Скачать 5.08 Mb.
|
«Философско-религиозные истоки науки» Сборник статей под редакцией Гайденко П.П. ВВЕДЕНИЕ Исследования историков, социологов и философов науки послед- них десятилетий существенно изменили прежний образ науки как автономного образования. Во второй половине XX в. были расшата- ны прочно воздвигнутые позитивизмом перегородки между наукой и другими сферами духовной жизни, была обнаружена культурно- историческая обусловленность типов научного знания. Впрочем, в философии и особенно в социологии знания такой подход наметился уже раньше. Так, в 20-е и 30-е годы нашего века у Макса Шелера в его социологических исследованиях исторических типов знания, у Эдмунда Гуссерля в его <Кризисе европейских наук>, у Р.Коллинг- вуда, Н.Уайтхеда и др. можно найти - в виде общей постановки вопроса - многое из того, что сегодня историки науки подтвержда- ют путем детального анализа огромного эмпирического материала, накопленного за последнее столетие, которое по праву можно счи- тать эпохой небывало продуктивного развития этой прежде доста- точно скромной дисциплины. Рассмотрение науки в горизонте культуры, таким образом, уже об- рело свое право на существование. Несомненна плодотворность такого подхода для понимания как процесса развития научного знания, так и сегодняшнего его состояния и будущих перспектив. Историческое раз- витие науки ныне предстает уже не в виде непрерывного кумулятив- ного процесса приращения нового знания, - мы теперь хорошо знаем, что в переломные моменты истории происходит смена типов научной рациональности, принимающая подчас острую, драматическую фор- му. Становление нового типа рациональности связано, как правило, с поворотными пунктами в развитии общества и культуры, с переоцен- кой традиционных ценностей и изменением стиля жизни. Так, науч- ная революция XVI-XVII вв. в Европе совпадает с рождением нового сознания, связанного, с одной стороны, с процессом секуляризации, а с другой - с движением Реформации и затем Контрреформации, с бур- ным развитием городов, открытием Нового Света и возрастанием роли денежного хозяйства и предпринимательства, - одним словом, со становлением культуры нового времени. 4 ВВЕДЕНИЕ Осмысление всей совокупности проблем, возникших при изучении науки в системе культуры, требует более углубленного и детализи- рованного анализа как самого понятия культуры, так и характера ее влияния на науку. При всем многообразии форм ее внешнего проявления культура определенной эпохи представляет собой некоторое внутреннее единство, единство смысла, получающее свое выражение в особен- ности стилей и мышления, и мировосприятия, наиболее наглядно явленное в произведениях искусства. Это единство смысла в значи- тельной мере определяет специфику целеполагания и деятельности индивидов, так же, как и структуру общественных институтов. Оно же в конечном счете обусловливает и направление научного поиска, постановку научных задач, способы обоснования достоверности зна- ния, принятый тип доказательств. Целостность умонастроения и ми- ропонимания, называемая культурой, пронизывает все сферы жиз- ни, хотя это не всегда отчетливо явлено на поверхности событий. Если воспользоваться выражением русского философа С.Л.Франка, культура есть <таинственное единство, в котором прошлое и буду- щее живут в настоящем и которое составляет загадочное существо живого организма> '. Хотя осуществление человеческой деятельности в большей своей части предполагает материальное воплощение, - это относится не только к производству в узком значении слова, но вообще ко всему тому, что мы называем материальной культурой, - тем не менее по своей сущности культура есть реальность духовная. И как таковая она находит свое наиболее адекватное выражение в таких формах духовного опыта, как религия, философия, наука, искусство. Научное познание - один из аспектов культурного творчества, органически связанный с 'другими, влияющий на них и, в свою очередь, испытывающий их влияние. Особенно существенное воз- действие на развитие науки оказывают религия и философия, в свою очередь, глубоко между собой связанные, хотя их связь далеко не всегда гармонична. Наука, первоначально вышедшая из лона фило- софии - достаточно вспомнить античную науку - и на протяже- нии многих веков черпавшая из философии как свои гипотезы, так и логико-методологические принципы, находится к религиозному сознанию своего времени в отношении притяжения-отталкивания, как, впрочем, и философия. Это вполне понятно, если принять во внимание, что обе - и философия, и наука являются рациональ- ^ Франк С.Л. Духовные основы общества. М., 1992. С. 63. ВВЕДЕНИЕ 5 ными формами познания окружающего мира и осмысления чело- веческого опыта, а потому необходимо включают в себя критиче- скую компоненту. В переломные эпохи истории, в связи с возрас- танием потребности в саморефлексии эта компонента подчас на- столько усиливается, что возникает превратное представление о полярной противоположности научно-философского (или чисто научного, как подчеркивает эпоха Просвещения и едва ли не весь XIX век) и религиозного сознания, складывается убеждение, что они взаимно исключают друг друга. Однако несмотря на хорошо известные исторические примеры (например, отношения Галилея с католической церковью) взаимо- зависимость религии, философии и научного познания много глуб- же, чем это пытается представить атеистическая пропаганда. Анализ этой взаимозависимости позволяет пролить дополнительный свет на процесс развития науки, содействует разрешению многих вопросов, возникших из-за односторонне-позитивистского подхода к истории научного познания. Прежде всего нужно освободиться от одного из устойчивых пред- рассудков - от противопоставления религии науке как иррацио- нального подхода рациональному. Конечно, в истории существовало и ныне существует множество религиозных верований и учений, со- ставляющих духовную основу религиозных общин, церквей и сект, в которых находят свое выражение несхожие типы религиозного опы- та, среди них и такие, которые резко противопоставляют веру разу- му. Однако в целом отношение между религиозным опытом и по- знающим мышлением, которое получило наиболее последователь- ное, хотя и не лишенное односторонности развитие в науке, далеко не так однозначно, как принято думать. Всякое религиозное учение, чтобы говорить о Боге, пользуется словом, т. е. логосом. Как пишет ви- зантийский богослов св. Григорий Палама, религиозному проповед- нику и учителю <нужно ведь и слово, причем, конечно, произноси- мое, а также словесное искусство, если хотим не просто хранить зна- ние, но и пользоваться им и преподавать его; нужна затем разнооб- разная материя рассуждений, доказательные основания и сравнения на примере мирских вещей...> " Заметным шагом на пути рационализации человеческого созна- ния исторически оказывается появление письменной формы выра- жения религиозного содержания. И в самом деле, письменная ^ Св. Григорий Палама. Триады в защиту священно-безмолвствующих. М., 1995. С. 105. 6 ВВЕДЕНИЕ форма ослабляет момент непосредственно-суггестивного воздейст- вия, а потому требует большей определенности и упорядоченности, большего внимания к логической связности текста. Правда, худо- жественно-символический элемент текста отчасти компенсирует отсутствие непосредственного воздействия на слушателей религи- озного проповедника, провидца, пророка, но все же письменный текст воспитывает у читающих его особый тип восприимчивости, внимание к связи слов, развивая тем самым ум, рационально- логические способности сравнения, расчленения, анализа и синтеза как у пишущих, так и у читающих^. <Чем больше религия стано- вилась книжным учением, - пишет Макс Вебер, имея в виду, главным образом, историю христианства, - тем больше она пробуж- дала рациональное светское мышление, свободное от церковного учения. Светское же мышление способствовало появлению враждеб- ных священнослужителям пророков, а также мистиков и сектантов, ищущих спасения вне церкви, и, наконец, скептиков и враждебных религиозному верованию философов, на что церковь вновь отвечала рационализацией религиозной апологетики> *. Конечно, рационализация церковной апологетики, немало содей- ствовавшая углублению общего процесса рационализации созна- ния, - один из путей отстаивания истинного содержания веры от намеренных и ненамеренных ее искажений или прямо враждебных ей учений. В частности, христианская теология в патриотический период формировалась в полемике с гностиками, арианами и други- ми духовными течениями первых веков новой эры. В этой полемике, а затем и в тринитарных спорах отцы церкви опирались, помимо Священного писания, на наиболее близкие христианству философ- ские учения, такие, как неоплатонизм, аристотелизм, иногда - стоицизм, черпая свою аргументацию там, где философская мысль достигла высокой интеллектуальной культуры и логической изо- щренности. В Каппадокийской школе - у Василия Великого, Гри- гория Нисского, Григория Назианзина, так же как затем у Блажен- ^ С самых древних времен именно религиозное сословие - жречество и священство - было наиболее грамотным и потому осуществляло как обуче- ние юношества, так и функции управления, требовавшие определенного обра- зовательного уровня. В Египте и Вавилоне именно жречество давало государ- ству писцов, в средние века - как на Западе, так и на Востоке - в Византии, затем и в России с распространением письменности все более важную роль в государстве, в управлении стали играть духовные лица. Такого рода истори- ческих примеров можно привести множество. * Вебер М. Избранное. Образ общества. М., 1994. С. 31. ВВЕДЕНИЕ ного Августина философское богатство эллинской мысли, перене- сенное на новую почву, дает высочайшую и, подчеркнем, именно интеллектуальную культуру, которая затем питает христианскую духовную жизнь на протяжении многих веков ^ Поэтому без всяких оговорок относить религию вообще целиком к сфере иррационального, противопоставляя ее науке как носительни- це рациональности и интеллектуализма, было бы слишком большим упрощением. В связи с этим необходимо остановиться еще на одном аспекте проблемы. В религиях с этически рациональными требова- ниями к образу жизни - таковы, в частности, иудаизм, христианст- во, ислам - рациональное начало представлено очень сильно, по- скольку человеческое поведение здесь опосредуется знанием, объяс- няющим сущность разумно-нравственного божественного миропо- рядка и соответственно человеческих отношений. Религиозная этика побуждает к установлению смысловых связей между явлениями, и это в известной мере сближает ее и с филосо- фией, и с наукой, поскольку, как мы знаем, и в античности и в средние века последняя пыталась установить именно смысловую структуру сущего, создавая картину иерархически устроенного космоса^. Понятие <целевой причины>, по отношению к которой материальная и действующая, т.е. механическая причинность ока- зывается лишь средством, пронизывает собою в равной мере как ^ Однако неверно было бы думать, что лишь с помощью рациональной апологетики церковь оберегает содержание своей веры. Есть и другой способ сохранения в чистоте этого содержания - опора на церковное предание, ко- торое хранит в себе духовный опыт многих поколений верующих и тем са- мым обеспечивает преемство религиозной жизни на протяжении веков. Рели- гиозная традиция, передаваясь из поколения в поколение, придаст устойчи- вость церкви как религиозному институту, без которого <книжное учение> не имело бы своей реальной жизненной почвы. ^Таковы не только античная физика и биология, но даже математика, как показали исторические исследования XX в. Назову лишь некоторые из них:. Heath Th.L. A History of Greek Mathematics. Oxford, 1921; Becker 0. Grundlagen der Mathematik in geschichtlicher Entwicklung. Munchen; Freiburg, 1954; Idem. Das mathematische Denken der Antike. G6ttingen, 1966; Siabo A. Anfange der griechischen Mathematik. Mflnchen; Wien, 1969; Моров В. Г. История математи- ки эпохи позднего эллинизма. Авфтореф. канд. дис. М., 1989: Волков А. К. Ма- тематика в древнем Китае 111-VII вв. Автореф. канд. лис. М., 1989; Ката- сонов В. Н. Форма и формула (античная и картезианская геометрия)// Исторические тины рациональности. Т. 2. М., 1996; Он же. Метафизическая математика в XVII веке. М" 1993: Никулин Д. В. Пространство и время в ме- тафизике XVII века. Новосибирск, 1993. В двух последних работах дастся сравнительный анализ новоевропейской математики с античной. 8 ВВЕДЕНИЕ мир человеческой нравственности, так и мир природы, каким его видит физик - вплоть до XVI в. Союз научно-философской тра- диции античного аристотелизма с христианской теологией в сред- ние века, осуществленный, в частности, Альбертом Великим, Фо- мой Аквинским и их последователями, стал возможным в силу указанной общности подхода к миру, и прежде всего трактовки рационального начала - логоса - как начала смыслового, ядро которого составляет целесообразность, телос, цель. Однако картина была бы неполной, даже искаженной, если бы мы оставили вне поля зрения другой, и притом очень важный, элемент христианской религии, который определил иную линию в христианской традиции, связанную с противопоставлением разума и веры. Последняя в этом случае трактуется не как иррациональ- ная, а как сверхразумная. Эта традиция была достаточно влиятель- ной, особенно в западной церкви, начиная с Тертуллиана, которому приписывается широко известный афоризм - <верую, потому что абсурдно> ". Свое продолжение, хотя и сильно смягченное, она на- ходит у Августина, а затем углубляется - прежде всего франци- сканцами, среди которых ряд представителей так называемой <тео- логии воли>, убежденных в том, что воля как в Боге, так и в че- ловеке иноприродна разуму и имеет перед ним неоспоримый прио- ритет. Волюнтативная теология получает свое наиболее последо- вательное выражение в номинализме XIII - XIV вв., в частности, у В.Оккама, оказавшего сильное влияние на последующую теологи- ческую и философскую мысль Запада. Известно также, что учение " Credo поп quod, sed quia absurdum est -лат. <Сын Божий распят - это не стыдно, ибо достойно стыда; и умер Сын Божий - это совершенно досто- |
Современное образование: научные подходы, опыт, проблемы, перспективы сборник научных статей Сборник научных статей по итогам IX всероссийской научно-практической конференции с международным участием «Артемовские чтения» (16-17... | Сборник статей Дидактика художественного текста: Сборник статей / Под ред. А. В. Татаринова. Краснодар: Кубанский государственный университет, 2007.... | ||
Книга Сборник статей /Под редакцией Т. Ф. Антоновой. Новосибирск:... Н 34 Научная эзотерика. Книга Сборник статей /Под редакцией Т. Ф. Антоновой. Новосибирск: риц правления Новосибирской областной организации... | «уфимский государственный колледж радиоэлектроники» проблемы качества образования сборник статей Сборник статей преподавателей Уфимского государственного колледжа радиоэлектроники №7 Под ред к т н зам директора по учебно-методической... | ||
Сборник статей по итогам заседания Совета по образованию и науке при ктс СНГ Сборник статей по итогам заседания Совета по образованию и науке при ктс снг, г. Минск, 19 апреля 2012 г. Под общей редакцией доктора... | Задача очевидным образом выходила за рамки узко медиевисти История ментальностей. К реконструкции духовных про- цессов. Сборник статей под редакцией У. Рлульфа | ||
Сборник статей Под редакцией А. В. Турчина Препринт Проект Российского... Ник Бостром. Угрозы существованию: Анализ сценариев человеческого вымирания и других 54 | Сборник статей и материалов, посвящённых традиционной культуре Новосибирского... Песни, люди, традиции (из серии «Традиционная культура Новосибирского Приобья»): Сборник статей и материалов / Под ред. Н. В. Леоновой.... | ||
Положение о жилищной комиссии научных учреждений Сборник статей по итогам заседания Совета по образованию и науке при ктс снг, г. Минск, 19 апреля 2012 г. Под общей редакцией доктора... | Положение о студенческом инновационном бизнес-инкубаторе Сборник статей по итогам заседания Совета по образованию и науке при ктс снг, г. Минск, 19 апреля 2012 г. Под общей редакцией доктора... | ||
Сборник статей по Материалам Всероссийской научной конференции История и философия науки: Сборник статей по материалам Четвертой Всероссийской научной конференции (Ульяновск, 4-5 мая 2012) / Под... | Конкурс грантов Российского гуманитарного научного фонда Сборник статей по итогам заседания Совета по образованию и науке при ктс снг, г. Минск, 19 апреля 2012 г. Под общей редакцией доктора... | ||
Всероссийской научно-практической конференции «транспорт россии на рубеже веков» Сборник статей по итогам заседания Совета по образованию и науке при ктс снг, г. Минск, 19 апреля 2012 г. Под общей редакцией доктора... | К приказу Министерства образования, науки и молодежной политики Республики Алтай Сборник статей по итогам заседания Совета по образованию и науке при ктс снг, г. Минск, 19 апреля 2012 г. Под общей редакцией доктора... | ||
Проект на тему «Правила дорожного движения для детей дошкольного возраста» Сборник статей по итогам заседания Совета по образованию и науке при ктс снг, г. Минск, 19 апреля 2012 г. Под общей редакцией доктора... | Положение о совете работодателей Структурного подразделения (факультета,... Сборник статей по итогам заседания Совета по образованию и науке при ктс снг, г. Минск, 19 апреля 2012 г. Под общей редакцией доктора... |