Взаимосвязь гендерной идентичности подростков-сирот с уровнем эмоционального интеллекта





НазваниеВзаимосвязь гендерной идентичности подростков-сирот с уровнем эмоционального интеллекта
страница1/8
Дата публикации04.08.2013
Размер0.9 Mb.
ТипДиплом
100-bal.ru > Психология > Диплом
  1   2   3   4   5   6   7   8


Министерство образования и науки Российской Федерации

Автономная некоммерческая образовательная организация

высшего профессионального образования

Международный славянский институт

Петрозаводский филиал






ДИПЛОМНАЯ РАБОТА

Взаимосвязь гендерной идентичности подростков-сирот с уровнем эмоционального интеллекта.

Выполнил: Ильина М.В.

Научный руководитель: Смирнова А.А.

старший преподаватель ПФ МСИ



























Петрозаводск 2012 г




Содержание

Введение………………………………………………………………………………..4

Глава 1. Теоретический анализ основных подходов к изучению взаимосвязи гендерной идентичности подростков-сирот с уровнем эмоционального интеллекта

§1.Теоретический анализ проблемы гендерной идентичности в работах отечественных и зарубежных авторов.........................……………………………..9

§2.Теоретический анализ понятия «Эмоциональный интеллект», компоненты эмоционального интеллекта....................................................................................

§3.Особенности подросткового возраста, психологические особенности подростков-сирот……………………………………………………………………...25

Выводы по первой главе
Глава 2. Организация и методы исследования взаимосвязи гендерной идентичности подростков-сирот с уровнем эмоционального интеллекта

§1.Программа исследования………..………………………………………………...40

§2.Описание методик исследования…………………………………………………45
Глава 3. Анализ и интерпретация экспериментальных данных полученных при исследовании взаимосвязи гендерной идентичности подростков-сирот с уровнем эмоционального интеллекта

§1. Анализ результатов исследования в группе девушек…………………………..47

§2. Анализ результатов исследования в группе юношей…………………………..53

§3.Анализ результатов исследования взаимосвязи гендерной идентичности подростков-сирот с уровнем эмоционального интеллекта ……………….............60
Глава 4. Практические рекомендации психологам, работающим с сиротами подросткового возраста............……………………………………………………..
Заключение……………………………………………………………………..
Список литературы................................................................................
Приложения…………………………………………………………………….


Введение.

Феномены гендерной идентичности и эмоционального интеллекта являются одними из главнейших для исследования на современном этапе в психологии. Представляя собой когнитивную составляющую коммуникативных способностей личности, эмоциональный интеллект и гендерная идентичность вместе взятые обеспечивают правильную оценку формирования и развития личностных качеств и их адекватную реализацию на практике, в общении с окружающим миром, и, как результат, адекватное и успешное социальное взаимодействие личности. Развитие подобной гармонии особенно необходимо для подростков. Поскольку они стоят на пороге вхождения в самостоятельную жизнь, им полезно не только стать обладателями определенных знаний в профессиональной области, но важно и приобрести адекватное взаимодействие с окружающими, а также включить уже наработанные навыки в повседневную практику своей жизни.

В процессе формирования подросткового опыта и сознания происходит развитие всех уровней психики, от образования склада мышления , который характеризует личностные направленности человека, и до высшей ступени развития психики – эмоционального интеллекта1. В то же время, «эмоциональный интеллект рассматривается как подструктура социального интеллекта, которая включает способность наблюдать собственные эмоции и эмоции других людей, различать их и использовать эту информацию для управления мышлением и действиями»2. Подростковый возраст – один из самых значимых этапов в жизни человека, поскольку именно в это время он до некоторой степени освобождается от родительской опеки и начинает вести самостоятельную жизнь. Наработанный опыт, умения и навыки социального взаимодействия, приобретенные человеком в подростковом возрасте, гарантируют удовлетворительную деятельность адаптационных механизмов на протяжении всей дальнейшей жизни.

Гендерная идентичность трактуется с точки зрения осознания принадлежности к своему полу, как продукт культуры и постигается в смысле психологического пола человека. «Гендерная идентичность формируется в процессе социализации личности, поэтому важно знать те факторы социализации, которые оказывают влияние на становление гендера человека»3. При этом все обычные поведенческие реакции человека, его эмоциональная и когнитивная среда зависят от гендерной идентичности и, по крайней мере, очень сильно с ней взаимосвязаны. Формирование и развитие личностных характеристик в зависимости от гендерной направленности и эмоций позволяет подросткам преодолевать грани традиционных гендерных ролей, содействует более действенному взаимодействию с окружающими и достижению самореализации. Но проблематика данного исследования состоит в том, что в своей работе мы рассматриваем подростков-сирот, которые выросли без опеки родителей, а, следовательно, не имеют адекватных представлений о гендерных особенностях личности и их реализации. Значимость этих проблем и недостаточная их изученность обусловили выбор темы данного исследования: «Взаимосвязь гендерной идентичности подростков-сирот с уровнем эмоционального интеллекта». Следовательно, актуальность исследуемой проблемы определяется как направлениями развития научных знаний, так и существующими потребностями социальной адаптации подростков-сирот.

Теоретической основой исследования выступили фундаментальные разработки отечественных и зарубежных ученых-психологов и педагогов. При решении проблематики исследования в различной степени применялись подобающие концептуальные подходы, отраженные в трудах Б.Г. Ананьева, Г.М. Андреевой, И. Н. Андреевой, Г. Айзенка, А.А. Бодалева, А.В. Брушлинского, Л.С. Выготского, Ф. Гальтона, Х. Гарднера, Дж. Гилфорда, В.Н. Дружинина, А.Н. Леонтьева, В.А. Порядиной, А.В. Шараповой и других.

Цель исследования - выявить или установить взаимосвязь гендерной идентичности подростков-сирот с уровнем эмоционального интеллекта.

Объект исследования - гендерная идентичность, эмоциональный интеллект.

Предмет исследования - взаимосвязь гендерной идентичности подростков-сирот с уровнем эмоционального интеллекта.

Гипотеза исследования - мы предположили, что гендерная идентичность подростков-сирот имеет взаимосвязь с уровнем развития эмоционального интеллекта: (подростки с компонентами андрогинного гендера демонстрируют более высокий уровень развития эмоционального интеллекта).

Для достижения цели исследования были намечены следующие задачи:

1) Изучить исследования зарубежных и отечественных авторов по проблеме взаимосвязи гендерной идентичности подростков-сирот с уровнем эмоционального интеллекта;

2) Рассмотреть понятие гендерной идентичности, которые представлены в работах российских и зарубежных ученых;

3) Рассмотреть понятие эмоционального интеллекта и его компонентов;

4) Изучить психологические особенности подростков-сирот, рассмотреть особенности подросткового периода;

5) Сформировать и обосновать выбор методов и методик исследования взаимосвязи гендерной идентичности подростков-сирот с уровнем эмоционального интеллекта в структуре сознания личности;

6) Провести исследование по заявленной проблеме;

7) Обработать полученные результаты исследования, сделать необходимые выводы по данной теме;

8) Определить основные направления работы с подростками, оставшимися без попечения родителей, разработать рекомендации для психологов.

Методы и методики исследования. Для решения поставленных задач были использованы следующие методы исследования: анализ научных источников; метод сбора данных: наблюдение, тестирование, опрос, беседа, анкетирование; статистический метод, метод математического анализа. Эмпирическое исследование на основе апробирования анкет, с помощью которого были выявлены психологические аспекты соотношения системы гендерной идентичности и уровня эмоционального интеллекта. Для этого:

1) Была применена методика Н. Холла для определения уровня эмоционального интеллекта;

2) Методика С. Бем «Опросник на определение уровня маскулинности/феминности», который позволит определить гендерную идентичность подростков, так называемый «социальный пол».

Научная проработанность темы исследования. Структура социального интеллекта была разработана в трудах зарубежных ученых: Г. Айзенка, С. Л. Бема, Х. Гарднера, О. Джона, Дж. Гилфорда, Дж. Кильстрома, С. Косминского, Н. Кантора, Г. Оллпорта, Р. Селмана, Р. Стернберга и других, среди них непосредственно эмоциональным интеллектом и его исследованием занимался Н. Холл. Среди отечественных ученых-психологов структура социального интеллекта и эмоциональная его составляющая была описана в трудах Н.А. Аминова, М.И. Бобневой, А.А. Бодалева, В.Н. Дружинина, Ю.Н. Емельянова, А.В. Карпова, М.М. Кашапова, М.Л. Кубышкиной, Н.А. Кудрявцевой, В.Н. Куницыной, В.А. Лабунской, Е.С. Михайловой, М.В. Молоканова, Д.В. Ушакова, А.Л. Южаниновой и других. Тем не менее, вопросы взаимодействия и влияния гендерной идентичности на уровень эмоционального интеллекта остаются недостаточно изученными.

Опытно-экспериментальная база: исследования были проведены в п.Пяозерский, КМОУ «Пяозерский детский дом» с подростками-сиротами в количестве 40 человек, которые являются воспитанниками детского дома посёлка Пяозерский. Из них 20 человек девушки-подростки; еще 20 человек юноши, живущие в образовательном учреждении. Общий возраст респондентов от 12 до 16 лет.

Глава 1. Теоретический анализ основных подходов к изучению взаимосвязи гендерной идентичности подростков-сирот с уровнем эмоционального интеллекта.

§1. Теоретический анализ проблемы гендерной идентичности в работах отечественных и зарубежных авторов.

Гендерной идентичностью называют базовую структуру идентичности, характеризирующую личность с точки зрения ее принадлежности к мужскому или женскому полу, причем, в этом смысле важна не сама биологическая принадлежность, а значимо то, как сам человек себя категорирует4. Иными словами, гендерная идентичность – это личностное восприятие собственной половой принадлежности в связи с предписанными полу социальными функциями и положением.

Благодаря сформировавшейся сексуальной идентичности может проистекать «вторичная гендерная идентичность, которая определяет соответствие личности новому образцу маскулинности – феминности, включающему более адекватные способы репрезентации себя обществу с учетом имеющейся системы гендерных отношений»5. Если говорить о формировании гендерной идентичности, то необходимо упомянуть о том, что это трудный и многогранный процесс взаимодействий социокультурного и биологического критериев. Выступая в качестве самостоятельной составляющей структуры самосознания личности, гендерной идентичности может отводиться центральная роль в процессе адаптации и саморегуляции.

Изучением данного направления гендерной психологии занимались: Талкота Парсонс и Роберт Бейлз, создавшие теорию, дифференцирующую мужские и женские роли в структурно - функциональном плане; Джудит Батлер, изучавшая причины доминирования маскулинности; Хофстеде рассматривал разницу между полами с точки зрения антропологических категорий; Маккоби и Джеклин выделили свои четыре психологических отличия между полами; С Бэм разработала методику для определения маскулинности - феминности - андрогинности; Карен Хорни занималась изучение особенностей феминности и.т.д.6

Для прояснения биологических и социально–психологических аспектов мужского и женского поведения американский психолог Р. Столлер в конце 1960–х гг. предложил понятийно разделить человеческую сексуальность по двум аспектам: биологическому, за которым он предложил закрепить термин «пол», и социальному, за которым он предложил закрепить термин «гендер»7.  Термин «гендер» до Р. Столлера был только грамматической категорией, обозначающей мужской, женский или средний род высказываний в английском языке. Современная социально-психологическая наука различает понятия «пол» и «гендер».

Гендер является одной из базовых характеристик личности, обусловливающих психологическое и социальное развитие человека. Многокомпонентная структура гендера определяется четырьмя группами характеристик: биологический пол; гендерные нормы и
поведение, гендерные стереотипы; гендерная идентичность.


6 Малкина - Пых, И.Г. Гендерная терапия (справочник практического психолога)/ И.Г. Малкина – Пых. - М.: Эксмо. 2006, - 928с.

7Столлер Р. Секс и гендер :развитие мужественности и женственности./Журнал «Наука»,1998.-226с
Пол - анатомо-физиологические особенностей людей, на основе которых человеческие существа определяются как мужчины или женщины.

На протяжении многих лет вопросом гендерной психологии, в общем, и гендерной идентичности в частности занимались в основном зарубежные исследователи. Только сравнительно недавно (с 1960-хх годов) российские ученные начали вносить свой весомый вклад в данную отрасль психологии. Одним из первых и наиболее весомых исследований является работа Ананьева Б.Г, в которой он выделил глобальные различия между мужчиной и женщиной. Такие исследователи как: В.А.Лосенков, А.А.Бодалев, В.Н.Куницина и многие другие разрабатывали различные аспекты половых различий. Э.С.Чугунова установила различия личностных структур мужчин и женщин.8 Понятие "гендер" в отечественной научной литературе впервые появилось в 1992 г. в сборнике статей под названием "Женщины и социальная политика".

Понятие "идентичность" - одно из относительно новых и одновременно популярных понятий в психологии личности - получило известность благодаря работам Эрика Эриксона. Эриксон обратил внимание, что итогом подросткового возраста становится более или менее оформившееся представление у человека о себе как о целостной личности, в чем-то схожей с другими, в чем-то отличной.

В процессе утверждения в понятийном психологическом аппарате понятие идентичность подверглось теоретическому осмыслению, благодаря которому было разделено на персональную (личностную) идентичность (тождественность самому себе) и социальную идентичность (в русле теории социальной идентичности Тэджфела - Тернера).



8Бендас Т.В. Гендерная психология. : учеб. пособие / Т. В. Бендас. – Спб: Питер, 2007. - 431с.

Социальная идентичность предполагает, что человек определяет себя не только как конкретную личность, но и как члена многих социальных групп. В этой логике базовыми структурами социальной идентичности являются гендерная идентичность (основывается на половой принадлежности) и этническая идентичность (основывается на этнической принадлежности). Обе эти структуры базируются на "природной" предопределенности, но в дальнейшем связываются с принадлежностью к различным социальным группам.

Итак, гендерная идентичность - базовая структура социальной идентичности, которая характеризует человека с точки зрения его принадлежности к мужской или женской группе, при этом наиболее значимо, как сам человек себя категоризирует. В отечественной психологии проблемой гендерной идентичности или близкими к ней вопросами занимались В.С.Агеев, И.С.Кон, Т.А.Репина, Я.Л.Коломинский и другие.

Но самую главную и основную роль в формировании и развитии гендерной идентичности играют родители. В соответствии с данными исследования, проведенного И. В. Тельнюк9 «большинство родителей (83 %) считают необходимым воспитывать ребенка с учетом половых различий, однако 46 % опрошенных затрудняются сказать, как это правильно сделать. И все же, надо полагать, полоролевое воспитание, хотя и не осуществляется большинством из них целенаправленно, все же происходит». Также, в соответствии с исследованиями А. Бандуры, родители приступают к тренировке в этом направлении детей раньше, чем они сами окажутся способными держать под надзором и распознавать модели обоих полов. Все начинается уже с того момента, когда ребенка забирают из родильного дома и перевязывают

9Тельнюк, И. В. Индивидуально-дифференцированный подход к организации самостоятельной деятельности девочек и мальчиков 5-6 лет в условиях детского сада : дис. . канд. пед. наук : 13.00.01 / Тельнюк Ирина Витальевна. Санкт-Петербург, 1999. – С. 118

его одеяльце розовой или голубой ленточкой, в зависимости от его пола. Затем половая роль обозначается именем, различиями в одежде, выбором игрушек. Проведенные эксперименты подтверждают факт того, что для осмысления гендерной идентичности подросткам необходимо с детства видеть перед глазами правильный пример осуществления социальных ролей женщины и мужчины. А лучше всего с этой ролью справляются в полноценной семье мать и отец ребенка. Благодаря исследованиям Ц. Сэви и П. Кац10 были проведены эксперименты по взаимодействию родителей и детей, а также детей и окружающих, в результате которых выяснилось, что если взрослым вообще не давать никакой информации о половой принадлежности ребенка, то они теряются и не знают, какие игрушки, одежду стоит покупать, в то же время, как мужчины, так и женщины приобретают для предполагаемой девочки больше тех игрушек, которые считаются «девчоночьими». То есть, в обществе существуют определенные гендерные стереотипы, которые находят выражение не только в модели поведения, но и в способах воспитания детей. С течением времени, благодаря такому подходу, подросток начинает ощущать свою гендерную идентичность. В процессе воспитания семья (в лице родителей и родственников), система образования (в лице воспитательниц детских учреждений и учителей), культура в целом (через книги и средства массовой информации) внедряют в сознание детей гендерные нормы, формируют определенные правила поведения и создают представления о том, кто есть "настоящий мужчина" и какой должна быть "настоящая женщина".

Кроме того, Дж. Стокард и М. Джонсон11, а также Л. Ленглуа и А. Даунс, пишут о том, что именно родители, порой неосознанно, начинают поощрять характерное для определенного пола поведение детей, а также именно

10 Цеви Ц. A., Кац P. A., Залк С.Р.Эффект гендерной метки // Секс роли, 1975, глава. 1, с. 103- 109

11Стокард Дж., Джонсон М.М. Половые роли: секс неравенство и половое развитие. 1989

взрослые, которые находятся рядом с ребенком до достижения им подросткового возраста, отрицательно относятся к поведению, которое не соответствует полу ребенка. Таким образом, осуществляется помощь в определении гендерной идентичности. Что касается эмоционального фона, то в этом смысле пример взрослых также важен: у отцов обычно определенные реакции более выражены, чем у матерей, и наоборот. Особенную роль отца в гендерной идентификации ребенка подмечают и другие авторы12. Так, например, Р. Парке, отмечал, что «если отец покинул семью до того, как его сыну исполнилось 5 лет, то сын впоследствии часто оказывается зависимым от своих сверстников и менее уверенным в себе, чем мальчик из полной семьи. Это противоречит бытующему мнению, что отец менее значим для полоролевой идентификации мальчиков, так как редко бывает дома, и ребенок его реже видит»13. Для девочек отсутствие отца оказывает влияние на формирование их эмоциональной сферы именно в подростковом периоде. Положительный опыт общения и взаимодействия с хорошими отцами помогает девушкам приобрести опыт адекватного взаимодействия с представителями противоположного пола. Подростки, воспитывающиеся в неполной семье, имеют нечеткие, не достаточно полные представления о себе, как о представителе своего пола и личности вообще, не осознают гендерные стереотипы, плохо представляют особенности взаимоотношений, как со своим, так и с противоположным полом14. Таким образом, можно сделать вывод о том, что у подростков-сирот изначально нарушено удовлетворительное половое воспитание и формирование адекватной гендерной идентичности.

12Хонинг A. С. Важность отцовства // Исследования, 1980, Октябрь, с.. 33-38, 63

13Там же. С. 22

14Фокина Е. В. Особенности гендерных стереотипов у подростков, оставшихся без попечения родителей. – Екатеринбург: Библиотека Уральского государственного педагогического университета, - 2010.

Если в семейном кругу подростка поощряют выражать такие эмоциональные явления, как: теплоту, жизнерадостность, уязвимость, смущение, и не поощряют к выражению гневливости и агрессивности, девушки, скорее всего, научатся благополучно исполнять свои социальные обязанности воспитательниц и хранительниц домашнего очага. Странно, что в данном случае психологи говорят только о девушках

Таким образом, можно сделать вывод о том, что для формирования и развития адекватной гендерной идентичности ребёнку необходимо воспитываться в полноценной семье, чтобы перед глазами был правильный пример осуществления социальных ролей.

  1   2   3   4   5   6   7   8

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Взаимосвязь гендерной идентичности подростков-сирот с уровнем эмоционального интеллекта iconЦель проверки: Оценка деятельности мбдоу по формированию гендерной...
Приведение в соответствие должностных инструкций с Приказом Минздравсоцразвития России №761н от 26. 08. 2010 «Об утверждении Единого...
Взаимосвязь гендерной идентичности подростков-сирот с уровнем эмоционального интеллекта iconПсихологические условия формирования эмоционального интеллекта личности...
А1 «На судьбу человека влияет то, под каким зодиакальным созвездием он родился». Данное утверждение является примером
Взаимосвязь гендерной идентичности подростков-сирот с уровнем эмоционального интеллекта icon77 приемов учиться быстрее, «глубже» и лучше
Определение эмоционального состояния и личностных особенностей у подростков для профилактики суицидального поведения
Взаимосвязь гендерной идентичности подростков-сирот с уровнем эмоционального интеллекта iconПлан проведения мероприятий, направленных на формирование нетерпимого...
Формирование навыков эффективной адаптации в обществе, развитие эмоционального интеллекта
Взаимосвязь гендерной идентичности подростков-сирот с уровнем эмоционального интеллекта iconСказкотерапевтический тренинг «Шесть шляп»
«Шесть шляп мышления» по Эдварду де Боно, исследователя механизмов творчества. Успешная социальная адаптация. Развитие самосознания,...
Взаимосвязь гендерной идентичности подростков-сирот с уровнем эмоционального интеллекта iconМаркемология
Дэвид Карузо Ph. D., один из авторов наиболее авторитетной методики оценки эмоционального интеллекта msceit, коллега Питера Саловея...
Взаимосвязь гендерной идентичности подростков-сирот с уровнем эмоционального интеллекта iconИ. А. Гобозов
Дэвид Карузо Ph. D., один из авторов наиболее авторитетной методики оценки эмоционального интеллекта msceit, коллега Питера Саловея...
Взаимосвязь гендерной идентичности подростков-сирот с уровнем эмоционального интеллекта iconМетодология, теория и практика психологических исследований в сети Интернет
Определение эмоционального состояния и личностных особенностей у подростков для профилактики суицидального поведения
Взаимосвязь гендерной идентичности подростков-сирот с уровнем эмоционального интеллекта iconПредварительные замечания
Дэвид Карузо Ph. D., один из авторов наиболее авторитетной методики оценки эмоционального интеллекта msceit, коллега Питера Саловея...
Взаимосвязь гендерной идентичности подростков-сирот с уровнем эмоционального интеллекта iconТесты для учащихся и родителей, систему показателей и критериев для...
«Гендерное воспитание учащихся». Разработка содержит комплексный план деятельности методического объединения учителей начальной школы...
Взаимосвязь гендерной идентичности подростков-сирот с уровнем эмоционального интеллекта iconМимические признаки обмана
Дэвид Карузо Ph. D., один из авторов наиболее авторитетной методики оценки эмоционального интеллекта msceit, коллега Питера Саловея...
Взаимосвязь гендерной идентичности подростков-сирот с уровнем эмоционального интеллекта iconС. М. Скибин Начальник уадипк /О. М. Мысенко
Дэвид Карузо Ph. D., один из авторов наиболее авторитетной методики оценки эмоционального интеллекта msceit, коллега Питера Саловея...
Взаимосвязь гендерной идентичности подростков-сирот с уровнем эмоционального интеллекта iconИ заданий для самостоятельной работы
Дэвид Карузо Ph. D., один из авторов наиболее авторитетной методики оценки эмоционального интеллекта msceit, коллега Питера Саловея...
Взаимосвязь гендерной идентичности подростков-сирот с уровнем эмоционального интеллекта iconМ. Н. Ильина Психологическая оценка интеллекта у детей
Наиболее оптимальным для этого возрастом является дошкольное детство, когда ребенок, обладая большой чувствительностью и пластичностью...
Взаимосвязь гендерной идентичности подростков-сирот с уровнем эмоционального интеллекта iconМинистерство экономического Министерство
Дэвид Карузо Ph. D., один из авторов наиболее авторитетной методики оценки эмоционального интеллекта msceit, коллега Питера Саловея...
Взаимосвязь гендерной идентичности подростков-сирот с уровнем эмоционального интеллекта iconОбучение математике младших школьников с нарушением интеллекта через...
Гбоу рх «Черногорская специальная (коррекционная) школа интернат» учитель начальных классов Ростовцева Татьяна Александровна


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск