса в России. Постсоветское общество и его бизнес-ориентации. Границы бизнеса: бизнес, квази-бизнес и не-бизнес. ТЕМА 2. Ролевые позиции в сфере бизнеса Проблема субъекта бизнес-деятельности. Роль и ролевая позиция как регуляторы социального поведения личности. Предприниматель, Менеджер, Инвестор и Лидер как основные ролевые позиции в сфере бизнеса. Ролевая позиция Предпринимателя в сфере бизнеса. Возможные варианты начала предпринимательской деятельности, основные «проблемные зоны» предпринимательской деятельности, критерии ролевого статуса Предпринимателя. Ролевая позиция Менеджера в сфере бизнеса. Переход от роли Предпринимателя к роли Менеджера. «Пирамида развития менеджерских навыков». Ролевая позиция Инвестора в сфере бизнеса и её отличие от ролей Предпринимателя и Менеджера. Ролевая позиция Лидера в сфере бизнеса. ТЕМА 3. Психология отношений в сфере бизнеса Конкуренция и конкурентность в бизнесе. Конкуренция в бизнесе как социальный феномен и механизм экономической саморегуляции. Позиции в конкурентной борьбе («лидер», «претендент на лидерство», «последователи» /«ведомые»/, «окопавшиеся»); «правила игры» в сфере честной конкурентной борьбы. Конкуренция и партнерство. Проблема «испорченного рынка», её профилактика и разрешение. Конкурентность и психологическая природа человеческих отношений. Учредительские отношения и отношения управления в сфере бизнеса. Психологические проблемы формирования уставного капитала фирмы и совместного владения ею. Истоки психологической напряженности в учредительских отношениях. Ответственность, доверие и недоверие. Основные пути разрешения конфликтов между учредителями. Межличностные и межгрупповые отношения в бизнесе. Основные эффекты отношений: «мы» и «они», «старые» и «молодые», «эффект размера», «эффект бездельника». Основные парадигмы отношения к наемному персоналу: «сменные перчатки» или «постоянные сотрудники»? Основные этапы работы по развитию персонала: работа с мотивацией, вовлечение в управление фирмой (партиципация), формирование команд. |
Н. Р. Шишкина экономическая теория Н. Р. Шишкина. Экономическая теория. Учебно-методический комплекс. Планы семинарских занятий для студентов специальности 080504.... | 5. Экономическая теория как наука. Главные вопросы экономики. Предмет,... Учебно-методический комплекс по «Психологии и педагогике» составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного... | ||
Экономическая теория Экономическая теория: учебно-методический комплекс для студентов 1 курса /сост. Е. Н. Кононова. Самара: изд-во «Универс групп», 2008.... | Учебно-методический комплекс составлен в соответствии с требованиями... Г. И. Морева. Гендерная психология: Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов специальности 030301. 65 «Психология».... | ||
Учебно-методический комплекс дисциплины красноярск 2012 пояснительная... Учебно-методический комплекс дисциплины (умкд) «Психодиагностика» для студентов заочной формы обучения (3,5 года обучения) по специальности... | Учебно-методический комплекс дисциплины Зоопсихология и сравнительная... Учебно–методический комплекс материалов по дисциплине опд. Ф. 06 «Зоопсихология и сравнительная психология» разработан в соответствии... | ||
Учебно-методический комплекс дисциплины «экономическая психология» Ростов-на-Дону Эконономическая психология: Учебно –методический комплекс. – Ростов –на- дону. Издательство юфу. 28 с | Учебно-методический комплекс для специальностей №080101 «Экономическая теория» «Экономическая теория», «Мировая экономика», «Финансы и кредит», «Экономика и управление на предприятии» и составлен на основе Государственного... | ||
Учебно-методический комплекс дисциплины специальность 050703. 65... Пояснительная записка учебно-методический комплекс дисциплины (умкд) «Детская литература» для студентов заочной формы обучения по... | Учебно методический комплекс по направлению: 521000 «психология»... Историческая психология: Учебно-методический комплекс / Авторы Берно-Беллекур И. В., Серавин А. И.– Спб.: Ивэсэп, 2005.– 78 с | ||
Учебно-методический комплекс составлен в соответствии с требованиями... О. И. Дубровина. Психология труда, инженерная психология и эргономика: Учебно-методический комплекс для студентов направления «Психология».... | Учебно-методический комплекс по дисциплине «Оценка бизнеса» Учебно-методический комплекс по дисциплине «Оценка бизнеса» разработан в соответствии с требованиями Государственного образовательного... | ||
Учебно-методический комплекс: рабочая программа для студентов специальности... Викторова Н. В., Зылёва Н. В. Отраслевые особенности бухгалтерского учета: Учебно-методический комплекс. Рабочая учебная программа... | Учебно-методический комплекс рабочая программа для аспирантов специальности:... ... | ||
Программа дисциплины «Этика бизнеса» для направления 080200. 62 «Менеджмент»... Данный учебно-методический комплекс построен в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта. Учебно-методический... | Учебно-методический комплекс рабочая программа для студентов направления... «Экономика и правовое регулирование бизнеса», «Экономика фирмы и отраслевых рынков», «Экономическая теория и финансово-кредитные... |