Учебно-методический комплекс дисциплины «психология бизнеса» для специальности 060100 «Экономическая теория»





НазваниеУчебно-методический комплекс дисциплины «психология бизнеса» для специальности 060100 «Экономическая теория»
страница1/6
Дата публикации27.06.2013
Размер0.6 Mb.
ТипУчебно-методический комплекс
100-bal.ru > Психология > Учебно-методический комплекс
  1   2   3   4   5   6


ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

КУБАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

Факультет управления и психологии

Кафедра социальной психологии и социологии управления

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС

дисциплины «ПСИХОЛОГИЯ БИЗНЕСА»

для специальности 060100 «Экономическая теория»


Рекомендован учебно-методической комиссией

факультета управления КубГУ

«____» ____________________

___________________________ председатель УМК

Утверждено на заседании кафедры

социальной психологии и социологии управления

«____» ____________________

___________________________ Зав. кафедрой

канд. психол. наук, доцент

Кимберг А.Н.


Составитель:

канд. психол. наук, доцент

Флоровский С.Ю.
Краснодар

2007

ВВЕДЕНИЕ
Одной из важнейших тенденций современного периода общественного развития России является вовлечение все большей части экономически активного населения в сферу бизнес-деятельности. Представляя собой особую психологическую реальность, эта деятельность предъявляет специфические требования ко всем реализующим её субъектам – и предпринимателям, владельцам «собственного дела», и наёмным работникам. Значимость психологического аспекта бизнеса как целостного социокультурного феномена связана с общемировой тенденцией «усиления присутствия человека» во всех сферах социального бытия, – в т.ч. и тех, приоритет в изучении которых традиционно принадлежал экономическим наукам.

В этой связи возникает объективная необходимость повышения уровня психологической компетентности специалистов в области экономической теории, их способности адекватно понимать взаимодействие психологических и экономических факторов поведения людей в сфере социально-трудовых и экономических отношений.

Помочь студенту в этом и призван учебный курс «Психология бизнеса», который входит в число дисциплин специализации и является обязательным для изучения.

Объектом дисциплины выступает бизнес как финансовая, коммерческая или торговая деятельность, которая занимает время, внимание, работу людей и характеризуется вложениями капитала в поисках прибыли или усовершенствований, а также представляет собой особое подпространство бытия личности, социальных групп и сообществ.

Предметом дисциплины являются феноменология, закономерности и механизмы психической регуляции поведения людей при их включении в различные типы бизнес-структур, бизнес-процессов, бизнес-деятельности и бизнес-отношений, а также психологические характеристики самих этих структур, процессов, деятельностей и отношений.

Цель преподавания данного курса состоит в том, чтобы содействовать формированию будущими специалистами в сфере экономической теории базового уровня своей профессиональной компетентности в области психологических аспектов бизнеса.

Преподавание дисциплины «Психология бизнеса» ориентировано на решение следующих задач:

  1. Формирование у студентов понятия о психологии бизнеса как науке и области практической деятельности, её месте в системе современного научного знания о бизнесе и предпринимательской деятельности.

  2. Рассмотрение основных понятий, методологических и методических принципов психологии бизнеса как инструментов организации профессионального психологического мышления при решении проблем в сфере организационно-управленческой практики.

  3. Систематическое изложение представлений о закономерностях и механизмах психической регуляции поведения и взаимодействия людей как субъектов бизнес-деятельности, бизнес-отношений, участников бизнес-групп и бизнес-сообществ, а также о психологических характеристиках различных типов этих деятельностей, отношений, групп и сообществ.

  4. Обучение навыкам работы с научной литературой по психологии бизнеса и смежной проблематике, её анализу и реферированию.

  5. Повышение уровня коммуникативной компетентности, умения вести пуб­личную полемику, обосновывать и доказательно утверждать собственную точку зрения по основным проблемам психологии бизнеса, выстраивать адекватную ролевую профессиональную позицию при взаимодействии с различными категориями партнеров (работодатели, заказчики, клиенты, посредники, коллеги и др.).

Преподавание данной учебной дисциплины направлено на помощь студентам в овладении системой знаний о предмете, задачах, основных понятиях психологии бизнеса; феноменологии, закономерностях и механизмах поведения и взаимодействия людей при их включении в различные типы бизнес-сообществ и отношений; психологической сущности, структуре и функциях бизнес-деятельности, личностных и социально-психологических детерминантах её построения и реализации; формирование умений и навыков теоретического анализа психологических проблем бизнеса в различных организационных, ситуационных, событийных и интерперсональных контекстах, их распознавания, диагностики и разрешения на основе применения адекватных принципов, процедур, методик и техник психологического исследования и воздействия.

Логика учебного курса строится по принципу обеспечения междисциплинарных связей с другими дисциплинами, изучаемыми студентами в процессе обучения.

Учебный курс содержательно опирается на предметную область таких общих гуманитарных и общепрофессиональных дисциплин как «Философия», «Культурология», «Политология», «Социология», «Экономическая история», «История экономических учений», «Экономика труда», «Экономика России», «Менеджмент», «Маркетинг», «Психология и педагогика», «Педагогический менеджмент».

Предлагаемый УМК учитывает требования Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по специальности «Экономическая теория».

СТРУКТУРА КУРСА
Курс «Психология бизнеса» рассчитан на изучение в течение одного се­местра для студентов 5 курса специальности 060100 «Экономическая теория» (десятый семестр).

Изучение данного предмета предполагает лекционные и семинарские занятия, а также обязательную самостоятельную работу студентов, выражающуюся в подготовке к семинарским занятиям, конспектирование первоисточников, подготовку и защиту рефератов, разбор конкретных ситуаций, проведение проблемных «круглых столов» и деловых игр.

Контроль освоения дисциплины осуществляется в процессе приема зачета, сдаваемого студентами в завершении изучения ими данного учебного предмета.

Л е к ц и и составляют основу теоретического обучения и должны давать систематизированные основы научных знаний по дисциплине, раскрывать состояние и перспективы развития соответствующей области науки, концентрировать внимание обучающихся на наиболее сложных и узловых вопросах, стимулировать их активную познавательную деятельность и способствовать формированию творческого мышления.

Ведущим методом в лекции выступает устное изложение учебного материала. На лекциях до студентов доводятся современные взгляды по ключевым проблемам темы, сопоставляются альтернативные точки зрения отечественных и зарубежных исследователей.

С е м и н а р ы проводятся по наиболее сложным вопросам (темам) учебной программы и имеют целью углубленное изучение учебной дисциплины, привитие обучающимся навыков самостоятельного поиска и анализа учебной информации, формирование и развитие у них научного мышления, умения активно участвовать в творческой дискуссии, делать правильные выводы, аргументировано излагать и отстаивать свое мнение.

П р а к т и ч е с к и е з а н я т и я проводятся в целях: выработки практических умений и приобретения навыков анализа психологических проблем в сфере бизнес-деятельности, овладение методами психологической оценки и прогнозирования процессов и явлений в различных сферах предпринимательской активности. Главным их содержанием является практическая работа каждого студента.

С а м о с т о я т е л ь н а я р а б о т а студентов является составной частью учебной работы и имеет целью закрепление и углубление полученных знаний и навыков, поиск и приобретение новых знаний, а также выполнение учебных заданий, подготовку к предстоящим занятиям и зачету. Самостоятельная работа под руководством преподавателя предусматривает, как правило, разработку рефератов, написание докладов, подготовку к деловым играм и участие в них, и выполнение других творческих заданий в соответствии с учебной программой (тематическим планом изучения дисциплины). Основная цель данного вида занятий состоит в обучении студентов методам самостоятельной работы с учебным материалом.

Т е к у щ и й к о н т р о л ь предназначен для проверки хода и качества усвоения учебного материала, стимулирования учебной работы студентов и совершенствования методики проведения занятий. Проводится в ходе всех видов занятий в форме письменных проверочных работ и/или устных сообщений студентов (изложение результатов реферирования литературных источников по избранной проблеме).

И т о г о в ы й к о н т р о л ь имеет целью определить степень достижения учебных целей по учебной дисциплине и проводится в форме зачета.

З а ч е т преследует цель проверить и оценить уровень знаний, полученных студентами, умение применять их к решению практических задач, а также степень овладения практическими умениями и навыками в объеме требований учебной программы.
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН




№№



Наименование разделов и тем



Максим. учебная


Количество аудиторных часов при очной форме обучения



самост.

работа

пп.




нагрузка студента

Лекции

Семин. и практ.

студента

1.

Бизнес как деятельность и социокультурный институт

8

2

2

4

2.

Ролевые позиции в сфере бизнеса

8

2

2

4

3.

Управленческая деятельность и бизнес

12

4

2

6

4.

Психология отношений в сфере бизнеса

8

2

2

4

5.

Организационная психология бизнеса

16

6

4

6

6.

Мотивация и отношение к труду в сфере бизнеса

10

2

2

6

7.

Личностные факторы успешности в бизнесе

10



6

4

8.

Психология денег и бизнес

8

2

2

4

9.

Этика бизнеса

8

2

2

4




Всего:

90

24

24

42


СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
ТЕМА 1. Бизнес как деятельность и социокультурный институт
Бизнес как деятельность. Психологическая структура деятельности.

Бизнес в сравнении с другими видами деятельности. Бизнес и спорт; бизнес и военное дело; бизнес и наука; бизнес и администрирование; бизнес и природа.

Бизнес как социокультурный институт. Исторические предпосылки бизнеса и их психологическое содержание (система оплаты труда в Римской империи, появление бухгалтерского учета в Италии XV в., возникновение страхования в Голландии XVI в., появление резервной банковской системы в Лондоне в середине XVII в., развитие операций с акциями и биржевая деятельность в XVIII в.). Переломные моменты в развитии бизнеса (по Д. Кизеру): коммерческая революция XV–XVI вв.; индустриальная революция XVIII в.; революция «laissez-faire» XVIII–XIX вв. в странах Западной Европы. Появление бизнеса и его роль в истории.

Исторические и социокультурные корни развития бизнеса в России. Постсоветское общество и его бизнес-ориентации.

Границы бизнеса: бизнес, квази-бизнес и не-бизнес.
ТЕМА 2. Ролевые позиции в сфере бизнеса
Проблема субъекта бизнес-деятельности.

Роль и ролевая позиция как регуляторы социального поведения личности.

Предприниматель, Менеджер, Инвестор и Лидер как основные ролевые позиции в сфере бизнеса.

Ролевая позиция Предпринимателя в сфере бизнеса. Возможные варианты начала предпринимательской деятельности, основные «проблемные зоны» предпринимательской деятельности, критерии ролевого статуса Предпринимателя.

Ролевая позиция Менеджера в сфере бизнеса. Переход от роли Предпринимателя к роли Менеджера. «Пирамида развития менеджерских навыков».

Ролевая позиция Инвестора в сфере бизнеса и её отличие от ролей Предпринимателя и Менеджера.

Ролевая позиция Лидера в сфере бизнеса.
ТЕМА 3. Психология отношений в сфере бизнеса
Конкуренция и конкурентность в бизнесе. Конкуренция в бизнесе как социальный феномен и механизм экономической саморегуляции. Позиции в конкурентной борьбе («лидер», «претендент на лидерство», «последователи» /«ведомые»/, «окопавшиеся»); «правила игры» в сфере честной конкурентной борьбы. Конкуренция и партнерство. Проблема «испорченного рынка», её профилактика и разрешение. Конкурентность и психологическая природа человеческих отношений.

Учредительские отношения и отношения управления в сфере бизнеса. Психологические проблемы формирования уставного капитала фирмы и совместного владения ею. Истоки психологической напряженности в учредительских отношениях. Ответственность, доверие и недоверие. Основные пути разрешения конфликтов между учредителями.

Межличностные и межгрупповые отношения в бизнесе. Основные эффекты отношений: «мы» и «они», «старые» и «молодые», «эффект размера», «эффект бездельника».

Основные парадигмы отношения к наемному персоналу: «сменные перчатки» или «постоянные сотрудники»? Основные этапы работы по развитию персонала: работа с мотивацией, вовлечение в управление фирмой (партиципация), формирование команд.
  1   2   3   4   5   6

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Учебно-методический комплекс дисциплины «психология бизнеса» для специальности 060100 «Экономическая теория» iconН. Р. Шишкина экономическая теория
Н. Р. Шишкина. Экономическая теория. Учебно-методический комплекс. Планы семинарских занятий для студентов специальности 080504....
Учебно-методический комплекс дисциплины «психология бизнеса» для специальности 060100 «Экономическая теория» icon5. Экономическая теория как наука. Главные вопросы экономики. Предмет,...
Учебно-методический комплекс по «Психологии и педагогике» составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного...
Учебно-методический комплекс дисциплины «психология бизнеса» для специальности 060100 «Экономическая теория» iconЭкономическая теория
Экономическая теория: учебно-методический комплекс для студентов 1 курса /сост. Е. Н. Кононова. Самара: изд-во «Универс групп», 2008....
Учебно-методический комплекс дисциплины «психология бизнеса» для специальности 060100 «Экономическая теория» iconУчебно-методический комплекс составлен в соответствии с требованиями...
Г. И. Морева. Гендерная психология: Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов специальности 030301. 65 «Психология»....
Учебно-методический комплекс дисциплины «психология бизнеса» для специальности 060100 «Экономическая теория» iconУчебно-методический комплекс дисциплины красноярск 2012 пояснительная...
Учебно-методический комплекс дисциплины (умкд) «Психодиагностика» для студентов заочной формы обучения (3,5 года обучения) по специальности...
Учебно-методический комплекс дисциплины «психология бизнеса» для специальности 060100 «Экономическая теория» iconУчебно-методический комплекс дисциплины Зоопсихология и сравнительная...
Учебно–методический комплекс материалов по дисциплине опд. Ф. 06 «Зоопсихология и сравнительная психология» разработан в соответствии...
Учебно-методический комплекс дисциплины «психология бизнеса» для специальности 060100 «Экономическая теория» iconУчебно-методический комплекс дисциплины «экономическая психология» Ростов-на-Дону
Эконономическая психология: Учебно –методический комплекс. – Ростов –на- дону. Издательство юфу. 28 с
Учебно-методический комплекс дисциплины «психология бизнеса» для специальности 060100 «Экономическая теория» iconУчебно-методический комплекс для специальностей №080101 «Экономическая теория»
«Экономическая теория», «Мировая экономика», «Финансы и кредит», «Экономика и управление на предприятии» и составлен на основе Государственного...
Учебно-методический комплекс дисциплины «психология бизнеса» для специальности 060100 «Экономическая теория» iconУчебно-методический комплекс дисциплины специальность 050703. 65...
Пояснительная записка учебно-методический комплекс дисциплины (умкд) «Детская литература» для студентов заочной формы обучения по...
Учебно-методический комплекс дисциплины «психология бизнеса» для специальности 060100 «Экономическая теория» iconУчебно методический комплекс по направлению: 521000 «психология»...
Историческая психология: Учебно-методический комплекс / Авторы Берно-Беллекур И. В., Серавин А. И.– Спб.: Ивэсэп, 2005.– 78 с
Учебно-методический комплекс дисциплины «психология бизнеса» для специальности 060100 «Экономическая теория» iconУчебно-методический комплекс составлен в соответствии с требованиями...
О. И. Дубровина. Психология труда, инженерная психология и эргономика: Учебно-методический комплекс для студентов направления «Психология»....
Учебно-методический комплекс дисциплины «психология бизнеса» для специальности 060100 «Экономическая теория» iconУчебно-методический комплекс по дисциплине «Оценка бизнеса»
Учебно-методический комплекс по дисциплине «Оценка бизнеса» разработан в соответствии с требованиями Государственного образовательного...
Учебно-методический комплекс дисциплины «психология бизнеса» для специальности 060100 «Экономическая теория» iconУчебно-методический комплекс: рабочая программа для студентов специальности...
Викторова Н. В., Зылёва Н. В. Отраслевые особенности бухгалтерского учета: Учебно-методический комплекс. Рабочая учебная программа...
Учебно-методический комплекс дисциплины «психология бизнеса» для специальности 060100 «Экономическая теория» iconУчебно-методический комплекс рабочая программа для аспирантов специальности:...
...
Учебно-методический комплекс дисциплины «психология бизнеса» для специальности 060100 «Экономическая теория» iconПрограмма дисциплины «Этика бизнеса» для направления 080200. 62 «Менеджмент»...
Данный учебно-методический комплекс построен в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта. Учебно-методический...
Учебно-методический комплекс дисциплины «психология бизнеса» для специальности 060100 «Экономическая теория» iconУчебно-методический комплекс рабочая программа для студентов направления...
«Экономика и правовое регулирование бизнеса», «Экономика фирмы и отраслевых рынков», «Экономическая теория и финансово-кредитные...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск