Скачать 0.51 Mb.
|
(Приложение 10) Методические рекомендации по работе в программе «Найдем общий язык» в рамках образовательных учреждений. Разработчик и составитель: Методист ГБОУ ЦПМСС «Ново-Переделкино» Свешникова Галина Борисовна ЗАКОНОДАТЕЛЬНАЯ БАЗА ПО ПРОФИЛАКТИКЕ КСЕНОФОБИИ И ЭКСТРЕМИЗМА
Цель программы: Профилактика ксенофобии и экстремизма среди детей и подростков. ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ:
Программа «Найдем общий язык» может быть реализована в рамках одного или нескольких образовательных учреждений (в образовательном комплексе, районе, округе). Условия реализации программы:
Методические материалы Диагностический пакет «Оценка социальной и культурной адаптации ребенка-мигранта» (доступен на сайте http://integration.ethnopsy.com ) ОСНОВНЫЕ ОПРЕДЕЛЕНИЯ Гражданская идентичность – осознание принадлежности к сообществу граждан того или иного государства, имеющее для индивида значимый смысл. Синонимично понятию «национальная идентичность» в тех случаях, когда последнее рассматривается в рамках подхода к нации, как к согражданству, общности, организованной по государственно-политическому признаку (Т.В. Водолажская). Синоним – «страновая идентичность» - ощущение человеком связи со своей страной и отдельными ее частями и переживание гордости различными достижениями страны и самим фактом принадлежности к ней (В.Магун). Практически синонимичный термин – «национальное самосознание» означает разделяемое всеми гражданами представление о своей стране, её народе, чувство принадлежности к своей стране и народу. Основу национальной идентичности составляют базовые национальные ценности и общая историческая судьба. (Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России). Ксенофобия [ греч. Xenos – чужой + phobos – страх] – негативное отношение к социальным общностям или отдельным людям, воспринимаемым в качестве чужих и поэтому эмоционально неприемлемых, враждебных (А.В. Петровский). Культура мира – сочетание ценностных установок, мировоззренческих взглядов, традиций, типов поведения и образов жизни, основанных на:
Национализм (в политической психологии) – идеи, связанные с национальным доминированием, неприязнью к иным национальностям (Р.Костерман, С.Фешбах). Национализм характеризуют:
Нация – государственно-территориальная и политико-правовая общность, существующая на основе общих политических, историко-культурных и духовно-ценностных характеристик и общего самосознания. Такой общностью является многонациональный народ Российской Федерации, который представляет собой многоэтничную гражданскую нацию, включающую этнические общности, которыми в России могут называться «нации» в этнокультурном и социально-политическом смыслах), национальности и народы…(Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России). Патриотизм (в политической психологии) – позитивное чувство преданности, гордости и любви к своей стране (Р.Костерман, С.Фешбах). Признаки патриотизма:
Согласно «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России» патриотизм включает чувство гордости за своё Отечество, малую родину, т.е. край, республику, город или сельскую местность, где гражданин родился и рос, а также активную гражданскую позицию, готовность к служению Отечеству. Расизм – система, утверждающая превосходство одной расовой группы над другими (Французский словарь Ларусса). Расовая дискриминация – любое различие, исключение, ограничение или предпочтение, основанное на признаках расы, цвета кожи, родового, национального или этнического происхождения (Международная конвенция ООН о ликвидации всех форм расовой дискриминации, 1965г.) «Современный» или «новый» расизм – представление о несопоставимости, несовместимости культур («духовностей», «ментальностей»), неспособности их носителей понять друг друга и стать добрыми соседями. Если сторонники традиционного расизма озабочены сохранением доминирующего положения «высшей» расы либо «высшей» цивилизации, то сторонники нового расизма опасаются размывания того, что составляет основу групповой идентичности, и отчаянно борются за сохранение «чистых культур» (такую же идеологию исповедует нынешнее международное движение борцов за сохранение «белой расы»). Они доказывают, что иммигранты не способны к интеграции в местное общество и поэтому угрожают культурной идентичности местного населения. (П.-А.Тагиефф). Толерантность – уважение, принятие и правильное понимание богатого многообразия культур нашего мира, наших форм самовыражения и способов проявлений человеческой индивидуальности. Проявление толерантности, которое созвучно уважению прав человека, не означает терпимого отношения к социальной несправедливости, отказа от своих или уступки чужим убеждениям. Это означает, что каждый свободен придерживаться своих убеждений и признает такое же право за другими. Это означает признание того, что люди по своей природе различаются по внешнему виду, положению, речи, поведению и ценностям, и обладают правом жить в мире и сохранять свою индивидуальность. Это так же означает, что взгляды одного человека не могут быть навязаны другим. (Декларация принципов толерантности ООН). Экстремизм (франц. extremisme, от лат. Extremus – крайний) – приверженность к крайним взглядам и мерам (Большая Советская Энциклопедия). Экстремизм представляет собой форму политической деятельности, явно или исподволь отрицающую принципы парламентской демократии и основанную на идеологии и практике нетерпимости, отчуждения, ксенофобии, антисемитизма и ультра-национализма (ПАСЕ). Юридически в РФ определение того, какие действия считаются экстремистскими, содержится в статье 1 Федерального Закона № 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности». Этническая идентичность – осознание своей принадлежности к определенной этнической общности (Т.Г.Стефаненко). В повседневном русском языке в качестве синонима зачастую используется термин «национальность», что может приводить к путанице с гражданской идентичностью. Этнокультурный/межкультурный диалог – открытый и уважительный обмен мнениями на основе взаимопонимания и уважения между отдельными людьми, а также группами людей различной этнической, культурной, религиозной и языковой принадлежности, имеющими разные исторические корни (Белая книга по межкультурному диалогу, Совет Европы, 2006). Рекомендуемые мероприятия в программе
РЕСУРСные центры
|