Федеральное агентство по образованию
Псковский государственный педагогический университет
имени С. М. Кирова
Пересмотрена на заседании
протокол №_8_от 7апреля_2009г.
Кафедры специальной психологии и педагогики
Зав. кафедрой __________/Самаль И.Н../
|
|
Рабочая программа
Логопедической практики студентов факультета психологии, отделения «Логопедия»
на логопункте при общеобразовательной школе
Курс – V
Семестр – IX
-
Программа составлена ст. преподавателем кафедры психологии развития и коррекционной педагогики
Алексеевой А.Е.и ассистентом Темировой И.О.
|
Псков
2009
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Организация практики. Сроки проведения практики В соответствии с учебным планом отделения логопедии факультета психологии развития и коррекционной педагогики практика студентов проводится в 9 семестре в течение 7 недель.
Базой для проведения практики являются логопедические кабинеты (пункты) при общеобразовательных школах. Руководство практикой осуществляется методистами Университета и логопедом школы. Во время практики каждый студент проводит ежедневно групповые и индивидуальные занятия с детьми, имеющими нарушения чтения и письма.
Цели, задачи производственной практики
(перечень умений, которыми должен овладеть студент
в ходе прохождения практики)
Целью педагогической практики в логопедических кабинетах при общеобразовательных школах является закрепление полученных теоретических знаний, овладение приемами обследования детей, предполагающего комплексность подхода и анализ медико-педагогической документации, приемами проведения фронтальной и индивидуальной работы с детьми, имеющими нарушения чтения и письма. Основная цель практики достигается путем реализации следующих задач:
углубление и закрепление в работе с детьми теоретических и практических знаний, полученных в процессе изучения соответствующих курсов логопедии, педагогики, психологии, психологии речи, методических систем обучения русскому языку и т. д.;
овладение формами организации учебно-воспитательной работы логопеда, учителей начальных классов и родителей для успешного усвоения учащимися программного материала по русскому языку и чтению;
совершенствование практических навыков выявления, предупреждения и преодоления нарушений чтения и письма у учащихся общеобразовательных школ в процессе групповых и индивидуальных занятий с ними;
овладение умениями проводить воспитательную работу с детьми на уроке и во внеурочное время;
формирование навыков анализа педагогического опыта и овладения им;
развитие интереса к научно-исследовательской работе;
развитие общественно-педагогической активности студентов, приобщение их к пропаганде логопедических знаний в педагогическом коллективе и среди родителей;
формирование у студентов профессиональных качеств личности.
Учебно- и научно-практическая деятельность студентов в период практики на логопунктах при общеобразовательных школах направлена на формирование у них следующих комплексов умений.
1. Комплекс операционно-деятельностных умений.
пополнять, уточнять, закреплять и углублять знания, полученные при изучении теоретических и практических курсов;
применять теоретические знания в практической учебно-воспитательной и коррекционной работе с учащимися, имеющими нарушения речи;
организовать учебно-воспитательную работу;
выявлять, предупреждать и преодолевать нарушения чтения и письма;
научиться обследовать детей и формулировать обоснованное логопедическое заключение;
проектировать все виды коррекционной (логопедической) работы (перспективное и календарное планирование);
уметь составлять перспективные планы индивидуальных и групповых занятий; планировать учебно-воспитательную работу; составлять конспекты уроков и внеклассных мероприятий;
формулировать цели и задачи фронтальных и индивидуальных занятий;
правильно подбирать речевой, дидактический, изобразительный материал для моделируемых занятий;
уметь грамотно вести документацию логопедического пункта;
осуществлять индивидуальный подход к учащимся;
уметь изготовлять наглядность для занятий.
выдерживать логику следования, длительность и соразмерность этапов логопедических занятий в соответствии с его задачами;
обоснованно осуществлять выбор методов и приемов коррекции и компенсации речевого дефекта;
осуществлять индивидуальный подход к учащимся с различной речевой патологией, учитывать их возраст, психологический статус, рекомендации врача;
развивать способность к педагогической импровизации, умение изменять способы педагогического (коррекционного) воздействия в зависимости от конкретной учебной ситуации.
2. Комплекс рефлексивных умений.
производить анализ материалов логопедического обследования учащихся, по его результатам делать диагностические выводы;
на основе наблюдения и анализа цикла занятий по теме показать реализацию учителем коррекционной направленности обучения;
рассмотреть одно из наблюдаемых или собственных занятий как педагогическое явление, выделить его компоненты;
устанавливать причинно-следственные связи между педагогическими явлениями (связь методов и средств реализации коррекционного материала с задачами занятия и др.);
определять логику построения фронтальных и индивидуальных занятий;
определять коррекционный, воспитывающий, обучающий и развивающий эффект занятия;
обосновывать использованные приемы контроля знаний, умений и навыков учащихся, методику исправления ошибок;
производить анализ своих уроков и оппонирование уроков однокурсников;
давать научно-методическое обоснование зачетных уроков и занятий.
Содержание этапов деятельности студентов в период практики
I этап: 1 неделя — вступительная конференция, на которой студенты знакомятся с целями и задачами практики, ее организацией и сроками выполнения заданий на каждом этапе практики. Им сообщаются условия работы логопедического пункта при общеобразовательной школе, расписание работы логопеда, время встречи с родителями детей. Проводится распределение студентов на логопедические пункты. На конференцию приглашаются логопеды пунктов.
Проводится организационная работа: знакомство с работой логопедического пункта, посещение и анализ занятий логопеда, обследование детей. Составление перспективных планов прохождения практики, подготовка дидактического материала и т. д.
II этап: 2-4 недели — студенты обследуют учащихся, проводят фронтальные и индивидуальные занятия с детьми, присутствуют на занятиях своих коллег, анализируют их. Посещают уроки по другим предметам в тех классах, где обучаются дети, с которыми проводятся индивидуальные занятия, проводят беседы с родителями и учителями.
III этап: 5-7 неделя — студенты продолжают практическую деятельность, оформляют необходимую документацию, по заранее согласованному с методистом Университета расписанием проводят зачетные занятия.
IV этап: в течение 7 дней после окончания практики студенты оформляют документацию, сдают ее методистам; участвуют в заключительной конференции (7-10 день после выхода с практики).
Характер и организация деятельности студентов в период практики
Для проведения практики студенты распределяются по учреждениям.
Руководство педагогической практикой, регулирование и контроль учебно-практической деятельности студентов осуществляют руководитель педагогической практики студентов отделения логопедии, групповой руководитель от кафедры, логопеды школ, сотрудники практических учреждений.
Ежедневная учебно-практическая нагрузка студентов определяется в соответствии с расписанием занятий учителя – логопеда (на 1-у ставку).
Проведение практики в школе осуществляется как целенаправленный вариативно-организованный процесс, способствующий формированию у студентов индивидуального опыта работы учителем – логопедом на логопункте.
Основные структурные компоненты содержательно-организационного аспекта педагогической практики:
а) проведение психолого-педагогического обследования учащихся, анализ материалов обследования, диагностико-прогностическая деятельность;
б) наблюдение и анализ занятий логопеда;
в) экспериментально-методическая работа студентов (мини-эксперименты по заданию методиста практики, исследования в рамках проблемы дипломной работы по заданию научного руководителя):
г) составление и обсуждение теоретических моделей фронтальных и индивидуальных занятий, занятий с подгруппой или микрогруппой учащихся;
д) проведение и анализ рабочих занятий;
е) наблюдение и анализ занятий однокурсников;
ж) индивидуальная работа с 2-3-мя учениками класса;
з) проведение и обсуждение зачетных фронтальных и индивидуальных занятий:
студенты проводят 3 зачетных занятия по разным темам;
студенты дают одно зачетное логопедическое индивидуальное занятие с ребенком младшего школьного возраста;
к) подготовка студентами отчетной документации.
Основные направления педагогической деятельности студентов
в период практики
I. Аналитическое (подготовительное) направление.
изучение тематических и поурочных планов учителя-логопеда начальных классов;
наблюдение, конспектирование и анализ занятий, проводимых учителем-логопедом;
разработка тематических планов логопедических занятий;
определение и обоснование целей и задач логопедических занятий по конкретной теме.
II. Практическое направление педагогической деятельности.
разработка и проведение логопедических занятий по различным темам;
разработка конспектов для циклов логопедических занятий по заданной тематике, методическое обоснование содержания, этапов, речевого и дидактического материала для конкретного цикла, и их проведение;
подбор и изготовление наглядно-дидактических материалов к логопедическим занятиям, аргументация их соответствия целям, задачам и содержанию занятия;
наблюдение и анализ логопедических занятий, проводимых однокурсниками;
подготовка, проведение и обсуждение зачетных логопедических занятий по различным темам.
II. Методическая и научно-исследовательская работа:
участие в работе педагогических советах школы, семинаров и методических совещаний коллектива школы;
участие в работе проблемных семинаров, проводимых руководителями практики;
выполнение студентами экспериментальных заданий (в рамках темы дипломной работы или по другой проблеме);
выступление студентов на методических совещаниях учителей с докладами по теме исследовательской работы;
подготовка докладов по материалам экспериментальных исследований и представление их на итоговой конференции по педагогической практике.
III. Организационная работа:
участие в проведении установочной и итоговой конференции по логопедической практике:
ведение и подготовка отчетной документации по практике;
оформление наглядно-дидактических материалов, используемых в процессе практики.
Оценка результатов логопедической практики
При оценке результатов практики учитываются следующие факторы:
Посещаемость практики.
Уровень теоретической подготовки студента (овладение знаниями по специальности и смежным дисциплинам).
Степень сформированности профессионально-педагогических умений (овладение методикой проведения индивидуальных и фронтальных логопедических занятий с детьми дошкольного возраста, страдающими нарушениями речи), что отражается в оценках за логопедические занятия.
Уровень профессиональной направленности (общение с детьми, любовь к ним, забота о дошкольниках, их развитии; направленность на психолого-педагогическую деятельность, преодоление трудностей, узнавание нового; ответственность за качественное осуществление коррекционного процесса в специальных группах; осуществление творческого подхода в работе; степень самостоятельности при выполнении обязанностей логопеда).
Оценка за выполнение заданий по педагогике.
Оценка за выполнение заданий по психологии.
Качество отчетной документации.
Т.о. общая оценка за практику выводится на основании учета ВСЕХ вышеперечисленных факторов.
|