Сборник статей под редакцией Гайденко П. П





НазваниеСборник статей под редакцией Гайденко П. П
страница1/51
Дата публикации09.08.2013
Размер5.08 Mb.
ТипСборник статей
100-bal.ru > История > Сборник статей
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   51
«Философско-религиозные истоки науки»

Сборник статей под редакцией Гайденко П.П.

ВВЕДЕНИЕ
Исследования историков, социологов и философов науки послед-

них десятилетий существенно изменили прежний образ науки как

автономного образования. Во второй половине XX в. были расшата-

ны прочно воздвигнутые позитивизмом перегородки между наукой и

другими сферами духовной жизни, была обнаружена культурно-

историческая обусловленность типов научного знания. Впрочем, в

философии и особенно в социологии знания такой подход наметился

уже раньше. Так, в 20-е и 30-е годы нашего века у Макса Шелера в

его социологических исследованиях исторических типов знания, у

Эдмунда Гуссерля в его <Кризисе европейских наук>, у Р.Коллинг-

вуда, Н.Уайтхеда и др. можно найти - в виде общей постановки

вопроса - многое из того, что сегодня историки науки подтвержда-

ют путем детального анализа огромного эмпирического материала,

накопленного за последнее столетие, которое по праву можно счи-

тать эпохой небывало продуктивного развития этой прежде доста-

точно скромной дисциплины.
Рассмотрение науки в горизонте культуры, таким образом, уже об-

рело свое право на существование. Несомненна плодотворность такого

подхода для понимания как процесса развития научного знания, так и

сегодняшнего его состояния и будущих перспектив. Историческое раз-

витие науки ныне предстает уже не в виде непрерывного кумулятив-

ного процесса приращения нового знания, - мы теперь хорошо знаем,

что в переломные моменты истории происходит смена типов научной

рациональности, принимающая подчас острую, драматическую фор-

му. Становление нового типа рациональности связано, как правило, с

поворотными пунктами в развитии общества и культуры, с переоцен-

кой традиционных ценностей и изменением стиля жизни. Так, науч-

ная революция XVI-XVII вв. в Европе совпадает с рождением нового

сознания, связанного, с одной стороны, с процессом секуляризации, а с

другой - с движением Реформации и затем Контрреформации, с бур-

ным развитием городов, открытием Нового Света и возрастанием роли

денежного хозяйства и предпринимательства, - одним словом, со

становлением культуры нового времени.
4 ВВЕДЕНИЕ
Осмысление всей совокупности проблем, возникших при изучении

науки в системе культуры, требует более углубленного и детализи-

рованного анализа как самого понятия культуры, так и характера ее

влияния на науку.
При всем многообразии форм ее внешнего проявления культура

определенной эпохи представляет собой некоторое внутреннее

единство, единство смысла, получающее свое выражение в особен-

ности стилей и мышления, и мировосприятия, наиболее наглядно

явленное в произведениях искусства. Это единство смысла в значи-

тельной мере определяет специфику целеполагания и деятельности

индивидов, так же, как и структуру общественных институтов. Оно

же в конечном счете обусловливает и направление научного поиска,

постановку научных задач, способы обоснования достоверности зна-

ния, принятый тип доказательств. Целостность умонастроения и ми-

ропонимания, называемая культурой, пронизывает все сферы жиз-

ни, хотя это не всегда отчетливо явлено на поверхности событий.

Если воспользоваться выражением русского философа С.Л.Франка,

культура есть <таинственное единство, в котором прошлое и буду-

щее живут в настоящем и которое составляет загадочное существо

живого организма> '.
Хотя осуществление человеческой деятельности в большей своей

части предполагает материальное воплощение, - это относится не

только к производству в узком значении слова, но вообще ко всему

тому, что мы называем материальной культурой, - тем не менее по

своей сущности культура есть реальность духовная. И как таковая

она находит свое наиболее адекватное выражение в таких формах

духовного опыта, как религия, философия, наука, искусство.
Научное познание - один из аспектов культурного творчества,

органически связанный с 'другими, влияющий на них и, в свою

очередь, испытывающий их влияние. Особенно существенное воз-

действие на развитие науки оказывают религия и философия, в свою

очередь, глубоко между собой связанные, хотя их связь далеко не

всегда гармонична. Наука, первоначально вышедшая из лона фило-

софии - достаточно вспомнить античную науку - и на протяже-

нии многих веков черпавшая из философии как свои гипотезы, так

и логико-методологические принципы, находится к религиозному

сознанию своего времени в отношении притяжения-отталкивания,

как, впрочем, и философия. Это вполне понятно, если принять во

внимание, что обе - и философия, и наука являются рациональ-
^ Франк С.Л. Духовные основы общества. М., 1992. С. 63.
ВВЕДЕНИЕ 5
ными формами познания окружающего мира и осмысления чело-

веческого опыта, а потому необходимо включают в себя критиче-

скую компоненту. В переломные эпохи истории, в связи с возрас-

танием потребности в саморефлексии эта компонента подчас на-
столько усиливается, что возникает превратное представление о

полярной противоположности научно-философского (или чисто

научного, как подчеркивает эпоха Просвещения и едва ли не весь

XIX век) и религиозного сознания, складывается убеждение, что

они взаимно исключают друг друга.
Однако несмотря на хорошо известные исторические примеры

(например, отношения Галилея с католической церковью) взаимо-

зависимость религии, философии и научного познания много глуб-

же, чем это пытается представить атеистическая пропаганда. Анализ

этой взаимозависимости позволяет пролить дополнительный свет на

процесс развития науки, содействует разрешению многих вопросов,

возникших из-за односторонне-позитивистского подхода к истории

научного познания.
Прежде всего нужно освободиться от одного из устойчивых пред-

рассудков - от противопоставления религии науке как иррацио-

нального подхода рациональному. Конечно, в истории существовало

и ныне существует множество религиозных верований и учений, со-

ставляющих духовную основу религиозных общин, церквей и сект, в

которых находят свое выражение несхожие типы религиозного опы-

та, среди них и такие, которые резко противопоставляют веру разу-

му. Однако в целом отношение между религиозным опытом и по-

знающим мышлением, которое получило наиболее последователь-

ное, хотя и не лишенное односторонности развитие в науке, далеко

не так однозначно, как принято думать. Всякое религиозное учение,

чтобы говорить о Боге, пользуется словом, т. е. логосом. Как пишет ви-

зантийский богослов св. Григорий Палама, религиозному проповед-

нику и учителю <нужно ведь и слово, причем, конечно, произноси-

мое, а также словесное искусство, если хотим не просто хранить зна-

ние, но и пользоваться им и преподавать его; нужна затем разнооб-

разная материя рассуждений, доказательные основания и сравнения

на примере мирских вещей...> "
Заметным шагом на пути рационализации человеческого созна-

ния исторически оказывается появление письменной формы выра-

жения религиозного содержания. И в самом деле, письменная
^ Св. Григорий Палама. Триады в защиту священно-безмолвствующих. М.,

1995. С. 105.
6 ВВЕДЕНИЕ
форма ослабляет момент непосредственно-суггестивного воздейст-

вия, а потому требует большей определенности и упорядоченности,

большего внимания к логической связности текста. Правда, худо-

жественно-символический элемент текста отчасти компенсирует

отсутствие непосредственного воздействия на слушателей религи-

озного проповедника, провидца, пророка, но все же письменный

текст воспитывает у читающих его особый тип восприимчивости,

внимание к связи слов, развивая тем самым ум, рационально-

логические способности сравнения, расчленения, анализа и синтеза

как у пишущих, так и у читающих^. <Чем больше религия стано-

вилась книжным учением, - пишет Макс Вебер, имея в виду,

главным образом, историю христианства, - тем больше она пробуж-

дала рациональное светское мышление, свободное от церковного

учения. Светское же мышление способствовало появлению враждеб-

ных священнослужителям пророков, а также мистиков и сектантов,

ищущих спасения вне церкви, и, наконец, скептиков и враждебных

религиозному верованию философов, на что церковь вновь отвечала

рационализацией религиозной апологетики> *.
Конечно, рационализация церковной апологетики, немало содей-

ствовавшая углублению общего процесса рационализации созна-

ния, - один из путей отстаивания истинного содержания веры от

намеренных и ненамеренных ее искажений или прямо враждебных

ей учений. В частности, христианская теология в патриотический

период формировалась в полемике с гностиками, арианами и други-

ми духовными течениями первых веков новой эры. В этой полемике,

а затем и в тринитарных спорах отцы церкви опирались, помимо

Священного писания, на наиболее близкие христианству философ-

ские учения, такие, как неоплатонизм, аристотелизм, иногда -

стоицизм, черпая свою аргументацию там, где философская мысль

достигла высокой интеллектуальной культуры и логической изо-

щренности. В Каппадокийской школе - у Василия Великого, Гри-

гория Нисского, Григория Назианзина, так же как затем у Блажен-
^ С самых древних времен именно религиозное сословие - жречество и

священство - было наиболее грамотным и потому осуществляло как обуче-

ние юношества, так и функции управления, требовавшие определенного обра-

зовательного уровня. В Египте и Вавилоне именно жречество давало государ-

ству писцов, в средние века - как на Западе, так и на Востоке - в Византии,

затем и в России с распространением письменности все более важную роль в

государстве, в управлении стали играть духовные лица. Такого рода истори-

ческих примеров можно привести множество.

* Вебер М. Избранное. Образ общества. М., 1994. С. 31.
ВВЕДЕНИЕ
ного Августина философское богатство эллинской мысли, перене-

сенное на новую почву, дает высочайшую и, подчеркнем, именно

интеллектуальную культуру, которая затем питает христианскую

духовную жизнь на протяжении многих веков ^
Поэтому без всяких оговорок относить религию вообще целиком к

сфере иррационального, противопоставляя ее науке как носительни-

це рациональности и интеллектуализма, было бы слишком большим

упрощением. В связи с этим необходимо остановиться еще на одном

аспекте проблемы. В религиях с этически рациональными требова-

ниями к образу жизни - таковы, в частности, иудаизм, христианст-

во, ислам - рациональное начало представлено очень сильно, по-

скольку человеческое поведение здесь опосредуется знанием, объяс-

няющим сущность разумно-нравственного божественного миропо-

рядка и соответственно человеческих отношений.
Религиозная этика побуждает к установлению смысловых связей

между явлениями, и это в известной мере сближает ее и с филосо-

фией, и с наукой, поскольку, как мы знаем, и в античности и в

средние века последняя пыталась установить именно смысловую

структуру сущего, создавая картину иерархически устроенного

космоса^. Понятие <целевой причины>, по отношению к которой

материальная и действующая, т.е. механическая причинность ока-

зывается лишь средством, пронизывает собою в равной мере как
^ Однако неверно было бы думать, что лишь с помощью рациональной

апологетики церковь оберегает содержание своей веры. Есть и другой способ

сохранения в чистоте этого содержания - опора на церковное предание, ко-

торое хранит в себе духовный опыт многих поколений верующих и тем са-

мым обеспечивает преемство религиозной жизни на протяжении веков. Рели-

гиозная традиция, передаваясь из поколения в поколение, придаст устойчи-

вость церкви как религиозному институту, без которого <книжное учение> не

имело бы своей реальной жизненной почвы.
^Таковы не только античная физика и биология, но даже математика, как

показали исторические исследования XX в. Назову лишь некоторые из них:.

Heath Th.L. A History of Greek Mathematics. Oxford, 1921; Becker 0. Grundlagen

der Mathematik in geschichtlicher Entwicklung. Munchen; Freiburg, 1954; Idem.

Das mathematische Denken der Antike. G6ttingen, 1966; Siabo A. Anfange der

griechischen Mathematik. Mflnchen; Wien, 1969; Моров В. Г. История математи-

ки эпохи позднего эллинизма. Авфтореф. канд. дис. М., 1989: Волков А. К. Ма-

тематика в древнем Китае 111-VII вв. Автореф. канд. лис. М., 1989; Ката-

сонов В. Н. Форма и формула (античная и картезианская геометрия)//

Исторические тины рациональности. Т. 2. М., 1996; Он же. Метафизическая

математика в XVII веке. М" 1993: Никулин Д. В. Пространство и время в ме-

тафизике XVII века. Новосибирск, 1993. В двух последних работах дастся

сравнительный анализ новоевропейской математики с античной.
8 ВВЕДЕНИЕ
мир человеческой нравственности, так и мир природы, каким его

видит физик - вплоть до XVI в. Союз научно-философской тра-

диции античного аристотелизма с христианской теологией в сред-

ние века, осуществленный, в частности, Альбертом Великим, Фо-

мой Аквинским и их последователями, стал возможным в силу

указанной общности подхода к миру, и прежде всего трактовки

рационального начала - логоса - как начала смыслового, ядро

которого составляет целесообразность, телос, цель.
Однако картина была бы неполной, даже искаженной, если бы

мы оставили вне поля зрения другой, и притом очень важный,

элемент христианской религии, который определил иную линию в

христианской традиции, связанную с противопоставлением разума

и веры. Последняя в этом случае трактуется не как иррациональ-

ная, а как сверхразумная. Эта традиция была достаточно влиятель-

ной, особенно в западной церкви, начиная с Тертуллиана, которому

приписывается широко известный афоризм - <верую, потому что

абсурдно> ". Свое продолжение, хотя и сильно смягченное, она на-

ходит у Августина, а затем углубляется - прежде всего франци-

сканцами, среди которых ряд представителей так называемой <тео-

логии воли>, убежденных в том, что воля как в Боге, так и в че-

ловеке иноприродна разуму и имеет перед ним неоспоримый прио-

ритет. Волюнтативная теология получает свое наиболее последо-

вательное выражение в номинализме XIII - XIV вв., в частности, у

В.Оккама, оказавшего сильное влияние на последующую теологи-

ческую и философскую мысль Запада. Известно также, что учение
" Credo поп quod, sed quia absurdum est -лат. <Сын Божий распят - это

не стыдно, ибо достойно стыда; и умер Сын Божий - это совершенно досто-
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   51

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Сборник статей под редакцией Гайденко П. П iconСовременное образование: научные подходы, опыт, проблемы, перспективы сборник научных статей
Сборник научных статей по итогам IX всероссийской научно-практической конференции с международным участием «Артемовские чтения» (16-17...
Сборник статей под редакцией Гайденко П. П iconСборник статей
Дидактика художественного текста: Сборник статей / Под ред. А. В. Татаринова. Краснодар: Кубанский государственный университет, 2007....
Сборник статей под редакцией Гайденко П. П iconКнига Сборник статей /Под редакцией Т. Ф. Антоновой. Новосибирск:...
Н 34 Научная эзотерика. Книга Сборник статей /Под редакцией Т. Ф. Антоновой. Новосибирск: риц правления Новосибирской областной организации...
Сборник статей под редакцией Гайденко П. П icon«уфимский государственный колледж радиоэлектроники» проблемы качества образования сборник статей
Сборник статей преподавателей Уфимского государственного колледжа радиоэлектроники №7 Под ред к т н зам директора по учебно-методической...
Сборник статей под редакцией Гайденко П. П iconСборник статей по итогам заседания Совета по образованию и науке при ктс СНГ
Сборник статей по итогам заседания Совета по образованию и науке при ктс снг, г. Минск, 19 апреля 2012 г. Под общей редакцией доктора...
Сборник статей под редакцией Гайденко П. П iconЗадача очевидным образом выходила за рамки узко медиевисти
История ментальностей. К реконструкции духовных про- цессов. Сборник статей под редакцией У. Рлульфа
Сборник статей под редакцией Гайденко П. П iconСборник статей Под редакцией А. В. Турчина Препринт Проект Российского...
Ник Бостром. Угрозы существованию: Анализ сценариев человеческого вымирания и других 54
Сборник статей под редакцией Гайденко П. П iconСборник статей и материалов, посвящённых традиционной культуре Новосибирского...
Песни, люди, традиции (из серии «Традиционная культура Новосибирского Приобья»): Сборник статей и материалов / Под ред. Н. В. Леоновой....
Сборник статей под редакцией Гайденко П. П iconПоложение о жилищной комиссии научных учреждений
Сборник статей по итогам заседания Совета по образованию и науке при ктс снг, г. Минск, 19 апреля 2012 г. Под общей редакцией доктора...
Сборник статей под редакцией Гайденко П. П iconПоложение о студенческом инновационном бизнес-инкубаторе
Сборник статей по итогам заседания Совета по образованию и науке при ктс снг, г. Минск, 19 апреля 2012 г. Под общей редакцией доктора...
Сборник статей под редакцией Гайденко П. П iconСборник статей по Материалам Всероссийской научной конференции
История и философия науки: Сборник статей по материалам Четвертой Всероссийской научной конференции (Ульяновск, 4-5 мая 2012) / Под...
Сборник статей под редакцией Гайденко П. П iconКонкурс грантов Российского гуманитарного научного фонда
Сборник статей по итогам заседания Совета по образованию и науке при ктс снг, г. Минск, 19 апреля 2012 г. Под общей редакцией доктора...
Сборник статей под редакцией Гайденко П. П iconВсероссийской научно-практической конференции «транспорт россии на рубеже веков»
Сборник статей по итогам заседания Совета по образованию и науке при ктс снг, г. Минск, 19 апреля 2012 г. Под общей редакцией доктора...
Сборник статей под редакцией Гайденко П. П iconК приказу Министерства образования, науки и молодежной политики Республики Алтай
Сборник статей по итогам заседания Совета по образованию и науке при ктс снг, г. Минск, 19 апреля 2012 г. Под общей редакцией доктора...
Сборник статей под редакцией Гайденко П. П iconПроект на тему «Правила дорожного движения для детей дошкольного возраста»
Сборник статей по итогам заседания Совета по образованию и науке при ктс снг, г. Минск, 19 апреля 2012 г. Под общей редакцией доктора...
Сборник статей под редакцией Гайденко П. П iconПоложение о совете работодателей Структурного подразделения (факультета,...
Сборник статей по итогам заседания Совета по образованию и науке при ктс снг, г. Минск, 19 апреля 2012 г. Под общей редакцией доктора...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск