Процессы восприятие, воображение, память, мышление, речь, внимание и т д., при помощи этих процессов человек познает мир. Свойства





Скачать 277.2 Kb.
НазваниеПроцессы восприятие, воображение, память, мышление, речь, внимание и т д., при помощи этих процессов человек познает мир. Свойства
страница1/3
Дата публикации03.08.2013
Размер277.2 Kb.
ТипИсследование
100-bal.ru > Психология > Исследование
  1   2   3
Научная психология.

  • Другие названия научной психологии: естественно-научная, сциенсцистская, номотетическая, объективная, объясняющая. В научной психологии используются естественно-научные методы, научные понятия, которые описывают существенные и постоянные свойства психики. Единичные факты не фиксируются, а отвергаются. Таким образом научная психология не признает религию. В научной психологии из множества единичных фактов выстраиваются гипотезы и теории, делаются эмпирические обобщения. Предметом изучения научной психологии является психика животных и человека. Вообще-то это большое снижение научной психологии в результате ее развития, так как она изучает именно психику, а не душу. Итак, научная психология изучает процессы, состояния и свойства психики. Они бывают индивидуальные и групповые, внешние и внутренние.

  • Процессы - восприятие, воображение, память, мышление, речь, внимание и т.д., при

помощи этих процессов человек познает мир.

  • Свойства - наиболее существенные и устойчивые особенности, которые характеризуют

человека.

  • Состояния - это характеристики человека и его поведения, которые показывают

положения человека по отношению к какой-либо норме.

Научный метод реализуется в принципе научного детерминизма и в единстве сознания и деятельности. Главная цель научной психологии состоит в построении истинной картины мира и исследовании законов его развития. Причем человек в научной психологии является объектом изучения, а объект - это тот, кто души не имеет.

В научной психологии существуют следующие методы изучения психики человека:

  • Наблюдение - преднамеренное, систематическое и целенаправленное восприятие внешнего поведения человека с целью последующего анализа и объяснения. Наблюдения бывают выборочные и сплошные.

  • Эксперимент - то же самое, что и наблюдение, только исследователь сам вызывает изучаемые явления. Эксперименты бывают естественные, формирующие и лабораторные.

  • Тест - является основным психологическим методом, который используется для измерения каких-то способностей человека, его функций и т.д.

  • Опрос - наиболее желательный метод, как правило, имеет психотерапевтическую функцию, по своей природе имеет сходство с тестированием, но если в тестировании есть некоторые "хитрости", то опрос всегда прямое, открытое исследование. Реализуется опрос в виде анкетирования или интервью.

  • Анализ продуктов деятельности - исследование образцов почерка человека, музыкальных произведений, художественных произведений, рисунков и т.д..

  • Метанаучные методы - математическое моделирование и статистический анализ.


Гуманитарная психология.

В прошлом веке был сделан вывод, что одной научной психологией нельзя понять человека. С тех пор существует гуманитарная психология. После революции она была запрещена. И только в последнее десятилетие гуманитарная психология пробивает себе дорогу.

Гуманитарная психология признает человека как целое, но с другой стороны она секулярна, т.е. не признает Бога. Главное чтобы человек развивался, а в какую сторону не важно. По некоторым критериям гуманитарная психология похожа на житейскую психологию, она признает единичные факты, субъективный опыт человека.

В гуманитарной психологии существуют следующие методы изучения психики человека:

  • Интроспекция - самонаблюдение, всматривание в себя, в свои внутренние процессы, чувства, желания.

  • Самоотчет - тоже самонаблюдение, только оформленное культурным образом: дневник, письмо, литературное произведение, автобиография, исповедь.

  • Включенные наблюдения - психолог сам участвует в тех процессах, которые наблюдает.

  • Эмпатическое слушание - эмоциональный контакт, сочувствие человеку, часто реализуется в беседе на близком расстоянии, смотря друг другу в глаза.

  • Идентификация - психолог ставит себя на место исследуемого человека.

  • Диалогическая беседа - равноправная, доверительная беседа..

  • Биографический метод - человека понимают через весь его жизненный путь.

  • Интуиция - попытка получать определенные сведения изнутри, по наитию.

  • Интерпретация - объяснение внутреннего мира другого человека.

  • Герменевтика - искусство и теория истолкования текста.


Практическая психология.

Практическая психология - это, по сути, перенос методов научной и гуманитарной психологии в практику. В зависимости от области применения имеет разные названия: медицинская психология, педагогическая психология, юридическая психология, спортивная психология, возрастная психология, генетическая психология и т.д.

В практической психологии используются следующие основные методы:

  • Психотерапия:

клиническая - занимается лечением душевнобольных людей с целью способствовать их

оздоровлению;

личностно-ориентированная - занимается здоровыми людьми, ее цель побудить

человека изменить собственную личность, либо изменить отношение к каким-то людям

или ситуациям.

  • Психотренинг - обучение человека каким - то способам поведения.

  • Психокоррекция - психолог помогает человеку изменить какое-либо свое качество, черту характера.

  • Психологическая консультация - психотерапевт оказывает помощь человеку, который обратился к нему за помощью в решении своих психологических проблем.


Взаимоотношение науки и религии.

Наука пытается познать истину и это закономерно, но, пользуясь только научными методами, наука очень многое не может объяснить, то есть не достигает познания истины. По одному выражению: "Наука ищет не там где потеряно, а там где светло, так как наука не может работать в темноте".

Жизнь конкретного человека для психологии (научной) остается тайной. Вся история психологии - это история утрат. Психология сначала утратила душу, потом психику, потом сознание. С самого начала психологи понимали, что использование тех методов, которые используются в науке, в психологии использовать нельзя, так как в результате это приводит ко лжи. Психология с самого начала развивалась в условиях кризиса. Наука обращается с неодушевленными предметами, исследует вещь по ее составным частям, а с человеком так нельзя, нельзя изучать отдельно память, воображение, речь и т.д. и при этом понять всего человека. Алексей Николаевич Леонтьев, основатель деятельностной школы в психологии сказал следующую вещь: "Мы хорошо разобрали человека на части и хорошо изучили эти части, а вот собрать человека опять не можем". И в этом трагедия психологии. Надо сказать, что сам Леонтьев был материалистом, но перед смертью пришел к идее Творца, то есть фактически перестал быть материалистом.

В психологии есть такие важные понятия, как субъект и объект. Так вот в научной психологии, человек - это объект, то есть то, что души не имеет (вещь).

В психологии существует проблема установления границ в познании человека: Где можно? Где нельзя? Где тайна?

Наука индифферентна по отношению к добру и злу, а в религии не так. Допустим, получил психолог диплом и начинает свою практику, связанную с влиянием на людей, а что у него самого в душе - это не важно. В религии не так.

Всех ученых, по отношению к религии, можно разделить на три класса:

1) Атеисты (их, к сожалению, большинство).

2) Верующие, но считающие, что наука и религия совсем разные вещи, взаимно не пересекающиеся. В личной жизни они верят, а в науке они не считают, что могут быть такими.

3) Верующие, которые пользуются научными методами, но если приходят к результатам, которые противоречат религии, то эти результаты отвергают.

На самом деле истинная наука не может противоречить истинной религии, божественному Откровению. Наука не враг, а помощница религии. По выражению известного ученого Томсона: "Если вы мыслите достаточно сильно, то вы неизбежно придете к вере в Бога".

Среди известных и великих ученых было много верующих людей. Вот некоторые из них: Ньютон, Эйнштейн, Планк, Гейзенберг, Фейнман, Луи Пастер, Томсон, И.П. Павлов, А.А.Ухтомский (психофизиолог, учился в семинарии), Вернадский, Шредингер (лауреат Нобелевской премии, написал книгу "Почему я верю в Бога?") и т.д.

По мнению Вернадского сама наука произошла от религии, не опираясь на религиозное мировоззрение, наука не ведет к истине, она может открывать только частные истины, но не всю истину.

Наука, оставаясь в рамках материалистического мировоззрения, многое не может понять и

объяснить. Например, наука не знает, как приходит к человеку в голову какое-либо открытие, она не может объяснить феномен творчества человека. С другой стороны, та же наука отвергла уже некоторые теории, которые являются фундаментальными для классического материалистического мировоззрения. Так ученые, в настоящее время, полностью отвергают дарвинистскую теорию происхождения человека. Эта теория признана учеными тупиковой, а следовательно и ложной.

Среди многих крупных ученых много верующих людей, и некоторых именно наука привела к вере.
Христианская психология.

Христианская психология отнесена к гуманитарной психологии. Для этого существуют определенные основания. В христианской, как и в гуманитарной психологии, человек является субъектом (а не объектом, как в научной психологии), т.е. признается в человеке наличие души, воли, совести и т.д. Главный способ познания человека - понимание. В понимании важное место занимает личный опыт, нравственные и мировоззренческие установки. Используется субъективный подход, т.е. знание пристрастно. Знания передаются от человека к человеку. Признаются единичные факты. Также знание может передаваться не только с помощью научных понятий, но и с помощью метафор.

Тем не менее, между гуманитарной психологией, как таковой, и собственно христианской психологией имеются существенные различия. Гуманитарная психология _ это все-таки секулярная, мирская, безбожная психология. У нее нет представления о конечном пути человека. Она говорит человеку: "Ты должен идти, а не стоят!", а куда идти - неизвестно.

Гуманитарная психология не оперирует понятиями добра и зла. Ей важен вектор развития, а в какую сторону он направлен для нее не важно. Для христианской же психологии это является основным, так как важно не просто развиваться, но развиваться именно в сторону добра. Следует отметить, что объединяет все гуманитарные психологии вера, как психологическая категория. Религиозная вера - это только часть веры как психологического явления. Вера сопутствует жизни человека, активная жизнь без нее просто невозможна. Но религиозная вера соотносит все именно с конечным смыслом жизни человека.

Также существует различие между христианской психологией и христианской религией.

Основное различие состоит в том, что христианская психология ориентирована на обычного человека, тогда как христианская религия ориентирована на человека в Боге. Религия и психология не подменяют друг другу, но соотносятся между собой. Религия отвечает на вопрос: "Для чего человек живет?", а христианская психология отвечает на вопрос: "Как человеку дойти до этой цели?". Ни психологу нельзя пользоваться религиозными методами, ни священнику психологическими.
Основные задачи христианской психологии.

  1. Устранение раскола между внутренними и внешними сторонами человека и помощь конкретному человеку.

  2. Установление границ дозволенного вмешательства в психику человека (в психологии, медицине, педагогике).

  3. Сознательная ориентация на христианский образ человека и христианское понимание его сущности.


Самосознание.

Что такое сознание? Психологи не знают. Существуют две основных точки зрения на этот вопрос: естественнонаучная и гуманитарная. Согласно естественнонаучной точке зрения сознание есть продукт работы мозга (нейронов). В свою очередь, гуманитарная психология считает, что сознание существует объективно, независимо от человека, и что мозг - это только орудие действия сознания. Что такое сознание мы не знаем, но что оно есть, мы знаем. Сознание - это зеркало, через которое мы постигаем мир. Зеркало - сознание, повернутое внутрь человека - это и есть самосознание. Структуру самосознания можно представить следующей схемой:
самосознание



самопознание _

  

самооценка самоконтроль я-концепция

  

уровень притязаний самоуважение локус контроля



психологические защиты

Самопознание может иметь самые разные формы. Это и осознание своих физических и духовных возможностей, своего места среди других людей, своих учебных качеств и многое другое. Самопознание совершенствуется в результате анализа.

Самооценка складывается в процессе самопознания в результате оценочного анализа. У каждого есть своя оценочная шкала. Эта шкала должна быть истинной. Самооценка может быть адекватной и неадекватной. Неадекватно завышенная оценка - человек сам по себе ноль, а мнит себя гением. Бывает и неадекватно заниженная оценка у человека, и тогда такая самооценка мешает ему реализовать реально имеющиеся у него возможности. Самооценка меняется в течение жизни по много раз. Если в кризисе у человека низкая самооценка - это нормально.

Уровень притязаний - это уровень сложности тех задач, которые человек перед собой ставит. У христианина самый большой уровень притязаний - бесконечный.

В психологии существует следующая формула:

успех

самоуважение=  =const (постоянная величина).

уровень притязаний

Почему константа? Потому что у человека есть такие психологические механизмы, которые поддерживают самоуважение на постоянном уровне. Надо заметить, что у христианина, при наличии внутренней работы, самоуважение должно постепенно снижаться.
Психологические защиты.

Психологические защиты - это особый род психологической активности, направленный на предотвращение потери самоуважения. Они преобразуют информацию о том, что случилось так, чтобы человек не потерял самоуважения. Эти защитные механизмы играют в человеке отрицательную, греховную роль, регулируются страстями и защищают их, но иногда они спасают человека от полного краха. Снижать уровень психологических защит нужно очень постепенно, срывать их нельзя.

Если у человека что - то не получилось и сработали защитные механизмы, то самоуважение останется на прежнем уровне, но вместе с тем в человеке незаметно произойдет очередная регрессия ценностей. Если же человек переживет боль от пониженного самоуважения (т.е. не запустит свои защитные механизмы) - то это приведет к качественному изменению человека, к переходу его психики на более высокий уровень.

Рассмотрим существующие защитные механизмы:

  • Вытеснение - избавление от травмирующей информации путем забывания.

Пример: Человек, переживший трагедию в Спитаке, терял память от невозможности вместить весь ужас трагедии.

  • Проекция - перенесение своих негативных качеств на других людей.

Пример: Человек развратный всех считает развратными.

  • Рационализация - приписывание логических или благовидных оснований своему поведению или поведению других людей, как оправдание своей несостоятельности.

Пример: Ценность того, что недоступно снижается - басня о лисе и "зеленом" винограде.

Или же: "Я на него разозлился, потому что он вывел меня из себя".

  • Регрессия - когда человек в условиях повышенной ответственности стремится избежать потери самоуважения путем поведения, которое было адекватным в более ранний период развития.

Пример: Когда взрослый человек вдруг показывает язык в той ситуации, когда ничем

другим не может ответить раздражающему человеку. Другой пример - медвежья болезнь,

т.е. когда взрослый человек в случаях серьезной опасности может описаться как ребенок.
  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Процессы восприятие, воображение, память, мышление, речь, внимание и т д., при помощи этих процессов человек познает мир. Свойства iconУрока №31: Повторение по теме "Лексика и фразеология"
Развивать познавательные процессы (память, воображение, мышление, внимание, речь)
Процессы восприятие, воображение, память, мышление, речь, внимание и т д., при помощи этих процессов человек познает мир. Свойства iconУрок математики 1 класс умк «Перспектива» учитель Ушакова Е. Н
Развивать умение грамотно, логично, полно давать ответы на вопросы, уметь доказать, аргументировать своё мнение; развивать многообразие...
Процессы восприятие, воображение, память, мышление, речь, внимание и т д., при помощи этих процессов человек познает мир. Свойства iconТема: Упрощение выражений
Развивающая: развивать познавательные процессы, память, воображение, мышление, внимание, наблюдательность, сообразительность
Процессы восприятие, воображение, память, мышление, речь, внимание и т д., при помощи этих процессов человек познает мир. Свойства iconТемы вашего учебного проекта
Мозг и психика. Структура психики. Соотношение сознания и бессознательного. Основные психические процессы. Структура сознания. Познавательные...
Процессы восприятие, воображение, память, мышление, речь, внимание и т д., при помощи этих процессов человек познает мир. Свойства iconУрок математики в 1 «Г» классе по теме «1 десяток. Состав числа 10»
Развивать внимание, память, логическое мышление, воображение, математическую речь
Процессы восприятие, воображение, память, мышление, речь, внимание и т д., при помощи этих процессов человек познает мир. Свойства iconПетрякова Елена Михайловна учитель английского языка мкоу «Белозерская сош»
Развивающая: развивать внимание, память, воображение; фантазию, устную речь, логическое мышление
Процессы восприятие, воображение, память, мышление, речь, внимание и т д., при помощи этих процессов человек познает мир. Свойства iconТема: Число Цифра 9
Развивать память и воображение, логическое мышление, внимание, речь,формировать способность выделять главное, развивать умение работать...
Процессы восприятие, воображение, память, мышление, речь, внимание и т д., при помощи этих процессов человек познает мир. Свойства iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Развивать психологические процессы, такие как внимание, воображение, логическое мышление, память и мыслительные операции (сравнение,...
Процессы восприятие, воображение, память, мышление, речь, внимание и т д., при помощи этих процессов человек познает мир. Свойства iconКонспект открытого урока по математике
Развивать память и воображение, логическое мышление, внимание, речь,формировать способность выделять главное, развивать умение работать...
Процессы восприятие, воображение, память, мышление, речь, внимание и т д., при помощи этих процессов человек познает мир. Свойства iconКонспект урока по математике на тему
Развивать память и воображение, логическое мышление, внимание, речь,формировать способность выделять главное, развивать умение работать...
Процессы восприятие, воображение, память, мышление, речь, внимание и т д., при помощи этих процессов человек познает мир. Свойства iconКонспект урока по математике Система Л. В занкова
Развивать память и воображение, логическое мышление, внимание, речь,формировать способность выделять главное, развивать умение работать...
Процессы восприятие, воображение, память, мышление, речь, внимание и т д., при помощи этих процессов человек познает мир. Свойства iconНетрадиционные техники рисования
Занятия изобразительной деятельностью пробуждают эмоциональную отзывчивость, воспитывают у детей чувство прекрасного, формируют трудолюбие,...
Процессы восприятие, воображение, память, мышление, речь, внимание и т д., при помощи этих процессов человек познает мир. Свойства iconИ. О. Свотина М. В, Мендрик О. Н II. Класс: 1 III. Тема урок
Развивать память и воображение, логическое мышление, внимание, речь,формировать способность выделять главное, развивать умение работать...
Процессы восприятие, воображение, память, мышление, речь, внимание и т д., при помощи этих процессов человек познает мир. Свойства iconУрок изучения нового материала и первичного закрепления
Развивать память и воображение, логическое мышление, внимание, речь,формировать способность выделять главное, развивать умение работать...
Процессы восприятие, воображение, память, мышление, речь, внимание и т д., при помощи этих процессов человек познает мир. Свойства iconУрок окружающего мира Тема: Жизнь пресного водоема
Развивать память и воображение, логическое мышление, внимание, речь,формировать способность выделять главное, развивать умение работать...
Процессы восприятие, воображение, память, мышление, речь, внимание и т д., при помощи этих процессов человек познает мир. Свойства iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Работаю над развитием таких психических качеств, как восприятие, внимание, воображение, память, мышление. Кроме этого развиваю умение...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск