Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2





НазваниеПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2
страница1/4
Дата публикации01.02.2014
Размер0.51 Mb.
ТипМетодические рекомендации
100-bal.ru > Психология > Методические рекомендации
  1   2   3   4
(Приложение 10)
Методические рекомендации

по работе в программе «Найдем общий язык»

в рамках образовательных учреждений.
Разработчик и составитель:

Методист ГБОУ ЦПМСС «Ново-Переделкино»

Свешникова Галина Борисовна
ЗАКОНОДАТЕЛЬНАЯ БАЗА

ПО ПРОФИЛАКТИКЕ КСЕНОФОБИИ И ЭКСТРЕМИЗМА

  1. Международная конвенция ООН о ликвидации всех форм расовой дискриминации (1965г.)

  2. Всеобщая декларация прав человека (принята Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря, 1948г.)

  3. Декларация принципов толерантности (ЮНЕСКО, 1995г.)

  4. Декларация о культуре мира ООН (1999г.)

  5. Конституция РФ

  6. Федеральный Закон № 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности» (ст. 1)

  7. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России (ФГОС, серия «Стандарты второго поколения»)

  8. Основные положения устава города Москвы (глава 1, статья 3)


Цель программы:

Профилактика ксенофобии и экстремизма среди детей и подростков.
ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ:

  1. Способствовать развитию межведомственной системы взаимодействия в вопросах профилактики ксенофобии и экстремизма в образовательной среде.

  2. Реализовать комплекс мер по формированию и развитию этнотолерантных установок у обучающихся.

  3. Освоить практические навыки этнотолерантного общения между участниками образовательного процесса.

  4. Создать условие для развития умения вести диалог на основе равноправных отношений, взаимного уважения и принятия других.

  5. Способствовать формированию межэтнической толерантности, уважения и принятия других народов России и мира, готовности к равноправному сотрудничеству.


Программа «Найдем общий язык» может быть реализована в рамках одного или нескольких образовательных учреждений (в образовательном комплексе, районе, округе).



Условия реализации программы:

  1. Программа направлена на работу с учащимися 7-11 классов.

  2. Программа рассчитана на 2 года. Периодичность проведения мероприятий указана в разделе «планирование»

  1. Программа должна проводиться комплексно, системно и не должна превращаться в отдельные мероприятия, посвященные разным национальностям, в целях предотвращения подчеркивания разделения культур разных народов.

  1. Программа предусматривает взаимодействие в программе разных специалистов (от образовательного учреждения: заместитель директора по воспитательной работе, педагог-психолог, социальный педагог, организатор; представители других учреждений: управы, УВД, РУДН, МГППУ - кафедра этнопсихологии и психологических проблем поликультурного образования).

  2. В каждом мероприятии должно быть выстроено позитивное взаимодействие между детьми из разных культур, между учащимися мигрантами и представителями принимающего общества. Главная цель такого взаимодействия – комплексная оптимизация межкультурного взаимодействия в образовательной среде.

  3. Особую важность представляет проведение психолого-педагогических тренингов и занятий развития лидерских навыков и уверенного поведения. Эти мероприятия являются существенным ресурсом по коррекции склонности к нарушениям общепринятых правил и юридических норм общественного порядка. Также в данном направлении можно эффективно задействовать ресурсы школьного самоуправления.

  4. Проведение мероприятий по гражданскому патриотическому воспитанию школьников, должно формировать позитивное отношение к ценностям и традициям своей национальной культуры и установки гражданского патриотизма (см. отличие терминов «патриотизм» от «национализм»).

  5. В начале и в конце программы проводится мониторинг этнотолерантности с целью выявления учащихся, находящихся в «зоне риска» в области межнациональной конфликтности.


Методические материалы

Диагностический пакет «Оценка социальной и культурной адаптации ребенка-мигранта» (доступен на сайте http://integration.ethnopsy.com )
ОСНОВНЫЕ ОПРЕДЕЛЕНИЯ

Гражданская идентичность – осознание принадлежности к сообществу граждан того или иного государства, имеющее для индивида значимый смысл. Синонимично понятию «национальная идентичность» в тех случаях, когда последнее рассматривается в рамках подхода к нации, как к согражданству, общности, организованной по государственно-политическому признаку (Т.В. Водолажская). Синоним – «страновая идентичность» - ощущение человеком связи со своей страной и отдельными ее частями и переживание гордости различными достижениями страны и самим фактом принадлежности к ней (В.Магун).

Практически синонимичный термин – «национальное самосознание» означает разделяемое всеми гражданами представление о своей стране, её народе, чувство принадлежности к своей стране и народу. Основу национальной идентичности составляют базовые национальные ценности и общая историческая судьба. (Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России).

Ксенофобия [ греч. Xenos – чужой + phobos – страх] – негативное отношение к социальным общностям или отдельным людям, воспринимаемым в качестве чужих и поэтому эмоционально неприемлемых, враждебных (А.В. Петровский).

Культура мира – сочетание ценностных установок, мировоззренческих взглядов, традиций, типов поведения и образов жизни, основанных на:

  • уважении к жизни, прекращении насилия и поощрении ненасилия и практическом отказе от насилия через посредство образования, диалога и сотрудничества;

  • полном уважении и поощрении всех прав человека и основных свобод;

  • приверженности мирному урегулированию конфликтов;

  • уважении и поощрении права на развитие;

  • уважении и поощрении равных прав и возможностей женщин и мужчин;

  • уважении и поощрении права каждого на свободу выражения мнений и убеждений и свободу информации;

  • приверженности принципам свободы, справедливости, демократии, терпимости, солидарности, сотрудничества, плюрализма, культурного разнообразия, диалога и взаимопонимания на всех уровнях общества и между народами. (Декларация о культуре мира ООН, 1999).

Национализм (в политической психологии) – идеи, связанные с национальным доминированием, неприязнью к иным национальностям (Р.Костерман, С.Фешбах). Национализм характеризуют:

  • идеализация нации в целом и её истории в частности;

  • чувство национального превосходства;

  • некритическое согласие с национальными авторитетами;

  • сверхвысокое значение привязанности к национальной группе для самосознания личности;

  • подавление амбивалентных установок по отношению к нации;

  • склонность представлять свою группу как гомогенную (однородную) (Т.Бланк и П.Шмидт)

Нация – государственно-территориальная и политико-правовая общность, существующая на основе общих политических, историко-культурных и духовно-ценностных характеристик и общего самосознания. Такой общностью является многонациональный народ Российской Федерации, который представляет собой многоэтничную гражданскую нацию, включающую этнические общности, которыми в России могут называться «нации» в этнокультурном и социально-политическом смыслах), национальности и народы…(Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России).

Патриотизм (в политической психологии) – позитивное чувство преданности, гордости и любви к своей стране (Р.Костерман, С.Фешбах).

Признаки патриотизма:

  • принятие негативных эмоций по отношению к своей национальной группе;

  • нация не идеализируется, но оценивается на основании «критической» (т.е. личной) совести;

  • поддержка разных взглядов на историю;

  • отсутствие некритического согласия с национальными авторитетами (Т.Бланк и П.Шмидт).

Согласно «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России» патриотизм включает чувство гордости за своё Отечество, малую родину, т.е. край, республику, город или сельскую местность, где гражданин родился и рос, а также активную гражданскую позицию, готовность к служению Отечеству.

Расизм – система, утверждающая превосходство одной расовой группы над другими (Французский словарь Ларусса).

Расовая дискриминация – любое различие, исключение, ограничение или предпочтение, основанное на признаках расы, цвета кожи, родового, национального или этнического происхождения (Международная конвенция ООН о ликвидации всех форм расовой дискриминации, 1965г.)

«Современный» или «новый» расизм – представление о несопоставимости, несовместимости культур («духовностей», «ментальностей»), неспособности их носителей понять друг друга и стать добрыми соседями. Если сторонники традиционного расизма озабочены сохранением доминирующего положения «высшей» расы либо «высшей» цивилизации, то сторонники нового расизма опасаются размывания того, что составляет основу групповой идентичности, и отчаянно борются за сохранение «чистых культур» (такую же идеологию исповедует нынешнее международное движение борцов за сохранение «белой расы»). Они доказывают, что иммигранты не способны к интеграции в местное общество и поэтому угрожают культурной идентичности местного населения. (П.-А.Тагиефф).

Толерантность – уважение, принятие и правильное понимание богатого многообразия культур нашего мира, наших форм самовыражения и способов проявлений человеческой индивидуальности. Проявление толерантности, которое созвучно уважению прав человека, не означает терпимого отношения к социальной несправедливости, отказа от своих или уступки чужим убеждениям. Это означает, что каждый свободен придерживаться своих убеждений и признает такое же право за другими. Это означает признание того, что люди по своей природе различаются по внешнему виду, положению, речи, поведению и ценностям, и обладают правом жить в мире и сохранять свою индивидуальность. Это так же означает, что взгляды одного человека не могут быть навязаны другим. (Декларация принципов толерантности ООН).

Экстремизм (франц. extremisme, от лат. Extremus – крайний) – приверженность к крайним взглядам и мерам (Большая Советская Энциклопедия). Экстремизм представляет собой форму политической деятельности, явно или исподволь отрицающую принципы парламентской демократии и основанную на идеологии и практике нетерпимости, отчуждения, ксенофобии, антисемитизма и ультра-национализма (ПАСЕ).

Юридически в РФ определение того, какие действия считаются экстремистскими, содержится в статье 1 Федерального Закона № 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности».

Этническая идентичность – осознание своей принадлежности к определенной этнической общности (Т.Г.Стефаненко). В повседневном русском языке в качестве синонима зачастую используется термин «национальность», что может приводить к путанице с гражданской идентичностью.

Этнокультурный/межкультурный диалог – открытый и уважительный обмен мнениями на основе взаимопонимания и уважения между отдельными людьми, а также группами людей различной этнической, культурной, религиозной и языковой принадлежности, имеющими разные исторические корни (Белая книга по межкультурному диалогу, Совет Европы, 2006).
Рекомендуемые мероприятия в программе




п/п

Мероприятия программы

Цель мероприятия

Рекомендуемая периодичность мероприятий

1

Установочное совещание

участников программы

Планирование мероприятий на год

1 раз в год (в начале программы, в начале 2-го года)

2

Промежуточные совещания

Координация деятельности в программе

На усмотрение координаторов (ответственных) программы

3

Проведение мониторинга этнотолерантности

Определение уровня этнотолерантности учащихся

2 раза в год (в начале года – для определения детей «группы риска» и в конце года – для определения результата работы)

4

Проведение дня толерантности (ряд мероприятий, направленных на информирование о культурных различиях и особенностях культуры «иных»)

Культурное просвещение

(дети рассказывают не о своем народе, а о другом)

1 раз в год 16 ноября

5

Проведение цикла занятий:

- могут быть использованы занятия, предложенные СОШ № 1007, или

- психолого-педагогические тренинги (занятия) по формированию и развитию лидерских навыков и уверенного поведения (см. в разделе литература)

Формирование этнотолерантных установок, развитие лидерских навыков и уверенного поведения


1 раз в год (разные циклы занятий)

6

- Фотовыставки, тематические выпуски плакатов, стенгазет

- Подготовка и показ «Социальных реклам»

Формирование позитивного взгляда на межэтнические процессы и многонациональность мира

1-ый год
2-ой год

7

Проведение круглых столов

(внутришкольных, районных

и др.) Рекомендуемые темы: «Диалог культур», «Москва многонациональная» и др.;

проведение переговорных площадок

Повышение социальной активности учащихся, формирование гражданской позиции в вопросах этнотолерантности

1-2 раза в год

8

Заключительное мероприятие в завершение программы с награждениями участников (концерт-форум и др. формы)

Подведение итогов программы

В конце учебного года


РЕСУРСные центры

  1. Межведомственный ресурсный Центр мониторинга и экспертизы безопасности образовательной среды МГППУ (МРЦ БОС) – www.edusafety.mgppu.ru

  2. Институты МГППУ:

  • Институт проблем интегративного (инклюзивного) образования www.inclusive-edu.ru

  • Институт экстремальной психологии www.emergenpsy.ru

  1. Кафедра МГППУ:

  • Кафедра этнопсихологии и психологических проблем поликультурного образования МГППУ www.etnopsy.ru


  1   2   3   4

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Проектно-образовательная деятельность по формированию у детей навыков безопасного поведения на улицах и дорогах города
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: Создание условий для формирования у школьников устойчивых навыков безопасного поведения на улицах и дорогах
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Организация воспитательно- образовательного процесса по формированию и развитию у дошкольников умений и навыков безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: формировать у учащихся устойчивые навыки безопасного поведения на улицах и дорогах, способствующие сокращению количества дорожно-...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Конечно, главная роль в привитии навыков безопасного поведения на проезжей части отводится родителям. Но я считаю, что процесс воспитания...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспитывать у детей чувство дисциплинированности и организованности, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Всероссийский конкур сочинений «Пусть помнит мир спасённый» (проводит газета «Добрая дорога детства»)
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспиты­вать у детей чувство дисциплинированности, добиваться, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...



Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск