Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2





Скачать 442.65 Kb.
НазваниеПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2
страница1/4
Дата публикации17.11.2013
Размер442.65 Kb.
ТипУчебно-методическое обеспечение
100-bal.ru > Психология > Учебно-методическое обеспечение
  1   2   3   4
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

для слушателей курса

дополнительной профессиональной образовательной программе

повышения квалификации педагогических и руководящих работников

к программе «ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ ШКОЛЬНИКОВ»

(Вариативный модуль72 часов)
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ СЛУШАТЕЛЕЙ

Данный курс предназначен для классных руководителей, директоров, заместителей директоров по воспитательной работе, учителей образовательных учреждений. Его специфика заключается в том, что, обучая педагогов методам формирования у учащихся ценностного отношения к здоровому образу жизни, мы исходим из триединства физического, психического и духовно-нравственного здоровья, что нашло отражение в программе. Программа нацелена на интеграцию воспитательных усилий школы, семьи и общественных институтов по формированию у учащихся ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни. Благодаря такому подходу у классных руководителей будет сформировано целостное представление о здоровом образе жизни, осуществлено обучение педагогов здоровьесберегающим технологиям.

Основная задача данной программы – актуализация у педагогов ценности здоровья как необходимого условия для развития интереса и ценностного отношения к здоровому образу жизни, оказания помощи педагогу в активном использовании полученных знаний по здоровьесбережению в общеобразовательную среду.

Своеобразие программы – органическое сочетание лекционных и практических занятий. Лекционный материал дает общие установки на восприятие практического материала и помогает его осмыслению. Практические занятия необходимы для формирования навыков овладения технологиями здоровьесбережения учащихся.

Знакомство с концепцией ортобиотики способствует осознанию понятий образа жизни, здорового образа жизни, условий и методов его формирования, помогает раскрыть влияние среды, СМИ, индивидуальных особенностей личностей и других факторов на здоровье человека. Для расширения границ понимания данной проблемы полезно познакомиться с концепциями выдающихся ученых по здоровьесбережению: Ушинского К.Д. о воспитании, основанном на ЗОЖ; Каптерева П.Ф. о «нравственном закаливании» ребенка, воспитании «культуры чувств» как важнейшем факторе развития здоровья по Сухомлинскому В.А.

При обучении педагогов методике формирования ценностного отношения учащихся к духовно-нравственному здоровью следует сделать акцент на различии понятий нравственности как совокупности этических норм и духовности как проявления сознания личности. Духовность связана с менталитетом человека, поэтому важное значение имеет освоение учащимися мирового культурного наследия, а также обучение приемам позитивного мышления, конструктивного подхода к решению проблем, выработки оптимистической жизненной позиции.

Обучая педагогов методике формирования ценностного отношения учащихся к психическому здоровью, следует обратить внимание на обучение их эффективному общению, управлению эмоциональным состоянием как необходимому условию предупреждения развития учебного стресса.

Поскольку программа основывается на концепции ортобиотики, предполагающей триединство физического, психического и духовно-нравственного здоровья, необходимо акцентировать внимание педагогов на взаимовлиянии этих трех компонентов. Поддержание физического здоровья учащихся является необходимым условием реализации психического и духовно-нравственного здоровья.

Одна из деликатных тем программы 2.3. «Работа классного руководителя по половому воспитанию учащихся как способ укрепления духовно-нравственного здоровья». В современных условиях, когда ценность института семьи, семейных отношений в молодежной среде в значительной степени девальвирована, половое воспитание как аспект духовно-нравственного психического и физического здоровья человека приобретает особое значение. Поэтому важно обратить внимание педагогов на формирование у учащихся ценностного отношения к семье, внутрисемейным и поло-ролевым отношениям. При обучении педагогов организации совместной работы школы, семьи и общественных институтов позиция самого педагога предполагает демократический стиль взаимодействия, делового сотрудничества.

Актуальность проблематики формирования у учащихся ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни требует активных форм проведения занятий. К таковым относятся деловые и ролевые игры, круглые столы, диспуты и дискуссии, разыгрывание проблемных ситуаций, минитренинги, компакт-советы, а также самостоятельная разработка обучающимися педагогами тематики и содержания как классных часов , так и внеклассных мероприятий, с последующей презентацией этих разработок на занятиях курса.

Знание возрастных особенностей детей играет большую роль в выборе форм, методов и средств работы с учащимися. Следует сделать акцент, как на индивидуально-психологических так и на социально-психологических особенностях школьников.

Комплекс методов, форм работы с педагогами в процессе прохождения программы призван помочь им в формировании собственной позиции по отношению к здоровью и здоровому образу жизни, а также определить пути реализации этой ценности в своей профессиональной деятельности.

В рамках данного курса слушателям предлагается освоить тематические лекции, практические занятия и самостоятельные работы.

Самостоятельная работа пишется в сроки, указанные в учебном плане и уточненные ведущим преподавателем.

По каждому разделу курса («Основы здорового образа жизни», «Формирование ценностных ориентаций на здоровый образ жизни», «Влияние возрастных особенностей на формирование ценностного отношения к здоровому образу жизни у школьников») в самостоятельных работах важна ее профессиональная направленность. Поэтому необходимый материал рекомендуется собирать в тех классах школы, классными руководителями которых является слушатель.

Выполняя самостоятельную работу, соблюдайте определенную последовательность.

1. Изучите тему по рекомендованным учебникам, учебным пособиям. Дополнительную литературу, выберите самостоятельно из предложенного в конце данного пособия списка, используйте также материалы периодической печати.

  1. Руководствуясь рекомендациями к контрольным заданиям, выберите методы и методики исследования или применяемых здоровьесберегающих технологий. В соответствии с избранной методикой составьте планы наблюдений или бесед, заготовьте дневник для фиксации данных наблюдений, анкеты, необходимые схемы и т.п.

  2. Подробно изложите задачи, методы, методику работы, результаты сведите в специальные таблицы, сделайте выводы и т.п.

  3. Оформите самостоятельную работу. Материал изложите в определенной последовательности: сначала поместите план работы и список использованной литературы, затем раскройте методы и способы формирования психического процесса, явления или качества у исследуемой группы, перечислите примененные методы и методики исследования и только после этого дайте в сравнении характеристику изучаемых психических особенностей наблюдаемых учащихся или учебного материала. Проанализируйте собранные данные, обоснуйте причины тех или иных индивидуальных психических особенностей личности наблюдаемых школьников, определите их положительные и отрицательные качества и наметьте пути дальнейшего развития и воспитания этих детей.

Самостоятельную работу оформите в электронном варианте и на печатных листах, вместе с материалами исследования отдайте педагогу в назначенные сроки.

Выполнение самостоятельных заданий слушателями, вкупе с занятиями на курсе способствует росту здоровьесберегающей компетентности.

Требования к уровню освоения содержания программы.

Слушатель должен знать:

  • основные компоненты здоровья и здорового образа жизни;

  • содержание компонентов здорового образа жизни;

  • теоретические и практические аспекты здоровьесберегающих технологий;

  • пути формирования основ здорового образа жизни;

  • формы и методы формирования ценностного отношения к здоровому образу жизни у учащихся и их родителей.



Слушатель должен уметь:


  • вести просвещение школьников и их родителей по вопросам здорового образа жизни;

  • использовать на практике и самостоятельно разрабатывать комплекс упражнений с целью формирования основ здорового образа жизни;

  • использовать диагностические методики определения ценностных ориентаций на здоровье;

  • проектировать виды работ с учащимися и их родителями по развитию интереса к здоровому образу жизни.


Слушатель должен владеть:


  • организацией и внедрением здоровьесберегающих технологий в практическую деятельность школы;

  • эффективными методами по воспитанию ценностных ориентаций учащихся на здоровый образ жизни.


ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ.

Воспитание (как педагогическое явление) — 1) целенаправленная про-

фессиональная деятельность педагога, содействующая максимальному разви-

тию личности ребенка, вхождению его в контекст современной культуры, становлению как субъекта собственной жизни, формированию его мотивов и ценностей; 2) целостный, сознательно организованный педагогический, процесс формирования и образования личности в учебно-воспитательных учреждениях специально подготовленными специалистами; 3) целенаправленная, управляемая и открытая система воспитательного взаимодействия детей и взрослых, в которой воспитанник является паритетным участником и есть возможность

вносить в нее (систему) изменения, способствующие оптимальному развитию детей (в этом определении ребенок является и объектом, и субъектом); 4) предоставление воспитаннику альтернативных способов поведения в различных ситуациях, оставляя за ним право выбора и поиска своего пути; 5) процесс и результат целенаправленного влияния на развитие личности, ее отношений, черт, качеств, взглядов, убеждений, способов поведения в обществе (в этой позиции ребенок — объект педагогического воздействия); 6) целенаправленное создание условий для освоения человеком культуры, перевода ее в личный опыт через организованное длительное воздействие на развитие индивида со стороны окружающих воспитательных институтов, социальной и природной среды, с учетом его потенциальных возможностей с целью стимулирования его саморазвития и самостоятельности; 7) (в самом узком, конкретном значении) составные

части целостного воспитательного процесса: умственное, направленное и т.д.

воспитание.

Воспитание духовное — формирование ценностного отношения к жиз-

ни, обеспечивающего устойчивое и гармоническое развитие человека. Это воспитание чувства долга, справедливости, искренности, ответственности и др. качеств, способных придать высший смысл делам и мыслям человека.

Воспитание нравственное — формирование нравственных отношений,

способности к их совершенствованию и умений поступать с учетом общественных требований и норм, прочной системы привычного, повседневного морального поведения.

Воспитание половое — систематическое, сознательно планируемое и

осуществляемое воздействие на формирование полового сознания и поведения детей, подготовка их к семейной жизни.

Воспитание физическое — система совершенствования человека, на-

правленная на физическое развитие, укрепление здоровья, обеспечение высо-

кой работоспособности и выработку потребности в постоянном физическом са-мосовершенствовании.

Воспитание эстетическое — целенаправленное взаимодействие воспи-

тателей и воспитанников, способствующее выработке и совершенствованию в подрастающем человеке способности воспринимать, правильно понимать, це-нить и создавать прекрасное в жизни и искусстве, активно участвовать в твор-честве, созидании по законам красоты.

Воспитание этическое — целенаправленное взаимодействие воспита-

телей и воспитанников, имеющее своей целью выработку у последних правил хорошего тона, формирование культуры поведения и отношений.

Воспитанность — уровень развития личности, проявляющийся в согла-

сованности между знаниями, убеждениями, поведением и характеризующийся степенью оформленности общественно значимых качеств. Разлад, конфликт между тем, что человек знает, как он думает и как реально поступает, может приводить к кризису личности. Воспитанность — сегодняшний уровень развития личности, в отличие от воспитуемости — потенциального уровня личности, зоны ее ближайшего развития.

Воспитательная работа — целенаправленная деятельность по органи-

зации жизнедеятельности взрослых и детей, ставящая своей целью создание условий для полноценного развития личности. Через Воспитательную, работу реализуется воспитательный процесс.

Девиантное поведение — поведение, отличающееся от нормы.

Дидактогения - «психотравмирующие воздействия на учащихся, обусловленные образовательным процессом, непрофессиональными действиями учителя» [Н.К.Смирнов].

Дидактогенные состояния - «нарушения психологического здоровья учащихся, обусловленные воздействием учителя, образовательного процесса» (Н.К.Смирнов)

«Дистресс» - «стресс чрезмерной силы или продолжительности, оказывающий на организм неблагоприятные (патогенные) воздействия» [Н.К.Смирнов].

Дезадаптационные состояния - «периодически возникающие предболезненные состояния, отражающие недостаток адаптационных ресурсов организма учащихся, вызывающие у них дискомфортные ощущения и снижающие эффективность процесса обучения» [Н.К.Смирнов].

Здоровьесберегающие образовательные технологии

системно организованная совокупность программ, приемов, методов организации образовательного процесса, не наносящего ущерба здоровью его участников;

Качественная характеристика педагогических технологий по критерию их волз0действия на здоровье учащихся и педагогов.

Здоровьесберегающие технологии в школе - системно организованная деятельность, направленная на педагогов, медиков и других специалистов школы, защиту здоровья учащихся и своего собственного от неблагоприятного воздействия факторов, связанных с образовательным процессом и пребыванием в школе.

К здоровьесберегающим педагогическим технологиям можно отнести:

  • психолого-педагогические технологии, связанные с непосредственной работой учителя на уроке, воздействием, которое он оказывает за время проведения урока на учеников;

  • учебно-воспитательные технологии, которые включают программы по обучению грамотной заботе о своем здоровье и формированию культуры здоровья, мотивации учеников к ведению здорового образа жизни, предупреждению вредных привычек;

  • социально адаптирующие технологии, обеспечивающие формирование и укрепление психологического здоровья учащихся, повышение ресурсов психологической адаптации личности.
  1   2   3   4

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Проектно-образовательная деятельность по формированию у детей навыков безопасного поведения на улицах и дорогах города
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: Создание условий для формирования у школьников устойчивых навыков безопасного поведения на улицах и дорогах
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Организация воспитательно- образовательного процесса по формированию и развитию у дошкольников умений и навыков безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: формировать у учащихся устойчивые навыки безопасного поведения на улицах и дорогах, способствующие сокращению количества дорожно-...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Конечно, главная роль в привитии навыков безопасного поведения на проезжей части отводится родителям. Но я считаю, что процесс воспитания...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспитывать у детей чувство дисциплинированности и организованности, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Всероссийский конкур сочинений «Пусть помнит мир спасённый» (проводит газета «Добрая дорога детства»)
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспиты­вать у детей чувство дисциплинированности, добиваться, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...



Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск