2. Структура педагогической практики





Скачать 341.24 Kb.
Название2. Структура педагогической практики
страница1/3
Дата публикации20.10.2013
Размер341.24 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Психология > Документы
  1   2   3


1.6. Данное Положение распространяется на структурные подразделения Университета и работников, участвующих в подготовке бакалавров, а также студентов, обучающихся по программам бакалавриата.

2. Структура педагогической практики

2.1. В Университете реализуются следующие виды педагогической практики:

- Производственная (педагогическая) практика, которая проводится в муниципальных образовательных учреждениях разного типа (МОУ СОШ, лицеях, гимназиях, колледжах и др. ОУ), общественных детских организациях и объединениях, учреждениях культуры, социальной сферы и здравоохранения, СЗН и исполнения наказаний, в соответствии с профилем подготовки - является основным видом профессиональной подготовки.

- Летняя педагогическая практика по методике воспитательной работы - в детских оздоровительных лагерях и детских санаторных оздоровительных лагерях (ДОЛ и ДСОЛ), в учреждениях дополнительного образования (УДО), летних пришкольных лагерях.

2.2. Продолжительность рабочего дня студентов при прохождении педагогической практики определяется в количестве не менее 6 часов и составляет 36-40 часов в неделю.

3. Производственная (педагогическая) практика

3.1. Цели и задачи производственной (педагогической) практики

3.1.1. Цели производственной (педагогической) практики: углубить и закрепить теоретические знания, практические и методические умения и навыки студентов, реализовать план организационно-воспитательной работы и внеклассной работы с учащимися, целенаправленной подготовки и проведения цикла уроков по профильным дисциплинам для бакалавров, по реализуемым Университетом направлениям и профилям подготовки.

3.1.2. Задачи педагогической практики:

- вовлечение студентов в организацию целостного образовательного процесса в конкретном образовательном учреждении;

- повышение уровня овладения психолого-педагогическими, методическими и специальными знаниями и выработка у студентов умения применять эти знания в практической деятельности;

- создание условий для творческого применения знаний и развития профессиональных умений; углубление и закрепление знаний современных предметных методик;

- активизация потребностей будущего учителя в профессионально-личностном саморазвитии и самосовершенствовании;

- формирование умений проектирования, реализации, оценивания и коррекции образовательного процесса;

- развитие умений и навыков успешного осуществления образовательно-воспитательного процесса;

- формирование собственных взглядов на различные концепции воспитания и образования в современных образовательных учреждениях;

- формирование готовности к инновационной деятельности в сфере образования, к овладению ее средствами.

3.2. Содержание и организация производственной (педагогической) практики

3.2.1. Содержание производственной (педагогической) практики составляет образовательно-воспитательная, образовательно-познавательная, практическая исследовательская деятельность студентов, предполагающая системное видение педагогических процессов и роли учителя в них, и определяется утвержденными программами практик по соответствующим направлениям подготовки бакалавров с учетом специфики ООП и баз практик.

3.2.2. Производственная (педагогическая) практика организуется деканатами факультетов совместно с кафедрами и согласуется с заведующим производственной (педагогической) практикой.

3.2.3. Распределение студентов по базам практик осуществляется по представлению факультетских руководителей (не позднее, чем за 7 дней до начала практики) и подтверждается приказом ректора Университета о направлении их на производственную (педагогическую) практику.

3.2.4. Студенты очной формы обучения проходят педпрактику в образовательных учреждениях г. Воронежа (с которыми заключены двусторонние договоры) под руководством преподавателей Университета и распределяются по одному человеку (как исключение по два) в класс, при делении классов на подгруппы – по одному человеку на подгруппу.

3.2.5. В образовательные учреждения с последующим трудоустройством могут быть направлены выпускники целевого набора, по предъявлению соответствующих документов (личное заявление, запрос отдела по образованию муниципального района области и школы с гарантией трудоустройства по окончании вуза), а также студенты, заключившие контракт с будущими работодателями.

При наличии вакантных должностей студенты могут зачисляться на них, если работа соответствует требованиям программы практики (предъявляются выписка из приказа, копия трудовой книжки (или договора), личное заявление).

3.2.6. Перед началом практики деканат совместно с кафедрами проводит установочную конференцию, на которой студенты знакомятся с задачами, содержанием, порядком прохождения практики; проводится инструктаж по технике безопасности.

Установочные и итоговые конференции проводятся также групповыми руководителями в образовательных учреждениях, на базе которых организуется педпрактика.

3.2.7. В течение первой недели практики студенты составляют индивидуальные планы работы, которые утверждаются групповыми руководителями и преподавателями педагогики.

3.2.8. В процессе данного вида педагогической практики студенты* выполняют следующие виды работ:

∙ анализируют структуру и основные направления педагогической деятельности в образовательном учреждении;

∙ посещают уроки в закрепленном классе, наблюдают взаимоотношения учеников друг с другом и с учителями, их социальное окружение, стили общения, ведут дневник наблюдений;

∙ изучают отдельных учеников и реализуют методы развития личности ученика по одному из выбранных направлений воспитания;

∙ участвуют в организации и подготовке творческих дел совместно с учениками;

∙ овладевают методами и приемами ведения уроков, самостоятельно разрабатывают и проводят уроки по профилю и взаимопосещение уроков других практикантов, реализуют обучающую, воспитывающую и развивающую их функции (обеспечивают формирование и развитие личностных, предметных и метапредметных компетенций);

∙ знакомятся с инновационными технологиями обучения;

∙ выполняют задания по методике преподавания дисциплин;

∙ на основании изучения медицинских карт выявляют наличие контингента учащихся с дисгармонией развития, хроническими и физиологическими заболеваниями;

∙ выполняют задания кафедр общей и социальной педагогики, общей и педагогической психологии.

Студенты выпускных курсов выполняют творческие задания по психолого-педагогическому направлению, которые формируются по пяти основным блокам: личность ученика, личность учителя, педагогическое общение, педагогический стиль, педагогическое мастерство.

____________________

* Для студентов, обучающихся по направлению «психолого-педагогическое образование», содержание, требования, задания и методические указания к их выполнению, определены в рабочих программах производственной (педагогической) практики, которые разрабатывают и утверждают на кафедре практической психологии и Совете факультета.

3.2.9. В период педпрактики студенты проводят уроки, внеурочную работу по предмету и по плану классного руководителя, в соответствии с требованиями программ практики по направлениям и профилям подготовки.

3.2.10. По итогам практики, в соответствии с рабочими программами педагогической практики, студенты сдают групповому руководителю в течение трех дней после ее окончания следующую документацию:

- индивидуальный план (подшивается в личное дело студента);

- конспект урока по дисциплине с дидактическим материалом;

- конспект внеурочного занятия по предмету;

- выполненное задание по педагогике;

- выполненное задание по психологии;

- выполненное задание по методике преподавания дисциплины;

- заполненную таблицу показателей физического развития и хронических заболеваний школьников;

- отчет о педпрактике.

Дневник наблюдений просматривается групповым руководителем в ходе практики и остается у студента.

3.2.11. На основании представленных документов и характеристик групповой руководитель выставляет зачет с оценкой.

В итоговой оценке за педагогическую практику учитываются: степень эффективности проведенной студентами учебно-воспитательной деятельности; участие в методической работе образовательного учреждения; активность студента, его отношение к педагогической профессии, к детям, к школе; стремление к самосовершенствованию; качество и результат учебной и внеклассной работы по предмету; качество и результаты воспитательной работы как помощника и классного руководителя, т.е. оценки, выставленные методистами по направлениям подготовки, по педагогике, психологии; уровень и аккуратность выполнения отчетной документации. Оценка может быть снижена, если студент в указанные сроки не отчитался по педпрактике.

3.2.13. Заключительная конференция по организации и итогам практики проводится в Университете в течение двух недель после ее окончания, результаты педагогической практики должны обсуждаться на заседаниях соответствующих кафедр и советов факультетов.

3.3. Права и обязанности студентов-практикантов

3.3.1. Студент-практикант имеет право:

- по всем вопросам, возникающим в процессе практики, обращаться к руководителям практики вуза, к администрации и преподавателям образовательно-воспитательного учреждения;

- вносить предложения по совершенствованию образовательно-воспитательного процесса, организации педпрактики;

- участвовать в конференциях, совещаниях, педсоветах;

- пользоваться библиотекой, кабинетами и находящимися в них учебно-методическими пособиями образовательно-воспитательного учреждения и Университета.

3.3.2. Практикант организует деятельность в соответствии с требованиями Устава образовательно-воспитательного учреждения, подчиняется правилам внутреннего распорядка, выполняет распоряжения администрации и руководителей практики, строго соблюдает правила внутреннего распорядка, охраны труда, техники безопасности и производственной санитарии.

В случае невыполнения требований, предъявляемых к практиканту, он может быть отстранен от прохождения практики.

3.3.3. Студент-практикант своевременно выполняет все виды работ, предусмотренных сквозной программой практики.

3.3.4. Студент-практикант ведет дневник, в котором фиксирует результаты наблюдений и образовательно-воспитательной работы с учащимися, отражает данные, необходимые для выполнения заданий, предусмотренных программой практики, а также комплект планов-конспектов всех проведенных им уроков, воспитательных и внеурочных занятий по предмету.

3.3.5. Студент допускается к ведению урока и воспитательного занятия с конспектом, заверенным методистом или учителем (классным руководителем).

3.3.6. Студент, имеющий академическую задолженность по методике преподавания специальных дисциплин, к прохождению производственной (педагогической) практики не допускается. В случае не посещения занятий по методике работы в ДОЛ (или не сдаче зачета по указанной дисциплине) – к прохождению летней педагогической практики.

3.3.7. Студент, не явившийся на практику или пропустивший ее определенный период, должен предъявить в течение двух недель оправдательный документ. При отсутствии такового, студенту выставляется неудовлетворительная оценка.

Студент, не выполнивший программу педагогической практики по уважительной причине, направляется на педпрактику вторично, в свободное от учебы время.

Студент, не явившийся на педагогическую практику без уважительной причины, отстраненный от практики в ходе ее или получивший отрицательную оценку, может быть отчислен из Университета как имеющий академическую задолженность в порядке, предусмотренном Положением о порядке перевода, отчисления и восстановления студентов ВГПУ.

Повторное прохождение педагогической практики в данном случае разрешается только по решению Совета факультета.

3.3.8. На период педагогической практики один из студентов назначается старостой группы. В обязанности его входят учет посещаемости, общая организация работы, оповещение студентов о консультациях и семинарах, заполнение расписаний и передача их факультетскому руководителю практики, заведующему педагогической практикой, на кафедры психологии и педагогики, выполнение поручений руководителей практики.

3.4. Руководство педагогической практикой

3.4.1. Ответственность за организацию и проведение педагогической практики возлагается на проректора по учебной работе. Основанием для проведения педагогической практики является приказ ректора.

3.4.2. Заведующий производственной (педагогической) практикой выполняет обязанности по организации педагогической практики в соответствии с должностной инструкцией.

3.4.3. На факультетах по согласованию с заведующим производственной (педагогической) практикой назначается факультетский руководитель из числа преподавателей, ведущих теоретический и практический курс методики преподавания предмета.

Факультетский руководитель совместно с кафедрами общей и социальной педагогики, общей и педагогической психологии осуществляет организационное руководство практикой.

3.4.4. Непосредственное руководство педагогической практикой студентов осуществляется групповым руководителем.

3.4.5. Факультетскими и групповыми руководителями, как правило, назначаются преподаватели вуза, имеющие опыт педагогической работы не менее 5 лет.

3.5. Обязанности руководителей педагогической практики

3.5.1. Заведующий производственной (педагогической) практикой:

∙ обеспечивает планирование, организацию и учет результатов педагогической практики по Университету;

∙ принимает участие в разработке нормативной документации;

∙ устанавливает связь с базами педпрактики, подготавливает договоры с образовательными учреждениями в качестве баз по проведению различных видов педагогической практики;

∙ составляет общевузовский график проведения педагогической практики;

∙ участвует в проведении установочных и заключительных конференций на факультетах;

∙ контролирует работу факультетских и групповых руководителей, принимает меры по устранению недостатков в организации практики;

∙ осуществляет контроль за своевременным оформлением документов по оплате труда работников образовательных учреждений, привлекаемых к руководству педагогической практикой на условиях почасовой оплаты;

∙ участвует в обсуждении вопросов организации и содержания практики, обобщает опыт ее организации на факультетах, вносит предложения по совершенствованию.

3.5.2. Факультетский руководитель практики:

∙ обеспечивает планирование, организацию и учет результатов педагогической практики на факультете, составляет график ее проведения;

∙ разрабатывает совместно с групповыми руководителями, методистами и руководителями от кафедр общей и социальной педагогики, общей и педагогической психологии программы педагогической практики, в соответствии с требованиями к уровню подготовки бакалавров по реализуемым Университетом направлениям и профилям ГОС ВПО;

∙ устанавливает связь с базами педпрактики, распределяет студентов по местам практики и передает представление (не позднее, чем за 7 дней до начала практики) заведующему производственной (педагогической) практикой;

∙ обеспечивает своевременное оформление документов по оплате труда работников образовательно-воспитательных учреждений за участие в педагогической практике;

∙ предоставляет расписание практик заведующему педпрактикой вуза, проводит установочные и итоговые конференции, организует выставки по вопросам практики, совместно с групповыми руководителями на установочной конференции проводит инструктаж по технике безопасности на педпрактике;

∙ вносит предложения по совершенствованию практики, участвует в работе кафедр при обсуждении вопросов педагогической практики студентов;

∙ контролирует и координирует работу групповых руководителей и учителей (преподавателей) образовательно-воспитательных учреждений по организации педпрактики;

∙ выборочно посещает уроки и другие занятия, проводимые студентами;

∙ принимает меры по устранению недостатков в проведении педагогической практики;

∙ составляет отчет по итогам педагогической практики (текстовый и цифровой - Приложение) и представляет его декану факультета и заведующему педпрактикой не позднее, чем через три недели после её окончания.

3.5.3. Групповой руководитель практики назначается из числа методистов по профилям и направлениям подготовки бакалавров, преподавателей специальных дисциплин или наиболее квалифицированных и опытных учителей (преподавателей) образовательно-воспитательных учреждений.

Групповой руководитель:

∙ устанавливает связь с образовательно-воспитательным учреждением, проводит инструктивно-методическую работу с педагогами данного учреждения;

∙ организует и проводит совместно с преподавателями кафедр психолого-педагогических дисциплин установочную и итоговую конференции;

∙ распределяет совместно с руководителем образовательно-воспитательного учреждения студентов по классам (группам), а с учителями-предметниками определяет темы уроков и внеурочных занятий для практикантов;

∙ помогает студентам совместно с преподавателями составить индивидуальный план на весь период практики в соответствии с ее программой;

∙ обеспечивает проведение студентами уроков и внеурочных занятий, консультирует их, проверяет и утверждает планы-конспекты;

∙ присутствует на 3-4 уроках и 1 внеурочном занятии у каждого студента, анализирует и оценивает их;

∙ совместно с преподавателями педагогики контролирует выполнение индивидуальных планов по всем разделам практики, проверяет дневники;

∙ принимает участие в установочной и итоговой конференциях в Университете и образовательно-воспитательном учреждении;

∙ учитывая результаты выполненных заданий по педагогике, психологии, физиологии, выставляет оценку;

∙ оформляет документы на оплату работников образовательно-воспитательного учреждения и передает заведующему производственной (педагогической) практикой;

∙ собирает и анализирует документацию, представленную студентами, составляет отчет по итогам практики и представляет их факультетскому руководителю в течение двух недель по окончании практики.

3.5.4. Методисты по педагогике и психологии.

Методисты по педагогике и психологии назначаются приказом ректора из числа преподавателей кафедр общей и социальной педагогики, общей и педагогической психологии Университета и выполняют следующие функции:

Методист по педагогике:

∙ устанавливает связь с классным руководителем и заместителем директора по учебно-воспитательной работе;

∙ участвует в подведении её итогов и выставлении оценки;

∙ разрабатывает творческие задания (в дифференцированных вариантах);

∙ проводит консультации (групповые и индивидуальные) со студентами по вопросам содержания и организации образовательно-воспитательной деятельности, реализации воспитывающей и развивающей функций урока;

∙ выборочно присутствует на уроках и внеучебных мероприятиях (воспитательных занятиях), участвует в их анализе и оценке;

∙ оказывает помощь в выборе приоритетов и программ индивидуально-творческого развития будущего учителя;

∙ контролирует выполнение студентами индивидуальных планов по разделу «воспитательная работа»;

∙ проводит итоговое собеседование с каждым студентом и оценивает его работу;

∙ предоставляет групповому руководителю материал к отчету.

Методист по психологии:

∙ обеспечивает психологическую адаптацию студентов в условиях школы, класса;

∙ разрабатывает задания по психолого-педагогическому изучению учащихся;

∙ выборочно присутствует на уроках и анализирует их психологический аспект;

∙ руководит работой студента по изучению личности школьника и классного коллектива;

∙ проводит индивидуальные и коллективные консультации по вопросам практического применения знаний психологии в образовательно-воспитательном процессе;

∙ участвует в проведении итоговых конференций и принимает участие в выставлении оценки по педпрактике.

3.5.5. Кафедры психолого-педагогических дисциплин.

Ответственность за организацию педагогической практики возлагается на заведующих кафедрами, которые координируют работу кафедральных методистов и связь с факультетскими руководителями практикой.

Кафедры общей и социальной педагогики, общей и педагогической психологии:

∙ руководят общепедагогическим аспектом по всем видам деятельности студентов в период педпрактики;

∙ обеспечивают психологическую адаптацию студентов в современных условиях;

∙ разрабатывают и утверждают дифференцированные творческие задания для практикантов и обсуждают программу практики с руководителями школ;

∙ обеспечивают интегрированный подход к выполнению всех видов заданий по педпрактике;

∙ способствуют знакомству студентов с инновационными технологиями обучения и деятельности учителя;

∙ изучают и обобщают опыт проведения педпрактики на разных факультетах и других педвузах;

∙ отрабатывают критерии уровня формирования педагогического мышления, профессиональной позиции, технологичности принимаемых решений;

∙ анализируют ход и итоги педпрактики на заседаниях кафедр и советах факультетов и принимают меры по её совершенствованию;

∙ предоставляют заведующей педпрактикой отчет по итогам практики.

3.5.6. Декан факультета:

∙ обеспечивает необходимые условия для прохождения педагогической практики, учет учебных поручений преподавателей на практике при составлении расписания;

∙ участвует в корректировке сроков педагогической практики;

∙ при необходимости досрочной сдачи экзаменов, обеспечивает график сдачи, согласовывает его с преподавателями кафедр;

∙ выборочно посещает уроки и внеурочные занятия практикантов;

∙ участвует в проведении установочных и итоговых конференций.
  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

2. Структура педагогической практики icon«Башкирский государственный аграрный университет» «утверждаю» Ректор фгбоу впо башкирский гау
Университет определяет задачи педагогической практики, организационные основы и содержание педагогической практики, права и обязанности...
2. Структура педагогической практики iconСодержание Введение 3 цель и задачи педагогической практики 5 организация...
Цель урока: в ходе анализа предполагаемых сюжетов (коротких рассказов, сценок) дать возможность учащимся поразмышлять над решением...
2. Структура педагогической практики iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Краткая информация о педагогической части практики на 4 курсе (подробно см в программе педагогической практики, представленной в...
2. Структура педагогической практики icon1. Цели педагогической практики по направлению 030200. 68 «Политология»...
Рассмотрено и утверждено на заседании ученого совета физико-математического факультета (протокол от «30» марта 2012г. №6)
2. Структура педагогической практики iconОтчет по педагогической практике в трехдневный срок после окончания...
...
2. Структура педагогической практики iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Целью педагогической практики является овладение основными функциями педагогической деятельности, а также выработка творческого исследовательского...
2. Структура педагогической практики iconПрограмма педагогической практики для студентов
Охватывает всех студентов, независимо от их спортивно-педагогической специализации
2. Структура педагогической практики iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
...
2. Структура педагогической практики iconПедагогическая практика
Учебно-методическое пособие предназначено для руководителей практики, методистов и студентов. В пособии рассмотрены вопросы, определяющие...
2. Структура педагогической практики iconII. Организация профессиональной практики
Данное методическое пособие предназначено для студентов факультета «Коррекционная педагогика в начальном образовании» и направлено...
2. Структура педагогической практики icon1. Наименование дисциплин
Профессионально-педагогическая деятельность, её аспекты. Содержание педагогической деятельности. Основные виды и структура педагогической...
2. Структура педагогической практики icon«Техника рисования «по сырому» – как эффективный прием педагогической практики»
Цель: Обучить основным приемам техники «по сырому», создать мотивацию на применение ее в педагогической практике
2. Структура педагогической практики iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Обобщение педагогического опыта – направление методической деятельности, обеспечивающее изучение и описание педагогической практики...
2. Структура педагогической практики iconПоложение об организации практики студентов
Данное методическое пособие предназначено для студентов факультета «Коррекционная педагогика в начальном образовании» и направлено...
2. Структура педагогической практики iconРеферата; подготовить логически выстроенное выступление по теме психолого-педагогического...
Целью изучения дисциплины является теоретическая и методическая поддержка научно-педагогической практики и выполнения магистерского...
2. Структура педагогической практики iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель педагогической практики – приобретение и осознание студентами первоначального опыта профессиональной педагогической деятельности...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск