Скачать 0.52 Mb.
|
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ ФГОУ ВПО «ЮЖНЫЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ» ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ кафедра спортивных дисциплин “УТВЕРЖДАЮ”____________ Руководитель ПИ ЮФУ, профессор В.И. Мареев ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ СД.ДС.Ф.16.5 «БАЗОВЫЕ И НОВЫЕ ФИЗКУЛЬТУРНО-СПОРТИВНЫЕ ВИДЫ СПОРТА: ПЛАВАНИЕ» Специальность 050104 «Безопасность жизнедеятельности» с дополнительной специальностью 050720 «Физическая культура» Программа принята в фонд учебно-методического управления ПИ ЮФУ ____________________2009 г. г. Ростов – на - Дону 2009 г. Составитель: к.п.н., доцент Н.В. Чертов Программа утверждена на заседании кафедры спортивных дисциплин Протокол №______от «_______»_______________200 г. Заведующий кафедрой спортивных дисциплин, к.п.н., доцент Н.В. Чертов Программа утверждена ученым советом ПИ ЮФУ пр. №_______от «_____»_________ Председатель ученого совета ПИ ЮФУ, руководитель ПИ ЮФУ, профессор В.И. Мареев
Программа разработана на основе учебного плана по специальности 050104 «Безопасность жизнедеятельности» с дополнительной специальностью 050720 «Физическая культура», а также на основании нормативных документов по вопросам организации учеб-но-воспитательной работы в высших учебных заведениях и соответствует образовательному стандарту высшего профессионального образования от 31.01.2005г.. Курс плавания является одним из разделов профессиональной подготовки педагога по физической культуре. Плавание относится к федеральному компоненту дисциплин предметной подготовки. Цель препода-вания — вооружение теоретическими знаниями и воспитание у студентов определенных профессионально-педагогических навыков и умений, ко-торые обеспечили бы возможность управлять процессом физического развития, образования и воспитания учащихся различных учебных заве-дений с учетом возрастных особенностей. Плавание как средство физического воспитания является жизнен-но важным прикладным навыком, также это прекрасное закаливающее и гигиеническое средство и популярнейший вид спорта. Это определяет важность изучения данной спортивно-педагогической дисциплины. Курс плавания предусматривает следующие задачи изучения дис-циплины: — овладение теоретическими основами плавания; — овладение техникой основных способов спортивного плавания, а также техникой прикладного плавания; — овладение возрастной методикой преподавания; — овладение средствами физического воспитания учащихся; — приобретение знаний, умений и навыков для ведения самостоя-тельной педагогической и организаторской работы по плаванию. Общие требования к уровню подготовки специалиста: — овладеть теоретическими основами техники плавания, обучения и тренировки в плавании, а также теоретическими основами организации и методики работы по плаванию; — овладеть техникой плавания кроль на груди, кроль на спине, брасс, прикладного плавания, техникой стартов и поворотов в вышепе-речисленных способах плавания; — уметь провести биомеханический анализ изученных способов плавания, анализировать индивидуальную технику плавания; — уметь показать и объяснить отдельные упражнения, составить отдельный комплекс упражнений, провести урок-; — овладеть основами методики обучения плавания способами кроль на груди, кроль на спине, брасс и прикладному плаванию, уметь видеть, выявлять, наблюдать и исправлять ошибки в технике плавания; — уметь составлять учебную документацию по плаванию — поуроч-ный график, конспект урока с учетом возрастных особенностей, уметь организовать и провести соревнования по плаванию, а также водные праздники; — уметь самостоятельно работать с литературой, методическими пособиями, периодическими изданиями. 2. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ В учебный план плавание включено как самостоя-тельная, специальная учебно-педагогическая дисциплина для студентов стационара I курса педагогического отделения в количестве 64 часов, из которых 8 часов лекций, 28 лабораторных и 28 часов планируется на самостоятельное обучение. Аудиторные (лекционные и лабораторные (практические) занятия) занятия в количестве 36 часов строятся из расчета 2 часов занятий в неделю. Всего 18 недель во 2 семестре 1 курса. Изучение плавания предполагает знания студентами дисциплин психолого-педагогического, медико-биологического циклов и ряда дру-гих дисциплин. В условиях ограниченного количества часов, отведенно-го на плавание, учитываются межпредметные связи, исключено дублиро-вание учебного материала. Программа включает постепенное овладение теоретическими знаниями, практическими умениями и навыками в ходе обязательных учебных и самостоятельных занятий с различными промежуточными (аттестация) и итоговыми формами контроля (экзамен). Освоение данного курса предполагает следующие формы учебной работы: лекции, обзорно-методические и практические (лабораторные) занятия, семинары (практические) и индивидуальные занятия с преподавателем, учебно-исследовательскую работу студентов, их самостоятельную практику, педагогическую практику в школе, летних лагерях отдыха детей и других образовательных учреждениях. В лекциях освещаются основные вопросы современного состояния науки и практики в вопросах техники, методики обучения и спортивной тренировки по основным видам плавания, а также организации учебно-тренировочной работы. На практических занятиях осваивается техника и методика обучения видам плавания, изучаются комплексы различных упражнений, направленных на развитие двигательных качеств, студенты занимаются судейской практикой. Обзорно-методические занятия направлены на обобщение наиболее важных разделов практического курса и ознакомление с техникой и методикой преподавания наиболее сложных видов. Индивидуальные занятия с преподавателем выполняются на основе материалов других видов занятий, их основная направленность – изучение слабо освоенных разделов и контроль за самостоятельной работой студентов. Учебно-исследовательская работа студентов предполагает написание рефератов по учебным разделам и освоение элементарных навыков научно-исследовательской деятельности (анализ литературы, методики тестирования, обработка первичных материалов). В процессе изучения курса плавания и методики преподавания студенты самостоятельно осваивают основную и дополнительную литературу, выполняют домашнее задание, готовятся обзорно-методическим занятиям, участвуют в организации и судействе соревнований. Успеваемость студентов проверяется по их теоретической и спортивно-технической подготовленности в форме зачетов и экзаменов в сроки, предусмотренные учебным планом: зачет – 2 семестр, экзамен – 3 семестр. Текущий учет представляет собой систематическую проверку качества выполнения изучаемых видов плавания, подводящих и специальных упражнений, правил соревнований, домашних заданий. Содержание зачетных требований изложено в соответствующем разделе программы. Экзамен предусматривает проверку теоретических знаний студентов в объеме всей программы. Общая оценка выставляется с учетом проверки практической подготовленности студентов. Для студентов, специализирующихся в плавании, изучение курса сочетается с педагогическим физкультурно-спортивным совершенствованием. 3. РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ФОНДА УЧЕБНОГО ВРЕМЕНИ ПО СЕМЕСТРАМ, ВИДАМ ЗАНЯТИЙ И ФОРМАМ КОНТРОЛЯ
4.УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ИЗУЧЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
5. Темы лекционных, лабораторных и практических занятий с кратким содержанием по модулям 5.1. Модуль 1. Научно-теоретические основы плавания 5.1.1. Комплексная цель – овладеть научно-теоретическими основами плавания 5.1.2. Краткое изложение программного материала Плавание — жизненно важный навык. Врожденный плавательный рефлекс. Плавание как двигательное действие. Оздоровительное значение плавания. Прикладное значение плавания. Спортивное значение плава-ния. Плавание как средство физического воспитания. Плавание как учебная и научная дисциплина. Краткий исторический обзор развития плавания в нашей стране и за рубежом. Особенности среды (воды), в которой происходит движение плов-ца: плотность воды, текучесть воды, ее вязкость, инертность частиц жидкости, гидростатическое давление, теплоемкость, теплопровод-ность, свето- и звукопреломление и т.д. Особенности организма пловца: морфологические, физиологиче-ские, психологические. Особенности выполнения двигательного дейст-вия пловца: горизонтальное положение тела, высокая плотность среды, относительная невесомость, подвижная опора, холод, затрудненное ды-хание. Основные понятия и термины: оси тела, плоскости тела, направ-ления движения, угол атаки и т.д. Статические силы, действующие на тело человека, находящегося в водной среде. Плавучесть. Факторы, определяющие плавучесть. Виды плавучести: горизонтальная и вертикальная. Причины изменения поло- жения тела в воде. Влияние плавучести на технику плавания. Динамические силы, действующие на тело человека, находящего-ся в условиях водной среды. Общее сопротивление телу пловца, Сопро-тивление трения. Сопротивление волнообразования. Сопротивление вихреобразования Подъемная сила. Сила тяги. Основные характеристи-ки рабочих движений в плавании (кривая траектория, движение с уско-рением, относительная продолжительность контакта с опорой, опти-мальное положение тела и т.д.). 5.1.3. Проектное задание: - исследовать силы, действующие на тело пловца 5.1.4. Тестовые задания Необходимо выбрать один правильный ответ по каждому из предложенных вопросов. Время – 5-10 минут.
Сводная таблица правильных ответов на аттестационные вопросы
Критерий оценки ответов на вопросы:
5.1.5. Перечень рекомендуемой литературы
5.2. Модуль 2.Основы техники спортивных и прикладных способов плавания, стартов и поворотов 5.2.1. Комплексная цель – освоить теоретические основы и практические навыки техники плавания. 5.2.2. Краткое изложение программного материала Основы техники спортивного плавания. Структура техники спортивного плавания. Целостность и расчле-ненность спортивных движений пловца. Положение тела и головы. Угол атаки туловища. Механизмы, обеспечивающие положение туловища. Движение ногами: функции, об-щая характеристика, движение руками: функции, общая характеристика. Гребок прямой рукой. Косонаправленный гребок. Дыхание: техника, проблемы дыхания в спортивном плавании, дыхание как двигательный акт. Общая согласованность движений. Специфика техники плавания спортивными способами. Фазовый характер движений. Эффективность техники. Экономичность техники. Общие законо-мерности спортивной техники плавания. Старты и повороты в спортивном плавании: значение, виды, вари-анты, техника. 5.2.3. Проектное задание: - освоить технику плавания брассом; - освоить технику плавания кролем. 5.2.4. Тестовые задания Необходимо выбрать один правильный ответ по каждому из предложенных вопросов. Время – 5-10 минут.
Сводная таблица правильных ответов на аттестационные вопросы
Критерий оценки ответов на вопросы:
5.2.5. Перечень рекомендуемой литературы 1. Биомеханика плавания (зарубежные исследования): Пер.с англ./Под ред. В.М.Зациорского. — М.: ФиС, 1981. 2. Боген М.М. Обучение двигательным действиям. — М.: ФиС, 1985. 3. Велитченко В. Как научиться плавать. - М., 2000. 4. Гордон С.М. Техника спортивного плавания. — М.: ФиС, 1978. 5. Румянцев В.А. Биодинамические закономерности техники гребковых движений при плавании человека. — М.: ГЦОЛИФК, 1984. 5.3. Модуль 3.Прикладное плавание 5.3.1. Комплексная цель – овладеть основами прикладного плавания. 5.3.2. Краткое изложение программного материала Общие основы прикладного плавания. Организация спасательных работ: инвентарь спасателя, зона на-блюдения, количество людей в спасательной команде. Спасение тонуще-го. Прикладные способы плавания, используемые при транспортировке пострадавшего. Способы захвата. Способы освобождения от захватов тонущего. Оказание первой медицинской помощи пострадавшему. Тех-ника ныряния в длину и глубину. Техника прыжков в воду. Массовое обучение плаванию для предупреждения несчастных случаев на воде. 5.3.3. Проектное задание: - провести анализ техники прикладного плавания; - провести анализ техники спасения утопающего. 5.3.4. Тестовые задания Необходимо выбрать один правильный ответ по каждому из предложенных вопросов. Время – 5-10 минут.
Сводная таблица правильных ответов на аттестационные вопросы
Критерий оценки ответов на вопросы:
5.3.5. Перечень рекомендуемой литературы
5.4. Модуль 4. Методика обучения 5.4.1. Комплексная цель – овладеть основами методики обучения в плавании. 5.4.2. Краткое изложение программного материала (план лекций, практических и семинарских занятий) Основы обучения двигательным действиям в плавании Двигательное действие как предмет обучения. Двигательные умения и навыки как результат обучения, закономерности их формирования. Этапное обучение двигательным действиям: начальное обучение, углубленное обучение, совершенствование. Задачи каждого этапа. Осо-бенности каждого этапа. Общая схема в обучении плаванию. Основные средства обучения плаванию: обще развивающие уп-ражнения, подготовительные упражнения, специальные упражнения, игры и развлечения на воде. Технические средства обучения. Методы обучения: словесные, наглядные и практические. Формы обучения: групповая, групповая с индивидуальным под-ходом, индивидуальная. Начальное обучение плаванию: задачи обучения, особенности ис-пользуемых средств, их краткая характеристика. Облегченные способы плавания. 5.4.3. Проектное задание: - провести анализ общей схемы обучения в плавании; - провести анализ эффективных средств и методов исправления ошибок в технике плавания. 5.4.4. Тестовые задания Необходимо выбрать один правильный ответ по каждому из предложенных вопросов. Время – 5-10 минут.
|
Темы конкурса рефератов Федеральное агентство по образованию российской федерации фгоу впо «южный федеральный университет педагогический иститут» | Развитие воображения у детей Федеральное агентство по образованию российской федерации фгоу впо «южный федеральный университет педагогический иститут» | ||
Триз – технология творчества Федеральное агентство по образованию российской федерации фгоу впо «южный федеральный университет педагогический иститут» | Современный русский язык Федеральное агентство по образованию российской федерации фгоу впо «южный федеральный университет педагогический иститут» | ||
Протокол №7 от «22» марта 2011 г Федеральное агентство по образованию российской федерации фгоу впо «южный федеральный университет педагогический иститут» | Лекция Творческий потенциал человека Вопросы Федеральное агентство по образованию российской федерации фгоу впо «южный федеральный университет педагогический иститут» | ||
Сборник статей под редакцией Гайденко П. П Федеральное агентство по образованию российской федерации фгоу впо «южный федеральный университет педагогический иститут» | Рабочая программа курса «Русский язык» Федеральное агентство по образованию российской федерации фгоу впо «южный федеральный университет педагогический иститут» | ||
Интуициология: начала начал науки о творчестве человека1 Федеральное агентство по образованию российской федерации фгоу впо «южный федеральный университет педагогический иститут» | Урок обобщения. Цели: развить орфографическую зоркость Федеральное агентство по образованию российской федерации фгоу впо «южный федеральный университет педагогический иститут» | ||
Конференция «Наука и творчество: взгляд молодых профессионалов» Федеральное агентство по образованию российской федерации фгоу впо «южный федеральный университет педагогический иститут» | Вопросы для подготовки к вступительным испытаниям по русскому языку Федеральное агентство по образованию российской федерации фгоу впо «южный федеральный университет педагогический иститут» | ||
Программа минимум кандидатского экзамена по специальности 10. 02. 01 «Русский язык» Федеральное агентство по образованию российской федерации фгоу впо «южный федеральный университет педагогический иститут» | Русскому языку по н аправлени ю подготовки 050100. 68 Педагогическое образование Федеральное агентство по образованию российской федерации фгоу впо «южный федеральный университет педагогический иститут» | ||
Решение текстовых задач, как разновидность свободного мышления школьника Федеральное агентство по образованию российской федерации фгоу впо «южный федеральный университет педагогический иститут» | Основная литература. Раздел «Общие проблемы истории и философии науки» Федеральное агентство по образованию российской федерации фгоу впо «южный федеральный университет педагогический иститут» |